Холистическая наука. Холистическое здоровье (holistic health)

Каким образом можно охарактеризовать холистический научный метод? Греческое слово "холон" переводится как "цельность" или "целостность". Соответственно, холизм как учение базируется на непосредственной целостной взаимосвязи материального и духовного . Это теория о нераздельной взаимосвязи всего, что нас окружает, о постоянном обновлении и преобразовании всех видов живой материи в их неразрывном торжестве всеединства . Сегодня это учение пустило корни и в философии, и в психологии, и в медицине. Так или иначе, доктрина холизма продолжает оставаться актуальной для человечества даже спустя много сотен лет.

В одном мгновенье видеть вечность

С точки зрения холизма, человек и Вселенная представляют собой единое целое. Будучи по своей природе микрокосмом, Вселенной в миниатюре, человек воплощает в собственном существовании элементы макрокосмического масштаба. "Знай, что ты — иное мироздание в миниатюре, и что в тебе — солнце, луна и все звёзды ", — писал в древности философ Ориген. Разве не удивительно, что строение солнечной системы в точности повторяет строение атома? Возможно, это свидетельствует о глубинном сродстве всего окружающего нас бытия — начиная от микроорганизмов, и заканчивая планетами. Так или иначе, концепция целостности всего сущего — это ключевая концепция холизма .

В средневековье и в Возрождение холистический подход к науке стал одним из главных философских принципов того времени . И Гален, и Парацельс следовали в своих изысканиях теориям холистической медицины. Позднее, поборники эмпирического метода заклеймили холизм как антинаучное направление. Когда главенствующее место в науке занял эксперимент, холизм, не могущий доказать на экспериментальном уровне тезис о взаимосвязи человека и окружающего мира, на несколько столетий утратил свою связь с наукой.

Лишь в начале XX века холизм был возрожден из пепла . Основоположником современного холизма стал южноафриканский ученый Ян Смэтс, в своей книге "Холизм и эволюция" утвердивший целостность как высшее философское понятие . По Смэтсу, носителем всех физических качеств того или иного материального объекта является нематериальное тонкое психоэнергетическое поле. Поля, порождаемые разными объектами, соприкасаются и взаимодействуют друг с другом, тесно кооперируются между собой. Электроны встраиваются в атомы, атомы образуют органические соединения, из которых рождаются растения и животные. Таким образом, вся эволюция живой природы основана на неотъемлемой нераздельности многообразия видов и форм, которые нас окружают .

Яну Смэтсу удалось восстановить в правах холизм как научное направление. Не отвергая материализм, Смэтс сумел примирить извечное противоборство физического и духовного, временного и вечного . Дальнейшее развитие холистический подход получил в связи с появлением направления нью-эйдж, когда вновь оказались востребованы знания, на протяжении долгого времени бывшие в забвении.

Примирение с самим собой

Сегодня холистическая медицина становится все более популярной. В первую очередь, по причине ее безопасности для здоровья. Парадоксально, но факт: в США существует статистика, по которой бездумное и бесконтрольное лечение препаратами традиционной медицины входит в тройку главных причин, приводящих к смерти больных. Холистическая медицина же абсолютно безвредна для организма: она апеллирует к практикам тысячелетней давности, базовым принципом которых является принцип "не навреди".

На сегодняшний день холистическая медицина представлена широким спектром течений. На данный момент это и акупунктура , и гомеопатия , и фитотерапия, и ароматерапия , и аюрведа , и остеопатия , и цигун . Последователи холистической медицины считают, что нельзя изолированно исследовать заболевания одного органа. Нужно смотреть на недуг шире, стоит отслеживать не только физиологическую подоплеку болезни, но и то, каким образом болезнь может быть связана с текущим душевным и духовным состоянием человека.

Вообще, в холистической медицине много внимания уделяется предшествующему травматическому опыту пациента и его ментальным установкам. Позитивный настрой может сам по себе активизировать иммунологический резерв организма , в то время как негативные мысли, депрессия могут спровоцировать падение иммунитета и в дальнейшем привести к торможению процессов выздоровления.

Две стороны одной медали

По мнению представителей холистической терапии, внутри человека постоянно происходит борьба — "хочу" и "надо", долга и желания, внутреннего родителя и внутреннего ребенка. Эта проблема раздвоенности часто чревата неврозами. Довольно часто многие из нас сталкивались с жутким ощущением разорванности, расколотости души. Холистическая психология ставит своей целью устранить эту раздробленность и снять противоречие между теми дуальными началами, для которых душа человека является бойцовской площадкой. Цель холистической психологии — примирить между собой эти начала и предложить им сотрудничество как альтернативу борьбе.

