История Вьетнама. Кратко

Краткая история Вьетнама, как и история всех древних стран, теряется во мгле времен, превратившись в легенды. Совершенно ясно, что на плодородных заливных лугах Южного Китая и в долине Красной реки вокруг Тонкина предки кинь (так называют себя вьетнамцы) поселились 3-4 тыс. лет назад.

История вьетнамского народа и его долгой борьбы за свободу и независимость тесно связана с территориальной экспансией в южном направлении. Обороняясь от Китая на севере, древние вьеты постепенно распространяли свою власть над пришедшими в упадок царствами Тьямпа и Камбоджа на юге.

Легендарные правители

Вьетнамская легенда гласит, что император Зе Минь, потомок китайского божества - покровителя земледелия, взял в жены дочь феи By, и один из их сыновей, Кинх Дыонг-зыонг, стал родоначальником вьетов. Он в свою очередь женился на дочери дракона, повелителя озера Дунтин в Китае, и их сын Лак Лонг Куан стал первым правителем вьетского государства.

Для поддержания мира с могущественными китайскими соседями - эта тема повторяется на всем протяжении вьетнамской истории - Лак Лонг Куан женился на горной фее Ау Ко, которая принесла ему сто сыновей. Впоследствии старший из них пришел на смену Лак Лонг Куану, положив начало династии Хунг.

Вместо того чтобы рассматривать династию Хунг как исторический факт, к ней следует относиться как к героической легенде, созданной для прославления древней истории Вьетнама. В это время как у ханьских китайцев, так и у вьетнамцев возникла потребность в расширении своих территорий на юг, что положило начало их тысячелетнему соперничеству.

В 258 г. до н. э. Тхык Фан, один из вождей горных племен аувьетов, низверг 18-го короля династии Хунг и основал новое вьетнамское государство Аулак со столицей в Колоа, немного севернее современного Ханоя. Примерно через полвека, в 207 г. до н. э., мятежный китайский военачальник Чжао То завоевал Аулак и провозгласил свою власть над Намвьетом - государством, занимавшим территорию современной провинции Гуанси в Южном Китае и дельты Красной реки в Северном Вьетнаме. Китайское владычество над Намвьетом было подтверждено в 111 г. до н. э., когда наследники Чжао То формально присягнули на верность ханьскому императору У-Ди, что распространило власть Китая на юг до перевала Хайван и сделало Намвьет китайской провинцией Цзяоши.

Пагода Чан Куок в Ханое была возведена во времена правления династии Ранняя Ли

Кратко о истории тысячелетия китайского владычества во Вьетнаме

В I в. н. э. попытки китайцев насадить свои обычаи среди населения Цзяоши вызвали мощное сопротивление вьетов. В 40 г. это привело к первому крупному вьетскому восстанию против китайцев под руководством сестер Чынг, двух аристократок, провозгласивших себя соправительницами объединенного Вьетнама. Сестры Чынг по-прежнему считаются национальными героинями, но их попытка освободиться от китайской власти была недолгой. Уже через три года генерал Ма Юань восстановил контроль над этой территорией и приступил к усиленной китаизации населения. И постепенно ему это начало удаваться.

В течение следующих 900 лет вьеты оставались под гнетом Китая, несмотря на ряд крупных восстаний. В 544 г. вьетский лидер Ли Бон возглавил очередной мятеж, в результате которого достиг частичной независимости после воцарения династии Ранняя Ли, но в 603 г. она была сокрушена китайскими армиями. Победоносные китайцы переименовали страну в Аннам, или Умиротворенный Юг. Однако это оказалось попыткой выдать желаемое за действительное. В 938 г. вьеты под водительством Нго Кюйена в битве на реке Бахданг нанесли китайцам решающее поражение и восстановили свою независимость, положив конец тысячелетнему китайскому владычеству. Они наконец обрели свободу, но к этому времени стали самым китаизированным народом Юго-Восточной Азии, по контрасту с соседними тямами, тайцами и кхмерами, попавшими под культурное влияние Индии.

За столетия своей конфронтации с Китаем вьеты усвоили как минимум один ценный урок. Китайская угроза никуда не делась, но нужно было уживаться со своими северными соседями. И им это удалось благодаря сочетанию отчаянного сопротивления китайской агрессии со смиренными извинениями перед Драконьим троном за каждую свою победу. Эта хитроумная тактика была официально закреплена в 968 г., когда Динь Бо Линь, основатель императорской династии Динь, подтвердил независимость Вьетнама, но согласился раз в три года выплачивать Китаю дань.

Вьетнам расширяется на юг

Начиная с XI в. Вьетнам находил новые способы подражания Китаю, своему соседу, вызывавшему одновременно страх и восхищение. Во-первых, главной религией в стране стал китайский буддизм Махаяны, а не Теравады, исповедуемый в других странах Юго-Восточной Азии. Конфуцианство тоже было с энтузиазмом воспринято от китайцев и легло в основу государственного управления.

Во-вторых, вьетнамский народ, зажатый между более многочисленными китайцами на севере и высокими Аннамитскими Кордильерами на западе, начал распространять свое влияние в единственном доступном направлении - на юг. Из новой столицы Тханглонг, или Взлетающий дракон (впоследствии переименована в Ханой), началась долгая история завоевания древнего индуистского царства Тьямпа.

Образец индуистской культуры: тямское резное изображение Шивы из Мишона

Вьеты, отразив в 1279 г., во второй битве на реке Бахданг, монгольское вторжение, продолжали удерживать север страны. К XIV в. весь Центральный Вьетнам, до перевала Хайван, был покорен, а город Хюэ перешел под контроль вьетов. Затем китайцы вновь овладели этой территорией, но в 1428 г. в результате освободительной войны под предводительством Ле Лоя вьеты снова обрели независимость. Тем временем на юге вьетские войска уничтожили тямскую столицу Виджайю, и царство Тьямпа сократилось до крошечных размеров.

