Программы социально трудовой адаптации инвалидов. Адаптация инвалида к трудовой деятельности

Инвалидность – это специфическая особенность развития и состояния личности, часто сопровождающаяся ограничениями жизнедеятельности в самых разнообразных её сферах .

Но в настоящее время инвалидность уже не является проблемой некого определённого круга якобы «неполноценных людей» – это проблема всего социума в целом. И эта проблема определяется на уровне правовых, экономических, производственных, коммуникативных и психологических особенностей взаимодействия инвалидов с окружающей действительностью.

В России насчитывается около 16 млн. инвалидов, т.е. более 10 процентов жителей страны. Инвалидность, увы, это проблема не одного человека, а проблема всего общества в целом .

Сожалению, в России, окружающие чаще всего относятся к людям, имеющим инвалидность, с чисто медицинской точки зрения , с позиции «медицинской модели», и для них инвалидом считается тот человек, который ограничен в той или иной степени в возможности передвигаться, слышать, говорить, видеть, писать. Создается некая парадоксальная и нелепая, и очень обидная для инвалидов ситуация, при которой этот человек воспринимается как постоянно больной человек, как не соответствующий определенному стандарту , не позволяющему ему работать, учиться, вести обычный для «здорового» образ жизни. И, по сути, в нашем обществе культивируется и формируется мнение, что инвалид – обуза обществу, его иждивенец. Это «попахивает» мягко говоря «превентивной генетикой»

Вспомним, что с точки зрения «превентивной евгеники», после прихода в Германии фашистов в 1933 году к власти, стала осуществляться «Программа эвтаназии Т-4», которая в том числе предусматривала уничтожение инвалидов и больных более 5 лет, как нетрудоспособных.

Проблемы для инвалидов и России, и даже на Западе, связаны в первую очередь с возникновением многочисленных социальных барьеров, не позволяющих инвалидам активно включиться в жизнь общества. Увы, данная ситуация – лишь следствие неверной социальной политики, ориентированной только на «здоровое» население и, в большинстве случаев, выражающей интересы именно этой категории общества . Сама структура производства , быта, культуры и досуга, а также и социальных услуг часто не приспособлена к нуждам инвалидов.

Вспомним хотя скандалы с авиакомпаниями, и не только в России, но и на Западе, которые отказывались пускать на рейс инвалидов с инвалидными колясками! А в Росси и общественный транспорт, и подъезды домов ещё не в полной мере оборудованы спецподъемниками и иными средствами. А точнее – почти вообще не оборудованы. В Москве это еще встречается, да и то эти подъемники закрыт на некий ключ, как и в метро. А в небольших городах? А в домах без лифта? Инвалид, который не может передвигаться самостоятельно, ограничен в движении – вообще часто не может выйти из квартиры!

Получается, что инвалиды становятся особой социально-демографической группой с меньше возможностью передвижения (что, кстати, противоречит Конституции!), более низким уровнем дохода, меньшей возможностью получения образования и особенно, адаптации в производственной деятельности, и лишь небольшое число инвалидов имеет возможность полноценно работать и получать адекватную свою труду заработную плату .

Важнейшим условием социальной и особенно трудовой адаптации является внедрение в общественное сознание идеи равных прав и возможностей для инвалидов. Именно нормальное взаимоотношение инвалидов и здоровых – мощнейший фактор адаптационного процесса.

Как показывает зарубежный и отечественный опыт, часто инвалиды даже имея определённые потенциальные возможности активно участвовать в жизни общества и тем более работать, не могут их реализовать.

Причина в том, что часть (и зачастую большая часть) нашего общества не хочет общаться с ними, а предприниматели опасаются принимать на работу инвалида в силу устоявшихся негативных стереотипов . И, в данном случае, даже меры по социальной адаптации инвалида не помогут до тех пор, пока не будут сломаны психологические стереотипы как со стороны «здоровых», так и, что немаловажно, работодателей .

Отметим, что сама идея социальной адаптации инвалидов «на словах» поддерживается большинством, существует масса законов, однако всё же существует сложность и неоднозначность отношения «здоровых» к инвалидам, особенно к инвалидам с явно выраженными «инвалидными признаками» – не имеющими возможности самостоятельно передвигаться (т.н. «колясочники»), слепые и плохо видящие, глухие и плохо слышащие, больные ДЦП, больные ВИЧ. В России инвалиды воспринимаются обществом как якобы отличающиеся в худшую сторону, как лишённые многих возможностей, что порождает с одной стороны их неприятие как полноценных членов социума, а с другой – сочувствие по отношению к ним.

И, что немаловажно, отмечается «неготовность» многих здоровых к тесному контакту с инвалидами на рабочем месте, а также развитие ситуаций, когда инвалид не может, не имеет возможности реализоваться наравне со всеми.

К сожалению, одним из главных показателей социально-психологической адаптации инвалидов является их отношение к собственной жизни – практически половина из них оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное . Причём само понятие удовлетворённости или неудовлетворённость жизнью чаще всего сводится к плохому или нестабильному материальному положению инвалида, и чем ниже доходы инвалида, тем пессимистичнее его взгляды на своё существование и ниже его самооценка .

Но, отмечено, что у работающих инвалидов самооценка и «взгляды на жизнь» намного выше , чем у безработных. С одной стороны, это связано с лучшим материальным положением работающих инвалидов, их большей их социальной и производственной адаптацией, большей возможностью общения.

Но, как и все мы, инвалиды испытывают страх перед будущим, тревогу и неуверенность в завтрашнем дне, чувство напряжённости и дискомфорта, причем для них потеря работы – более сильный стрессовый фактор, чем для здорового человека. Малейшие изменения материального неблагополучия и малейшие затруднения на работе приводят к панике и сильнейшему стрессу.

В России существует практика трудоустройства инвалидов или как говорят «людей с ограниченными физическими возможностями» как на специализированные (например, для слепых и слабовидящих), так и на неспециализированные предприятия. Существует и законодательство, обязывающее крупные организации принимать к себе на работу инвалидов в соответствии с определенной квотой.

В 1995 году был принят закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В соответствии с его 21-й статьей, организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается определенная квота для приема на работу инвалидов и работодатели обязаны , во-первых, выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов , а во-вторых, создавать условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации . Квота считается выполненной, если на все выделенные рабочие места трудоустроены инвалиды в полном соответствии с трудовым законодательством РФ. При этом отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей (статья 5.42 КоАП РФ).

Предприятия и работодатели, использующие труд инвалидов обязаны создавать специальные рабочие места для их трудоустройства, т.е. рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, обеспечение техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Тем не менее, большинство работодателей не проявляют энтузиазма при приёме на работу инвалидов, старясь оказывать им по самым различным причинам, и даже в случае приёма на работу, будут стараться «избавиться» от такого сотрудника как можно скорее. Главное, что их останавливает – это риск, связанный с возможностью выполнения работы на должном уровне человеком с ограниченными возможностями. И соответственно – «а не понесу ли я убытки?».

Вопрос, связанный с риском «а справится инвалид или нет с поставленной работай или задачей?» вообще можно поставить относительно любого работника, тем более, что инвалид, скорее всего, будет более старательно выполнять свои обязанности .

Конечно, у работодателя возникнут дополнительные сложности и даже расходы, связанные с предоставлением сокращенного рабочего дня, созданием особых условия труда, создания адаптированного для инвалида, рабочего места и т.д. Да и сама адаптация инвалида в трудовом коллективе более сложнее, чем для «нормального» человека, его либо «брезгливо обходят», либо «жалеют», а видя его старание в работе, не исключено, что человек с ограниченными возможностями может быстро «нажить себе врагов», а около него будут в полной мере создаваться и провоцироваться конфликтные ситуации и прямой моббинг. Но это уже дело администрации и руководителей коллектива, а также «штатных» психотерапевтов, «протирающих штаны и юбки» во многих крупных корпорациях.

Отметим, что во многих странах существует законы аналогичные закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Например, в США в соответствии с законодательством предприятие, отказывающееся предоставить работу инвалиду, облагается значительным штрафом, а компании, принимающие инвалидов, имеют льготы по налогообложению. Тем не менее, в США отсутствует законодательство о квотировании рабочих мест для инвалидов, и каждое предприятие имеет возможность определить собственную политику в этом отношении.

Правительство Швеции стимулируют работодателей выплатой индивидуальных дотаций на каждого работающего инвалида, а биржи труда Германии выполняют профконсультационные и посреднические функции в трудоустройстве инвалидов.

В Канаде существует множество федеральных, региональных и локальных целевых программ по различным аспектам реабилитации инвалидов и специальные организации, оказывающие услуги по экспертизе трудоспособности, консультации, профориентации, реабилитации, информации, профподготовке и трудоустройству инвалидов.

Отметим, что «люди с ограниченными возможностями» в развитых странах работают не только швеями, библиотекарями, юристами и т.п. Можно встретить и слесарей-ремонтников большегрузных машин, передвигающихся на колясках, что для России пока просто нереально.

