Как влияет аутотренинг на повышение работоспособности. Аутогенная тренировка как метод преодоления усталости и повышения работоспособности

Современный человек часто оказывается заложником сумасшедшего ритма жизни, продиктованного временем. Мы как будто вовлечены в игру с постоянно меняющимися правилами. Тому способствует высокая скорость обмена информации и возможность её обновления в любой момент. Для обработки информации требуется концентрация внимания и реакция, требующиеся для оперативного выполнения работы. Отсюда растёт внутреннее напряжение, возникающее как реакция готовности к срочному действию. Реакция эта обладает большой степенью инерции. Поэтому после окончания рабочего дня многие чувствуют себя в напряжении. Напряжение возникает и как реакция на конфликтные ситуации, возникающие как в коллективе так и вне его (дорожная ситуация для водителя) и по многим другим причинам. Организму естественно требуется избавление от избыточного напряжения, снятие усталости для восстановления сил, требующихся для нормального функционирования. Что мы обычно делаем для этого? Правильно - расслабляемся. Для этого придумано множество способов. Самый простой и быстро достигаемый - принятие алкоголя. Понятно, почему так много людей заражается этой пагубной привычкой. Некоторые предпочитают занятие физкультурой и спортом, некоторые баню, массаж и т.п. Безобидных способов расслабления не очень много и они, к сожалению не всегда доступны, так как требуют специального времени и места, к тому же слишком частое занятие ими не всегда полезно для здоровья. Не расслабляемся мы полностью и во время сна. Ни для кого не секрет, что в состоянии глубокого сна человек пребывает час - два или немногим больше. Следовательно, для восстановления сил не обязательно нужен большой запас времени. Необходимо просто расслабиться полностью. Во сне человек это делает неосознанно - так велит природа. Однако есть возможность сознательного управления напряжением. Это управление напряжением мышц. Расслабьте мышцы, и Вас покинет внутреннее напряжение - негативные мысли, тревоги, страхи, переживания. Только расслабиться необходимо полностью, то есть абсолютно все группы мышц, а этому нужно научиться. Для этого существуют различные методы, из которых мы рекомендуем два самых популярных - прогрессирующее расслабление мышц и аутогенная тренировка. Метод прогрессирующего расслабления мышц, который иногда называют прогрессивным, впервые был представлен в 30-х годах прошлого века в Чикагском университете Эдмундом Джейкобсоном. Этот метод предусматривает последовательное напряжение, а затем расслабление 16 групп мышц. Вслед за напряжением и расслаблением каждого участка следует короткая пауза, во время которой концентрируется внимание на ощущении внутреннего освобождения и облегчения. Благодаря своей простоте такой способ снятия напряжения помогает быстро достичь состояния релаксации даже тем, кто встретил определённые трудности в освоении других методов. Кроме того, концентрация внимания на напряжении, расслаблении мышц и сопутствующих этому ощущениях не позволяет предаваться посторонним мыслям и переживаниям.

Участники курсов саморегуляции после выполнения упражнений замечают, что их мускулатура в привычном и повседневном состоянии чрезмерно напряжена, что не может быть объяснено никакой внешней необходимостью. Намеренно избавиться от такой хронической напряжённости мышц часто бывает очень трудно. В этих случаях помогает тотальное напряжение и последующее расслабление соответствующей группы мышц. Со временем практикующие данный метод овладевают способностью быстро обнаруживать в своём теле проблемные напряжения и оперативно избавляться от них. Очень важным аспектом применения метода является не только снятие напряжения, а то, что управляя напряжением в отдельных участках тела Вы можете управлять своим внутренним состоянием, вовремя предотвращать появление гнева, страха, вспышек раздражения и других эмоциональных проявлений. Намеренно добиваясь состояния ненапряжённого тела мы также снимаем и напряжение психическое. Расслабленный человек не может быть тревожным - этот принцип лежит в основе приёмов управления эмоциональным состоянием, так называемых приёмов саморегуляции. Метод аутогенной тренировки подразумевают, что некий внешний толчок запускает внутренний процесс, который затем проистекает сам собой. Этот метод был разработан на основе гипноза в 1930-х годах немецким учёным И.Х. Шульцем.

Базовое упражнение состоит из 6 частей:

  • Расслабление мышц (ощущение тяжести),
  • Расширение кровеносных сосудов (ощущение тепла),
  • Спокойное дыхание,
  • Равномерное сердцебиение,
  • Ощущение тепла во внутренних органах (солнечное сплетение),
  • Ощущение прохлады в голове (холодный лоб).

Обучающиеся быстро приходят к ощущению спокойствия, тяжести и тепла. Чувство тяжести возникает из-за расслабления мышц, ощущение тепла - благодаря расширению кровеносных сосудов и усиленному притоку крови. Весь организм расслабляется так, как он это делает во время сна, но только здесь этот эффект достигается только исключительно благодаря соответствующей концентрации. Аутотренинг служит не только для общего расслабления организма, снятия усталости и напряжения, он повышает наши умственные способности и способности к сосредоточению. Как и некоторые другие методы саморегуляции, он считается важным средством профилактической медицины. Одни только базовые упражнения (расслабление мышц и расширение кровеносных сосудов), бесспорно повышают сопротивляемость организма и иммунитет. Кроме того, пользуясь методом аутогенной тренировки можно, проговаривая формульные установки в состоянии спокойствия Вы тем самым будете конструктивно воздействовать на своё общее физическое, умственное и психологическое состояние. Таким образом можно приобрести позитивные жизненные установки, обрести уверенность в себе, получить дополнительные возможности для достижения целей.

Желаем успехов!

Сейчас уже никто не отрицает, что первым шагом в достижении поставленной цели является психологическая установка на успех, сознательная и подсознательная уверенность в правильности своих действий. По данным отечественных и зарубежных исследований, использование целенаправленного активного сознания для физического совершенствования расценивается как мощный источник раскрытия резервных возможностей организма и является основой для воспитания новых навыков управления различными физиологическими процессами. Концентрируя внутреннее волевое внимание, можно добиться необходимых результатов за более короткий период времени и с большим эффектом. Этому способствует аутогенная тренировка, которая представляет собой научную психологическую дисциплину, основанную на методах самовнушения, что позволяет посредством сложных психических процессов (прежде всего представлений, внимания и эмоциональных состояний) влиять на деятельность органов, управляемых вегетативной нервной системой, не подчиняющихся в обычном состоянии нашему сознанию. Желание достичь поставленной цели, сознание необходимости этого, вера в собственные силы позволяют человеку преодолеть объективные и субъективные трудности.

Самовнушение особенно эффективно при неуверенности в себе, в преодолении вредных привычек, при формировании здорового образа жизни. В занятиях аутогенной тренировкой следует обратить особое внимание на систематичность занятий. На протяжении довольно длительного времени бытовало превратное представление о том, что рост подвержен исключительно внешним воздействиям: занятиям физкультурой, лекарствам, вытяжениям и т.п. Мало учитывались факторы внутренние, которые могут влиять на рост, в частности, психические, связанные с нервной и гормональной регуляциями.

Есть серьезные преимущества психогенного воздействия на физиологические функции организма. Это простота приемов, абсолютная безвредность их по сравнению с лекарственными препаратами, высокая эффективность метода. Но самое главное преимущество аутотренинга - вовлечение самого человека в процесс формирования нужных ему качеств.