Холистическая психология и психотерапия ставят во главу угла интеграцию противоречащих друг другу чувств и переживаний . Лишь обретя гармонию с самим собой, человек может созреть для того, чтобы осознать единство с окружающим миром и понять, какую миссию здесь и сейчас он выполняет на Земле.

Великий древнегреческий ученый Гераклит как-то писал: "Из одного — все, из всего — одно ". Лишь воспринимая священную взаимосвязь всего, что нас окружает, мы можем ощутить себя одним из звеньев невидимой цепочки, которая пронизывает все бытие — начиная от муравья, и заканчивая целой Вселенной.

Совсем недавно официальная медицина сознательно разделяла в человеке «психическое» и «соматическое» для удобства определения диагноза и дальнейшего «избирательного» лечебного воздействия. Сегодня ученые умы прилагают усилия для объединения патологических состояний в «духовном» и «телесном» в единое целое, а врачи стараются изучить заболевания в целостном видении организма. В медицине существует самостоятельная отрасль, изучающая широкий спектр заболеваний, именуемых психосоматическими болезнями – патологических состояний организма, которые развились в результате воздействия психологических факторов.
Стоит отметить, что единое восприятие всех происходящих в жизни человека проблем со здоровьем существовало несколько тысячелетий в рамках холистического подхода. Сторонники холистического учения еще на заре зарождения холизма отстаивали принципы о единстве человеческих систем, прямой взаимосвязи компонентов из сфер «душа-тело». Холистическая теория утверждает нераздельную взаимосвязь всего происходящего с человеком, естественную способность живого существа к постоянному обновлению клеток организма и к преобразованию личности.

Сегодня холистическая терапия обретает все большую популярность. Секрет успеха метода основан на главном: полной безопасности, безболезненности, безвредности для человека холистических сеансов. Последователи холизма считают, что невозможно устранить патологическое состояние, воздействуя избирательно и изолированно на какой-то орган. Необходимо смотреть на болезнь не только с учетом физиологических симптомов, а стараясь установить предшествующий негативный опыт.
Концепция холистической терапии базируется на принципе двунаправленной связи между всеми процессами, происходящими в психической сфере и системах организма. Опишем вкратце существующую взаимосвязь.
Любые болевые ощущения, которые испытывает человек на физическом уровне, независимо от происхождения боли, оказывают негативное влияние на его психоэмоциональное состояние. Независимо от того, возникла ли боль после случайной травмы или автомобильной аварии, или же она является проявлением тяжелого хронического недуга, индивид ее переживает и как мучительные телесные ощущения, и как духовные страдания. Пережитая боль формирует разнообразные психологические «блоки» в виде иррациональных страхов повторения ситуации, неконтролируемой тревоги от предвкушения длительных мук, затяжной депрессии из-за ощущения болеющим человеком собственной «неполноценности».

В свою очередь, имеющиеся у личности психологические дефекты: пережитые стрессы, перенесенные трудные ситуации, испытанные негативные переживания влияют на функционирование всех систем организма. Стали уже крылатыми фразы: «раскалывается голова от пережитого», «в горле стоит комок проблем», «согнулся из-за тяжести жизни».

Подрывают соматическое здоровье не только существующие ныне проблемы, но и травмирующие ситуации прошлого. Испытанные ранее отрицательные эмоции или преобладающие в прошлом негативные мысли прочно «врастают» в память подсознания, награждая человека физическими «блоками» в виде хронических мышечных спазмов. Одетый поневоле мышечный «панцирь» приводит к зажиманию кровеносных русел, препятствует оттоку лимфы, «перетягивает» волокна периферической нервной системы, ограничивает подвижность опорно-двигательного аппарата. Как итог, системы и органы функционируют в авральном режиме, что, в свою очередь, провоцирует быстрый износ организма, низкую сопротивляемость вредоносным факторам, раннее старение.

Эти «физические» и «психологические» блоки проявляются в стабильной «скованности» тела и устойчивом психическом напряжении. Такие хронические зажимы имеют конкретную причину. Усилия холистических медиков адресованы на комплексное освобождение человека от первичных травм. Цель холистической психологии – устранить возникшую раздробленность между психикой и физиологией, снять существующие противоречия между душой и телом, интегрировать воедино «враждующие» начала.

Возможности холистической психотерапии
Выгодное отличие холистической психотерапии – полное отсутствие насилия и принуждения. Сеанс, как правило, сочетает психотерапевтическую работу в форме партнерского диалога и проведение пульсационного массажа, устраняющего мышечные зажимы. Продолжительность одной процедуры в среднем составляет 1 час. Сеансы проходят с интервалом в три дня до полного разрешения существующей у клиента проблемы.

