Как фотографировать детей. Знаменитый фотограф Елена Шумилова делится секретами

Фото Елена Шумилова (с)

Фотограф Елена Шумилова полгода проводит с семьей в Москве, полгода - в Андреапольском районе Тверской области на озере Бросно, где занимается фермерским хозяйством.

Фотография в жизни Елены - архитектора по образованию - появилась в качестве профессионального увлечения после того, как она стала мамой. У нее двое сыновей - пятилетний Ярослав и двухлетний Иван.

Талантливое и самобытное творчество Елены Шумиловой привлекло внимание зарубежных изданий, в частности известной британской газеты DailyMail. По словам фотографа, в поле зрения иностранной прессы она попала после того, как пару месяцев назад один из ее снимков приобрел европейский оператор сотовой связи Vodafon, который, в свою очередь, вышел на нее с помощью социальных сетей. В России проводились фотовыставки, на которых были представлены и работы Елены, правда сама она на них не была.

Елена заниматься фотосъемкой как хобби начала после рождения второго сына. Просматривала снимки многих семейных фотографов: следила за постановкой кадра, способами цветокоррекции. В качестве одного из ориентиров она привела в пример польку Магдалену Берни. По мнению Елены, некогда владелицы архитектурного бюро, самой ей преуспеть в этом деле помогло художественное видение мира.

Отвечая на вопрос о том, занимается ли она семейной фотосъемкой профессионально, Елена Шумилова говорит: «Фотографирую только, если у меня появляются интересные идеи и есть на примете люди для их воплощения».


На фотографиях Шумиловой дети, собаки, кошки, кролики, утята и гуси - все одна большая счастливая семья

«Дети и животные - это моя жизнь. Я мама двух сыновей, и нам всем нравится жить в деревне. Здесь ты ближе к природе, к красоте. Здесь, в деревне, ты находишься в постоянной гармонии с самой матушкой-природой. А она, соответственно, дает огромное количество сюжетов для съемки» - говорит Шумилова.

«При съемках я люблю использовать естественный свет: как на улице, что впрочем естественно, так и внутри помещений. Я предпочитаю всякие источники света: уличные фонари, рассеянный свет свечи, загадочный туман, дым, дождь и блики светящегося снега - все, что дает возможность подчеркнуть эмоциональную и визуальную глубину фотографии».

«Когда я окончила школу, я поступила в Московский архитектурный институт, где я практиковалась в рисовании и живописи. Я полагаю, что именно умение рисовать и разбираться в живописи определило мое чувство фотографии и композиции».

«Я фотографирую каждый день, а ночью занимаюсь обработкой изображений. Я чувствую, что я нашла свой собственный путь подхода к фотографии».

«Я в основном доверяю своей интуиции и иду за своим вдохновением. Я фотографирую то, что мне нравится и фотографиями хочу выразить чувства, которые не могу выразить обычными словами».

Если обратить внимание, то большинство работ Елены выполнены в пастельно-золотистых оттенках. Это своего рода возвращение к истокам православной культуре и подражание традиционной иконе.

Ведь иконы всегда в православном мире ассоциировались с теплотой, защитой, уютом.

Загадочный туман в работе мамы-фотографа Елены Шумиловой.

Зима в работе Елены Шумиловой

Зимние узоры на окне.

Первый снег.

Настоящий друг и надежный защитник.

Мой кролик.

Настоящий друг и надежный защитник2

В век Интернета стать известной несложно - было бы, как говорится, что показать. Потому слава и обрушилась на Елену Шумилову со всего света: английская "Дейли мейл" регулярно рассказывает о ее новых работах, американцы сняли о ней фильм, в родных виртуальных сетях творчеством молодой мамы восхищаются сотни тысяч россиян...

А вот встретиться с героиней оказалось непросто. Сначала километров 400 отмахать от Москвы по Рижскому шоссе. Потом еще 40 - в сторону районного центра Андреаполь. И уже там искать на просторах Тверской области ферму у лесного озера. Табличка "Имение Доброхвалово" подсказала, что мы попали туда, куда нужно.

Доброхвалов - фамилия фермера Андрея, мужа Елены.

Он сбрасывает с плеча тяжелый мешок, протягивает руку: "Что, не похож на московского программиста?" Позже, когда познакомимся ближе, Андрей проведет нас по своему немаленькому хозяйству, где они живут уже седьмой год. С тех самых пор, как Андрей приехал в эти места с другом-охотником отдохнуть на выходные. Огляделся, влюбился в природу, загорелся. Оставил в столице бизнес, купил землю...

