Современная типология стран мира: классификация по определенным признакам. Основные формы государственного правления и административно-территориального устройства стран мира

Данный видеоурок посвящен теме «Государственный строй стран мира». В нем рассмотрены основные формы государственной власти, их разновидности и особенности. В уроке показано разнообразие стран современного мира. Урок познакомит учащихся с двумя основными формами правления: монархия и республика.

Тема: Современная политическая карта мира

Урок: Государственный строй стран мир

Существуют различные государственные режимы, формы правления, строй стран.

формам правления :

1. Республиканская.

2. Монархическая.

Республика - форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например, парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами.

Важнейшей чертой республики как формы правления является выборность главы государства, исключающая наследственный или иной невыборный способ передачи власти. Законодательная власть в республике принадлежит парламенту, исполнительная - правительству.

Республика - наиболее распространенная форма правления, более 140 стран мира имеют такую форму правления.

Виды республик

Иногда выделяют смешанную республику, которая представляет собой форму правления, которая находится между президентской и парламентской, сочетая в себе признаки обоих видов.

Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу - монарху.

Монархом может быть король, царь, султан, эмир, император, герцог и т.д. Власть в данной форме правления, как правило, передается по наследству. По общему количеству монархий гораздо меньше, чем республик, кроме того, в Северной Америке, Южной Америке и Австралии монархическая форма правления вообще отсутствует.

Виды монархий

Одной из разновидностей монархии является теократическая монархия, где во главе государства стоит религия. Главой государства является глава церкви, который обладает неограниченной высшей государственной властью. Примеры: Ватикан, Саудовская Аравия.

Особое место в разновидности государственного строя занимает Содружество.
Содружество (Содружество наций) - добровольное межгосударственное объединение суверенных государств, в которое входят Великобритания и почти все ее бывшие владения.

Рис. 1. Флаг Содружества

До недавнего времени на политической карте мира существовала еще одна особая форма правления - Социалистическая народная Ливийская Арабская Джамахерия (Ливия).

Деление современных стран мира по особенностям территориально-государственного устройства :

1. Унитарная форма.

2. Федеративная форма.

Унитарное государство - форма территориальной организации, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единая конституция, единая правовая система. Например, Украина, Польша, Белоруссия, Франция, Монголия, Чили, Дания и т.д. Унитарных государств большинство.

Федерация - форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими определенной самостоятельностью. Например, Россия, США, Канада, Бразилия, Австралия, Аргентина, Индия, Германия.

Особой разновидностью федеральной формы устройства территории является конфедерация.

Конфедерация - союз суверенных государств для достижения конкретных целей, при котором объединившиеся государства, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих собственных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий. Например, Швейцария.

Кроме того, в каждой стране есть способы и методы, с помощью которых осуществляется правление, - государственный режим.

Формы режима :

3. Тоталитаризм

4. Диктатура

5. Геноцид

6. Апартеид

Домашнее задание

Тема 1, П. 3

1. В чем основные отличия республиканской формы правления от монархической?

2. Приведите примеры стран с федеративным устройством. Найдите их на карте.

Список литературы

Основная

1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 367 с.

2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. - 13-е изд. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. - 400 с.

3. Родионова И.А., Елагин С.А., Холина В.Н., Шолудько А.Н. Экономическая, социальная и политическая география: мир, регионы, страны: Учебно-справочное пособие / Под ред. проф. И.А. Родионовой. - М.: Экон-Информ, 2008. - 492 с.

4. Универсальный атлас мира / Ю.Н. Голубчиков, С.Ю. Шокарев. - М.: Дизайн. Информация. Картография: АСТ: Астрель, 2008. - 312 с.

5. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса. Экономическая и социальная география мира. - Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012. - 76 с.

Дополнительная

1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 656 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Контрольно-измерительные материалы. География: 9 класс / Сост. Е.А. Жижина. - М.: ВАКО, 2012. - 112 с.

2. Контрольно-измерительные материалы. География: 10 класс / Сост. Е.А. Жижина. - М.: ВАКО, 2012. - 96 с.

3. Тесты по географии: 8-9 классы: к учебнику под ред. В.П. Дронова «География России. 8-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений» / В.И. Евдокимов. - М.: Экзамен, 2009. -109 с.

4. География. Тесты. 10 класс / Г.Н. Элькин. - СПб.: Паритет, 2005. - 112 с.

5. Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс / Э.М. Амбарцумова. - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 80 с.

6. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: Астрель, 2010. - 221 с.

7. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География: Учебное пособие / Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. - М.: Интеллект-Центр, 2012. - 256 с.

8. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 223 с.

9. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. География. 2013: Учебное пособие / В.В. Барабанов. - М.: Интеллект-Центр, 2013. - 80 с.

Политическая карта мира - свод сведений о государственной принадлежности территорий. Политическая карта мира (ПМК) представляет собой глобальную геополитическую систему , т.е. систему геополитических отношений, складывающуюся в результате длительного разнокачественного (экономического, военно-политического, историко-культурного и т.п.) взаимодействия объектов и субъектов международных отношений в исторически меняющихся условиях геопространства.

Формирование современной ПМК - длительный и непрерывный процесс политической самоорганизации субъектов международных отношений (прежде всего государств) в геопространстве, сопровождающийся также политической организацией самого геопространства. Этот процесс - единство количественных и качественных изменений ПКМ и ПК регионов.

Количественные изменения связаны, прежде всего, с изменением числа стран, государственных и иных границ, со сменой владельца участков геопространства, с изменением числа субъектов в административно-территориальном делении страны и т.п.

Качественные изменения политической карты выражаются в смене типов общественного устройства (социально-экономического строя), формы государственного правления, характера политического режима, партийно-политической системы и административно-территориального устройства стран, обретении или утрате суверенитета, в формировании и распаде коалиций, союзов государств или международных организаций, в постепенном усложнении геополитических систем и структур различного масштаба.

Периоды формирования политической карты мира, связаны действием качественно новых фундаментальных процессов и геополитических сил, отмеченных глобальными историческими событиями. Это позволяет выделить следующие исторические периоды:

Древний период (ПКМ докапиталистического типа) - до V в. н.э. (государства Древнего Египта, Карфагена, Древнего Рима, Древней Греции, Древней Персии, Древнего Китая и др.);

Жители первого в мире государства - Египта - еще пять тысяч лет тому назад торговали с соседними племенами, покупая у них древесину, металлы, скот в обмен на продукты египетского ремесла и земледелия. В тоже время живущие на территории современной России племена уже обменивался товарами с соседними и отдаленными регионами.

Район Средиземноморья вместе с прилегающими странами Западной Азии стал тем регионом мира, где еще с глубокой древности зародилось ядро мирового хозяйства.

Средневековый период - с V-XV вв. (полный раздел крупных массивов суши между различными государствами);

Новый период (ПКМ капиталистического типа) - с XV в. До окончания Первой мировой войны. (Великие географические открытия привели к колонизации и расширению международных хозяйственных связей. В начале ХХ в. стал возможен только насильственный передел территорий);

Наиболее активно мировое хозяйство стало развиваться в период великих географических открытий в XV-XVI вв. Развивается товарообмен между странами на основе первых международных правовых норм. В XIX в. активно происходил перелив капитала и финансовых средств из одних стран в другие, создается первая валютная система, регулирующая эти отношения.

Новейший период (ПКМ современного типа) - с окончания Первой мировой войны и Октябрьской революции в России (делится на три этапа):

До окончания Второй мировой войны (1945г) - образование СССР; распад Австро-Венгерской империи; образование Польши, Финляндии, Чехословакии, Югославии и др.; расширение колониальных владений Великобритании, Франции, Бельгии, Японии;

Распад колониальных империй и возникновение на их месте более 100 независимых государств; появление новых социалистических государств;

Распад СССР, Югославии, Чехословакии и появление новых независимых государств, объединение Германии.

На современной карте мира более 200 стран и территорий, из которых более 180 - суверенные государства.

ПКМ современного типа развивается, утверждая социализацию в качестве нового фундаментального процесса. Социализация стала исторически закономерным результатом кризиса капиталистического общества. Новейший период обозначил три пути процесса социализации со специфической географией:

Революционный, т.е. радикальное антикапиталистическое и антифеодальное изменение характера общества за короткий срок в странах обширного Евразийского региона, оказавшихся наиболее слабыми звеньями капиталистической системы в результате мировых войн и национально-освободительной борьбы.

Эволюционный, связанный с постепенным, длительным реформированием капиталистического общества наиболее развитых стран в экономических и социальных процессах, расширение в экономике роли общественных форм собственности - государственной, коллективной, акционерной, кооперативной.

