Массаж и лечебная физкультура. Массаж как средство лечебной физкультуры

Организация и реабилитационные методы ЛФК и массажа в реабилитационных центрах

лечебный физкультура упражнение массаж

Лечебная физкультура - самостоятельная научная дисциплина. В медицине это метод лечения, использующий средства физической культуры для профилактики, лечения, реабилитации и поддерживающей терапии. ЛФК формирует у человека сознательное отношение к занятиям физическими упражнениями и в этом смысле, имеет воспитательное значение; развивает силу, выносливость, координацию движений, прививает навыки гигиены, закаливания организма естественными факторами природы. ЛФК основывается на современных научных данных в области медицины, биологии, физической культуры.

Основным средством ЛФК являются физические упражнения, применяемые в соответствии с задачами лечения, с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей, функционального состояния организма, степени общей физической работоспособности.

Лечебная физкультура:

естественный биологический метод, так как использует присущую организму функцию движения;

метод неспецифической терапии, но в то же время отдельные виды упражнений могут влиять на определенные функции организма;

метод патогенетической терапии, в связи с возможностью физических упражнений влиять на реактивность организма;

метод активной функциональной терапии, так как приспосабливает организм больного к повышающимся физическим нагрузкам;

метод поддерживающей терапии на этапах медицинской реабилитации у людей пожилого возраста;

метод восстановительной терапии в комплексном лечении больных.

Характерной особенностью ЛФК является процесс тренировки больных физическими упражнениями.

Различают общую и специальную тренировку:

общая тренировка направлена на оздоровление, укрепление организма больного с помощью общеукрепляющих упражнений;

специальная тренировка осуществляется упражнениями, целенаправленно воздействующими на пораженный орган, область травмы.

Массаж - метод лечения, профилактики, реабилитации после заболеваний и оздоровления, представляющий собой совокупность приемов механического, дозированного воздействия на различные участки поверхности тела человека, производимого руками массажиста или специальными аппаратами. Для достижения положительного результата при применении массажа необходимо дифференцировать методику его в зависимости от этиологии, патогенеза, клинических особенностей, функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС), характера влияния различных приемов на организм.

ЛФК и массаж широко применяются в комплексе с другими методами при заболеваниях и травмах, а также могут являться самостоятельными методами лечения многих хронических заболеваний и последствий травм: при параличах, парезах, искривлениях позвоночника, эмфиземе, последствиях перелома костей и др.

Лечебную физкультуру (ЛФК) и массаж все шире применяют при лечении различных заболеваний и травм, а также в целях реабилитации. Особенно возросла роль этих методов при лечении больных, у которых ряд лекарственных веществ вызывает аллергию. ЛФК и массаж не оказывают побочных отрицательных явлений, аллергии.

Научно-технический прогресс изменил условия жизни людей, но наряду с благами он привнес и отрицательно влияющую на человека ограниченную двигательную активность - гипокинезию. Гипокинезии сопутствует гиподинамия - снижение силы мышц. Ограничение двигательной активности, возросшее нервно-психическое перенапряжение обусловили распространение вредных привычек- курение, злоупотребление алкоголем и даже наркотиками. Эти факторы увеличивают возможность заболевания, их называют факторами риска.

Применение ЛФК, массажа противодействует гипокинезии, уменьшает факторы риска, особенно при сердечно-сосудистых заболеваниях, нарушениях обмена веществ. ЛФК и массаж оказывают разностороннее благоприятное воздействие на организм. Однако при этом возможны плохая переносимость и даже обострение процесса при применении неправильных методик, при назначении их в такой фазе заболевания, когда они противопоказаны.

При каждой форме заболевания необходимо применять частные методики ЛФК, массажа и строить их в зависимости от особенностей этиологии, понимания сущности патогенеза заболевания, клинических форм течения его, функционального состояния организма, а также с учетом специфики физических упражнений и приемов массажа.

ЛФК и массаж проводят инструкторы ЛФК и массажисты. В лечебных учреждениях это специалисты со средним медицинским образованием или педагоги физвоспитания с высшим образованием.

Адаптивная физкультура (АФК) - это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде детей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества. Главным направлением АФК является формирование двигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека.

Детский массаж и гимнастика - это один из самых важных лечебных и профилактических методов. Детям не рекомендуется давать лекарства по каждому поводу, лишь в случае крайней необходимости. Нарушения здоровья нужно умело предотвращать. Один из простых способов - оздоровительный массаж. Дело в том, что массаж, в силу своей специфики, почти не имеет противопоказаний. Но в любом случае, лечебный массаж следует проводить по назначению врача.

Сегодня достаточно широко известна взаимная тесная связь между всеми органами и частями организма. А наиболее доступными для воздействия являются кожа и поверхностные ткани ребенка.

Искусство массажиста в том, чтобы, чувствуя эту связь, «настроить» своими руками организм пациента на нормальную работу.

Детство - это время интенсивного развития, освоения огромного объема информации, воспитания привычек и жизненных установок, становления ребенка как личности. Формируются основные двигательные навыки, такие как ходьба, бег, прыжки, воспитывается осанка, умение управлять своим телом, проявляются такие черты характера как инициативность, настойчивость, самостоятельность. Ребенок ценит движение как способ самовыражения, способ познания окружающего мира, получая огромное удовольствие от новых умений и навыков.

Вид довольного, улыбающегося детского личика с лихвой компенсирует все тяготы родительского бремени.

Массаж - совокупность приёмов воздействия на ткани и органы в виде поглаживания, растирания, разминания, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека как руками, так и специальными аппаратами через воздушную, водную или иную среду с целью достижения лечебного эффекта. Лечебный массаж используется на всех этапах лечения, а также с целью профилактики и повышения уровня здоровья.

Ручной (традиционный метод массажа, мануальный) - это наиболее часто применяемый метод, т. к. с помощью рук массажист может ощущать состояние массируемых тканей. С помощью ручного массажа можно выполнить все существующие массажные приемы, а также комбинировать их по мере надобности в зависимости от поставленной задачи.

Механический массаж - проводится с использованием массажного кресла.

С помощью первого - массируются мягкие ткани вдоль позвоночника, прогревая их и оказывая легкое растяжение позвоночника. В результате снижается мышечный тонус и восстанавливается подвижность позвонков.

При втором режиме используется турманиевый сплав, излучающий тепло, которое легко проникает в тело человека, что улучшает кровообращение и расслабляет мышцы.

Основное средство ЛФК - физические упражнения, применяемые в соответствии с задачами лечения, с учетом причины, развития, особенностей течения заболевания, функционального состояния организма, общей физической работоспособности.

Основная форма ЛФК - это процедура лечебной гимнастики, то есть специально подобранные для лечения физические упражнения. Занятия могут проводиться групповым, малогрупповым и индивидуальным методом.

Группы формируют на основе заболевания, возраста и физического состояния ребенка.

Индивидуальный метод ЛФК применяют у детей по показаниям в соответствии с возрастом и степенью тяжести заболевания.

Механотерапия - одна из форм ЛФК, представляет собой систему функционального лечения с помощью различных устройств и снарядов, применяемую в комплексе с другими средствами и методами современной медицинской реабилитации больных.Основу механотерапии составляют дозированные ритмически повторяемые физические упражнения на специальных аппаратах и приборах с целью восстановления подвижности в суставах (аппараты маятникового типа), облегчения движений и укрепления мышц (аппараты блокового типа), повышения общей работоспособности (многофункциональные тренажеры).

В современной механотерапии применяют реабилитационные тренажеры с программным управлением, позволяющим дозировать амплитуду и интенсивность движения. Основа нового подхода к применению механотерапии состоит в адаптации жизненно важных систем, последовательном обучении правильным движениям - от примитивных до сложных, с целью их рефлекторного закрепления во время выполнения упражнений, а также для восстановления мышц, суставов, связок, костей сегмента тела, и, как следствие этого, тела в целом. Показания:

Механотерапия применяется в комплексе с другими средствами и методами современной медицинской реабилитации при лечении заболеваний нервной системы, органов пищеварения, болезней обмена веществ, заболеваний и последствий травм опорно-двигательного аппарата.

Вестибулярная гимнастика

Включает упражнения для повышения точности и меткости движений, координации действий между двумя и более суставами и мышечными группами, на уменьшение тремора, тренировку функции равновесия в положении стоя и при ходьбе.

Специальные упражнения с использованием тренажеров, способствуют нормализации мышечного тонуса, развитию опороспособности конечностей, улучшению ориентации в собственном теле и пространстве.

Основными задачами вестибулярной реабилитации являются улучшение устойчивости и равновесия, предотвращение падений, уменьшение субъективных ощущений головокружения и чрезмерной зависимости от зрительных и соматосенсорных стимулов, восстановление координации движений, а также снижение тревоги, обусловленной заболеванием вестибулярной системы.

Наиболее эффективная реабилитация детей носит комплексный подход .

Необходимость оказания совместной помощи детям с проблемами в развитии является совершенно очевидным условием эффективности коррекционных мероприятий. Совместная коррекционная помощь предполагает взаимосвязанную деятельность специалистов различных профилей: врач невропатолог, логопед, дефектолог, психолог, педагог по СБО, педагог по ЛФК - интегрированную в единый коррекционный процесс.

Комплексная помощь означает одновременное, непрерывное, последовательное коррекционное воздействие, которое не просто механически суммирует усилия педагогов, а оформляет отдельные моменты деятельности каждого специалиста в зависимости от актуальности задач коррекции.