В его хозяйстве коровы, овцы, гуси, куры, кролики. Само собой, техника, чтоб сеять и боронить, поливать и косить. Видно, как он болеет за фермерскую долю, которой извечно мешают плохие дороги и дураки. И как гордится своим делом - ничуть не меньше, чем всемирными успехами жены.

Елена встречает гостей в просторном доме с огромными стенами-окнами в сторону озера. С двухмесячным Петей на руках. Сразу угощает собственноручно приготовленными сыром и хлебом (мука тоже своя!).

Мы недавно решали, где дальше жить, ведь Ярославу в этом году в школу идти. И решили возить его в Андреаполь за 30 километров, - рассказывает Елена. - Я познакомилась с педагогами, и они мне очень понравились. Вообще атмосфера маленького городка мне по душе. Здесь все друг друга знают, не то что в Москве, где пакость сделал и затерялся.

Выпускница архитектурного института столь легко соглашается стать крестьянкою...

Не легко. Я и на шашлыки-то раньше ездить не любила. Но ради здоровья детей пошла на это.

Еще удивительнее, как вы за три года выросли из новичка-фотографа в Мастера. Вот один из откликов в Интернете: "Вы для меня - ворота в другой мир..."

Все были против: и муж, и родители. Их можно понять, ведь столько дел по хозяйству. Да и финансово было непросто, хотя я и обходилась одним 50-миллиметровым объективом, не покупала ни дорогих штативов, ни всевозможных "наворотов". Снимала на Canon Mark II, сейчас на Mark III перешла. Но родные видели, как я старалась, сидела по ночам у компьютера, скачивала уроки, училась обрабатывать снимки, анализировала работы понравившихся фотографов. За свое обучение не заплатила ни копейки, я в полном смысле фотограф-самоучка.

Первые картинки были смешными, даже безвкусными. Я же прошла путь обычного новичка, совершая все положенные ошибки. Только в ускоренном темпе. Отношение близких изменилось, когда я стала этим зарабатывать.

- Вы с другими фотографами общаетесь?

Да, но у меня, как вы догадываетесь, слабо организован выход в свет. Все больше через Интернет. У меня есть любимые фотографы, за чьим творчеством я слежу...

- А к вам часто обращаются за советом?

Конечно. Все время просят провести мастер-класс, но я провела один и поняла, что обучение - это пока не мое. Да и не готова я делиться всеми своими секретами, а серединка на половинку - это нечестно. Меня многие копируют, говоря, что я являюсь их вдохновением. Но лучше все-таки до всего доходить своей головой.

- Вы каждый день снимаете?

Да, это обязательно. Так поддерживаю форму. Очень много съемок холостых, но не будь их - не было бы и удачных. Бывает, целую неделю снимаешь одно и то же, и ничего не выходит. А потом случается что-то неуловимое, ребенок вдруг неожиданно повернулся, свет правильно упал, и ты понимаешь, что случилось волшебство.

- У вас есть награды, звания?

Я очень не люблю конкурсы. Однажды послала свою работу на конкурс AdMe Photo Awards 2014 и выиграла первое место, но поняла, что мне неприятно чувство ожидания: отметят тебя или нет.

Мы в редакции переругались, отбирая снимки для журнала из вашей коллекции. Уж слишком богатый выбор! Расскажите читателям "Родины", как вы это чудо снимали...

Ваня, мама Елена, Петя и семилетний водитель Ярослав. Полукилометровый путь от фермы до дома ему по силам - никакой инсценировки. Фото Дениса Емельянова

По словам папы Андрея, переезд семьи из Москвы в глубинку, кроме всего прочего, вызван желанием научить детей трудиться и общаться с природой.

Снимок сделан в соседней деревеньке. Она удивительная, как декорация для кино, ничего готовить не надо, просто приезжай и снимай... Это осень, закат. Ребята присели, что-то копаются в земле, а тут я. Правда, пришлось поработать со светом.

У нас рядом с фермой большой стог сена. Я привела Ярослава и попросила посидеть с кроликом. Обычно такая съемка длится 10-15 минут. И за это время надо успеть сделать много кадров, просто окунуться в работу, ничего не замечая вокруг, жестко выложиться. Потом и ребенок, и животное устают. И нужен большой перерыв, после которого можно сделать второй заход. Хорошо, что у нас каждое время года длится примерно по три месяца, а то устаешь от одного и того же фона. Пропадает вдохновение. Хочется перемен.

