Стресс. Проявления эмоционального стресса

Эмоции и эмоциональный стресс

Эмоции – субъективно переживаемое отношение человека к различным раздражителям, фактам, событиям, проявляющееся в виде удовольствия, радости, неудовольствия, горя, страха, ужаса и т. д. Эмоциональное состояние часто сопровождается изменениями в соматической (мимика, жесты) и висцеральной (изменение частоты сердцебиения, дыхания и т. д.) сферах. Структурно-функциональной основой эмоций является лимбическая система, куда включают ряд корковых, подкорковых и стволовых структур мозга.

Формирование эмоций подчиняется определенным закономерностям. Так, сила эмоции, ее качество и знак (положительный или отрицательный) зависят от характеристик потребности и вероятности ее удовлетворения. Важную роль в эмоциональной реакции играет и фактор времени, поэтому короткие и, как правило, интенсивные реакции называют аффектами , а длительные и не очень выразительные – настроениями .

Низкая вероятность удовлетворения потребности обычно ведет к возникновению отрицательных эмоций , увеличение вероятности – положительных .

Эмоции выполняют важную функцию оценки события, предмета, вообще раздражения. Кроме того, эмоции являются регуляторами поведения, так как их механизмы направлены на усиление активного состояния мозга (в случае положительных эмоций) или его ослабления (при отрицательных). И, наконец, эмоции выполняют подкрепляющую роль при образовании условных рефлексов, причем основное значение в этом имеют положительные эмоции.

Негативная оценка какого-либо воздействия на человека, его психику может вызвать общую системную реакцию организма – эмоциональный стресс (напряжение), обусловленный отрицательными эмоциями. Он может возникнуть из-за воздействия, ситуации, которые мозг оценивает как негативные, потому что нет возможности от них защититься, избавиться. Следовательно, характер реакции зависит от личного отношения человека к событию.

В силу социальных мотивов поведения у современного человека большое распространение получили эмоциональные стрессы напряжения, вызываемые психогенными факторами (например, конфликтными отношениями между людьми). Достаточно сказать, что инфаркт миокарда в семи случаях из десяти вызывается конфликтной ситуацией.

На психическое здоровье современного человека заметное влияние оказало резкое снижение двигательной активности, что нарушило естественные физиологические механизмы стресса, конечным звеном которого и должно быть как раз движение.

При осуществлении стресса активизируются гипофиз и надпочечники, гормоны которых вызывают повышение деятельности симпатической нервной системы, в свою очередь вызывающих подъем работы сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем – все это способствует росту работоспособности человека. Эта начальная стадия стресса, стадия перестройки, мобилизующая организм на действие против стрессора, называется «тревогой ». В течение этой стадии основные системы организма начинают работать с большим напряжением. В этом случае при наличии патологии или функциональных нарушений в какой-либо системе она может не выдержать, и в ней произойдет срыв (например, если стенки кровеносного сосуда поражены склеротическими изменениями, то при резком увеличении артериального давления он может лопнуть).

На второй стадии стресса – «устойчивости » – секреция гормонов стабилизируется, активация симпатической системы сохраняется на высоком уровне. Это позволяет справиться с неблагоприятным воздействием и поддерживать высокую умственную и физическую работоспособность.

Обе первые стадии стресса представляют собой единое целое – эустресс – это физиологически нормальная часть стресса, способствующая адаптации человека к возникшей ситуации через повышение его функциональных возможностей. Но если стрессовая ситуация длится очень долго или стрессовый фактор оказался очень мощным, то адаптивные механизмы организма оказываются исчерпанными, и развивается третья стадия стресса, «истощения », когда снижается работоспособность, падает иммунитет, образуются язвы желудка и кишечника. Это патологическая форма стресса, и ее обозначают как дистресс.