Рассмотрим вопрос о специальном рабочем месте для инвалидов. Например, Национальный Стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52874-2007 так определяет рабочее место для инвалидов по зрению (п. 3.3.1):

Это рабочее место, на котором осуществлены дополнительные меры по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационное оснащения, дополнительное оснащение и обеспечение техническими средствами реабилитации с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Кроме того, определяется состав оптимальных или достаточных технических средств и реабилитационных мероприятий для создания и сопровождения специального рабочего места для инвалидов в условиях расширения и изменения сферы применения их труда с использованием новых технических средств реабилитации и реабилитационных мероприятий (п. 3.1.2).

Создание специального рабочего места для инвалидов включает в себя подбор, приобретение, установку и адаптацию необходимого оборудования (дополнительных приспособлений, оснастки и технических средств реабилитации), а также проведение реабилитационных мероприятий по обеспечению эффективной занятости инвалидов с учетом их индивидуальных возможностей в условиях труда, соответствующих индивидуальной программе реабилитации инвалида к труду (п. 3.1.3.).

Так как Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ предусматривает «профессиональную реабилитацию инвалидов», которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства, существует и Свод правил СП 35-104-2001 – «Здания и помещения с местами труда для инвалидов» разработанный по заказу Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Здания и сооружения должны проектироваться с учетом доступности инвалидам и «маломобильныхм групп населения» (СП35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения». Общие положения; СП35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»; СП35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям»).

Но несмотря не принимаемые законы и социальные программы реабилитации, численность работающих инвалидов в России продолжает сокращаться и за последние три года уменьшилась почти на 10%; менее трети инвалидов трудоспособного возраста имеют работу, хотя на предприятиях многих отраслей промышленности, в различных учреждениях и организациях имеются профессии и специальности, соответствующие психофизиологическим особенностям инвалидов различных категорий.

Одним из основных направлений поддержки инвалидов является профессиональная реабилитация и адаптация на рабочем месте , которая является важнейшей составной частью государственной политики в области социальной защиты инвалидов и включающая следующие мероприятия: услуги и технические средства – профориентация (профинформирование; профконсультирование; профотбор; профподбор); психологическая поддержка профессионального самоопределения; обучение (переобучение) и повышение квалификации; содействие трудоустройству (на временные работы, на постоянное место работы, самозанятости или предпринимательству); квотирование и создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Безусловно, что профессиональная реабилитация инвалидов с их последующим трудоустройством экономически выгодна для государства, так как средства, вложенные в реабилитацию инвалидов, будут возвращаться государству в виде налоговых поступлений, являющихся следствием трудоустройства инвалидов.

А вот в случае ограничения доступа инвалидов к занятиям профессиональной деятельностью, расходы на реабилитацию инвалидов лягут на плечи общества в еще большем размере.

Тем не менее, «законодательство в отношении инвалидов» не учитывает одного важнейшего факта – работодателю нужен всё же не инвалид, а работник» А полноценная трудовая реабилитация и адаптация и состоит в том, чтобы сделать из инвалида работника, для чего сначала надо обучить, адаптировать, а уж потом его трудоустраивать, а не наоборот! Около 60% инвалидов готовы участвовать в трудовом процессе после получения соответствующих специальностей и трудовой адаптации, и, соответственно, получения достойной заработной платы.

Сама по себе адаптация инвалида на рабочем месте определяется как логическая адаптация к определённой, выполняемой им работе или рабочему месту, которая и позволяет квалифицированному человеку с инвалидностью выполнять свои обязанности на занимаемой должности . То есть адаптация инвалида подразумевает нахождение способа, при помощи которого становится возможным преодоление препятствий, созданных недоступной средой, это преодоление барьеров на рабочем месте, которое достигается путём целенаправленного подхода к решению данной проблемы.

Несмотря на наличие соответствующего законодательства в Российской Федерации, системы квот и реабилитационной инфраструктуры, низкий уровень работающих инвалидов говорит о том, что в России присутствуют определенные факторы, мешающие их трудоустройству и хотя политика поощрения трудоустройства инвалидов существует, тем не менее, психологические, физические и социальные барьеры часто препятствуют её осуществлению .

До сих пор в России существует множество барьеров на пути к трудоустройству инвалидов: отсутствует физический доступ к рабочему месту и соответствующее оборудование, инвалидам платят минимальную заработную плату, не ожидая, что они будут достойно работать, что, в общем-то, неверно, практически отсутствует доступный транспорт, а среди работодателей сохраняется множество стереотипов по отношению к инвалидам. Да и сами инвалиды, как мы уже отмечали выше, до сих пор страдают от заниженной самооценки, не готовы самостоятельно выходить на рынок труда, а когда они начинают работать, то часто не справляются с работой из-за отсутствия поддержки и даже прямого моббинга.

В США и Великобритании, например, основными видами трудовой адаптации являются: гибкость подхода к управлению трудовыми ресурсами, повышение доступности помещений, реструктурирование обязанностей (включая рабочее время), заключение с инвалидами срочных контрактов, а также приобретение или модификация оборудования. Отметим, что в западноевропейских странах работают около 40-45% инвалидов, а в России в лучшем случае – только 10%, многие на дому, практически нелегально и за крайне низкую заработною плату…

Хотя трудовая адаптация может быть уникальной в каждом конкретном случае, для большинства российских инвалидов главной необходимостью первоочередной адаптации на рабочем месте и в трудовом коллективе является расписание – например, гибкий график и регулярные перерывы, а также, в ряде случаев, снижение количества определённых действий.

Но наиболее серьезным барьером в России для возможности работы инвалида является потеря социальных льгот («надбавок») или даже самой пенсии по инвалидности. Отметим, что по существующему законодательству инвалиды в России имеют право на получение бесплатных лекарств, бесплатного проезда в городском транспорте и пригородных электричках, санаторно-курортного лечения, частичной оплаты услуг ЖКХ и т.д. И всего этого инвалид может лишиться, официально устроившись на работу! И часто именно это является основной причиной, по которой люди отказываются работать, тем более в том случае, если работа не сможет компенсировать потерю пенсии и всех льгот. Кроме того, инвалид, получающей надбавку к пенсии, вообще не имеет права где-либо подрабатывать, даже временно, «органы социальной защиты» тут же её снимут, да ещё и оштрафуют! Так имеет ли смысл инвалиду терять надбавку, утроившись на работу? Чаще всего нет, если заработная плата слишком низка и не компенсирует, или незначительно компенсирует эту надбавку.

Например, человек с заболеванием сердечно-сосудистой или эндокринной системы, чаще всего получивший инвалидность, уже имея колоссальный опыт научной или преподавательской деятельности, вполне может выполнять обычную для него работу , но… «органы социальной защиты», призванные именно «защищать» инвалида, тем не менее, наоборот, лишают его возможности работать, или хотя подрабатывать на полставки или временно, например, по договору, в том же университет, вузе, НИИ или иной организации.

Ещё одним барьером к трудовой адаптации инвалида является физическое окружение, в котором живут люди, и которое мешает им посещать работу, около 30% людей с инвалидностью в качестве серьёзной проблемы указывают отсутствие адекватного транспорта.

Существует понятие «барьеры физической среды», включающие в себя множество факторов: от недоступности транспорта до отсутствия гибкого графика и сокращения физического труда на рабочем месте. Понятно, что необходимость в гибком графике объясняется тем, что в течение дня инвалид сталкивается с множеством проблем вне работы или готовясь к ней, в частности добираясь на работу и с работы, да и на самой работе он может быть менее мобилен – даже обыкновенное посещение туалета занимает у «инвалида-колясочника» в несколько раз больше времени.

При приеме на работу человека с ограниченными возможностями, работодателям следует давать для выполнения определённые основные действия, необходимые на рабочем месте, и использовать творческие вспомогательные технологии. Например, инвалиды, не способные самостоятельно передвигаться, тем менее прекрасно могут выполнять работу, связанную с компьютерами.

Подумаем, а ведь это расточительство – поручать здоровому человеку работу, которая под силу инвалиду! А инвалиды ощущают свою трудовую изоляцию как полную ненужность обществу. Для них важно не просто существовать, получая нищенскую пенсию, а полноценно жить и работать, необходимо быть востребованным обществом, иметь возможность самореализоваться!

В развитых странах один доллар, вложенный в решение проблем инвалидов, приносит 35 долларов прибыли!

Не сама инвалидность – беда человека, а испытания, которые переносит он в связи с тем, что окружающее общество ограничивает свободу выбора в трудоустройстве. Теоретически инвалид обладает всеми конституционными правами, а на практике подавляющее большинство из них не может получить образование, устроиться на работу, тем более достойно оплачиваемую.