Весь коррекционный процесс строится на основе активного взаимодействия специалистов, совместного решения ими, возникающих в процессе обучения проблем.

Приемственность в работе специалистов это - сложный многоступенчатый процесс, основными этапами которого являются: экспертная диагностика, разработка реабилитационных программ, их реализация, мониторинг реабилитационных мероприятий и их корректировка.

Для достоверной диагностики необходима опора на данные клинико- физиологического и психолого- педагогического изучения ребенка.

Врач проводит сбор подробных анамнестических сведений и выбирает наиболее эффективные рекомендации лечения реабилитационного восстановления, а педагог ЛФК подбирает соответствующую программу и методику коррекции. В зависимости от ведущего диагноза проводится взаимосвязь со специалистами (дефектологом, логопедом, психологом, педагогом по СБО) в виде рекомендаций к требованиям развития общей и мелкой моторики, повторения упражнений дыхательной гимнастики, комплекса упражнений по формированию осанки, приемов самомассажа.

Каждый специалист проводит диагностику и составляет коррекционную программу. После этого проводится командная оценка - совместная оценка состояния психофизического развития ребенка и на основании ее составляется индивидуальный план коррекционной работы (ИРП). В индивидуально - развивающей программе отражается совместная работа специалистов на основе запроса родителей.

Специалисты изучают проблемы ребенка с позиций своих дисциплин и совместно обсуждают направления и методы работы коррекционной помощи, результаты работы отражены в мониторинге.

Методика проведения занятий

Занятия лечебной физкультурой проводятся 2 - 3 раза в неделю

3лет - 15 мин

5лет- 20мин

8лет-30мин

18лет-45мин

При проведении занятия используется традиционная схема:

вводная часть (разминка), в подготовительной части используются знакомые упражнения с малым и средним количеством повторений.

основная (специальные корригирующие упражнения), в основной части выполняется увеличенное количество повторений каждого упражнения. Преобладает выполнение упражнений повторным или интервальным методом, в сочетании с пассивным отдыхом. Решаются основные задачи коррекции.

заключительная (восстановление), в заключительной части нагрузка снижается.

Количество повторений каждого упражнения - 4 - 6 раз. Через 4-5 недель занятий обновляется 20 - 30 % упражнений (главным образом, специальных).

Основными методами, используемыми на занятиях ЛФК являются: объяснение, показ упражнений педагогом, индивидуальная работа с детьми и игровые методы (игровой стрейтчинг), повышающие интерес к занятиям. Набор в группы происходит после обязательного медицинского осмотра врача невропатолога. Форма проведения занятий - групповые или индивидуальные. Количество детей в группе 6-8 человек. Основным средством обучения являются физические упражнения.

Большое внимание на занятиях лечебной гимнастикой отводится дозированию нагрузки: она должна быть адекватной состоянию ребенка и его психомоторному развитию. Основными критериями дозировки служат подбор физических упражнений, количество повторений, плотность нагрузки на протяжении занятия, исходные положения при выполнении упражнений, темп.

Различают три вида нагрузки: большую, среднюю и малую [по проф. В.А. Епифанову]. При большой нагрузке используются все физические упражнения, без ограничений. При средней нагрузке исключаются бег, прыжки, сложнокоординированные упражнения. При малой нагрузке предпочтение отдается элементарным упражнениям для верхних и нижних конечностей в сочетании с дыхательными упражнениями. При проведении занятий лечебной гимнастикой чаще практикуются средние по величине нагрузки.

И на основании этого осуществляется комплектование групп ЛФК с учетом возраста детей, показателей их физической готовности, функционального состояния и степени выраженности патологического процесса.

Отличительная особенность занятий у наших детей является медленное выполнение упражнений и длительность перерывов между отдельными упражнениями.

Физическую нагрузку на уроке ЛФК дозируется следующим образом:

Подбор физический упражнений: от простого к сложному.

Продолжительность физических упражнений.

Число повторений.

Выбор исходных положений.

Темп движений под счет от 1 до 4.

Амплитуда движений.

Степень усилия.

Точность.

Сложность.

Количество отвлекающих упражнений.

Эмоциональная включенность ребенка.

Программа по лечебной физкультуре включает 3 этапа:

Подготовительный этап (3-10 часов):

на этом этапе проводится тестирование физического развития детей. По его итогам педагог получает оценку функционального состояния организма ребенка.

Основной этап (8 - 24 часа) включает в себя:

упражнения по совершенствованию дыхания;

общеразвивающие упражнения;

корригирующие упражнения;

тренировка мышечной, дыхательной и сердечно - сосудистой систем с индивидуальным дозированием нагрузки и дальнейшим ее возрастанием.

Заключительный этап (7- 10 часов):

В ходе, которого осуществляется дальнейшее совершенствование и закрепление техники выполнения ОРУ и индивидуальных комплексов специальных упражнений. На этом этапе подводятся итоги всего цикла:

тестирование физического развития,

Формы контроля

Врачебный контроль и самоконтроль является неотъемлемой частью выполнения программы.

Задачами врачебного контроля являются:

создание оптимального режима применения основных средств и методов реализации программы для укрепления здоровья обучающихся;

содействие в создании надлежащих условий работы по оздоровлению организма.

Врачебные наблюдения, проводимые в процессе занятий, направлены на изучение построения занятий, состоянию здоровья занимающихся, их физическому развитию, определению границ приспособляемости организма к физическим нагрузкам.

Самоконтроль - это самостоятельное систематическое наблюдение занимающихся за изменением своего здоровья. Наблюдения сигнализируют об изменениях, происходящих в организме под влиянием систематических занятий. В качестве показателей самоконтроля используются субъективные и объективные признаки изменения организма. К субъективным признакам относятся: самочувствие, сон, аппетит, а к объективным: частота сердечных сокращений, динамика роста и массы тела, сила кисти, измерение окружности груди и т. д.

с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Массажу и лечебной гимнастике в комплексном лечении травм и заболеваний отводится значительное место (схема VI). Так, в послеоперационном периоде при ряде заболеваний, когда имеет место болевой синдром, массаж применяется в первые сутки (на операционном столе) многократно (В.И.

Дубровский, 1969). После снятия болевого синдрома в комплексное лечение включают лечебную физкультуру (гимнастику).

Последовательность применения массажа и лечебной физкультуры имеет


важное значение. При болях рефлекторный спазм сосудов и мускулатуры не дает возможности правильно выполнять упражнения, поэтому трудно добиться релаксации мышц, большой амплитуды движений и пр. При хронических травмах для разработки суставов и ликвидации контрактур массаж можно проводить до и после ЛФК. Наблюдения показывают, что массаж действует анальге- зирующе (В.И. Дубровский, 1973).

Схема VI. Лечебная физкультура в системе реабилитации спортсменов после операционных вмешательств

Задача массажа: снять гипертонус (напряжение) мышц, уменьшить (ликвидировать) боль, улучшить крово- и лимфоток в травмированных тканях (или больном органе), ускорить метаболизм в тканях, вызвать гиперемию в травмированных (патологических) тканях. После массажа больной дышит увлажненным кислородом в течение 5- 10 мин. ЛФК проводится в сопровождении музыки или цветомузыки, что позволяет дольше выполнять упражнения. снять напряжение мышц, а также уменьшить (ликвидировать) боль.

Остеохондроз позвоночника, люмбаго, люмбалъгия. Вначале проводится массаж, снимающий напряжение околопозвоночных мышц и вызывающий глубокую гиперемию в околопозвоночных тканях. Массаж можно проводить в сочетании с гиперемирую-щими мазями и тракцией. После массажа больной выполняет комплекс гимнастических упражнений, а затем в положении лежа на животе можно провести взаимный массаж или массаж спины ногами.

Артрозы, коксартрозы, артриты., болезнь Гоффа, травмы опорнодвигательного аппарата.

В травматологии и ортопедии массаж проводится перед занятиями гимнастикой для снятия боли и напряжения мышц. Массируют мышцы выше и ниже сустава, сам сустав (кроме локтевого) только поглаживают и растирают. Проводится сегментарно-рефлекторный массаж, то есть вначале массируют рефлексогенные зоны позвоночника, затем - прок-симальные отделы конечности и дистальные, после чего поглаживают и растирают сустав.

Больным ревматоидным артритом проводится щадящий массаж суставов, так как при энергичном массаже возможен синовиит (то есть образование жидкости в суставе). При полиартритах, особенно у лиц пожилого возраста, также не следует интенсивно растирать, мять суставы, поскольку такой массиж дает обострение. После массажа занимаются лечебной гимнастикой или выполняют упражнение на тренажерах.

После операций на костях, снятия гипсовых повязок. Если имеется болевой синдром, то сначала проводится массаж, а затем ЛФК. В первые 3-5 дней выполняется щадящий массаж с маслами, особенно это касается лиц пожилого возраста. Массаж начинают с проксимальных отделов. Должны преобладать приемы разминания (неглубокого) и потряхивания массируемых мышц.

Ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь. При болях в сердце вначале показан массаж, а затем - выполнение гимнастических упражнений. Массируют нижние конечности, область сердца (в основном поглаживание и растирание по межреберным промежуткам), воротниковую область. При гипертонической болезни массаж проводят после гимнастики. Массируют нижние конечности и живот. У больных с гипертонической болезнью до и после занятий ЛФК необходимо измерять АД.

Хронический бронхит, пневмония, бронхиальная астма. Вначале проводится массаж дыхательной мускулатуры. Если массаж проводится после ЛФК, то включается массаж грудной клетки (перкуссионный массаж), который способствует отхождению мокроты (при ее наличии).