Саморегуляция эмоционально-вегетативных функций, оптимизация психических состояний, повышение возможностей реализации внутренних резервов организма позволяют широко использовать метод не только с лечебными целями, но и при подготовке летчиков, космонавтов, спортсменов высокого класса, лиц, у которых практическая деятельность связана с воздействием экстремальных факторов. Аутотренинг широко применяется при моделировании различных состояний человека, например, в сценическом актерском искусстве, для снятия психологических барьеров различного происхождения, во многих других профессиях и различных бытовых ситуациях.

Существует ряд модификаций и методов аутогенной тренировки. При первом знакомстве зачастую применяется "залповая" кратковременная мобилизация психофизиологических резервов организма. Она более удобна во время групповых занятий и консультаций, когда в течение короткого времени надо не только рассказать, но и показать приемы по увеличению роста и, что является не менее важным, получить первый положительный результат.

Так, во время каникул (3-10 дней) у школьников, рост которых почему-либо прекращался, удавалось увеличить его от одного до трех сантиметров. Это многих поражало. По словам родителей, происходило "чудо": дети не только получали первый прирост, но и, как показала практика, многие из них продолжали расти дальше, хотя менее интенсивно.

Успех занятий аутотренингом зависит от выработки навыка максимального мышечного расслабления. А это зависит во многом от преподавателей или тренеров, от их умения найти психологический контакт с занимающимися, творчески учитывать индивидуальные особенности каждого.

Известно, что существенным коррелятором отрицательных эмоций является мышечное напряжение. Различные переходные психофизические состояния, реакция сознания прямо или косвенно связаны с расслаблением. Путем специального воздействия на различные процессы, происходящие в коре головного мозга, аутогенная тренировка приводит к внутреннему равновесию с последующим переходом на качественно новый уровень рационального реагирования для формирования оптимальных функций.

Аутогенная тренировка как самостоятельный метод воздействия на внутренние резервы организма была впервые предложена немецким врачом И. Шульцем в 1932 году.

По своему характеру аутогенная тренировка является синтетической и объединяет как эмпирические, так и научно обоснованные методы различных областей психотерапии. Широкое распространение метода аутогенной тренировки обусловлено не только определенным лечебным эффектом. Аутотренинг - это и средство укрепления здоровья человека и способ повышения его работоспособности.

В историческом аспекте следует выделить пять основных источников популярного на всех континентах метода. Это практика использования самовнушения так называемой малой Нансийской школы, эмпирические находки на протяжении многих веков древнеиндийской системы йогов, исследования ощущений людей в состоянии гипноза, психофизиологического нервно-мышечного компонента эмоций и разъясняющая психотерапия.

В начале двадцатого столетия наибольшее распространение среди методик самовнушения получила система французского аптекаря Эмиля Куэ. Он использовал упрощенные представления о природе заболеваний человека. Куэ рекомендовал ежедневно по 20 - 30 минут повторять формулы типа: "Мне становится лучше и лучше" или "Я всем доволен, мне хорошо", "Мое зрение улучшается" и т.п. Эти сеансы проводились три - четыре раза в день в состоянии покоя и расслабления, преимущественно перед сном. Общий курс продолжался два - три месяца. Эта родственная методика "рационального воспитания воли" использовалась ранее и в Нансийской школе. При отсутствии достаточного времени эти формулы можно использовать и для занятий по увеличению роста. Примерное их содержание может быть следующим: "Я буду расти", "Я освою все методы, способствующие увеличению роста", "Я расту медленно и неуклонно" (последняя формула преимущественно для лиц с открытыми зонами роста).

Самовнушение должно происходить без особых волевых усилий, на это обращал внимание Э. Куэ. Он писал: "Если некоторые не добиваются положительного результата с помощью самовнушения, это или потому, что не доверяют себе, или чаще потому, что совершают усилия. Ибо они предполагают участие воли, в то время как именно она должна оставаться в стороне. Нужно прибегать лишь к воображению". Позитивные стороны методики Куэ лежат в основе современных методов психотерапии и управляющего самовнушения.

Остальные источники имеют больше историческое или познавательное значение, и любознательный читатель найдет их описание в специальной литературе, посвященной проблемам аутогенной тренировки.

A.С. Палько, М.С. Некрасов

"Аутотренинг, дыхание и рост" и другие статьи из раздела

Использование АТ для самовнушения

Одним из первых самовнушение использовал великий русский врач Я.А.Боткин. В 1877 году он излечил себя при помощи самовнушения от болей в ногах и повышенной утомляемости, которыми он страдал после перенесенного тифа.

Особая роль в изучении самогипноза принадлежит В.М.Бехтереву. В 1890 году он описал метод самовнушения и конкретные случаи, в которых его применение давало наилучший результат.

Классический эксперимент, показывающий реальное действие самовнушения, который может провести над собой каждый, состоит в том, что следует представить (как можно ярче), как вы берете большой и сочный, ярко-желтый лимон и начинаете резать его ножом, затем как один из отрезанных ломтиков вы медленно кладете себе в рот. Обычно, одних этих представлений достаточно для того, чтобы началось слюноотделение и во рту появилось ощущение кислоты, словно ломтик лимона действительно находится там.

Давно отмечено, что, представляя что-то, человек часто произносит про себя слова, соответствующие тем мыслям, которые возникают при ощущениях, сопровождающих данные представления.

Чем ярче образы, которые использует человек для воспроизведения того или иного состояния, чем точнее слова, соответствующие его ощущениям в этом состоянии, тем с большей эффективностью человеку удается добиться желаемого результата.

Исследователями доказано, что самовнушение наиболее эффективно действует на мозг, погруженный в дремотное состояние. Входя в состояние аутогенного погружения, человек получает возможность с помощью мысленных приказов или с помощью необходимых образов, воздействовать на свой организм.

Самовнушение предполагает развитие состояний, похожих на те, которые возникают у людей в состоянии гипноза, когда сознательный контроль становится настолько малым, что слово гипнотизера непосредственно вызывает у человека необходимые ощущения или зрительные образы. С помощью гипноза удавалось даже добиться «ожога» - покраснения кожи и образования волдыря после того, как человеку было внушено, что к его телу приложена раскаленная монета, хотя реально она была холодной.

Для эффективного самовнушения важно научиться вызывать такое состояние, когда мышцы тела перестают подчиняться сознательному контролю. Следует поверить этим ощущениям, используя для помощи вспомогательные образы и формулировки:

«Веки тяжелые, они такие тяжелые, что их невозможно открыть, они наливаются тяжестью». «Тело неподвижное, все тело наливается огромной тяжестью, невозможно пошевелить ни рукой, ни ногой.»

Для повышения сосредоточенности при вхождении в состояние аутогенного погружения рекомендуется при закрытых глазах мысленно фиксировать взгляд на кончике носа или на воображаемой точке посреди лба. Это способствует возникновению состоянию расслабленности и покоя.

При упражнениях на самовнушение приемы вхождения в состояние аутогенного погружения используют в свернутой форме. Основным условием успешного самовнушения является полная концентрация внимания на выполняемых упражнениях и достаточное число повторений.

Самовнушение не обязательно должно быть прямым. Так, для улучшения кровоснабжения коронарных сосудов сердца не обязательно непосредственно апеллировать к работе сердца или к сосудам, обеспечивающим сердце кровью. Самовнушенные положительные эмоциональные состояния и самовнушение тепла в левой руке способствует решению этой задачи и вызывает соответствующие изменения работы сердца.