Заимствование бывшими колониальными, экономически отсталыми странами принципов первого и второго вариантов социализации общества у развитых стран и попытки трансформации с их помощью традиционных, преимущественно докапиталистических, обществ Азии, Африки и Латинской Америки с целью ускоренного преодоления их исторической отсталости.

Первоначально (1917-1940 гг.) революционные социалистические преобразования охватили обширный Евразийский регион. Эти процессы привели к созданию трех стран - СССР (1922), Монгольской народной республики (1924г) и Танну-Тувинской народной республики (1921-1946гг.). Завершающий этап Второй мировой войны способствовал появлению новых стран - социалистических - восточноевропейских (ГДР, Польша, Чехословакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Югославия, Албания) и восточноазиатских (КНР, КНДР, Вьетнам). Заключительными событиями в утверждении нового типа общества в глобальном масштабе были появление социалистических Кубы (начало 1960-х гг.) и Лаоса (вторая половина 1970-х гг.)

Другой геополитической силой были противоречия и борьба между империалистическими державами за передел ранее поделенного ими же мира. Она выразилась в двух мировых войнах и ряде региональных конфликтов. Военно-политические, территориальные и экономические сдвиги в пользу победителей за счет побежденных и их колониальных владений приводили к разрушению одних систем и расширению, укреплению других.

Поражение Германии и ее союзников в первой мировой войне привели к первому глобальному переделу. Германия потеряла 13% территории в результате возвращения соседям тех земель, которые были отторгнуты от них в прошлом: Франции, Бельгии, Дании, Польше, Литве и др.

Польша включила в свой состав территории, ранее входившие в Германию, Австро-Венгрию, в Российскую империю (1918г)

Греция значительно расширила свою территорию за счет Болгарии и европейской части Турции.

Поражение держав-агрессоров и победа государств антигитлеровской и антияпонской коалиции привели к новым крупным изменениям ПКМ в пользу победителей, заложенным, прежде всего, в решениях Крымской и Берлинской конференций (1945г). Германия была разделена на три государственных образования - ФРГ, ГДР и Западный Берлин.

Италия была лишена колоний, ряда территорий в Альпах и большей части полуострова Истрия (в пользу Югославии).

Япония в результате поражения также лишилась всех колоний (Корея, Тайвань, острова Микронезии).

Наибольший вклад в изменение ПКМ внесли национально-освободительные процессы в колониально зависимых странах. Появились отдельные государства в Юго-Восточной Азии (Афганистан, Турция, Йемен, Хиджаз, Ирак), В Европе (Финляндия, Польша, доминион Ирландия, Чехословакия, Югославия), в Африке (Египет). Ликвидировался полуколониальный режим в Китае, Персии и др., активная освободительная борьба проводилась в Британской Индии, Французском Индокитае, арабских владениях Англии и Франции в бассейне Средиземного моря.

Распад колониальной системы приходится на период с конца Второй мировой войны до начала 60-х годов.

Крушение колониальной системы приходится на 1960-1990-е годы и выражается в массовом обретении государственного суверенитета колониями в Африке (1960-1970 гг.), в Океании, в бассейне Карибского моря (1960-1980 гг.) и на побережье Аравийского полуострова (1960-1970 гг.).

Важным для судеб ПКМ результатом сотрудничества стало создание ООН (1945г), что позволили СССР стать одной из мировых держав.

Вклад "холодной войны" (1945 - начало1990гг.) в изменение ПКМ стал наиболее весомым в истории взаимодействия двух систем, а количественные и качественные результаты прослеживаются на глобальном уровне:

Появление "расколотых" на капиталистическую и социалистическую части стран и народов - Вьетнама, Кореи, Германии, КНР;

создание и деятельность военно-политических блоков государств: капиталистических и их союзников - НАТО (1949г), СЕНТО (1955-1979гг.), СЕАТО (1954-1977гг.), АНЗЮС (1952г), АНЗЮК (1971г), социалистических стран - Организация Варшавского Договора (1955-1991гг.);

раздел неосвоенных, труднодоступных участков геопространства - Арктики, Антарктиды (1959г), а также Мирового океана (1958г., 1982г) и околоземного космического пространства;

распад социалистической системы в конце 1980-начале 1990-х гг. Прекратили свое существование ГДР (1990г), многонациональные СССР (декабрь 1991г), Югославия (1991-1992гг.), Чехословакия (19937) на их территориях образовались 22 новых государства, создавших ряд международных региональных организаций, крупнейшая среди которых - Содружество Независимых Государств (СНГ) в декабре 1991года.

Ускоренный рост военно-политического могущества КНР (1980-90-е гг.), способствовал превращению капиталистического Китая в новый самостоятельный полюс глобальной геополитической системы;

Взаимодействие двух систем с развивающимися странами.


2. Многоликость стран современного мира

2.1 Группировки стран мира

В мировом хозяйстве наблюдается дифференциация стран по уровню их экономического развития.

Существует пять критериев развитости экономики страны:

уровень развития производства;

социальная ориентированность экономики (поддержка малообеспеченных слоев населения);

уровень технологического и научного потенциала;

гуманизация экономики (расходы на медицину, образование и медицину);

экологизация экономики.

Мировой банк выделяет следующие группы стран:

1. Промышленно развитые страны . В них живет примерно 1,0 млрд. человек, на их долю приходится более 50% мирового ВВП. ВВП на душу населения составляет 10-25 тыс. дол. По роли в мировом хозяйстве их можно подразделить на следующие подгруппы:

высокоразвитые страны большой "семерки" (США, Япония, Франция, Германия, Италия, Канада, Великобритания);

развитые государства Европы (Австрия, Бельгия, Нидерланды, Швеция и др.);

страны переселенческого капитала (Австралия, ЮАР, Израиль).

Развитые страны играют главную роль в мировой экономике в воспроизводственных процессах. Цель развития стран содержит три компонента:

1). Увеличение предложения и большая доступность жизненно необходимых товаров и услуг, таких как продовольствие, жилище, охрана труда и безопасность.

2). Повышение уровня жизни, включающее рост доходов, увеличение числа рабочих мест, качественное образование, большое внимание культурным и гуманитарным ценностям

3). Предоставление личности и обществу в целом больших возможностей выбора направлений деятельности в экономике и социальной сфере с тем, чтобы ослабить их подчинение и зависимость от других государств.

Реализация цели развития возможна лишь при условии устойчивых темпов роста мировой экономики. Основными показателями динамики экономического развития являются: ВВП, ВНП, ВВП на душу населения, объем промышленного производства, производительность труда (табл.1).


Таблица 1. Темпы роста и среднегодовые темпы прироста основных макроэкономических показателей стран мира за 1990-1997 гг. %*

Население

Общий объем ВВП

ВВП на душу населения

Промышленное производство

Производительность

труда в промышленности

Темп роста

Темп прироста

Темп роста

Темп прироста

Темп роста

Темп прироста

Темп роста

Темп прироста

Темп роста

Темп прироста

Развитые страны

Развивающиеся страны

Новые индустриальные страны

Латинская Америка

Ближневосточные нефтеэкспортеры

Центральная и Восточная Европа


*Источник: Мировая экономика и международные отношения. 1998. №6.

Значительное влияние на хозяйственный рост и структуру мировой экономики оказывает научно-технический прогресс (НТП). На научные исследования в развитых странах выделяются значительные средства в 4 раза больше, чем в развивающихся.

2. Развивающиеся страны. На них приходится более 70% населения земного шара, более 50% мировых запасов минерального сырья, их доля в мировом промышленном экспорте составляет 30%. Для развивающихся стран характерны: низкий уровень развития производительных сил; многоукладность (натуральное, мелкотоварное, частнокапиталистическое, государственное хозяйство); товарообмен на мировом рынке сельскохозяйственным сырьем и минеральными полуфабрикатами; зависимое положение в системе мирового хозяйства; перенаселение; высокий уровень безработицы; недостаток финансовых средств.

Развивающиеся страны делятся на следующие подгруппы:

новые индустриальные страны Латинской Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Уругвай, Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Гонконг и др.);

нефтеэкспортирующие страны (Катар, Кувейт, Бахрейн, Ливия и др.);

страны со средним уровнем развития (Колумбия, Гватемала, Парагвай, Тунис и др.);

демографические гиганты - Индия, КНР, Пакистан, Индонезия;

наименее развитые страны мира (Экваториальная Африка и Океания).

