Сестринский процесс при заболевании уха инородные тела. Роль медицинской сестры в уходе за больными с хроническими гнойными отитами

Острый отит - это острое воспаление среднего уха.

Болеют отитом, в основном, дети первых 2 лет жизни, чаще в зимне-весенний пе­риод. Отит может осложнять другие заболевания (ОРВИ, корь, скарлатину, ангину и др.).

Возбудители заболевания:

Гемолитический стрептококк группы А;

Золотистый стафилококк;

Пневмококки;

Предрасполагающие факторы развития отита:

Особенности анатомического строения барабанной по­лости и евстахиевой трубы у детей раннего возраста: ба­рабанная перепонка тонкая, слуховая труба короткая, широкая, отверстие находится ниже и ближе к хоанам, поэтому инфицированный секрет из носоглотки легко попадает в слуховую трубу;

Снижение иммунитета;

Переохлаждение;

Хронические очаги инфекции (кариозные зубы, воспале­ние придаточных пазух носа и др.).

Выделяют 2 стадии острого отита:

1. Острый неперфоративный отит.

2. Острый гнойный средний отит (протекающий с перфора­цией барабанной перепонки и гноетечением из барабан­ной полости).

Основные клинические проявления отита:

Общее беспокойство ребенка, вскрикивание при сосании, отказ от груди;

Субфебрильная лихорадка;

Типичный характер боли - покапывающий, стреляющий, пульсирующий, иногда иррадиирует в шею, зубы;

Резкая боль при надавливании на козелок уха;

Понижение слуха;

При осложненном течении происходит перфорация бара­банной перепонки и выделение патологического содер­жимого (серозного или слизисто-гнойного, иногда с примесыо крови);

При тяжелом течении отита могут присоединяться менингиальные симптомы (рвота, судороги, напряжение боль­шого родничка и пр.).

Прогноз.

В большинстве случаев прогноз благоприятный.

Основные принципы лечения отитов:

1. Симптоматическая терапия: жаропонижающие, седативные средства.

2. Противомикробная терапия (при тяжелом и осложнен­ном течении отита).

3. Местное применение обезболивающих и противовоспа­лительных средств: - с помощью ватной турунды в наружный слуховой ход ввести одно из рекомендуемых средств (софрадекс, отинум, отипакс, этакридина лактат, отолган, отофа);

Сосудосуживающие капли в нос: детский галазолин, наф­тизин, отривин;

Тепло на ухо: согревающий компресс, согревание лампой Соллюкс.

4. Физиотерапия: УФО, УВЧ.

Профилактика.

1. Оберегать ребенка от контакта с больными ОРВИ.

2. Своевременно санировать полость носа.

3. При появлении первых признаков ринита проводить точечный массаж рефлексогенных зон.

4. Избегать переохлаждений.

5. Систематически проводить закаливающие мероприятия.

Сестринский уход при остром рините и остром отите.

Своевременно выявлять и удовлетворять жизненные потребности пациента и его родителей.

Возможные проблемы пациента: - нарушение дыхания;

Резкая, нестерпимая боль в ухе;

Нарушение формулы сна;

Нарушение сосания, глотания;

Дискомфорт, связанный с заболеванием;

Риск развития осложнений;

Сестринское вмешательство:

1. Создать обстановку психологического комфорта, взаим­ного доверия, вовлечь родителей в процесс лечения и ухода за ребенком с отитом. Обучить родителей технике закапыва­ния капель в нос, ухо, постановки согревающего компресса, согласно существующим алгоритмам действия:

2. Рекомендовать перед каждым кормлением проводить санацию носа (отсосать слизь, промыть носовые ходы физио­логическим раствором, закапать капли). Во время кормления, держать ребенка в возвышенном положении, пищу давать небольшими порциями, в жидком или полужидком виде. Обеспечить ребенка достаточным витаминизированным теп­лым питьем (чай с лимоном, отвар шиповника, разбавленные соки). Строго выполнять назначения врача. После курса ан­тибактериальной терапии включить в диету биойогурт, био­кефир, ацидофильное молоко.

3. Поддерживать положительный эмоциональный контакт с ребенком, корректировать его поведение, отвлекать чтени­ем книг, спокойными играми.

4. Проводить профилактические мероприятия вне обострения заболевания (сон на свежем воздухе, закаливание, массаж реф­лексогенных зон, ЛФК, физиотерапию, санацию полости рта).

СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ АНГИНЕ.

Ангина - это острое инфекционное заболевание с пре­имущественным поражением лимфоидной ткани небных миндалин и регионарных лимфоузлов.

Ангина может быть самостоятельным заболеванием и синдромом других инфекционных заболеваний (скарлатины, дифтерии и пр.).

Возбудители заболевания:

- (3-гемолитический стрептококк группы А;

Золотистый стафилококк;

Источники инфекции:

1. больные ангиной;

2. бактерионосители.

Пути передачи инфекции:

Воздушно-капельный;

Контактно-бытовой;

Алиментарный.

Факторы риска развития ангины:

Переохлаждение;

Хронические очаги инфекции (кариозные зубы, аденоидит);

Снижение иммунитета;

Хроническая тонзиллярная инфекция в семье.

Дети до года ангинами болеют редко, так как в этом воз­расте миндалины еще недостаточно развиты.

Различают следующие виды ангин:

Катаральная: воспалительный процесс локализуется на поверхности миндалин, выражена гиперемия миндалин и передних дужек неба.

Фолликулярная ангина: воспалительный процесс локали­зуется в паренхиме миндалин, определяются нагноившиеся фолликулы в виде желтоватых горошин, отечность и гипере­мия миндалин.

Лакунарная ангина; миндалины отечны, гиперемированы, разрыхлены, гнойно-воспалительный процесс локализу­ется в лакунах.

Флегмонозная ангина : воспалительный процесс локали­зуется в углублениях ткани миндалин с последующим фор­мированием абсцесса, чаще локализующегося в области пе­редней дужки неба с одной стороны (перитонзиллярный абсцесс).

Такое разделение ангин является, условным, так как чаще всего встречаются комбинированные формы.

Основные клинические проявления ангины:

1. общие симптомы интоксикации: высокая лихорадка, го­ловная боль, озноб, ломота в суставах, отсутствие аппе­тита, нередко бывает рвота (особенно у маленьких де­тей);

2. боль при глотании, усиление саливации, неприятный за­пах изо рта;

3. местные симптомы: отечность, яркая гиперемия мягкого неба и миндалин с последующим воспалением фолликул и переходом патологического процесса вглубь ткани миндалин, при этом на поверхности и в углублениях миндалин обнаруживаются гнойные налеты беловато-желтого цвета, возможно образование перитонзиллярного абсцесса (при тяжелом течении);

4. регионарный лимфаденит (подчелюстные узлы увеличе­ны, болезненные при пальпации).
Продолжительность ангины 5-10 дней.

Осложнения.

Отит, ревмокардит, гломерулонефрит.

Основные принципы лечения ангины.

1. Постельный режим на 5-7 дней.

2. Обильное теплое питье.

3. Противомикробная терапия:

4. Полоскание зева настоями ромашки, шалфея, календулы, эвкалипта, зверобоя до 6-8 раз в сутки, слабыми раство­рами антисептиков.

5. Жаропонижающие средства: ацетилсалициловая кисло­та, парацетамол, панадол и пр.

6. Антигистаминные средства.

7. Витаминотерапия.

Профилактика.

1. Своевременная санация хронических очагов инфекции.

1. Рациональное питание с достаточным введением фрук­тов, овощей, соков.

2. Закаливание организма, регулярные дозированные физи­ческие нагрузки.

3. Избегать тесного контакта с больными ангиной.

Сестринский уход при ангинах.

Своевременно выявлять настоящие, потенциальные проблемы, нарушенные жизненно важные потребности паци­ента и его родителей.

Возможные проблемы пациента:

Нарушение аппетита:

Нарушение глотания из-за болей в горле;

Дефицит жидкости в связи с лихорадкой;

Нарушение формулы сна;

Высокий риск развития осложнений;

Неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возникшими вследствие заболевания;

Страх перед манипуляциями и др.

Сестринское вмешательство.

1. Информировать родителей о причинах развития, осо­бенностях течения ангины, принципах лечения, возможных осложнениях.

