Современная социальная политика учебное пособие. Государственная и муниципальная социальная политика

Основы социальной политики: учебник

Под редакцией В.И. Жукова

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


УМО вузов России по образованию в области социальной работы в качестве базового учебника для студентов высших учебных заведений


по курсу «Основы социальной политики» разработан и издан в рамках научной школы академика Российской академии наук, ректора-основателя Российского государственного социального университета В.И. Жукова


«РОССИЯ В ГЛОБАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ КООРДИНАТ: ИСТОРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА».


Редакционный совет:

Т.А. Голикова, Ю.В. Герций, О.Ю. Голодец, В.Я. Дорошенко, С.В. Иванец, А.К. Исаев, И.И. Калина, В.И. Лагункина, А.А. Левитская, С.Ю. Орлова, В.А. Петросян, О.В. Самарина


академик РАН В.И. Жуков (руководитель); д-р пс. н., проф. Л.Г. Лаптев; д-р филос. н., проф. Г.И. Авцинова; д-р эк. н., проф. А.Б. Берендеева; д-р мед. н., проф. Ю.А. Блинков; канд. ист. н., доцент М.В. Брянцева; д-р эк. н., проф. Н.А. Волгин; д-р эк. н., проф. Ю.П. Воронин; канд. соц. н. Ю.В. Герций; д-р ист. н., проф. Р.Г. Гостев; д-р ист. н., проф. С.Р. Гостева; д-р ист. н., проф. Т.А. Дубровская; академик РАЕН, д-р эк. н., проф. С.В. Калашников; д-р эк. н., проф. Н.А. Карнаухова; канд. филос. н., доцент С.И. Косов; д-р филос. н., доцент Л.Н. Кочеткова; канд. пс. н. И.Л. Лаптева; д-р соц. н., проф. М.Л. Малышев; д-р полит, н., проф. М.Ю. Мартынова; д-р полит, н., проф. О.А. Нестерчук; д-р соц. н., доцент К.Н. Новикова; д-р филос. н., проф. В.И. Патрушев; д-р ист. н., проф. Г.Г. Провадкин; д-р полит, н., проф. И.С. Савченко; д-р ист. н., проф. Е.Н. Тарасов; д-р пед. н., проф. Л.В. Федякина; д-р пед. н., проф. В.А. Фокин; д-р соц. н., проф. Н.П. Щукина; канд. полит, н., доцент В.В. Юдаев.


Рецензенты:

Г.В. Осипов – академик РАН

А.А. Деркач – академик РАО

П.Д. Павленок – доктор социологических наук, профессор

Предисловие

Учебник «Основы социальной работы» занимает особое место среди базовых учебников по социальной работе. Он во многом раскрывает мировоззренческую компоненту научной школы «Россия в глобальной системе социальных координат: историко-социологическая компаративистика», которую мне, как академику Российской академии наук, Председателю Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы и ректору-основателю Российского государственного социального университета, выпала высокая честь возглавлять. В рамках научной школы анализируются современные достижения социальной науки, инновационная стратегия и практика подготовки конкурентоспособных специалистов для социальной сферы и их эффективной самореализации в избранной сфере труда.

В данном контексте представляется актуальным понимание того, что развивающиеся в мире глобальные процессы нельзя рассматривать как феномен новейшего времени. Поступательное развитие человечества характеризуется расширением и углублением связей между различными территориями, регионами и странами. Глобальные процессы как явление не относятся к числу новых и оригинальных. Принципы всеобщей связи и взаимодействия по своей сути глобальны и действуют во всех сферах жизни общества, выходя далеко за рамки национальных границ, этнических, географических и других различий. По мере развития производства, торговли, транспорта, открытия новых земель, сфер социальной практики и знаний, технология реализации жизненно важных интересов стран и народов вынуждала их двигаться не только «самобытным путем», но и искать свое место в общем магистральном движении человечества.

В глобальной системе социальных координат положение Человека определяется тремя параметрами: отношением к средствам существования, среде обитания и к себе подобным. По каждому из этих направлений продвижение к социальной гармонии становится все более проблематичным. Имущественная дифференциация и вытекающее из этого социальное неравенство характерны как для отдельных стран, так и для всей цивилизации. Между Человеком и Природой нет ни признаков гармонии, ни стремления «человека разумного» с благодарностью относиться к среде обитания. Еще большим дискомфортом отличается отношение субъектов цивилизации друг к другу. Сказать, какое расстояние отделяет, например, «войну карикатур» от «войны цивилизаций», в настоящее время вряд ли кто-нибудь сможет.

В XXI веке глобальный характер приобрели и достоинства, и недостатки. С одной стороны, создается единое информационное пространство, мировые сообщества, с другой – глобальным явлением становится терроризм, масштабные взрывоопасные потрясения, подобные «цветным революциям» или ближневосточным «демократическим цунами». Всемирными стали и торговля, и теневая экономика. Количество тех, кто платит налоги, не больше, а меньше тех, кто от них уклоняется. Солидарны правоохранительные системы мира, но Интерпол – не сильнее международной мафии, преступных синдикатов, наркобаронов, создавших сеть глобального наркобизнеса. Лавина прогресса создала не меньшую лавину проблем. Так, глобальная информация порождает масштабную дезинформацию; континентальные демографические взрывы влекут за собой гигантскую и бесконтрольную миграцию; новейшие технологии превращают квалифицированных рабочих в армию социальных изгоев.

Мировое сообщество – это пространство, заполненное достаточно острыми и не имеющими общепризнанных механизмов разрешения противоречий. Главное из них – несоответствие между колоссальными изменениями в мировом сообществе и традиционными нормами поведения отдельных стран, прежде всего тех, кто претендует на лидерство. Существовавшее юридическое равноправие наций уже не обеспечивает национальный суверенитет всех субъектов международного права.

Одно из настораживающих важнейших противоречий глобального развития – несоответствие между возросшей степенью взаимозависимости элементов миропорядка и нарастанием воздействия на эту зависимость дестабилизирующих факторов. В ситуации, когда это противоречие решается силовым способом, провоцируется ответная реакция в различных формах, в том числе в виде террористических атак. Острые противоречия между странами, военно-политическими и другими союзами дополняются масштабными внутренними кризисами, затруднениями, конфликтами, формирующимися на полюсах нищеты и роскоши, расовой ненавистью и религиозной неприязнью, демографическими взрывами и депопуляцией населения во многих странах.

