Как глаз воспринимает свет. Восприятие цвета человеком

Как возникают изображения предметов на сетчатке? Лучи, отраженные от предметов, на которые направлено наш глаз, проходят через роговицу, жидкость, содержащаяся между ней и радужной оболочкой, хрусталик и стекловидное тело.

В каждом из этих сред они изменяют свое направление, т.е. преломляются. Основное значение для преломления света в глазу имеет хрусталик. У людей с нормальным зрением лучи, преломились в хрусталике, попадают на сетчатку и образуют на ней четкое изображение предметов. На рисунке 6 показано, как лучи от нижней точки предмета В, преломляясь, собираются на поверхности сетчатки в точке В1 лучи от верхней точки А собираются ниже в точке А1. Итак, изображение на сетчатке будет действительным, уменьшенным и перевернутым. В зрительных нервных центрах коры большого мозга формируется изображение таким, каким оно есть на самом деле.

Что такое аккомодация? Для четкого восприятия предметов необходимо, чтобы их изображение всегда попадал на сетчатку. Когда человек смотрит вдаль, предметы, расположенные на близком расстоянии, кажутся нечеткими. Если рассматривать близкие предметы, то нечетко видно отдаленные. Люди могут четко различать предметы, расположенные на разном расстоянии от глаза, благодаря способности хрусталика изменять свою кривизну. Способность глаза приспосабливаться к четкому видению предметов, находящихся на разном расстоянии, называют аккомодацией (от лат. АКОМ дате - приспособление к чему-либо) (рис. 7).

Наименьшее расстояние от глаза, с которой изображение еще воспринимается четко, для детей и подростков в норме составляет 7-10 см. С возрастом хрусталик теряет свою эластичность и аккомодационная способность глаза уменьшается.

Вспомните из курса физики, что такое свет.

Как мы воспринимаем свет? Лучи света попадают на сетчатку, состоящую из нескольких слоев клеток различных по форме и функциям (рис. 9, 10). Внешний слой клеток содержит черный пигмент, который поглощает световые лучи. В следующем слое имеются светочувствительные клетки - фоторецепторы: колбочки и палочки. Фоторецепторы соединяются с нервными клетками, образующими третий слой. Четвертый слой сетчатки состоит из крупных нервных клеток. их отростки образуют зрительный нерв, которым возбуждение передается в зрительной зоны коры большого мозга. Место, где зрительный нерв выходит из сетчатки, лишенное фоторецепторов, не воспринимает света и называется слепым пятном (рис. 8). Ее площадь (в норме) составляет от 2,5 до 6 мм2. Предметы, изображения которых попадает на участок, мы не видим.

В сетчатке человека насчитывают около 130 млн палочек и 7 млн. колбочек. Палочки расположены на периферии сетчатки. Они очень чувствительны к свету и поэтому возбуждаются даже при малом, так называемом сумеречном, освещении. Колбочки возбуждаются при ярком свете и малочувствительны к слабому освещению.

В центре сетчатки содержатся преимущественно колбочки. Это место называют желтым пятном (рис. 8). Желтое пятно, особенно его центральная ямка, считается местом наилучшего видения. В норме изображение всегда фокусируется на желтом пятне. При этом предметы, которые воспринимаются периферическим зрением, различаются хуже. Например, задержите взгляд на любом слове в середине строки, который вы читаете. Это слово будет хорошо видно, а слова, расположенные в начале и в конце строки, различаются значительно хуже.

В процессе преобразования энергии света в нервный импульс важную роль играет витамин А. Его недостаток вызывает значительное ухудшение сумеречного зрения, то есть так называемую куриную слепоту.

При возбуждении палочек возникает ощущение белого света (бесцветное ощущения), поскольку они воспринимают широкий спектр световых лучей.

Наш глаз способен воспринимать электромагнитные колебания с длиной волны от 320 до 760 нм (нм - нанометр - одна миллиардная доля метра). Лучи, длина волны которых короче 320 нм, называют ультрафиолетовыми, а с длиной волны больше 760 нм - инфракрасными.

Как мы воспринимаем цвет? Ли цвета мы воспринимаем? Мир разноцветный, и мы можем видеть его таким. Цвета мы воспринимаем с помощью колбочек, которые реагируют только на определенную длину волны.

Существует три типа колбочек. Колбочки первого типа реагируют преимущественно на красный цвет, другой - на зеленый и третьего - синий. Эти три цвета называют основными. Оптическим смешиванием основных цветов можно получить все цвета спектра и их оттенки. Если колбочки всех типов возбуждаются одновременно и одинаково, возникает ощущение белого цвета (рис. 11).

У некоторых людей цветовое зрение нарушено. Расстройство цветового зрения, или частичную цветовую слепоту, называют дальтонизмом. Название происходит от фамилии английского ученого Дж. Дальтона, который 1794 впервые описал это явление. Различают врожденный и приобретенный дальтонизм. Прирожденным (наследственным), собственно дальтонизмом, бывает, как правило, расстройство восприятия красного и зеленого цветов. Слепота на синий цвет является частью приобретенной. Расстройства цветового зрения объясняют отсутствием определенных колбочек в сетчатке глаза. Случается также частичный дальтонизм (неспособность воспринимать один из основных цветов). Дальтонизм наблюдается в 0,5% женщин и 5% мужчин. Люди, страдающие расстройствами цветового зрения, не могут работать на транспорте, в авиации и т.п.. Дальтонизм не лечится.

Как цвет влияет на эмоциональную сферу человека, его работоспособность? Известно, что один цвет успокаивает, другой раздражает. На этом основывается методика определения настроения человека. Еще немецкий поэт И. Гете писал о способности цвета создавать настроение: желтый - веселит и бодрит, зеленый - вмиротворюе, синий - вызывает грусть. Психологи доказали, что красный цвет приводит к цветовой усталости, а зеленый помогает ее снять. Цвет влияет на производительность труда человека. Гигиенисты установили, что зеленый и желтый цвета обостряют зрение, ускоряют зрительное восприятие, создают устойчивое ясное видение, снижают внутренне глазное давление, обостряют слух, способствуют нормальному кровообращению, т.е. в целом повышают работоспособность человека. Красный цвет действует противоположно. Эти данные используют дизайнеры при оформлении рабочих мест.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия


Контрольная работа

На тему: «Восприятие цвета»


Харитонов Лев



Введение

Что такое цвет

Восприятие цвета

Спектр. Основные виды цвета

Выводы и заключение

Литература


Введение


Свет дает нам возможность видеть и изучать все окружающее нас на земле, а также многое находящееся вне земли в беспредельном космическом пространстве. Мы ощущаем свет при помощи органа зрения - глаза. При этом мы ощущаем не только свет, но и цвет. Мы не просто видим освещенные или светящиеся окружающие нас предметы, но и можем судить об их окраске. Свойство глаза - не только видеть окружающие нас предметы и явления, но и ощущать их цвет - дает нам возможность наблюдать неисчерпаемые богатства красок природы и воспроизводить цвета, нужные нам в разных областях жизни и деятельности.