При таком нарушении речи, как заикание, основное внимание обращают на снижение эмоционального напряжения и на расслабление и потепление мышц лица, шеи и плечевого пояса. При этом в дополнение к основным формулам аутогенной тренировки могут использоваться следующие формулы:

«Я спокоен, мои действия уверенны и точны...» «Моя речь свободная, льется сама...»

Для того, чтобы формулы самовнушения были эффективными, они должны учитывать те изменения, которые происходят в организме при тех или иных недомоганиях.

Сон и самовнушение

Для занятий аутогенной тренировкой можно воспользоваться «просоночным» состоянием, то есть таким состоянием, в котором человек находится непосредственно перед засыпанием или сразу после пробуждения, когда сон еще полностью не отступил. Это состояние напоминает аутогенное погружение глубокой расслабленностью всех мышц тела и низким уровнем сознательного контроля.

Для просоночного состояния хорошо подходят следующие упражнения:
— представление себя в роли человека, обладающего желаемыми качествами и способностями. Надо постараться как можно ярче представить себя (как бы взгляд со стороны) в тех ситуациях, когда эти желаемые качества и способности раскрываются наилучшим образом, например спокойствие и легкая ироничность при общении с лицами противоположного пола и др.);
— оптимизировать свое душевное и физическое состояние с помощью соответствующих мысленных представлений (с каждым вдохом меня все больше наполняет покой, мышцы наливаются силой и др.);
— настроить себя на разрешение во сне тех проблем, которые не удалось решить днем.

При нарушениях сна можно использовать следующие упражнения:
После стандартного введения себя в состояние аутогенного погружения используются формулы, способствующие засыпанию:
«Голова свободна от мыслей».
«Теряется ощущение времени».
«По мере углубления расслабления мышц теряется ощущение собственного тела».
«Все труднее определить положение собственных рук, ног».
«Веки слипаются, веки тяжелеют все больше и больше».
«Приятная дремота обволакивает меня все больше и больше».
«Полная пассивность, созерцательность, полное отсутствие каких-либо мыслей и движений тела».
«Все посторонние звуки безразличны, внимание лениво соскальзывает с посторонних звуков, не фиксируясь ни на одном».

Аутогенная тренировка и самовоспитание

Аутогенную тренировку можно использовать в целях самовоспитания. Многие люди часто недовольны собой и хотели бы изменить те или иные стороны своего характера, поменять свое поведение в значимых для себя ситуациях. Однако этого не так легко добиться, если в основе будет лишь сознательный контроль и волевое усилие.

При использовании аутогенной тренировки в целях самовоспитания вам следует:
1. Ввести себя в состояние аутогенного погружения.
2. Мысленно вызвать как можно более детальное представление желаемого «Я-образа» и образцов желаемого поведения. Представить себе такое состояние, как если бы желаемые качества или тип поведения уже были в наличии.
3. Прочувствовать то внутреннее душевное состояние, которое возникает в ходе представления желаемого «Я-образа» и образцов желаемого поведения, прочувствовать, как при этом меняется отношение к окружающим людям, к важным событиям собственной жизни.
4. Варьировать те воображаемые ситуации, в которых демонстрируются желаемые черты характера или особенности поведения.

Продолжительность представление желаемого «Я-образа» и желаемых образцов поведения от занятия к занятию увеличивается, начиная от 2 3 минут до 10 минут.

Работу по самовоспитанию, начатую во время занятий аутогенной тренировкой, можно продолжить, находясь и в состоянии бодрствования. Можно несколько раз в день по 10, 20 или 30 минут играть роль уверенного в себе, спокойного, уравновешенного человека, человека, радующегося жизни, и т.д. (в соответствии с желаемыми чертами характера и особенностями поведения, а также в зависимости от преследуемых целей).

Наблюдения за людьми, практиковавшими этот метод самовоспитания, показывают, что уже через 2-3 месяца желаемое поведение становится потребностью и их естественным состоянием.

Метод самовоспитания включает в себя следующие приемы:
1. Самоанализ и самооценка (для выявления нежелательных черт характера и особенностей поведения).
2. Критическая оценка собственной личности и собственного поведения в значимых ситуациях (в наиболее важных ситуациях, имеющих особенно важное значение), своего отношения к себе и к другим людям.
3. Критическая оценка прошлого, выявление индивидуальных «психологических барьеров», стоящих на пути желаемых изменений «Я-образа» и особенностей поведения.
4. Создание желаемого «Я-образа» и образцов желаемого поведения в значимых ситуациях.
5. Создание собственных словесных формул, определяющих намерения, реализуемые в процессе самовоспитания (например, «уверенность и собранность», «беспечность и радостное оживление», «жесткость и решительность» и т.д.).
6. Самовоспитание, реализуемое в процессе занятий аутогенной тренировки.
7. Наложение стереотипов желаемого «Я-образа» и желаемых образцов поведения на реальное поведение в повседневной жизни при общении с другими людьми.

В ходе самоанализа, предшествующего занятиям аутогенной тренировки, целесообразно письменно изложить свои основные проблемы, трудности и недостатки. Приведенные ниже незаконченные предложения могут помочь выполнить эту работу. Следует закончить их и выписать целиком получившиеся предложения в тетрадь или на лист бумаги.

Я думаю, что большинство моих проблем (неудач, бед) вызваны...
Самый большой мой недостаток это...
Я смогу добиться большего, если...
В общении с другими людьми мне больше всего мешает...
Я смогу добиться самых высоких результатов, если...

Список незаконченных предложений можно продолжить, если у занимающегося есть потребность более точно сформулировать имеющиеся проблемы и пути их решения.

Аутогенная тренировка как способ борьбы со стрессом и тревогой

Аутогенная тренировка помогает избавиться от негативных последствий стрессовых состояний и тревоги. Это обеспечивается с помощью нескольких механизмов:
1. Отрицательные эмоциональные переживания связаны с определенной мимикой, жестикуляцией, определенными «зажимами» в тех или иных частях тела. Глубокое расслабление всех мышц тела как бы стирает эти «зажимы», прекращает поступление в мозг импульсов от различных мышц тела, напряжение которых характерно для отрицательных эмоциональных состояний.
2. Отрицательные эмоциональные состояния оказывают особенно разрушающее влияние на работоспособность человека и на его психическое состояние, поскольку многие люди склонны излишне фиксировать внимание на отрицательных переживаниях. Аутогенная тренировка позволяет переместить фокус внимания на совершенно другие ощущения и переживания, что способствует резкому ослаблению или полному исчезновению отрицательных переживаний, депрессивных состояний.
3. Так называемое «отреагирование» позволяет иначе взглянуть на саму травмирующую ситуацию и добиться постепенного снижения остроты отрицательных эмоциональных переживаний.
4. У каждого человека в жизни было много таких ситуаций, когда он переживал положительные эмоции. Мысленное воспроизведение этих ситуаций позволяет снова восстановить соответствующий «букет» ощущений (запахи, звуки, цвета и определенные мышечные ощущения), которые за время занятия как бы вытесняют предшествующее негативное эмоциональное состояние со всеми сопутствующими физическими ощущениями.

Аутогенная тренировка позволяет существенно ослабить или полностью преодолеть негативные эмоции, мешающие нормально жить и работать. Занятие может проходить по следующей схеме:

Войти в состояние аутогенного погружения. Посторонние мысли, заботы и звуки уплывают все дальше и дальше с каждым выдохом. Все внимание на дыхании. Дыхание ровное и спокойное. Тело неподвижно, расслабленно отдыхает, все мышцы обмякли, полностью расслаблены.