Урологические и гинекологические заболевания. Массаж проводится в свободные от занятий ЛФК дни или спустя 3-4 ч после занятий ЛФК.

Колиты, гастриты. При спастических колитах сначала проводится массаж, а затем - ЛФК, при гастритах же, особенно гиперацидных, сначала ЛФК, затем - массаж.

Еще по теме Массаж и лечебная физкультура:

  1. П.2. ПРИНЦИПЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ В ПЕДИАТРИИ. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
  2. Глава 5 ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА В КЛИНИКЕ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ. ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ
  3. Нина Александровна Абрашина. Лечебный и профилактический массаж для детей с нарушениями развития.Лечебный и профилактический массаж для детей с нарушениями развития: Флинта, Наука; М.;2009, 2009

Разминание – основной и наиболее сложный прием при любом массаже. На его выполнение отводится больше половины времени всего сеанса. Разминание предназначено главным образом для воздействия на мышцы (повышает их тонус, сократительную способность, улучшает кровообращение, снимает мышечное утомление). Оно заключается в непрерывном или прерывистом захватывании (I фаза), оттягивании, сдавливании (II фаза), сжимании, «перетирании» тканей (III фаза).

Основные приемы разминания :

  • продольное;
  • поперечное.

Продольное разминание выполняется одной или двумя руками по ходу мышечных волокон, начиная от места перехода мышцы в сухожилие . Выпрямленные пальцы при отведенном большом пальце располагаются на массированной поверхности так, чтобы большой палец лежал на одной стороне, а остальные пальцы – на другой стороне массируемого участка. Это первая фаза –

...

Методика и дозировка физических упражнений в ЛФК

Основные приемы массажа - Растирание

Растирание состоит в сдвигании и растяжении тканей в различных направлениях. При этом кожа сдвигается. Растирание оказывает более глубокое воздействие на ткани: усиливается лимфоток, размягчаются и рассасываются патологические образования, ликвидируются отеки, уменьшаются боли при травмах, невритах, невралгиях, улучшается сократительная функция мышц, увеличивается амплитуда движений в суставах. Энергичное растирание в области нервных стволов и окончаний снижает возбудимость нервной системы. Растирание подготавливает ткани к разминанию, выполняют медленно, проводят по массажным линиям.

Основные приемы растирания проводят в прямолинейном, круговом и спиралевидном направлениях, это:

  1. растирание пальцами;
  2. ладонями;
  3. основанием ладони.

Растирание пальцами используется при массаже лица, волосистой части головы, межреберных промежутков, спины,

...

Особенности гимнастики и массажа в зависимости от возраста

Детей грудного возраста в зависимости от состояния аппарата движения делят на 4 группы:

  • I – от 1,5 до 4 мес.,
  • II – от 4 до 6 месяцев,
  • III – от 6 до 9 месяцев,
  • IV- от 9 до 12 месяцев.

В I группе . В первые месяцы повышен тонус сгибателей конечностей, поэтому используют рефлексы, связанные с разгибанием. Задачи : расслабление сгибателей конечностей, повышение тонуса разгибателей, содействие первым навыкам по изменению положения тела и развитию умелости рук (подвешивание на высоте рук игрушек, предметов). ЛГ : назначают рефлекторные упражнения и активные движения с учетом рефлексов. Рефлекс ползания – если ребенка положить на живот и приставить ладонь к подошвам, то он совершает ползающие движения. Хватательный рефлекс (с 3 месяцев) – при надавливании на ладони ребенка он сильно схватывает пальцы проводящего занятия или предмет. Рефлекс Галанта – разгибание туловища при проведении

...

ЛФК и массаж при эмфиземе легких, бронхиальной астме, туберкулезе легких

Эмфизема легких

Это хроническое заболевание, к которому приводит хронический обструктивный бронхит. Эластическая соединительная ткань легких заменяется фиброзной, развивается пневмосклероз, легкие расширяются, увеличивается остаточный объем легких, развиваются поверхностное дыхание, ригидность и малоподвижность грудной клетки

Задачи ЛФК и массажа

Усилить локальную вентиляцию легких, уменьшить гипоксемию и одышку, усилить обмен веществ во всех тканях, особенно в сердечной мышце и нервной системе, улучшить функцию дыхательной мускулатуры.

Особенности методики ЛФК

Применяют экспираторную гимнастику, то есть упражнения, способствующие полноценному выдоху, укрепляющие мышцы туловища и брюшного пресса, которые участвуют в дыхании и сохраняют подвижность грудной клетки и позвоночника – статические и динамические дыхательные упражнения в сочетании с общеукрепляющими. ИП при постельном и полупостельном режиме – лежа и сидя с опорой на спинку стула, а при общем режиме – стоя,

...

Общие сведения о массаже, лечебный массаж

Массаж - это совокупность приемов механического дозированного воздействия на поверхность тела человека руками или специальными аппаратами (вибрационный, вакуумный вибромассажер, ультразвуковой и др.).

Действие массажа на организм

Механизмы действия :

  1. нервно-рефлекторный . Механические раздражения возбуждают механорецепторы кожи, мышц, суставов, сухожилий. Механическая энергия превращается в нервный импульс. Нервное возбуждение по чувствительным путям направляется в ЦНС, откуда по эфферентным путям – в различные органы и ткани, изменяя их функции;
  2. гуморальный . В коже образуются биологически активные вещества (гистамин, ацетилхолин), которые с током крови разносятся по всему организму и участвуют в расширении сосудов и передаче нервных импульсов;
  3. механическое действие в месте непосредственного воздействия : усиление тока крови, лимфы и тканевой жидкости (что облегчает
...

ЛФК и массаж при гипертонической болезни и первичной артериальной гипотензии

ЛФК и массаж при инфаркте миокарда

ЛФК и массаж при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки

Основные приемы массажа - Вибрация

ЛФК и массаж при бронхите и бронхоэктазии

Бронхит

Различают острый и хронический бронхит.

Острый бронхит

Это острое воспаление трахеобронхиального дерева, вызываемое вирусами, бактериями, химическими и другими факторами.

Задачи ЛФК и массажа

Уменьшение воспалительных процессов в бронхах и восстановление их дренажной функции; профилактика хронического бронхита и пневмонии; повышение иммунитета.

Особенности ЛФК

ЛФК назначают по стихании острого процесса. Применяют вначале статические дыхательные упражнения, а позже динамические дыхательные упражнения, делая акцент на выдохе и на откашливании мокроты, и общеукрепляющие упражнения.

Особенности методики массажа

Вначале массируют спину в ИП лежа на животе, а затем лежа на спине – переднюю поверхность грудной клетки. Руки массажиста располагаются параллельно ребрам и скользят от грудины к позвоночному столбу во время вдоха, а во время выдоха – к грудине, сжимая грудную клетку.

...

ЛФК и массаж при артритах и артрозах

Артриты

Это воспаление суставов, сопровождающееся ограничением движений, а при более сложных изменениях – полной неподвижностью (анкилоз) суставов, болями при нагрузке, а позднее и в покое. Различают моноартрит (поражение одного сустава) и полиартрит (поражение нескольких суставов).

Задачи ЛФК и массажа

Активизация деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной систем, нервно-мышечного аппарата, нормализация обмена веществ, улучшение подвижности в суставе, увеличение силы мышц, ликвидация боли.

Особенности ЛФК

Активные движения следует выполнять в облегченных условиях: в положении лежа, на четвереньках, сидя, в воде, в висах и др. Не допускать болевых ощущений. В занятие включают ходьбу пешком, езду на велосипеде, ходьбу на лыжах, общеразвивающие и дыхательные упражнения, упражнения со снарядами (мячами, палками, гантелями и пр.) в положении стоя и сидя при поражении

...

ЛФК и массаж при сколиозе

ЛФК и массаж при плеврите

ЛФК и массаж при дискинезиях желчевыводящих путей и хроническом холецистите

Дискинезии желчевыводящих путей

Это расстройства двигательной функции жёлчевыводящей системы, включая сфинктер Одди, которым способствуют различные вегетативно-нервные нарушения. Различают два клинические формы:

  • гиперкинетическая (спастическая): приступообразные боли, которые возникают после физических нагрузок (перегрузок) и часто сопровождаются тошнотой, рвотой, нарушением стула, раздражительностью, головной болью, ухудшением общего состояния;
  • гипокинетическая (гипотоническая, атоническая): после еды появляются тупые боли и чувство распирания в правом подреберье, особенно в положении сидя, иногда возникают диспептические явления и ухудшение общего состояния. Лечение включает массаж, ЛГ, диетотерапию, питье минеральных вод, физио- и гидротерапию, лекарственную терапию, фитотерапию и др.

Задачи ЛФК и массажа

Нормализация функции желчевыводящих путей и психоэмоционального состояния, обезболивающее действие, улучшение оттока желчи, общеукрепляющее

...

ЛФК и массаж при заболеваниях и травмах головного мозга

Основные приемы классического массажа

ЛФК и массаж при повреждениях связок суставов, вывихах, ушибах

Повреждения связок суставов (растяжения, разрывы)

Повреждения связок делят на растяжения, частичные разрывы и полные разрывы. Чаще повреждаются связки голеностопного и коленного суставов. Возникают боли, припухлость в месте повреждения, ограничение движений или патологическая подвижность, возможен гемартроз. Конечности придают такое положение, при котором точки прикрепления связок максимально сближаются. Конечность иммобилизируют, при полном разрыве связок их предварительно сшивают.