Цель нашей работы - изучить, что такое цвет, как он образуется и где применяется.

Для достижения поставленной цели нами поставлены следующие задачи:

По литературным источникам и материалам сети Интернет познакомиться с определением понятия цвет, видами цвета, особенностями восприятия цвета глазом и механизмами получения цветного изображения.

Провести опыты различными методами сложения цветов.

Рассмотреть применение цвета в различных областях нашей жизни

В работе использовались следующие методы исследования:

анализ литературных источников;

эксперимент;

фотографирование и видеозапись.


1. Что такое цвет


Цвет - характеристика видимого света, диапазон электромагнитных волн.

Цвет можно связать со спектральными характеристиками лучей света, имеющих определённую длину волны. Действие света на фоторецепторы глаза, определяет характер ощущения цвета. Свет - это одна из форм энергии. Источники света - различные тела, испускающие световые лучи. Другие тела только отражают свет. Именно благодаря этому мы их видим (в абсолютное темноте тела не отражают свет, и мы ничего не видим).

Свет состоит из лучей разного цвета. Убедиться в этом можно, пропустив солнечный свет через призму. Исаак Ньютон провел опыт по разложению солнечного света (рис.1). Он использовал для разложения света маленький кусочек стекла в форме трехгранной призмы. Когда солнечные лучи проходят сквозь капли дождя, каждая капелька работает как призма и возникает радуга. Цвет предметов зависит от того, лучи какого цвета они поглощают и отражают. Характеристики цвета и его особенности связаны с физическими свойствами объекта, материала, источниками света, и т.д., такими как, например: спектры поглощения, отражения, или эмиссии.

цвет спектральный свет

Рис. 1. Схема разложения пучка белого света в спектр с помощью стеклянной призмы.

Стекло пропускает все видимые лучи. Белый материал отражает все видимые лучи. Черный материал поглощает все лучи. Зеленый лист поглощает красные лучи, отражает зеленые. Красный материал отражает красные лучи, другие поглощает.


Восприятие цвета


Цвет - это одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Тот или иной цвет «присваивается» человеком объектам в процессе их зрительного восприятия.

В подавляющем большинстве случаев цветовое ощущение возникает в результате воздействия на глаз потоков электромагнитного излучения из диапазона длин волн, в котором это излучение воспринимается глазом (видимый диапазон - длины волн от 380 до 760 нм). Иногда цветовое ощущение возникает без воздействия лучистого потока на глаз - при давлении на глазное яблоко, ударе, электрическом раздражении и др., а также по мысленной ассоциации с другие ощущениями - звука, тепла и т.д., и в результате работы воображения. Различные цветовые ощущения вызывают разноокрашенные предметы, их разноосвещённые участки, а также Источники света и создаваемое ими освещение. При этом восприятия цветов могут различаться (даже при одинаковом относительном спектральном составе потоков излучения) в зависимости от того, попадает ли в глаз излучение от источников света или от несамосветящихся объектов. В человеческом языке, однако, используются одни и те же термины для обозначения цвета этих двух разных типов объектов. Основную долю предметов, вызывающих цветовые ощущения, составляют несамосветящиеся тела, которые лишь отражают или пропускают свет, излучаемый источниками. В общем случае цвет предмета обусловлен следующими факторами: его окраской и свойствами его поверхности; оптическими свойствами источников света и среды, через которую свет распространяется; свойствами зрительного анализатора и особенностями ещё недостаточно изученного психофизиологического процесса переработки зрительных впечатлений в мозговых центрах.

В настоящее время восприятие цвета связывают с трёхкомпонентной гипотезой зрения. В её основе лежит предположение о том, что сетчатка (организма, глаза) должна содержать три типа фоторецепторов (названные ячейками колбочками) с различными спектрами поглощения, например, поглощение «красных» лучей света, где, например, колбочки более чувствительные к красным лучам света более активно на них реагируют. Аналогично происходит с взаимодействиями других колбочек, более чувствительных к другим основным цветам (например, к синему, зелёному цвету). Существуют и предположения, что число таких типов фоторецепторов может быть больше чем три. Однако на сегодняшний день подтверждения этим гипотезам нет.


Спектр. Основные виды цвета


Вспомните одно из красивейших явлений природы - радугу. Дождь не совсем прошёл, сквозь облака пробиваются лучи солнца, и на небе появляется огромная многоцветная радуга, цвета которой плавно переходят один в другой.

Глядя на радугу, невозможно указать границы отдельных цветов можно назвать лишь несколько характерных участков, расположенном в следующем порядке сверху вниз: красный, оранжевый, жёлтый, жёлто-зелёный, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. В действительности же каждый из указанных цветовых участков радуги в свою очередь состоит из множества цветовых оттенков, плавно переходящих один в другой. Свойства нашего глаза таковы, что в пределах каждого цветового участка мы отличаем друг от друга лишь ограничённое число цветов. Ньютон дал объяснение появления радуги. Лучи солнца преломляются в дождевых каплях, как в призмах, и белый свет раскладывается на составные части. В результате мы видим радугу, состоящую из множества спектральных цветов, переходящих один в другой.

Радуга является спектром солнечного света. Если бы мы через трёхгранную призму пропустили свет обычной электрической лампы накаливания, то убедились бы в том, что спектр лампы накаливания похож на спектр солнечных лучей. Все накаленные тела дают спектр одного и того же вида. Переход от одного цвета в другой происходит непрерывно, поэтому такой спектр называют непрерывным. Весь спектр можно разделить по цветовым оттенкам на две части. В одну часть входит красный, оранжевые, жёлтые и жёлто-зелёные цвета, а в другую - фиолетовые, синие, голубые и зелёные цвета. Цвета первой части спектра связываются с представлением о цвете накаленных тел - огня, поэтому их называют тёплыми цветами. А цвета второй части спектра связываются с цветом воды, льда, металла и называются холодными цветами.