Уменьшить стресс или его нежелательные последствия может движение , которое, согласно И.М. Сеченову, (1863), является конечным этапом любой мозговой деятельности. Исключение движения заметно сказывается на состоянии нервной системы, так что нарушается нормальное течение процессов возбуждения и торможения с преобладанием первого. Возбуждение, не находящее «выхода» в движении, дезорганизует нормальную работу мозга и течение психических процессов, из-за чего у человека проявляются депрессия, тревога, возникает чувство беспомощности и безнадежности. Такие симптомы часто предшествуют развитию ряда психосоматических и соматических заболеваний, особенно язв желудка и кишечника, аллергий, различных опухолей. Такие последствия особенно свойственны людям высокоактивным, которые капитулируют в кажущейся им безнадежной ситуации (тип А). И наоборот – если в условиях стресса прибегнуть к движению, то происходит разрушение и утилизация гормонов, сопровождающих сам стресс, так что его переход в дистресс исключается.

Другим способом защиты от негативных последствий стресса является изменение отношения к ситуации . Для этого необходимо снизить значимость стрессового события в глазах человека («могло быть и хуже»), что позволяет создать новый очаг доминанты в мозгу, который затормозит стрессовый.

В настоящее время особую опасность для человека представляет информационный стресс. Научно-технический прогресс, в условиях которого мы живем, породил информационный бум. Количество информации, накопленной человечеством, каждое десятилетие примерно удваивается, что означает необходимость усвоения каждому очередному поколению значительно большего объема информации, чем предыдущему. Но при этом не меняется мозг, которому для усвоения возросшего объема информации приходится работать со все большим напряжением, и развиваются информационные перегрузки. Хотя у мозга колоссальные возможности по усвоению информации и защиты от ее избытка, но в условиях дефицита времени на переработку информации это ведет к возникновению информационного стресса. В условиях же школьного обучения часто к факторам объема информации и дефицита времени присоединяется третий – мотивация, связанная с высокими требованиями к школьнику со стороны родителей, общества, учителей. Особые трудности при этом испытывают прилежные дети. Не меньшие информационные перегрузки создают и различные виды профессиональной деятельности.

Таким образом, условия современной жизни приводят к чрезмерно сильному психоэмоциональному напряжению, вызывающему отрицательные реакции и состояния, ведущие к срывам нормальной психической деятельности.

Существуют действенные средства самопомощи, которые испокон веков примелись при стрессе, раздражении, фрустрации, в ситуации, когда кто-то или что-то идет не так.

Этим советам самопомощи обучали физиотерапевты, массажисты и спортивные инструкторы.

Вот несколько советов по борьбе со стрессом и болезнями, которые хорошо помогают успокоиться и перестать нервничать.

Способ №1

Отвлекитесь на что-нибудь

Этот способ снять эмоциональное напряжение годится в тех случаях, когда вы пойманы в ловушку, загнаны в угол и сбежать никуда не можете. К примеру, сидите на планёрке и слушаете своего босса, внутренне закипая. Сбежать нельзя, но... Отвлечение при этом на созерцание чего-то постороннего, нейтрального и увлечение этим посторонним - лучший способ не накручивать себя по пустякам.

Например: «Какой, однако, у Маши маникюр... Интересно, как она его делала?»

Это работает только, если вы сами понимаете выгоду такой стратегии – не смотреть на гадость, не слушать гадости. Если же вам нравится кипятиться и лезть в споры – это ваше право.

Способ №2

Уйти из раздражающей ситуации

Вас что-то опечалило на чужом дне рождения? На пикнике? Вы не выносите какую-то группу, паблик, страницу в социальной сети? Вы мечтаете удалить из списка своих друзей неприятного человека?

Так, быстро вышли из группы навсегда. Забанили провокатора-спорщика, тролля, хама, дурака. Удалили свой профайл, если что.

Быстро вызвали такси, чмокнули хозяйку и едте домой – прочь с вечеринки, прочь с шашлыков, прочь из раздражающей вас ситуации.

Способ №3

Попейте водички

Вот это уже – коронный рецепт всех гениальных врачей-терапевтов, которые не подторговывают БАДами от фармкорпораций.

Стакан воды, выпитый не спеша, купирует все известные науки приступы. Первое, что предлагают человеку, которого скрутило что-то страшное - стакан воды. Выпитая вода запускает механизм самореабилитации организма. Чаще всего людям становится плохо по двум причинам:

  • истерика (симпато-адреналовый криз по-другому),
  • не замеченное вовремя обезвоживание организма.