И самое главное, самому обществу помощь в адаптации и нормальной работе инвалида даже важнее, чем для самого инвалида. Человек должен видеть, что если с ним что-то случится, он не будет выброшен на обочину жизни, и надо помнить, что как бы ни повернулась жизнь (а она, увы, не предсказуема), эта проблема может коснуться каждого.

Введение

Актуальность данной работы объясняется тем, что работа с инвалидами относится к категории сложнейших вопросов в социальной работе. Проблема социальной адаптации инвалидов - проблема приспособленности инвалидов к полноценной жизни в обществе здоровых людей приобрела в последнее время особую важность. Это связано с тем, что в новом тысячелетии стали существенно меняться подходы к людям, которые по воле судьбы родились или стали инвалидами. Профессиональная сфера социальной работы возникла в мире около 100 лет назад, а у нас в стране - с 1991 г. Вопросы медико-социальной и трудовой реабилитации людей с ограниченными возможностями невозможно решить без участия социальных работников и специалистов в области социальной работы. В Российской Федерации как минимум свыше 8 млн. человек официально признаны инвалидами. В перспективе ожидается дальнейший рост числа этой категории населения, в том числе и в долевом выражении". (18. – С.147).

Несмотря на рост числа инвалидов в России еще ничтожно мало учреждений, которые ведут работу по оказанию им социальной, социально-медицинской, материальной, социальной и другой помощи. Одной из важнейших проблем инвалидов является их не включенность в общественное производство, так как только часть регионов активно занимается открытием рабочих мест, что негативно сказывается на их материальном положении и психологическом состоянии. В последнее время специалисты разных профессиональных направлений ведут разработку технологии социального, социально-медицинского, социально-психологического сопровождения инвалидов. Идет активное обсуждение опыта работы ведущих социально-реабилитационных центров в специальных журналах, на конференциях и других научно-практических форумах. Однако, до сих пор существует необходимость постоянного и целенаправленного изучения проблем инвалидов как на государственном, так и региональном уровне, в том числе и университетском. Инвалид в России сталкивается также с такими проблемами как одиночество, так как их общение ограничивается рамками родительской семьи или ближайших родственников, невозможность продолжить обучение и другое. Государство, обеспечивая социальную защищенность инвалидов, призвано создавать им необходимые условия для индивидуального развития, реализации творческих и производственных возможностей и способностей путем учета их потребностей в соответствующих государственных программах, предоставления социальной помощи в предусмотренных законодательством видах в целях устранения препятствий в реализации инвалидами прав на охрану здоровья, труд, образование и профессиональную подготовку, жилищных и иных социально-экономических прав. Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально незащищенным категориям населения. Наиболее актуальными задачами социальной политики в отношении инвалидов являются обеспечение им равных со всеми другими гражданами Российской Федерации возможностей в реализации прав и свобод, устранение ограничений в их жизнедеятельности, создание благоприятных условий, позволяющих инвалидам вести полноценный образ жизни, активно участвовать в экономической, социальной и политической жизни общества, выполнять свои гражданские обязанности.

Объектом исследования курсовой работы является социальная работа с инвалидами. Предметом – проблемы социальной работы с инвалидами. Цель данной работы: Изучить проблемы социальной работы с инвалидами.

Исходя, из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:

1. Определить понятие инвалидности;

2. Рассмотреть виды инвалидности;

3. Изучить механизм реализации государственной политики в отношении инвалидов;

4. Изучить нормативно-правовую базу по работе с инвалидами;

5. Обозначить основные принципы работы с инвалидами;

6. Рассмотреть особенности работы с инвалидами в социальной среде;

7. Обосновать психологический аспект в работе с инвалидами;

8. Изучить основное содержание и виды реабилитации инвалидов.

Методы исследования: анализ литературы и документов, обобщающих опыт работы центров социального обслуживания с инвалидами. В данной курсовой работе использовались труды учёных: Е.И. Холостовой, М.Э. Бочко; П.В. Павленок; Н.Ф. Дементьевой, Б.А. Долгаева и других.

ГЛАВА 1. Социальная работа с инвалидами. общие положения

1.1 Понятие инвалидности и ее виды

Термин «инвалид» восходит к латинскому корню (volid – «действенный, полноценный, могущий») и в буквальном переводе может означать «непригодный», «неполноценный». В российском словоупотреблении, начиная со времен Петра I, такое название получали военнослужащие, которые вследствие заболевания, ранения или увечья были неспособны нести воинскую службу и которых направляли для дослуживания на штатские должности. Характерно, что в Западной Европе данное слово имело такой же оттенок, то есть относилось в первую очередь к увеченным воинам. Со второй половины ХIХ в. термин распространяется и на штатских лиц, также ставших жертвами войны, - развитие вооружений и расширение масштабов войн все более подвергали мирное население всем опасностям военных конфликтов. Наконец, после Второй мировой войны в русле общего движения по формулированию и защите прав человека в целом и отдельных категориях населения в частности происходит формирование понятия «инвалид», относящегося ко всем лицам имеющим физические, психические или интеллектуальные ограничения жизнедеятельности.

В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. (8).

Ограничение жизнедеятельности лица выражается в полной или частичной утрате им способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью. (17. – С.87).

Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально незащищённой категории населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше. Они в меньшей степени имеют возможности получить образование, не могут заниматься трудовой деятельностью. Большинство из них не имеет семьи и не желает участвовать в общественной жизни. Всё это говорит о том, что инвалиды в нашем обществе являются дискриминируемым и сегрегированным меньшинством.

Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп:

По возрасту - дети-инвалиды, инвалиды-взрослые. По происхождению инвалидности: инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания. По степени трудоспособности: инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособные), инвалиды II группы (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах), инвалиды II группы (трудоспособные в щадящих условиях труда). По характеру заболевания инвалиды могут относиться к мобильным, маломобильным или неподвижным группам.

1.2 Механизм реализации государственной политики в отношении инвалидов

Государственные структуры, неправительственные организации и общественные объединения, частные инициативы призваны не только охранять здоровье населения и заниматься профилактикой инвалидности, но и создавать условия для реабилитации инвалидов, их интеграции и реинтеграции в общество и профессиональную деятельность.

Эффективным механизмом реализации государственной политики в решении проблем инвалидов в Российской Федерации стали целевые федеральные и региональные программы, объединяющие усилия различных ведомств. В 1994 г. начато финансирование программы «Разработка и производство технических средств реабилитации для обеспечения инвалидов». Создана также федеральная программа «Социальная поддержка инвалидов». В рамках Федеральной комплексной программы «Дети России» предусмотрена программа «Дети-инвалиды».

Реализация федеральных программ должна создать условия, соответствующие требованиям и нормам цивилизованного государства, при которых инвалид, как и любой гражданин, имеет возможность на равных условиях получить образование, трудиться, материально обеспечивать себя и иметь доступ ко всем объектам социальной, производственной и хозяйственной инфраструктуры.

В этих условиях основной задачей социальной работы с инвалидами является объединение усилий как государственных органов, так и общественных и частных инициатив, групп самопомощи для наиболее полного удовлетворения потребностей данной категории населения и самореализации лиц с ограниченными возможностями.

Основными социально-экономическими и социально-демографическими показателями, характеризующими положение инвалидов в обществе, являются: участие в трудовой и общественной деятельности, размеры заработной платы и пенсии, уровень потребления товаров длительного пользования, жилищно-бытовые условия, семейный статус, образование.

Ранее основные усилия государства по повышению уровня жизни инвалидов сводились преимущественно к предоставлению разного рода материальных льгот и дотаций отдельным их категориям. Вместе с тем существовала довольно развитая система специализированных предприятий, использующих труд инвалидов, которые, однако, в условиях рыночной экономики становятся неконкурентоспособными по сравнению с коммерческими структурами. Продолжение социальной политики в отношении инвалидов в предоставлении различных льгот представляется вряд ли возможным в условиях бюджетного дефицита, к тому же оно чревато и рядом негативных последствий - противопоставление здоровых и инвалидов (что, в свою очередь, порождает негативное отношение к последним), а также различных категорий инвалидов друг другу; нежелание некоторых инвалидов участвовать в реабилитационных процессах в связи с иждивенческими настроениями и ожиданием льгот и дотаций.

В России насчитывается около 16 млн. инвалидов, т.е. более 10 процентов жителей страны. Инвалидность, увы, это проблема не одного человека, а проблема всего общества в целом.

Сожалению, в России, окружающие чаще всего относятся к людям, имеющим инвалидность, с чисто медицинской точки зрения, с позиции «медицинской модели», и для них инвалидом считается тот человек, который ограничен в той или иной степени в возможности передвигаться, слышать, говорить, видеть, писать. Создается некая парадоксальная и нелепая, и очень обидная для инвалидов ситуация, при которой этот человек воспринимается как постоянно больной человек, как не соответствующий определенному стандарту, не позволяющему ему работать, учиться, вести обычный для «здорового» образ жизни. И, по сути, в нашем обществе культивируется и формируется мнение, что инвалид - обуза обществу, его иждивенец. Это «попахивает» мягко говоря «превентивной генетикой»

Вспомним, что с точки зрения «превентивной евгеники», после прихода в Германии фашистов в 1933 году к власти, стала осуществляться «Программа эвтаназии Т-4», которая в том числе предусматривала уничтожение инвалидов и больных более 5 лет, как нетрудоспособных.