Нашу собаку зовут Миша, 12 лет, порода алабай. Миша друг наших сыновей. Это он с Ярославом. На кухне снималось... Как я придумываю сюжеты для съемки? Раньше меня и по ночам озаряло. А сейчас идеи все реже в голову стреляют в виде подарка. Долго их вынашиваю... Кстати, перед съемкой я никогда специально не наряжаю детей, как это некоторые делают. Но слежу, чтоб в одежде не было ничего кричащего. Знаете, как устроен кадр? Достаточно маленького элемента, чтоб он перетянул все внимание на себя.

Этот снимок сделан в апреле 2014-го. Я попросила Ваню покормить овец. Дети до пяти лет не умеют позировать, а Ване тогда было три года, и поэтому все получилось в виде игры. А вообще к любой съемке нужно здорово готовиться. Это как в джазовой композиции, когда сначала продумывается тема, а уже потом можно импровизировать. Так и получаются лучшие кадры. Этот снимок попал на выставку "Символы Отечества" на ВДНХ.

Который прошел в Суздале 26–28 сентября 2014 года. В преддверии этого события она вспомнила о своем профессиональном становлении.

Елена, добрый день! Для начала расскажите, пожалуйста, о себе. Кто вы по профессии и как пришли в мир фотографии?

После окончания МАРХИ (Московского архитектурного института) я около десяти лет проработала архитектором. Мне всегда была интересна фотография, но не настолько серьезно, чтобы начать что-либо делать самой. После рождения второго ребенка я стала проводить много времени далеко от Москвы, в деревне в Тверской области, и совсем забросила работу. И вот тогда у меня появилось непреодолимое желание снимать и делать это профессионально.

Весной 2012 года у меня появились зеркальная камера Canon 5D Mark II и объектив 50 мм 1,2. Вначале я работала только над тем, чтобы получить удовлетворительное качество картинки, однако позже стала понимать, что есть возможность рассказать историю в изображении, передать свои чувства. В моих работах запечатлено не столько детство моих детей, сколько ностальгия по своему собственному.

- Как вы совершенствовали свои навыки в фотографии? У кого учились?

Так получилось, что я самоучка в фотографии, хотя не считаю, что это правильно. Просто мое активное становление в этой области пришлось на тот год, когда я была с грудным ребенком на руках, да еще и вдали от города, и просто физически не могла посещать фотошколу. Поэтому моими учителями стали книги. И конечно, во многом мне помогло мое художественное образование.

- Как вы открыли для себя детскую и семейную фотографию?

Сказать по правде, я никогда не стремилась в нишу детского фотографа, более того, мне очень хотелось самореализоваться в других жанрах... Но я быстро поняла: важно уметь найти красоту в том, что окружает меня ежедневно, а не считать, что это возможно только у дальних берегов. А дети, животные и природа - это и есть моя жизнь.

- Как вы думаете, какие черты характера должны быть свойственны фотографу, снимающему детей и семьи?

В работе с детьми и семьями, я думаю, важны внимательность, терпение, умение быть комфортным и ненавязчивым.

- Сколько времени вам понадобилось для поиска собственного стиля?

О собственном стиле я никогда не задумывалась; скорее, для меня всегда было важно высказаться доступным языком, внятно донести до зрителя свои чувства.

Сегодня ваши работы знают во всем мире, их печатают многие известные издания. Как вы сами можете определить формулу своего успеха?

Я, честно, не задумывалась об успехе, создавая свои работы. Мне, безусловно, очень приятно внимание публики; это так окрыляет - быть увиденным, понятым... Однако успех не может быть самоцелью в творчестве, все должно быть сделано от души.

Каждая ваша фотография - словно целая волшебная история. Расскажите, пожалуйста, как они создаются? Как рождаются такие лиричные искренние образы?

У меня в голове всегда мелькают сюжеты, образы, которые я хочу создать. В итоге почти всегда получается что-то иное, но маяком и вдохновением являются именно те картинки, что возникают где-то на рубеже сна и реальности.

Если мы правильно понимаем, то героями ваших фотографий часто становятся именно ваши дети. Помните ли вы свой первый кадр, сделав который, поняли, как важно создать семейную фотолетопись?

Дело в том, что я не ассоциирую свое творчество с семейной летописью; у меня есть отдельные фотографии для семьи, и вряд ли они несут какую-либо художественную ценность, они сделаны только для личного архива.

- Есть ли мастера детской фотографии на Западе и в России, творчество которых для вас особенно важно?

Мои любимые фотографы в жанре детской фотографии - Магдалена Берни, Изабелла Урбаниак, Елена Громова-Кальминская и многие другие.