Методика холистической психотерапии показывает хорошие результаты в решении задач, связанных как с физическим состоянием организма, так и с психическими аномалиями. Метод рекомендован для устранения:

  • сбоев в локомоторной системе;
  • патологий периферической нервной системы;
  • синдрома хронической усталости;
  • нейроциркулярной дистонии;
  • астенического синдрома;
  • депрессий;
  • головных болей различной природы;
  • иррациональной тревоги и навязчивых страхов;
  • приступов панических атак;
  • постстрессовых явлений;
  • личностных кризисов.

  • Только открыв и осознав первопричины своего болезненного состояния, человек способен восстановить верное восприятие окружающего мира и наладить гармоничное состояние в душе и теле. Воздействие и устранение источника психической аномалии или соматического недуга позволяет обрести ясность мышления и восстановить природное здоровье.

    Как нельзя приступить к лечению глаза, не думая о голове, или лечить голову, не думая о всем организме, так нельзя лечить тело, не леча душу.

    Сокр ат

    Единство и Целостность человека – эти понятия лежат в основе холистического подхода в медицине. Термин «холистический» происходит от греческого слова holos – единый, целый.

    Холистическая медицина принципиально отличается от современной (официальной, ортодоксальной, западной - синонимы) медицины. Чтобы понять разницу, давайте проведем сравнение базовых принципов и методов этих двух направлений.

    Официальная медицина.

    Фундаментальная база западной медицины ограничивается знаниями об анатомии и физиологии на уровне физического тела.

    ✔ Болезнь – это ошибка, которая не имеет «позитивного» смысла, только «негативный». По сути болезнь - симптом или комплекс симптомов, которыми она проявляется.

    ✔ Диагностика прежде всего опирается на достижения научно-технического прогресса - лабораторные и аппаратные методы. Набор диагностических исследований стандартизирован, а индивидуальные потребности человека не учитываются. Истинная причина заболевания обычно не определяется. Очень часто следствие выдают за причину.

    ✔ Лечение не направлено на причину болезни, так как чаще всего она и не установлена. Лечение не учитывает целостность организма, и уж тем более многомерность человеческого существа (физический, ментальный, эмоциональный, духовный и другие уровни). Оно направлено на симптом, которым болезнь проявляется. Симптом – это помеха, враг. А с врагами ведут борьбу (лечение=подавление). Подобная ситуация поощряет занять человека пассивную позицию в процессе лечения и побуждает перепоручить его выздоровление кому-то другому (врачу).

    ✔ Методы лечения – это преимущественно подавление симптомов с помощью фармакотерапии. Использование стандартизированных схем, утвержденных министерством здравоохранения, не учитывает индивидуальные особенности и потребности конкретного человека.

    В целом такой подход лишь «загоняет» болезнь глубоко внутрь, а организм вынужден вновь искать пути к компенсации (одно лечим – другое калечим).

    Помимо этого, на печень, почки и другие системы ложится дополнительный задача – устранение токсической нагрузки, вызванной применением симптоматической и заместительной фармакотерапии. Кстати, по статистике в США среди факторов, приводящих к смерти больных, лечение медикаментозными методами классической медицины занимает одно из первых мест.

    Медицина Запада, имеет несомненные успехи в области терапии неотложных состояний, хирургии и т.д. Однако, применение тех же хирургических вмешательств очень часто не оправданы и являются отражением несостоятельности терапии консервативными методами. А бесконтрольное и бездумное применение фармпрепаратов привело к развитию новых болезней и к общему ослаблению здоровья у людей.

    Холистическая медицина.

    Холистическая медицинаэто медицина целостная . Она рассматривает человека как многомерную систему, как единство тела, ума, психики, энергетики, души и духа, а также учитывает природные и экологические особенности его места жительства, социальный статус.

    Холистическая медицина также является интегративной (от интеграция – объединение в целое каких-то частей). Она является квинтэссенцией мирового опыта и базируется на синтезе всех знаний, которыми владеет современное человечество относительно живых организмов и устройства Вселенной.

    В основе холистического подхода лежит эффективное сочетание богатейшего опыта традиционной медицины с новыми научными знаниями в области квантовой физики, молекулярной биологии, биохимии, генетики, со всеми возможностями современной медицины.

    ✔ Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

    ✔ Болезнь – это отсутствие гармонии, сбой в ранее установленном, хорошо сбалансированном порядке, а также попытка восстановить нарушенное равновесие.

    Более того, болезнь имеет цель - послать нам сигнал тревоги о том, что мы что-то делаем не так и это что-то необходимо изменить, если хотим быть здоровыми.