В последние годы усилилась роль и значение развивающихся стран. Они характеризуются сильной дифференциацией. Разница между уровнем развития богатых стран и наиболее бедными государствами определяется пропорцией 20:

Развитие экономики развивающихся стран тесным образом связано с внешнеэкономическими связями. Они содействуют расширению и модернизации основных фондов, смягчению экономических и социальных диспропорций. Международная торговля остается наиболее надежным источником внешних доходов. В последнее десятилетие развивающиеся страны пытаются укрепиться на рынке услуг. В первую очередь это туризм (Турция, Египет и др.) Все активнее позиции развивающихся стран в области экспорта рабочей силы.

Стремление выйти из "порочного круга бедности", стимулировать развитие наукоемких отраслей, придать динамизм всей экономике в целом диктует развивающимся странам необходимость активно привлекать иностранный капитал.

3. Государства с переходной экономикой (страны Восточной Европы: Болгария, Венгрия, Чехия, Словакия, Польша, Румыния и др. и СНГ).

Перспективы экономического развития стран ЦВЕ зависят от нескольких факторов: последовательного проведения реформ, влияния технической и финансовой помощи развитых стран.

Венгрия, Чехия, Словакия, Польша благодаря принятым интенсивным мерам добились больших успехов в экономических преобразованиях. Болгария, страны бывшей Югославии и Румынии отстают в темпах реформирования экономики.

Вступление в Европейский союз - стратегическая цель стран ЦВЕ. Для ее реализации необходимо достигнуть такого уровня экономического развития, чтобы затраты, связанные с их вхождением в ЕС, не были высокими.

Место России в мировой экономике весьма скромное. Доля ВВП России в мировом хозяйстве в 10 раз меньше, чем США, и в 5 раз меньше Китая, сопоставима с Южной Кореей, Турцией, Ираном. Во внешней торговле Россия занимает также скромное место - 1,4%, что значительно меньше доли развитых стран мира. Несмотря на то, что по запасам ядерного оружия Россия занимает 1-е место в мире (55%), военные расходы в стране в 16 раз меньше, чем в США, и почти в 4 раза меньше, чем в Китае.

Современные экономические трудности определяются проблемами, накопившимися за многие десятилетия, а также ошибками в экономической политике 1990-х годов. Внешняя торговля ориентирована на экспорт сырья и полуфабрикатов. По различным каналам происходит вывоз капитала, который превышает 12 млрд. долл. в год. Если сравнить экономику России с экономикой большинства стран, то главное отличие - спад производства товаров для потребительского рынка, а именно легкой и пищевой промышленности.

Форсированное развитие легкой и пищевой промышленности, наукоемких отраслей обеспечит создание рыночной среды и необходимых предпосылок для проведения экономических реформ. Развитие национальной промышленности, укрепление внутреннего рынка позволяет не только улучшить экономическую ситуацию в стране, но и обеспечат России возможность активно участвовать в международном разделении труда и увеличить свой удельный вес в мировом хозяйстве.

2.2 Типология стран мира. Критерии типологии

Многообразие стран современного мира наиболее ярко проявляется на страновом уровне общественно-географической картины мира. Причины их непохожести и в то же время сходства кроются в сложности общественных систем, являющихся результатом длительного процесса развития.

Оптимально оценить это многообразие позволяет типологический подход к изучению стран, т.е. их группировка по каким-либо общим, сходным признакам, свойствам, показателям, качествам.

Количественные типологии , позволяют сопоставить основные географические параметры стран:

по размерам территории все страны можно разделить на группы:

крупнейшие страны, площадью более 4 млн. км 2: Россия, Канада, США, Китай, Бразилия, Австралия;

крупные, от 1-4 млн. км 2 , таких стран 24;

средние, от 0,2-1,0 млн. км 2 - 55 стран мира;

малые (в том числе "микро"), менее).2 млн. км 2 - подавляющее большинство - 144 (48).

группировка стран по численности населения свидетельствует о резком преобладании в мире малых государств (около 150), не смотря на доминирующее положение населения Земли (около 60%) группы 10 крупнейших стран (Китай, индия, США, Индонезия, Бразилия, Россия, Пакистан, Япония, Бангладеш, Нигерия);

по особенностям географического положения : приморские (Россия, США, Китай, Франция и др.), островные (Япония, Великобритания, Индонезия и др.) и не имеющие выхода к морю (их 36 - Афганистан, Нигер, Парагвай, Киргизия и др.). два первых типа географического положения способствует прогресс, тогда как третий, характерный для многих наименее развитых стран, тормозит его. Важное значение имеет фактор положения по отношению к экономически развитым странам, содействующий ускорению социально-экономического прогресса их менее развитых соседей.

К количественным типологиям следует отнести их группировки по отдельным экономическим показателям. В частности, произведенный за год объем ВВП страны позволяет судить о масштабах ее экономики, экономическом потенциале. По различиям в этом показателе (на 1996 г) необходимо, прежде всего, выделить группу из восьми крупнейших стран с объемом ВВП свыше 1 трлн. долл. США - 6,8; Китай-3,37; Япония - 2,65; Германия - 1,58; Индия - 1,35; Франция - 1,15; Великобритания и Италия - 1,1. На их долю приходится более 60% мирового валового продукта. Крупные ВВП (от 0,5-1 трлн. долл) - Бразилия (0,94), Индонезия (0,73), Мексика, Канада (по 0,61), Россия (0,585), Республика Корея (0,579), Испания (0,549).

К средним по масштабам и структуре экономике можно отнести 30 стран с ежегодным объемом ВВП от 0,1 до 0,5 трлн. долл. (Нидерланды, Польша, Турция, Аргентина, ЮАР, Египет и др.), а к малым, составляющим абсолютное большинство стран (более 180), - с ВВП менее 100 млрд. долл. (Узбекистан, Белоруссия, Израиль, Перу, Венгрия и др.)

Однако крупные, средние и малые показатели ВВП еще не позволяют достоверно судить об уровне экономического развития стран, Об этом их качестве в первом приближении свидетельствует другой количественный показатель - производство ВВП в расчете на душу населения . в результате сходные показатели в середине 1990-х гг. имели такие экономические разные страны, как США и Кувейт (более 20 тыс. долл), Россия и Панама (менее 5 тыс. долл), Китай и Экваториальная Гвинея (менее 3 тыс. долл) при среднемировом показателе 5705 тыс. долл. (1996 г)

Наряду с количественными группировками необходимым условием и компонентом более полного интегрального понимания различий между странами мира являются их качественные типологии:

по исторически сложившимся различиям в характере общественных отношений систем или общественного строя:

первый тип страны (или "первый мир") получил название развитые капиталистические страны (более 30). Эта группа сформировалась на основе классического капиталистического общества, достигшего наибольшей степени зрелости в ХХ в.

"второй мир" составляют социалистические страны, демонстрирующие в ХХ в. принципиально иной новый тип общества.

"третий мир" заявил о себе после Второй мировой войны в процессе национально-освободительного движения и распада колониальной системы и определяется как развивающиеся страны (более 160). Их пути развития можно свести к трем вариантам:

страны капиталистического пути развития (латиноамериканские большинство азиатских, отдельные африканские);

страны дуального (двойственного) типа (подавляющее большинство в Африке, Океании, остальные азиатские);

страны социалистической ориентации (Ливия, Ангола, Ирак, Сирия, Афганистан, Бирма, Никарагуа, Гайана и др.)

"четвертый мир" - постсоциалистические страны, включающий 28 государств. Внутри этого типа можно выделить две группы стран - авангардную (Чехия, Польша, Венгрия, Словения) и замедленную (Россия, Украина и др.).

по уровням социально-экономического развития; Представления формируются на основе учета следующих характеристик ее жизни:

1. произведенный за год ВВП в расчете на душу населения;

2. доля отраслей перерабатывающей промышленности в ВВП;

3. продолжительность жизни;

4. уровень образования населения (доля грамотных). Все страны ООН разделяет на два типа - экономически развитые и развивающиеся (в более узком, социально-экономическом понимании). В настоящее время к экономически развитым странам относятся около 70 стран Европы, Северной Америки, Азии, Австралии и Океании (2), Африке (1).

типология стран по качеству жизни; оценивается с помощью комплексного индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП), определяемого экспертами ООН. В зависимости от величины ИРЧП страны мира сгруппированы в три типа:

1). с высоким уровнем ИРЧП - 63 страны (от0,95 у Канады до 0,804 у Бразилии);

2). средним - 64 (0,798 у Казахстана до 0,503 у Камеруна);

3). низким уровнем - 47 (от 0,483 у Пакистана до 0, 207 у Нигера).