Гражданское общество как основной результат демократизации государственного управления и общественной жизни измеряется национально-государственными параметрами. Глобализация международной жизни, реальная практика и способы достижения глобальных целей существенно влияют на внутреннее развитие любой без исключения современной страны. С одной стороны, глобализм размывает национально-государственное устройство, культуру, ценности и порождает еще одно противоречие – несоответствие национально-государственных параметров интересам транснациональных корпораций. С другой стороны, глобализм возрождает противостояние демократии и авторитаризма и обусловливает потребность конкретной страны в гармонизации отношений с другими странами и народами.

С учетом геополитических и геосоциальных потребностей, состояния и особенностей внутреннего развития России в настоящее время в числе национальных приоритетных интересов выдвигается на особое место разработка и реализация новой системы социальной политики, реализация которой позволит поднять национальный человеческий фактор на уровень современного вызова и потребностей человека и общества. Социальная политика в России в целом и на уровне региона, муниципального образования может быть эффективной лишь при ее формировании на основе системного подхода. В качестве критерия конкурентоспособности социальной политики может выступать устойчивость социальной системы всего российского общества, удовлетворяющая жизненные потребности конкретного человека. Важная роль в реализации социальной политики отводится органам управления, которые должны учитывать и удовлетворять социально-экономические потребности всего общества, конкретной территории, конкретного человека.

Основой социальной политики является деятельность по развитию социальной инфраструктуры и социальной структуры, обеспечению условий жизнедеятельности человека и общества. От ресурсного потенциала социальной сферы во многом зависит целенаправленное воздействие на процесс физического и духовного развития человека. Главная роль в разработке и реализации программ развития социальной сферы отводится органам законодательной и исполнительной власти, которые призваны обеспечивать баланс интересов различных социальных групп и слоев общества, гармонизировать интересы власти, бизнеса и местного сообщества, не допускать и устранять возникающие социальные деформации, стремиться к социальной стабильности во всех регионах России.

  • 1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
  • 2. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 августа 1996 г. N 35 ст. 4135
  • 3. Федеральный закон от 9 июня 1999 г. № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" // Собрание законодательства Российской Федерации от 19 июля 1999 г. N 29 ст. 3686
  • 4. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 52 (часть I) ст. 7007
  • 5. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования" // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 июня 2014 г. N 26 (часть I) ст. 3394
  • 6. Постановление Правительства РФ от 10 октября 2013 г. N 899 "Об установлении нормативов для формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета" // Собрание законодательства Российской Федерации от 21 октября 2013 г. N 42 ст. 5360
  • 7. Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2014 г. "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 декабря 2014 г. N 49 (часть VI) ст. 6975
  • 8. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года")
  • 9. Агешкина Н.А. Справочник по льготам, выплатам, пособиям и компенсациям / Н.А. Агешкина. - М.: Феникс, 2016. - 345 с.
  • 10. Адриановская Т. Л. Право социального обеспечения. Институт пособий и компенсационных выплат: учебно-практическое пособие для вузов / Т.Л. Адриановская. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 840 с.
  • 11. Антропов В.В. Модели социальной защиты в странах ЕС / В.В. Антропов // Мировая экономика и международные отношения. - 2011. - №11. - с.70-77.
  • 12. Ахинов Г.А.Социальная политика: учебное пособие / Г.А. Ахинов, С.В. Калашников. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 272 с. - (Высшее образование: Бакалавриат).
  • 13. Воронина Н.А. Права человека и правовое социальное государство в России: монография / Н.А. Воронина, А.С. Запесоцкий, В.А. Карташкин; отв. ред. Е.А. Лукашева. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 400 с.
  • 14. Галаганов В. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации / В. Галаганов. - М.: Кнорус, 2012. - 160 с.
  • 15. Григорьев И. В. Право социального обеспечения: учебное пособие для прикладного бакалавриата / И.В. Григорьев. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2015. - 653 с.
  • 16. Губерная Г.К. О значении социальной составляющей рыночных реформ / Г.К. Губерная, А.П. Ткаченко // Рыночное реформирование управления экономикой: сб. науч. трудов ДонГАУ. Донецк, 2008. -- т. І, -- Вып. 1, Серия "Экономика". -- с. 119--131.
  • 17. Капицын В.М., Мокшин В.К. Политология / В.М. Капицын, В.К. Мокшин. - М.: Издательский дом Дашков и К, 2012. - 596 с.
  • 18. Кочеткова Л.Н. Социальное государство. Опыт философского исследования / Л.Н. Кочеткова. - М.: Либроком, 2013. - 160 с.
  • 19. Кричинский П.Е. Основы социального государства: учебное пособие / П.Е. Кричинский, О.С. Морозова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 124 с. - (Высшее образование:Бакалавриат).
  • 20. Лыгина М.А. Проблема философского осмысления сущности социальной политики государства / М. А. Лыгина // Общество. Среда. Развитие. Научно-теоретический журнал. - № 1(14), 2014. - с. 67-71.
  • 21. Миронов С. Социальная политика: уточнение задач, отладка механизмов / С. Миронов // Общество и экономика. - 2015. - №5. - с.5-12.
  • 22. Мусалимов Е. Ш. Социальное обеспечение в России и зарубежных стран: сравнительный анализ / Е.Ш. Мусалимов // Молодой ученый. -- 2015. -- №4. -- с. 401-403.
  • 23. Мусина-Мазнова Г. Х. Инновационные методы практики социальной работы: учебное пособие для магистров / Г. Х. Мусина-Мазнова, И. А. Потапова, О. М. Коробковаи др. - М.: Дашков и К, 2014. - 320 с.
  • 24. Нигматуллина Г.Р., Саитов Р.И. Проблемы и перспективы развития государственных внебюджетных социальных фондов Российской Федерации: монография / Г.Р. Нигматуллина. -- Уфа, ФГБОУ ВПО Башкирский ГАУ, 2014. -- 116 с.
  • 25. Никифорова О.Н. Пенсионное обеспечение в системе социальной защиты населения: монография / О.Н. Никифорова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 124 с. - (Научная мысль; Страхование).
  • 26. Основы социальной политики: Учебное пособие для студентов ВУЗов / Под ред. Н.Ф. Басова. - М.: Академия, 2014. - 288 с.
  • 27. Павленок П. Д. Технологии социальной работы с различными группами населения: учебное пособие / П. Д. Павленок, М. Я. Руднева. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 536 с.
  • 28. Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов: учебное пособие для высших учебных заведений / Ю.М. Плотинский; изд. 2-е, перераб. и доп. M.: Логос, 2011. -- 296 с.
  • 29. Приступа Е.Н. Социальная работа. Словарь терминов / Е.Н. Приступа. - М.: ФОРУМ, 2015 - 231 с.
  • 30. Разумов А.А. Социально-экономическое развитие России: новые вызовы и новые ответы государственной социальной политики / А.А. Разумов // Научно-исследовательский институт труда и социального страхования Минздравсоцразвития России. - 2015. - №11. - c. 11-15.
  • 31. Сергеева Е. А. Специфика социальной поддержки уязвимых категорий населения / Е. А. Сергеева // Отечественный журнал социальной работы. - 2013. - №4. - с. 44. - c. 13-19.
  • 32. Снежко О.А. Защита социальных прав граждан: теория и практика / О.А. Снежко. - М.: Издатель - Инфра-М, Серия - Научная мысль, 2014. - 311 с.
  • 33. Соколова М.С. Основы социальной политики: учебно-методический комплекс для бакалавров / М.С. Соколова, О.В. Ящерицына. - М.: Издательский дом "АТИСО", 2011. -- 311 с.
  • 34. Соловьев А. К. Пенсионная реформа: иллюзии и реальность: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. Несерийное издание / А.К. Соловьев. - М.: Проспект, 2015. - 371 с.
  • 35. Сулейманова Г. В. Право социального обеспечения: учебное пособие / Г.В. Сулейманова. - М.: Кнорус, 2015. - 720 с.
  • 36. Тавокин Е.П. Социальная политика: учебное пособие / Е.П. Тавокин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 157 с. - (Высшее образование: Бакалавриат).
  • 37. Холостова Е.И. Категории, закономерности и принципы социальной работы / Е. И. Холостова // Теория социальной работы: Учебник / Под ред. Е. И. Холостовой. М.: ИНФРА-М, 2013. - с. 44-45.
  • 38. Шарков Ф.И. Основы социального государства: Учебник / Ф.И. Шариков. - М.: Издательство: Дашков и К, 2013. - 314 с.
  • 39. Шкаратан О. Государственная социальная политика и стратегия выживания домохозяйств / О. Шкаратан. - М.: ГУВШЭ, 2013. - 156 с.
  • 40. Шутов В.С. Социальная политика в контексте политической модернизации России / В.С. Шутов // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - Выпуск. - № 1. - 2014. - c. 7-12.
  • 41. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.gks.ru