Проблемы для инвалидов и России, и даже на Западе, связаны в первую очередь с возникновением многочисленных социальных барьеров, не позволяющих инвалидам активно включиться в жизнь общества. Увы, данная ситуация - лишь следствие неверной социальной политики, ориентированной только на «здоровое» население и, в большинстве случаев, выражающей интересы именно этой категории общества. Сама структура производства, быта, культуры и досуга, а также и социальных услуг часто не приспособлена к нуждам инвалидов.

Вспомним хотя скандалы с авиакомпаниями, и не только в России, но и на Западе, которые отказывались пускать на рейс инвалидов с инвалидными колясками! А в Росси и общественный транспорт, и подъезды домов ещё не в полной мере оборудованы спецподъемниками и иными средствами.. А точнее – почти вообще не оборудованы..В Москве это еще встречается, да и то эти подъемники закрыт на некий ключ, как и в метро. А в небольших городах? А в домах без лифта? Инвалид, который не может передвигаться самостоятельно, ограничен в движении - вообще часто не может выйти из квартиры!

Получается, что инвалиды становятся особой социально-демографической группой с меньше возможностью передвижения (что, кстати, противоречит Конституции!), более низким уровнем дохода, меньшей возможностью получения образования и особенно, адаптации в производственной деятельности, и лишь небольшое число инвалидов имеет возможность полноценно работать и получать адекватную свою труду заработную плату.

Важнейшим условием социальной и особенно трудовой адаптации является внедрение в общественное сознание идеи равных прав и возможностей для инвалидов. Именно нормальное взаимоотношение инвалидов и здоровых - мощнейший фактор адаптационного процесса.

Как показывает зарубежный и отечественный опыт, часто инвалиды даже имея определённые потенциальные возможности активно участвовать в жизни общества и тем более работать, не могут их реализовать.

Причина в том, что часть (и зачастую большая часть) нашего общества не хочет общаться с ними, а предприниматели опасаются принимать на работу инвалида в силу устоявшихся негативных стереотипов. И, в данном случае, даже меры по социальной адаптации инвалида не помогут до тех пор, пока не будут сломаны психологические стереотипы как со стороны «здоровых», так и, что немаловажно, работодателей.

Отметим, что сама идея социальной адаптации инвалидов «на словах» поддерживается большинством, существует масса законов, однако всё же существует сложность и неоднозначность отношения «здоровых» к инвалидам, особенно к инвалидам с явно выраженными «инвалидными признаками» – не имеющими возможности самостоятельно передвигаться (т.н. «колясочники»), слепые и плохо видящие, глухие и плохо слышащие, больные ДЦП, больные ВИЧ. В России инвалиды воспринимаются обществом как якобы отличающиеся в худшую сторону, как лишённые многих возможностей, что порождает с одной стороны их неприятие как полноценных членов социума, а с другой - сочувствие по отношению к ним.

И, что немаловажно, отмечается «неготовность» многих здоровых к тесному контакту с инвалидами на рабочем месте, а также развитие ситуаций, когда инвалид не может, не имеет возможности реализоваться наравне со всеми.

К сожалению, одним из главных показателей социально-психологической адаптации инвалидов является их отношение к собственной жизни - практически половина из них оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное. Причём само понятие удовлетворённости или неудовлетворённость жизнью чаще всего сводится к плохому или нестабильному материальному положению инвалида, и чем ниже доходы инвалида, тем пессимистичнее его взгляды на своё существование и ниже его самооценка.

Но, отмечено, что у работающих инвалидов самооценка и «взгляды на жизнь» намного выше, чем у безработных. С одной стороны, это связано с лучшим материальным положением работающих инвалидов, их большей их социальной и производственной адаптацией, большей возможностью общения.

Но, как и все мы, инвалиды испытывают страх перед будущим, тревогу и неуверенность в завтрашнем дне, чувство напряжённости и дискомфорта, причем для них потеря работы - более сильный стрессовый фактор, чем для здорового человека. Малейшие изменения материального неблагополучия и малейшие затруднения на работе приводят к панике и сильнейшему стрессу.

В России существует практика трудоустройства инвалидов или как говорят «людей с ограниченными физическими возможностями» как на специализированные (например, для слепых и слабовидящих), так и на неспециализированные предприятия. Существует и законодательство, обязывающее крупные организации принимать к себе на работу инвалидов в соответствии с определенной квотой.

В 1995 году был принят закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В соответствии с его 21-й статьей, организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается определенная квота для приема на работу инвалидов и работодатели обязаны, во-первых, выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, а во-вторых, создавать условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Квота считается выполненной, если на все выделенные рабочие места трудоустроены инвалиды в полном соответствии с трудовым законодательством РФ. При этом отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей (статья 5.42 КоАП РФ).

Предприятия и работодатели, использующие труд инвалидов обязаны создавать специальные рабочие места для их трудоустройства, т.е. рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, обеспечение техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Тем не менее, большинство работодателей не проявляют энтузиазма при приёме на работу инвалидов, старясь оказывать им по самым различным причинам, и даже в случае приёма на работу, будут стараться «избавиться» от такого сотрудника как можно скорее. Главное, что их останавливает - это риск, связанный с возможностью выполнения работы на должном уровне человеком с ограниченными возможностями. И соответственно – «а не понесу ли я убытки?».

Вопрос, связанный с риском «а справится инвалид или нет с поставленной работай или задачей?» вообще можно поставить относительно любого работника, тем более, что инвалид, скорее всего, будет более старательно выполнять свои обязанности.

Конечно, у работодателя возникнут дополнительные сложности и даже расходы, связанные с предоставлением сокращенного рабочего дня, созданием особых условия труда, создания адаптированного для инвалида, рабочего места и т. д. Да и сама адаптация инвалида в трудовом коллективе более сложнее, чем для «нормального» человека, его либо «брезгливо обходят», либо «жалеют», а видя его старание в работе, не исключено, что человек с ограниченным возможностями может быстро «нажить себе врагов», а около него будут в полной мере создаваться и провоцироваться конфликтные ситуации и прямой моббинг. Но это уже дело администрации и руководителей коллектива, а также «штатных» психотерапевтов, «протирающих штаны и юбки» во многих крупных корпорациях.

Отметим, что во многих странах существует законы аналогичные закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Например, в США в соответствии с законодательством предприятие, отказывающееся предоставить работу инвалиду, облагается значительным штрафом, а компании, принимающие инвалидов, имеют льготы по налогообложению. Тем не менее, в США отсутствует законодательство о квотировании рабочих мест для инвалидов, и каждое предприятие имеет возможность определить собственную политику в этом отношении.

Правительство Швеции стимулируют работодателей выплатой индивидуальных дотаций на каждого работающего инвалида, а биржи труда Германии выполняют профконсультационные и посреднические функции в трудоустройстве инвалидов.

В Канаде существует множество федеральных, региональных и локальных целевых программ по различным аспектам реабилитации инвалидов и специальные организации, оказывающие услуги по экспертизе трудоспособности, консультации, профориентации, реабилитации, информации, профподготовке и трудоустройству инвалидов.

Отметим, что «люди с ограниченными возможностями» в развитых странах работают не только швеями, библиотекарями, юристами и т. п. Можно встретить и слесарей-ремонтников большегрузных машин, передвигающихся на колясках, что для России пока просто нереально.

Рассмотрим вопрос о специальном рабочем месте для инвалидов. Например, Национальный Стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52874-2007 так определяет рабочее место для инвалидов по зрению (п. 3.3.1):

Это рабочее место, на котором осуществлены дополнительные меры по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационное оснащения, дополнительное оснащение и обеспечение техническими средствами реабилитации с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Кроме того, определяется состав оптимальных или достаточных технических средств и реабилитационных мероприятий для создания и сопровождения специального рабочего места для инвалидов в условиях расширения и изменения сферы применения их труда с использованием новых технических средств реабилитации и реабилитационных мероприятий (п. 3.1.2).

Создание специального рабочего места для инвалидов включает в себя подбор, приобретение, установку и адаптацию необходимого оборудования (дополнительных приспособлений, оснастки и технических средств реабилитации), а также проведение реабилитационных мероприятий по обеспечению эффективной занятости инвалидов с учетом их индивидуальных возможностей в условиях труда, соответствующих индивидуальной программе реабилитации инвалида к труду (п. 3.1.3.).

Так как Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ, предусматривает «профессиональную реабилитацию инвалидов», которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства, существует и Свод правил СП 35-104-2001 - «Здания и помещения с местами труда для инвалидов» разработанный по заказу Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Здания и сооружения должны проектироваться с учетом доступности инвалидам и «маломобильныхм групп населения» (СП35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения». Общие положения; СП35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»; СП35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям»).