государственно-политические типологии стран; оцениваются различия с точки зрения международного статуса, все страны могу быть разделены на три типа:

суверенные государства - 190 стран мира;

несамоуправляющиеся территории, главным образом островные (Великобритания - Гибралтар, Антилья, Каймановы острова; Франция - Гаделупа, Гвиана; США - Пуэрто-Рико, Виргинские острова; Дания - Гренландия и т.д.);

"проблемные" территории с переходным и международным статусом (Восточный Тимор, сектор Газа - арабские территории Палестины; Турецкая республика Северного Кипра),

типология по различиям в характере и формах государственного строя;

республиканская форма: (150 стран)

президентские республики;

парламентские республики;

идеократические республики:

социалистические республики;

исламские республики.

монархическая форма: (более 40 стран)

Конституционная монархия;

Абсолютная монархия;

Теократическая монархия;

члены Содружества Наций.

различия по административно-территориальному устройству;

унитарные государства, управление которого централизовано;

федеративное государство (штаты, провинции, республики и т.п.), властные полномочия разделяются между центральными органами власти и субъектами федерации;

конфедерация; она предполагает объединения суверенных государств (при сохранении власти) для достижения общих целей.

различия политических режимов или типу правления;

демократические режимы, им присущи выборность и разделение властей, многопартийная политическая система;

тоталитарный режим; осуществление контроля над всеми областями общественной жизни исходя из принципов определенной идеологии.


3. Понятие о геополитике. Связь геополитики с отношениями между территориальными единицами

3.1 Концепции "евразийства" и "атлантизма"

Геополитика - это наука, изучающая в единстве географические, исторические, политические и другие взаимодействующие факторы, оказывающие влияние на стратегический потенциал государства.

Термин "геополитика" в научном смысле имеет два аспекта: культурно -психологический и концептуальный .

Культурно -психологический аспект как геополитическая идея отражает исторический опыт субъектов международных отношений, т.е. империй, государств, народов, и опирается определенной идеологией как системой взглядов на существующий мир и принципы его переустройства. Можно утверждать, что формирование геополитического пространства обусловлено не только строго объективными условиями и факторами (размер территории, особенности географического положения, природно-ресурсный, демографический, экономический военный потенциалы и т.п.), но и состоянием духа народов и наций, населяющих пространство определенных государств.

До определенного момента, а именно до крушения идеологии, господствующая в сознании населения геополитическая доктрина обеспечивает цельность и сохранение геополитических субъектов - империй, государств-наций. Когда происходит крушение идеологии, наступает слом в геополитических доктринах и национальных мифах, за которые люди до этого готовы были умирать.

В результате крушения геополитического статуса возникает проблема выработки новой геополитической идеи. В современном мире для ряда стран характерна поляризация идей почвенничества , с одной стороны, и космополитизма - с другой.

культурно-психологический подход к геополитике разрабатывается и для планетарного уровня. Например, американский геополитик Сэмюэл Хатингтон выдвинул и обосновал гипотезу мировых конфликтов между различными цивилизациями.

После того как в системе международных отношений последовательно сменились конфликты:

между властелинами (династические конфликты до Ветфальского мира 1648г., завершившего тридцатилетнюю войну в Европе);

между нациями (после Великой Французской революции 1789-1794 гг.);

между идеологиями (после Октябрьской социалистической революцией 1918 г).

линии раскола между различными цивилизациями стали главными линиями геополитических фронтов.

Цивилизация - это наивысшая форма культурной общности людей, или мегакультура, имеющая широчайший спектр признаков, определяющих культурную самобытность народов.

Роль цивилизаций в силу роста их самобытности в мировой истории будет приобретать все большее значение, и судьбы мира все в большей мере будут определяться взаимодействием семи или восьми цивилизаций - западной, конфуцианской, японской, исламской, индуистской, славяно-православной, латиноамериканской и, возможно, африканской.

Ученые считают, что будущие мировые кровопролитные конфликты - это конфликты между цивилизациями:

Во-первых, различия между цивилизациями являются базовыми.

Во-вторых, процессы модернизации и глобализации ослабляют национальные государства с позиции их единства, сплоченности.

В-третьих, рост самосознания цивилизаций усиливается двоякостью Запада.

В-четвертых, цивилизованные различия гораздо более консервативны, меньше способны к изменениям, чем политические и экономические.

В-пятых, усиливается экономический регионализм, как в Европе, так и Азии и Северной Америке.

Понимание геополитики как определенной научной концепции колеблется от размытых либо недосказанных геополитических идей, например, геополитических идей евразийцев, напоминающих национал-социалистические построения, до жестко детерминированных моделей, например, германских геополитиков накануне Второй мировой войны.

В результате формируется геополитическая структура мира, отличная от простой политической карты мира. Геополитическая структура мира - это основной объект исследования геополитики.

Геополитические модели общепланетарного уровня направлены на обоснование представлений о мировом порядке, т.е. о геополитической структуре мира, которая отражает баланс соотношений силовых полей.

С понятием геополитических полей тесно связаны другие понятия геополитики - геопространство (пространство Земли) и контроль над ними.

Первым толчком к формированию геопространства стало развитие мореплавания. Мореплавание впервые связало мир в единую систему, но при этом дало превосходство ведущим мировым державам над континентальными.

Следующая крупнейшая трансформация - первая промышленная революция: развитие сухопутных железнодорожных и автомобильных дорог; открытия и изобретения конца XIX в. (телефон, телеграф, радиосвязь); затем последовало развитие авиации. Появление ядерного оружия, межконтинентальных средств его доставки, возможное использование космоса в военных целях привели к потере былой геополитической уязвимости укрытых регионов.

На протяжении сорокалетней "холодной войны" (1949-1989 гг.) геополитическое пространство делилось в основных чертах по идеологическому принципу на три суперблока, перекрывающих локальные и региональные политические процессы. Западный блок боролся с коммунизмом, восточный - с империализмом, а Третий мир, пройдя деколонизацию и строя свои национальные государства, примыкал к одной из двух суперсил.

В результате распада СССР и социалистической системы США оказались в уникальном положении. США стали первой и единственной в мире действительно мировой державой.

Евразийство - это идейно-философское движение, возникшее в определенном слое русских эмигрантов в начале 20-х годов и существовавшее до начала Второй мировой войны.

Среди наиболее известных евразийцев географ П.П. Савицкий (1859-1968), филолог князь Н.С. Трубецкой (1890-1938), историк Г.В. Вернадский, богослов Г.В. Флоровский (1893-1979) и др.

Основной геополитический тезис евразийцев: Россия - исключительная страна, непохожая на Европу и имеющая большое родство с Азией. Россия - это не Европа и не Азия, а отдельный, своеобразный, целостный и органичный мир.

Это самодостаточный мир, именуемый Россия-Евразия, географические и политические границы которого исторически совпадали с границами Российской империи. Первопричина самодостаточности России-Евразии кроется в ее географическом положении и особенностях "месторазвития".

Отрыв России от Мирового океана породил особый уклад хозяйствования. Огромные размеры территории и наличие природных богатств постоянно подталкивают Евразию к осознанию своей экономической самодостаточности, превращению ее в автономный "континент-океан".

Евразия в старом смысле слова, отмечают Евразийцы, подразделяется уже не на Европу и Азию, а на:

срединный континент, или собственно Евразию;

два периферических мира:

азиатский (Китай, Индия, Иран);

европейский, граничащий с Евразией примерно до линии: реки Неман - Западный Буг - Сан - устье Дуная.

Такое географическое положение России-Евразии способствовало

объединению и синтезу двух начал Старого Света - Востока и Запада.

Самобытность евразийской культуры состоит не только в том, что это особый этнический тип, но и в том, что Россия оказалась хранительницей православия по восточному, греческому типу. Н. Трубецкой считал православие стержнем евразийской культуры. Русскую культуру отличает от других культур соборность, народность. Европа, по мнению евразийцев - это явный враг, бич человечества, главный источник кризиса, а Азия - родственник России.

Европа - враг потому, что ее общественное устройство базируется на индивидуализме и личных правах (т.е. эгоизме), а не соборности и братской любви. Евразийцы выступали против европейской парламентской демократии, выродившейся, предприятие по их мнению, в олигархию. Неприемлемы для евразийцев и формы европейской собственности. Все попытки европеизации России, особенно связанные с реформами Петра I, оценивались евразийцами негативно.