Все внимание на то, как с каждым выдохом стираются следы напряжения, «зажимы», соответствовавшие отрицательным эмоциональным переживаниям.

На протяжении всего занятия мысленно удерживаете улыбку на лице. Стараетесь прочувствовать, как вы все больше и больше растворяетесь в наполняющих вас ощущениях расслабленности, покоя, блаженного умиротворения.

Представьте ситуации (реально переживаемые вами ранее или воображаемые), позволяющие восстановить запас положительных эмоций (отдых на лоне природы, какие-либо события, связанные с положительными эмоциями и др.).

Постарайтесь как можно лучше прочувствовать, как с каждым выдохом ослабевают и уходят неприятные переживания.

В конце занятия себе дается установка на то, каким должно быть состояние после завершения аутогенной тренировки, например: «После завершения занятия настроение улучшается».

Активация по стандартной схеме. Продолжительность занятия 15 20 минут.

Аутогенное отреагирование

Для нейтрализации отрицательных переживаний можно использовать приемы «повторения» тех ситуаций, которые явились причиной этих переживаний.

Болезненные переживания, часто являющиеся причиной состояния тревоги, ослабляются по мере многократного их воспроизведения, когда человек видит себя как бы со стороны. Для лучшего эффекта важно как можно более детально воспроизвести эти ситуации, окружающую обстановку и время действия. Аутогенное отреагирование проводится по следующей схеме:
1. Занять одну из трех основных поз для занятий аутогенной тренировки.
2. Войти в аутогенное погружение, последовательно вызывая ощущения тяжести, тепла и расслабленности в основных группах мышц. Тело вялое, неподвижное.
3. Мысленно представить травмирующую ситуацию (из прошлого или ту, которая может возникнуть в будущем) как бы со стороны. Постараться при этом хорошо прочувствовать соответствующие чувства, ощущения, образы, которые сопровождают эту ситуацию (они будут несколько приглушенными). Травмирующая ситуация вызывается не более 2 5 минут, после чего на 2 3 минуты наступает расслабленный отдых. Мысленно сохраняется улыбка на лице.
4. Занятие переходит в сон, если упражнение делается перед сном, или заканчивается формулами активации.

Метод аутогенной десенсибилизации (снижение чувствительности)

Болезненные воспоминания часто являются основной причиной эмоциональных нарушений в виде депрессивных состояний, чувства тревоги, повышенной обидчивости или раздражительности. Одним из способов снижения остроты эмоциональных переживаний, связанных с прошлыми событиями, является метод аутогенной десенсибилизации (снижение чувствительности). В ходе занятий по аутогенной десенсибилизации используется многократное, последовательно усиливающееся представление эмоциональных состояний, которые возникали у человека в тех или иных личностно значимых ситуациях.

Занятие проводится по следующей схеме:
1. Занять одну из трех основных поз, используемых при аутогенной тренировки.
2. Дыхание ровное и спокойное. С каждым выдохом по всему телу разливается приятной волной расслабленность и покой.
3. Фокус внимания ограничен лишь собственным телом. Посторонние звуки, мысли, проблемы удаляются, становятся все слабее и слабее с каждым выдохом.
4. Особое внимание к мышцам лица. Веки без малейшего напряжения прикрывают глаза. Рот полуоткрыт. Губы становятся словно чуть толще. Щеки как бы тяжелеют. Кожа лба разглаживается.
5. Тело становится неподвижным и тяжелым. Невозможно пошевелить ни рукой, ни ногой. Тело становится тяжелым и расслабленным.
6. В расслабленных мышцах расширяются кровеносные сосуды. Чем глубже расслабление мышц, тем обильнее кровь приливает по расширенным сосудам к расслабленным мышцам тела. Расслабленные мышцы теплеют с каждым выдохом все заметнее. Тепло волнами разливается сверху вниз по рукам, по туловищу, по ногам. Тело расслабленное, неподвижное и теплое.
7. Мысленно как можно более детально воспроизводится травмирующая ситуация из прошлого, обстановка, время, участвующие в этой ситуации лица.
8. Возможно точнее представить себе пережитое эмоциональное состояние. При этом контроль над своими эмоциями сохраняется, а само эмоциональное состояние переживается в несколько раз слабее, чем это было в реальных условиях.
9. Будет полезно разложить это состояние на составляющие:
— какого оно цвета?
— какой вкус имеет это состояние? (горькое, соленое, кислое и т.п.);
— с каким звуком ассоциируется это состояние? (высоким, низким, средним по высоте и т.п.);
— каким на ощупь представляется это состояние? (гладким, шершавым, скользким и т.п.).
Могут использоваться и другие параметры, однако следует иметь в виду, что их не должно быть слишком много, не больше 5-7.
10. Завершив «работу» с эмоциональными переживаниями, 3-5 минут посвятить расслабленному отдыху, который заканчивается, в зависимости от обстоятельств, формулами активации или переходит в сон.

Аутогенная тренировка как метод преодоления усталости и повышения работоспособности

Чувство усталости и снижение работоспособности у человека обычно только частично является следствием физического переутомления. Часто усталость бывает субъективной, «психологической», не связанной с реальным физическим состоянием организма. Расслабление мышц тела и активизация механизмов саморегуляции, наступающие в состоянии аутогенного погружения, а также использование вспомогательных образов и формулировок, стимулирующих процессы восстановления, будут способствовать преодолению чувства усталости и повышению работоспособности.

Для эффективного отдыха и повышения работоспособности можно провести занятие по следующей схеме:

1. Принять одну из основных поз для занятия аутогенной тренировки.
2. Дыхание ровное и спокойное. Короткий, неглубокий вдох и длинный спокойный выдох. Дышится легко и спокойно. С каждым выдохом нарастает пассивное состояние и приятная вялость во всем теле. С каждым выдохом удаляются, становятся все слабее все посторонние, не связанные с занятием звуки и мысли.
3. Все тело расслабленное, вялое, неподвижное. С каждым выдохом ступни становятся все тяжелее и тяжелее. Тяжесть разливается по левой и правой руке от плеч к кистям рук. Ступни ног все заметнее тяжелеют, с каждым выдохом все заметнее. Ступни левой и правой ноги совсем тяжелые. Ступни ног тяжелые, как чугунные гири. Чувство тяжести все больше и больше наполняет обе ноги. Расслабленность, покой, пассивность и созерцательность.
4. Мысленно представить ситуацию, способствующую восстановлению работоспособности (отдых на берегу реки, на берегу моря, в лесу и др.). Важно при этом удерживать состояние аутогенного погружения, увязывая восстановительные процессы с ритмом дыхания: вдох наполняет расслаблением, покоем, делает ярче используемые в занятии образы, а с каждым выдохом по телу разливается расслабление, с каждым выдохом из тела уходит усталость, отрицательные эмоции.

Эта стадия занятия продолжается от 5 до 30 минут. Важной частью аутогенной тренировки является то, что в конце себе дается установка, определяющая в общих контурах то состояние, которое желательно иметь после окончания занятия (свежесть, бодрость, готовность действовать энергично и др.)

Активация по стандартной схеме. Упражнение занимает около 10-40 минут.