Но, несмотря не принимаемые законы и социальные программы реабилитации, численность работающих инвалидов в России продолжает сокращаться и за последние три года уменьшилась почти на 10%, менее трети инвалидов трудоспособного возраста имеют работу, хотя на предприятиях многих отраслей промышленности, в различных учреждениях и организациях имеются профессии и специальности, соответствующие психофизиологическим особенностям инвалидов различных категорий.

Одним из основных направлений поддержки инвалидов является профессиональная реабилитация и адаптация на рабочем месте, которая является важнейшей составной частью государственной политики в области социальной защиты инвалидов и включающая следующие мероприятия: услуги и технические средства - профориентация (профинформирование; профконсультирование; профотбор; профподбор); психологическая поддержка профессионального самоопределения; обучение (переобучение) и повышение квалификации; содействие трудоустройству (на временные работы, на постоянное место работы, самозанятости или предпринимательству); квотирование и создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Безусловно, что профессиональная реабилитация инвалидов с их последующим трудоустройством экономически выгодна для государства, так как средства, вложенные в реабилитацию инвалидов, будут возвращаться государству в виде налоговых поступлений, являющихся следствием трудоустройства инвалидов.

А вот в случае ограничения доступа инвалидов к занятиям профессиональной деятельностью, расходы на реабилитацию инвалидов лягут на плечи общества в еще большем размере.

Тем не менее, «законодательство в отношении инвалидов» не учитывает одного важнейшего факта - работодателю нужен всё же не инвалид, а работник» А полноценная трудовая реабилитация и адаптация и состоит в том, чтобы сделать из инвалида работника, для чего сначала надо обучить, адаптировать, а уж потом его трудоустраивать, а не наоборот! Около 60 % инвалидов готовы участвовать в трудовом процессе после получения соответствующих специальностей и трудовой адаптации, и, соответственно, получения достойной заработной платы.

Сама по себе адаптация инвалида на рабочем месте определяется как логическая адаптация к определённой, выполняемой им работе или рабочему месту, которая и позволяет квалифицированному человеку с инвалидностью выполнять свои обязанности на занимаемой должности. То есть адаптация инвалида подразумевает нахождение способа, при помощи которого становится возможным преодоление препятствий, созданных недоступной средой, это преодоление барьеров на рабочем месте, которое достигается путём целенаправленного подхода к решению данной проблемы.

Несмотря на наличие соответствующего законодательства в Российской Федерации, системы квот и реабилитационной инфраструктуры, низкий уровень работающих инвалидов говорит о том, что в России присутствуют определенные факторы, мешающие их трудоустройству и хотя политика поощрения трудоустройства инвалидов существует, тем не менее, психологические, физические и социальные барьеры часто препятствуют её осуществлению.

До сих пор в России существует множество барьеров на пути к трудоустройству инвалидов: отсутствует физический доступ к рабочему месту и соответствующее оборудование, инвалидам платят минимальную заработную плату, не ожидая, что они будут достойно работать, что вообщем-то неверно, практически отсутствует доступный транспорт, а среди работодателей сохраняется множество стереотипов по отношению к инвалидам. Да и сами инвалиды, как мы уже отмечали выше, до сих пор страдают от заниженной самооценки, не готовы самостоятельно выходить на рынок труда, а когда они начинают работать, то часто не справляются с работой из-за отсутствия поддержки и даже прямого моббинга.

В США и Великобритании, например, основными видами трудовой адаптации являются: гибкость подхода к управлению трудовыми ресурсами, повышение доступности помещений, реструктурирование обязанностей (включая рабочее время), заключение с инвалидами срочных контрактов, а также приобретение или модификация оборудования. Отметим, что в западноевропейских странах работают около 40 - 45% инвалидов, а в России в лучшем случае - только 10 %, многие на дому, практически нелегально и за крайне низкую заработною плату...

Хотя трудовая адаптация может быть уникальной в каждом конкретном случае, для большинства российских инвалидов главной необходимостью первоочередной адаптации на рабочем месте и в трудовом коллективе является расписание - например, гибкий график и регулярные перерывы, а также, в ряде случаев, снижение количества определённых действий.


Но наиболее серьезным барьером в России для возможности работы инвалида является потеря социальных льгот («надбавок») или даже самой пенсии по инвалидности. Отметим, что по существующему законодательству инвалиды в России имеют право на получение бесплатных лекарств, бесплатного проезда в городском транспорте и пригородных электричках, санаторно-курортного лечения, частичной оплаты услуг ЖКХ и т.д. И всего этого инвалид может лишиться, официально устроившись на работу! И часто именно это является основной причиной, по которой люди отказываются работать, тем более в том случае, если работа не сможет компенсировать потерю пенсии и всех льгот. Кроме того, инвалид, получающей надбавку к пенсии, вообще не имеет права где-либо подрабатывать, даже временно, «органы социальной защиты» тут же её снимут, да ещё и оштрафуют! Так имеет ли смысл инвалиду терять надбавку, утроившись на работу? Чаще всего нет, если заработная плата слишком низка и не компенсирует, или незначительно компенсирует эту надбавку.

Например, человек с заболеванием сердечно-сосудистой или эндокринной системы, чаще всего получивший инвалидность, уже имея колоссальный опыт научной или преподавательской деятельности вполне может выполнять обычную для него работу, но… «органы социальной защиты», призванные именно «защищать» инвалида, тем не менее, наоборот, лишают его возможности работать, или хотя подрабатывать на полставки или временно, например, по договору, в том же университет, вузе, НИИ или иной организации.

Ещё одним барьером к трудовой адаптации инвалида является физическое окружение, в котором живут люди, и которое мешает им посещать работу, около 30 % людей с инвалидностью в качестве серьёзной проблемы указывают отсутствие адекватного транспорта.

Существует понятие «барьеры физической среды», включающие в себя множество факторов: от недоступности транспорта до отсутствия гибкого графика и сокращения физического труда на рабочем месте. Понятно, что необходимость в гибком графике объясняется тем, что в течение дня инвалид сталкивается с множеством проблем вне работы или готовясь к ней, в частности добираясь на работу и с работы, да и на самой работе он может быть менее мобилен - даже обыкновенное посещение туалета занимает у «инвалида-колясочника» в несколько раз больше времени.

При приеме на работу человека с ограниченными возможностями, работодателям следует давать для выполнения определённые основные действия, необходимые на рабочем месте, и использовать творческие вспомогательные технологии. Например, инвалиды, не способные самостоятельно передвигаться, тем менее прекрасно могут выполнять работу, связанную с компьютерами.

Подумаем, а ведь это расточительство - поручать здоровому человеку работу, которая под силу инвалиду! А инвалиды ощущают свою трудовую изоляцию как полную ненужность обществу. Для них важно не просто существовать получая нищенскую пенсию, а полноценно жить и работать, необходимо быть востребованным обществом, иметь возможность самореализоваться!

В развитых странах один доллар, вложенный в решение проблем инвалидов, приносит 35 долларов прибыли!

Не сама инвалидность - беда человека, а испытания, которые переносит он в связи с тем, что окружающее общество ограничивает свободу выбора в трудоустройстве. Теоретически инвалид обладает всеми конституционными правами, а на практике подавляющее большинство из них не может получить образование, устроиться на работу, тем более достойно оплачиваемую.

И самое главное, самому обществу помощь в адаптации и нормальной работе инвалида даже важнее, чем для самого инвалида. Человек должен видеть, что если с ним что-то случится, он не будет выброшен на обочину жизни, и надо помнить, что как бы ни повернулась жизнь (а она, увы, не предсказуема), эта проблема может коснуться каждого.

Адаптация инвалидов на новом рабочем месте: проблемы, особенности, перспективы

Занятость является одной из сфер создания равных возможностей для лиц с инвалидностью. Вместе с тем она является той сферой жизни, значение которой трудно переоценить для инвалидов, поскольку трудоустройство дает не только заработок, но и такие важные вещи как общение, возможность самореализации и карьеры, определенный социальный статус, наполненность жизни и т.д..

К сожалению, на пути к занятости для человека с инвалидностью все еще остается ряд препятствий, которые ей приходится преодолевать – это архитектурные, транспортные, коммуникационные, психологические и другие барьеры. И задача общества в целом, и прежде всего специальных органов, учреждений и организаций, помочь им в преодолении этих барьеров и постепенно прийти к устранению этих барьеров вообще.

Международное сообщество, приняло ряд правовых актов, имеющих целью помочь людям с инвалидностью реализовать свои возможности и способности, быть активными членами общества и иметь надлежащий уровень жизни. Так Конвенция ООН о правах инвалидов, провозглашает равные возможности в получении образования, восстановлении работоспособности, профессиональной подготовке, трудоустройстве.