К началу XVI в. казалось, что вьетскому государству - Дайвьету ничто не угрожает, на самом же деле история преподнесла Вьетнаму новые испытания.

В 1516 г. в страну прибыли первые европейцы (португальские мореплаватели). Кроме того, на дальнем юге после крушения царства Тьямпа среди самих вьетов появились соперничающие претенденты на власть в Ханое. В 1527 г. страна разделилась на две части: династия Мак (а впоследствии Чинь) правила из Ханоя землями в дельте Красной реки, а династия Нгуен со столицей в Хюэ господствовала на юге страны.

К XVII в. вместо португальцев наиболее влиятельными европейцами здесь стали французы, особенно в центральных и южных регионах страны. Они принесли с собой католицизм, который постепенно распространился по стране, несмотря на противодействия последователей конфуцианства и буддизма. В результате вьетнамская христианская община стала второй по численности в Азии, уступая лишь филиппинской. Наконец, французский священник-миссионер Александр де Роде разработал систему романизированной вьетнамской письменности куок нгы, которая используется до сих пор.

В 1757 г. вьетнамские поселенцы обошли последнее укрепление тямов между Фанрангом и Фантхьетом и приступили к завоеванию дельты Меконга, находившейся под властью Камбоджи. В ходе этой экспансии у камбоджийцев было отнято кхмерское поселение Прейнокор и переименовано в Сайгон. В XIX в. последнее тямское сопротивление было окончательно сломлено, и Вьетнам получил полную власть над территориями, которые он контролирует и сегодня.

Ворота Хьеннён в Хюэ, столице правителей из династии Нгуен

Императоры Нгуен и французское завоевание

В 1802 г. правитель Нгуен Ань нанес поражение своим северным противникам и основал династию Нгуен (1802 - 1945) со столицей в Хюэ, где он провозгласил себя императором Зя Лонгом. Впервые в истории Вьетнама центр власти переместился от дельты Красной реки на юге к центру страны. Однако власть Нгуенов недолго оставалась неоспоримой. В 1858 г. Франция захватила Дананг и Сайгон, заложив основу для своих колоний в Аннаме и Кохинхине. В 1883 г. при поддержке современного оружия и непоколебимой веры в свою цивилизаторскую миссию французы объявили колонией и Тонкий, а Вьетнам стал французским протекторатом. В 1887 г. это положение было закреплено юридически; французы, объединив Вьетнам, Лаос и Камбоджу, образовали Индокитайский Союз (Французский Индокитай).

Нетрудно догадаться, что вьетнамцы отвергали империалистические амбиции Франции. Этот гордый народ, в течение двух тысячелетий сопротивлявшийся китайскому владычеству, не мог безропотно покориться французам.

В 1890 г. в маленькой вьетнамской деревушке Кимлиен родился Хо Ши Мин, будущий лидер вьетнамской борьбы за независимость. В 1918 г. он отправился в Париж, а через три года вступил во французскую коммунистическую партию. В 1930 г. Хо Ши Мин посетил Москву, стал агентом Коминтерна и основал в Гонконге Коммунистическую партию Индокитая. Французы еще не знали об этом, но над ними уже нависла угроза.

Хо Ши Мин продолжал работу с соотечественниками в годы войны и японской оккупации, закончившейся в 1945 г. Разумеется, коммунисты были не единственной силой, противостоявшей французскому империализму, - вьетнамцы всех политических убеждений стремились к свободе, - но коммунисты, без сомнения, были организованы лучше остальных.

Хо Ши Мин в полевой форме

Три Индокитайские войны

После японской капитуляции 15 августа 1945 г. события стали развиваться с нарастающей скоростью. 23 августа Бао Дай, последний император династии Нгуен, отрекся от престола. А всего лишь через десять дней, 2 сентября 1945 г., в Ханое Хо Ши Мин провозгласил независимость Вьетнама.

Первая Индокитайская война началась после того, как французы попытались восстановить колониальное правление. Дела у них шли плохо, и в 1954 г. они потерпели сокрушительное поражение в битве при Дьенбьен-фу от Во Нгуен Зяпа, лучшего полководца Хо Ши Мина. В Южном Вьетнаме, со столицей в Сайгоне, правил прозападный католический политик Нго Динь Зьем. В 1955 г. Зьем отказался провести выборы, и войска Вьетмина при поддержке Ханоя начали вооруженное наступление на юге. Это привело к началу Второй Индокитайской войны, - вьетнамцы называют ее Американской, - которая опустошала страну почти двадцать лет. В 1960 г. в плохо рассчитанной попытке сдержать распространение коммунизма США отправили советников для поддержки южного режима. Спустя пять лет, в 1965 г., американские ВВС приступили к регулярным бомбежкам на севере, а на юге, в Дананге, высадили десант. К 1968 г. численность американских войск во Вьетнаме увеличилась до 500 000 человек, но в том же году Тетское, или Новогоднее, наступление войск Вьетконга подорвало решимость Вашингтона продолжать войну, и в 1973 г. из Вьетнама были эвакуированы последние американские солдаты. Через два года, в апреле 1975 г., армия Северного Вьетнама захватила Сайгон, и страна снова стала единой.

Французский танк, брошенный после Первой Индокитайской войны

Победа Ханоя привела к провозглашению Социалистической Республики Вьетнам (СРВ). Большого кровопролития не последовало, но была учреждена строгая командная экономика, и более десяти лет вьетнамцы страдали от нищеты и политического гнета. К этому добавилась Третья Индокитайская война (1978-1979), когда Вьетнам вторгся в Камбоджу для свержения смертоносного кхмерского режима, но и сам подвергся вторжению, в качестве урока, от коммунистического Китая.