Основные и дополнительные цвета.

Понятие «дополнительный цвет» было введено по аналогии с «основным цветом». Было установлено, что оптическое смешение некоторых пар цветов может давать ощущение белого цвета. Так, к триаде основных цветов Красный - Зелёный - Синий дополнительными являются Голубой - Пурпурный - Жёлтый - цвета. На цветовом круге эти цвета располагают оппозиционно, так что цвета обеих триад чередуются. В полиграфической практике в качестве основных цветов используют разные наборы «основных цветов».

Первичные и вторичные цвета.

Это разделение основано на синтезе идей многих учёных (Ломоносов, Юнг, Гельмгольц, Геринг). К первичным относят «основные цвета», вторичными - именуют все остальные, которые можно получить при смешивании основных.

Хроматические и ахроматические цвета.

Все цвета, встречающиеся в природе разделяются на ахроматические и хроматические. К ахроматическим цветам относятся белый и черный цвета, а также серый цвет, являющийся промежуточным между белым и черным цветами. Все серые цвета могут быть получены смешением черного и белого цветов, взятых в разных пропорциях. Например, если смешать сажу с мелом в разных пропорциях, то получаются, то получаются черные серые цвета различной светлоты. Ахроматические цвета в спектре отсутствуют - они бесцветны. В природе имеется бесчисленное количество цветов. Однако глаз человека способен различать лишь ограниченное их число - около 300 ахроматических цветов от белого до черного.

Хроматическими цветами являются все цвета, имеющие тот или иной цветовой оттенок. К ним, например, относятся все спектральные цвета (зеленый, желтый, красный и т.д.)


Что определяет цвет предметов


Чем же определяется цвет окружающих нас предметов? Какой физический смысл соответствует нашим представлением о том, что трава зелёная, небо голубое, краска красная и т.д.?

Пусть на какое-нибудь просвечивающее тело падает световой поток источника света с непрерывным или линейчатым спектром. Часть этого светового потока отразится от поверхности тела, часть его пройдет через тело, и часть поглотится им. Отношение отраженного и пропущенного телом световых потоков к падающему световому потоку носит название общих, или суммарных, коэффициентов отражения и пропускания и выражаются в процентах. Так, напр., свежевыпавший снег имеет коэффициент отражения 85, белая бумага, 75, черная кожа - 1 - 2%. Это означает, что снег отражает 85, белая бумага 75, а черная кожа - 1 - 2% падающего на них светового потока.

Поверхности, не изменяющие спектрального состава падающего на них света и имеющие коэффициент отражения не менее 85%, называются белыми (снег). Тела или среды, через которые световой поток проходит без изменения его спектрального состава, называются бесцветными. Например, прозрачное оконное стекло.

Поверхность, покрытая красной краской освещенная белым солнечным светом, представляется нам красной. Если мы смотрим через синий светофильтр (синее стекло) на светящуюся нить лампы накаливания, последняя представляется нам синего цвета. Это означает, что поверхность, покрытую краской, мы потому и видим красной, что она хорошо отражает красные, оранжевые и желтые лучи и плохо все остальные. Глядя через синий светофильтр на светящуюся нить лампы накаливания, мы видим последнюю синей потому, что синий светофильтр из всей совокупности лучей лампы накаливания пропускает только синие, фиолетовые и голубые лучи, которые в результате вызывают у нас ощущение синего цвета.

Тела и среды, которые неодинаково отражают или пропускают свет разных длин волн, имеют при освещении белым светом ту или иную окраску, соответствующую их физическим свойствам, и называются цветными.

Таким образом, цвет предметов, окружающих нас, зависит, во-первых, от их способности отражать или пропускать падающий на них световой поток и, во-вторых, от распределения светового потока в спектре освещающего их источника света.

Когда мы говорим, что поверхность имеет зеленый цвет (при освещении белым светом), то это означает, что из всей совокупности лучей, составляющих белый свет, данная поверхность отражает преимущественно зеленые лучи. Отраженные поверхностью лучи воздействуют на наш глаз, и у нас создается ощущение зеленого цвета. Среда (стекло, жидкость), представляющаяся нам окрашенной в зеленый цвет (при освещении белым светом), пропускает из всей совокупности лучей, составляющих белый свет, преимущественно зеленые лучи.

Видимая нами окраска предметов зависит также от яркости цвета.

Проведем опыт. Пусть лист бумаги, выкрашенный в любой цвет, освещается прямым солнечным светом. Заслоним каким-либо белым непрозрачным предметом половину листа бумаги от прямых солнечных лучей. Одна часть листа будет затенена, и яркость ее будет меньше чем второй её части. И хотя обе половины листа бумаги, затененная и незатененная, одинаково отражают свет, т.е. качественно одинаковы, но цвет их различен. Различие состоит в том, что яркости обеих частей бумаги не одинаковы.

Так, розовый цвет при малых яркостях будет нам представляться цветом бордо, желтый - коричневым, а голубой - синим. Яркость цвета - количественный его параметр.


Смешение цветов и цветное изображение


Спектральные цвета являются самыми чистыми цветами, которые нам приходится наблюдать, так как в них отсутствует примесь белого цвета. Однако они не исчерпывают существующего в природе многообразия цветов. Полный набор встречающихся в природе цветов может быть получен при смешении спектральных цветов между собой в различной пропорции, а также смешением спектральных цветов с ахроматическими - белым и черным.

Под смешением цветов понимают явление образования новых цветов путем составления их из двух или нескольких других цветов.

Многочисленными опытами установлено, что некоторые пары хроматических цветов, смешанные в определенной пропорции, образуют ахроматический цвет. Два цвета, образующих при смешении ахроматический цвет, называются взаимодополнительными. В природе существует бесчисленное множество пар дополнительных цветов, в том числе и спектральных. Такими цветами являются, например, красный и голубой, синий и желтый, зеленый и пурпурный. Если один из двух взаимодополнительных цветов относится к теплым, то другой - к холодным цветам. Это совершенно понятно, так как в составе теплых цветов почти отсутствуют синие и голубые, а в холодных - красные и оранжевые излучения. В белом же присутствуют и теплые и холодные цвета.