Задачи ЛФК и массажа

Улучшение местного крово- и лимфообращения, стимуляция регенерации тканей, восстановление объема движений в суставах, функции мышц, формирование временных компенсаций утраченных функций.

Особенности ЛФК

В I периоде назначают общеразвивающие упражнения и специальные упражнения на сохранение подвижности в суставе (их начинают с 3-5-го дня при растяжении и через несколько недель при разрывах). Во II периоде – пассивные упражнения и активные для восстановления

...

ЛФК и массаж при плоскостопии, врожденной косолапости, кривошее

Плоскостопие

Это деформация свода стопы, заключающаяся в уплощении ее сводов в сочетании с пронацией и супинацией стопы и нередко контрактурой. Возникает чаще у детей в результате раннего вставания и ходьбы, перенесенного рахита, а также слабости мышц и связок, особенно задней большеберцовой мышцы и сгибателей пальцев, неправильно подобранной обуви, длительного хождения или стояния и др. Утрачиваются рессорные свойства стопы, и основная нагрузка приходится на уплощенный внутренний край стопы. Появляются боли в стопах, в икроножных мышцах при длительной ходьбе. Признаком выраженного плоскостопия является изменение формы стопы. Для диагностики плоскостопия применяют плантографию (отпечаток подошвенной поверхности стопы). Для лечения применяют ЛФК, массаж.

Задачи ЛФК и массажа

Восстановление и укрепление мышц свода стопы, исправление деформации стоп, восстановление их рессорных свойств и закрепление результатов лечения.

Особенности ЛФК

ЛГ выполняется 2-3 раза

...

ЛФК и массаж при гинекологических заболеваниях

Гинекологические заболевания

На функции полового аппарата женщины влияют многие факторы: болезни эндокринной системы, сердечно-сосудистой, нервной, пищеварительной, эндокринные заболевания, в то же время при гинекологических заболеваниях страдает общее состояние организма: возникают отраженные боли. Боли от половых органов и отраженные боли по нервам, соответствующим зонам Захарьина-Геда, рефлекторно влияют на функции гипофиза, мочевого пузыря, кишечника, сердечно-сосудистой системы, печени, почек, надпочечников и др., а длительные болевые импульсы вызывают нарушение кровообращения и секреции половых органов. Наиболее часто отмечаются воспалительные заболевания половых органов, нарушения менструальной функции, ограничение или увеличение подвижности матки, яичников, маточных труб, бесплодие, неправильные положения матки, недоразвитие половых органов, недержание мочи. Лечение может быть консервативным и оперативным. Большие гинекологические операции осуществляют в основном посредством чревосечения

...

ЛФК и массаж при беременности

Задачи ЛФК и массажа

Общее укрепление организма; уравновешивание процессов возбуждения и торможения в ЦНС, часто нарушенного при беременности; улучшение кровоснабжения, дыхания, обмена веществ, оксигенации плода; укрепление мышц, участвующих в родовой деятельности, и повышение их эластических свойств; увеличение подвижности тазовых сочленений, тазобедренных суставов и позвоночника; обучение правильному дыханию; предупреждение осложнений (варикозное расширение вен, рубцы беременности и др.).

Особенности ЛФК

I триместр (от начала беременности до 16-й недели)

Формирование плаценты заканчивается к концу 16-й недели, связь плодного яйца с маткой непрочная, и происходит сложная перестройка организма (изменяется деятельность эндокринных желез, вегетативной нервной системы). Существует опасность выкидыша, поэтому занятия проводят осторожно, особенно в сроки, соответствующие менструации, в медленном или среднем темпе. Исключают упражнения,

...

ЛФК и массаж при заболеваниях и травмах спинного мозга и периферической нервной системы

Заболевания и травмы спинного мозга

Повреждения спинного мозга чаще возникают при переломах позвоночника. При поражении двигательных клеток рогов спинного мозга (травмы, полиомиелит) и их волокон часто развивается периферический (вялый) паралич или парез . Больные длительное время находятся на постельном режиме. В зависимости от локализации поражений нарушения двигательной функции различны: при локализации в шейном отделе – возникают спастические тетрапарезы и параличи; в нижнешейном и верхнегрудном – вялый парез (паралич) рук и спастический парез (паралич) ног; в грудном отделе – спастические параличи (парезы) ног; в нижнегрудном и поясничном – вялый парез (паралич) ног.

Задачи ЛФК и массажа

Активизация сердечно-сосудистой и дыхательной систем; улучшение проведения двигательных и чувствительных импульсов; укрепление паретичных и растяжение сокращенных мышц (при контрактурах); предупреждение атрофии мышц; укрепление мышечного

...

ЛФК и массаж при рахите, гипотрофии у детей

Рахит

Это хроническое заболевание с нарушением обмена веществ, преимущественно фосфорно-кальциевого, расстройством костеобразования (их размягчением и деформацией), поражением мышц (дряблость, гипотония) и др. органов, в том числе нарушением дыхания из-за гипотонии дыхательных мышц и деформации грудной клетки. Различают 3 степени рахита: легкий, средней тяжести и тяжелый. Лечение рахита длительное, комплексное: витамин D, медикаменты, ультрафиолетовое облучение, закаливание, полноценное питание, гидротерапия, ЛГ, массаж.

Физические упражнения и массаж существенно влияют на обмен веществ путем активизации нервных и гуморальных воздействий. Они являются частью комплексного лечения при нарушениях обмена веществ (ожирение, подагра, диабет). Сахарный диабет
  • максимальная нагрузка для рук не должна превышать 1% от массы тела;
  • для ног – 3%;
  • для позвоночника – 2-3%.

Комплекс занятий состоит из 3-4 подходов с 4-5 повторениями. В течение трех месяцев нагрузка постепенно увеличивается вдвое, а число повторений в подходе 8-10, подходов до 10. Далее наращивается вес грузиков и уменьшается число повторов, чтобы не так сильно перегружать пораженные мышечные волокна.

В качестве общеукрепляющих упражнений целесообразно использовать занятия с различными предметами (мячами, фитболом, палками, обручами и пр.) из разных исходных положений, дыхательные техники, а также тренировки в бассейне.

Общеразвивающие действия – технически простые движения телом или некоторыми его частями (занятия на поддержание координации, элементы спортивных игр, танцев, занятия на платформе и т. д.) повторяются по 2-4 раза в начале курса терапии и увеличиваются до 6 в течение двух месяцев.

Аэробные занятия, например, спортивная ходьба, достаточно эффективны для наращивания мышечной массы и выносливости. Они повышают частоту сердечных сокращений, расширяют сосуды, способствуют активизации кровообращения, нормализуют артериальное давление, предотвращают ожирение. При этом бег и прыжки не рекомендуется выполнять пациентам с протрузиями и грыжами межпозвоночных дисков, так как они могут травмировать поврежденные суставы или спровоцировать возникновение новых патологий.

Стретчинг и йога позволяют увеличить объем движений в суставах, повысить эластичность сухожилий и связок, снять болевой синдром, мышечные спазмы и контрактуры. Растяжку каждой мышечной группы проводят отдельно длительностью не менее 10 минут. В дальнейшем для эффективности занятий длительность подхода увеличивают до 15 минут с адекватным, но достаточным приложением силы.

Постизометрическая релаксация предназначена для устранения контрактур, спазмов и скованности суставов, и как следствие увеличивает объем движений в пораженной зоне позвоночного столба. Методика подразумевает двухфазное воздействие на необходимую мышцу:

  • пассивное растяжение мышечной группы до упругого барьера при помощи инструктора или врача-реабилитолога;
  • далее пациент активно сокращает мышцы в течение 5-10 секунд.

Затем прорабатываемые мышцы плавно расслабляются и растягиваются.

ЛФК и физиотерапия

Бесспорно, различные физические нагрузки благотворно сказываются на организме при лечении и профилактике патологий скелета, но интенсивное использование ЛФК в зоне патологии и дистрофического конфликта без предварительного устранения воспаления, отеков и спазмов, и улучшения циркуляции крови и лимфы способно навредить организму. Оно может спровоцировать микротравмы, мелкие кровоизлияния, склерозирование и фиброз соединительных тканей хрящей, а, следовательно, резкое ухудшение состояния больного.

Для облегчения болей и подготовки тела к ЛФК и кинезиотерапии рекомендуется использовать физиотерапевтические процедуры:

  • тепловое воздействие (озокеритные, парафиновые, соллюксные аппликации, простые электрические или солевые грелки);
  • инфракрасное, электромагнитное излучение;
  • термические ванны или прочие водные процедуры;
  • разогревающий или вибрационный массаж.

Например, для избегания травмирования суставно-связочного аппарата постизометрическую релаксацию проводят после предварительного тщательного разогрева мышц другими упражнениями или массажем.

Эффективным будет применение электропроцедур, стимулирующих нервно-мышечную передачу сигналов (электромиостимуляцию, диадинамотерапию, амплипульсы и пр.). В качестве токопроводящей основы может служить бишофит (минерал, хлорид магния, часто используемый в физиотерапии), обладающий хорошими противовоспалительными, спазмолитическими и рассасывающими свойствами.

Массаж

Некоторые пациенты полагают, что в лечении позвоночных грыж ЛФК может заменяться массажем и физиотерапевтическими процедурами, но это не сходные мероприятия, а взаимодополняемые.

Физические нагрузки позволяют растянуть сухожилия и связки, восстановить функциональность мышечных волокон. Массаж устраняет спазмы, улучшает кровообращение, лимфоток и трофику в тканях, регулирует работу внутренних органов, улучшает самочувствие. Постепенно активизируются скрытые ресурсы организма, грыжа регрессирует и основной задачей лечения становится предупреждение рецидивов патологии.