Адаптации людей с инвалидностью на новом рабочем месте

Рассмотрим особенности процесса адаптации людей с инвалидностью на новом рабочем месте. Характерно, что на начальном этапе трудовой деятельности по подобранной вакансией у человека с инвалидностью возникает ряд проблем, связанных с адаптацией на новом рабочем месте. Прохождение этого этапа является непростым периодом для любого нового работника, а для человека с инвалидностью это может быть связано со значительно большим количеством проблем как внутреннего, так и внешнего характера, обусловленные инвалидностью и особенностями определенных нозологий, ведь люди с инвалидностью не составляют однородной группы.

Они могут иметь физические, чувственные, интеллектуальные, психические расстройства, или их комбинацию, которые могут быть в них как от рождения так и приобретенными в детстве, подростковом возрасте или позже, во время учебы или уже в период занятости. Инвалидность может иметь как незначительное негативное влияние на способность человека работать и быть полноценным членом общества, или же достаточно ощутимый, в результате чего возникает потребность в более существенной поддержке и помощи.

Важной характеристикой лица, которая в значительной степени может или способствовать процессу адаптации на новом рабочем месте или, наоборот, усложнять его, является уровень социальной компетентности личности. Под социальной компетентностью следует понимать социальные умения и навыки, необходимые для успешного решения проблем, которые встречаются как в повседневной, так и в профессиональной жизни, и которые необходимы для интеграции личности в социум. Имеется в виду умение и навыки по налаживанию контактов, умение находить свое место в группе, вести разговор, умение вести соответственно ситуации и динамики развития коллектива, умение анализировать жизненные ситуации в аспекте деятельности социальных институтов и поведения других людей и включать эти знания в схему регуляции собственной поведения и т.д..

Повышении уровня социальной компетентности

В силу определенного перечня причин, обусловленных инвалидностью, и прежде всего связанных с социальной изоляцией лиц с инвалидностью, последние часто нуждаются в повышении уровня своей социальной компетентности. Успешное решение этой проблемы, в свою очередь, дает возможность повысить общий уровень конкурентоспособности людей на рынке труда и делает процесс адаптации на новом рабочем месте более успешным. Мероприятия, которые проводит, в частности, государственная служба занятости по повышению уровня социальной компетентности людей с инвалидностью (консультации, беседы, тренинги, семинары, направления в партнерских организаций) направлены на развитие у этих лиц коммуникативных навыков, преодоление их собственных устаревших стереотипов, формирование навыков уверенного поведения, максимально полное ознакомление с медицинскими, психологическими, социальными и юридическими особенностями их состояния и статуса.

Чрезвычайно важным для успешной адаптации на новом рабочем месте является правильный выбор профессии для людей с инвалидностью. Особенно это актуально для молодежи, впервые выбирает свой профессиональный путь. Много бед отдельных людей и экономики в целом связано с тем, что часто люди работают не на своем месте, не по своему призванию, склонностью, психофизиологическими возможностями и способностями. Неправильно сделанный выбор – это напрасно потраченные средства и время на получение “неподходящих” специальности, плохое закрепление кадров на рабочих местах, проблемы в трудоустройстве и адаптации.

Профессиональная ориентация призвана помочь человеку с инвалидностью сделать правильный профессиональный выбор

Профессиональная ориентация инвалидов рассматривается как комплекс мероприятий, направленных на:

а) выявления их профессиональных интересов,

б) выявление их профессиональных возможностей,

в) учет потребностей рынка труда в специалистах избранных ими профессий.

Поэтому этот комплекс мероприятий, который осуществляется государственной службой занятости и направлен в конечной своей целью повышение конкурентоспособности инвалидов, их трудоустройства и адаптации, состоит из предоставления лицам с инвалидностью профессиональной информации, профессиональных консультаций и профессионального отбора. Осуществляется он через индивидуальные и групповые формы работы (индивидуальные и групповые консультации, семинары, тренинги, тестирование, предоставление информации и т.п.). Поэтому в целом профессиональная ориентация инвалидов реализуется в центрах занятости по общей схеме. Но с учетом ряда определенных особенностей, которые важны при подборе подходящей профессии для клиентов этой группы. Прежде всего это необходимость учета медицинских ограничений и рекомендаций.

Психоэмоциональные состояния, которые присущи новичкам в период их адаптации на новом рабочем месте, можно описать как прохождение определенных стадий или этапов:

– Эйфория. Устроился на работу. Надежда на лучшие условия, лучшую жизнь.

– Краткий этап осмысления социального окружения, корпоративной культуры. За ним наступает кризис.

– Кризис связан с непониманием некоторых аспектов профессиональных обязанностей, культурных кодов данного коллектива, чувством одиночества. Проблемы физиологического приспособления и ценностных ориентаций усиливают ощущение беспомощности, неуверенности в своих силах, «готовности обижаться».

– Выход из кризиса. Привыкание к окружению, понимание особенностей профессиональных обязанностей, налаживание дружеских отношений, вливания в коллектив.

– Процесс адаптации заканчивается. Психоэмоциональное состояние выравнивается с докризисным состоянием.

Профессиональная адаптация для людей с инвалидностью

Для людей с инвалидностью поддержка и помощь специалиста на этапе кризиса адаптации особенно важно. Поскольку осложнения могут быть для людей с инвалидностью настолько существенными, что они не всегда могут преодолеть их самостоятельно. Это может стать причиной апатии, уныния в свои силы и вообще в возможность успешной собственной трудовой деятельности, что, в свою очередь, может привести к увольнению работника. Поэтому особенностью процесса успешного закрепления инвалидов на новом рабочем месте является поддержка их и после трудоустройства. Особенно на этапе адаптации на новом рабочем месте, поскольку от оперативности и эффективности решения проблем этого периода зависит освободиться работник, останется работать. Заметим, что такая деятельность не является свойственной государственной службы занятости и не входит в функции прямых обязанностей центров занятости. Но она позволяет избежать необходимости осуществления повторного комплекса действий по трудоустройству конкретного клиента, так как способствует закреплению его на новом рабочем месте.

Чтобы эффективно оказывать помощь и поддержку людям с инвалидностью во время прохождения ими процесса адаптации на новом рабочем месте, специалист государственной службы занятости или другой организации (например, общественной организации инвалидов) должен учитывать особенности каждого вида/аспекта адаптации на рабочем месте и понимать сущность проблем, которые могут возникнуть у людей с инвалидностью на каждом из них.

Выделяют следующие виды / аспекты адаптации на рабочем месте для инвалидов:

– корпоративная адаптация,

– социальная адаптация,

– организационная адаптация,

– техническая (технологическая) адаптация,

– профессиональная адаптация,

– психофизиологическая адаптация.

Корпоративная адаптация инвалидов

Для того, чтобы начать эффективно работать на новом рабочем месте, человеку необходимо получить ответы на вопросы, связанные с организацией деятельности этого учреждения:
– какое место занимает организация на рынке, как обстоят дела, к чему стремится, какие стратегические цели;
– как осуществляется управление, кто принимает решения;
– какова структура компании, где какие подразделения расположены;
– какова периодичность и технология планирования и отчетности; действующие процедуры, регламенты и т.д..

Социальная адаптация инвалидов

Приходя на новую работу, человек должен осознать те нормы поведения и общения, существующие в данном коллективе, приобщиться к системе взаимоотношений с коллегами. На этом этапе она знакомится с «атмосферой» организации, ее корпоративной культурой и ищет ответы на следующие вопросы:
– какой стиль общения присущ коллектива, как обычно обращаются к сотрудникам – равных по должности, подчиненных, руководителей;
– к кому можно/нельзя обращаться за помощью, советом, что можно/нельзя обсуждать за обедом, в курилке;
– у кого схожие хобби, увлечения, есть ли в организации какие-то группы, «лагеря», территории, взаимоотношения между ними и так далее.

Организационная адаптация инвалидов

Обычно человек проводит на работе большую часть светового дня. Разумеется, это время должно быть организовано в бытовом плане. Существует множество организационных моментов, которые необходимо выяснить новичкам в первые дни или даже месяцы работы. Например:
– где можно разместить свои вещи, где находится столовая, туалет, где можно курить;
– как оформить постоянную пропуск, кто настраивает компьютер, когда и где выдают зарплату;
– как заказать канцелярию, курьера, машину, когда будет отпуск;
– как здесь отмечают дни рождения, сколько сдавать на подарки и кому и т.д..

Техническая (технологическая) адаптация инвалидов

В каждой организации используется свой набор техники и программного обеспечения. Новому сотруднику в период адаптации придется запомнить пароль, привыкнуть к новой клавиатуре, настроить почтовую программу, занести нужные контакты в «Адресную книгу». Освоить новую модель телефона, факса, копира, разобраться во внутренне организационной системе хранения информации. Освоить специфическое производственное и другое оборудование, освоить специфическое программное обеспечение и т.п..