История экономического роста Вьетнама

На VI съезде коммунистической партии Вьетнама партийные лидеры запустили амбициозную программу общественных и экономических реформ под названием doi moi (Обновление). Коллективизация подверглась пересмотру, больше внимания было уделено производительности труда и личным правам граждан. Темпы сельскохозяйственного производства стремительно росли, в результате Вьетнам стал одним из крупных экспортеров риса. В течение 10 лет рост вьетнамской экономики составлял более 7% в год, но в 2008 г. началась инфляция, и экономическое развитие замедлилось. Несмотря на эти успехи, политический контроль остается строгим, а личные права граждан по-прежнему ограничены.

Рыбачка в Муйне

Война во Вьетнаме

Цветущая страна, известная нам под названием Вьетнам, была освоена человеком еще в эпоху палеолита. К концу II тысячелетия до н.э. значительная часть нынешнего государства оказалась заселена различными племенами, в которые современные антропологи видят родственников нынешних кхмеров и жителей островов Юго-Восточной Азии.

В это самое время на далеком севере, в низовьях великой китайской реки Янцзы, проживала народность, которой суждено было не только завладеть жаркими землями юга, но и дать им их нынешнее название. Представители этой народности называли себя лаквьетами. В середине II тысячелетия до н.э. лаквьеты стремительно расселились на плодородных равнинах дельты Красной реки. Как часто происходит в истории, более слабые предшественники частично были вытеснены, а частично - ассимилированы.

Несколько позже во Вьетнам пришли предки современных тайцев, закрепившиеся в горах на севере страны. Племена, уходившие под натиском лаквьетов на юг, со временем дали начало многим народам современного Индокитая, прежде всего чамам (или тьямам).

В 2879 г. до н.э. могущественному вождю (выонгу) по имени Хунг (Хунг Выонг) удалось объединить независимые кланы лаквьетов в единый племенной союз Ванланг. Считается, что именно благодаря ему много веков спустя на карте мира появилось государство Вьетнам. Хотя Хунг Выонг был скорее военным предводителем, нежели монархом, ему удалось сохранить власть за своим потомством, дав начало многим знатным фамилиям Древнего Вьетнама.

В 257 г. до н.э. Ванланг был разгромлен жителями севера. Вождь победителей, Ан Зыонг (большинство историков считает его китайцем), создал в северных районах нынешнего Вьетнама государство Аулак со столицей в Колоа, «крепости-улитке». Хотя эпоха Аулак быстро пришла к упадку, она считается временем окончательного формирования государственности и культуры лаквьетов. Вскоре Аулак вошел в состав государства Намвьет (или Нань-юэ), занимавшего территорию как современного Северного Вьетнама, так и обширных районов Южного Китая. Интересно, что столица Намвьета находилась на месте известного южнокитайского города Гуанчжоу.

Могущество Намвьета, которого с лих-вой хватило для завоевания Аулака, оказалось ничтожным в сравнении с мощью китайской империи Хань, которая с легкостью поглотила небольшое южное королевство в конце III в. до н.э. Это событие ознаменовало начало длительного периода полной зависимости Вьетнама от своего обширного северного соседа. До VII в. области бывшего Намвьета именовались Зяоти (в Китае - Цзяочжи), а затем обрели известное историческое название Аннам, что в переводе означает «умиротворенный юг».


Хотя поначалу китайцы, подобно монголам на Руси, не вмешивались во внутренние дела покоренного народа, ограничиваясь регулярным сбором дани, их владычество сопровождалось не угасавшим ни на минуту сопротивлением. Именно в те времена сформировались боевые качества вьетнамцев, так поразившие агрессоров Новейшего времени. Сопротивлялись не только мужчины, но и женщины. Иногда бесстрашные вьетнамки даже вставали во главе восстаний. В 40-х гг. н.э. сестрам-воительницам Чынг Чак и Чынг Ни удалось на три года изгнать китайцев из страны. Двумя веками позже вспыхнуло восстание под предводительством героини Чьеу. Увы, неравенство сил рано или поздно обрекало все выступления вьетнамцев на поражение. В итоге к I -II вв. н.э. страна лишилась последних крупиц самостоятельности и Китай начал оказывать сильнейшее влияние на культуру, экономику, политику и религию покоренной страны - влияние, ощущаемое и поныне на каждом шагу.

Долгие восемь столетий Вьетнам находился под китайским владычеством. Если Поднебесная в это время постепенно слабела, утрачивая контроль над своими необъятными территориями, то Вьетнам, напротив, сплачивался и накапливал силу. В 938 г. вьетнамский феодал Нго Кюйен поднял восстание и сбросил ненавистное иноземное иго. Новый правитель вновь провозгласил столицей город Колоа и восстановил при дворе дух и традиции вьетнамской древности. К XI в., когда к власти приходит династия Ли, страна, сменившая название на Дайвьет (Великий Вьет), по уровню развития уже не уступает самым могущественным державам Дальнего Востока. В это время столицей Вьетнама впервые становится г. Тханглонг - современный Ханой. Изгнав китайцев, победители многое заимствуют из их практики управления государством. Еще в 1070 г. в Тханглонге воздвигается храм Конфуция, создается национальная академия (Хан Лам) и вводится система государственных экзаменов по китайскому образцу. В XII в. конфуцианство окончательно становится государственной религией Вьетнама, тогда как буддизм и даосизм начинают играть роль народных верований. Окрепшее государство полностью восстанавливает утраченные позиции - в конце XIII в. оно успешно отражает нашествие монголов и даже расширяет свои владения, присоединив северные горные районы и земли южных чамов.