Под общей редакцией: Н. А. Волгин

Курс лекций разработан по по шести ключевым направлениям государственной и муниципальной социальной политики. Он учитывает современное российской законодательство в данной сфере, а также приоритеты действий государственных (федеральных и региональных), муниципальных, корпоративных органов властии управления. Зарубежный опыт в направлении эффективного социального развития страны, ее территорий, предприятий и организаций. Для преподвателей, студентов, аспирантов, государственных и муниципальных служащих, занимающихся и интересующихся вопросами формирования и реализации социальной политики.

Главы книги

Глава посвящена сущности, различиям и основным направлениям демографической и семейной политики, особенностям проведения демографической и семейной политики в странах разного типа.

Глава посвящена отражению семейной политики в международных правовых документах, а также особенностям правового обеспечения семейной и демографической политики в экономически развитых странах мира.

Похожие публикации

В учебном пособии впервые системно осмысляется отечественный опыт развития социальных инвестиций и социального партнерства, оценки их эффективности, в том числе с использованием авторских наработок, полученных на материале участия в разработке и реализации ряда федеральных и региональных проектов и программ; деятельности организаций, обеспечивающих развитие социальных инвестиций и социального партнерства; участия в экспертной группе Минрегионразвития по моногородам. Некоторые из таких наработок являются приоритетными, на них получено авторское свидетельство. К основному тексту прилагается справочный материал: перечень международных и отечественных организаций, занимающихся социальной и гуманитарной экспертизой; характеристики международных стандартов социальной отчетности; методики оценки эффективности социальных инвестиций и социального партнерства; список рекомендуемой литературы; глоссарий. Рассчитано на преподавателей и студентов уровня бакалавриата и магистратуры факультетов менеджмента, социологии, прикладной политологии. Может быть использовано в практической деятельности по организации эффективных социальных инвестиций и социального партнерства, в разработке и реализации социальной политики на корпоративном и региональном уровнях.

Ч. 1. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2010.

Сборник включает статьи участников международной научно-практической конференции «Экономика и управление: проблемы и перспективы развития», прошедшей 15-16 ноября 2010 г. в г. Волгограде на базе Регионального центра социально-экономических и политических исследований «Общественное содействие». Статьи посвящены актуальным вопросам экономической, управленческой теории и практики, изучаемыми учеными из разных стран - участниц конференции.

В статье представлены результаты исследования практики управления корпоративной социальной ответственностью (КСО) в российских компаниях, ориентированных на устойчивое развитие. Описаны характерные черты использования КСО как инструмента управления в условиях ведения бизнеса в современной России. Автором предложена модель механизмов управления корпоративной социальной ответственностью в компаниях, ориентированных на устойчивое развитие.

Кулмала М. Центр исследований модернизации. Серия препринтов. Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2015

Препринт посвящен анализу деятельности российских ветеранских организаций по защите социальных прав и представительства интересов своих членов в условиях, когда именно эта роль организаций гражданского общества все меньше востребована государством. Ветеранские организации рассматриваются в качестве заинтересованных групп, вступающих для достижения своих целей в политический торг с представителями власти. Для эмпирического анализа адаптированы концепты клиентелизма и брокерства. В исследовании рассматривается деятельность ветеранских организаций в Санкт-Петербурге и Республике Карелия. Результаты анализа показывают, что, несмотря на внешние ограничения (авторитарный политический режим, реформирование системы социального обеспечения и др.), ветеранские организации могут выступать в качестве агентов (акторов) социальной политики. Это становится возможным благодаря выполнению ими посреднических (брокерских) функций между ветеранами и пенсионерами, с одной стороны, и политиками и чиновниками, принимающими решения, с другой. Такая специфическая деятельность заинтересованных групп является важным фактором реализации социальной политики на региональном уровне.