    ✔ Диагностика подразумевает комплексный индивидуальный подход –используются как методы традиционной и альтернативной медицины (например, диагностика по пульсу, языку, коже, кинезиологическое тестирование и пр.), так и современные возможности лабораторных и аппаратных исследований. Основная задача – найти истинную причину болезни на каком бы уровне она ни была – физическом, ментальном, эмоциональном или духовном.

    ✔ Лечение направлено на устранение причины болезни. Симптом – это друг, помощник. Это та самая контрольная лампочка, благодаря которой тело общается с нами.

    Цель холистической медицины – ИСЦЕЛЕНИЕ! Это значит сохранить и восстановить здоровье, помочь человеку найти себя и достичь состояния внутренней гармонии, согласия с самим собой и внешним миром.

    Исцеление работает на всех уровнях - физическом, ментальном, эмоциональном и духовном.

    Исцеление предполагает активное участие самого человека и не приветствует перепоручение этой задачи другим. Оно часто требует от человека мужества, решимости, воли и искреннего желания стать здоровым.

    ✔ Методы лечения разнообразны, но все они подразумевают восстановление и поддержание здоровья в целостном его понимании. Важно отметить, что холистическая медицина не отвергает применение фармпрепаратов или хирургического вмешательства, если это действительно необходимо и оправдано.

    Традиционные медицинские системы (китайская, тибетская, аюрведическая и др.) сами по себе являются комплексными и самодостаточными, они используют огромный арсенал методов и средств для поддержания здоровья.

    Существует множество методов холистической медицины, которые в зависимости от ситуации применяются как в качестве монотерапии, так и в различных сочетаниях. Вот лишь краткий их перечень:

    Акупунктура, рефлексотерапия, су-джок

    Гомеопатия, гомотоксикология

    Хиропрактика, остеопатия, прикладная кинезиология

    Фитотерапия, ароматерапия

    Гирудотерапия, апитерапия

    Цигун, йога

    Лечебные массажи

    Флоратерапия - лечение цветочными настоями Баха

    Арт-, данс- и цветотерапия

    Телесно-ориентированная психотерапия и мн. др.

    P.S. В литературе, интернете повсеместно существует терминологическая путаница. Запомните: традиционная медицина (от слова традиция) – это медицина с тысячелетней историей, например, Традиционная Китайская Медицина. Она не имеет отношения к современной ортодоксальной (классической) медицине! Термин нетрадиционная медицина считаю вообще не корректным и не использую его.

    Холистическое здоровье (holistic health)

    X. з. (целостное здоровье) адресуется к целостному чел. Первое упоминание о холистическом подходе к здоровью обнаруживается в Китае, в царствование Желтого императора Хуань-Ти, почти 4 тыс. лет назад. Эта система медицины, ориентированная на лечение и профилактику болезней, была основана на использовании трав, акупунктуре и массаже. Основным элементом подхода была Чи Кунь - психофизическая система дыхательных и физ. упражнений, диетических предписаний и дисциплины духа. Главной целью Чи Кунь было укрепление здоровья, болезнь считалась несчастным случаем вследствие потери внутренней гармонии и равновесия духа.

    На Западе два наиболее влиятельных подхода к здоровью были систематизированы в Древней Греции. Гиппократ (ок. 460- 377 гг. до н. э.) считается многими отцом медицины. Метод Гиппократа был поразительно похож на китайский в том, что врач направлял чел. к признанию естественного состояния здоровья, сопутствующего жизни в гармонии с самим собой и природой.

    Корни психосоматической медицины и X. з., практикуемые в совр. зап. культуре, восходят к школе Гиппократа, рассматривавшей личность в целом во взаимодействии с окружающим миром.

    Гален (ок. 129-199) предложил альтернативную форму лечения. Сохраняя взгляд на необходимость лечения чел. в целом, Гален утверждал, что патология яв-ся рез-том нарушения в отдельных органах и что главным в медицине яв-ся диагноз и лечение расстройств, специфичных для данного органа.

    Подавляющее влияние христианской церкви привело к вытеснению взглядов Галена в пользу концепции Гиппократа. Труды Гиппократа рассматривались в качестве подтверждения церковного представления о болезни как каре божьей. Лишь с приходом эпохи Возрождения дух любознательности позволил исследователям усомниться в методе Гиппократа и вернуться к подходу Галена. Научный метод, сформировавшийся на основе этого духа любознательности, привел к более глубокому пониманию организма чел. и его функций.

    Эмпирические исслед. Гарвея вполне соответствовали философским взглядам его совр. Рене Декарта, создав установку на явления природы, к-рая привела к открытию бактерий, антител и к большинству совр. познаний мед. науки. Целью этой мед. традиции являлось свести лечение к наименьшему общему знаменателю, лечить пораженный орган и ожидать, что организм чел. вернется к своему нормальному функционированию.