В начале XV в. страну вновь охватывает глубокий кризис. Воспользовавшись раздорами, возникшими в результате непопулярных преобразований императора Ли Хо Кюи, войска китайской династии Мин в 1407 г. вновь захватывают страну. На этот раз китайское владычество продолжается очень недолго - спустя всего 20 лет сплотившаяся нация вновь изгоняет врагов. Вождь повстанцев Ле Лой провозглашает создание династии Поздних Ле (1428-1788) и проводит реформы, с которых начался «золотой век» средневекового Вьетнама.


В 30-х гг. XVII в. государство Дайвьет, формально по-прежнему возглавлявшийся королями из династии Ле, раскололось на два соперничающих удела, при-надлежавших кланам Чинь и Нгуен. Верхушка каждого рода щедро раздавала земельные владения своим сторонникам. Количество земель, находившихся в распоряжении казны, стремительно уменьшалось, в то время как потребность в деньгах на военные расходы, напротив, росла с каждым днем. Для решения этой проблемы вожди кланов прибегали к старому способу - не мудрствуя лукаво, они увеличивали поборы с населения. Следствием безжалостного выколачивания податей стала крестьянская война, известная как «Восстание тэйшонов» и вспыхнувшая в 1771 г. Во главе повстанцев стояли три брата, один из которых - Нгуен Хюе - в 1788 г. провозгласил себя императором. Последний король из династии Ле был вынужден обратиться за помощью к «брату» - воинственному китайскому императору Цяньлуну из династии Цин. Тот охотно откликнулся на призыв, и китайские войска вновь вторглись в страну, однако тэйшоны быстро нанесли им сокрушительное поражение в битве близ Тхан- глонга 5 января 1789 г. Всем казалось, что после такого успеха власть «народного» императора будет непоколебима, однако спустя всего три года Нгуен Хюе внезапно умер. Этим немедленно воспользовался глава клана Нгуен - полко-водец Нгуен Фук Ань. Собрав собственные дружины и опираясь на помощь Франции, Нгуены сумели разгромить повстанцев. В 1804 г. Нгуен Фук Ань принял тронное имя Зя Лонг, перенес столицу в г. Хюэ и стал первым императором династии, остававшейся на престоле до 1945 г.

Вьетнам - одна из древнейших стран мира с богатой самобытной материальной и духовной культурой, складывающейся на протяжении веков. Вся история этой страны характеризуется героической борьбой ее народа за свободу и независимость против иноземных завоевателей.

В основе истории Вьетнама лежит судьба двух народов, боровшихся друг с другом на всем пространстве от Хонгхи до Меконга.


В южной части Вьетнама проживала народность тямов - австронезийский народ, пришедший с моря, испытавший влияние индийской цивилизации. Северную же часть занимали вьеты - австроазиатский народ, на который влияла китайская культура. Редкий житель европейской части нашей планеты вообще слышал о тямах, а в самом Вьетнаме о них напоминают лишь храмы империи о которых рассказывают экскурсоводы. Разделение страны на два больших народа прошло лишь тогда, когда предки современных вьетнамцев, постепенно одолели соперников и в 1471 г. окончательно разрушив их столицу заселили оставшиеся территории. Остатком былой цивилизации тямов пришлось смириться с присутствием вьетов по всей стране.


Истоки вьетнамской цивилизации восходят к IV - первой половине III в. до н.э., когда на территории современного Северного Вьетнама существовал союз племен Ванланг, образованный лаквьетами - далекими предками нынешних вьетнамцев. В III в. до н, э. Ванланг получил название Аулак. Это было государство с весьма развитой самобытной цивилизацией. Оно неоднократно подвергалось вторжениям со стороны Китая. Во II в. до н.э. на территории современного Северного Вьетнама образовалось новое самостоятельное государство Намвьет. Несмотря на упорное сопротивление китайской агрессии, оно было в 111 г. до н.э. покорено захватчиками, которые стали проводить политику насильственной ассимиляции захваченных ими территорий. Вспыхнувшее в 40 г. н.э. народное восстание под предводительством сестер Чынг привело к победе вьетнамского народа. Несмотря на последовавшее вскоре жестокое подавление восстания, оно стало символом сопротивления для вьетнамцев. Китайское господство с перерывами длилось до X в. н.э. В 938 г. китайские феодалы потерпели жестокое поражение, и Вьетнам вновь обрел независимость.


XI - XIV вв. отмечены во Вьетнаме как период становления централизованного феодального государства, именовавшегося Дайвьет -Великий Вьет. И в этот период вьетнамскому государству неоднократно приходилось отражать нападения захватчиков с севера. В самом начале XV в. Дайвьет ненадолго утратил независимость. Однако благодаря широкому освободительному движению, развернувшемуся по всей стране, Вьетнам сумел в 1427 г. вернуть независимость.

В XVIII в. феодальный Вьетнам, находившийся в глубочайшем кризисе, потрясло крупнейшее за всю историю страны крестьянское восстание, известное как восстание тэйшонов (1771-1802), в ходе которого была свергнута власть враждующих феодальных домов - Нгуенов на юге и Чиней на севере, ликвидирована династия Ле и страна была объединена в единое государство. Самостоятельное развитие Вьетнама продолжалось до 1858 г., когда начался колониальный захват Вьетнама Францией. С конца XIX в. вплоть до окончания первой мировой войны французские колонизаторы постепенно превратили Вьетнам в аграрно-сырьевой придаток метрополии. Они захватывали вьетнамские земли, создавали плантационные хозяйства, развивали в первую очередь горнодобывающую промышленность, сооружали порты и дороги для вывоза колониального сырья.

В начале XX в. на исторической арене Вьетнама появляются две ведущие силы освободительной борьбы - рабочий класс и национальная буржуазия, боровшиеся между собой за руководство национально-освободительным. движением.


Огромное воздействие на дальнейшее развитие рабочего и освободительного движения во Вьетнаме сыграли идеи Великой Октябрьской социалистической революции и распространение марксистской литературы в стране. С созданием в 1925 г. Хо Ши Мином первой марксистской организации во Вьетнаме - Товарищества революционной молодежи Вьетнама - начинается новый этап во вьетнамском национально-освободительном движении.