Данная работа посвящена критическому анализу института минимальной заработной платы в странах с развитой рыночной и переходной экономикой, а также в некоторых развивающихся странах. Рассматриваются институциональные особенности минимальной оплаты труда в отдельных странах: процедура установления, региональные особенности, роль профсоюзов. В специальном разделе анализируется динамика абсолютного и относительного размера МЗП, выявляются те общественные группы, которые выигрывают и проигрывают от пересмотра минимальной оплаты. Особое внимание уделено воздействию института МЗП на рынок труда. Автор рассматривает механизм трансляции повышения минимальной оплаты труда на динамику занятости и безработицы, приводит результаты эмпирических исследований. Опыт многих стран свидетельствует, что «скачкообразное» повышение МЗП приводит к стагнации и даже сокращению занятости, в первую очередь среди социально не защищенных слоев. Особенно негативный эффект фиксируется для компаний с высокой долей трудовых издержек и широким применением неквалифицированного труда, т.е. прежде всего для малого предпринимательства и предприятий аграрного сектора. Один из выводов работы состоит в том, что увеличение МЗП не является эффективным средством решения проблемы бедности, так как большинство ее получателей сосредоточены в домохозяйствах со средним и выше среднего уровнем дохода.

Одним из главных индикаторов успешности деятельности компании является увеличение ее стоимости. В статье рассмотрены традиционные модели оценки стоимости компании, приведены доказательства некорректности их использования в условиях функционирования постиндустриальной экономики и предложена новая методика, основанная на оценке интеллектуального потенциала компании как основного ресурса создания ее стоимости

В статье рассматриваются проблемы влияния внешних условий при оценке эффективности государственного сектора методом Data Envelopment Analysis. На примере системы здравоохранения в российских регионах в 2011 г. проводится сравнительный анализ современных методов учета внешних условий. Предлагается перспективная методика коррекции оценок эффективности, полученных методом DEA. Несмотря на преимущества DEA-анализа как инструмента оценки эффективности государственной власти, его применение связано с рядом методологических трудностей. Учет нескольких факторов, влияющих на эффективность, требует применения более сложных методов, наиболее перспективным из которых является кластеризация изучаемых DMU по набору признаков и построение локальных границ производственных возможностей. Применение регрессионного анализа для коррекции оценок в настоящее время требует более глубокого изучения, поскольку не исключена возможность появления систематических ошибок в коррекции. Наиболее перспективным подходом представляется сочетание коррекции исходных показателей и кластеризации, дополненное многостадийным анализом. Рассмотрение нескольких стадий преобразования ресурсов общества в общественно полезный результат позволит локализовать слабые стороны работы государственной организации.

АННОТАЦИЯ

В учебном пособии освещаются основные вопросы социальной политики и
управления в социальной сфере. Приведены примеры из практики управления основными отраслями социальной сферы, вопросы и задания для повторения, практические задания, а также рекомендуемая литература по каждой теме.
Пособие предназначено для магистров, аспирантов по направлению специально-
сти «Менеджмент», студентов специальности «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление» по специализациям «Управление в социальной сфере», «Управление социально-экономическими процессами».

Учебное пособие является электронной версией книги:
И. П. Лаврентьева, В. В. Кузнецов, В. В. Григорьев. Социальная политика и управление в социальной сфере: учебное пособие / Ульяновск: УлГТУ, 2009. – 129 с.

Введение
Раздел I. Концептуальные основы социального развития государства
Глава 1. Понятия и концепции социального развития
1.1. Понятие и структура социальной сферы
1.2. Современные концепции управления социальной сферой
1.3. Качество жизни, как социально-экономическая категория
Глава 2. Эффективность управления в социальной сфере
2.1. Виды эффектов управления
2.2. Оценка эффективности управления в социальной сфере
2.3. Повышение результативности и эффективности управления в социальной сфере
Раздел II. Основные направления социальной политики государства
Глава 3. Государственное регулирование доходов населения

3.1. Рыночный механизм распределения, регулирования и дифференциации доходов
3.2. Способы изменения дифференциации доходов
3.3. Исходные положения концепции реформы распределения
Глава 4. Государственная молодежная политика
4.1. Основные положения и цель государственной молодежной политики
4.2. Механизмы реализации государственной молодежной политики в регионах
Глава 5. Регулирование труда и занятости
5.1. Государственное регулирование рынка труда
5.2. Формирование и реализация концепции занятости
Глава 6. Социальная поддержка населения
6.1. Сущность, основные подходы развития социальной поддержки населения
6.2. Механизмы реализации политики социальной поддержки населения
Раздел III. Управление отраслями социальной сферы
Глава 7. Система подготовки кадров и реформирование сферы образования
7.1. Основные подходы и тенденции развития современного образования
7.2. Государственная политика в области образования на современном этапе
7.3. Приоритетный национальный проект «Образование»: сущность и проблемы реализации
Глава 8. Управление в сфере здравоохранения
8.1. Характеристика системы здравоохранения в Российской Федерации
8.2. Проблемы управления здравоохранением и направления реформирования
Глава 9. Проблемы реформирования ЖКХ
9.1. Краткая характеристика и общее состояние
9.2. Основные цели и задачи реформирования жилищно-коммунального хозяйства
Глава 10. Государственная политика в сфере культуры
10.1. Культура в период общественных перемен
10.2. Государство как субъект культурной политики
10.3. Цели и направления культурной политики
Приложения

Введение
Пособие предназначено для магистров, аспирантов по направлению специальности «Менеджмент», студентов специальности «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление» по специализациям «Управление в социальной сфере», «Управление социально-экономическими процессами».
Данное пособие рекомендуется использовать в качестве основы для подготовки к экзаменам и зачетам, а также в процессе изучения соответствующих дисциплин, подготовки к семинарским занятиям в течение семестра.
При изучении тем для лучшего их усвоения с точки зрения понимания логики высказываний, а также для наработки навыков системного мышления, студентам предлагается выполнить задания для повторения материала, что особенно актуально для студентов заочной формы обучения, которым наибольшая часть времени дается для самостоятельной работы.
В конце каждой темы приведены практические задания, которые рекомендуется выполнить для получения навыков проведения научных исследований и разработок и практического использования теоретических знаний.
После каждой темы дан список литературы, который содержит основные источники, где можно найти более подробную информацию по данной проблеме, и которые можно использовать в написании различного рода письменных работ по теме исследования.
В заключении пособия приведены примеры управления в социальной сфере, изучение которых будет способствовать лучшему усвоению теоретического материала, представлению реальной ситуации социального развития.