Аддитивное сложение цветов.

Аддитивное смешение цветов - метод синтеза цвета, основанный на сложении аддитивных цветов, то есть цветов непосредственно излучающих объектов. Метод основан на особенностях строения зрительного анализатора человека, в частности на таком явлении как метамерия.

Смешивая три основных цвета: красный, зелёный и синий - в определенном соотношении, можно воспроизвести большинство воспринимаемых человеком цветов.

Один из примеров использования аддитивного синтеза - компьютерный монитор, цветное изображение на котором основано на цветовом пространстве RGB и получается из красных, зеленых и синих точек.


Рис. 2. Аддитивное (а) и субтрактивное (б) сложение цветов


В противоположность аддитивному смешению цветов существуют схемы субтрактивного синтеза. В этом случае цвет формируется за счет вычитания из отраженного от бумаги (или проходящего через прозрачный носитель) света определенных цветов. Самая распространенная модель субтрактивного синтеза - CMYK, широко применяющаяся в полиграфии.

Субтрактивный способ образования цветов широко применяется в цветном кино и цветной фотографии. Субтрактивное образование цветов имеет место при наложении красок на поверхность бумаги, полотна или других материалов. Краска представляет собой зёрна одного или нескольких различных пигментов, перемешанных между собой и скреплённых каким-либо связующим веществом. Связующее вещество может быть бесцветным и прозрачным или обладать избирательным пропусканием и некоторым рассеянием.

Опыт по аддитивному смешению цветов при отражении света заключается в следующем. Два диска разного цвета, разрезанные по радиусу, вставляются один в другой так, что получается диск, состоящий из двух секторов разных цветов (рис. 3). Надвигая один диск на другой, можно изменять соотношение площадей секторов взятых цветов.


Рис. 3. Диски с раздвигающимися секторами для смешения цветов при вращении


При быстром вращении дисков вокруг их центров с помощью небольшого электрического двигателя мы не различаем раздельно составляющих этот кружок цветных секторов. Цветные секторы быстро следуют один за другим, и создают в глазу ощущение одного смешанного цвета. Изменяя соотношение разноцветных секторов, можно получить всевозможные смеси, промежуточные между взятыми цветами.

Таким образом, смешением основных цветов с помощью небольшого электромотора можно получить множество различных промежуточных оттенков.

Аналогично - путем аддитивного сложения основных цветов (красного, зеленого и синего) получается изображение и на экране монитора компьютера, мобильного телефона и т.п. Мы убедились в этом, изучив изображение на экране мобильного телефона под микроскопом (рис. 4). Как видно на рисунке, оно построено из мельчайших прямоугольников - пикселей, светящихся красным, синим и зеленым цветом.


Рис. 4. Фрагмент изображения на экране мобильного телефона под микроскопом


При наложении же краски на лист белой бумаги цвета получаются иными, так как в этом случае имеет место субтрактивное смешение цветов.


Выводы и заключение


По результатам работы мы можем сделать следующие выводы:

Цвет - это одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Тот или иной цвет «присваивается» человеком объектам в процессе их зрительного восприятия. Восприятие цвета зависит от множества факторов.

Цвет предметов обусловлен воздействием на наш глаз лучей определенного спектра (зеленого, красного и т.п.), отражаемых предметом.

В результате проделанных опытов мы выяснили, как происходит аддитивное и субтрактивное сложение цветов и каким образом получается цветное изображение на светящемся экране.

В представленной работе рассмотрены далеко не все аспекты такого интересного и многогранного явления в нашей жизни как цвет. Детальным изучением всех характеристик цвета, его значения в природе и практического применения в жизни человека занимается специальная область науки - цветоведение. Значение же данной работы состоит в понимании общей сути цвета и выполнении некоторых опытов по образованию, смешению и разложению цветов. Перспективой работы может стать изучение влияния цвета на психологическое и функциональное состояние организма человека и разработка на этой основе собственного проекта школы, детали которого пока не разглашаются.


Литература


1.Ашкенази Г.И. Цвет в природе и технике - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Энергоатомиздат, 1985. - 96 с., ил.

2.Букварева Е.Н., Чудинова Е.В. Естествознание. 3 класс, 2000.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Здесь мы рассмотрим некоторые научные данные из области физики и физиологии для того, чтобы понять, как происходит процесс восприятия.

Начнем со зрительного канала. Зрение — самый информативный канал информации. Через него мы получаем наибольшее количество информации из внешнего мира. Из физики нам известно, что зрение — это восприятие света от окружающей среды. Наибольший источник света на Земле – это Солнце. Свет, по своей природе, представляет собой электромагнитную волну определенной частоты.

Субъективно мы воспринимаем эти волны как определенный цвет. Например, красным мы воспринимаем свет с частотой 400-480 ТГц, а синим – свет с частотой 620-680 ТГц. Почему именно так мы воспринимаем эти частоты света, мы обсудим чуть позже. На самом деле, если взять весь диапазон частот электромагнитного излучения, то мы увидим, что мы воспринимаем как видимый свет только очень короткий диапазон частот. Остальное мы не воспринимаем, т.е. волна есть, но мы ее не видим. Например, радиоволны, которые принимает ваш телевизор, мы не видим, хотя физически они присутствуют в пространстве.

Луч света, который идет от солнца, содержит в себе целый пучок электромагнитных волн разной частоты. По сути, в этом луче света есть волны почти всех частот. Этот луч света называется белым светом. Чтобы увидеть, что в белом свете есть волны всех частот, нужно просто направить этот луч света на призму, и вот что мы увидим.

Белый свет разложился на радугу всех цветов. Призма как бы разделила волны разной частоты по разным направлениям.

Теперь посмотрим, как получается, что предметы вокруг нас имеют разный цвет. Когда белый луч света падает на предмет, то поверхность предмета поглощает почти все волны разных частот и отражает волны определенного узкого диапазона частот. Если, например, белый луч света упал на поверхность красного предмета, то сам этот предмет поглотит все волны, у которых частота отличается от частоты красного цвета, а волны с частотой красного цвета он отразит от своей поверхности.