Поскольку мы свой организм не слушаем и ОБЖ не учим, пьём целый день чай, кофе и газировку - обезвоживание есть у нас всех, и у вас оно есть тоже. Пойдите, выпейте прямо сейчас стакан воды, а потом читайте дальше.

Способ №4

Вовлекитесь в захватывающее, интересное дело

Этот способ годится в ситуации, когда вас не может «отпустить». Нужно перебить застревание на пережёвывании типа «А они, А я, А да ну их всех» чем-то улётным, пусть даже и глупым, и безвкусным. Чтением детектива. Компьютерной игрой. Просмотром комедии. Охотой и собирательством. Путешествием. Любым новым и интересным для Вас делом.

Вы должны быть вовлечены в интригу, в детектив, в стремительное развитие событий, в охоту, в игру, в кураж, в полёт.

Вы сами знаете, что может вас увлечь и позабавить. У каждого – это своё, индивидуальное.

Способ №5

Физическая разрядка

С этим способом знакомы все, но, как правило, его мало кто применяет на практике. Стремительная физическая разрядка, к которой относятся:

  • ходьба пешком,
  • заплыв,
  • генеральная уборка квартиры (можно – чужой),
  • секс,
  • уничтожение хлама,
  • работа в огороде,
  • танец,
  • мытьё полов
  • стирка руками

расслабляет перекрученные в узел мышцы и снимает стресс, фрустрацию фантастически эффективно.

Способ №6

Вступите в контакт с водой

Мытьё посуды – это бесплатный сеанс гипно-психо-терапии. Шум чистой бегущей проточной воды снимает нашу усталость и уносит с собой всю «грязь», не только бытовую.

Кроме мытья посуды существует общеизвестная классика:

  • примите ванну,
  • примите душ,
  • сходите в баню,
  • искупайтесь в море, реке или озеро
  • съездите на родник.

Способ №7

Позитивный рефрейминг стрессового события

О позитивном рефрейминге написано уже очень много. Поэтому просто приведем пример:

«Как хорошо, что так вышло, что этим летом я никуда не поеду! Наконец-то я похожу на курсы английского языка, на фитнес и ещё на курсы саморазвития! Когда бы ещё я позволила себе такую «бесполезную» роскошь? Да и летом везде мёртвый сезон и вокруг одни скидки. Так что я ещё и сэкономлю!»

Способ №8

Могло быть и хуже, другим ещё тяжелее

Вас не устраивает исход события? Представьте себе, что мог бы быть еще худший исход. Представьте себе, как плохо некоторым людям вокруг вас.

Вы считаете свою жизнь не устроенной с точки зрения ваших материальных возможностей? Посмотрите, как живут люди в Большинстве африканских стран. Вы недовольны своей внешностью? Посмотрите фильмы и репортажи о людях с реальными физическими недостатками. Вы недовольны своими родственниками? Посмотрите одну из множества передач по ТВ о некоторых семьях…

Если вы овладеете этим искусством и перестанете воротить нос от данной стратегии, то вам не нужна будет никакая психотерапия вообще.

Способ №9

Смех убивает всё страшное и страшно важное

Высмеивание, снижение, опошление чего-то надутого и важного – старинный рецепт человеческой культуры, начиная от неолита. Спасибо дедушке Бахтину за его термин «карнавально-смеховая культура». Почитайте, поинтересуйтесь.

Или посмотрите одну серию про приключения Губки Боба Квадратные Штаны. Когда он панически боялся выступать на школьном семинаре, умная белка подарила ему супер-очки. Надев эти очки, Губка Боб видел всех учеников и учительницу... в их трусах. Вот было смешно! Правда, от смеха, он так и не зачитал свой доклад.

Способ №10

Счёт до 10

Просто почитайте до десяти. Медленно. Контролируя свои вдохи и выдохи. Про себя, не вслух. Это рекомендация врачей и спортивных тренеров.

Считайте столько раз, сколько потребуется именно вам, чтобы успокоиться.