2. Организовать постельный режим на время лихорадки, обеспечить ребенку комфортное положение в постели, спо­койные игры, разнообразить его досуг.

3. Вовлечь ребенка (если позволяет возраст) и родителей в процесс ухода и лечения, помочь осознать, необходимость проведения тех или иных процедур.

4. Контролировать прове­дение медикаментозной терапии, объяснить ребенку и роди­телям, что курс антибактериальной терапии должен быть не менее 7 дней (для предотвращения развития резистентных форм микроорганизмов и присоединения возможных ослож­нений).

5. Научить родителей готовить настои из трав для по­лоскания зева:

6. Обучить родителей технике постановки согревающего компресса на шейно-подчелюстную область.

7. Рекомендовать легко усвояемую полужидкую пищу, ис­ключить из рациона питания острые и соленые, жирные и жареные блюда. Увеличить объем вводимой жидкости до 1 -1,5 литров в виде витаминизированных напитков: чай с ли­моном, разбавленные некислые соки, отвар шиповника.

8. После курса антибактериальной терапии включить в диету биойогурт, биокефир, ацидофильное молоко.

9. Подготовить заблаговременно ребенка к дополнитель­ным методам обследования с помощью терапевтической иг­ры (клиническому анализу крови, взятию мазков из зева и носа, ЭКГ и др.), убедить в необходимости их проведения, объяснить на понятном ребенку языке, что и зачем нужно делать, можно показать последовательность манипуляций, используя, например, куклу. Поддерживать ребенка во время болезни и лечения, используя только позитивные утвержде­ния, поощрять положительные эмоции.

10. Обучить родителей санитарно-гигиеническим правилам ухода за больным ангиной (выделить отдельную посуду, по­сле использования кипятить ее, убрать на время болезни мяг­кие игрушки, оставить только те, которые легко моются, ежедневно проводить влажную уборку и проветривать по­мещение 3-4 раза в день). 12. Рекомендовать всем членам семьи своевременно санировать хронические очаги инфекции.

Про­водить ребенку профилактические мероприятия вне обостре­ния заболевания (сон на свежем воздухе, закаливание, дози­рованные физические нагрузки, ЛФК, физиотерапию, сана­цию полости рта).

От четкого, строго последовательного выполнения медицинской сестрой врачебных назначений во многом зависит эффективность лечения.

Контрольные вопросы

1. В чем заключается уход за кожей ребенка?

2. Опишите технику забора мочи на анализ у детей первого года жизни.

3. Каковы особенности постановки горчичников у детей раннего возраста?

4. Назовите показатели, подлежащие учету медицинской сестрой у ребенка с кишечной инфекцией.

5. Опишите меры по профилактике распространения острой респираторно-вирусной инфекции.

6. Каковы особенности ухода за ребенком, больным пневмонией?

Уход за больными с поражением уха, горла, носа

В отоларингологической практике существует ряд процедур, выполняемых палатной медицинской сестрой. В данном разделе будет дана методика их выполнения.

Вливание капель в нос производят пипеткой. Детям закапывают 3-4 капли в каждую половинку носа, взрослым - 6-7 капель, а масляные лекарственные растворы до 15- 20 капель. Перед закапыванием следует очистить нос. Процедура производится в сидячем положении с запрокинутой головой или лежа на спине, не подкладывая подушку под голову. Пальцем приподнимают кончик носа больного и, стараясь не касаться крыльев носа, медленно выпускают капли. После этого больной наклоняет голову в сторону той половины носа, в которую производилось закапывание.

Через 1-2 минуты таким же образом вливают капли во вторую половину носа. Вливание капель в ухо также производится пипеткой.

Детям закапывают 5-6 капель, взрослым 6-8 капель. Если у больного имеется гноетечение, то перед закапыванием необходимо очистить наружный слуховой проход от гноя, иначе лекарственное вещество не проникнет к барабанной перепонке.

Капли в ухо обязательно закапывают подогретыми до температуры тела. После закапывания пальцем несколько раз нажимают на козелок, что улучшает проникновение капель в барабанную полость.

Очистка наружного слухового прохода от гноя может проводиться как сухим, так и влажным способом. При сухой очистке на специальный ушной зонд наматывают кисточку из

ваты. После введения в наружный слуховой проход ушной воронки оттягивают ушную раковину кзади и кверху, с помощью ваты вытирают гной или слизь в слуховом проходе, и процедура повторяется до тех пор, пока не будет удален весь гной.

Процедура может проводиться и влажным способом. В этом случае производится промывание наружного слухового прохода дезинфицирующим раствором (борная кислота, фурацилин), После промывания голову пациента наклоняют в сторону больного уха для того, чтобы вытекли остатки жидкости. Затем стенку наружного слухового похода протирают ватой, намотанной на зонд и смоченной борным спиртом.

Очистку полости носа чаще производят с помощью ваты, намотанной на специальный зонд с нарезками. Под контролем удаляют слизь или гной из входа в нос и носовых ходов. Для хорошей очистки носа вату приходится менять несколько раз. Если в носовых ходах имеются корки, то для их удаления вату следует смочить раствором соды или каким-либо растительным маслом.

При проведении очистки носа влажным способом предварительно в полость носа распыляют какой -либо щелочной раствор.

Полоскание полости рта и глотки производят различными дезинфицирующими веществами или теплыми растворами трав. Наиболее часто пользуются растворами фурацилина (1: 5000), раствором перманганата калия (бледно-розового цвета), 2%-м раствором борной кислоты или поваренной солью (1-2 чайных ложки на стакан теплой кипяченной воды).

Промывание лакун и небных миндалин является одним из наиболее эффективных методов консервативного лечения больных хроническим тонзиллитом. Для промывания лакун чаще всего используют шприц для вливаний в гортань. Наконечник шприца вводят в устье лакуны, после чего под давлением поршня раствор попадает в глубину лакун. Вытекающую изо рта жидкость больной сплевывает в тазик. Промывание производят ежедневно или через день слабо дезинфицирующими растворами борной кислоты, перманганата калия, 1%-м раствором йодинола или растворами различных антибиотиков.

Серная пробка в наружном слуховом проходе образуется вследствие усиленной секреции серных желез.

Клинически это может проявиться в виде некоторого снижения остроты слуха, боли в ушах, головной боли.

Удаление серной пробки производят путем ее вымывания теплой водой. Перед проведением процедуры следует убедиться, что у больного нет перфорации барабанной перепонки. В случае перфорации следует осторожно удалить серную пробку с помощью изогнутого крючка.

Промывание проводят водой, имеющей температуру 37°С. Для промывания уха применяют шприцы емкостью 100-200 мл. Струю воды направляют толчками вдоль задней стенки наружного слухового прохода. При этом ушную раковину оттягивают кзади и кверху. На наконечник шприца надевают короткую (3-4 см) косо срезанную трубку. Струя жидкости стекает в почкообразный тазик, который больной плотно прижимает к шее. После промывания наружный слуховой проход обязательно осушают ватой, навернутой на зонд.

Смазывание слизистой оболочки глотки производят больным с различными формами хронического фарингита. Для этого используется гортанный зонд с ватой, смоченной персиковым, оливковым или каким-либо другим растительным маслом. После отдавливания языка шпателем движениями сверху вниз и обратно смазывают заднюю стенку глотки. Во избежание рвоты смазывание задней стенки глотки следует производить натощак.

Смазывание слизистой оболочки носа различными лекарственными средствами производят с помощью ватной кисточки, намотанной на прямой зонд с нарезками. Для этого разволокненный кусочек ваты помещают на подушку указательного пальца левой руки, кладут на нее конец зонда, который вращают правой рукой по ходу часовой стрелки. Снимают ватку с кончика зонда, удерживая ее марлевой салфеткой, вращая зонд против хода часовой стрелки.

Специфика ухода за детьми с заболеваниями уха, горла и носа включает в себя учет особенностей детского организма и, в первую очередь, психологический фактор. Ребенок должен быть окружен заботой и теплом. Желательно создание максимально щадящего режима. Следует убедить ребенка в необходимости предстоящей операции, вселить в него уверенность в выздоровлении.

Палатная медицинская сестра должна строго следить за тем, чтобы утром, в день операции, ребенок не завтракал и тайком не съел конфету, печенье, яблоко и т. д., поскольку во время операции это может привести к рвоте и попаданию пищи в дыхательные пути. Эти же моменты также важны и в процессе послеоперационного ухода за детьми.