- Поймать кадр с искренней улыбкой ребенка - заслуга камеры, или фотографа, или того и другого вместе?

Я думаю, поймать момент, - это опыт и удача.

- Технику каких производителей вы предпочитаете?

Я снимаю камерой Canon, и у меня не было опыта работы с другой техникой.

- Что вы можете посоветовать тем, кто планирует сделать карьеру в жанре семейной и детской фотографии?

У меня, как мне кажется, очень специфический опыт, и я не имею права советовать кому-либо, как делать карьеру.

Что значит для вас участие в фестивале «Семейные фотоканикулы»? Это первый международный семейный фотофестиваль. Как вы думаете, насколько востребованы и важны для семейной фотографии такие мероприятия?

Для меня участие в названном фотофестивале - это в первую очередь обмен опытом с коллегами. Я очень рада такой возможности.

- Пожелайте, пожалуйста, что-нибудь нам и всем участникам фестиваля.

Участникам я желаю прежде всего веры в себя и вдохновения и надеюсь, что фотофестиваль поможет укрепить эти посылы в каждом.

- Большое спасибо за то, что вы нашли время ответить на наши вопросы! Желаем вам новых прекрасных кадров!

27

Позитивная психология 26.01.2014

Дорогие читатели, сегодня у меня на блоге статья для души, настроения и нашего внутреннего наполнения. Как вы знаете, по выходным дням особенно люблю я написать вот что-то такое. В нашем, казалось бы, уже таком знакомом мире невероятно приятно видеть что-то новое. И вдвойне приятно, когда от увиденного на душе становится тепло. Люблю я побродить по интернету. И часто, просто интуитивно как-то находится что-то такое интересное.

Я неслучайно назвала работу фотографа творчеством, ведь то, что делает Елена действительно полно творческой мысли. И дело не только в свете, эффектах или обработке фотографий. Есть в ее картинах (да, назову эти фото картинами) что-то до реальности настоящее, а каждый запечатленный миг как остановившееся время.

Когда я рассматривала фото, сделанные Еленой, поймала себя на мысли, что слышу запах дождя, чувствую холодное дыхание осени, ощущаю, как солнечный луч слепит глаза. Натурально и в то же время как-то фантастично-сказочно, будто вырванное из непрерывного потока времени сиюминутное мгновение.

Попыталась найти материал о фотографе Елене Шумиловой в Интернете. Его не так и много. И достаточно скудно все. Очень интересно было узнать, что Елена Шумилова – не профессиональный фотограф. По профессии она архитектор, но живопись и создание скетчей всегда ее интересовали. Опыт ее в фотографии начался лишь в 2012 году. Но за все проведенное с фотоаппаратом в руках время она практически ежедневно упражнялась и совершенствовала свои навыки. В итоге выработала собственный стиль и, на мой взгляд, добилась в этом деле немалого успеха. Ведь ей удается главное – заставить зрителя не просто смотреть фотографии, а и сопереживать каждому сюжету, ощущать его теплоту и восхищаться натуральностью.

Кстати, о натуральности. Поражает не просто то, с каким мастерством Елена улавливает пейзаж, как тонко передает атмосферу. До глубины души трогает сюжет каждой фотографии, незамысловатый и в то же время такой щемяще-трогательный.

Главные «герои» большинства фотографий – сыновья Елены, а также «жители» ее фермы. Казалось бы, выбранная тематика беспроигрышна. Дети всегда вызывают умиление. Но подача, с которой выстроен (хотя для некоторых фото вернее будет сказать «подловлен») сюжет картины, поражает своей непосредственностью. Никакого позерства и наигранности, а если и улавливается определенный сценарий – то это скорее естественный ход детского поведения, тонко подмеченный на фоне невероятно красивого пейзажа.

Да, не последнее место играет и пейзаж. «В процессе съёмки я предпочитаю естественный свет как в помещении, так и на улице. Для моих работ любые источники света прекрасны – будь то уличное освещение, свет от свечки, туман, дымка, дождь или снег – всё это создает некую визуальную и чувственную глубину в фотографии», — признается сама Елена Шумилова.

А еще ею двигает желание запечатлеть как можно больше моментов детства своих детей. Поэтому с фотоаппаратом в руках она ежедневно, а вечером обрабатывает отснятый материал. «Я очень рада, что мои фото нравятся людям. Это очень вдохновляет».

Думаю, не одну меня тронули эти снимки. То, с какой непосредственностью на них запечатлены дети и животные, то, насколько тонко передано настроение природы и как умело расставлены акценты. Посему, предлагаю просто насладиться и порадоваться тому, что в нашей жизни мы может приятно удивляться обычным моментам из обычной жизни.