Пожалуйста, имейте в виду, что когда я говорю «частота красного цвета» я не имею в виду, что волна действительно имеет красный цвет. Имеется в виду, что у этой волны частота находится в диапазоне 400-480 ТГц. Не более. Никаких цветов сама световая волна не имеет.

Итак, волна света частотой красного цвета отражается от предмета в разные стороны. Далее этот отраженный от предмета свет попадает к нам в глаза. Разные предметы кажутся нам разного цвета потому, что поверхности этих предметов по-разному отражают падающий на них белый свет. Одни отражают преимущественно волны красного диапазона, другие отражают волны зеленого, третьи поглощают почти все волны, и тогда предмет нам кажется черным.

Что происходит, когда свет разных частот попадает нам в глаза? На сетчатке глаз есть рецепторы света — колбочки и палочки. Есть три типа колбочек: одни лучше всего воспринимают свет в сине-фиолетовой области, другие - в жёлто-зелёной, третьи - в красной. Т.е. разные колбочки реагируют на световую волну из определенного диапазона частот.

Далее, колбочки на сетчатке глаза создают нервный импульс. Этот импульс идет от сетчатки глаза по нервным волокнам (нейронам) в мозг человека. В мозгу человека есть область, которая обрабатывает сигналы, идущие от глаз — зрительная зона мозга . Сам мозг представляет собой огромное скопление нейронов . Это клетки, которые состоят из тела, одного аксона и тысяч дендритов.

Дендриты – это отростки нейрона, которые принимают сигнал, идущий от аксона другого нейрона. Аксон – это отросток нейрона, который передает сигнал от данного нейрона другим нейронам. Причем аксон на конце разветвляется и поэтому может передавать сигнал от данного нейрона нескольким нейронам одновременно.

Все нейроны в мозгу связаны друг с другом через аксоны и дендриты. К одному нейрону через дендриты присоединяются тысячи нейронов и передают ему через свои аксоны свои сигналы. Далее, нейрон суммирует все сигналы в один и передает его через свой аксон другим нейронам, с которыми он связан. В итоге получается своеобразная нейронная сеть, которая соединяет миллиарды клеток головного мозга.

Кроме нейронов в мозгу есть еще так называемые глиальные клетки . Они выполняют дополнительные функции и служат нейронам в обеспечении передачи сигнала. Больше в мозгу, по сути, ничего нет.

Итак, сигнал от глаза попадает в зрительную зону мозга, которая находится в затылочной части головы. Далее, из зрительной зоны сигнал разветвляется и попадает в другие отделы мозга, в том числе и в кору головного мозга, где происходит преобразование сигналов в визуальные образы, которые мы с вами воспринимаем.

Хочу акцентировать внимание, что никаких картинок в мозгу нигде нет. Все, что там есть, это только нервные импульсы, переходящие от одного нейрона к другому.

Мозг различает световые волны разных диапазонов только с помощью того, что разные колбочки реагируют на разные частоты световых волн. Далее от этих колбочек идет обычный электрический сигнал. Зрительная зона головного мозга различает цвета по тому, от каких колбочек пришел сигнал. Сам сигнал никакого цвета не имеет.

Получается примерно такая схема работы зрения. Свет, как электромагнитные волны разной частоты, отражается от предметов и попадает нам в глаза. Поверхность предметов поглощает часть волн и часть отражает (это зависит от свойств поверхности). Отраженные волны попадают нам в глаза, где с помощью колбочек и палочек на сетчатке глаза они преобразовываются в нейронные импульсы. Эти нейронные импульсы идут по сети нейронов в мозг, точнее в зрительную зону мозга. Из зрительной зоны сигнал распространяется по остальным участкам мозга. Кроме сети нейронов, вспомогательных глиальных клеток и нейронных сигналов в мозге ничего больше нет.

Теперь вкратце рассмотрим схему работы остальных каналов восприятия. Эти схемы работы каналов восприятия по сути не отличаются от схемы работы визуального канала.

Звук, по своей природе, представляет собой колебания воздуха. Т.е. предмет, благодаря тому, что он колеблется, производит колебания воздуха вокруг него. Эти колебания распространяются по воздуху в разные стороны, и в конце концов попадает в уши человеку. Если бы не было воздуха, предмет не передавал бы колебания, и звука не было бы.

Звуковые волны, так же как и световые волны, имеют разную частоту. Чем ниже частота колебания звуковой волны, тем нам субъективно кажется, что звук более низкий. Это касается басов. Чем выше колебания звуковой волны, тем нам субъективно кажется, что звук более высокий, писклявый.

Однако высота звука к звуковым волнам отношения не имеет. Звуковые волны – это просто волны, разной частоты, которые передаются по воздуху. Сами эти волны не имеют никакого звука.

Далее, звуковые волны от предметов попадают к нам у уши. В ухе есть барабанная перепонка, которая тонко реагирует на колебания воздуха, который попадает в ухо. Она колеблется в той же частоте, что и звуковая волна, которая попала в ухо. Далее, с помощью сложной системы преобразования колебаний в ухе, звуковая волна преобразовывается в нервный импульс, который по слуховому нерву идет в мозг, в те отделы, которые отвечают за обработку слуховой информации.

Итак, как и свет, звук тоже преобразовывается в нервный импульс, который обрабатывается мозгом. Нервный импульс, который идет от глаз, ничем не отличается от нервного импульса, который идет от ушей. Все различение между этими сигналами и определение какого рода сигнал они несут, происходит в мозге. Мозг это определяет по тому, по каким нервным путям пришел сигнал. Если нервный импульс (сигнал) пришел от нейронов, отвечающих за восприятие света, то мозг будет трактовать этот сигнал как визуальный. Если сигнал пришел от нейронов, отвечающих за восприятие звука, то мозг будет трактовать этот сигнал как аудиальный (звуковой).

Что касается осязания, обоняния и вкуса, то коротко можно сказать следующее. Кожа имеет специальные рецепторы, которые реагируют на прикосновение и температуру воздуха. Далее все по той же схеме. Нервный сигнал от этих рецепторов попадает в мозг.

В носу есть рецепторы, которые реагируют на определенные молекулы. Например, цветок розы выделяет молекулы. Эти молекулы попадают в нос, и обонятельные рецепторы реагируют на определенные молекулы. Далее обонятельные рецепторы передают сигнал в мозг.