Контрольные вопросы

1. Какие способы очистки наружного слухового прохода вы знаете?

2. Как производится промывание лакун небных миндалин?

3 Опишите технику удаления серной пробки из наружного слухового прохода. 4. Каковы особенности ухода за детьми в ЛОР-отделении?

Уход за больными с поражениями глаз

В данном разделе рассмотрены основные манипуляции, выполняемые палатной медицинской сестрой, работающей в глазном отделении.

Осмотр глаза начинают с осмотра век и глазного яблока. Для осмотра конъюнктивы нижнего века необходимо оттянуть нижнее веко книзу указательным или большим пальцем так, чтобы увидеть нижнюю переходящую складку. Для осмотра конъюнктивы верхнего века больному предлагают смотреть вниз. Большим и указательным пальцами правой руки захватывают ресничный край века, оттягивают его вниз и кпереди от глазного яблока. Большим пальцем левой руки медицинская сестра фиксирует середину века у края хряща, При этом верхнее веко выворачивают на пальце, как на шарнире. Конъюнктиву глазного яблока видно, если раздвинуть веки пальцами, при различном направлении взора больного: вверх, вниз, направо, налево. Исследование должно производиться при хорошем дневном освещении или искусственном освещении.

Осмотр слезного мешка производится при жалобах больного на слезотечение, наличие слизистого или гнойного отделяемого в конъюнктивальном мешке. Сестра оттягивает больному нижнее веко пальцем левой руки так, чтобы была видна нижняя слезная точка. Большим пальцем правой руки надавливают на область слезного мешка между глазами и спинкой носа. Появление из слезных точек мутно-гнойной жидкости свидетельствует о воспалении слезного мешка.

Осмотр глаз у беспокойных детей требует специального приема. Мать садится напротив медицинской сестры, держит тело и руки ребенка. Медсестра укладывает голову ребенка между своими коленями и фиксирует ее. Руки сестры остаются свободными для проведения осмотра.

Инородное тело конъюнктивы удаляют ватным стерильным тампоном после осмотра конъюнктивы глазного яблока и век при обязательном выворачивании. После удаления инородного тела в глаз закапывают 30%-й раствор сульфацила-натрия (альбуцида).

Для удаления инородного тела роговой оболочки необходима предварительная ане-

стезия 0,5%-м раствором дикаина. Веки больного раздвигают большим и указательным пальцами левой руки.

При поверхностном расположении инородного тела его удаляют влажной ватой, туго намотанной на стеклянную или тонкую деревянную палочку (материал должен быть стерильным).

Если инородное тело находится в поверхностных слоях роговицы, его удаляют специальной стерильной иглой для удаления инородных тел. Конец иглы подводят под инородное тело, приподнимают его и выталкивают вперед. После удаления инородного тела в глаз закапывают 30%-й раствор сульфацила натрия и закладывают мазь из антибиотиков или сульфаниламидов. При отсутствии гнойного отделяемого можно наложить легкую повязку на 2-3 часа.

Глазные повязки накладывают при повреждении век и глазного яблока, после операций, для обеспечения покоя глазу. Противопоказано наложение повязки при остром воспалительном заболевании конъюнктивы. Повязка должна быть плотной, но у больного не должно быть чувства давления на глаз или стягивания под ухом.

При наложении повязки на глаз вначале на закрытые веки помещают ватномарлевую подушку. Конец бинта медсестра придерживает левой рукой у мочки уха на стороне больного глаза. Ватно-марлевую повязку фиксируют бинтом вокруг лба так, чтобы голова его шла в сторону здорового глаза. Затем бинт проводят под ухом со стороны больного глаза кверху, через глаз, покрывают подушку, главным образом с носовой сторо-

ны, затем по затылку и опять под мочку уха. Таких оборотов нужно сделать 4-5, последующий тур бинта проводят вокруг лба и заканчивают повязку сбоку на противоположной стороне от больного глаза.

Перевязочный материал изготавливают только из гигроскопической ваты. Для защиты глаз применяют ватно-марлевые подушки (4-5 см) в виде квадратов или круглые, 4-5 см в диаметре. У оперированных больных применяют занавески. Их готовят из кусков марли или бинтов шириной 9 см и длиной 14-16 см и складывают вдвое. Занавески приклеивают на лбу больного лейкопластырем. Рыхлые ватные шарики употребляют для туалета век при закапывании капель и закладывании мази. Ватные шарики, предварительно стерилизованные в автоклаве, заливают раствором оксициана ртути 1: 6000 или 2%-м раствором борной кислоты и кипятят 40-60 мин. В этом же растворе шарики сохраняются.

Согревающий компресс на глаза накладывается следующим образом. Марлевую салфетку смачивают теплой кипяченой водой или изотоническим раствором натрия хлорида, отжимают и накладывают на закрытые веки; сверху кладут компрессную бумагу или тонкую клеенку (их величина должна быть больше, чем влажная салфетка), затем слой ваты, потом бинтовую повязку.

Холод назначают после глазной травмы (контузии) и в послеоперационном периоде. Кусочки льда или ледяную вату нужно положить в резиновый пузырь, завернуть его в салфетку или полотенце и приложить к надбровной дуге так, чтобы не было давления на глаз.

Все глазные манипуляции должны проводиться очень осторожно, без надавливания на глаз. Перед каждой манипуляцией сестра должна вымыть руки с мылом.

Взятые мазка с конъюнктивы глаза.

Манипуляцию следует производить утром, до умывания и до закапывания капель. Для бактериоскопического исследования мазок берется при помощи платиновой петли или обычного зонда, предварительно стерилизованных над огнем. Когда петля остывает, оттягивают нижнее веко и проводят петлей по нижней переходной складке, желательно после выворачивания века взять маленький комочек слизи и с верхней переходной складки. Взятый секрет наносят тонким слоем на предметное стекло, протертое спиртом. После высыхания препарата его фиксируют над пламенем горелки. При необходимости посева с конъюнктивы (бактериологическое исследование) материал берут петлей так же, как для мазка, и над пламенем горелки петлю с отделяемым опускают в питательную среду - агар или бульон. Пробирку закрывают пробкой над пламенем горелки.

Закапывание больному глазных капель.

Глазные капли закапывают с помощью пипетки, простерилизованной с помощью кипячения не менее 40 минут. Для этого берут в левую руку влажный ватный тампон и с его помощью оттягивают вниз нижнее веко, прижимая его не к глазу, а к краю орбиты. Больному предлагают смотреть вверх. Затем большим и указательным пальцами правой руки сестра нажимает колпачок пипетки и выпускает 1-2 капли в нижний свод конъюнктивы. При закрывании глаз избыток капель, вытекающий через край века, снимают тем же ватным тампоном.

Закапывание 2-х капель не имеет смысла, так как в конъюнктивальный мешок помещается только 1 капля. Глазные капли должны иметь комнатную температуру, так как слишком холодные капли вызывают спазм век. Необходимо следить, чтобы кончик пипетки не касался ресниц больного во избежание инфицирования и загрязнения раствора.

В настоящее время в стационарах и поликлиниках принято каждому больному закапывать капли отдельной пипеткой, что предупреждает занос инфекции и инфицирование раство-

ров. Закапывание капель с расстояния более 2 см может вызвать у больного неприятные ощущения.

Процесс закапывания требует от медицинской сестры внимания и осмотрительности. Особая осторожность необходима при закапывании средств, расширяющих зрачок (мидриатиков), и средств, сужающих зрачок (миотиков). Неправильное их применение приводит к тяжелым последствиям. Так, если больному глаукомой закапать средства, расширяющие зрачок (атропин, скополамин, эфедрин), можно вызвать резкое повышение внутриглазного давления вплоть до острого приступа глаукомы. Закапывание больному с острым воспалением сосудистой оболочки (ирит, увеит) средств, суживающих зрачок (пилокарпин, фосфакол), приводит к резкому обострению воспалительного процесса, Глазные мази применяют в целях более продолжительного действия лекарственных веществ, а также при необходимости уменьшить трение век на глазу. Закладывают мазь следующим образом: левой рукой оттягивают нижнее веко (больной при этом смотрит вверх), широким концом стерильной палочки набирают небольшое количество мази и наносят его на оболочку нижнего века, после чего предлагают больному закрыть глаз для более равномерного распределения мази.