    Такой подход получил огромный успех. После открытия Пастером и Кохом того, что микроорганизмы вызывают заболевания, казалось, что традиция Гиппократа вытеснена физикалистской медициной.

    В 30-е гг. XX в. холистическая медицина вновь появилась в виде «новой» психосоматической медицины. Отчасти это было вызвано феноменальным успехом физикалистской медицины. Многие заразные заболевания удалось эффективно контролировать в зап. мире; это привело к преобладанию новых расстройств. Хотя в то время это еще и не признавалось, новые расстройства были вызваны образом жизни. Сердечно-сосудистые, онкологические и др. заболевания яв-ся следствием подверженности человека длительному воздействию личностных факторов или факторов окружающей среды, а не микроорганизмов. Физикалистская традиция сформировала лишь один лечебный подход, соответствующий её парадигме - хирургию. Больницы стали крупнее, мед. дисциплины стали более профилированными. В 1970-е гг. лишь 0,5% национального бюджета США направлялась на цели профилактики и лишь 2,5% - на санитарное просвещение и пропаганду здорового образа жизни. В то же самое время свыше 50% случаев смертности в Соединенных Штатах было вызвано расстройствами, доступными профилактике.

    Пока физикалистская медицина продолжала свои попытки лечения этих новых расстройств, возникли две большие проблемы: возрастание стоимости услуг здравоохранения и рост ятрогений. Стоимость расходов на здравоохранение поднялась с 4% валового национального продукта в 1950 г. до 7% в 1970 г.. Каждый пятый чел., поступавший в н.-и. клинику, приобретал ятрогенное заболевание. Это означало, что 20% лиц, получавших мед. обслуживание, приобретало расстройство, вызванное тем лечением, которое они получали. С нарастанием специализации медицины возрастала стоимость лечения и риск для больных.

    Др. причиной обращения к холистической медицине было возрастающее осознание ведущими исследователями того, что здоровье невозможно поддерживать исключительно за счет физикалистского подхода. Наибольший вклад в это внес Ганс Селье, сформулировавший концепцию общей реакции на стресс, в к-рой акцентировалось взаимодействие индивидуума и окружающей среды. Концепция стресса была холистической, она объясняла нарушения в отдельных органах и возникновение очерченных расстройств генерализованной адаптационной реакцией всего организма на воздействия окружающей среды. Когда такие выдающиеся микробиологи, как Рене Дюбо, показали, что соц.-экономические факторы играют еще большую роль в деле здоровья, чем антибиотики, холистическая концепция здоровья получила дальнейшее признание.

    Было также установлено, что факторами, обусловливающими состояние здоровья или болезни, яв-ся питание, курение, потребление алкоголя и наркотиков и наличие или отсутствие физ. упражнений. Эти «факторы образа жизни» яв-ся компонентами психопедагогического опыта, к-рый определяет собой долговременный стиль поведения.

    Третий комплекс факторов, имеющих отношение к личности, близко соотносится с образом жизни. Одним из наиболее известных и широко признаваемых элементов этого измерения яв-ся А-тип личности. Два врача, Меир Фридман и Рэй Розенман, впервые идентифицировали и начали лечить заболевания у людей с А-типом личности.

    Нужна была политическая и соц. обстановка 1960-х гг., чтобы концепция X. з. стала доминирующей силой в службах системы здравоохранения США. Люди стремились участвовать в поддержании своего здоровья. В 1970-е гг. стал популярным бег трусцой - все большее количество людей стремились «войти в форму». Появившаяся концепция «хорошего самочувствия» («wellness») привлекла к бурно развивающемуся бизнесу X. з. как мед. профессионалов, так и шарлатанов.

    В 1980-е гг. X. з. стало более уважаемым. Эмпирические исслед. продемонстрировали эффективность этой концепции, много шарлатанов было изгнано и холистические практики были интегрированы в систему здравоохранения. Научная теория еще не охватила все последствия сдвига к подлинно холистической парадигме, да это и трудно сделать.

    В практ. плоскости концепция X. з. вызвала революцию в системе здравоохранения. Это в значительной мере обусловлено финансовыми ограничениями, с к-рыми приходилось сталкиваться лечебным учреждениям и страховым компаниям вплоть до начала 1970-х гг. Лишь недавно профилактическая медицина стала экономически эффективной для отдельных секторов системы здравоохранения. Были разработаны программы «хорошего самочувствия», и страховые компании начали широко пропагандировать участие в программах поддержания здоровья для снижения расходов по лечению заболеваний.