Что касается вкуса, то на языке есть соответствующие рецепторы, которые реагируют на молекулы веществ, попадающих в рот человека. И, все так же по схеме, от этих рецепторов в мозг идут нервные сигналы.

Итак, заострю ваше внимание на том факте, что внешний мир не несет никаких картинок, звуков, вкусов и ощущений. Все, что есть во внешнем мире, это разного рода волны и молекулы веществ. А то, что мы видим, слышим и ощущаем – это все результат работы нашего мозга . Здесь впору задать важный вопрос: а почему сигналы со зрительной зоны головного мозга воспринимаются именно так, как мы их воспринимаем, т.е. в виде объемной картинки? Почему сигналы с зоны головного мозга, отвечающей за звук, воспринимаются именно как звук? Ведь ни в световых волнах, ни в колебаниях воздуха нет таких качеств, как цвет и звук.

Чувствительность и острота зрения. Чувствительность к интенсивности света определяется палочками и колбочками. Между ними есть два существенных различия, объясняющие ряд явлений, связанных с восприятием интенсивности, или яркости.

Первое различие состоит в том, что в среднем одна ганглиозная клетка соединена с большим количеством палочек, чем колбочек; поэтому «палочковые» ганглиозные клетки имеют больше входов, чем «колбочковые». Второе различие состоит в том, что палочки и колбочки размещены на сетчатке по-разному. В зоне фовеа много колбочек, но нет палочек, а на периферии много палочек, но относительно мало колбочек. Из-за того, что ганглиозная клетка соединена с большим количеством палочек, чем колбочек, палочковое зрение оказывается более чувствительным, чем колбочковое. На рис. 4.11 показано, как именно это происходит. В левой части рисунка изображены три соседних колбочки, каждая из которых подсоединена (не непосредственно) к одной ганглиозной клетке; в правой части рисунка показаны три соседних палочки, которые все подсоединены (не непосредственно) к одной ганглиозной клетке.

Чтобы понять, что означают эти различные схемы «подключения» колбочек и палочек, представьте, что палочкам и колбочкам предъявляются три очень слабых близко расположенных световых пятна. Когда их предъявляют колбочкам, каждое из пятен света в отдельности может быть слишком слабым, чтобы вызвать нервный импульс в соответствующем рецепторе, и следовательно, ни один нервный импульс не дойдет до ганглиозной клетки. Но когда те же три пятна предъявляются палочкам, активация от этих трех рецепторов может быть объединена, и тогда эта сумма окажется достаточной, чтобы вызвать нервную реакцию в ганглиозной клетке. Поэтому подсоединение нескольких палочек к одной ганглиозной клетке обеспечивает конвергенцию нервной активности, и именно благодаря такой конвергенции палочковое зрение чувствительнее колбочкового.

Но за это преимущество в чувствительности приходится платить, а именно - меньшей остротой зрения по сравнению с колбочковым зрением (острота зрения - это способность различать детали). Снова обратимся к двум схемам на рис. 4.10, но теперь представим, что три рядом расположенных пятна света достаточно яркие. Если их предъявить колбочкам, каждое пятно вызовет нервную реакцию в соответствующем рецепторе, что, в свою очередь, приведет к появлению нервных импульсов в трех различных ганглиозных клетках; в мозг будут посланы три различных сообщения, и у системы будет возможность узнать о существовании трех различных объектов. Если же эти три соседних световых пятна предъявить палочкам, нервная активность от всех трех рецепторов будет объединена и передана единственной ганглиозной клетке; поэтому в мозг поступит только одно сообщение, и у системы не будет возможности узнать о существовании более чем одного объекта. Короче, способ соединения рецепторов с ганглиозными клетками объясняет различия в чувствительности и остроте палочкового и колбочкового зрения.

Еще одно следствие этих различий состоит в том, что слабый свет человек лучше обнаруживает на палочковой периферии, чем в зоне фовеа.

Так что хотя острота зрения сильнее в фовеа, чем на периферии, чувствительность на периферии выше. То, что чувствительность на периферии выше, можно установить, измерив абсолютный порог испытуемого при предъявлении ему вспышек света в темной комнате. Порог будет ниже (что означает большую чувствительность), если испытуемый смотрит немного в сторону, так чтобы видеть вспышки периферическим зрением, чем если он смотрит на вспышки прямо и свет попадает в фовеа. Мы уже видели одно из последствий того, что на периферии расположено меньшее количество колбочек (см. рис. 4.9). Последствия распределения палочек могут быть обнаружены, когда мы смотрим на звезды ночью. Возможно, вы замечали, что для того чтобы увидеть слабую звезду как можно более отчетливо, необходимо слегка изменить направление взгляда на один край звезды. Благодаря этому светом звезды активизируется максимально возможное число палочек.

Световая адаптация. До сих пор мы подчеркивали, что человек чувствителен к изменениям стимуляции. Другой стороной медали является то, что если в стимуле не происходит изменений, человек к нему адаптируется. Хороший пример световой адаптации можно увидеть, войдя в темный кинотеатр с освещенной солнцем улицы. Сначала вы почти ничего не различаете в слабом свете, отраженном от экрана. Однако через несколько минут вы уже видите достаточно хорошо, чтобы найти себе место. Еще через какое-то время вы можете различать лица при слабом свете. Когда вы опять выходите на ярко освещенную улицу, почти все выглядит сначала болезненно ярким, и в этом ярком свете невозможно что-либо различить. Все, однако, возвращается в норму меньше чем за минуту, поскольку адаптация к более яркому свету происходит быстрее. На рис. 4.12 показано, как снижается абсолютный порог со временем пребывания в темноте. Кривая состоит из двух ветвей. Верхняя ветвь связана с работой колбочек, а нижняя - палочек. Палочковая система адаптируется намного дольше, но она чувствительна к гораздо более слабому свету.

Благодаря зрительному аппарату (глазу) и мозгу человек способен различать и воспринимать цвета окружающего его мира. Довольно нелегко сделать анализ эмоционального воздействия цвета, по сравнению с физиологическими процессами, появляющимися в результате световосприятия. Однако большое количество людей предпочитает определённые цвета и полагает, что цвет оказывает непосредственное воздействие на настроение. Трудно объяснить то, что многие люди находят сложным жить и работать в помещениях, где цветовое оформление кажется неудачным. Как известно, все цвета разделяют на тяжелые и лёгкие, сильные и слабые, успокаивающие и возбуждающие.