В настоящее время применяются глазные пленки, в состав которых входят различные лекарственные препараты. Такие пленки закладывают в конъюнктивальный мешок. При смачивании слизистой оболочки она становится эластичной и постепенно на протяжении 25-40 мин. полностью растворяется. Пленки закладывают в глаз 1-2 раза в сутки.

Промывание глаз производят с целью уничтожения бактериальной флоры, попавшей в конъюнктивальный мешок, удаления из него слизи, гноя, при оказании первой помощи в случаях ожогов химическими веществами. Глаз промывают изотоническим раствором натрия хлорида, раствором ривенола 1: 5000, 2%-м раствором борной кислоты и т. д. Раздвинув оба века указательным и большим пальцами левой руки, глаз промывают струей раствора из мензурки или резинового баллончика, который медсестра держит в правой руке. При промывании баллончик не должен касаться ресниц.

Жидкость из глаза стекает в лоток, который больной держит под подбородком. Подстригание ресниц производят накануне операции, связанной с вскрытием глаз-

ного яблока. Подстригать ресницы нужно осторожно, чтобы не поранить край века. Необходимо следить, чтобы ресницы не попали в конъюнктивальную полость или на роговицу. Бранши маленьких тупоконечных ножниц смазывают стерильным вазелином. По краю века в направлении снаружи внутрь срезают все ресницы. При срезании ресниц на верхнем веке больной смотрит вниз, на нижнем - вверх.

Контрольные вопросы

1. Опишите технику осмотра глаза,

2. Каковы особенности осмотра глаза у детей?

3. Какова техника удаления инородного тела у детей?

4. Опишите технику наложения глазных повязок.

5. Какой температуры должны быть глазные капли?

6. Опишите технику закладывания глазных мазей.

Для современной эпохи характерен пересмотр традиционных представлений о человеке, науке, обществе, в том числе и переоценка системы взглядов общества на инвалидов как на «людей с особыми потребностями». Отношение общества к людям с отклонениями в развитии обусловлено социально-экономическими и социально-культурными условиями в стране и основано на идеях гуманизма, на поиске путей развития ребёнка как неповторимой индивидуальности, Гуманный личностный подход к адаптационным процессам предоставляет возможность каждому ребёнку освоить различные модели взаимодействия с окружающей средой, ощущать себя комфортно, быть принятым таким, каков он есть, не вызывая чувства жалости или брезгливости у окружающих и реализуя свой потенциал.

Социокультурная адаптация идёт различными темпами и имеет различную результативность в зависимости от особенностей становления личности. Детей с нарушением слуха относят именно к этой категории, так как они имеют ограниченные возможности по сравнению со здоровыми, требуют особых методов и способов обучения и адаптации в обществе.

Статистическая информация Минздравсоцразвития России указывает, что в настоящее время в стране выявлено 13 млн людей со слуховыми нарушениями. Согласно прогнозу в перспективе не намечается тенденции уменьшения их числа в абсолютном и долевом выражении. Эти показатели свидетельствуют о масштабе проблемы; однако не меньшую озабоченность вызывает социально-психологический аспект.
До настоящего времени существовал социально-психологический барьер, который не позволял больным с нарушением слуха активно включаться в жизнь общества, полноценно в ней участвовать, а ограничивал их общение социальным пространством себе подобных.

Цель лечения . Обеспечение максимальной адаптации лиц с нарушениями слуха в обществе.

Показания . Все пациенты с нарушениями слуха нуждаются в комплексной реабилитации, предусматривающей медицинскую, педагогическую и социальную поддержку.

Противопоказания . Противопоказаний нет.

Методики проведения . В России действует механизм государственной социальной политики в области защиты и реализации прав и интересов детей с патологией слуха, позволяющего обеспечить их выживание, развитие, адаптацию и интеграцию в обществе. Его цель состоит в том, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья имели право пользоваться всеми социальными привилегиями наравне с другими людьми. Этот принцип во многих странах получил название «нормализация».

Постановления Правительства в области защиты прав детей базируются на Конвенции ООН о правах ребёнка и на Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей. В России принят Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», гарантирующий инвалидам равные с другими гражданами возможности в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, соответствующих общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ.

Цели реабилитации - восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация. Последнюю обеспечивает система мероприятий, включающая:
❖ медицинскую реабилитацию, состоящую из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования;
❖ профессиональную реабилитацию, которая состоит из профессиональной ориентации и образования, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства;
❖ социокультурную реабилитацию, которая заключается в социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации.

Комплексная реабилитация больных с тугоухостью и глухотой предполагает создание оптимальных социально-психологических условий, позволяющих благодаря наличию компенсаторных механизмов развить реабилитационный потенциал инвалидов. Он включает совокупность биологических, социальных и психологических факторов, обеспечивает восстановление или компенсацию нарушенных функций, расширяющих сферы общения инвалида.

В структуре реабилитационного потенциала выделяют следующие уровни:
❖ саногенетический, позволяющий расширить сферы жизнедеятельности благодаря восстановлению или компенсации нарушений в анатомическом и физиологическом состоянии организма;
❖ психологический, дающий возможность добиться восстановления или компенсации на психическом уровне;
❖ социально-средовой, определяющий возможность расширения сфер жизнедеятельности благодаря социально-средовым факторам;
❖ правовой, регламентирующий возможность пользоваться благами общества.

Все перечисленные факторы и позиция самого инвалида в этом процессе определяют эффективность реабилитации.
В литературе, посвящённой реабилитации лиц с нарушением слуха, можно про-следить два направления: биолого-медицинское и социокультурное, сторонники которых широко обсуждают диаметрально противоположные утверждения относительно глухих людей и их места в обществе.

Представители биолого-медицинской концепции расценивают глухоту как отклонение от нормы, поэтому основной задачей реабилитации считают «приведение глухого человека в норму», к «стандартам слышащих». Людей с нарушениями слуха они рассматривают как инвалидов, нуждающихся в помощи, требующих поддержки и заботы общества. По их убеждению, люди с нарушениями слуха в первую очередь требуют медицинского лечения, а затем психологической и социальной реабилитации, что позволяет им адаптироваться в социуме.

Процесс и прогноз реабилитации обусловлены степенью потери слуха, в зависимости от которой определяют, где и как будет обучаться ребёнок. Сторонники этого направления выступают за интеграцию детей с нарушением слуха в массовые школы, утверждая, что ранняя диагностика и обучение могут обеспечить этот процесс. Большинство из них считают основным устный метод обучения глухих детей при овладении речью, отвергая при этом невербальные средства коммуникации - дактильную и жестовую речь. По их мнению, процесс реабилитации целиком зависит от использования звукоусиливающей аппаратуры и различных технических средств, а совершенствование устной речи определяется качеством звукоусиливающей аппаратуры, применением компьютерных технологий, использованием кохлеарных имплантов и генной инженерии. Вместе с тем они не принимают во внимание набор адаптивных средств и методов, накопленных самими глухими, опыт их общения между собой и слышащими.

Сторонники социокультурной концепции считают, что глухие имеют право на собственную культуру, язык и право самоопределения в обществе. Они ратуют за сегрегацию, которая предполагает обучение через сеть специально созданных учреждений для детей с отклонением в развитии. Однако никто не отрицает, что дети с нарушениями слуха нуждаются в комплексной реабилитации (причём индивидуальной), сочетающей медицинскую, психолого-педагогическую и социальную помощь. Вместе с тем, если необходимость медицинской реабилитации признают все, то роль и место реабилитации средствами образования понимают и принимают не столь единодушно. При реабилитации наиболее актуальны проблемы взаимодействия различных специалистов, служб и организаций как в постановке и реализации ближайших целей, направленных на оказание помощи конкретному ребёнку, так и в создании перспективных проектов, предусматривающих качественные преобразования системы в целом.

Каждый возрастной этап развития ребёнка с нарушением слуха имеет свои специфические особенности, которые значительно отличаются от возрасных особенностей нормально развивающихся детей и требуют специального коррекционного воздействия. По отношению к ребёнку с нарушениями в развитии перестают действовать традиционные принципы образования, именно поэтому была создана система адаптации детей с нарушениями слуха, предполагающая медицинскую, педагогическую и социальную реабилитацию.