Что касается Азии, то представления о ней у евразийцев были скорее романтико-символическими, абстрактными, чем конкретными и объективными. Савицкий писал, что без "татарщины" не было бы России, что неверно вести отчет развития России от Киевской Руси, что якобы татарское нашествие прервало развитие последней. Подъем русского государства характеризуется восхождением Московского государства в качестве приемника и наследника Золотой Орды. Чингисхан, считали евразийцы, стоит у истоков грандиозной идеи единства и суверенитета Евразии.

Таким образом, в работах евразийцев явно проводится ключевой их тезис о том, что азиатский фактор играл более существенную роль, чем славянский, в формировании и государственности, и российской концепции культуры.

Атлантизм - понятие введено в научный оборот и обосновано американским геополитиком Н. Спикменом (1893-1943). Согласно его концепции, роль Средиземного моря как ареала распространения античной римско-эллинической цивилизации перешла к Атлантическому океану, на западных и восточных берегах которого живут народы, связанные единством происхождения, культуры, общими ценностями, что предопределяет сближение стран атлантического пространства при лидерстве США как самой сильной и динамичной из них. Основы "атлантической солидарности", заложенные в годы Второй мировой войны, укрепились после принятия США в 1947 году плана Маршалла, позволившего стабилизировать экономику Западной Европы, укрепить основы политической демократии.

Общность принципов, ценностей, интересов в поддержании стабильности и процветания стран североатлантической зоны мира была зафиксирована в 1949 году в договоре о создании Организации Североатлантического договора (НАТО). Стратегические интересы правящих элит по обе стороны Атлантики в условиях "холодной войны" совпадали, что побуждало их, несмотря на элементы экономического соперничества, различное понимание приоритетов в противостоянии "международному коммунизму", согласовывать свою политику. С завершением "холодной войны", несмотря на исчезновение общего для стран НАТО противника, концепции и политика атлантизма получили свое дальнейшее развитие. Согласно доктрине С. Фукуямы о "конце истории", с распадом СССР и его системы союзов базовые ценности атлантизма восторжествовали в глобальном масштабе, что знаменует наступление эпохи их универсализации. По мнению С. Хантингтона, "Атлантической" цивилизации, включающей в себя Северную Америку и Западную Европу, еще могут бросить вызов другие цивилизованные общности (особенно исламская, китайская и др.). Ряд теоретиков, включая З. Бзежинского, не исключают и обострения противоречий между США и их западно-европейскими союзниками. Однако общая позиция политической мысли Запада состоит в том, что закрепление плодов победы в "холодной войне" требует активизации политики атлантизма. Шагами в этом направлении являются расширение Европейского союза и продвижение НАТО на восток, налаживание партнерства между Западом и государствами СНГ.

В послании президента США Б. Клинтона по стратегии США на предстоящие годы (февр. 1996) ставилась задача расширения сотрудничества стран Северной Америки и Западной Европы путем создания Североатлантической зоны свободной торговли, что должно стать новым стимулом в развитии политики атлантизма.


Литература

1. Большой справочник по географии. - М., "Олимп", 2000г.

2. В.П. Воронин, И.М. Подмолодина. Мировая экономика. - М., Юрайт-Издат, 2003г.

3. Политическая энциклопедия. - М., 2003.

4. Колосов В.А., Мироненко н.С. Геополитика и политическая география: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001.

5. Гаджиев К.С. Введение в геополитику: Учебник для вузов. - М., Логос, 1998.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Изучая политическую карту мира, мы, естественно, не можем не затронуть и вопрос о формах государственного устройства стран, имеющий к ней самое непосредственное отношение. В свою очередь этот вопрос включает три составные части - о формах политических режимов, о формах правления и о формах административно-территориального устройства. Давайте их в такой очередности и рассмотрим.
Вы хорошо представляете, что по особенностям политического режима все страны мира можно подразделить на демократические и антидемократические. На Западе существуют неправительственные организации, которые определяют «ин- деке демократичности» стран, исходя в основном из характера выборов органов законодательной власти. Итоги таких расчетов бывает нетрудно предсказать: максимально высокий рейтинг (10 баллов) обычно получают страны Запада, а самый низкий - мусульманские государства Юго-Западной Азии и Северной Африки. Но тем не менее общее число государств, последовательно выступающих за принятую ООН еще в 1948 г. Всеобщую декларацию прав человека все время возрастает. По оценке авторитетных западных источников, в середине 70-х гг. XX в. к числу демократических относились менее 1/3 всех государств мира, а в начале XXI в. - 88 (с населением 2,8 млрд человек) входили в градацию свободных и еще 55 стран (с населением 1,3 млрд человек) - частично свободных.
Но стран с несвободными политическими режимами на карте мира тоже еще немало - 50. Можно утверждать, что среди этих режимов также есть две разновидности. Когда говорят об авторитарном режиме, то имеют в виду полное или частичное отсутствие демократических свобод, ограничение деятельности политических партий и общественных организаций, преследование оппозиции, отсутствие четкого разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. В современном мире авторитарные режимы наиболее распространены в странах Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока, Латинской Америки, где они носят характер военных диктатур. В качестве примера такого рода можно назвать Ливию, которая официально именуется джамахирией, т. е. государством народных масс, возглавляемым Революционным руководством во главе с М. Каддафи, тогда как правительство, парламент, политические партии упразднены. Возникновение таких политических режимов объясняется, с одной стороны, внутренними причинами - наследием феодализма и колониализма, крайней социально-экономической отсталостью, низким культурным уровнем, трайбализмом (от лат. tribus - племя), т. е. проявлениями межплеменной вражды. С другой стороны, нужно учитывать и внешние причины, и в первую очередь противостояние двух мировых систем, существовавшее до начала 90-х гг.
Когда говорят о тоталитарном режиме, то имеют в виду особую форму авторитаризма, при которой государство устанавливает всеохватывающий контроль за жизнью общества в целом и каждой личности в отдельности, фактически ликвидирует

конституционные права и свободы, проводит жесткие репрессии по отношению к оппозиции, инакомыслящим. Политологи выделяют две разновидности тоталитаризма - правую и левую. Примеры первой из них - фашистские режимы в Германии, Италии, в Испании при генерале Франко, основанные на идеологии национал-социализма. Второй вид, основанный на идеологии марксизма-ленинизма, имел место в Советском Союзе при Сталине, в Китае при Мао-Цзедуне, в Северной Корее при Ким Ир Сене. Во второй половине 70-х гг. XX в. тоталитарный режим, приведший к геноциду, т. е. истреблению собственного народа, установили «красные кхмеры» во главе с Пол-Потом в Камбодже. Да и режим Саддама Хусейна в Ираке, существовавший до 2003 г., тоже безусловно был тоталитарным.
Перейдем теперь к характеристике форм правления госу: дарств, которые в принципе имеют только две главные разновидности - республиканскую и монархическую.
Как мы уже отмечали, республиканская форма правления возникла еще в античную эпоху, но наибольшее распространение получила уже в Новое и Новейшее время. Важно отметить, что в процессе крушения колониальной системы подавляющее большинство освободившихся стран приняло республиканскую форму правления. Республиками были провозглашены и такие тысячелетние монархии как Египет, Эфиопия, Иран, а также Афганистан, Тунис, Ливия и др. В итоге в 1990 г. в мире было уже 127 республик, а после распада СССР, СФРЮ и Чехословакии их общее число приблизилось к 150. Это означает, что республиканскую форму правления имеют 4/5 всех независимых государств современного мира.
При республиканском строе законодательная власть обычно принадлежит парламенту, избираемому всем населением страны, а исполнительная - правительству. При этом различают президентскую и парламентскую (парламентарную) республики.
В президентской республике президент, являющийся главой государства, а зачастую и главой правительства, наделен особенно большими полномочиями. Таких республик в мире более 100. Особенное распространение они получили в Африке, где их 45 (например, Алжир, Египет, Нигерия, Зимбабве, ЮАР) и в Латинской Америке, где их 22 (например, Мексика, Бразилия, Венесуэла, Аргентина). В зарубежной Азии президентских республик заметно меньше (например, Сирия,
Иран, Пакистан, Индонезия, Филиппины), а в зарубежной Европе - еще меньше (например1, Франция, Хорватия). Наиболее ярким примером типично президентской республики можно считать Соединенные Штаты, где президент, как вы знаете, является главой администрации. Отметим также, что президентские республики существуют и во всех странах СНГ. При этом некоторые из них, включая Россию, иногда называют суперпрезидентскими, поскольку их конституции предоставляют президенту особенно большие права.
Парламентская республика основывается на формальном принципе главенства парламента, которому подотчетна и исполнительная власть (правительство). Роль президента в таких республиках значительно меньше, а главной политической фигурой является премьер-министр. Парламентские республики наиболее характерны для зарубежной Европы (например, ФРГ, Италия, Австрия, Финляндия, Болгария), но они есть и в зарубежной Азии (например, Китай, Индия, Израиль). Можно добавить, что Китай, Вьетнам, КНДР и Кубу, несмотря на распад мировой социалистической системы, и ныне было бы правильнее всего относить к категории социалистических республик. На современной политической карте они остаются своего рода осколками этой системы.
Монархическая форма правления возникла, как мы уже говорили, еще в эпоху Древнего мира, но наибольшее распространение получила в Средние века и в Новое время. Можно сказать, что это тоже своего рода пережиток феодализма на современной политической карте мира. Число монархий остается довольно стабильным, их всего 30 (табл. 6).
Факты образования новых монархий в Новейшее время очень редки, во всяком случае за последние десятилетия их было всего два. Во-первых, в Испании, где монархия, свергну- таяв 1931 г., была восстановлена в 1975 г. после смерти главы испанского государства (каудильо) Франко. Во-вторых, в Камбодже, где после 23-летнего перерыва в 1993 г. королем снова стал Нородом Сианук. Обычно власть монарха передается по наследству, но в Малайзии и в Объединенных Арабских Эмиратах монарха избирают каждые пять лет из числа местных султанов и шейхов.
При знакомстве с таблицей 6 вы можете обратить внимание, во-первых, на то, что монархий больше всего в Азии (14)
Таблица 6
Страны мира с монархической формой правления