Образы и формулировки, которые облегчают вхождение в аутогенное погружение:
1. Покой и умиротворение заполняют меня.
2. Спокойствие окутывает меня, как мягкое покрывало.
3. Все, не связанное с этим отдыхом, становится для меня несущественным, безразличным.
4. Наполняющее меня внутреннее спокойствие благотворно действует на мое тело, на мою душу,
5. Я теряю представление о времени, мне некуда спешить.
6. Я погружаюсь в себя.
7. Все происходит как бы само собой.
8. Приятное внутреннее спокойствие наполняет меня.
9. Кисти рук и ступни ног тяжелые и неподвижные, словно чугунные гири.
10. Прозрачный купол отделяет меня от внешнего мира, создавая вокруг меня зону безопасности, приглушая посторонние звуки.
11. Все меньше импульсов поступает от расслабленных мышц в мозг, все труднее определить положение рук, ног.

Аутогенная тренировка против стресса
Практические занятия ведет врач-психотерапевт


Аутогенная тренировка для подготовки к возможным предстоящим стрессовым ситуациям. Аутогенную тренировку (АТ) можно использовать для подготовки себя к различным «стрессовым» или «экстренным» ситуациям на работе или в повседневной жизни. Сущность упражнений состоит в том, что после обычной, например, профессиональной подготовки к особым случаям (изучению инструкций, работе на тренажерах) обучаемый в состоянии АТ погружения должен образно представить возникновение и развитие аварийной ситуации. Он «отмечает визуально», что при этом происходит с основными техническими системами, как изменяются режим и характер работы и др.

Оценив таким образом аварийную ситуацию, обучаемый затем мысленно выстраивает алгоритм выхода из нее, акцентируя внимание на внутреннем спокойствии, четких, правильных и уверенных действиях. Эти упражнения способствуют более быстрому опознанию аварийной ситуации при ее возникновении и снижению развивающейся эмоциональной реакции (применяя эффект «уже увиденного, знакомого»).

Кроме того, в процессе выполнения тренинга в аутогенном состоянии не только отрабатывается стереотип действий в особых случаях, но и формируется стереотип эмоционального поведения в аварийной ситуации. Очень полезное упражнение для локомотивных бригад.

Аутогенная тренировка и самовоспитание. Аутогенную тренировку можно использовать в целях самовоспитания. Многие люди часто недовольны собой и хотели бы изменить те или иные стороны своего характера, поменять свое поведение в значимых для себя ситуациях. Однако этого не так легко добиться, если опираться лишь на сознательный контроль и волевое усилие.

При использовании аутогенной тренировки в целях самовоспитания действовать надо следующим образом.

  • Ввести себя в состояние аутогенного погружения.
  • Мысленно вызвать как можно более детальное представление желаемого «Я образа» и образцов желаемого поведения. Представить себе такое состояние, как если бы желаемые качества или тип поведения уже были в наличии.
  • Прочувствовать то внутреннее душевное состояние, которое возникает в ходе представления желаемого «Я образа» и образцов желаемого поведения. Прочувствовать, как при этом меняется отношение к окружающим людям, важным событиям в собственной жизни и к самому себе.
  • Варьировать те воображаемые ситуации, в которых демонстрируются желаемые черты характера или особенности поведения. Если трудно создать идеальный «Я образ», то может выручить знакомый образ из фильма или литературы, которому, на ваш взгляд, стоит подражать в создавшейся проблемной ситуации (манерой реагировать, мыслить, говорить). Продолжительность представления желаемого «Я образа» и желаемых образцов поведения от занятия к занятию увеличивается, начиная от 2 - 3 мин до 10 мин.

Работу по самовоспитанию, начатую во время занятий аутогенной тренировкой, можно продолжить, находясь и в состоянии бодрствования. Рекомендуется несколько раз в день по 10, 20 или 30 мин играть роль уверенного в себе, уравновешенного человека, радующегося жизни, и др. (в соответствии с желаемыми чертами характера и особенностями поведения, а также в зависимости от преследуемых целей). Наблюдения за людьми, практиковавшими этот метод самовоспитания, показывают, что уже через два-три месяца желаемое поведение становится потребностью и их естественным состоянием.

Отметим основные приемы, которые применяются для метода самовоспитания:

  • самоанализ и самооценка (чтобы выявить нежелательные черты характера и особенности поведения);
  • критическая оценка собственной личности и поведения в значимых ситуациях, отношения к себе и другим людям;
  • критическая оценка прошлого, выявление индивидуальных «психологических барьеров», стоящих на пути желаемых изменений «Я образа» и особенностей поведения;
  • создание желаемого «Я образа» и образцов желаемого поведения в значимых ситуациях;
  • создание собственных словесных формул, определяющих намерения и реализуемых в процессе самовоспитания (например, «уверенность и собранность», «беспечность и радостное оживление», «жесткость и решительность» и др.);
  • самовоспитание, реализуемое в процессе занятий аутогенной тренировкой;
  • наложение стереотипов желаемого «Я образа» и желаемых образцов поведения на реальное поведение в повседневной жизни при общении с другими людьми.
В ходе самоанализа, предшествующего занятиям аутогенной тренировкой, целесообразно письменно изложить свои основные проблемы, трудности и недостатки. Можно воспользоваться незаконченными предложениями, которые следует закончить и выписать получившиеся в тетрадь или на лист бумаги: «Я думаю, что большинство моих проблем (неудач, бед) вызваны...», «Самый большой мой недостаток - это...», «Я смогу добиться большего, если...», «В общении с другими людьми мне больше всего мешает...». Такие предложения можно составлять и самостоятельно, если есть потребность более точно сформулировать имеющиеся проблемы и пути их решения.

Аутогенная тренировка как метод преодоления усталости и повышения работоспособности. Чувство усталости и снижение работоспособности у человека обычно только частично являются следствием физического переутомления. Часто усталость бывает субъективной, «психологической», не связанной с реальным физическим состоянием организма. Расслабление мышц тела и активизация механизмов саморегуляции, наступающие в состоянии аутогенного погружения, а также использование вспомогательных образов и формулировок, стимулирующих процессы восстановления, будут способствовать преодолению чувства усталости, повышению работоспособности.

Для эффективного отдыха и повышения работоспособности можно провести занятие по следующей схеме.

  • Принять одну из основных поз для занятия аутогенной тренировкой .
  • Дыхание ровное и спокойное. Короткий, неглубокий вдох и длинный спокойный выдох. Дышится легко и спокойно. С каждым выдохом нарастает пассивное состояние и приятное расслабление во всем теле. С каждым выдохом удаляются, становятся все слабее все посторонние, не связанные с занятием звуки и мысли.
  • Все тело расслабленное, неподвижное. С каждым выдохом ступни становятся все тяжелее и тяжелее. Тяжесть разливается по левой и правой руке от плеч к кистям рук. Ступни ног все заметнее тяжелеют, с каждым выдохом все заметнее. Они становятся все более тяжелыми, как чугунные гири. Приходят расслабленность, покой, пассивность и созерцательность.
  • Мысленно представьте ситуацию, способствующую восстановлению энергии (отдых на берегу реки, моря, в лесу и др.). Удерживайте состояние аутогенного погружения, увязывая восстановительные процессы с ритмом дыхания: вдох успокаивает, делает ярче используемые в занятии образы, а с каждым выдохом по телу разливается расслабление, уходят усталость и отрицательные эмоции. Формулы самовнушения придумайте сами, исходя из личного опыта и предпочтения.

Эта стадия занятия продолжается от 5 до 30 мин. Важной частью аутогенной тренировки является то, что в конце сеанса себе дается установка, определяющая в общих контурах то состояние, которое желательно иметь после окончания занятия (свежесть, бодрость, готовность действовать энергично и др.). Активация по стандартной схеме. Упражнение занимает около 10-40 мин.