В феврале 1930 г. во Вьетнаме создается Коммунистическая партия, возглавившая борьбу вьетнамского народа за независимость. Наиболее значительными в этой борьбе были три этапа. Первый - движение 1930- 1931 гг., высшей точкой которого было установление Советов в провинциях Нгеан и Хатинь. Второй этап - демократическое движение 1936- 1939 гг., основным содержанием которого явилась борьба вьетнамского народа за созыв Индокитайского конгресса и создание Демократического фронта Индокитая, выступившего против войны, за мир, демократические права и улучшение жизненного уровня народа.
Третий этап - патриотическое движение 1940-1945 гг., характеризовавшееся широким размахом национально-освободительной борьбы в годы второй мировой войны, активной подготовкой к свержению власти колонизаторов и феодалов, созданием Национального единого фронта (Вьетминь) и национально-освободительной армии.

В августе 1945 г. в стране произошла Августовская революция, в результате которой была создана Демократическая Республика Вьетнам - первое в Юго-Восточной Азии народно-демократическое государство.


С первых дней провозглашения независимости Демократической Республики Вьетнам вьетнамский народ был вынужден отражать агрессию сначала французских колонизаторов (1945-1954; первая война Сопротивления), а затем армии США (1965- 1975; вторая война Сопротивления). Многолетняя - свыше 30 лет, полная неимоверных трудностей и лишений героическая борьба вьетнамского народа за национальную независимость завершилась полной победой в апреле 1975 г., когда вьетнамский народ освободил Южный Вьетнам, добился воссоединения родины и создал в июле 1976 г. Социалистическую Республику Вьетнам.

Однако после воссоединения Вьетнама и образования СРВ вьетнамскому народу пришлось выдержать еще один удар - нападение китайской военщины в феврале 1979 г. Китайская военная авантюра полностью провалилась.

Сейчас Вьетнам становится страной новой мировой экономики, как называют его современники «Азиатский дракон», который в некоторых отраслях начинает конкурировать с серьезным мировым игроком Китаем.

Лаквьеты, Ванланг

Карта Ванланга, 500 до н. э.

Ванланг был матриархальным обществом, аналогично другим древнейшим юго-восточноазиатским обществам. На раскопках в Северном Вьетнаме были найдены металлические орудия того времени. Наиболее известны бронзовые барабаны, возможно использовавшиеся в религиозных церемониях, на которых были выгравированы изображения воинов, домов, птиц, животных в концентрических окружностях.

Люди из Ванланга известны как лаквьеты.

Многие сведения о жизни того времени можно почерпнуть в древних легендах. «История о баньтьынгах » рассказывает о принце, выигравшем кулинарный турнир, а затем и трон, придумав рисовые пирожки; эта легенда отражает важность основной стороны тогдашней экономики, рисоводство. «История о Зёнге» рассказывает о юноше, который уходит на войну, чтобы спасти страну. Зёнг и его конь носят железную броню, а сам Зёнг берёт железный посох, что свидетельствует о наличии развитой металлургии. Магическое оружие из «истории о волшебном луке» может посылать тысячи стрел, что доказывает активное использование луков в то время.

Появление Аувьетов, Аулак

К третьему веку до н. э. другая группа вьетов, аувьеты (甌越), пришла с юга территории современного Китая к дельте Красной реки (Хонгха) и смешалась с населением Ванланга. В 258 г. до н. э. появилось союзное государство аувьетов и лаквьетов - Аулак . Король Ан зыонг-выонг построил вокруг своей столицы, Колоа (вьетн. Cổ Loa ) , множество концентрических стен. На этих стенах стояли умелые аулакские лучники.

Ан зыонг-выонг пал жертвой шпионажа: китайский военачальник Чжао То (Triệu Đà , чьеу да) похитил его сына Чонг Тхюи (Trọng Thủy ) после того, как женился на дочери Ан зыонг-выонга.

Династия Чьеу, Намвьет

Карта китайско-вьетского государства Наньюэ (Намвьет).

Династия Поздние Ле

В 1428 году Ле Лой сам стал императором Дайвьета и основал династию Поздние Ле. Опираясь на сильную армию, свой авторитет полководца и чиновников-реформаторов в своём окружении, он провёл крупные реформы в стране. Сменивший его Ле Нян Тонг продолжил земельную реформу, в результате к концу 1450-х годов в Дайвьете стабилизировалось землевладение. Следующий император, Ле Тхань Тонг , считается самым успешным монархом за историю страны. Реформы Ле были дополнены и отчасти закреплены созданием Кодекса Тхань Тонга, «Хонгдык». Армия и государственный аппарат получили более стройную организацию, была проведена новая административная реформа, сложилась система учебных заведений и конкурсных экзаменов на чиновничьи должности, была проведена денежная реформа.

В 1471 году состоялся тщательно подготовленный военный поход Дайвьета против Чампы, завершившийся захватом части чамских территорий. В 1479-1480 годах Дайвьет аналогичным образом атаковал Лансанг , в результате чего Лангсанг на некоторое время попал в вассальную зависимость от Дайвьета, а его восточные области вошли в состав вьетского государства. Одновременно все племена, жившие в горах к западу от вьетских долин, стали данниками Дайвьета, а издавна контролируемые ими горные районы на севере получили статус провинций; в них уже было значительное вьетское население, хотя население новых областей ещё не слилось полностью с вьетами.