Страны

Форма правления

Страны

Форма
правления

Зарубежная Европа

Андорра

Княжество

Лихтенштейн

Княжество

Бельгия

Королевство

Люксембург

Великое
герцогство

Ватикан

Теократическая
монархия

Монако

Княжество

Великобритания

Королевство

Нидерланды

Королевство

Дания

Королевство

Норвегия

Королевство

Испания

Королевство

Швеция

Королевство

Зарубежная Азия

Бахрейн

Эмират

Оман

Султанат

Бруней

Султанат

Объединенные
Арабские />Эмираты

Эмират

Бутан

Королевство

Саудовская
Аравия

Королевство

Иордания

Королевство

Таиланд

Королевство

Камбоджа

Королевство

Япония

Империя

Катар

Эмират

Непал

Королевство

Кувейт

Эмират

Малайзия

Султанат

Африка

Океания

Лесото

Королевство

Тонга

Королевство

Марокко

Королевство

Свазиленд

Королевство

и в Европе (12); в Африке их всего 3, в Океании - 1, а в Америке - ни одной. Во-вторых, на то, что среди монархий встречаются империи, королевства, герцогства, княжества, султанаты, эмираты. Но чаще их подразделяют на конституционные, или ограниченные, и абсолютные монархии.
Подавляющее большинство существующих ныне монархий относится к конституционным (ограниченным) монархиям, где реальная законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная - правительству, тогда как монарх, по выражению И.А. Витвера, «царствует, но не правит». Монархический строй сохраняется в них в качестве своеобразной, иногда тысячелетней, традиции, зачастую напоминающей о былом величии «короны». К числу конституционных относятся все монархии Европы и Африки и большинство монархий Азии. Но чаще всего в качестве классического примера такой ограниченной монархии приводят Великобританию.
Королева Великобритании Елизавета II «царствует, но не правит» с 1952 г. С монархическими символами граждане этой страны встречаются, что называется, на каждом шагу. Страной правит «правительство ее Величества», законы объявляют «именем королевы», деньги печатает королевский монетный двор, письма доставляет королевская почта и т. д. На званых обедах первый тост обычно произносят за королеву, английский гимн начинается со слов «Боже, храни королеву», на любой почтовой марке обязательно помещается ее силуэт. Номинально британская королева обладает немалой политической властью. Она созывает и распускает парламент, назначает и смещает премьер-министра, утверждает принятые парламентом законы, жалует награды и звания, объявляет помилование. Однако во всех этих случаях она руководствуется советами и решениями парламента и правительства. Можно добавить, что королева Елизавета II относится к числу самых богатых людей своей страны.
Может быть, кто-то из вас помнит, что в начале своей карьеры Алла Пугачева прославилась исполнением песни «Жениться по любви не могут короли». В принципе это действительно так, поскольку династические браки в Европе обычно заключаются не по любви, а по взаимной договоренности. Но бывают и исключения. Например, король Эдуард VIII, вступивший на британский престол в 1936 г. после смерти Георга V, в том же году женился по любви на дважды разведенной американке. Но после этого в результате дворцового кризиса ему пришлось отречься от престола в пользу своего младшего брата. Так королем Великобритании стал Георг VI - отец Елизаветы II. Выходит, что не произойди этот инцидент, она не стала бы королевой, и вся послевоенная история Англии могла бы стать другой.
Еще одним примером того, как в конституционной монархии монарх «царствует, но не правит» может служить Япония, где согласно конституции монарх (император) является символом государства и единства нации, гарантом свобод народа. Но он не принимает непосредственного участия в политической жизни страны, и его роль в основном сводится к выполнению протокольных функций.
Любопытно и то, что в Японии принято несколько систем летосчисления, причем одна из них ведется по времени правления очередного императора. Так, особое летосчисление было установлено для правления императора Хирохито, которое продолжалось с 1926 г. по 1989 г., а с 1989 г. идет отсчет времени правления его сына императора Акихито. Эта эпоха получила название «хэйсэй», что можно перевести как «установление всеобщего мира на Земле и в небесах».
Продолжая эту тему, хотелось бы добавить, что в литературе вы можете встретить сравнение конституционных монархий, например, в Великобритании, Швеции, Дании, Норвегии, Испании, Японии, с президентскими республиками Латинской Америки и тем более Африки по уровню демократичности. Оказывается, что в конституционных монархиях этот уровень зачастую значительно выше. Поэтому считать, что республиканская форма правления всегда прогрессивнее монархической, было бы явно ошибочно.
Однако наряду с большинством демократических конституционных монархий на политической карте мира сохраняется еще несколько абсолютных монархий, политические режимы которых демократическими никак не назовешь. Все эти монархии (Саудовская Аравия, Оман, ОАЭ, Катар) расположены на Аравийском полуострове. В Саудовской Аравии глава государства (король) осуществляет и законодательную, и исполнительную власть, является премьер-министром, главнокомандующим вооруженными силами и верховным судьей. Органы власти формируются в основном из членов королевской семьи, которых в общей сложности насчитывается несколько тысяч. В Омане вся полнота законодательной и исполнительной власти также принадлежит султану, как главе государства. Султан является премьер-министром, министром обороны, иностранных дел, финансов, верховным главнокомандующим. Конституции в этой стране нет. Объединенные Арабские Эмираты состоят из семи эмиратов, каждый из которых представляет собой абсолютную монархию. В Катаре тоже вся власть принадлежит местному эмиру.
Своеобразная разновидность абсолютной монархии - теократическая монархия (от греч. theos - бог и kratos - сила). В такой монархии глава государства одновременно является и его религиозным главой. К числу теократических монархий обычно относят королевство Саудовскую Аравию и султанат Бруней, да и в Иране, несмотря на наличие поста президента, главой государства считается духовный лидер - аятолла. Но, конечно, классический пример такой монархии - город-государство Ватикан, в котором верховная законодательная, исполнительная и судебная власть находятся в руках Папы Римского, избираемого коллегией кардиналов пожизненно. В 1978-2005 гг. этот пост занимал 264-й по счету папа Иоанн Павел II, а после его смерти понтификом, т. е. главой римско- католической церкви стал папа Бонифаций XVI.
Чтобы закончить характеристику форм правления, упомянем еще раз о Содружестве, возглавляемом Великобританией. Большинство его членов имеет одну из двух традиционных форм правления - это либо республики, либо монархии. Наряду с этим 16 стран Содружества (например, Канада, Австралия, Новая Зеландия, многие небольшие островные государства) не относятся ни к тем, ни к другим, а просто признают главой королеву Елизавету II. />Перейдем теперь к рассмотрению форм административно- территориального устройства стран мира. Такое устройство, находящее выражение прежде всего в сетках административно-территориального деления (АТД) может формироваться под воздействием нескольких факторов или подходов, главные из которых - исторический и этнокультурный. Исторический подход можно продемонстрировать на примере стран Западной Европы, где основу АТД нередко составляют те исторические области и провинции, которые в Средние века, да и в Новое время были самостоятельными государствами - например, Саксония, Тюрингия, Бавария, Баден-Вюртемберг в Германии или Ломбардия, Тоскана, Пьемонт в Италии. Этнокультурный подход чаще встречается в многонациональных странах. Например, в Индии при определении границ штатов в первую очередь учитывались именно этнические границы. Этот принцип широко использовался и при формировании АТД бывшего СССР. На практике исторический и этнокультурный подходы нередко совпадают, сочетаясь в свою очередь с рубежами природного характера (речными, горными и др.). А бывало и так, что административные границы проводились в основном по параллелям и меридианам. Примером такого рода могут служить Соединенные Штаты (рис. 30).