Аутогенная тренировка для повышения уровня работоспособности. Вот несколько советов, как аутотренинг может помочь в этом. В первую очередь необходимо пробудить интерес к делу, определить, какую пользу оно принесет людям и вам. Далее надо четко обозначить цели, которые, если есть необходимость, можно подразделить на ближние и дальние. Ближние цели имеют то преимущество, что здесь их легче планировать, реализовать и включать в общую стратегию. А успех, как известно, заразителен.

К формуле «работа доставляет радость», которую при необходимости можно уточнить, добавляются такие фразы, как «Я справлюсь», «Я достигну цели», «Я работаю охотно, спокойно и собранно», «Я свободен и смел, учусь с удовольствием, хорошо и спокойно», «Я работаю с радостью и свободно», «Память хорошая, мысли текут свободно». Тот, кто легко засыпает в течение дня и имеет склонность к гипноидным состояниям (в первую очередь это касается членов локомотивной бригады), может избавиться от этих опасных состояний с помощью формулы цели: «За управлением поездом я всегда свеж и бодр».

Аутогенная тренировка для укрепления иммунной системы. На здоровье и защитные силы организма оказывают положительное влияние следующие факторы и приемы, которые приведем.

  • Смех. Не обязательно это должен быть гомерический хохот, но, во всяком случае, несколько больше, чем улыбка.
  • Общение с позитивно настроенными людьми.
  • Глубокое дыхание. Однако не надо делать более двух глубоких вдохов подряд, чтобы избежать так называемой гипервентиляции. Через несколько минут глубокое дыхание можно повторить.
  • Из практики йоги: в течение нескольких секунд надавливать кончиком языка на участок верхнего нёба, отстоящий на несколько миллиметров выше от зубов.
  • Постукивание кончиками пальцев по верхней трети грудины. При грозящей простуде это проделывается, например, каждые десять минут.
  • Сосредоточенная молитва в состоянии расслабления.
  • Размышления над какой-либо темой, которая определяется индивидуально. Например, в случае болезни полезно интенсивно представлять себе, что «каждая клетка моего организма пронизывается импульсами здоровья» и при этом думать, прежде всего, о больном органе или участке тела. Внутренним зрением видеть его совершенно здоровым. Самая простая формула гласит: «Я здоров и останусь здоровым». Такая установка стабилизирует защитные силы. Тем не менее, постоянный врачебный контроль необходим, как и прежде.
  • Качественные продукты питания.
  • Если же налицо неясные расстройства или жалобы, если кто-то хочет просто в порядке профилактики укрепить здоровье или подкрепить результаты медицинского лечения и мобилизовать защитные силы организма, то рекомендуется следующее упражнение: «Я совершенно спокоен. Все тело расслаблено и ощущает приятное тепло. Замедленный выдох направляется в район щитовидной железы. Разливается тепло. Я смел и свободен - я благодарен - я полон веры - я полон доверия - я полон любви». «Замедленный выдох направляется в глубину туловища. Разливается тепло. Я смел и свободен - я благодарен - я полон веры - я полон доверия - я полон любви - я молод, здоров и полон энергии - я по-прежнему спокоен».
Затем происходит снятие защитных сил организма: «Встряхнуться - выпрямиться - потянуться и зевнуть». Для этого упражнения требуется примерно пять минут. Однако даже каждая отдельная формула из него оказывает стимулирующее воздействие на иммунную систему. Отрицательное воздействие на защитные системы оказывают, прежде всего, страх, ненависть и любые другие негативные чувства.

Аутогенная тренировка и устойчивость к простудам . Многие врачи отмечают, что благодаря стабилизации здоровья в результате аутогенной тренировки простудные заболевания случаются реже и протекают в более легкой форме. Возможно, это объясняется и тем, что регулярно тренирующийся человек становится менее чувствительным к изменениям внешней температуры, быстрее и легче приспосабливается к ним. Практикующие АТ регулярно рассказывают о том, что они легче, чем раньше, переносят инфекционные заболевания, реже простужаются, а иногда и вообще перестают болеть.

Часто приходится слышать о людях, уже долгие годы занимающихся аутотренингом, которые зимой не носят пальто и перчаток. Однако те, кто пользуется общественным транспортом, вовсе не обязаны подражать им: ветер и сквозняк бывают опаснее, чем низкая температура наружного воздуха.

Формулы цели для защиты от инфекций зависят от конкретной ситуации: «Кожа приятно теплая (прохладная)». «Холод мне совершенно безразличен. В области почек разливается тепло». «Ноги приятно теплые» или «Правое плечо приятно теплое». «Я смел и свободен». «Я устойчив и невосприимчив (к простуде)». «Я вдыхаю из холодного воздуха теплоту, растворенную в нем. С выдохом распространяю тепло по всему телу».

Если приходится сидеть на чем-то холодном и есть опасения в отношении болезней мочевого пузыря или ишиаса, то можно сказать: «По ягодицам разливается (приятное) тепло». Те, кому приходится отправляться в очень холодные или очень жаркие страны, могут таким путем защититься от недомоганий.

Аутогенная тренировка для улучшения зрения. Привычка постоянно моргать глазами, морщить лоб или щуриться без всякого повода называется тиком. Если эти расстройства еще не перешли в хроническую форму, то их можно иногда полностью устранить посредством аутотренинга. В качестве формул цели хорошо зарекомендовали себя: «Я совершенно спокоен, веки спокойны и свободны», «Мой взгляд спокоен, свободен и ясен».

Острота зрения будет увеличиваться благодаря следующей формуле: «Глазное дно хорошо омывается кровью, я вижу свободно, ясно и четко», «Глазное дно теплое. Глаза видят все отчетливо, резко и ясно».

Аутогенная тренировка для снижения чувствительности к переменам погоды. Большинство врачей считают повышенную чувствительность к погоде тревожным сигналом. Нельзя отрицать, что давление воздуха, температура и, прежде всего, влажность воздуха оказывают влияние на любой организм. Однако замечено, что особенно страдают от этих факторов люди с лабильной психикой, испытывающие недостаточную двигательную активность.

Когда наступает плохая погода, учащаются случаи расстройства сна. Появляются нежелание работать, раздражительность, депрессия. Возникают несчастные случаи, боли, жалобы на сердце и др. При хорошей погоде, напротив, сон улучшается, работа выполняется охотнее и качественнее, количество несчастных случаев сокращается.

Закаливание организма позволяет рассчитывать на то, что реакция на погоду станет менее заметной. Есть требование, которое касается каждого человека, но особенно испытывающего повышенную чувствительность на погоду: каждый день необходима физическая нагрузка до состояния легкого утомления и появления пота. Кроме того, рекомендуется с помощью формул цели оказывать влияние на основные симптомы, связанные с чувствительностью к погоде: расстройство сна, головные боли, чувство беспокойства и слабая концентрация. Формулы нужно придумать самим.

Аутогенная тренировка для снятия боли. Уже было отмечено, что расслабление ведет к уменьшению боли. Тем, кто хочет использовать формулы цели, необходимо знать причины своих болей. Чтобы выяснить причину, нужно предварительно проконсультироваться со своим врачом. Дело в том, что многие серьезные болезни начинаются с незаметных болей, и было бы опасно сглаживать их с помощью аутотренинга.

Опыт учит нас, что при боли в кожных покровах, внешних слизистых оболочках и зубной боли необходимо охладить соответствующий участок тела: «Верхняя челюсть приятно прохладная, боль уходит, растворяется, исчезает». При внутренних болях предпочтительнее согреть соответствующий участок: «Область правой почки приятно теплая и расслабленная», «Область печени и желчного пузыря приятно теплые и безболезненные».