Строение человеческого глаза

Опытами ученых сегодня доказано, что у многих людей существует похожее мнение относительно условного веса цветов. Например, по их мнению, красный является самым тяжёлым, за ним следует оранжевый, потом синий и зелёный, затем - жёлтый и белый.

Строение человеческого глаза достаточно сложное:

склера;
сосудистая оболочка;
зрительный нерв;
сетчатка;
стекловидное тело;
ресничный поясок;
хрусталик;
передняя камера глаза, наполненная жидкостью;
зрачок;
радужная оболочка;
роговица.

Когда человек наблюдает объект, то отраженный свет сначала попадает на его роговицу, затем проходит через переднюю камеру, и отверстие в радужной оболочке (зрачок). Свет попадает на сетчатку глаза, но прежде он проходит через хрусталик, который может изменять свою кривизну, и стекловидное тело, где появляется уменьшенное зеркально-шарообразное изображение видимого объекта.
Для того, чтобы полосы на французском флаге казались одинаковой ширины на судах их делают в пропорции 33:30:37

На сетчатке глаза расположены два вида светочувствительных клеток (фоторецепторов), которые при освещении изменяют все световые сигналы. Они также называются колбочками и палочками.

Их существует около 7 млн, и они распределены по всей поверхности сетчатки, за исключением слепого пятна и имеют малую светочувствительность. Кроме того, колбочки подразделяются на три вида, это чувствительные к красному свету, зелёному и синему, соответственно реагирующие лишь на синюю, зелёную и красную часть видимых оттенков. Если же передаются остальные цвета, например жёлтый, то возбуждаются два рецептора (красно- и зелёночувствительный). При таком значительном возбуждении всех трёх рецепторов появляется ощущение белого, а при слабом возбуждении напротив - серого цвета. Если возбуждения трёх рецепторов отсутствуют, то возникает ощущение чёрного цвета.

Можно привести также следующий пример. Поверхность объекта, имеющего красный цвет, при интенсивном освещении белым светом, поглощает синие и зелёные лучи, и отражает красные, а также зелёные. Именно благодаря разнообразию возможностей смешения световых лучей различных длин спектра, появляется такое многообразие цветовых тонов, из которых глаз отличает примерно 2 млн. Вот так колбочки обеспечивают глаз человека восприятием цвета.

На чёрном фоне цвета кажутся интенсивнее, по сравнению со светлым.

Палочки наоборот, имеют намного большую чувствительность, чем колбочки, а также чувствительны к синезелёной части видимого спектра. В сетчатке глаза расположено около 130 млн. палочек, которые в основном не передают цвета, а работают при небольших освещённостях, выступая аппаратом сумеречного зрения.

Цвет способен изменять представление человека о настоящих размерах предметов, а те цвета, которые кажутся тяжёлыми, заметно уменьшают такие размеры. Например, французский флаг, состоящий из трёх цветов, включает синюю, красную, белую вертикальные полосы одинаковой ширины. В свою очередь, на морских судах соотношение таких полос меняют в пропорции 33:30:37 для того, чтобы на большом расстоянии они казались равнозначными.

Огромное значение на усиление или ослабление восприятия глазом контрастных цветов имеют такие параметры как расстояние и освещение. Таким образом, чем больше расстояние между глазом человека и контрастной парой цветов, тем наименее активно они кажутся нам. Фон, на котором находится предмет определённого цвета, также воздействует на усиление и ослабление контрастов. То есть на чёрном фоне они кажутся интенсивнее, по сравнению с любым светлым.

Мы обычно не задумываемся о том, что есть свет. А между тем именно эти волны несут в себе большое количество энергии, которая используется нашим организмом. Нехватка света в нашей жизни не может не отразиться отрицательно для нашего организма. Не даром сейчас становится всё более популярным лечение, основанное на воздействие этих электромагнитных излучений (цветотерапия, хромотерапия, ауро-сома, цветовая диета, графохромотерапия и многое другое).

Что такое свет и цвет?

Свет - это электромагнитное излучение с длиной волны от 440 до 700 нм. Человеческий глаз воспринимает часть солнечного света и охватывает излучение с длиной волны от 0,38 до 0,78 микрон.

Световой спектр состоит из лучей очень насыщенного цвета. Свет распространяется со скоростью 186 000 миль в секунду (300 млн. километров в секунду).

Цвет - основной признак, по которому различаются лучи света, то есть это отдельные участки световой шкалы. Восприятие цвета формируется в результате того, что глаз, получив раздражение от электромагнитных колебаний, передаёт его в высшие отделы головного мозга человека. Цветовые ощущения имеют двойственную природу: они отражают свойства, с одной стороны, внешнего мира, а с другой - нашей нервной системы.

Минимальные значения соответствуют синей части спектра, а максимальные - красной части спектра. Зелёный цвет - находится в самой середине этой шкалы. В цифровом выражении цвета можно определить следующим образом:
красный - 0,78-9,63 микрон;
оранжевый - 0,63-0,6 микрон;
жёлтый - 0,6-0,57 микрон;
зелёный - 0,57-0,49; микрон
голубой - 0,49-0,46 микрон;
синий - 0,46-0,43 микрон;
фиолетовый - 0,43-0,38 микрон.

Белый свет - это сумма всех волн видимого спектра.

За пределами этого диапазона находятся ультрафиолетовые (УФ) и инфракрасные (ИК) световые волны, их человек зрительно уже не воспринимает, хотя они оказывают очень сильное воздействие на организм.

Характеристики цвета

Насыщенность - это интенсивность цвета.
Яркость - это количество световых лучей, отражённых поверхностью данного цвета.
Яркость определяется освещением, то есть количеством отражённого светового потока.
Для цветов характерно свойство перемешиваться между собой и тем самым давать новые оттенки.

На усиление или ослабление восприятия человеком контрастных цветов влияют расстояние и освещение. Чем больше расстояние между контрастной парой цветов и глазом, тем менее активно они выглядят и наоборот. Окружающий фон так же влияет на усиление или ослабление контрастов: на чёрном фоне они сильнее, чем на любом светлом.