Массажем называют методику последовательных и ритмичных воздействий на кожные покровы (большой или малой локализации) руками, специализированными аппаратами или приспособлениями. Лечебный эффект достигается посредством механических действий, которые могут подразумевать использование разных сред (вода, воздух) и материалов (массажные масла, медикаментозные мази, гели, банки, камни и пр.). Массаж может делать врач или пациент самостоятельно (самомассаж).

Как правило, у людей, страдающих от остеохондроза, грыж межпозвоночных дисков, искривления позвоночника или других патологий скелета на первичном осмотре явственно прощупываются узелковые уплотнения среди мышечных волокон, а некоторые мышечные группы перенапряжены и их пальпирование вызывает болезненные ощущения.

По мнению специалистов, эти узелки – это сгустки белково-фиброзной ткани, сформированные из скопившейся молочной кислоты, а затем затвердевшие. Поэтому после первоначальных сеансов массажа пациент может чувствовать усиление боли в патологической зоне.

Виды массажа

В традиционной и народной медицине существует огромное разнообразие видов массажа, его техник и систем: лечебный, баночный, классический, восточный, тайский, мануальный, аппаратный – далеко не полный перечень списка. Кроме того, приемы и техники массажа постоянно расширяются, пополняются новыми направлениями, совершенствуются, что делает его все более эффективным при лечении заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Классический массаж спины подразумевает проработку поверхностных и глубоких слоев мышц. Спина – это самая крупная рефлекторная зона, и за каждым позвонком закреплен соответствующий внутренний орган. Поэтому он полезен не только для улучшения кровообращения и лимфотоков, питания поврежденных хрящей, но и для регулировки работы всего организма.

Акупунктура, точечный, тайский, пассивная йога, стоун-терапия (массаж камнями) в основном используют воздействие на биологически активные (триггерные) точки кожи. Они выполняются подушечками пальцев, а сила нажатия регулируется индивидуально. Производится проработка не только зон вокруг позвоночника, большое количество активных точек располагаются на ушных раковинах, ладонях, стопах ног (плантарный массаж). Подобные массажи, кроме лечебного влияния на позвоночник, улучшают работу сердца, желез внутренней секреции, укрепляют иммунитет.

При вакуумном массаже используются медицинские банки. Они могут быть различных размеров, выполнены из различных материалов. Банки, в отличие от ручного массажа, позволяют проработать более глубокие слои мышц, быстрее вывести из организма токсины и солевые отложения, активизируют метаболизм и трофику тканей.

Если у пациента нет возможности посещать специализированные учреждения, то на рабочем месте или дома можно проводить сеансы самомассажа. В этом случае воздействию доступны только шейно-плечевая и поясничная зоны. Допускается проработка не только подушечками пальцев, но и ладонями, кулаками. Дополнительный лечебный эффект этого вида массажа заключается в том, что руки и плечи получают своеобразную физическую нагрузку, необходимую при лечении грыж межпозвоночных дисков.

Основные виды воздействий при массаже

Классические техники массажа предписывают достаточно строгое чередование видов воздействия на кожу пациента, времени проведения самой процедуры и его отдельных этапов. Это может быть: поглаживание, растирание, давление, приподнимание, постукивание, вибрация и пр.

Поглаживание подразумевает механическое воздействие на кожные покровы пациента руками специалиста. При этом сила давления постоянна и не превышает тяжести кистей массажиста на протяжении одного движения. Направление движений – центростремительное. Поглаживающие действия занимают примерно 3-5 мин, они начинают сеанс и оканчивают его.

Растирание отличается от поглаживания силой влияния (чуть большей). Она остается постоянной на протяжении одного действия, но давление не должно превышать уровень болевой чувствительности кожи пациента. Центростремительность в растирании не важна, ведется проработка мышечных тканей, выявляются болезненные зоны, уплотнения и спазмы. При этом средняя (основная) линия позвоночного столба не массируется.

Разминание характеризуется ритмичными движениями с изменением силы давления (от нулевой до ощущения боли) на протяжении одного действия. Перемещения выполняются по спирали, соблюдая центростремительность. При этом массажист собирает в складку небольшие участи кожи и верхние слои мышц и перебирает их в направлении от поясницы к шее или подушечками пальцев круговыми движениями от позвоночника по ребрам вбок.

Ударные, похлопывающие и вибрационные движения имеют свою ритмичность, изменяются по силе давления, амплитуде (прерывистая вибрация), направлению (продольное или поперечное). Например, похлопывание кожи спины ладонью (главным комментарием к этому приему является необходимость прижимания большого пальца руки к остальным). Ударные движения или растирающие могут совершаться ребром ладони или кулаками (плоскостью со стороны мизинца) и пр.

Основным ограничением в этой группе действий является недопущение у пациента болезненных ощущений при массаже.

Предисловие

Лечебную физкультуру (ЛФК) и массаж все шире при­

меняют при лечении различных заболеваний и травм, а так­

же в целях реабилитации. Особенно возросла роль этих ме­

тодов при лечении больных, у которых ряд лекарственных

веществ вызывает аллергию. ЛФК и массаж не оказывают

побочных отрицательных явлений, аллергии.

Научно-технический прогресс изменил условия жизни

людей, но наряду с благами он привнес и отрицательно вли­

яющую на человека ограниченную двигательную актив­

ность - гипокинезию. Гипокинезии сопутствует гиподина­

мия - снижение силы мышц. Ограничение двигательной

активности, возросшее нервно-психическое перенапряжение

обусловили распространение вредных привычек- курение,

злоупотребление алкоголем и даже наркотиками. Эти фак­

торы увеличивают возможность заболевания, их называют

факторами риска.

Применение ЛФК, массажа противодействует гипокине­

зии, уменьшает факторы риска, особенно при сердечно-сосу­

дистых заболеваниях, нарушениях обмена веществ. ЛФК

и массаж оказывают разностороннее благоприятное воздей­

ствие на организм. Однако при этом возможны плохая пе­

реносимость и даже обострение процесса при применении

неправильных методик, при назначении их в такой фазе за­

болевания, когда они противопоказаны.

При каждой форме заболевания необходимо применять

частные методики ЛФК, массажа и строить их в зависимо­

сти от особенностей этиологии, понимания сущности патоге­

неза заболевания, клинических форм течения его, функцио­

нального состояния организма, а также с учетом специфики

физических упражнений и приемов массажа.

ЛФК и массаж проводят инструкторы ЛФК и массажи­

сты. В лечебных учреждениях это специалисты со средним

медицинским образованием или педагоги физвоспитания

с высшим образованием.

К сожалению, при обучении в средних медицинских учеб­

ных заведениях будущие фельдшера, медицинские сестры

получают крайне ограниченные знания по ЛФК и массажу.

Последний учебник по этим предметам был издан в 1987 г.

Будущие педагоги физвоспитания при изучении этих дисцип­

лин в вузах также испытывают большие трудности из-за

отсутствия необходимых знаний в области клинической ме­

6 llj)educJip

В настоящее время инструкторы ЛФК и массажисты

лечебных учреждений должны иметь сертификат специали­

ста, который выдается после подготовки на курсах специа­

лизации, усовершенствования и сдачи квалификационного

экзамена. Каждые пять лет сертификат следует подтверж­

дать экзаменом.

Значительные трудности при этом возникают из-за отсут­

ствия учебника, учебного пособия, позволяющего полноцен­

но подготовиться к сдаче экзамена. Специалистам с высшим

физкультурным образованием к тому же необходимо вос­

полнить пробел знаний в вопросах обоснования методик

ЛФК, массажа, построенных с учетом понимания клиниче­

ских особенностей заболевания, травм.

Таким образом, для получения сертификата необходимы

знания по специальности, а также о сущности заболеваний,

травм для понимания клинико-физиологического построе­

ния методик с обязательным учетом анатомо-топографиче-

ских показателей, особенностей воздействия физических

упражнений и каждого из приемов массажа.

В соответствии с современными требованиями (приказ МЗ

РФ №249 от 19.08.1997 г.) при сдаче квалификационного

экзамена инструкторы ЛФК должны владеть массажем и

применять его в сочетании с пассивными упражнениями,

а массажисты должны уметь проводить занятия по лечебной

гимнастике.

В учебниках, руководствах по ЛФК в крайне небольшом

объеме, не полно представлен массаж, в литературе по мас­

сажу не освещены вопросы ЛФК.

Эти предпосылки побудили представить в данном пособии

как общие основы ЛФК и массажа, так и частные методики

их применения.

Это первый опыт издания подобного пособия, и мы будем

весьма признательны читателям за замечания и пожелания.

Глава 1

Понятие о предмете и краткая история

развития лечебной физкультуры

Понятие о предмете

Л е ч е б н а я ф и з к у л ь т у р а - самостоятедьная на­

учная дисциплина. В медицине это метод лечения, исполь­

зующий средства физической культуры для профилактики,

лечения, реабилитации и поддерживающей терапии. ЛФК

формирует у человека сознательное отношение к занятиям

физическими упражнениями и в этом смысле имеет воспи­

тательное значение; развивает силу, выносливость, коорди­

нацию движений, прививает навыки гигиены, закаливания

организма естественными факторами природы. ЛФК осно­

вывается на современных научных данных в области меди­

цины, биологии, физической культуры.

Основным средством ЛФК являются физические упраж­

нения, применяемые в соответствии с задачами лечения,

с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей,

функционального состояния организма, степени общей фи­

зической работоспособности.