Головную боль лучше лечить «охлаждением»: «Лоб (левая половина лба) приятно прохладный и безболезненный». Рекомендуется при головных болях согревать соответствующий участок головы. Но это касается только затылка: «Затылок приятно теплый, боль утихает, проходит, исчезает». При невралгии тройничного нерва: «Я совершенно спокоен и расслаблен, правая половина лица приятно прохладная и безболезненная». Иногда приходится изменять эту формулу «приятно теплая...» на «приятно прохладная...».

Аутогенная тренировка для сбрасывания лишнего веса. Интерес представляет то обстоятельство, что у большинства людей излишний вес связан с душевным состоянием. Зачастую, сталкиваясь с неприятностями, они открывают дверь холодильника, чтобы заглушить депрессивные расстройства едой. Поводов для расстройств бывает более чем достаточно: конфликты на работе и в семье, страх перед неприятными известиями, разочарования и др.

Участники курсов аутогенной тренировки сообщают, что им теперь легче сбрасывать вес, потому что у них стабилизировалось душевное равновесие. В качестве формул цели предлагаются следующие: «Я совершенно спокоен и сыт», «Алкоголь и сладости мне безразличны», «Рестораны (кафе) мне безразличны», «Я доволен, свободен и сыт», «Отказ от алкоголя (сладостей) делает меня свободным».

Кардинальные курсы похудения обязательно должны проводиться по согласованию с врачом. Лучше всего каждую неделю сбрасывать примерно по 100 - 500 грамм, хотя бы для того, чтобы поставленная цель была реально выполнена. Основным правилом считается, что нормальный вес должен соответствовать росту тела, превышающему 100 см. В соответствии с этим при росте 170 см вес должен составлять у мужчин около 70 кг, у женщин - несколько меньше.

Аутогенная тренировка для приручения страха. Есть специалисты в области медицины, которые видят в страхе первичный признак «невроза» или предшествующего ему расстройства. А поскольку неврозы в самом широком смысле этого слова стали частью нашей повседневной жизни, страх называют «европейской» (Ницше) или «западной» болезнью, хотя он встречается практически повсюду, где живут люди.

Что же такое страх? «Завтрашний день», - так отвечает на этот вопрос датский философ Кьеркегор (1813 - 1855 гг.). Состояние страха может физически выражаться в учащении пульса и дыхания при одновременном повышении давления крови и, прежде всего, в усиленном потоотделении. Одновременно могут появляться такие парасимпатические реакции, как понос и рвота. Эту картину дополняет также напряжение мышц. Страх может придать силы убегающему, но может и парализовать, лишить способности действовать.

Чем больше мы боимся, тем неувереннее становимся во всех своих действиях. Необходимо однако уметь, как рекомендовал Фрейд, «переносить некоторую долю неопределенности». И некоторую долю неуверенности - тоже, потому что неуверенность свойственна человеку. Больше всего страдают сами люди, мучимые чувством страха, озабоченные своим будущим, и их душевные страдания часто значительно острее, чем физические. Трус, как известно, умирает многократно, и все же ему приходится жить в этом состоянии.

С давних пор известна «разрушающая бессмысленность страха»: «Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем - довольно для каждого дня своей заботы». Формулы для людей, страдающих от страхов: «Я смел, свободен и полон сил», «Я совершенно спокоен и расслаблен», «Везде и повсюду только спокойствие», «Я верю в свою жизнь». На больных, которые боятся операции или похода к зубному врачу, наркоз действует хуже, чем на тех, кто не испытывает страха. Здесь могут помочь следующие формулы: «Я смел и свободен. Работа (операция) пройдет успешно», «Я смел и свободен. Боль мне безразлична».

С помощью аутотренинга можно снять и депрессивные состояния. Они часто скрываются за физическими расстройствами, такими как головная боль или боли в тазобедренных суставах, спине. Хорошо зарекомендовали себя следующие формулы цели: «Я учусь жить и любить», «Любая жизнь достойна жить», «Я весел и свободен, болезни мне безразличны», «Я совершенно спокоен, смело и свободно смотрю на окружающих», «Я живу и буду жить смело, радостно и весело», «Я счастлив и доволен».

Аутогенная тренировка для освобождения от навязчивых состояний. Страдающие навязчивыми состояниями боятся перемен в жизни, они привязаны к настоящему, так как будущее, по их мнению, может быть связано с еще большей неуверенностью. Легкие и всем известные формы навязчивых синдромов проявляются, например, в том, что человек, только что заперев дверь, проверяет, действительно ли она заперта, вытащен ли кипятильник из воды, выключена ли газовая плита, погашен ли свет во всех комнатах и др.

Другой разновидностью навязчивых состояний могут быть постоянная стирка и уборка, а также непрерывные подсчеты. Своего рода переходной формой к навязчивым мыслям могут быть определенные суеверия и ритуалы, например, отношение к числу тринадцать и стучание по дереву. Навязчивые мысли встречаются часто. В таких случаях может помочь формула: «Я совершенно спокоен и свободен; любые навязчивые мысли мне безразличны». Пробуйте придумать свои формулы, если вас беспокоит навязчивость.

Является ли аутогенная тренировка панацеей? При чтении всего того, что здесь написано о возможностях применения аутотренинга, - а они перечислены далеко не все - может возникнуть впечатление, что аутогенная тренировка представляет собой своего рода панацею от всех болезней. Необходимо еще раз подчеркнуть: аутотренинг не преувеличивает своих возможностей.

При тяжелых психических расстройствах, многих воспалительных, хирургических заболеваниях он помочь не может. Мы говорим не об успехах полного излечения, а только об устранении симптомов. Аутотренинг - это всего лишь средство оказания помощи, имеющее свои границы. Хотя его исключительно широкая сфера применения используется чаще всего не полностью.

По словам Шульца, от аутогенной тренировки можно ожидать пользу в случае всех состояний, имеющих функциональный и обратимый характер. Везде, где имеются вегетативные расстройства, где необходимо изменить жизненные привычки, сгладить аффекты, аутотренинг зарекомендовал себя как полезное средство. Тот, кто хочет стать более «толстокожим» и невосприимчивым к внешним раздражителям, может это без труда сделать с помощью аутогенной тренировки.

Поскольку аутотренинг можно и нужно применять наряду с другими терапевтическими средствами, сфера его использования поистине неисчерпаема.

Представленная в журнале серия статей является лишь прикосновением к теме АТ и не претендует на полную и стройную систему практических занятий. Но если статьи кого-то заинтересовали, то можно обратиться к более серьезной литературе на эту тему в сети Интернета. Например, на сайте www.koob.ru читатели найдут много книг в электронном виде, посвященным саморазвитию. Там же, если они захотят, можно заказать и печатный вариант.

С.И. МЕХОНОШИН,
врач-психотерапевт НУЗ ЦКБ № 6 ОАО «РЖД»

Аутогенная тренировка, или-кратко-аутотренинг, представляет собой систему упражнений, направленных человеком на себя и предназначенных для саморегуляции психических и физических состояний. Аутотренинг полезен в тех видах деятельности, которые вызывают у человека повышенную эмоциональную напряженность, в том числе в педагогической работе, так как в общении педагога с детьми и с их родителями нередко возникают ситуации, которые называют трудными и которые требуют эмоционально-волевой саморегуляции. Использование приемов аутотренинга позволяет человеку целенаправленно изменять настроение и самочувствие, положительно сказывается на его работоспособности и состоянии здоровья. Те люди, кто систематически занимается аутотренингом, Получают возможность рационально распределять и экономно использовать свои силы в повседневной жизни, а в нужные моменты Предельно их мобилизовать.