Нарушения слуха могут иметь различную выраженность. В зависимости от степени его сохранности принято различать детей слабослышащих (тугоухих) и глухих, причём дефект может быть комплексным: затрагивать интеллектуальное и речевое развитие, сопровождаться нарушением зрения и расстройствами опорно-двигательного аппарата, а также заболеваниями других органов и систем. У слабослышащих детей диагностируют тугоухость - стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи на слух, которое может быть компенсировано в специально создаваемых условиях (усиление голоса, уменьшение расстояния от источника звука, использование звукоусиливающей аппаратуры и др.).

У глухих детей отмечают наиболее выраженную степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи невозможно, чаще всего вследствие стойкого двустороннего нарушения слуха, врождённого или приобретённого в раннем детстве. Среди них выделяют рано оглохших [детей, рождённых неслышащими (глухими) или потерявших слух на 1-2-м году жизни] и поздно оглохших (детей, потерявших слух после того, как у них была сформирована речь). Степень и характер речевых расстройств у детей с нарушениями слуха зависят от взаимодействия трёх основных факторов: степени нарушения слуха, времени его возникновения, условий развития ребёнка после поражения слуха. Степень сохранности речи у поздно оглохших детей зависит от сроков развития глухоты и от условий, в которых развивается ребёнок.

По состоянию речи среди детей с нарушениями слуха выделяют группы неговорящих (безречевых); детей, в речи которых сохранены отдельные слова; способных произносить элементарные фразы; употребляющие развёрнутые фразы с аграмматизмами; владеющих нормальной фразовой речью. По наличию или отсутствию дополнительных отклонений в развитии детей с нарушенным слухом можно отнести к одной из следующих групп: дети с интеллектом в пределах нормы, не имеющие дополнительных отклонений в развитии; дети, имеющие дополнительные отклонения в развитии (одно или в сочетании) - нарушение интеллекта, зрения, опорнодвигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы.

Когда нарушение слуха возникает у ребёнка в возрасте до 3 лет, т. е. во время формирования речи, развитие таких психических функций, как устная речь, внимание, мышление (в том числе и абстрактное), тормозится из-за нарушения одной из сенсорных функций - слуха. Именно поэтому реабилитация в данной ситуации не совсем корректный термин. В таких случаях следует говорить об абилитации (иногда используют термин «раннее вмешательство»), т. е. о развитии того, чего ещё нет, - речи и того, что окажется под угрозой потери, если не будут применены соответствующие абилитационные мероприятия.

Важнейший базовый принцип социальной адаптации - целенаправленное и системное развитие психических процессов ребёнка с нарушением слуховой функции, значимых для становления его личности. В норме формирование речи обеспечивают речедвигательный и речеслуховой анализаторы. У глухого особую, специфическую роль выполняют его зрительный и тактильный анализаторы, гиперфункция которых способствует развитию не только речи, но и других высших психических функций.

В соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 14.12.1996 г. № 14, все необходимые мероприятия должны быть реализованы в форме индивидуальной программы реабилитации ребёнка-инвалида, которую в обязательном порядке составляют учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы и которая считается полностью завершённой, если достигнута полная социальная адаптация субъекта.

Развитие научного обоснования используемых методов и приёмов педагогики в отношении детей с нарушениями слуха определило выделение науки сурдопедагогики (науки, занимающейся обучением и воспитанием детей с нарушениями слуха). В России с 1929 г. функционирует Научно-исследовательский институт дефектологии (ныне Институт коррекционной педагогики), который играл и играет особую роль в развитии системы специального образования в нашей стране, в том числе и обучения детей с нарушениями слуха. С момента своего основания институт был единственным и уникальным научным центром, проводящим систематические исследования, которые направлены на изучение и обучение детей с отклонениями в развитии, и убедительно доказывающим, что этих детей можно и нужно учить; его сотрудники создали отечественную школу специальной педагогики и психологии, которая в настоящее время признана во всём мире.

Современный этап развития системы помощи детям с нарушениями слуха в России характеризуется рядом особенностей, что определяется увеличением числа детей, которым необходимо оказание психолого-педагогической помощи; созданием новых государственных служб и взаимопроникновением систем массового и специального образования; значительным расширением круга лиц и организаций, принимающих участие в реализации программ психолого-педагогической поддержки детей с нарушениями слуха; повышением роли и прав родителей в определении целей и задач обучения и воспитания ребёнка; активизацией федеральных и региональных инициатив; возможностью более свободного перемещения ребёнка из одной системы в другую; созданием альтернативных моделей помощи.

В последние годы созданы научно-диагностические центры различного подчинения в медицинских и педагогических высших учебных заведениях и научно-исследовательских институтах; при некоторых дефектологических факультетах педагогических институтов функционируют экспериментальные и консультативные группы. В настоящее время такие группы открываются при специальных дошкольных учреждениях и дошкольных отделениях специальных школ, созда¬ются также разнообразные центры (медико-психолого-педагогические, социальные и др.), в которых оказывают помощь детям с различной степенью нарушения слуха. Созданы негосударственные учебные заведения и диагностические центры.

Экспертиза - важный момент в системе реабилитации. Федеральный закон о социальной защите инвалидов определяет понятие медико-социальной экспертизы инвалидов как установление «потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма». Такая экспертиза «осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных...». Кроме того, на данную службу возлагают разработку индивидуальных программ реабилитации инвалидов.

Методы экспертизы зависят от возраста ребёнка, уровня его психоречевого развития и от наличия у него сочетанной патологии, включая пороки развитии (слепота, умственная отсталость и др.). Обследование ребёнка в специализированном медицинском учреждении по месту жительства (сурдологическом кабинете, отделении, центре) включает педиатрическое, аудиологическое, психолого-педагогическое обследование. В результате медико-психолого-педагогической экспертизы должен быть установлен диагноз, обсуждены и согласованы с родителями способы и средства необходимой помощи, а также получены ответы на ряд вопросов о степени и характере тугоухости (в соответствии с принятой классификацией); о локализации поражения слухового анализатора; наличии отклонений в соматическом и психическом статусе ребёнка с нарушенным слухом, о степени их выраженности; об уровне общего и речевого развития ребёнка; о возможных и необходимых лечебно-профилактических мероприятиях; слухопротезировании или кохлеарной имплантации; определении индивидуальных программ педагогической и психологической коррекции.

Основной контингент сурдологических кабинетов - дети младенческого и раннего возраста (до 2-3 лет). В этих кабинетах проводят диагностику состояния слуха, подбор и регулярную настройку слухового аппарата, коррекционные занятия с детьми, обучение родителей приёмам и методам воспитания и обучения их ребёнка в условиях семьи, оказание родителям психотерапевтической помощи. Основное содержание работы - развитие речи ребёнка, его остаточного слуха и формирование произносительных навыков. Большое внимание уделяют обучению грамоте и формированию читательской деятельности. Основной контингент ЛОР-стационаров крупных больниц - внезапно оглохшие дети, до потери слуха нормально слышавшие и говорившие, а также дети разного возраста с нарушениями слуха различной этиологии, нуждающиеся в медицинском стационарном обследовании и лечебных мероприятиях. В стационарах проводят, как правило, и коррекционные занятия с детьми.

В сложных случаях или по желанию родителей проводят обследование ребёнка в крупных научно-исследовательских центрах, где возможно углублённое аудиолого-педагогическое исследование с использованием новейших аппаратурно-диагностических методов и коррекционных методик. Один из таких центров - Федеральное государственное учреждение «Научно-клинический центр оториноларингологии Росздрава», на который Приказом Министерства здравоохранения России от 21.10.2002 г. № 323 возложено руководство сурдологической службой в нашей стране. В настоящее время сотрудники Центра изучают состояние сурдологической службы в регионах, развёрнута работа по электроакустической коррекции при различных степенях тугоухости. С этой целью используют приборы и системы для подбора и настройки автоматических линейных и цифровых слуховых аппаратов как отечественного, так и зарубежного производства, включая самые последние достижения в этой области; широко внедряют операции по кохлеарной имплантации детям не только в стационарах центра, но в различных регионах России. Кроме того, в процессе реабилитации одновременно участвуют психолог и сурдопедагог, использующие все современные достижения и методики, включая верботональную.