Все цвета делятся на следующие группы

Первичные цвета: красный, жёлтый и синий.
Вторичные цвета, которые образовываются посредством соединения между собой первичных цветов: красный + жёлтый = Оранжевый, жёлтый + синий = зелёный. Красный + синий = фиолетовый. Красный + жёлтый + синий = коричневый.
Третичные цвета - это те цвета, которые были получены посредством смешения вторичных цветов: оранжевый + зелёный = жёлто-коричневый. Оранжевый + фиолетовый = красно-коричневый. Зелёный + фиолетовый = сине-коричневый.

Польза цвета и света

Чтобы восстановить здоровье, нужно передать в организм соответствующую информацию. Эта информация закодирована в цветовых волнах. Одной из главных причин большого числа, так называемых, болезней цивилизации - гипертонии, высокого уровня холестерина, депрессии, остеопороза, диабета и т. д. может быть назван недостаток естественного света.

Меняя длину световых волн, можно передавать клеткам именно ту информацию, которая необходима для восстановления их жизнедеятельности. Цветотерапия и направлена на то, чтобы организм получил не хватающую ему цветовую энергию.

Ученые до сих пор не пришли к единому мнению о том, как свет проникает в тело человека и воздействует на него.

Действуя на радужку глаза, цвет возбуждает определённые рецепторы. Те, кто хоть однажды проходил диагностику по радужной оболочке глаза, знает, что по ней можно «прочитать» болезнь любого из органов. Оно и понятно, ведь «радужка» рефлекторно связана со всеми внутренними органами и, разумеется, с мозгом. Отсюда нетрудно догадаться, что тот или иной цвет, действуя на радужную оболочку глаза, тем самым рефлекторно воздействует и на жизнедеятельность органов нашего тела.

Возможно, свет проникает через сетчатку глаза и стимулирует гипофиз, который в свою очередь стимулирует тот или иной орган. Но тогда не понятно, почему полезен такой метод как цветопунктура отдельных секторов человеческого тела.

Вероятно, наше тело способно чувствовать эти излучения с помощью рецепторов кожного покрова. Это подтверждает наука радионика - согласно этому учению вибрации света вызывают вибрации в нашем организме. Свет вибрирует во время движения, наше тело начинает вибрировать во время энергетического излучения. Это движение можно увидеть на фотографиях Кирлиана, с помощью которых можно запечатлеть ауру.

Возможно, эти вибрации начинают воздействовать на мозг, стимулируя его и заставляя вырабатывать гормоны. В последствии эти гормоны попадают в кровь и начинают воздействовать на внутренние органы человека.

Так как все цвета различны по своей структуре, то не трудно догадаться, что и воздействие каждого отдельного цвета будет различным. Цвета разделяют на сильные и слабые, успокаивающие и возбуждающие, даже на тяжёлые и легкие. Красный был признан самым тяжёлым, за ним шли равные по весу цвета: оранжевый, синий и зелёный, затем - жёлтый и последним - белый.

Общее влияние цвета на физическое и психическое состояние человека

На протяжении многих столетий у людей по всему миру складывалась определённая ассоциация определённым цветом. Например, римляне и египтяне соотносили чёрный цвет с печалью и скорбью, белый цвет - с чистотой, однако в Китае и Японии белый цвет - символ скорби, а вот у населения Южной Африки цветом печали был красный, в Бирме напротив, печаль ассоциировалась с жёлтым, а в Иране - с синим.

Влияние цвета на человека достаточно индивидуально, и зависит также от определённого опыта, например от метода подбора цвета определённых торжеств или же повседневной работы.

В зависимости от времени воздействия на человека, либо количества занимаемой цветом площади, он вызывает положительные или отрицательные эмоции, и влияет на его психику. Глаз человека способен распознавать 1,5 миллиона цветов и оттенков, а цвета воспринимаются даже кожей, воздействуют и на людей, лишённых зрения. В процессе исследований, проведённых учёными в Вене, имели место испытания с завязанными глазами. Людей ввели в комнату с красными стенами, после чего их пульс увеличился, затем их поместили в помещение с жёлтыми стенами, причём пульс резко нормализовался, а в комнате с синими стенами, он заметно понизился. Кроме того, заметное воздействие на цветовосприятии и снижении цветовой чувствительности оказывает возраст и пол человека. До 20-25 восприятие возрастает, а после 25 уменьшается по отношению к определённым оттенкам.

Исследования, имевшие место в американских университетах доказали, что основные цвета, преобладающие в детской комнате, могут воздействовать на изменение давления у детей, снижать или повышать их агрессивность, причем у зрячих и незрячих. Можно сделать соответствующий вывод, что цвета могут оказывать негативное и позитивное воздействие на человека.

Восприятие цветов и оттенков можно сравнить с музыкантом, настраивающим свой инструмент. Все оттенки способны вызывать в душе человека неуловимые отклики и настроения, поэтому он и ищет резонанс колебаний цветовых волн с внутренними отголосками своей души.

Ученые разных стран мира утверждают, что красный цвет помогает вырабатыванию красных телец в печени, а также помогает скорейшему выведению ядов из организма человека. Полагают, что красный цвет способен уничтожать различные вирусы и значительно снижает воспаления в организме. Зачастую в специальной литературе встречается мысль о том, что любому органу человека присущи вибрации определённых цветов. Разноцветную окраску внутренностей человека можно встретить на древних китайских рисунках, иллюстрирующих методы восточной медицины.

Кроме того, цвета не только влияют на настроение и психическое состояние человека, но и приводят к некоторым физиологическим отклонениям в организме. Например, в помещении с красными или оранжевыми обоями заметно учащается пульс и повышается температура. В процессе окраски помещений выбор цвета обычно предполагает очень неожиданный эффект. Нам известен такой случай, когда хозяин ресторана, хотевший улучшить аппетит у посетителей, приказал покрасить стены в красный цвет. После чего аппетит гостей улучшился, однако чрезвычайно увеличилось количество разбитой посуды и число драк и происшествий.

Известно также, что цветом можно вылечить даже многие серьезные заболевания. К примеру, во многих банях и саунах благодаря определенному оборудованию существует возможность принимать целебные цветовые ванны.



gastroguru © 2017