Рис. 30. Границы штатов континентальной части США (по В. А. Колосову).
Границы штатов: 1 - по рекам; - по горным хребтам; - по меридианам и параллелям

Страны мира сильно различаются также по степени дробности своего АТД. Очень дробное АТД имеют, например, Франция (100 департаментов, включая 4 заморские), Россия (86 субъектов федерации). К странам со средним уровнем дробности АТД можно отнести США (50 штатов), Испанию (50 провинций), Японию (47 префектур), Индию (28 штатов и 7 союзных территорий). А вот в Германии даже после объединения страны всего 16 земель, в Австрии - 8, в Австралии 6 штатов и 2 территории. Некоторые страны в последнее время стали проводить политику разукрупнения своего АТД (например, Индия), а некоторые наоборот - укрупнения (например, Россия).
Различают две главные формы административно-территориального устройства стран мира - унитарную и федеративную.
Унитарное государство (от лат. unitas - единство) - такая форма административно-территориального устройства, при которой в стране действует одна конституция, существуют единые органы законодательной, исполнительной и судебной власти, а входящие в ее состав административные единицы не пользуются сколько-нибудь значительным самоуправлением. Унитарных государств в мире подавляющее большинство. Это относится к зарубежной Европе, где примерами таких государств могут служить Великобритания,

Франция, Италия, Швеция, Польша. В зарубежной Азии из 38 независимых государств 33 имеют унитарное административно-территориальное устройство. В Африке и Латинской Америке унитарные государства также преобладают.
Федеративное государство (от лат. foederatio - союз, объединение) - такая форма административно-территориального устройства, при которой наряду с едиными, федеральными, органами власти и законами, существуют более или менее самоуправляемые административные единицы - республики, штаты, провинции, земли, кантоны, территории, федеральные округа, обладающие собственными органами законодательной и исполнительной власти, хотя и «второго порядка» по сравнению с федеральными. Так, в США каждый штат имеет свой законодательный (законодательное собрание) и исполнительный (губернатор) органы, структура и компетенция которых определены конституцией данного конкретного штата. Законодательство в разных штатах также может различаться довольно сильно. В большинстве федеративных государств парламенты состоят из двух палат, одна из которых обеспечивает представительство республик, штатов, провинций и т. д. Например, в США это сенат, в ФРГ бундесрат, в Индии - Совет Штатов, в России - Совет Федерации.
Общее число федеративных государств на современной политической карте мира не очень велико - их всего 24 (табл. 7). К тому же число это относительно стабильно. Впрочем, примеры появления новых федеративных государств тоже можно привести: Бельгия стала федерацией в 1993 г., Эфиопия - в 1998 г.
По таблице 7 видно, как федеративные государства распределяются по крупным регионам мира. Обратите внимание также на то, что федеративное устройство находит отражение и в официальных названиях многих из них.
Некоторые представители отечественной политической географии разрабатывают вопрос о типологии федеративных государств. Например, В.А. Колосов предложил выделять западноевропейский, североамериканский, латиноамериканский, афро-азиатский, нигерийский и островной типы федераций. Но мы не будем подробно их рассматривать. Ограничимся лишь констатацией того, что федеративная форма АТД характерна прежде всего для многонациональных или по крайней мере двухнациональных государств. Примерами такого рода могут
Страны мира с федеративным административно-территориальным
устройством
Таблица 7


Регион

Страна

СНГ

Российская Федерация

Зарубежная Европа

Австрийская Республика Королевство Бельгия Босния и Герцеговина Федеративная Республика Германия Швейцарская Конфедерация

Зарубежная Азия

Республика Индия Малайзия Союз Мьянма
Объединенные Арабские Эмираты Исламская Республика Пакистан

Африка

Федеративная Исламская Республика Коморские Острова Федеративная Республика Нигерия Федеративная Демократическая Республика Эфиопия
Южно-Африканская Республика

Северная Америка

Канада
Соединенные Штаты Америки

Латинская Америка

Аргентинская Республика Федеративная Республика Бразилия Боливарская Республика Венесуэла Мексиканские Соединенные Штаты Федерация Сент-Китс и Невис

Австралия и Океания

Австралийский Союз Федеративные Штаты Микронезии

служить Россия, Швейцария, Бельгия, Индия, Нигерия, Канада. И все же большинство существующих ныне федераций - это страны с более или менее однородным национальным (этническим) составом населения. Следовательно, возникновение этих федераций отражает не столько национально-этнические, сколько историко-географические особенности их развития.^
Добавим также, что разновидностью федерации фактически является конфедерация, члены которой сохраняют за собой формальный суверенитет и право выхода из такого добровольного объединения. Несколько подобных конфедераций существовало в мире в Новое и Новейшее время. Но в начале XXI в. статус конфедерации сохранился только у Швейцарии. Кстати, первые три кантона этой страны объединились в конфедерацию еще в 1291 г.
Нельзя не отметить и то, что в федеративных государствах со сложным национально-этническим составом чаще встречаются конфликтные внутриполитические ситуации, находящие отражение на политической карте мира. Но этот вопрос мы рассмотрим в следующей лекции.
Контрольные вопросы Какие политические режимы существуют в современном мире и каковы их характерные черты? Что собой представляет республиканская форма правления и как она представлена на современной политической карте мира? Что собой представляет монархическая форма правления и как она представлена на современной политической карте мира? Объясните, в чем заключается различие между унитарной и федеративной формами административно-территориального устройства стран и как они представлены на современной политической карте мира.

Форма правления является главным признаком государственного устройства страны. Основные формы правления стран мира: республика и монархия.

Республика – форма государственного правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству. Республиканская форма правления возникла ещё в древности (Афинская демократическая республика, Спартанская аристократическая республика), но наибольшее распространение получила в периоды Новой и Новейшей истории.

Различают президентскую республику, где президент возглавляет правительство и наделён очень большими полномочиями (США, Россия, ряд стран Латинской Америки). И парламентскую республику, где роль президента меньше, а правительство возглавляет премьер- министр (ФРГ, Италия, Индия).

Особая форма государственного правления – социалистическая республика, которая возникла в ряде стран в результате социалистических революций. Её разновидности: Советская республика и народно-демократическая республика (Китай, КНДР, Куба).

Монархическая форма правления возникла в условиях рабовладельческого строя. При феодализме стала основной формой правления. Различают три вида монархий.

Подавляющее большинство существующих ныне монархий – конституционные, где законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная правительству, тогда как монарх «царствует», но не правит (Великобритания, Норвегия, Швеция). Однако политическое влияние монарха заметно.

Абсолютная монархия это форма правления, при которой правительство или другие органы власти ответственны лишь перед монархом как главой государства (Саудовская Аравия, Арабские Эмираты, Оман, Бруней).

Ещё одна из монархических форм правления – теократическая монархия, где глава государства является и религиозным главой (Ватикан).

Особой формой правления образуют государства входящие в состав Содружества, возглавляемого Великобританией. Содружество это добровольное объединение суверенных государств, каждое из которых осуществляет собственную политику. Сотрудничая с другими членами с целью « содействия благополучию народов». В состав Содружества входят бывшие британские доминионы – Канада, Австралия, Новая Зеландия и т. д.