Первоочередной для детей с нарушениями слуха является медицинская реабилитация в форме восстановительного (нередко хирургического) лечения или протезирования. Для её осуществления необходимы внедрение в широкую практику аудиологического скрининга и доступность для населения электроакустической коррекции слуха и операций по кохлеарной имплантации. Отечественная сурдопедагогика оптимистично оценивает возможности детей с нарушениями слуха, исходя из научного понимания природы нарушений, пре-пятствующих развитию этой категории детей, а также учитывая роль социальной среды в развитии и воспитании человека. Однако, несмотря на довольно развитую, на первый взгляд, систему педагогической реабилитации, специализированными учреждениями в стране охвачено не более 3,7% общего числа тугоухих и глухих. Именно поэтому необходимо дальнейшее совершенствование помощи названной категории инвалидов.

Чем раньше начата коррекционная работа, тем выше её результативность, поэтому важную роль на первом этапе жизни ребёнка с нарушениями слуха играют воспитание и обучение в семье, образовательный и культурный уровень, оказывающий непосредственное влияние на результаты.

В младенческом и раннем возрасте основное занятие ребёнка - общение, в ходе которого происходит формирование разнообразных видов деятельности, а также и самостоятельной речи. При этом речь взрослого выступает для него в качестве образца для подражания. Кроме того, при проведении коррекционной работы в этом возрасте важно в общении с ним использовать все имеющиеся языковые и паралингвистические средства, в том числе выражение лица и естественные жесты. К ребёнку со слуховым аппаратом обращаются с расстояния 0,5-1 м, чтобы он одновременно и слышал речь, и видел лицо говорящего, т. е. воспринимал речь слухозрительно. При коррекционной работе используют повторение слов и выражений. Даже самый лучший слуховой аппарат усиливает далеко не весь спектр частот, воспринимаемых ухом человека, поэтому звуки, которые слуховой аппарат не может усилить из-за технических ограничений, соответственно отсекаются. Для преодоления этих неудобств и с целью помочь слабослышащему человеку ориентироваться в окружающем мире созданы специальные тренажёры.

Лишь с определённого возраста (обычно не ранее чем с двух лет) ребёнок с нарушенным слухом может обучаться в специальных учреждениях по разработанным для этого программам. Однако ясельные группы существуют лишь в крупных городах, а большинство дошкольных образовательных учреждений являются детскими садами или домами, куда детей принимают, начиная с трёх
лет. В специальных дошкольных образовательных учреждениях, специальных группах массовых детских садов, дошкольных отделениях при специальных школах, в учебно-воспитательных комплексах «ясли-сад-школа» для глухих и слабослышащих детей (в школьном возрасте обучают соответственно по программам школы для глухих или школы для слабослышащих и поздно оглохших детей) ведут целенаправленную работу по воспитанию и обучению, начиная с 1,5-2 лет. Педагогическое воздействие направлено на обеспечение, в соответствии с возрастными особенностями, общего развития ребёнка (его двигательной, эмоциональноволевой и интеллектуальной сферы).

Вместе с тем, наличие сниженого слуха, отсутствие или недоразвитие речи требуют использовать не только специфические методы работы, ориентированные на овладение теми или иными умениями и навыками и направленные на коррекцию отклонений в развитии. С двух лет начинают целенаправленную работу по обучению неслышащих детей грамоте (чтению и письму печатными буквами). Это необходимо для того, чтобы открыть ребёнку возможность адекватного восприятия речи благодаря чтению и полноценного её воспроизведения с помощью письма. Дети с нарушенным слухом, не имеющие дополнительных отклонений в развитии, должны научиться читать (на основе устной или дактильной речи) и писать печатными буквами к возрасту 4-4,5 года. В старшем дошкольном возрасте особое внимание уделяют формированию читательской деятельности по оригинальной методике.

Осуществляют комплектование групп медико-психолого-педагогические комиссии с учётом возраста детей, состояния их слуха (отдельные группы для глухих и для слабослышащих детей), уровня речевого развития, а также с учётом дополнительных отклонений в развитии (нарушения интеллекта, эмоционально-волевой сферы, опорно-двигательного аппарата, зрения и т. д.). Для детей с дополнительными отклонениями могут быть открыты специальные группы.

С помощью специальных методик развивают внимание ребёнка, которое у детей с нарушенным слухом играет более важную роль. Основной особенностью внимания детей с нарушенным слухом служит то, что, воспринимая объект в целом, они могут заметить второстепенные, незначительные детали и проигнорировать существенные черты, свойства, качества. Это приводит к тому, что у них с огромным трудом развивается память и формируются логические мыслительные операции (сравнение, анализ, классификация и т. д.). От кропотливой и тщательной работы сурдопедагога по развитию внимания во многом зависят успеваемость ребёнка в обучении, коррекция нарушенного развития и в конечном счёте благополучная адаптация глухого (или слабослышащего) к среде слышащих людей. Согласно Концепции обучения и воспитания цель образования - подготовить детей с ограниченными возможностями к жизни не только в обществе себе равных, но и в нормальном мире.

Общеразвивающая и коррекционная работа с дошкольниками, имеющими нарушения слуха, направлена на преодоление социальной недостаточности, на их социализацию. Ребёнку с нарушенным слухом, как и слышащему (поскольку основные закономерности их развития те же), следует обеспечить целостность психического развития, становление базиса личностной культуры, что означает возможность ориентироваться в предметах, природе, общественной жизни, общечеловеческих ценностях, в собственной жизни и деятельности. Реализация этой задачи предполагает социальное развитие детей, высокий уровень познавательной деятельности, формирование речи как средства общения и познания, личностное развитие дошкольников. Эта работа составляет основу воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях. Каждый из этих разделов играет большую роль, а в совокупности они обеспечивают решение общеразвивающих задач. 

Вся система работы дошкольных образовательных учреждений направлена в первую очередь на коррекцию вторичных отклонений - на развитие речи и навыков общения. Решение коррекционных задач наряду с общеразвивающими должно обеспечить полноценное развитие дошкольника со сниженным слухом и его готовность к школьному обучению.

Воспитание и обучение дошкольников с нарушенным слухом строят на системе дидактических принципов (научность, систематичность воспитания и обучения, доступность, наглядность, активность и самостоятельность в усвоении знаний, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей, связь обучения с жизнью).

Ниже перечислены основные принципы, положенные в основу воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха.
Генетический принцип учитывает последовательность возникновения и развития психических функций и новообразований в онтогенезе.
Принцип развивающего обучения. В основу содержания воспитания и обучения положено требование ориентироваться на здоровые силы ребёнка, обеспечить соответствующий возрасту уровень психического развития. Принцип развивающего воспитания и обучения связан не только с необходимостью преодолеть отставание и нормализировать развитие, но и с обогащением (амплификацией детей).
Принцип коррекционной направленности воспитания и обучения исходит из структуры и выраженности нарушений, из выявления потенциальных возможностей ребёнка. Задачи этих разделов работы заключаются в том, чтобы преодолеть наиболее тяжёлые последствия отсутствия или нарушения слуха, и направлены на формирование различных форм речи (устной, письменной), на развитие речевого и неречевого слуха, обучение произношению. Конечная цель этой работы - формирование речи как средства коммуникации.
Согласно деятельностному принципу психическое развитие дошкольника осуществляется в деятельности. Через разные её виды он познаёт окружающий мир, расширяя и углубляя способы ориентировки в нём, постигая социальную сферу жизни, определяя взаимоотношения с людьми. В игре и других видах детской деятельности создаются оптимальные условия для овладения речевыми средствами и их использования в реальных условиях коммуникации.
Принцип дифференцированного подхода к воспитанию и обучению.

Уровень интеллектуального развития детей, наличие у некоторых из них сложной структуры нарушений развития, когда, помимо снижения слуха, есть и другие первичные нарушения (задержка психического развития, умственная отсталость, нарушения поведения и другие), делают целесообразным дифференцированный подход к их воспитанию.
Принцип формирования речи как средства общения. Он связан с необходимостью развивать у детей потребности в речевом общении, в овладении необходимыми для этого речевыми средствами, в создании слухоречевой среды, обеспечивающей возможности речевой практики в семье и дошкольных образовательных учреждениях.
Принцип развития слухового восприятия предполагает максимальную активизацию остаточного слуха в процессе эксплуатации звукоусиливающей аппаратуры индивидуального и коллективного пользования. Это выступает основой для овладения произносительной особенно ритмико-интонационной стороны устной речи.