Профессиональная адаптация инвалидов

Данный аспект адаптации связан непосредственно с профессиональной стороной деятельности работника в организации. Хватает ему знаний, умений и навыков или нужно к учебе? Есть ли перспективы у этого работника? Эти вопросы интересуют менеджера по персоналу и руководителя подразделения. А самому сотруднику необходимо освоить следующие профессиональные аспекты работы:
– технологии и техники, используются в организации, стандарты работы, документация, нормы, нормативы, технические требования;
– перспективы профессионального и карьерного роста, возможности обучения, повышения квалификации;
– параметры оценки качества работы и так далее.

Психофизиологическая адаптация инвалидов

Данный аспект в первую очередь включает приспособление к определенному, часто отличного от привычного режима труда и отдыха. Особое внимание психофизиологической адаптации нужно уделить в следующих ситуациях:
– сменный график работы – если человек не привык каждое утро просыпаться и ежедневно покидать дом;
– текучий график работы – в некоторых организациях предлагается график работы с 7:00 до 16:00, а в других – с 11:00 до 20:00, резко перейти с одного режима работы на другой часто бывает достаточно сложно;
– ненормированный рабочий день – к ненормированной работы сложно привыкнуть, если в предыдущей организации график работы сотрудника был нормированным, необходимость более нормируемой работы необходимо обсуждать на собеседовании;
– длительные командировки – для ряда сотрудников длительные отъезды могут стать дополнительным стрессом; занятость – в случае проектной работы работник должен быть готов к пиковым нагрузкам, которые обычно возникают перед завершением проекта.

Организации-партнеры

Важное место в арсенале мер такой работы должно занимать проведения специальных бесед, консультаций, семинаров, тренингов, встреч и т.п. с обязательным применением принципа индивидуального подхода к каждому человеку с инвалидностью. Эта работа должна проводиться в тесном сотрудничестве организаций-партнеров, занимающихся проблемами людей с инвалидностью, прежде всего таких как государственная служба занятости, Фонд социальной защиты инвалидов, центры реабилитации для людей с инвалидностью, управления труда и социальной защиты населения, местными органами исполнительной власти. А также с профсоюзами предприятий и организаций (если они есть) или с отраслевыми профсоюзами, а также с неправительственными организациями как самих инвалидов так и занимающихся проблемами инвалидности вообще.

В завершение следует отметить, что государственная служба занятости прилагает немало усилий по совершенствованию существующих направлений работы с лицами, имеющими инвалидность, и поиска новых подходов и форм работы. А также отрабатывает инновационную систему мер, направленных на содействие трудоустройству людей с инвалидностью в современных условиях рынка труда, их адаптации и закреплению на новых рабочих местах. Но только конструктивное взаимодействие всех организаций, принимающих участие в обеспечении занятости лиц с инвалидностью, и положительное и неравнодушное отношение социума в целом к ​​проблемам инвалидности, могут обеспечить действительно эффективное решение проблем занятости людей с инвалидностью в нашей стране и поднять решение этого вопроса на качественно новый уровень.

  • Вопросы для самоконтроля
  • Рекомендуемая литература
  • Глава 3. Технологии социальной работы с инвалидами
  • 3.1. Социальная диагностика: цель, этапы и методы проведения
  • Программа социальной диагностики инвалида
  • 3.2 Технология социального консультирования инвалидов
  • 3.3. Социальная реабилитация инвалидов
  • 3.4. Технология социальной адаптации инвалидов
  • 3.5. Технология социальной терапии в социальной работе с инвалидами
  • Вопросы для самоконтроля
  • Рекомендуемая литература
  • Глава 4. Содействие занятости и трудоустройству инвалидов
  • Положение инвалидов на рынке труда
  • Социальная поддержка безработных инвалидов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Рекомендуемая литература
  • Глава 5. Социальное обеспечение инвалидов
  • 5.1 Пенсионное обеспечение инвалидов
  • 5.2. Ежемесячная денежная выплата как форма социального обеспечения инвалидов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Рекомендуемая литература
  • Глава 6. Социальное обслуживание инвалидов
  • 6.1. Социальное обслуживание инвалидов в стационарных учреждениях
  • 6.2 Полустационарное и срочное социальное обслуживание инвалидов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Рекомендуемая литература
  • Глава 7. Комплексная поддержка семей инвалидов
  • 7.1. Характеристика семей имеющих в своей структуре инвалидов
  • 7.2. Основные направления комплексной поддержки семьи инвалида
  • Вопросы для самоконтроля
  • Рекомендуемая литература
  • Глава 8. Социальная работа с молодыми инвалидами
  • 8.1. Социальный статус молодых людей с ограниченными возможностями в современной России
  • 8.2. Социальная работа с молодыми инвалидами в учреждениях профессионального образования
  • 8.3. Организация досуга молодых инвалидов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Рекомендуемая литература:
  • Глава 9. Социальная помощь и поддержка детей-инвалидов
  • 9.1. Ребенок-инвалид как объект социальной помощи и поддержки
  • 9.2. Система социальной помощи и поддержки детей-инвалидов
  • 9.3. Социально-педагогическая помощь и поддержка одаренных детей с ограниченными возможностями
  • Вопросы для самоконтроля
  • Рекомендуемая литература
  • Глава 10. Гендерные аспекты социальной работы с инвалидами
  • 10.1 Гендерные особенности инвалидности
  • 10.2 Государственная и общественная поддержка мужчин и женщин с инвалидностью
  • Вопросы для самоконтроля
  • Рекомендуемая литература
  • Глава 11. Социальная работа с инвалидами в исправительных учреждениях
  • 11.1. Характеристика основных проблем осужденных инвалидов в исправительном учреждении
  • 11.2. Правовые нормы социальной работы с осужденными инвалидами в уголовно-исполнительном законодательстве рф
  • 11.3. Содержание и методика социальной работы с инвалидами в исправительных учреждениях
  • Вопросы для самоконтроля
  • Рекомендуемая литература
  • Глава 12. Особенности деятельности общественных объединений инвалидов
  • 12.1 Понятие и виды общественных объединений инвалидов
  • 12.2 Содержание деятельности общественных объединений инвалидов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Рекомендуемая литература
  • Глава 13. Профессиональная этика социальной работы с инвалидами
  • 13.1. Ценностно-нормативные основы социальной работы с инвалидами
  • 13.2. Профессиональный этикет специалиста по социальной работе во взаимодействии с людьми особых потребностями
  • Вопросы для самоконтроля
  • Рекомендуемая литература
  • Приложения о перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентноспособным на региональных рынках труда
  • Порядок
  • Участия граждан пожилого возраста и инвалидов,
  • Проживающих в стационарных учреждениях
  • Социального обслуживания, в лечебно-трудовой деятельности
  • Глава I. Общие положения
  • Глава II. Медико-социальная экспертиза
  • Глава III. Реабилитация инвалидов
  • Глава IV. Обеспечение жизнедеятельности инвалидов
  • Глава V. Общественные объединения инвалидов
  • Глава VI. Заключительные положения
  • Положение о Совете при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов
  • Конвенция о правах инвалидов Принята резолюцией 61/106 Генеральной ассамблеей от 13 декабря 2006 года
  • I. Общие положения
  • II. Цели, задачи и принципы деятельности вои
  • III. Члены всероссийского общества инвалидов
  • Всемирная программа действий в отношении инвалидов
  • 1 (IV). Всемирную программу действий
  • I. Цели, история вопроса и концепции
  • О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-фз
  • Глава I. Общие положения
  • Глава II. Права граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания
  • Глава III. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов
  • Глава IV. Организация социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов
  • Глава V. Профессиональная деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов
  • Глава VII. Порядок введения в действие настоящего Федерального закона
  • I. Общие положения
  • II. Порядок разработки индивидуальной программы
  • III. Порядок реализации индивидуальной программы
  • I. Общие положения
  • II. Условия признания гражданина инвалидом
  • 3.4. Технология социальной адаптации инвалидов

    Технология социальной адаптации – это последовательность действий и способов взаимодействия специалиста по социальной работе и инвалида с помощью индивидуальных и групповых форм социальной работы (игры, социальные тренинги и др.), способствующих развитию умений и навыков включения в среду жизнедеятельности. Социальная адаптация включает инвалида в доступную социально-профессиональную сферу и процесс приобретения умений, навыков общения в малой группе. Социальную адаптацию одновременно рассматривают как социальную технологию, процесс и результат.

    Социальная адаптация кроме всего включает инвалида в малую группу и среду жизнедеятельности, содействует усвоению им сложившихся норм, отношений, образцов поведения. Человек, имеющий инвалидность, находится в поиске социальной среды, которая благоприятна для его самореализации, раскрытия ресурсов. В данном случае ближайшее окружение человека с ограниченными возможностями здоровья (семья, клубное объединение, актив общественной организации, друзья) является малой группой, которые подразделяются на формальные и неформальные. Первые создаются по разработанному регламенту для выполнения общественной, социозащитной, санкционированной со стороны государства деятельности. Такими могут быть общественные организации граждан с ограниченными возможностями здоровья, клубы, объединения семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, студии и др. Неофициальные малые группы возникают спонтанно под воздействием общих интересов инвалидов и здоровых граждан, их совместной деятельности и имеют стихийную организационную структуру. К данным объединениям можно отнести сообщества друзей, коллег по учебной и профессиональной деятельности и др.