Аутотренинг основан на сознательном применении человеком Разнообразных средств психологического воздействия на собственный организм и нервную систему с целью их релаксации или, напротив, тонизирования. Соответствующие средства воздействия включают специальные упражнения, предназначенные для изменения тонуса скелетных мышц и мышц внутренних органов. Активную роль при этом играют словесное самовнушение, представления и чувственные образы, вызываемые волевым путем. Все эти средства психологического воздействия человека на собственный организм в аутотренинге используются комплексно, в определенной последовательности: релаксация, представление, самовнушение. Практическая отработка техники аутотренинга проводится в той же последовательности.



Аутотренинг включает упражнения, направленные на управление вниманием, произвольное оперирование чувственными образами, словесные самоинструкции, волевое регулирование тонуса мышц и управление ритмикой дыхания. Система управления вниманием предполагает выработку способности концентрироваться и длительно удерживать внимание на каком-либо предмете, объекте, событии, факте. Способность оперировать чувственными образами вырабатывается через специальные упражнения, направленные на перевод внимания с внешнего мира на внутренний и далее - на ощущения и чувственные образы.

От сравнительно простых и привычных представлений в аутотренинге постепенно переходят к более сложным, например к представлениям силы тяжести, тепла, распространяющегося от одной части тела к другой, картин природы и т. д. При помощи специальных слов и выражений, произносимых с разной громкостью, в плане внешней речи и речи про себя отрабатываются навыки словесного самовнушения. Такое самовнушение, если оно используется человеком умело, ускоряет наступление у него нужного психологического или физиологического состояния. Словесные самовнушения в аутотренинге сочетаются с определенной ритмикой дыхания. Управление ритмикой дыхания достигается за счет упражнений, учащающих или замедляющих вдохи и выдохи, уменьшающих или увеличивающих амплитуду дыхания. Все эти упражнения отрабатываются в трех основных положениях: лежа, сидя и стоя.

Упражнения, связанные с произвольной регуляцией мышечного тонуса, также отрабатываются в определенной системе и последовательности. Сначала люди учатся расслаблять и напрягать мышцы, легче всего поддающиеся контролю (мышцы рук и ног), затем переходят к мышцам, которыми труднее произвольно управлять (мышцы шеи, головы, спины, живота), и, наконец, обращаются к специальным упражнениям, направленным на регуляцию тонуса мышц внутренних органов.

Особенно сложными и важными упражнениями, входящими в аутотренинг, являются те, которые направлены на регулирование состояния кровеносных сосудов головы и тела человека, их расширение с целью достижения состояния релаксации и успокоения или сужение с целью повышения тонуса и активизации организма. В этих упражнениях используется естественное тепло ладони руки человека и образные представления тепла или холода волевым путем.

Описанная система аутогенной тренировки полезна педагогам, имеющим большую нагрузку и сталкивающимся в жизни с индивидуальными проблемами, касающимися их психофизиологического состояния, работоспособности и здоровья. Учитель или воспитатель, занимающийся аутогенной тренировкой, может больше дать своим ученикам и воспитанникам, чем тот, кто ею не занимается. Аутогенная тренировка, улучшая состояние здоровья педагога, повышая его работоспособность, тем самым увеличивает и его педагогическую отдачу. При желании каждый учитель и воспитатель могут овладеть методами аутогенной тренировки и научиться пользоваться ими самостоятельно, в отличие от психокоррекционной практики, которая требует совместной групповой работы и участия в ней профессионально подготовленных психологов.

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

Тема 1. Организация психологического самообразования педагога

1. Необходимость непрерывного психологического самообразования педагога.

2. Основные отрасли психологической науки, содержащие в себе сведения, полезные для педагога.

3. Научные и популярные издания, включающие психологическую информацию, полезную для психологического самообразования педагога.

Тема 2. Психологические основы педагогической саморегуляции

1. Значение саморегуляции в деятельности педагога.

2. Педагогические ситуации, порождающие потребность в психологической саморегуляции.

3. Саморегуляция восприятия и внимания.

4. Саморегуляция памяти и мышления.

5. Самоуправление эмоциональными состояниями.

Тема 3. Психокоррекция в деятельности педагога

1. Основные направления и цели педагогической психокоррекционной работы.

2. Классификация психокоррекционных методов.

3. Группы социально-психологического тренинга (Т-группы).

4. Группы встреч.

5. Группы тренинга умений.

Те м а 4. Аутотренинг в работе педагога

1.Понятие об аутогенной тренировке.

2.Значение аутотренинга и пути его практического использования, в работе педагога.

3.Цели и задачи аутогенной тренировки.

4. Упражнения, направленные на регуляцию тонуса мышц.

5.Упражнения, предназначенные для управления вниманием и чувственными образами.

6.Упражнения, предназначенные для изменения ритмики дыхания.

Темы для рефератов

1. Источники полезной для педагога психологической информации. ~- Педагогические ситуации, связанные с ними психологические процессы и состояния, требующие саморегуляции деятельности педагога.

2. Основные принципы саморегуляции.

3. Психокоррекционные методы и группы, возможности их использования в педагогической практике.

4.Аутогенная тренировка и ее применение в процессе самосовершенствования деятельности педагога.

Темы для самостоятельной исследовательской работы

1. Система работы педагога по психологическому самообразованию.

2. Теоретические основы психологической саморегуляции деятельностипедагога.

3. Психокоррекционная работа в профессиональной подготовке учителя.

4. Приемы и методы повышения работоспособности педагога при помощи аутогенной тренировки.

Литература

Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация.-М., 1983.

(Психология педагогической деятельности: 6-40, 64-73.)

Бернс Р. В. Развитие Я-концепции и воспитание.- М., 1986.

(Психологическая подготовка учителей: 333-351.)

Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения:

Книга для учителей и родителей.- М., 1987.

Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении.- М., 1987.

Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей.- М., 1989.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.- М., 1988.

Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе.- М., 1989.

(Активное социально-психологическое обучение педагогов.)

Ладанов И. Д. Управление стрессом.- М., 1989.

(Управление стрессом: 27-42. Тренировка воли: 43-69. Тренировка памяти: 69- 83. Саморегуляция (владение собой): 83-119. Предотвращение и преодоление конфликтов: 120-137.)

Леонтьев А. А. Педагогическое общение.-М., 1979.

(Как развивать умения педагогического общения: 39-45.)

Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности.- М., 1989.

(Преодоление критических ситуаций: 188-198. Саморегуляция психических состояний: 227-262.)

Немчин Т. А. Состояния нервно-психического напряжения.-Л., 1983.

(Пути и средства управления нервно-психическим напряжением: 138-151.)

Николов Н., Нешев Г. Загадка тысячелетий (что мы знаем о памяти).-М., 1988.

(Управление памятью: 84-112, 133-140.).

Петровская Л. А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг.-М., 1989. (Психокоррекционная работа в современной гуманистической психологии: 195-207.)

Раттер М. Помощь трудным детям.-М., 1987.

(Психотерапия и ее эффективность: 347-397.)

Яценко Т. С. Социально-психологическое обучение в подготовке

будущих учителей.- Киев, 1987.

(Психокоррекционная работа в группе активного социально-психологического обучения: 48-59.)

Раздел 7.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО



gastroguru © 2017