Федеральный закон от 13.01.1996 № 12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» предусматривает создание для детей и подростков с отклонениями в развитии специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов, групп), обеспечивающих лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Направление детей и подростков в эти учреждения осуществляют только с согласия родителей (опекунов) по заключению специальных психолого-педагогических и медико-педагогических комиссий. В последние годы спектр выбора расширяется: созданы учреждения различного по профилю, содержанию и темпам обучения типа. Если у ребёнка нарушено функционирование лишь одного слухового анализатора, то по сравнению с глухими такой ребёнок компенсирует свой дефект главным образом не через зрение, а благодаря остаточному слуху. И от слышащего он отличается качественным своеобразием использования нарушенного слуха как фактора речи.

Коррекционную помощь детям с нарушенным слухом в системе Министерства образования и науки РФ оказывают в дошкольных образовательных учреждениях, специальных учебно-воспитательных комплексах и школах, некоторых научных центрах и педагогических институтах. Глухие и слабослышащие дети обучаются в специальных школах (I вида - для неслышащих и II вида - для слабослышащих и позднооглохших). Наряду со школами появились специальные дошкольные и послешкольные (общеобразовательные и профессиональные) учебные заведения. Систему коррекционной помощи детям с нарушенным слухом постоянно совершенствуют. Один из этапов её развития - интегрированное (совместное со слышащими детьми) воспитание и обучение. Термин «интеграция» либо рассматривают относительно локальной проблемы (например, интегрированный подход в обучении глухих, их интеграция в общество; интеграция в общество детей дошкольного возраста с нарушениями интеллектуального развития), либо интерпретируют в обобщённом виде (интеграция - включение в общий поток или одно из важных средств подготовки к самостоятельной жизни в обществе).

Из опыта разных стран следует, что методологической базой интеграции детей с ограниченными возможностями в систему обычного образования служит принцип равных прав и возможностей получения образования. При этом интеграция выступает в двух формах - социальной и педагогической (учебной).

Социальная интеграция предполагает адаптацию ребёнка с ограниченными возможностями в общую систему социальных отношений и взаимодействий. Педагогическая интеграция - формирование у детей с ограниченными возможностями способности к усвоению учебного материала, определяемого общеобразовательной программой.

У детей с ограниченными возможностями совместное обучение ведёт к формированию положительного отношения к своим сверстникам, адекватного социального поведения, более полного потенциала развития и обучения. Однако зачастую отсутствие учебных успехов и адаптации при обучении в массовой школе ставит под сомнение целесообразность интеграции. Её успешность у детей с нарушением развития зависит и от системы отношений к таким детям со стороны социального окружения, и, прежде всего, от той образовательной среды, в которую ребёнок интегрируется.

Социальная адаптация должна обеспечить готовность ребёнка к оценке конкретных микросоциальных условий деятельности и действий по их выполнению. Эта готовность свидетельствует о наличии ситуативных социальных установок у ребёнка, формирование которых зависит от того, насколько он осознанаёт свои физические, интеллектуальные и прочие качества, как оценивает свои возможности. Степень адекватности такой оценки определяет уровень сформированности самооценки, через «призму» которой ребёнок воспринимает влияние внешних факторов на результат его деятельности и на него самого как на личность. Это научит его организовывать внешние факторы таким образом, чтобы его действия были успешными, т. е. чтобы он достигал цели, сохраняя максимально возможную активность и самостоятельность.

Приятие своего недостатка не исключает для него необходимости овладеть умениями и навыками самостоятельной жизнедеятельности и даже способствует формированию положительной мотивации, что составляет основу психологической готовности ребёнка к интериоризации опыта жизнедеятельности, накопленного многими поколениями. Оценка дефекта имеет большое значение, с одной стороны, для формирования толерантности к фрустрационным ситуациям, с другой стороны - для развития в них стремления к достижению успеха. При этом ребёнок учится не воспринимать возникающие объективные трудности как неразрешимые, безвыходные, и тогда такие ситуации не сопровождаются у него гаммой отрицательных эмоций, частые повторения которых могут привести к развитию комплекса неполноценности (а нередко аутизма).

В рамках программы детских садов и школ для глухих детей отмечают большие индивидуальные различия в уровне и характере развития интеллектуальных способностей. Довольно высокий уровень развития наглядного мышления в сочетании с выработанными у детей умениями произвольно регулировать свою деятельность служит важной основой для формирования речи и начал понятийного мышления.

Адаптация к системе межличностных отношений требует от ребёнка коммуникативной компетентности, предполагающей наличие знаний о нормах и правилах общения и навыков их реализации в соответствии с возрастом. Процесс социальной адаптации может протекать успешно лишь при единстве усилий семьи и школы, реализующих принципы коррекционно-развивающего обучения и воспитания. Положительное отношение, понимание и приятие учителями и здоровыми людьми такого ребёнка оказывают прямое влияние на его умственное, эмоциональное и социальное развитие.

Существенная причина отрицательного отношения детей к совместному обучению - вынужденная интеграция без достаточной подготовки как интегрируемой, так и принимающей стороны. Интеграция должна распространяться на обычный класс, где ребёнок с нарушением развития будет находиться всё время вместе с обычными учениками. Учитель принимающего класса нуждается в опыте профессиональной коррекционной работы для выбора оптимальной программы обучения ребёнка с отклонениями.

Интеграцию ребёнка с проблемами в развитии следует начинать с социальной, желательно в дошкольном возрасте. При этом необходимо соблюдать следующие условия: программа интеграции не может быть директивной; она должна включать непосредственные контакты между детьми разных систем обучения, совместную учебную и внеурочную деятельность детей массовой и специальной школ, основываться на неформальной ситуации общения.

Альтернатива обучению ребёнка в специальном дошкольном образовательном учреждении - его воспитание дома, при этом коррекционную работу ведут главным образом родители под руководством учителя-дефектолога. Дети, воспитываемые дома, могут получать коррекционную помощь в сурдологических кабинетах, оториноларингологических отделениях больниц, в группах кратковременного пребывания при специальных дошкольных образовательных учреждениях и при научных медицинских и педагогических центрах и вузах.

Конечная цель специального образования - полное интегрирование таких людей в общество, использование ими социальных привилегий и благ, доступных остальным гражданам. При этом существует несколько форм: временная интеграция, при которой всех детей специальной группы вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяют с нормально слышащими соучениками не реже двух раз в месяц; частичная интеграция, при которой детей, не способных наравне со слышащими сверстниками овладевать образовательным стандартом, вводят по 1-2 человека лишь на часть дня в массовые группы; комбинированная интеграция, при которой детей с нормальным уровнем психического и речевого развития по 1-2 человека воспитывают вместе со слышащими детьми в массовых группах при постоянной коррекционной помощи учителя-дефектолога специальной группы; полная интеграция, когда ребёнка с нарушением слуха воспитывают в массовом учреждении.

Таким образом, педагогическая интеграция подразумевает формирование у детей с ограниченными возможностями способности к усвоению учебного материала, определяемого общеобразовательной программой. Дети, у которых своевременно диагностировано снижение слуха и которым проведены адекватное слухопротезирование и сурдопедагогическая реабилитация, посещают массовые детские сады и школы. Специализированные занятия с ними проводят в региональных сурдологических кабинетах или дома родители.

В соответствии с Федеральным законом о социальной защите инвалидов «образовательные учреждения, органы социальной защиты населения, учреждения связи, информации, физической культуры и спорта обеспечивают непрерывность воспитания и образования, социально-бытовую адаптацию детей-инвалидов. Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида...». При этом «государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки».

Общее образование инвалидов осуществляется бесплатно как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях и регулируется законодательством РФ, законодательством субъектов РФ. Государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалида. Организация образовательного процесса в специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов регламентируется нормативными правовыми актами, организационно-методическими материалами соответствующих министерств и иных федеральных органов исполнительной власти в соответствии с государственными образовательными стандартами.

Однако систематическую общеобразовательную подготовку и коррекционную помощь дети с нарушениями слуха получают лишь в специальной общеобразовательной школе. Здесь каждому ученику обеспечено политехническое обучение, трудовая подготовка по одному из видов труда. После школы выпускники могут продолжать образование в одном из видов учреждений специального или общеобразовательного типа (школа обеспечивает непрерывность образования) или трудоустроиться.