Электронная версия книги : [Скачать, PDF, 1005.13 КБ ].

Для просмотра книги в формате PDF требуется программа Adobe Acrobat Reader, новую версию которой можно бесплатно скачать с сайта компании Adobe.

Григор Артушевич Ахинов, Сергей Вячеславович Калашников Социальная политика: учебное пособие

Глава 1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

1.1. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ

В самом обобщенном виде деятельность государства по удовлетворению социальных потребностей людей определяется как его социальная политика. Будучи предельно обобщенным понятием, концепт социальной политики допускает разные уровни конкретизации по набору субъектов, институтов и целей. Так, социальную политику можно определить как деятельность государства и других общественных институтов, направленную на прогрессивное развитие социальной сферы, совершенствование условий, образа и качества жизни людей, обеспечение определенной части их жизненных потребностей, оказание гражданам необходимой социальной поддержки, помощи и защиты. Очевидно, что социальная политика государства самым непосредственным образом учитывает социальную активность и иных общественных институтов, находясь с ними в различных отношениях взаимообусловленности. Несомненно и то, что конечный результат государственной социальной политики достигается благодаря деятельности не только государства и его институтов, но и иных субъектов, осуществляющих собственную социальную политику, в той или иной мере совпадающую с государственной в рамках существующего правового поля.

При этом важно отметить, что в ряду субъектов социальной политики ключевая роль принадлежит именно государству, поскольку другие частные субъекты государственной социальной политики выступают как институты достижения поставленных государством целей и функционируют в рамках, заданных государством. Иными словами, государство для достижения своих целей действует через многих субъектов различных видов деятельности, которые могут считаться субъектами государственной социальной политики только в той мере, в которой они обеспечивают поставленные государством социальные цели. Вся иная их активность, даже если она имеет социальный эффект, не может считаться государственной целенаправленной социальной политикой. То есть в конечном счете субъектами социальной политики государства являются именно само государство как форма организации власти, его институты и общественные структуры, чья деятельность в социальной сфере определяется государственными целями.

В демократическом государстве социальные цели формируются исходя из интересов институтов гражданского общества, и государственная социальная политика есть обобщенный вектор интересов различных социальных групп.

Государство является субъектом социальной политики, которая представляет собой деятельность, направленную на управление социальным развитием общества, обеспечение удовлетворения материальных и духовных потребностей его членов и регулирование процессов социальной дифференциации общества. Однако очевидно, что, несмотря на определенную связь, удовлетворение социальных потребностей и регуляция общественных отношений относятся к разным функциональным системам государства. При всей условности разделения экономических, политических и социальных сфер собственно к социальной сфере относятся только социальные функции государства, тогда как регуляция общественных отношений есть политическая деятельность, направленная на решение политических задач власти.

Существование в обществе потребностей в достижении социальных целей и их опосредованное удовлетворение в результате деятельности государства в экономической и политической областях еще не говорят о наличии целенаправленной социальной политики государства. Собственно социальная политика как целенаправленная деятельность по достижению социальных целей проводится государством только с появлением у него социальных функций, т. е. только тогда, когда государство берет на себя прямую ответственность и обязательства удовлетворения социальных потребностей граждан. В конкретном понимании социальной политики как целенаправленной деятельности государства по реализации его социальных функций необходимо констатировать, что социальная политика государства появляется только с возникновением у него специфических социальных функций. Привязка социальной политики к социальным функциям государства позволяет предположить, что развитие структуры социальных функций государства является основой структуризации его социальной политики. С эволюцией государства от его простейших форм к наиболее сложным происходит соответствующая трансформация социальной политики и ее структурных элементов.

Социальная политика, как и всякая телеологическая система, содержит в качестве элементов субъект, объект, субъектно-объектные отношения, цели и механизмы. Как система она также структурно иерархизована, обеспечивается ресурсами и имеет различные модальности (формы) проявления в зависимости от конкретного содержания субъектно-объектных отношений и ситуаций.

Реализация социальных функций государства осуществляется посредством социальных институтов на разных организационных уровнях. Это не обязательно должны быть государственные структуры. К субъектам социальной политики государства относятся компетентные государственные органы (или учреждения), формирующие социальное информационное и правовое поле, осуществляющие материальное обеспечение или представляющие натуральные виды помощи (социальные услуги) нуждающимся в них лицам в пределах утвержденных федеральных или территориальных гарантий.

Роль государства заключается в обеспечении достижения соответствующего результата за счет самых различных механизмов. Для решения своих социальных задач государство задействует профсоюзы, институты гражданского общества, политические партии и корпорации, гуманитарные учреждения, фонды, ассоциации и другие негосударственные образования. Государственная социальная политика – это действия государства в социальной сфере, преследующие определенные цели, соотнесенные с конкретно-историческими обстоятельствами, подкрепленные необходимыми организационными и пропагандистскими усилиями, финансовыми ресурсами и рассчитанные на определенные социальные результаты.

Государство реализует свои социальные задачи в условиях, когда в демократическом (гражданском) обществе множественность идеологий и субъектов порождает разнообразие целей и множественность стратегий социальной политики. При этом государство в своей социальной политике интегрирует цели различных субъектов и стремится к подчинению их деятельности своим целям, направленным на удовлетворение потребностей большинства в социальном прогрессе.

В этом качестве социальная политика государства является обобщенной социальной функцией, в рамках которой реализуются отдельные социальные функции.

Определенная государством структура социальной политики складывается из основных направлений, копирующих систему его социальных функций, и механизмов реализации этих функций, в качестве которых могут выступать различные, и не только государственные, структуры, нормы и принципы. Например, институты и принципы трипартизма и социального партнерства, являясь важными механизмами, через которые реализуется целый ряд социальных функций социальной защиты, сглаживание социального неравенства, обеспечение занятости, предоставление социальных услуг и повышение благосостояния, не относятся к структурным элементам государства. Созданные и функционирующие как механизмы социальной политики, они обеспечивают решение поставленных государством задач. На этом примере видно, что социальная политика является не только обобщенной функцией государства, но и обобщенным механизмом его функционирования, реальным механизмом достижения социальных целей.