    По мере распространения этого процесса концепция здоровья в США подвергалась расширению и уточнению. Концепция X. з. имеет дело с физ., межличностными, психол., профессиональными и духовными измерениями каждого пользователя системы здравоохранения. Она яв-ся междисциплинарной - стоматологи, врачи, священнослужители, социологи, психологи, консультанты, педагоги и бизнесмены яв-ся одними из представителей многих профессий, к-рые работают вместе для создания условий, способствующих поддержанию здоровья.

    Концепция X. з. ориентируется как на пропаганду здорового образа жизни, так и на лечение и профилактику заболеваний. Эмпирические данные черпаются из феноменологически спланированных исслед. Ист. религиозные учения используются как источники материала для дальнейшей разработки таких стратегий здоровья, как йога, медитация, лечение травами и акупунктура.

    X. з. яв-ся феноменологическим в том отношении, что оно основано на предпосылке, что лечение окажется оптимальным, если проводится в обстановке естественного проживания чел. Лучше всего помогают службы, к-рые позволяют людям оставаться в своем доме, семье, общине. Мед. обслуживание наиболее эффективно, когда оно осуществляется с уважением к представлениям людей о здоровье, без навязывания им системы представлений, принятой в службах системы здравоохранения.

    X. з. основано на сотрудничестве. Авторитарность и контроль уменьшаются по мере того, как обеспечивающие обслуживание переходят от модели врача, больного и предписаний к модели консультанта, клиента и контракта. Ответственность чел. за свое здоровье становится главным элементом любой службы здоровья. Ответственность за себя предполагает желание и способность индивидуума осуществлять и поддерживать стиль поведения, способствующий укреплению здоровья. Часто это означает необходимость отказа от стиля поведения, к-рый яв-ся дисфункциональным (напр., курение сигарет).

    Этот процесс требует сильного чувства собственной ответственности. Исслед. готовности больных следовать мед. режиму свидетельствуют о том, сколь трудным яв-ся этот процесс. Во мн. работах показано, что количество больных, не следующих предписаниям врача, доходит до 60%. В 20-50% случаев больные отказываются от назначенного посещения врача.

    Соблюдение пациентами требованиям в программах модификации образа жизни яв-ся еще более низким. В исслед. эффективности программ контролирования веса показано, что 90- 95% пациентов не удается достичь желаемого веса. Из тех, кто бросает курить, до 75% снова начинают курить в пределах шести месяцев.

    Отсутствие готовности соблюдать требования и рекомендации специалистов - серьезная проблема для физикалистской медицины - становится еще более серьезной для холистического подхода к здоровью. Обслуживаемый контингент должен быть мотивирован к осуществлению и поддержанию положительного поведенческого образа жизни, что лучше всего достигается путем повышения чувства собственной ответственности и самоконтроля.

    Если холистический подход к здоровью преуспеет в повышении у людей чувства собственной силы и самоконтроля, он сможет обеспечить высокий уровень профилактики заболеваний, добровольного соблюдения требований специалистов и укрепления здоровья.

    Службы системы здравоохранения, использующие авторитарность и контроль для обеспечения соблюдения пациентами мед. предписаний, могут добиться кратковременного следования терапевтическому режиму, но не в состоянии выполнить задачу долгосрочного поддержания положительного образа жизни.

    Движение X. з. к повышению интернального локуса контроля поэтому дает всей системе здравоохранения возможность обратиться к многомерной природе ответственности чел. перед собой и ее влиянию на образ жизни. Есть надежда, что чувство собственной силы распространится и на др. аспекты жизни чел. - межличностные отношения, производительность труда и семейные отношения.

    Вызвать самоподдерживающие произвольные изменения, двигаться от образа жизни, ориентированного на кратковременные поощрения, к долговременному вознаграждению и к деинституционализации некоторых мед. служб - это масштабные задачи. Знание о том, что лучше для здоровья, и практикование здорового образа жизни часто не совпадают.

    Ноулз предполагает, что неспособность поддерживать здоровый образ жизни может определяться пятью факторами: отрицанием смерти и болезни при сильной ориентировке на кратковременное вознаграждение; представлением о том, что природа, смерть и болезнь будут покорены наукой; нежеланием жить при определенных соц.-экономических или межличностных ограничениях; депрессией и отсутствием интереса к следованию предписаниям врача. На эти факторы должно быть обращено внимание для того, чтобы концепция X. з. могла добиться ощутимых успехов в американском здравоохранении.

    За последнее время в системе здравоохранения США произошли большие изменения. Службы, к-рые диагностируют и лечат болезни, остаются важными; в то же время все большее значение для здравоохранения принимает поддержание, укрепление здоровья и мотивация.

    Прогресс в совр. физикалистской медицине не следует игнорировать, но главное значение имеет профилактика. Жизнь в гармонии с природой становится основной задачей положительного здоровья.