После окончания школы дети имеют возможность продолжить обучение в учебных заведениях среднего и профессионального образования, и таким образом осуществляется их интеграция не только в речевую, но и в социально-трудовую среду. Выпускники успешно трудятся в промышленности и сельском хозяйстве вместе со слышащими людьми. На основе изучения и анализа психофизиологических особенностей лиц с нарушениями слуха, их деятельности на производстве и в учебных мастерских были сформулированы условия, определяющие выбор профессии для данной категории выпускников специальных школ, и составлен список профессий (более сорока), рекомендуемых для них. По этим и другим профессиям проходит трудоустройство выпускников школ для детей с нарушениями слуха, часть выпускников школ продолжают обучение в средних профессиональных учреждениях, вузах.

Сестринский процесс при уходе за больными с заболеваниями уха

Заболевания наружного уха

Фурункул наружного слухового прохода

Острое гнойное воспаление волосяного мешочка, сальной железы с ограниченным воспалением кожи и подкожной клетчатки перепончато-хрящевой части наружного слухового прохода.

Боль в области уха иррадиирующая в глаз, зубы, шею, иногда диффузно распространяется по всей голове,усиливается при разговоре и жевании.

Болезненность при надавливании на козелок и нижнюю стенку слухового прохода, при оттягивании ушной раковины.

Инфильтрация кожи окружающей ушную раковину, с распространением на сосцевидный отросток.

Регионарные околоушные лимфатические узлы увеличены.

Резкое повышение температуры и озноб.

Антибактериальные препараты (аугментин, рулид, стрептоцид, эритромицин)

В наружный слуховой проход вводят турунду, пропитанную борным спиртом.

Жаропонижающие и болеутоляющие средства - ацетилсалициловую кислоту, анальгин, парацетамол, тайленол

Общее укрепляющее лечение

При нагноении - оперативное

Наружный отит .- это воспалительное заболевание наружного слухового прохода.

Виды отита

Ограниченный

Диффузный.

Ограниченный наружный отит- проявляется в виде воспаления волосяного фолликула или в виде фурункул в наружном слуховом проходе

При диффузном наружном отите воспалительный процесс затрагивает весь слуховой проход. Этот вид отита подразделяется еще на бактериальный, аллергический и грибковый.

Симптомы наружного отита.

Сильные боли при движении ушной раковины или козелка

Постоянная боль в ухе или в области уха. Обычно наружный отит наблюдается с одной стороны.

Зуд в ухе. Зуд зачастую характерен при грибковом поражении кожи слухового прохода, а также при экземе.

Отек наружного слухового прохода либо увеличение лимфоузлов в области уха.

Ощущение заложенности в ухе.

Выделение гноя из уха.

Снижение слуха.

Постановка турунды с антибактериальной или гормональной мазью (целестодерм, флуцинар, тридерм).

Использование ушных капель в т.ч. и содержащих антибиотики (неомицин, норфлоксацин, офлоксацин).

Прием обезболивающих препаратов внутрь (кетанов и др).

При развитии фурункула наружного прохода лечение оперативное.

НЕДОПУСТИМО:

При наружном отите устанавливать турунды, например, с борным спиртом. Попадание раздражающего агрессивного вещества на воспаленную кожу может усугубить болевой синдром.

Ушная серная пробка.

Является результатом накопления в кожно- хрящевой части наружного слухового прохода ушной серы.

Обычно после душа или купания внезапно возникает заложенность и снижение слуха на одно или на оба уха. Одновременно может возникать низкочастотный шум в ухе, аутофония в причинное ухо и даже головокружение.

Цель . Очищение ушной раковины и слухового прохода.
Показания . Пассивное положение пациента в постели.
Оснащение . Два почкообразных тазика для чистого и использованного материала; стерильные ватные турунды (фитили); 3 % раствор перекиси водорода; салфетка, смоченная теплой водой; полотенце.
Техника выполнения .
2. Ватную турунду смачивают 3 % раствором перекиси водорода, поливая из флакончика (держать флакон следует этикеткой к ладони, сначала слить несколько капель лекарства в лоток для использованного материала, а затем полить на турунду), слегка отжать.
3. Голову пациента поворачивают набок.
4. Левой рукой оттягивают ушную раковину вверх и назад, а правой рукой вращательным движением вводят турунду в наружный слуховой проход и, продолжая вращать, очищают от серных выделений.
5. Обтирают ушную раковину влажной салфеткой, затем сухим полотенцем.
6. Повторяют процедуру с другим ухом.
Примечания. Вместо перекиси водорода можно пользоваться вазелиновым маслом. Категорически нельзя пользоваться острыми предметами (зондами, спичками) для очищения слухового прохода во избежание травмы барабанной перепонки. При образовании серных пробок их удаляют специалисты ЛОР-кабинета.

Уход за глазами тяжелобольного.

Цель . Профилактика гнойных заболеваний глаз.
Показания . Гнойные выделения из глаз, слипшиеся ресницы по утрам.
Оснащение . Стерильный почкообразный тазик с 8 - 10 стерильными ватными шариками; почкообразный тазик для использованных шариков; две стерильные марлевые салфетки; раствор калия перманганата бледно-розового цвета или раствор фурацилина 1:5000.
Техника выполнения .
1. Медицинская сестра моет руки с мылом.
2. Наливают в тазик с шариками небольшое количество дезинфицирующего раствора.
4. Ватный шарик, смоченный в дезинфицирующем растворе, берут 1 и 2 пальцами правой руки и слегка отжимают
5. Просят пациента закрыть глаза. Протирают один глаз шариком
в направлении от наружного угла глаза к внутреннему.
6. При необходимости процедуру повторяют.
7. Следует промокнуть стерильной салфеткой остатки анти-
септика от наружного угла глаза к внутреннему.
8. Повторяют манипуляцию со вторым глазом.
Примечание. Во избежание переноса инфекции с одного глаза на другой для каждого глаза используют разные шарики и салфетки.

Уход за носом тяжелобольного.

Цель . Очищение носовых ходов от корочек.
Показания . Скопление корочек в полости носа у пациентов, находящихся в пассивном положении.
Оснащение . Ватные турунды; вазелиновое или другое жидкое масло: подсолнечное, оливковое, или глицерин; два почкообразных тазика: для чистых и использованных турунд.
Техника выполнения .
1. Голове пациента придают возвышенное положение, на грудь стелят полотенце.
2. Смачивают турунды приготовленным маслом.
3. Просят пациента слегка запрокинуть голову.
4. Берут смоченную турунду, слегка отжимают и вводят вращательным движением в один из носовых ходов.
5. Оставляют турунду на 1 - 2 мин, затем вращательными движениями удаляют, освобождая носовой ход от корочек.
6. Повторяют процедуру со вторым носовым ходом.
7. Обтирают полотенцем кожу носа, помогают пациенту удобно лечь.

Уход за волосами тяжелобольного.

Цель . Соблюдение личной гигиены пациента; профилактика педикулеза, перхоти.
Показания . Постельный режим пациента.
Оснащение . Таз с теплой водой; кувшин с теплой водой (+35...+37 С); полотенце; расческа; шампунь; платок или косынка.
Техника выполнения .
1. Просят санитарку приподнять туловище пациента, поддерживая его за плечи и голову.
2. Убирают подушки, скатывают головной конец матраса валиком к спине пациента, закрывают его клеенкой.
3. Ставят на сетку кровати таз с водой.
4. Смачивают волосы пациента, промывают шампунем, тщательно полоскают в тазу.
5. Ополаскивают волосы теплой водой из кувшина.
6. Насухо вытирают волосы полотенцем.
7. Убирают таз, расстилают матрас, кладут подушки, опускают голову пациента.
8. Расчесывают волосы расческой, принадлежащей пациенту. Короткие волосы расчесывать от корней волос, а длинные - от концов, постепенно продвигаясь к корням.
9. Повязывают голову платком или косынкой.
10. Помогают пациенту удобно лечь.
Примечания. Если у пациента нет собственной расчески, можно воспользоваться общей, которую предварительно обрабатывают 70% спиртом, протерев 2 раза с интервалом 15 мин. Расчесывать волосы пациентам нужно ежедневно. Во время мытья головы санитарка все время должна поддерживать пациента.



gastroguru © 2017