Социальная политика осуществляется государством не только исходя из определенных принципов и социальных целей, но и в соответствии с определенными экономическими, политическими и ситуативными условиями и в реальности является результирующей многих факторов. Социальная политика динамична, изменчива, подвержена конъюнктуре. Внешние условия реализации социальной политики могут существенно изменять ее на длительные периоды времени. Соответствующих исторических примеров можно привести множество. Самый яркий из них – это отказ большинства стран «всеобщего благоденствия» от провозглашенных принципов и целей достижения высокого уровня благосостояния для всех в результате несоответствия этой задачи экономическим возможностям.

Социальная политика непосредственно испытывает на себе влияние изменяющегося мира. Так, социальная политика, представляя собой функциональную систему государства, постоянно находится в динамике, изменяется вслед за постоянно меняющимся миром и при этом трансформирует цели, принципы и структурные элементы самого государства.

Государство приобретает определенные качества только в результате появления новых правовых норм. Для защиты от влияния недостаточно обоснованных экспериментов над государством и обществом все государства создают крайне консервативную, противодействующую новациям правовую систему. Это позволяет противостоять ситуативной динамике социальной политики и допускать только объективно обоснованные, гарантирующие прогресс изменения. В этом отношении социальное законодательство всех стран более консервативно, чем экономическое, что связано с отложенностью во многих случаях последствий социальных решений и невозможностью их быстрого исправления. Решения о характере пенсионной реформы сказываются не только на нынешних получателях пенсий, но и на тех, кто выйдет на пенсию через десятки лет. Сегодняшние новации в области социального страхования будут определять уровень социальной защиты в течение длительного периода. Нарушение принципов солидарности поколений, подмена страхования возмещением ущерба, разрушение материальной базы здравоохранения в соответствии с требованиями социальной политики сегодняшнего дня неминуемо будут иметь негативные последствия в будущем.

Рассматривая эволюцию государств с точки зрения уровня развития социальных функций, можно построить условную периодизацию их генезиса. Изучая социальную сущность государства, мы сталкиваемся с необходимостью разделения государственных социальных функций и проявлений социальной активности общества и его институтов (церковь, сообщества, сословия, цеха, гильдии и т. п.). Данное разделение важно как для понимания природы социального, так и для определения специфики и механизмов социальной деятельности государства.

С конца XVIII в. в Европе и России складывается государственно-административная система общественного призрения. Для этой системы характерны становление институциональной системы помощи, формирование правовой базы, административное управление, включающее территориальные структуры, частичное финансирование государством социальной помощи. Особенностью данного этапа является то, что государство, принимая на себя ответственность за социальную политику, не стремится к прямому исполнению социальных функций, а только содействует в этом другим институтам – личной и общественной благотворительности, благотворительным обществам, местной власти, церкви.

Необходимо отметить, что на данном этапе противопоставление милосердия и благотворительности полицейскому государственному подходу к нищете в определенной степени снимается. Государство уже не преследует за нищету, но еще и не ставит цель ее устранения.

Две основные характеристики данного этапа – возникновение у государства собственно социальных функций и обращенность социальной политики на всех членов общества – взаимосвязаны и основаны на необходимости обеспечения консолидации общества, испытывающего прогрессирующее антагонистическое противоречие в условиях раннего капитализма. Принцип солидарности, согласно которому общество имеет обязательства перед своими членами и который напрямую вытекает из теории общественного договора или социального контракта, не может быть реализован через благотворительность.

К этому же времени относится развитие идей социального страхования, или, в терминологии того времени, «взаимное вспомоществование», которое позже станет основным инструментом социальной солидарности. Идеи социального страхования как механизма устранения индивидуальных рисков получили воплощение еще в виде общих касс при гильдиях и профессиональных цехах, осуществляющих социальную помощь вдовам и сиротам членов цеха и в сельских общинах.

К этому же периоду относится развитие наряду с идеей солидарности и идеи справедливости, получивших в ходе Великой французской революции форму принципов. Идея справедливости, понимаемая как соответствие природе вещей либо экономической, либо политической норме, была дополнена идеей справедливости в рамках общественного договора и естественных прав человека.

В соответствии с отечественной традицией данный этап можно обозначить какэтап общественного призрения.

Следующий этап развития социальных функций начинается во второй половине XIX в. и характеризуетсяпереходом социальных функций от общества к государству.

Середина XIX в. стала тем перекрестком, на котором встретились рациональный, диктуемый объективными потребностями выживания и экономики путь развития социальных функций государства и иррациональный путь, обусловленный религией, нравственностью и милосердием. Развитие производительных сил потребовало более мощной социальной интеграции общества, которая могла быть достигнута только через деятельность государства по консолидации всех граждан на основе солидарности. При этом отношения государство – общество и государство – личность претерпели определенные изменения, связанные с совпадением государственных целей и морально-этических принципов человеческого общежития. В отличие от социалистов-утопистов, подчеркивавших доминирующую ценность всеобщего блага и подчинения личных интересов интересам общества, отводившим государству роль обеспечения общественных целей, появившаяся в 1850 г. идея социального государства (Л. Штайн) с самого зарождения снимает довлевшее со времен Аристотеля противоречие, возникавшее из деления государств на правильные (в них достигается общее благо) и неправильные (в них достигаются частные цели). В социальном государстве впервые происходит совпадение личностных и общественных целей. И не просто совпадение, а принятие государством целей индивида как своих собственных.

Основой идеи социального государства послужили представления социалистов-утопистов, трансформировавшиеся у И. Бентама и Э. Чэдвика в тезис о необходимости оценки любого законодательства и всех институтов с точки зрения принципа «наибольшего счастья для наибольшего числа людей». Э. Чэдвик первым выдвинул положение о необходимости изменения социальной среды с помощью государственной деятельности, которая должна не только выполнять функцию помощи слабым, но и создавать условия для развития своих граждан.

Контрольные вопросы

1. Кто является субъектом социальной политики?

2. Какова роль государства по отношению к другим субъектам социальной политики?

3. Назовите источники социальной ответственности государства.

4. Каково место социальных целей в функциональной структуре государства?

5. Какие причины обусловили появление собственно социальных функций государства?

6. Каковы источники развития социальных функций государства?