После «золотого века» эры «Хонг-дык» наступил упадок. Начало XVI века стало одним из самых бедственных периодов в истории страны. Дорогостоящие начинания, обширные войны и малоэффективный аппарат управления разорили крестьян, поступления от налогов уменьшились, а сам централизованный аппарат всё более слабел. Развитию сельского хозяйства не уделялось внимания, ирригационные сооружения были в запустении; вместо дамб праздные правители строили дворцы. Доведённые до полного разорения крестьяне поднимали восстания. В 1516 году в провинции Куангнинь началось одно из крупнейших в истории Вьетнама восстаний под руководством крестьянского вождя Чан Као. Повстанческая армия во главе с Чан Као с двух попыток захватила столицу Тханглаунг. Двор Ле был вынужден бежать в Тханьхоа. Повстанцы продолжали действовать вплоть до 1521 года, пока не были разбиты в результате контрнаступления верных династии Ле сил.

Династия Мак

В 1521-1522 годах были подавлены и другие восстания, но центральная власть так и не смогла оправиться от их мощных ударов. В 1527 году феодальная группировка Мак Данг Зунга, многие годы состоявшего на военной службе при дворе Ле, одержала верх над соперниками и оттеснила законных претендентов на власть в провинцию Тханьхоа. Провозгласив себя императором в 1527 году, Мак Данг Зунг отправил в 1529 году миссию в Китай с богатыми дарами и сообщением, что «никого из дома Ле не осталось и род Маков временно правит страной и народом». Получив от минского двора признание своей династии, Мак Данг Зунг передал престол сыну Мак Данг Зоаню, который правил 10 лет (1530-1540).

Возрождённая Династия Ле

Сторонники династии Ле, пытаясь восстановить у власти своего ставленника, направляли морем одну за другой миссии в Китай с просьбой о помощи в восстановлении законной династии, свергнутой «узурпатором Мак». Мак Данг Заунг, во избежание невыгодного развития событий, заявил, что «отдаёт себя на милость минского императора» и направил в Китай просьбу «провести расследование», а в 1540 году лично явился на пограничную заставу Намкуан для разбирательства (в это время в стране правил уже другой его сын - Мак Фук Хай). Китай воспользовался ситуацией в своих интересах, и в 1541 году издал инвеституру, признававшую право дома Мак править Дайвьетом, а Ле объявившую двусмысленной личностью, происхождение которой ещё предстоит доказать. Однако Вьетнам при этом был лишён статуса государства и объявлен наместничеством (Аннам дотхонг ши ти ) провинциального (Гуанси) подчинения с необходимостью традиционной выплаты дани Китаю.

Вскоре после воцарения Маков на борьбу с ними поднялись их соперники, также стремившиеся под предлогом восстановления законной династии Ле к захвату власти. В конце-концов Нгуен Ким (военачальник, служивший при Ле) объединил все оппозиционные группировки и, захватив в 1542 году провинции Тханьхоа и Нгеан, установил там свою власть (формально назвав это «возрождённой династией Ле»). В 1545 году вся власть в этом регионе перешла к зятю Нгуен Кима - Чинь Киему. Таким образом, страна оказалась разделённой на две части: род Маков (Бак Чьеу , «Северная династия») продолжал господствовать в районе Бакбо (Северный Вьетнам) со столицей в Тханглаунге, род Чиней под прикрытием династии Ле (Нам Чьеу , «Южная династия») контролировал район Нгеан -Тханьхоа . Борьба между этими двумя домами длилась более полувека, в итоге Южная династия одержала победу над Северной и вернула Ле на престол в Тханглаугне в 1592 году. Династия Маков перестала играть роль во внутриполитической жизни страны, однако они продолжали пользоваться покровительством Китая, который ещё в течение трёх поколений держал их про запас. Боясь открытого вмешательство Китая, Чини не решались на открытое свержение династии Ле. Китай, прекрасно сознавая, в чьих руках реальная власть, вёл в этом регионе сложную политическую игру. В 1599 году Чинь Тунг получил от Китая персональные знаки внимания. Именно с этого момента официально начинается режим, вошедший в историю под названием править] Война Чиней и Нгуенов

В 1558 году сын Нгуен Кима - Нгуен Хоанг добился от двора Ле разрешения на управление районом Тхуанхоа, а с 1570 года - и Куангнамом. С этого времени этот район стал оплотом князей Нгуен , которые затем взяли курс на отделение от остального Вьетнама. Так к началу XVII века оформились два «центра силы» - Нгуены и Чини. После смерти Нгуен Хоанга в 1613 году его сын тюа Шай (Нгуен Фук Нгуен) стал вести себя как полностью независимый правитель. В итоге отношения между феодальными домами Чиней и Нгуенов вылились в вооружённый конфликт, длившийся значительную часть XVII века. Войны между Чинями и Нгуенами с перерывами тянулись до 1672 года, постоянной ареной боёв стал район Нгеан-Ботинь (провинции Хатинь и Куангбинь). К 1673 году оба противника окончательно выдохлись и военные действия прекратились. Стихийно сложившееся перемирие продолжалось примерно сто лет. Нация оказалась расколотой, в национальном сознании возникли и закрепились такие понятия, как «южане» и «северяне».

Поделив страну, Чини и Нгуены принялись укреплять свои позиции на удерживаемых территориях с тем, чтобы каждую из них превратить в отдельное самостоятельное государство. О серьёзных претензиях на независимую государственность говорят обращения Нгуенов к цинскому Китаю в 1702 году и позже с просьбой об инвеституре, которая бы легализовала их правление. Когда стало ясно, что цинский Китай не поддерживает Нгуенов в их стремлении легализовать фактическую независимость от Ле и Чиней, тюа Нгуен Фук Кхоат в 1744 году объявил себя выонгом и сделал Фусуан (Хюэ) столицей уже без оглядки на Ле и Китай. Однако ни Чини, ни Нгуены не отказывались от сверхзадачи - объединения страны. И тот и другой режим считал себя частью единого, временно разделённого Дайвьета.