Лечебная физкультура:

*- естественный биологический метод, так как использует

присущую организму функцию движения;

Метод неспецифической терапии, но в то же время от­

дельные виды упражнений могут влиять на определен­

ные функции организма;

Метод патогенетической терапии, в связи с возможно­

стью физических упражнений влиять на реактивность

организма;

Метод активной функциональной терапии, так как при­

спосабливает организм больного к повышающимся фи­

Метод поддерживающей терапии на этапах медицинской

реабилитации у людей пожилого возраста;

Метод восстановительной терапии в комплексном лече­

нии больных.

Характерной особенностью ЛФК является процесс трени­

ровки больных физическими упражнениями.,

Глава 1

Различают общую и специальную тренировку:
- общая тренировка направлена на оздоровление, укреп­

ление организма больного с помощью общеукрепляю­
щих упражнений;

- специальная тренировка осуществляется упражнения­

ми, целенаправленно воздействующими на пораженный

орган, область травмы.

М а с с а ж - м е т о д лечения, профилактики, реабилитации

после заболеваний и оздоровления, представляющий собой

совокупность приемов механического, дозированного воз­

действия на различные участки поверхности тела человека,

производимого руками массажиста или специальными аппа­

ратами. Для достижения положительного результата при

применении массажа необходимо дифференцировать мето­

дику его в зависимости от этиологии, патогенеза, клиничес­

ких особенностей, функционального состояния центральной

нервной системы (ЦНС), характера влияния различных при­

емов на организм.

ЛФК и массаж широко применяются в комплексе с дру­

гими методами при заболеваниях и травмах, а также могут

являться самостоятельными методами лечения многих хро­

нических заболеваний и последствий травм: при параличах,

парезах, искривлениях позвоночника, эмфиземе, последст­

виях перелома костей и др.

ЛФК находит применение в до- и послеродовом периодах.

Массаж и физические упражнения способствуют более со­

вершенному психо-физическому развитию здоровых детей и

используются в яслях, детских садах, домашних условиях.

Краткая история развития ЛФК

Физические упражнения с целью лечения и профилак­

тики применялись в глубокой древности, за 2 тыс. лет до

нашей эры в Китае, Индии. В Древнем Риме и Древней Гре­

ции физические упражнения и массаж были неотъемлемы­

ми в быту, военном деле, при лечении. Гиппократ (460-

370 гг. до н. э.) описал применение физических упражнений

и массажа при болезнях сердца, легких, нарушениях обмена

веществ и др. Йбн-Сина (Авиценна, 980-1037) осветил в

своих трудах методику применения физических упражне­

ний для больных и здоровых, подразделяя нагрузки на ма­

лые и большие, сильные и слабые, быстрые и медленные.

В эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.) физические упраж-

Понятие, о предмете и краткая история развития ЛФК 9

нения пропагандировались как средство для достижения

гармонического развития.

В России выдающиеся клиницисты, такие, как М. Я. Муд-

ров (1776-1831), Н.И.Пирогов (1810-1881), С.П.Боткин

(1831-1889), Г.А.Захарьин (1829-1897), А.А.Остроумов

(1844-1908), придавали важное значение применению физи­

ческих упражнений в практике лечения.

Труды П.Ф.Лесгафта (1837-1909), В. В. Гориневского

(1857-1937) способствовали пониманию единства умствен­

ного и физического воспитания для более совершенного раз­

вития человека.

Открытия великих физиологов - И. М. Сеченова (1829-

1922), лауреата Нобелевской премии И. П. Павлова (1849-

1936), Н. Е. Введенского (1852-1922), обосновавших значе­

ние ЦНС для жизнедеятельности организма, - повлияли на

развитие нового подхода к всесторонней оценке больного че­

ловека. Лечение болезней уступает место лечению больного.

В связи с этим в клинике начинают шире распространяться

идеи функциональной терапии и ЛФК, являясь таким мето­

дом, нашла признание и широкое применение.

Впервые в период 1923-1924 гг. ЛФК была введена в сана­

ториях и на курортах. В 1926 г. И. М. Саркизов-Серазини

(1887-1964) возглавил первую кафедру ЛФК в Московском

институте физической культуры, где получили подготовку

будущие первые доктора и кандидаты наук (В. Н. Мошков,

В. К. Добровольский, Д. А. Винокуров, К. Н. Прибылов и др.).

Учебники по лечебной-физкультуре И. М. Саркизова-Сера-

зини выдержали ряд изданий. Первый нарком здравоохра­

нения Н.А.Семашко (1874-1949) придавал важное значе­

ние лечебной физкультуре. По его инициативе в начале 30-х

годов в ряде научно-исследовательских институтов открыва­

ются отделения, создаются кафедры лечебной физкультуры

в институтах усовершенствования врачей и некоторых меди­

цинских вузах. Большая роль в организации врачебно-физ-

культурной службы принадлежит Б.А.Ивановскому (1890-

1941), с 1931 г. заведовавшему кафедрой врачебного контро­

ля и лечебной физкультуры Центрального института усовер­

шенствования.врачей.

В 30-е и 40-е годы изданы монографии, руководства, посо­

бия по лечебной физкультуре (В. В. Гориневская, Е.Ф.Дре-

винг, М.А. Минкевич и др.).

В годы Великой Отечественной войны лечебная физкуль­

тура широко использовалась в госпиталях.

В 50-е годы создаются врачебно-физкультурные диспансе­

ры для медицинского обеспечения занимающихся физкуль-

Глава 1

турой и спортом, организационно-методического руковод­

ства по лечебной физкультуре. Во всех медицинских вузах

организуются кафедры лечебной физкультуры и врачебного

контроля, в медицинских училищах проводятся занятия по

лечебной физкультуре и массажу.

В 1941 г. кафедру лечебной физкультуры и врачебного

контроля в Центральном институте усовершенствования

врачей и отделение лечебной физкультуры в Институте

физиотерапии -=-, в последующем в Центральном институте

курортологии и физиотерапии МЗ СССР - возглавил член-

корреспондент АМН СССР В.Н.Мошков. Плодотворная пе­

дагогическая и научная деятельность В. Н. Мошкова нашла

широкое признание" в стране и за рубежом, он является

основоположником современной школы лечебной физкуль­

туры, им написаны монографии по всем основным направ­

лениям лечебной физкультуры, подготовлено большое число

докторов и кандидатов наук, которые возглавили кафедры,

отделения в вузах и научно-исследовательских институтах

В 60-90-е годы значительно увеличилось число специали­

стов высокой квалификации, защитивших докторские и

кандидатские диссертации (Э.Ф.Андреев, Н.М.Бадридзе,

И. Б. Героева, Н. А. Гукасова, С. А. Гусарова, В. А. Епифанов,

О. Ф. Кузнецов, Б. А. Поляев, С. Д. Поляков, Н. Н. Прокопь-

ев, В. А. Силуянова, Э. В. Сокова, О. В. Токарева, Н. В. Фоке-

ева, С.В.Хрущев, А.В.Чоговадзе и многие другие).

В настоящее время в Москве успешно ведут подготовку

специалистов и научную работу кафедры в Российском госу­

дарственном медицинском университете (зав. кафедрой

Б. А. Поляев), Московском государственном медико-стомато­

логическом университете (зав. кафедрой В.А.Епифанов),

Российской медицинской академии последипломного обра­

зования (зав. кафедрой К. П. Левченко) и других медицин­

ских высших учебных заведениях России.

В ряде стран Европы принят термин кинезитерапия, а не

лечебная физкультура. В связи с проведением международ­

ных конференций, научных контактов с зарубежными спе­

циалистами, совместных исследований в России успешно

функционирует Ассоциация специалистов кинезитерапии и

спортивной медицины (президент, С. В.Хрущев). Ассоциа­

ция ежегодно проводит международные конференции по ак­

туальным проблемам специальности.

Глава 2

Влияние физических упражнений
на организм

Ф и з и ч е с к и е у п р а ж н е н и я - это естественные

и специально подобранные движения, применяемые в ЛФК

и физическом воспитании. Их отличие от обычных движе­

ний заключается в том, что они имеют целевую направлен­

ность и специально организованы для укрепления здоровья,

восстановления нарушенных функций.

Действие физических упражнений тесно связано с физио­

логическими свойствами мышц. Каждая поперечнополоса­

тая мышца состоит из множества волокон. Мышечное во­

локно обладает способностью отвечать на раздражения са­

мой мышцы или соответствующего двигательного нерва,

т. е. возбудимостью. По мышечному волокну проводится

возбуждение - это свойство обозначают как проводимость.

Мышца способна изменять свою длину при возбуждении)
что определяется как сократимость. Сокращение иди

ного мышечного волокна проходит дне фазы: COKpi «кия

с расходованием энергии и расслабления с восстанов 1енн

ем энергии.

В мышечных волокнах во время работы происходят слож­

ные биохимические процессы с участием кислорода (аэроб­

ный обмен) или без него (анаэробный обмен). Аэробный об­

мен доминирует при кратковременной интенсивной мышеч­

ной работе, а анаэробный - обеспечивает умеренную физи­

ческую нагрузку в течение длительного времени. Кислород

и вещества, обеспечивающие работу мышцы, поступают

с кровью, а обмен веществ регулируется нервной системой.

Мышечная деятельность связана со всеми органами и систе-.

мами по принципам моторно-висцеральных рефлексов; фи­

зические упражнения вызывают усиление их деятельности.