7. Охарактеризуйте отношение государство – личность.

8. Дайте определение социальной политики.

9. Каковы источники формирования идеи социального государства?

10. Назовите социальные институты государства.

1.2. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Становление социального государства к середине XIX в. начиналось с признания социальных прав как неотъемлемых естественных прав человека наряду с гражданскими правами. Борьба за социальные права оформилась в политическую доктрину социал-демократии и дальнейшее развитие представлений о социальных правах, положенное в основание идеи социального государства, происходило преимущественно в рамках социал-демократических теорий.

Однако идея социальных прав, представленная концептами свободы, равенства, справедливости, солидарности, являющаяся краеугольным камнем современного общества, выходит за рамки какой-либо одной политической теории и в той или иной степени присутствует в любых моделях общественного устройства. Таким образом, развитие представлений о природе и содержании социальных прав происходило в процессе эволюции общества и государства за последние три века и в ходе модернизации основных политических доктрин.

Начиная с «Утопии» (1516) Т. Мора, понятия равенства и справедливости жестко увязываются с государственным устройством и переходят из умозрительной плоскости в практическую, становясь целями реального переустройства мира. Важно отметить, что переломной точкой перехода социальных прав из метафизики в реальность становится их связь с функцией перераспределения общественных благ, которую берет на себя государство.

Будучи базовыми потребностями личности и общества, справедливость, равенство, солидарность и свобода имеют различные формы проявления, в большинстве случаев маскирующих их суть.

Наиболее распространенным является отнесение данных концептов к идеалам, что свидетельствует об их восприятии преимущественно как морально-правовых и общественно-политических категорий.

Равенство перед Богом, равенство перед законом, равенство по отношению к средствам производства, социальное равенство – эта последовательность развития представлений о равенстве на самом деле фиксирует развитие не одного понятия, а совершенно разные сущностные виды равенства, каждый из которых связан с вполне определенными собственными моделями мира и общества и характеризует совершенно разные типы отношений личность – общество и личность – государство).

Различно содержание и основных четырех типов равенства: равенство людей или онтологическое равенство; равенство возможностей при достижении целей; равенство условий – когда условия жизни выравниваются с помощью законодательства; фактическое равенство. Эти четыре основных типа равенства также в определенной степени отражают историю развития представлений о равенстве.

Реакцией общества на социальную несправедливость равенства возможностей является равенство условий, когда государство берет на себя функцию обеспечения реального равенства на пути к достижению целей. Государство законодательно устанавливает равенство условий, единые культурные и образовательные критерии (стандарты) и берет на себя ответственность за экономическое обеспечение равных условий, компенсирующее неблагоприятное социальное положение отдельных категорий людей. Например, одним из проявлений обеспечения государством равенства данного типа выступает дискриминация отдельных успешных социальных групп в пользу менее эффективных – обязательства по приему на работу инвалидов, женщин, афроамериканцев и пр. Принцип политкорректности при приеме на работу и увольнении в погоне за обеспечением равенства условий, будучи доведенным до своего логического абсолюта, в некоторых странах стал ярким примером неравенства.

Равенство условий, ставшее в современном обществе важным элементом демократии и социальным правом, оформилось в понятие «равноправие», в настоящее время официально фиксирующее признание государством законодательно закрепленного права людей на равенство условий достижения определенных социальных стандартов и ответственность государства за это.

На этом уровне развития равенства для его реализации требуются государство и его поддержка, а, с другой стороны, государство приобретает новую функцию, за счет чего повышает свое значение для отдельного человека. Возможно и обратное заключение – если в стране не реализуется принцип равенства условий, то такое государство не является социальным. Данный критерий особенно важен для разделения на социальные и несоциальные современные государства, абсолютное большинство которых имеют достаточно широкий набор социальных функций.

Существенные изменения с течением времени претерпели и представления о справедливости. Будучи фундаментальным понятием этики и политической философии, справедливость отражает исторически меняющиеся представления об отношениях между правами и обязанностями, трудом и вознаграждением, деянием и воздаянием, преступлением и наказанием и т. п.

Основой понимания справедливости, начиная с Аристотеля, является выделение двух ее типов – коммутативной и распределительной.

Коммутативная справедливость заключается в формальном равенстве прав. Она основана на принципе взаимности и соответствует максиме «воздать каждому по заслугам». Основную идею коммутативной справедливости выражает древний принцип lox talionis (лат. «закон равного возмездия») – «воздать каждому по заслугам», ветхозаветное «око за око» или современное «каждому по труду».

В социальной политике коммутативная справедливость реализуется в механизмах индивидуального страхования, когда выплата пособий рассматривается как возмещение взносов, в предоставлении дополнительных социальных благ за услуги – например, социальная поддержка участников военных конфликтов, ветеранов и т. п. и оплата труда в соответствии с его сложностью и тяжестью.

Особое значение в социальной политике занимает распределительная справедливость, ставшая философской категорией, непосредственно связанной с идеей равенства. Наиболее известный современный исследователь в этой области Дж. Ролз, определяя распределительную справедливость, писал, что все социальные ценности – свобода и возможности, доход и состояние, основание чувства собственного достоинства – должны распределяться поровну, а исключением должны стать те случаи, когда неравное распределение какой-либо или всех этих ценностей осуществляется к всеобщей выгоде.

Распределительная справедливость направлена на обеспечение реального равенства, прежде всего экономического, и предполагает перераспределение благ между богатыми и бедными. В настоящее время распределительная справедливость, о которой говорил Аристотель, часто обозначается как социальная справедливость.

В отличие от коммутативной справедливости распределительная справедливость не может быть реализована без вмешательства внешней силы. Чтобы что-то кому-то дать, нужно у кого-то забрать, а для этого нужна власть. Государство берет на себя функцию реализации распределительной справедливости через насильственное перераспределение, реализуя справедливость как естественное право человека на удовлетворение своих социальных потребностей в приемлемом уровне жизни, социальной защите и минимальных социальных благах.

Представление о социальной (распределительной) справедливости как о социальном праве, об общественном перераспределении благ как механизме реализации данных прав привело Джона Ролза в его «Теории справедливости» (1971) к обоснованию идеи государства всеобщего благоденствия. Действительно, социальная справедливость лежит в основе государства всеобщего благоденствия, а это означает, что вся разнообразная критика государства всеобщего благоденствия в равной степени относится и к критике категории распределительной справедливости как источнику определенной социальной политики. По сути современные тенденции модернизации социальной политики во многих странах, отказ от идеи государства всеобщего благоденствия, переход к либеральному социальному государству есть победа коммутативной справедливости, противопоставляемой распределительной справедливости.