    Результатом социальной адаптации инвалида является появление чувства удовлетворенности жизнью, отношениями с близким окружением, рост творческой активности, достижение успеха в общении и совместной деятельности малой группы и среде жизнедеятельности.

    Применение технологий социальной адаптации гражданина с ограниченными возможностями здоровья позволяет ему чувствовать себя свободно в малой группе и включаться в различные виды деятельности. Это позволяет инвалиду обогащать свой внутренний мир с помощью новых ценностей и социальных норм, использовать социальный опыт при организации деятельности в малой группе.

    Выделяют несколько уровней социальной адаптации человека с ограниченными возможностями здоровья к социальной среде: высокий, средний и низкий.

    Высокий уровень социальной адаптации характеризуется творческим отношением к сложившимся в среде нормам и стереотипам (он вносит предложения по улучшению общения, развитию толерантности при выстраивании межличностных отношений в малой группе). Человек с ограниченными возможностями здоровья усваивает ценности и нормы независимой жизни, принимая участие в социальных, политических и экономических процессах, свободном выборе и доступе к жилым, общественным зданиям, транспорту, средствам коммуникации, страхованию, труду и образованию. Инвалид сам способен определять и принимать решения, управлять ситуациями, у него имеются жизненные планы и перспективы. Он удовлетворен своим образом жизни, стремится изменить свои не­достатки, проявляет инициативу по их устранению, является активным участником общественной жизни. Для высокого уровня социальной адаптации инвалида характерно достижение им полного самообслуживания, высокого уровня санитарной грамотности, четкого выполнения лечебных процедур.

    У инвалида со средним уровнем социальной адаптации происходит приспособление к нормам и ценностям малой группы без их изменения, усвоение общепринятых форм и способов жизнедеятельности, свойственных для данного окружения (семья, клубное объединение, друзья, актив общественной организации). Как правило, он включается в деятельность и общение с помощью другого лица (родителя, друга, специалиста по социальной работе), у него может быть незначительно или умеренно снижен уровень самообслуживания.

    Для низкого уровня социальной адаптации человека с ограниченными возможностями здоровья характерно проявление самоизоляции, затворничества, ограничения контактов с людьми по причине отсутствия желания общаться, устанавливать отношения. Он не умеет вести диалог с оппонентом, вступает с ним в конфликт. У него наблюдается значительное снижение социальных умений и навыков по самообслуживанию, отсутствует или значительно ограничена досуговая, трудовая, профессиональная деятельность, в поведении отмечается зависимость от других лиц, отсутствует инициатива и самостоятельность в преодолении жизненных затруднений.

    Успешной реализации технологии социальной адаптации человека с ограниченными возможностями здоровья способствуют следующие условия: во-первых, окружение человека с ограниченными возможностями здоровья содействует реализации его потребностей, развитию индивидуальности; во-вторых, когда организационная культура малой группы строится на проявлении дружеской поддержки, уважения, ответственности, заинтересованности в каждом человеке; в-третьих, окружение инвалида признает и даёт положительную оценку достигаемых им результатов; в-четвертых, обеспечивает участие гражданина с ограниченными возможностями здоровья в социальной и культурной жизни малой группы и среде жизнедеятельности.

    Выбор технологии социальной адаптации инвалида во многом зависит от его жизненной проблемы. Скажем, в результате перенесенного заболевания он не всегда имеет возможность быть членом малой группы, заниматься профессиональной деятельностью, посещать театры, музеи, способствующие формированию социальных установок личности и приобщающих инвалида к культурным традициям и ценностям общества. Такие затруднения могут быть преодолены с помощью комплексной работы специалистов по социальной работе и психологов методами психологической и игровой коррекции, направленных на интеграцию человека с ограниченными возможностями здоровья в общество.

    Технология социальной адаптации инвалидов может реализовываться и с помощью таких форм, как игра, социальный тренинг, экскурсия, беседа. Игра как форма технологии социальной адаптации инвалида имитирует реальную социальную среду, в которой инвалид может оказаться в действительности. В процессе социальной адаптации граждан с ограниченными возможностями здоровья широко применяются различные виды деловых игр: имитационные игры, «деловой театр» и др.

    Используя игровые формы, можно имитировать профессиональную, творческую деятельность и др. С помощью имитационной игры человек с ограниченными возможностями приобретает социальный опыт взаимодействия с людьми, он осваивает новые для себя социальные роли «студента», «менеджера» и др., у него расширяется спектр социальных умений и навыков, что позволяет ему быть более подготовленным к реальной жизни. Через подражание социальной модели, заданной в игровой деятельности, инвалид приобретает формы социального поведения, которые ранее ему были недоступны.

    Игра «деловой театр», как форма технологии социальной адаптации инвалида, позволяет имитировать конкретную жизненную ситуацию, поведение человека. Метод инсценировки, который применяется в данной игровой форме, обучает человека ориентироваться в различных жизненных условиях, давать объективную оценку своему поведению, учитывать интересы других людей, устанавливать с ними контакты. Для проведения игры разрабатывается сценарий, где описывается конкретная жизненная ситуация, объясняются игрокам их функции, обязанности и задачи.

    В целом, в реализации игровых технологий, способствующих социальной адаптации инвалида, можно выделить несколько этапов:

    I этап. Формирование группы и разработка сценария игрового сюжета. Величина группы зависит от степени тяжести последствий инвалидности и характера проблем участников, и, как правило, состоит из 2-5 человек. Состав группы определяется также стратегией подбора участников, она может быть разнородной, то есть включать участников с разной степенью инвалидности. Там, где позволяют условия учреждения социального обслуживания населения, рекомендуется подбор участников со сходной жизненной проблемой (например, одинаковая группа инвалидности, заболевание), в данном случае специалист по социальной работе будет иметь четкую направленность в выборе игровых форм и упражнений.

    II этап. Проведение игры. Вводная часть занятия включает приветствие и ознакомление инвалидов с планом проведения комплекса игр и упражнений. Специалист по социальной работе встречает участников и приветливо, доброжелательно здоровается первый с каждым. Затем он планирует совместную работу, информирует собравшихся о порядке, содержании и последовательности игр и упражнений. Далее проводятся игровые упражнения в соответствии со сценарием.

    III этап. Подведение итогов игры, когда происходит анализ и обобщение социальных умений и навыков, которые приобрели участники.

    Закрепить полученные с помощью игровых технологий социальные умения и навыки возможно в форме социального тренинга, который помогает инвалиду освоить принятые в обществе социальные нормы, продуктивные способы поведения и взаимодействия, готовит к независимой жизни. Эффективность проведения социального тренинга можно оценивать по двум критериям. Первый из них – это уровень усвоения новых социальных умений и навыков в соответствии с поставленными в программе тренинга задачами, возможность их свободного выполнения как на тренинговых занятиях, так и в реальной жизни. Второй критерий характеризует соответствие усвоенного социального опыта жизненным целям инвалида.

    Специалист по социальной работе до социального тренинга проводит индивидуальные консультации с целью помочь инвалидам определить, в какой мере новые социальные умения и навыки обеспечивают реализацию их жизненных целей.

    В начале специалист по социальной работе комплектует группу и в соответствии с составом участников определяет цель, задачи и разрабатывает программу тренинга. При этом он способствует созданию положительных эмоций, которые обеспечивают желание человека приходить в эту группу и к этому тренеру постоянно до момента завершения программы. Проведение социального тренинга способствует осознанию личностных особенностей, привычек и представлений инвалидов о себе. В ходе проведения тренинга социальные умения и навыки закрепляются инвалидом в процессе игровой деятельности, когда «проигрываются» жизненные ситуации, которые нужно разрешить с помощью новых для участников социальных навыков умений. В заключение тренинга специалист по социальной работе и участники анализируют и оценивают результаты работы.

    Последовательность включения гражданина с ограниченными возможностями здоровья в среду жизнедеятельности, его социальной адаптации осуществляется с помощью нескольких этапов: проведение социальной диагностики; включение в социальную группу; обучение решению проблемных ситуаций.

    В целом социальная адаптация как технологический процесс, позволяет: включить инвалида в малую группу, помочь ему усвоить сложившиеся нормы, отношения, образцы поведения, развить умения и навыки общения, включится в доступную для него социально-профессиональную сферу.

    Признаками социальной адаптированности инвалида являются: удовлетворенность своим положением в группе, сознательное поддержание норм и традиций, существующих в данном сообществе, стремление и готовность обогатить содержание, формы и способы взаимодействия с окружающими в объединении, толерантность.



    gastroguru © 2017