Сокращения мышц происходят под влиянием импульсов

Центральная нервная система регулирует движения, по­

лучая импульсы от проприорецепторов, которые находятся

в мышцах, сухожилиях, связках, капсулах суставов, надко­

стнице. Ответная двигательная реакция мышцы на раздра­

жение называется рефлексом. Путь передачи возбуждения

от проприорецептора в ЦНС и ответная реакция мышцы со­

ставляют рефлекторную дугу.

Физические упражнения стимулируют физиологические

процессы в организме через нервный и гуморальный меха-

Глава 2

низмы. Мышечная деятельность повышает тонус ЦНС, из­

меняет функцию внутренних органов и особенно системы

кровообращения и дыхания по механизму моторно-висце-

ральных рефлексов. Усиливаются воздействия на мышцу

сердца, сосудистую систему и экстракардиальные факторы

кровообращения; усиливается регулирующее влияние кор­

ковых и подкорковых центров на сосудистую систему. Фи­

зические упражнения обеспечивают более совершенную

легочную вентиляцию и постоянство напряжения углекис­

лоты в артериальной крови.

Физические упражнения осуществляются с одновремен­

ным участием и психической, и физической сферы человека.

Основой в методе лечебной физкультуры является процесс

дозированной тренировки, который развивает адаптацион­

ные способности организма.

Под воздействием физических упражнений нормализуется

состояние основных нервных процессов - повышается возбу­

димость при усилении процессов торможения, развиваются

тормозные реакции при патологически выраженной повы­

шенной возбудимости. Физические упражнения формируют

новый, динамический стереотип, что способствует уменьше­

нию или исчезновению патологических проявлений.

Поступающие в кровь продукты деятельности желез внут­

ренней секреции (гормоны), продукты мышечной деятель­

ности вызывают сдвиги в гуморальной среде организма. Гу­

моральный механизм во влиянии физических упражнений

является вторичным и осуществляется под контролем нерв­

ной системы.

Физические упражнения:
- стимулируют обмен веществ, тканевой обмен, эндокрин­

ную систему;

Повышая иммунобиологические свойства, ферментатив­

ную активность, способствуют устойчивости организма

к заболеваниям;

Положительно влияют на психоэмоциональную сферу,

улучшая настроение;

Оказывают на организм тонизирующее, трофическое,

нормализующее влияние и формируют компенсаторные

Для понимания благоприятного влияния ЛФК следует

оттенить роль теории моторно-висцеральных рефлексов

М. Р. Могендовича (1975), суть которой состоит в том, что

любое упражнение для мышц сопровождается изменениями

в состоянии внутренних органов.

Влияние физических упражнений на организм

Тонизирующее действие выражается в восстановлении на­

рушенных моторно-висцеральных рефлексов, что достига­

ется выбором физических упражнений, целенаправленно

повышающих тонус тех органов, где он более снижен.

Трофическое действие проявляется при повреждении тка­

ней или их гипотрофии. Трофика - это совокупность про­

цессов клеточного питания, обеспечивающих постоянство

структуры и функции ткани, органа. Под влиянием физи­

ческих упражнений ускоряется рассасывание погибших

элементов за счет улучшения местного кровообращения.

Для замещения дефекта повышается доставка строитель­

ных белков, которые образуют новые структуры взамен

погибших. При атрофиях уменьшается объем ткани, что

сопровождается дегенеративными изменениями в них.

Поэтому для восстановления с помощью физических уп­

ражнений необходимо длительное время.

Формирование компенсации происходит при нарушении ка­

кой-либо функции организма. В этих случаях специально

подобранные физические упражнения помогают использо­

вать непораженные системы. Например, при утрате функ­

ции сгибания руки в локтевом суставе используют движе­

ния мышц плечевого пояса.

Нормализацию функций физические упражнения обеспечи­

вают, способствуя торможению патологических условно-

рефлекторных связей и восстановлению нормальной регу­

ляции деятельности всего организма. Например, упраж­

нения на внимание усиливают процессы торможения, а

быстрый темп усиливает возбудительные процессы.

На основе данных многочисленных клинико-физиологиче-

ских исследований и наблюдений применения ЛФК у боль­

ных, проведенных отечественными учеными (1946-1992),

сформулированы""

следующие положения лечебно-профи­

лактического действия физических упражнений.

4- Это действие базируется на общепринятом принципе ней­

рофизиологии о нервно-рефлекторном механизме.

Физические упражнения вызывают в организме больного

неспецифические физиологические реакции, стимуляцию

деятельности всех систем и организма в целом.

Специфичность влияния ЛФК состоит в том, что при при­

менении физических упражнений осуществляется трени­

ровка, которая способствует повышению двигательной

активности и физической работоспособности.

Журавлева А. И. , 1993.

Глава 2

Патогенетическое действие ЛФК обусловлено тем, что

физические упражнения направлены на улучшение функ­

ций пораженных систем и органов, а также на патогене­

тические звенья заболеваний.

ЛФК является биологическим стимулятором, усиливая

защитно-приспособительные реакции организма. В их

развитии большая роль принадлежит адаптационно-тро­

фической функции симпатической, нервной системы.

Стимулирующее действие проявляется усилением про-

приоцептивной афферентации, повышением тонуса ЦНС,

активацией всех физиологических функций биоэнергети­

ки, метаболизма, повышением функциональных возмож­

ностей организма.

Компенсаторное действие обусловлено активной мобили­

зацией всех его механизмов, формированием устойчивой

компенсации пораженной системы, органа, компенсатор­

ным замещением утраченной функции.

Трофическое действие состоит в активации трофической

функции нервной системы, улучшении процессов фермен­

тативного окисления, стимуляции иммунных систем, мо­

билизации пластических процессов и регенерации тка­

ней, нормализации нарушенного обмена веществ.

В результате всех этих процессов происходит психоэмо­

циональная разгрузка и переключение, адаптация к бы­

устойчивости к неблагоприятным факторам внешней и

внутренней среды, вторичная профилактика хронических

болезней и инвалидизации, повышение физической рабо­

тоспособности.

Заболевания и повреждения сопровождаются ограничени­

ем двигательной активности и вынуждают больного к аб­

солютному или относительному покою. Эта гипокинезия

проводит к ухудшению функций всех систем организма, а

не только двигательного аппарата. ЛФК уменьшает вред­

ное влияние гипокинезии и является профилактикой и

устранением гипокинетических расстройств.

Влияние ЛФК на больного зависит от силы и характера

физического упражнения и ответной реакции -организма

на это упражнение. Ответная реакция зависит также от

тяжести заболевания, возраста больного, индивидуаль­

ных особенностей реагирования, физической подготовлен­

ности, психологического настроя. Поэтому дозировка фи­

зических упражнений должна назначаться с учетом этих

факторов.

Глава 3

Науку о законах движения человека и животных на­

зывают биомеханикой. Для правильного и обоснованного

применения лечебной физкультуры в лечении, больных не­

обходимо понимать закономерности движений человека.

Для регистрации состояния тела человека принято разли­

чать три основные (воображаемые) плоскости тела:

- сагиттальная, или переднезадняя, разделяет тело или

любую его часть на левую и правую половины (отделы),

причем сагиттальную плоскость, проходящую через сере­

дину тела, называют срединной плоскостью;

- горизонтальная плоскость пересекает тело поперечно,

разделяя его на головной (краниальный) и хвостовой (ка-

удальный) отделы. Горизонтальная плоскость, проведен­

ная на любой конечности, делит ее на проксимальный

- фронтальная плоскость (параллельная поверхности лба)

делит тело и его части на передний (вентральный) и за­

дний (дорзальный) отделы.
Все три плоскости располагаются перпендикулярно друг

В суставах различают следующие движения: сгибание,

разгибание, отведение (наружу), приведение (внутрь), вра­

щение или ротация (поворот внутрь и наружу). Поворот

внутрь называют еще пронацией, поворот наружу - супина­

цией. В некоторых суставах (например, в плечевом, тазобед­

ренном, лучезапястном) возможны еще круговые движения.

В соединении двух костных звеньев посредством сустава

(биокинетическая пара) возможности движения определя­

ются строением сустава, воздействием мышц, ограничиваю­

щим действием капсулы и связок сустава.

Подвижность сустава зависит от возраста, пола, индивиду­

альных особенностей, функционального состояния нервной

системы. У женщин, молодых людей подвижность больше.

Н. А. Гукасова (1997) для специалистов ЛФК систематизи­

ровала данные одного из основных направлений биомехани­

ки - динамической анатомии человека. Динамическая ана­

томия изучает функции мышц и влияние тяжести тела на

его положение как в покое, так и при движениях (в статике

и динамике).

Глава 3

Для специалистов ЛФК важны правильный выбор исход­

ных положений в процедурах лечебной гимнастики, подбор

специальных и общеразвивающих упражнений, их дозиров­

ка. Для этого необходимы знания из биомеханики законов

рычагов, «степеней свободы», состояния тонуса мышц -

синергистов и антагонистов.

Движения человека осуществляются по законам рычагов.

Рычаги - это отдельные костные звенья человеческого те­

ла, например кости плеча, предплечий, бедренные кости,

кости голеней, стоп, головы, позвоночника- На каждое кост­

ное звено обычно действуют две силы: мышечная и сила тя­

жести данного костного звена. В зависимости от места при­

ложения сил по отношению к точке опоры рычага или оси

вращения различают «рычаги равновесия», «рычаги скоро­

сти» и «рычаги силы».