В 1930 году по инициативе Национальной партии Вьетнама, созданной по образцу Китайской национальной партии (Гоминьдан), вспыхнуло вооруженное Йенбайское восстание в районе на северо-запад от Ханоя . После его подавления движение сопротивления возглавила Коммунистическая партия Индокитая, созданная в 1930 году Хо Ши Мином. В период, когда во Франции при власти пребывал Народный фронт, вьетнамские коммунисты вместе с троцкистами расширили свое влияние, принимали участие в Кохинхине и Сайгоне в выборах в местные органы управления. В -1941 годы коммунисты возглавили неудачное восстание на юге и организовали волнения на севере.

Основателем первого вьетнамского государства Ванланг был король Хунг, который, по преданию, являлся старшим сыном дракона Лак Лонг Куана. Всего в этой династии было 18 королей Хунгов.
От Хунг Выонга ведут родословную знаменитые сестры Чынг: Чынг Чак и Чынг Ньи, которые в начале 1-го тысячелетия возглавляли короткий период борьбы против китайской оккупации.
Первый Хунг выонг является очень почитаемой исторической фигурой. Во многих вьетнамских городах имеются улицы имени Хунг выонга.

Первый ж/д вокзал Ханоя

На основании изучения найденных в 2009 г. в Лаосе останков древнего человека ученые сделали вывод, что первые люди современного типа пришли в Индокитай из Африки примерно 63 тыс. лет назад. Затем происходило дальнейшее их продвижение - на север в Китай и на юго-восток в Индонезию.

В период последних этапов позднего неолита и начала бронзового века в бассейне реки Красной происходило смешение племен, сформировавшихся в бассейне китайской реки Янцзы и на юге п-ва Индокитай.

Документированная история Вьетнама начинается в 3-м тысячелетии до н. э. Хунг выонг (король Хунг) основал протогосударство Ванланг по названию самого большого в то время племени и положил начало первой вьетнамской династии Хонг Банг. Государство Ванланг занимало территории Северного Вьетнама и Юга Китая почти до Гонконга. Его столицей был Фонг Тяу. В династии Хонг Банг насчитывалось 18 королей Хунгов, которые правили до 3 века до н.э.
Жители Ванланга занимались рисосеянием, разведением буйволов и свиней, строительством дамб, различными ремеслами.

В 5-2 веках до н.э. на территории Вьетнама достигла значительного развития культура бронзового века, которая получила известность под названием донгшонской.

Сменив Хунгов, в 3-м веке до н.э. во главе вьетнамского государства с названием Аулак встал Тхук Фан, получивший тронное имя Ан Зыонг выонг. Столицей Аулака стала крепость Колоа. Ее развалины находятся рядом с Ханоем. Государство Аулак располагалось в основном на территории нынешнего Северного Вьетнама и северной части Центрального Вьетнама. Свое название оно получило от названия племени Ау Вьет, которое свергло династию Хунгов.

В средней части Вьетнама во 2-м веке н.э. возникло королевство Чампа (Тьямпа) с индуистской культурой. Оно просуществовало до 14-го века, когда стало вассалом вьетнамского Аннама.
Территории южнее Чампы входили в кхмерское государство Фунань.

Войны Вьетнама с Китаем

За свою историю Вьетнаму пришлось много раз воевать с Китаем или вести длительную борьбу за освобождение. Уже с 110-го года до нашей эры по 938 год нашей эры Вьетнам находился под китайской оккупацией. В 544 г. вьетнамцам удалось изгнать из страны китайского наместника. Однако в 603 г. территория Вьетнама вновь была была завоёвана китайской династией Суй.
В 939 г. произошло окончательное освобождение страны от почти тысячелетнего китайского господства. В 1069 г. было образовано единое вьетнамское
государство Дайвьет (Великий Вьет).
В 12-м веке Дайвьет вел войны с Китаем на севере и с Камбоджой на юге, в результате которых значительно расширил свои границы.
В 1257-1288 гг. на территорию страны трижды вторгались монгольские войска, но были отбиты армией Дайвьета.
В начале 15-го века вьетнамцам вновь пришлось воевать с Китаем. Пик борьбы вьетнамского народа против китайских феодалов был в 1428 г.

С этой страницей истории также связана красивая легенда. В 1385-1433 г.г. жил простой рыбак Ле Лой, которому было суждено стать организатором и руководителем борьбы против китайских феодалов, основателем королевской династии Ле. Однажды Ле Лой ловил в озере в городе Ханое рыбу и вдруг увидел, как из его глубин всплывает на поверхность огромная черепаха. Во рту она держала золотой меч. Ле Лой принял от черепахи меч и организовал восстание против поработителей, закончившееся победой вьетнамцев. Народ провозгласил его королём.
Однажды, уже будучи королем, Ле Лой плыл по этому же озеру со своей свитой. Вдруг находившийся при нем меч выскользнул и упал за борт, а из глубины всплыла черепаха и унесла меч.
Все увидели в этом знак свыше: меч был вручен ему только для спасения родины, а когда цель была достигнута - спрятать от греха подальше.
В действительности Ле Лой происходил из феодального рода из провинции Тхан Хоа. В 1418 г. он поднял восстание против захватившей Вьетнам
китайской династии Мин. Утрата меча в озере действительно произошла в присутствии огромной черепахи, всплывшей из глубин в тот момент, когда меч упал в воду. Озеро после этого было названо Хо Хоан Кием, что в переводе означает Озеро Возвращенного Меча. Оно находится в центральной части вьетнамской столицы и в нем поныне живет большая черепаха, за которой наблюдают ученые. Фото озера можно посмотреть на странице Ханой .