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА (АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ)

Таблица 7. Основные формы государственного устройства

Унитарное Федерация Конфедерация Прочие
- единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые не обладают признаками государственного суверенитета. Административно-территориальные единицы в составе федерации имеют определенную политическую и экономическую самостоятельность. Члены конфедерации, сохраняя свою формальную независимость, имеют собственные органы государственной власти, но и создают объединенные органы для координации военных и внешнеполитических действий конфедерации. Содружество - более аморфное, чем конфедерация, объединение государств. Члены Содружества полностью суверенные государства. Сообщество государств - создается на основе межгосударственного договора, усиливает межгосударственные связи стран.
Большинство государств мира: Китай, Чехия, Швеция, Египет и др. cм. табл. "Страны с федеративным административно- территориальным устройством" Швейцария СНГ

Таблица 8. Страны мира с федеративным административно-территориальным устройством

Российская Федерация Африка: Австралия и Океания:
Зарубежная Европа: Федеративная Исламская Республика Коморские острова Австралийский Союз
Молдова Федеративная Республика Нигерия Федеративные Штаты Микронезии
Австрийская Республика ЮАР Америка:
Королевство Бельгия Зарубежная Азия: Федеративная Республика Бразилия
ФРГ Грузия Республика Венесуэла
Швейцарская Конфедерация Республика Индия Канада
Союзная Республика Югославия Малайзия Мексиканские Соединенные Штаты
Испания Союз Мьянма США
ОАЭ
Союзная Республика Пакистан

Федеративные государства, которых в мире насчитывается около 20, создавались, главным образом, на основе этнических или национальных различий (РФ, Швейцария, Индия, Пакистан, Мьянма, Нигерия) или с учетом исторических особенностей становления государственности (США, Канада, Мексика, Бразилия, Венесуэла, ФРГ, Австралия, Федерация Микронезии).

Государственное устройство страны характеризуют государственный строй, идеологическая ориентация, политическая структура, форма управления территориями.
По государственному строю большинство современных стран - республики. В них высшие органы власти - парламент и президент - избираются народом. Такая демократическая форма правления сложилась в Европе и Америке в ΧΙΧ в., а в ΧΧ в перенесена, нередко искусственно, на другие.континенты. Республики бывают президентскими (правительство формирует президент), президентско-парламентскими (правительство формируется совместно) и парламентскими (правительство формирует парламент).
Конституционные монархии, где власть короля ограничена конституцией, сохранены в Великобритании, Дании, Швеции, Норвегии, Испании, Нидерландах, Бельгии, Люксембурге, Лихтенштейне, Монако, Японии, Таиланде, Малайзии, Непале, Бутане, Иордании, Бахрейне, Марокко, Лесото.
В развитых странах король является лишь символом государства и единства нации, а в остальном (выборы парламента, премьер-министра и т.д.) действуют те же правила, что и в республиках. Абсолютные монархии, где власть монарха практически неограниченна, сохраняются в Аравии (Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, ОАЭ, Оман) и в Брунее. Во время Французской революции был казнен король, уничтожалось дворянство (убито 10% населения, включая 0,5 млн. детей). Глядя на соседей, англичане решили, что обучение и воспитание мальчика или девочки для последующего выполнения королевских обязанностей обойдется народу гораздо дешевле, чем издержки от злоупотреблений прорывающихся к власти «варягов», обычно нищих и жаждущих «обстроиться». И что люди с большим удовольствием будут подражать манерам, вкусам и речи короля, чем какому-нибудь неуравновешенному Вольтеру или Робеспьеру. И что в Библии говорится о Царстве Божьем, но никак не о республике. Разумен ли вывод англичан, а также голландцев и скандинавов, если за 200 лет с той поры у них не случилось никаких бунтов и революций?
По идеологической ориентации государства различаются на плюралистические (большинство), клерикальные и коммунистические. В плюралистических странах не дается преимуществ какой-либо конфессии (церкви), религия считается частным делом граждан, государственные посты могут занимать люди любых вероисповеданий, религиозные праздники государством не отмечаются. В клерикальных странах религия объявлена государственной, обязательно изучается в школах, высшие посты в госаппарате занимают люди данной конфессии, государственные органы участвуют в религиозных церемониях. Условия и безопасность проживания иноверцев в этих странах зависят от общей культуры конкретного народа и правящего режима.
Клерикальными являются все скандинавские страны (лютеранство), Великобритания (англиканство и пресвитерианство), Ватикан, Ирландия, Аргентина, Парагвай, Боливия, Перу, Эквадор, Коста-Рика, Гаити, Экваториальная Гвинея (католицизм), Греция (православие), почти все мусульманские страны (ислам), Таиланд, Камбоджа, Бутан (буддизм), Непал (индуизм). В Индонезии государственным объявлен монотеизм (единобожие). В Великобритании и скандинавских странах монарх является главой национальной религии. Ватикан и Саудовская Аравия - теократические монархии; в них главой государства является руководитель конфессии (римский папа и шейх ваххабитов). Разновидностью клерикализма и теократии можно считать коммунистические режимы, где государственная вера - марксизм.
По политической структуре государства различаются на однопартийные (диктатура одной партии), двухпартийные (соперничество двух крупнейших партий) и многопартийные (отсутствие преобладания какой-либо партии).
Древнегреческий философ Платон создал законченную теорию закономерной смены государственного управления: на смену приходящей в упадок аристократии появляется тимократия (политические права зависят от размеров имущества), ее сменяет олигархия (власть немногих), уступающая место демократии, которая в итоге вырождается в тиранию (единоличное правление). Его ученик Аристотель различает конституции на «правильные» (монархия, аристократия, полития) и «ошибочные» (тирания, олигархия, демократия). Максимальное приближение к идеальному строю дает полития - смешение демократических и олигархических элементов.
В наше время наиболее близким к идеальной модели Аристотеля оказывается государственный строй развитых стран с двухпартийной системой. Здесь две крупные политические партии составляют конкурирующую олигархию, а демократические выборы позволяют населению менять правителей. В Западной Европе эти две партии обычно представляют христиан и социалистов; первые гарантируют развитие общества в рамках христианской морали, вторые стремятся к «социальной справедливости»; те и другие вынуждены учитывать конкуренцию. В США две основные партии - республиканская и демократическая, но первая представлена преимущественно протестантами (граждане англосаксонского, немецкого, скандинавского происхождения), а вторая - католиками (лица ирландского, итальянского, польского происхождения); здесь конкурируют две христианские партии.
В странах с тоталитарной традицией - стремлением к государственному контролю над всеми сферами жизни, характерным для китайского, мусульманского и православного миров, - у власти успешно закрепляются однопартийные режимы. Это режимы коммунистические (Китай, Сев. Корея, Вьетнам, Лаос, Куба, еще недавно СССР и «народные демократии» Вост. Европы), исламские (Иран) или «исламского социализма» (Ирак, Сирия, Ливия, Алжир и др.). И однопартийность, и многопартийность в таких странах почти всегда вырождается в пожизненную диктатуру одного лидера (СССР, Китай, Сев. Корея, Туркмения).
Многопартийная система характерна для развивающихся стран и недавно освободившихся от метрополии или диктатуры. Мелкие политические партии представляют не народ в целом, а отдельные группы или слои населения со специфическими корыстными интересами. Потому типичны проволочки при принятии законов в парламенте, неустойчивость и частая сменяемость правительства, отсутствие твердого политического курса, ажиотаж на выборах, коррупция и злоупотребления властью, что сильно напоминает анархию.
Следствием являются стенания населения о «сильной руке» и скорое появление таковой из числа генералов или революционеров. Типичный пример - страны Латинской Америки. В многонациональных странах Африки и Азии партии представляют соперничающие этнические группы; их лидерами являются традиционные вожди, и правление любой из них сопровождается «перетягиванием каната» в пользу одного этноса.
По форме управления территориями государства делятся на унитарные (большинство) и федеративные (всего 20). Унитарное государство в своем составе не имеет самоуправляющихся территорий. В нем действует единая конституция, единая система органов государственной власти. Административные единицы обладают только исполнительной властью, но не законодательной. Унитаризация (прямое управление) выгодна в целях централизации власти, концентрации ресурсов, консолидации народа, но приводит к гипертрофическому росту столицы, делению страны на центр и периферию, игнорированию местных особенностей и интересов. По странам степень унитаризации различна. Например, равные по численности населения страны имеют: Франция - 96, Филиппины - 74, Турция - 67, Украина - 25, Иран - 24, Италия - 20 основных административных единиц. Чем больше провинций, тем сильнее зависимость населения от столицы: известный принцип «разделяй и властвуй».
Федеративное государство имеет самоуправляющиеся территории - республики, штаты, земли, провинции и т.п., которые обычно обладают собственной конституцией, флагом и гербом, самостоятельно формируют органы власти, но в главных вопросах (оборона, денежная система, налоги) подчиняющихся федеральному правительству. Федерализация - это система косвенного управления, учитывающая местные культурные, исторические и другие особенности. Она характерна для многонациональных или когда-то объединившихся стран. Современные федеративные государства - Россия, Германия, Австрия, Швейцария, Бельгия, Югославия, США, Канада, Мексика, Венесуэла, Бразилия, Аргентина, Австралия, ЮАР, Нигерия, Индия, Пакистан, Мьянма, Малайзия, ОАЭ. После референдума 1997 г. в разряд федеративных перешла Великобритания.



gastroguru © 2017