В свою очередь, идеи коммутативной справедливости приходят в противоречие с принципом равенства. Природные различия людей, порождающие исходное неравенство, не могут быть полностью компенсированы равенством возможностей. Стремясь «воздать каждому по заслугам его», коммутативная справедливость усугубляет природное неравенство людей, которое не может быть нивелировано в полной мере ни равенством возможностей, ни равенством условий.

Конфликт между двумя видами справедливости, за каждым из которых «своя правда», не может быть разрешен в этической плоскости и в практической жизни требует гибкого сосуществования коммутативной и распределительной справедливости в рамках государственной социальной политики.

Неразрешимость проблемы справедливости в теоретическом плане (что именно справедливо – нельзя определить априори) была показана еще Аристотелем. Он первый выдвинул положение, что решение проблемы справедливости всегда связано с конкретным опытом и лежит в практической плоскости.

В этом случае государство берет на себя функцию реализации различных видов справедливости. И эту функцию может взять на себя только государство, ставящее своей задачей достижение социальных целей и выполняющее социальные функции, т. е. социальное государство.

Таким образом, через социальное государство реализуется как естественное социальное право распределительная справедливость и происходит разрешение конфликтов в обществе, порождаемых противоречиями между коммутативной и распределительной справедливостью.

В форме естественных социальных прав распределительная справедливость тесно смыкается с принципом солидарности.

Принцип солидарности, базирующийся на взаимозависимости всех членов общества и органической связи людей в процессе взаимодействия, представляет собой механизм социальной интеракции, проявляющийся во взаимопомощи. Принцип обязательного взаимного вспомоществования, понимаемый как инструмент справедливости, и был заложен в основу при формировании системы социального страхования.

Реализация принципа солидарности на практике, начиная с Французской революции, сразу столкнулась с его антиподом – принципом личной ответственности. Дальнейшее развитие обоих принципов обусловило противостояние либеральной и социальной идей, порождая их взаимоограничение.

Индустриализация и развитие рыночных отношений привели к преобладанию либеральных принципов, следствием чего стало доминирование идей личной ответственности. Компромиссом между идеей личной ответственности и необходимостью социальной защиты стало социальное страхование, которое соответствует и принципу солидарности и индивидуальной ответственности за свою жизнь. Эффективность социального страхования как универсального механизма социальной защиты обязана именно тому, что в социальном страховании снимаются изначальные противоречия индивидуального и общественного начал.

Дальнейшее развитие индустриального общества и переход его в постиндустриальное привели к росту социальных рисков, не зависящих от человека, – нищета, безработица, экономические кризисы и дефолты, мировое разделение труда и т. п. Если понятие «бедняк» обозначало состояние отдельного человека, то бедность (пауперизм) была уже массовым социальным явлением.

В этих условиях солидарность становится главным источником социальной защиты, абсолютизирует принцип солидарного социального страхования и в ходе дальнейшего нарастания независимых социальных рисков подменяет страховой принцип возмещением ущерба через социальный налог.

Нарастающее в современных условиях противопоставление солидарности и страхования связано и с увеличением доли лиц, не являющихся плательщиками взносов, но получающих социальную поддержку, т. е. не происходит разделения ответственности.

В этих условиях принцип солидарности становится асимметричным. Получателям социальных пенсий, никогда не платившим взносов в пенсионный фонд, оказывается помощь, пожертвование со стороны плательщиков. Остается открытым вопрос: насколько с этим согласны сами плательщики? В данном случае мы в очередной раз сталкиваемся с ситуацией, когда государство как власть берет на себя функцию перераспределения в целях реализации принципа всеобщей доступности социальной защиты. В этом случае в социальном государстве происходит подмена принципа солидарности граждан принципом солидарности государства и индивида. Эта солидарность реализует естественное право человека на социальную помощь, которое иначе как государством удовлетворена быть не может. То есть как в случае с распределительной справедливостью, социальное государство берет на себя функцию опосредующего звена солидарности, выступает как механизм компенсации объективного неравенства.

Солидарность как вид социальных прав связана и с понятием долга по отношению к отдельным людям со стороны общества. Например, данное явление сформировалось впервые в 1792 г. во Франции как помощь семьям защитников родины, в дальнейшем эта обязанность общества, симметричная праву гражданина на получение признания за выполнение им общественного долга, стала основой политики государственного вспомоществования без привязки к реальным потребностям людей. Этот тип солидарности также связан с солидарностью гражданина и государства и по сути является политической, а не социальной солидарностью. Проблема состоит в том, что смешивание, а не разделение двух типов отношений солидарности гражданин – общество (другие граждане) и гражданин – государство (власть) порождает конфликт между обществом и властью, что разрушает основы солидарности как принципа.

В качестве солидарных прав в некоторых странах выступают и гражданские права. В первую очередь это относится к нормам гражданского права по возмещению убытков.

В отличие от собственно социальных прав, вытекающих из законов жизни в обществе, право на возмещение убытков основано на философии индивидуализма. Поэтому распространение данной модели тесно связано с уровнем либерализма в конкретной стране и получило наибольшее распространение в США.

Центральной фигурой при возмещении ущерба является жертва (виктим). Исходя из принципа коммутативной справедливости, жертве возмещают нанесенные ей убытки и тем самым стремятся достичь справедливого распределения. Только добившись признания себя жертвой, человек приобретает социальные права и может претендовать на компенсацию.

По своей сути понятия «жертва» и «компенсация» относятся к гражданскому праву и выводятся из понятия «ответственность».

В условиях применения данного принципа (который в специальной литературе может обозначаться как принцип виктимизации) критерием предоставления социальной помощи является признание за определенным меньшинством статуса жертвы, за которым следует предоставление бюджетных трансфертов. Типичным примером реализации этого принципа в социальной политике Российской Федерации являются социальные выплаты участникам чернобыльской аварии. Основанием получения статуса жертвы могут являться не только события в настоящем, но и события в прошлом. Примером может служить предоставление льгот жертвам политических репрессий или малолетним узникам фашизма.



gastroguru © 2017