Проникновение во Вьетнам европейских колонизаторов

16-й век можно назвать новой эпохой в истории Вьетнама, которая характеризуется его европеизацией. В это время европейские католические миссионеры начинают проникать во Вьетнам и обращать вьетнамцев в католическую веру, готовя почву для последующей прямой колонизации страны. Наибольших успехов они достигли на юге Вьетнама.
В 17-м веке происходит ослабление вьетнамского государства непрерывными внутренними войнами.
В 1771-1802 гг. произошло крупное крестьянское антифеодальное движение «восстание Тэйшонов». В ходе него проводились социальные реформы, мероприятия
в социально-экономической области и культуры, что способствовало объединению страны и укреплению централизованного государства. В результате внутренних противоречий правление Тэйшонов прекратило свое существование и была восстановлена монархия. К власти пришла последняя в истории Вьетнама королевская династия Нгуенов. В 1802 г. столица Вьетнама была перенесена в город Хюэ.

В 1858 г. франко-испанская эскадра заняла портовый город Дананг. В 1859 г. французы взяли Сайгон. Война продолжалась
до июня 1862, после чего император уступил французам три восточные провинции Кохинхины. В 1867 г. французы дополнительно аннексировали три западные провинции Кохинхины и образовали колонию Кохинхина.

1883-1884 гг. - новое вторжение французов и покорение ими всего Вьетнама.
1887 г. - на территории Вьетнама и Камбоджи образован Французский Индокитай.
1940-1945 гг. - Япония в ходе Второй мировой войны оккупировала Вьетнам, но, оставила там французскую колониальную администрацию. 9 марта 1945 года
Япония формально объявила Вьетнам независимой страной. Главой государства был объявлен император Бао Дай.

Борьба Вьетнама за независимость

В конце лета 1945 г. Япония, которая оккупирует Вьетнам, терпит поражение во 2-й мировой войне. Во Вьетнаме происходит Августовская революция и отречение от престола последнего императора Бао Дай. Происходит провозглашение Демократической Республики Вьетнам (ДРВ) во главе с первым президентом, Хо Ши Мином.
Августовская революция произошла при огромной поддержке народа. До нее половина земли принадлежала немногочисленным семьям помещиков. Миллионы
крестьянских семей не имели не то что своей земли, но, даже жилища. Голод 1945 года унес почти треть населения.

1946 г. - начало войны Франции против ДРВ с целью возвращения своей власти во Вьетнаме и восстановления колониального режима.
1954 г. - разгром французских войск в районе Дьенбьенфу. Женевские соглашения между ДРВ и Францией о прекращении войны. По 17-й параллели была проведена демаркационная линия, разделившая Вьетнам на две части (северная часть - ДРВ, южная - Республика Вьетнам). Эта страна взяла себе государственный флаг, изображающий на желтом фоне три красные полосы, символизирующие три исторически сложившиеся части всего Вьетнама: северную, или Тонкин, среднюю, или Аннам, южную, или Кохинхину. Таким образом, правительство Южного Вьетнама в своих амбициях и мечтах «присвоило» себе остальную половину Вьетнама.

1955 г. - Франция и США укрепляют Республику Вьетнам. Франция через марионеточное правительство Южного Вьетнама пытается сохранить свой колониальный режим, но влияние США постепенно преобладает и Франция теряет свои позиции.

В середине 50-х годов на Севере, в ДРВ, проводится коллективизация крестьянских хозяйств, часто по принуждению. Это вызывает широкое недовольство крестьян, начинаются волнения. Власти прибегают к масштабным репрессиям и, в результате, лишаются глубинной народной поддержки, которая была в начале революции. Вместе с помещиками, владевшими огромными площадями земли и жестоко эксплуатировавшими наемных работников, режимом были репрессированы владельцы средних и мелких хозяйств, процветавших за счет только интенсивного труда своей семьи. Во время репрессивного периода, в отличие от СССР и Китая не было «культурных революций», храмы различных конфессий не отбирались и не разрушались, культурное наследие предыдущих эпох не отбрасывалось, продолжалась преемственность в исторической науке.

Вьетнамская война

Вторая Индокитайская (т.н. Вьетнамская) война описана на странице вьетнамская война .

Послевоенный период

1976 г. - обе части страны объединены в Социалистическую Республику Вьетнам. После длительного периода многочисленных войн начинается мирный период истории (не считая конфликта с КНР в 1979 г.).
1979 г. - короткий вооруженный конфликт с Китаем на северных границах СРВ. Конфликт произошел из-за того, что Вьетнам ввел свои войска в Камбоджу для прекращения геноцида камбоджийского народа камбоджийским правителем Пол Потом, которого поддерживал Пекин. Китайское войско насчитывало шестьсот тысяч военнослужащих в 44 дивизиях. На вооружении - 550 танков и бронетранспортеров, 480 артиллерийских орудий и 1260 тяжелых минометов. Многочисленная авиация, сосредоточенная около города Пинсяна, боевой флот, базировавшийся на острове Хайнань, оказывали поддержку. Очень боеспособной вьетнамской армии, прошедшей горнило десятилетней войны с США и южновьетнамским режимом, удалось за месяц отбросить китайские дивизии на их территорию. Китайцы утверждают, что ушли сами, оставшись на спорных территориях.

В конце 70-х годов начинался кризис, вызвавший волнения по всему Вьетнаму, особенно в Сайгоне. Орудовали банды из числа бывших военнослужащих южновьетнамской армии и просто криминала. Среди чиновников и партийных работников процветала коррупция, что на фоне бедности основной части населения вызывало всеобщее недовольство.

В 80-е годы стала уменьшаться экономическая помощь из СССР.

В 1986 году была провозглашена политика обновления «дой мой». Провозглашенная новая экономическая политика позволила открыть путь к рыночной экономике, однако с сохранением руководящей роли компартии. В результате сплава рыночных и плановых элементов в экономике Вьетнаму удалось достичь зримых результатов в экономике, внешней политике, образовании, развитии инфраструктуры.



gastroguru © 2017