Сейчас у Лены мечта: поснимать романтические пары. Думаю, это будет незабыемо. Посмотрите еще фотографии Лены на этой страничке .

Все фотографии в статье использованы с этой странички.

Надеюсь, вы подарили себе настроение.

Мой душевный подарок на сегодня будет KIRK FRANKLIN – HOSANA Подарок очень необычный. Не так давно меня познакомили с этим музыкантом мои студенты. С удовольствием послушали мы вместе столько композиций. Кирк Франклин создал новое направление в музыке, новый музыкальный жанр. Истоки всего идут из детства, воспитанием его занималась тетя, строгая баптистка, не пропускающая ни одной службы.

Церковный хор стал ему знаком и близок с детства. С 11 лет он становится руководителем взрослого баптисткого хора. Потом было всего. И наркотики, и алкоголь. 10 лет понадобилось Кирку, чтобы прийти к мудрым вещам. Послушайте интересную композицию. Очень необычно. Просто очень.

Желаю всем здоровья, радости, новых открытий. Будем заботиться, что наше физическое здоровье сочеталось с душевным его наполнением.

Целебный состав льняной каши позволяет ей благотворно влиять на весь организм, включая пищеварительную систему. Именно поэтому можно смело рекомендовать льняную кашу для беременных.

Издревле морская соль используется в косметических целях. Скрабы и пилинги с содержанием морской соли помогают избавиться от прыщей, регулирует салоотделение и подсушивает кожу.

Елена Шумилова - талантливый фотограф. Она мастерица своего дела, быстро ставшая знаменитой. Ее работы известны по всему миру.

С чего все начиналось?

Любовь к искусству была заложена в Елене с детства, когда она занималась в художественной школе. После получения основного образования было архитектурное. В Петербурге Елена училась в Академии им. Репина, однако не закончила ее.

Фотография всегда вызывала у нее интерес. Но первые работы появились только после рождения детей. Ради них пришлось расстаться с карьерой архитектора. А со временем семья переехала в Тверскую область, где Елена Шумилова и сделала свои первые снимки. Фотограф хотела запечатлеть детство с его эмоциями и чувствами, радостями, разочарованиями и открытиями.

Через тернии к славе

Первые работы, по ее признанию, были не самыми удачными: где-то была видна неестественность, когда она просила детей позировать, где-то не успевала поймать нужный кадр, если съемка не была постановочной. Терпение и упорство сделали свое дело. Сегодня Елена Шумилова известна и признана миллионами людей. Она сотрудничает с зарубежными компаниями и изданиями.

Основная тема работ фотографа - дети и природа. Снимки делались на собственной ферме, где нет недостатка в животных, поэтому не приходилось специально искать моделей. Очень трогательно выглядят кадры с изображением маленького мальчика и большого алабая - собаки, которая, согласно замыслу хозяев, должна была охранять ферму, но выросла уж очень добродушной и стала одной из моделей.

Профессиональные хитрости

Елена Шумилова создает очень живые снимки, передающие настроение. Для этого у нее есть несколько средств:

  1. Делая сюжетную фотографию, она не просит детей позировать, а дает общий план: что, как и зачем делать. Не вмешиваясь активно в процесс, не мешая навязчивым руководством, а просто зная последовательность событий, она ловит нужные моменты.
  2. Для фотосессии на природе она заранее находит место и определяет, откуда будет вестись съемка с учетом освещения и композиции.
  3. При работе в доме Елена Шумилова любит использовать контровый свет, идущий от окна. В зависимости от погоды и времени суток, на окне может быть занавеска, при прохождении которой свет рассеивается.
  4. Елена не пользуется вспышкой, штативами и отражателями. Она предпочитает работать с естественным светом: рассеянным, прямыми лучами и контровым.

Как бывает со многими талантливыми людьми, нашлись никому не известные критики, которые сидят в интернете и обсуждают, где есть технические неточности или «слишком много "Фотошопа"». Елена не скрывает, что обрабатывает кадры. Причем на этот процесс уходит от одного до четырех часов на одну фотографию, в зависимости от качества исходного снимка. В результате получаются шедевры, которые завоевали симпатии миллионов людей по всему миру.

Благодаря природным задаткам, терпению, упорству и самообразованию в деле фотосъемки, Елена Шумилова, фотограф, биография которой не отличалась чем-то особенным, стала всемирно известным человеком, чьи работы приносят людям радость.



gastroguru © 2017