Р ы ч а г I р о д а - «рычаг равновесия», у которого силы

располоисены по обе стороны от точки опоры (оси вращения)

и направлены в одну сторону. Плечом рычага считают пер­

пендикуляр, опущенный из точки опоры рычага (оси враще­

ния) на направление мышечной силы или тяжести; плечо

рычага соответствует расстоянию от точки опоры рычага до

точки приложения сил (рис. 1).

Рычаги I рода: а - с равными плечами; б - с неравными плечами.

О МА - мышечная сила; ТВ - сила
ОА - плечо рычага

мышечной силы; ОВ -

плечо рычага силы тяжести

По закону рычага I рода происходят движения головы,

позвоночника. При асимметричном изменении мышечной

силы, силы тяжести костного звена возникает нарушение

равновесия рычага, и это клинически проявляется наруше­

нием осанки в сагиттальной или фронтальной плоскости.

Понятие о биомеханике движений

Для правильного выбора физических упражнений необхо­

димо знать причины, вызвавшие нарушение функции равно­

весия. Так, при односторонних радикулитах необходимо

снизить* мышечный тонус на стороне поражения мышц, осу­

ществляющих движение головы, позвоночника, применяя

упражнения на расслабление, корригирующие исходные

положения, массаж. При нарушениях осанки у детей, ослаб­

ленных больных, наоборот, следует использовать упражне­

ния и приемы массажа, способствующие укреплению ослаб­

ленных мышечных групп, повышению их тонуса. У больных

после частичной или полной ампутации конечности проис­

ходит уменьшение тяжести костного звена, поэтому следует

применять упражнения, способствующие наращению мы­

шечной массы на стороне ампутации, и обучать больного

расслаблять мышцы противоположной конечности и пользо­

ваться протезом для восстановления равенства моментов

вращения сил.

Когда сгибают, наклоняют, поворачивают голову, тулови­

ще, происходит выведение рычага из состояния равновесия.

Момент вращения одной силы становится больше или мень­

ше момента вращения другой силы. Тело возвращается в со­

стояние исходного равновесия при восстановлении первона­

чального равенства моментов вращения сил.

Движения конечностей происходят преимущественно по за­

кону р ы ч а г о в II р о д а. Рычагом II рода называется

такой рычаг, у которого силы, приложенные к нему, распо­

ложены по одну сторону от точки опоры или оси вращения и

направлены в разные стороны. Этот рычаг имеет две разно­

видности в зависимости от того, какая сила (сила тяжести

или мышечная) будет расположена ближе к точке опоры

(оси вращения). Если сила тяжести находится ближе к точке

опоры и плечо ее рычага меньше плеча рычага мышечной

силы, то такой рычаг II рода называется «рычагом силы»

(рис. 2, а). Если мышечная сила расположена ближе к точке

опоры и плечо ее рычага меньше, чем плечо рычага силы тя­

жести, то такой рычаг II рода называется «рычагом скоро­

сти» (рис. 2, б). " " -

Движение- стопы во время подъема на носки - пример*

движения по закону «рычага силы». В этом движении точ­

кой опоры служат головки плюсневых костей, сила тяжести

тела проходит через тазобедренные суставы, кости бедра, го­

лени, таранные кости и давит вниз, а мышцы задней повер­

хности голени противодействуют силе тяжести и стремятся

удержать тело в состоянии равновесия при его положении

стоя на носках. При этом имеет место равенство моментов

Глава 3

Рычаги II рода: а - рычаг силы; б - рычаг скорости.

О - ось вращения, или точка опоры; МА - мышечная сила; ТВ - сила

тяжести данного костного звена; ОА - плечо рычага мышечной силы; ОВ -

плечо рычага силы тяжести

вращения силы тяжести и мышечной силы. Если мышцы,

расположенные по задней поверхности голени, слабые, па­

циент не сможет удержаться в равновесии, стоя на носках,

так как момент вращения мышечной силы будет меньше,

чем момент вращения силы тяжести. В этом случае равнове­

сие нарушится, и человек будет стремиться встать на пол­

ную ступню. Поэтому необходимы упражнения для укреп­

ления мышц, расположенных на задней поверхности го­

лени, т. е. мышц - сгибателей стопы (трехглавая мышца

голени, подошвенная мышца, задняя большеберцовая мыш­

ца, длинный сгибатель пальцев, длинная и короткая мало­

берцовые мышцы). Кроме того, следует посоветовать паци­

енту уменьшить массу тела (похудеть), если вес его превы­

шает нормальные показатели.

Примером движения по закону «рычага скорости» слу­

жит сгибание руки в локтевом суставе.

Знание законов рычагов I и II рода помогает правильно

выбирать наиболее оптимальные исходные положения (ИП)

для выполнения физических упражнений. Так, для укреп­

ления прямых мышц живота необходимо постепенно увели­

чивать момент вращения силы тяжести туловища за счет

изменения длины плеча рычага, или массы туловища, или

того и другого вместе. Изменение плеча рычага может быть

достигнуто за счет изменения положения туловища. Сгиба­

ние и разгибание туловища сначала выполняются в исход­

ном положении сидя на стуле, на полу. Так обеспечивают

щадящее воздействие на прямую мышцу живота. По мере

Понятие, о биомеханике движений

адаптации постепенно следует переходить к более нагрузоч­

ным ИП: лежа на спине, лежа на спине поперек гимна­

стической скамейки, касаясь головой и ногами пола. Такое

изменение ИП дает возможность постепенно увеличивать

плечо рычага силы тяжести туловища. Усилить воздействие

на прямую мышцу живота можно, увеличив массу тела за

счет выполнения упражнений с отягощением (гантели, ме-

дицинболы), с сопротивлением (резиновые бинты). Удлине­

ние плеча рычага силы тяжести с одновременным увеличе­

нием самой силы тяжести - еще один вариант для укреп­

ления силы этой мышцы.

Другой пример. У больного после перелома в верхней тре­

ти плечевой кости имеются последствия. Возникает необхо­

димость укрепить отводящие мышцы плеча (средние пучки

дельтовидной мышцы, надостную мышцу) для восстановле­

ния подвижности в плечевом суставе. В первой половине

курса лечения для этих ослабленных мышц следует создать

облегченные условия за счет уменьшения момента враще­

ния силы тяжести руки и плеча рычага силы тяжести. Пле­

чо рычага силы тяжести руки молено уменьшить за счет

выполнения отведения в плечевом суставе рукой, согнутой

в локтевом суставе. При этом плечо рычага силы тяжести

руки уменьшится почти в 2 раза.

Для уменьшения веса конечности следует отводить руку

больного с помощью руки методиста или подвесив ее на

лямках, используя блоки, выполняя упражнения в воде. Во

второй половине курса лечения необходимо укреплять и на­

ращивать силу отводящих мышц плеча. Для этого упражне­

ния следует выполнять с полным рычагом (отведение пря­

мой руки в сторону), с удлиненным рычагом силы тяжести

конечности (упражнения с булавами, гимнастическими цап­

ками), с отягощением, т.е. увеличением силы тяжести ко­

нечности (гантели, медицинболы), с сопротивлением (рези­

новые бинты, эспандеры).

Для восстановления подвижности в том или ином суставе

необходимо знать возможные" направления его движений.

У свободного, незакрепленного тела имеется шесть степеней

три поступательных движения в направлениях:

Переднезаднем (вперед, назад),
- поперечном (вправо, влево),
- вертикальном (вверх, вниз);

три вращательных движения вокруг указанных выше

Глава 3

В опорно-двигательном аппарате все костные звенья сое­

динены друг с другом.
Трехосные суставы имеют три степени свободы, это - са­

мые подвижные суставы. К ним относятся сочленение

головы с позвоночником, сочленение позвонков между со­

бой, плечевой, плечелучевой, грудино-ключичный, тазо­

бедренный суставы. Эти суставы по форме - шаровидные

или ореховидные. В них возможны движения вокруг трех

взаимно перпендикулярных осей (переднезадней, попе­

речной, вертикальной) и внутри трех взаимно перпен­

дикулярных плоскостей (фронтальной, сагиттальной и го­

ризонтальной). Плоскости движения располагаются пер­

пендикулярно осям вращения.

В трехосных суставах конечностей возможно отведение,

приведение, сгибание, разгибание, поворот внутрь, нару­

жу; для позвоночника - наклоны вправо, влево, сгиба­

ние, разгибание, повороты вправо, влево.

Двухосные суставы (лучезапястный, сустав I пальца кисти,

пястно-фаланговые сочленения, коленный) имеют мень­

шую подвижность и две степени свободы. По форме они -

яйцевидные, эллипсоидные, седловидные. В них возмож­

ны следующие движения:
- ось поперечная, плоскость сагиттальная (сгибание, раз­

гибание);

Ось переднезадняя, плоскость фронтальная (отведение,

приведение).

В запястно-пястном (седловидном) суставе I пальца кисти
возможны следующие движения: оппозиция (противопо­
ставление) и репозиция (обратное движение).
В двухосных и трехосных суставах возможны круговые
движения.

Одноосные суставы (плечелоктевой, лучелоктевой, межфа-

ланговые, голеностопный, шопаров) имеют одну степень
свободы. По форме они - блоковидные или цилиндриче­
ские. В них возможны следующие движения:
- ось поперечная, плоскость сагиттальная;
- если ось сустава идет наискось, например - в лучелок­

тевой, шопаровом суставах, возможны поворот наружу

(супинация), поворот внутрь (пронация).

Круговые движения в одноосных суставах невозможны.
Все крупные мышцы, осуществляющие движения в суста­

вах, едины с анатомической точки зрения. В то же время

в функциональном отношении они не едины. Различные от-



gastroguru © 2017