    См. также А-тип личности, Контроль веса, Общий адаптационный синдром, Поведенческая медицина, Службы системы здравоохранения

    Холистическая медицина - медицина будущего

    "Как нельзя приступить к лечению глаза, не думая о голове,
    или лечить голову, не думая обо всем организме,
    так нельзя лечить тело, не леча душу."

    Сократ

    В последние десятилетия, все большую популярность набирают различные направления альтернативной медицины - по всему миру люди, страдающие различными заболеваниями, все чаще обращаются к нетрадиционным средствам. Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) уже давно признала методы альтернативной медицины, включив в свой официальный список гомеопатию, остеопатию, биорезонансную терапию, восточную медицину и прочие направления.
    Одним из самых известных и популярных направлений нетрадиционной медицины сегодня является холистическая медицина, рассматривающая организм человека как единое целое, учитывающая взаимосвязь одних человеческих органов с другими системами организма.

    Развитие холистической медицины:
    Понятия «холизм» и «холистический» происходят от греческого слова «холон», означающего «цельность», «целостность». Соответственно и весь мир, и все живое с точки зрения холизма – это единое целое. Концепция этого движения состоит в том, что человек неделим и представляет собой единое целое в пространственно-временном континууме. Согласно данной теории, каждый индивид является частью Вселенной и полностью отражает ее структуру. Материальным носителем «целостности» является голографическая структура ДНК, в которой воплощен алгоритм целостности. Его сформулировал еще древнегреческий ученый Гераклит в V веке до н.э.: "Из одного – все, из всего – одно" .

    Холизм господствовал в учениях европейских мыслителей с древности до середины XVII века. Затем, с развитием науки, которая отвела ему роль философской концепции, не имеющей практической ценности, холизм ушел в тень.
    Массовый интерес к идеям холизма возродился в XX веке. Родоначальником современного холистического подхода стал южноафриканский политик и философ Ян Смэтс. Согласно концепции, изложенной в книге «Холизм и эволюция» (1926 г.), холизм синтезирует в себе как идеалистическое, так и материальное начала. Он символизирует принцип целостности, где часть подчиняется целому. Это важнейшее качество души, которое обеспечивает связанность объекта в единое целое и влияет на качество отдельных частей.
    С начала 90-х годов XX века сначала в США, а затем и в Европе получает широкое распространение холистическая медицина как альтернативное направление в рамках традиционной медицинской практики.

    Популярность и причины развития холистической медицины:
    Известный и авторитетный доктор холистической медицины, в свое время оставивший хирургию, Рой Мартина в одной беседе объясняет следующим образом: "В основе холического подхода лежит увеличение потенциала здоровья у пациента. Это наиболее эффективный метод исцеления. В странах Западной Европы и США альтернативная медицина в целом и холистическая медицина в частности развивается огромными темпами. В США около 50% населения пользуются нетрадиционными средствами и прибегают к помощи специалистов по холистической медицине. Очень востребованы услуги профессионалов в области хиропрактики и акупунктуры благодаря тому, что эти методики позволяют вылечить множество серьезных заболеваний, избегая осложнений, которые могут вызвать применение фармацевтических препаратов. В таких странах, как Италия, Германия, Голландии и др. средства гомеопатии давно продаются в аптеках, лечение в клиниках нетрадиционной медицины оплачивается страховыми компаниями. В США проведено немалое колличество независимых исследований, результаты которых настораживают общественность: лечение методами традиционной медицины занимает третье место среди факторов, которые приводят к смерти больных. Каждый год вследствие приема медикаментов умирают более 220 тыс. человек, и в половине случаев лекарства назначаются докторами. Согласитесь, эти факторы не могут не заставить человечество обратить свое внимание на холистическую медицину и другие альтернативные практики."

    В России холистическая медицина, как и другие нетрадиционные практики, являются практически запретной темой среди врачебного сообщества. Апогеем гонения холистической медицины стало принятое в 2007 г. постановление Российской Академией Наук о борьбе с мракобесием в науке. В последние год-два ситуация несколько изменяется в лучшую сторону, однако, большинство практикующих врачей стараются не затрагивать эту тему. Тема холизма является также запретной и для официальных медицинских изданий.

    Холистическая медицина VS (против) симптоматической терапии:
    Современная медицина даже не пытается познать и понять природу целостной высокоорганизованной единой организменной Системы, свойства которой принципиально отличаются от простой суммы свойств ее отдельных элементов.
    Гармоничное взаимодействие энергий всех элементов системы, подчиненных единой цели, порождает более высокую организацию целого, чем совокупность составляющих ее элементов. Холистические свойства можно пытаться познать, основываясь и на изучении отдельных звеньев системы организма: нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, выделительной и т.п. Однако эти знания будут лишены качества целого или объединяющего принципа, который существует вне качеств отдельных частей.
    По мнению Эдуарда Сировского, доктора медицинских наук, профессора, экс главного реаниматолога клиники при НИИ нейрохирургии им. Бурденко, "медицина, в основе которой лежит симптоматическая терапия, полностью игнорирует принципиальную важность холического подхода к лечению" . Г-н Сировский отмечает: "Это особенно наглядно проявляется во всех профилактических программах, основанных на симптоматическом лечении. Холистическая, саморегулируемая система организма, приспосабливаясь к чрезмерным воздействиям, внешне может проявляться множеством симптомов: повышением температуры, артериального давления, уровня холестерина, отеками и т.п. В единоборство с этими симптомами и вступает врач, далекий от фундаментальных принципов цели и целостности. Врач, не понимающий сути целостной системы человеческого организма, будет стремиться, любыми путями, нормализовать обнаруженные отклонения. Если врач в своей лечебной тактике игнорирует концепцию холизма, то нельзя исключить и негативных последствий даже после успешно проведенной терапии".
    Таким образом, сегодня врач привычно строит свою тактику лечения не на исцелении организма, а на устранении симптома, то есть явления, которым болезнь проявляется. Бессмысленно подавлять симптом, который говорит о возникшей проблеме. Медикаментозное устранение симптома совсем не является показателем излечения. Более того, это может спровоцировать еще более серьезные нарушения функции организменной системы. Правильной же будет являться стратегия, рассматривающая отдельные симптомы как сигналы SOS, которые требуют пристального внимания, но не устранения, так как симптомы исчезнут сами после того, как будет найдена и устранена причина.
    Симптоматическая терапия, гарантирующая нормализацию физиологического или биохимического параметра, создает лишь иллюзию видимого благополучия. Такая терапия вводит в заблуждение врача, который расценивает устранение симптома как абсолютный успех лечения. Для врача, не понимающего языка симптомов и лишенного целостного видения проблемы, медикаментозная нормализация возникших отклонений часто становится самоцелью.

    Основные направления холистической медицины:
    Большинство направлений холистической медицины имеют огромную историю, исчисляемую тысячелетиями. Все они некогда считались классическими и традиционными, однако, развитие науки отвело им место альтернативных или дополнительных практик.
    Акупунктура - метод, использующий воздействие на органы и системы человека с помощью специальных игл через акупунктурные точки. Этот метод использовался еще 5 тыс. лет назад в самой старой медицине мира – китайской.
    Гомеопатия - способ лечения болезни, заключающийся в применении специальных (гомеопатических) препаратов, вызывающих признаки, симптомы данной болезни. Главная особенность гомеопатии – использование индивидуального подхода в лечении.
    Хиропрактика и остеопатия - медицинские методы, направленные на восстановление подвижности позвоночника и суставов, расслабление окружающих их мышечных тканей. Заключается он в ручном воздействии на тело для того чтобы освободить определенные структуры организменной системы от функциональных блоков и восстановления циркуляции жидкостей для создания оптимального двигательного состояния человека, которое ведет к улучшению качества жизни.
    Фитотерапия - медицина, основанная на использовании в процессе лечения различных частей растений в виде отваров, экстрактов, мазей и таблеток. В основе метода – способность трав поддерживать жизнестойкость организма за счет активизации его защитных функций. Возникновение медицинской фитотерапии относится к шумерской цивилизации.
    Аюрведа - древняя индийская методика, которая разделяет всех людей на основные типы: вата, питта и капха. Такое разделение схоже с разделением на темпераменты в психологии. В зависимости от принадлежности к тому или иному типу назначается диета и лекарства, вносятся определенные изменения в образ жизни пациента.
    Ароматерапия - методика, использующая эфирные масла и фитонциды, добытые из различных растений. Масло втирается в кожу или вдыхается (в виде ингаляций). История этого направления медицины берет еще с доисторических времен.
    Рефлексотерапия - способ, воздействующий на нервные окончания на стопе с целью лечения, связанных с ними больных органов.
    К направлениям холистической медицины относится также большое количество традиционных методов: гирудотерапия, гипнотерапия, цигун су-джок, апитерапия, разнообразные гимнастики и лечебные массажи, лечение металлом и камнем и прочие; а также различные авторские новоизобретенные методы лечения и оздоровления, как дыхание по Стрельниковой и Бутейко, аэроионотерапия, пилатес, лечение цветочными эссенциями по Баху и многое другое.
    Главная цель всех систем холистической медицины именно поддержание здоровья организма, а не лечение симптомов болезней.

    P/s : Подход, основа в холистической медицине (рассматривающая человека как единое целое ) имеет очень важное значение при решении любых проблем у организма.



    gastroguru © 2017