Способ №11

Поплачьте

Плач снимает стресс. Со слезной жидкостью организм покидают те токсичные вещества, которые образуются под влиянием гормонов стресса. Не можете плакать о своём - придумайте жалостливую тему и специально поплачьте над ней.

Способ №12

Вербализация всего, что на душе

Проговаривание или вербализация – облекание смутного «чего-то» в чёткие слова. Будет ещё лучше, если вы не просто проговорите, но и выпишите на бумагу то, что не дает вам покоя. Можно даже написать длинное письмо самому себе, вашему обидчику или какому-то важному для вас человеку.

Только никуда такое письмо не отправляйте. Суть метода в том, чтобы выговориться, но без последствий и продолжения ситуации!

Стресс – одно из эмоциональных и физических состояний, реакция организма на стрессовый стимул, который может носить как физический, так и эмоциональный характер. В этом случае пробуждаются все системы организма на борьбу с неблагоприятной для него ситуацией. Парадокс, что организм одинаково реагирует не только на отрицательные, но и положительные сильные эмоции.

Основные особенности развития и действия

Понятие об эмоциональном стрессе в психологической науке появилось не так давно, всего в1926 году. Ранее оно относилось к физике. А теперь внимание: в качестве характеристики распределения сил внутри предмета, которые воздействуют на него и приводят к деформации. В организме человека таким изменениям подвергаются основные системы – эндокринная, иммунная, нервная.

Парадокс, но развиваться стресс может как от положительных, так и от отрицательных эмоций. Физические реакции будут одинаковыми. Диагностируя стресс у больного, психологи отличают характер эмоций как специфические признаки, поскольку от этого зависит психологический фон на момент работы, и, соответственно, методы снятия последствий.

Психология отличает «негативный» стресс, называя его эмоциональным дистрессом. Человек в таком состоянии отличается ограниченной невменяемостью, он не способен быть объективным, болезненно реагирует на разного рода раздражители.

Течение стресса, если его не остановить, проходит 3 фазы:

  • Тревожность наблюдается 3-14 дней. На физическом уровне – повышение уровня адреналина, желез внутренней секреции, эндокринной системы.
  • Выработка кортикостероидов, большого количества глюкозы, происходит открытие резервов организма.
  • Резервы заканчиваются, начинаются негативные изменения физического состояния – головные боли, изменение работы ЖКТ, скачки артериального давления и прочее.

Далее могут появиться депрессивные состояния, хронические заболевания. Если на первой стадии организм позволяет человеку быстро решат серьезные проблемы, решительно принимать шаги, активно физически работать, то с каждой последующей стадией происходит отклонение к саморазрушению, поэтому так важно останавливать процесс на первой стадии.

Если стрессы не идут чередой, носят временный характер, организм справляется самостоятельно. Но в случае, если человек, особенно ребенок, не может выйти из стресса самостоятельно, необходимо обращение к специалистам. Обычно медикаментозное лечение ограничивается витаминами и успокоительными травами. Психологи работают с помощью бесед, подключается музыкотерапия, арт-терапия, гидротерапия, массажи. Важны регулируемые физические нагрузки.

Причины

Эмоциональный стресс отличается от физического только причинами возникновения. В дальнейшем физические реакции организма, как, впрочем, и психологические, практически одинаковы. Эмоции и эмоциональный стресс находятся очень близко. Слишком много эмоций – и организм не выдерживает психологических перегрузок.

Причинами стрессовых состояний могут стать такие сильные переживания, как:

  • смерть или серьезная хроническая болезнь близкого человека;
  • собственное тяжелое заболевание;
  • конфликтные ситуации в семье или трудовом коллективе;
  • резкие социальные, финансовые изменения способа жизни;
  • активация страхов или фобий.

Часто это накладывается на личностные особенности – мнительность, постоянное ощущение тревоги, импульсивность, и прочие. Однако это не является специальным условием. Каждый человек подвержен стрессам, только в зависимости от силы эмоций, личностных качеств и способности противостоять стрессовым реакциям, урон он состояния будет большим или меньшим.

Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний – противоположные факторы. Чем больше личность владеет собой, умеет управлять своими эмоциональными состояниями, тем выше у нее стрессоустойчивость. Не стоит смешивать регуляцию со сдерживанием эмоций глубоко в себе. Это приводит не просто к стрессам – к депрессивным состояниям.

Следует отметить, что психоэмоциональный стресс по своей силе и влиянию на жизнь взрослого человека во многим зависит от того, насколько эмоционально насыщенным и сложным было его детство.

Последствия

Стресс эмоциональный, как и физический, включает защитные силы организма. Главная проблема состояния — нарушение внутреннего баланса всех систем. Во время длительного стресса или их чреды происходит:

  • Изменение гормонального фона, что серьезно сказывается на эндокринной системе, общем иммунитете, работе сердечно-сосудистой системы и ЖКТ. В результате при отсутствии заболевания человек чувствует себя абсолютно больным с соответствующими симптомами.
  • Снижается способность к регенерации. Подавленность иммунной системы приводит к замедлению процесса на 25%.
  • Изменение гормонального фона особенно серьезно влияет на детей. У них наблюдается остановка роста и общего развития всех систем.
  • Психоэмоциональный стресс, стимулируя излишнюю активность нейронов, приводит к необратимым нарушениям в головном мозгу, приводя к нарушениям краткосрочной памяти.
  • Изменение метаболизма становится причиной ожирения.

Особенность детских состояний

Дети отличаются повышенной эмоциональностью. Поскольку эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний тесно связаны между собой, а опыта регулирования у малышей нет, они легко подвергаются нарушениям и получают при этом непоправимый вред для физического и психического состояния. Кроме того, это сказывается на их взрослой жизни, грозя перерасти в серьезные психологические заболевания.

Эмоциональный стресс у детей в 4 раза повышает развитие болезней сердечно-сосудистой системы, у 10-25% вызывает хронические заболевания, и это только небольшая часть негатива, которым грозит стрессовое состояние для ребенка. Признаками такового становятся:

  • резкие перепады настроения;
  • нарушения сна;
  • снижение концентрации внимания (о нем может свидетельствовать резкое снижение успешности в учебе);
  • замкнутость;
  • ночное недержание мочи;
  • новые вредные привычки – грызть ногти или карандаш, прикусывать губу, накручивать локоны на пальцах или ковырять в носу;
  • новые страхи и фобии;
  • боли в области головы и ЖКТ.

У старших детей, подростков, может развиваться агрессивность, лживость. При наблюдении подобных признаков, необходимо срочно обратится к психологу, поскольку без адекватной помощи время может быть упущено, и у ребенка появятся необратимые изменения организма на физическом и глубоком психологическом уровне. Детей нельзя держать в постоянном напряжении, это особенно касается учебного процесса.

К причинам, которые могут подвергнуть ребенка стрессу, относятся переезд, начало учебы или детский сад, экзамены и собеседования, проблемы в коллективе, развод родителей или их ссоры, переезд близких друзей, длительное увлечение агрессивными компьютерными играми. Переживания родителей поразительно быстро отображаются на их детях. Редко дети могут осознать причины своего подавленного настроения, оно может быть просто зеркальным отображением взрослой жизни своей семьи.
Профилактика

В психологии существует мнение, что стрессов можно избежать, если придерживаться профилактики возникновения негативных эмоций. Конечно, не всех проблем можно избежать, но ежедневных бытовых и профессиональных – точно. Для этого существует снятие эмоционального напряжения путем:

  • активной социальной жизни;
  • режима сна;
  • здорового питания, включающего антистрессовые компоненты;
  • наличия хобби;
  • религиозности или чтения мантр;
  • чтения книг;
  • регулярных физических нагрузок;
  • творческой деятельности в любых проявлениях;
  • наличием в доме животных и комнатных растений;
  • регулярного общения с природой.

Примечательно, что такая профилактика одинаково действенна и в отношении взрослых, и в отношении детей. Это говорит о том, что можно время, отведенное на профилактику негативных переживаний проводить всей семьей, укрепляя связи, создавая прочные и положительные отношения. Выезды на природу всей семьей, туристические походы, особенно пешие и велосипедные, позволяют совместить спокойные положительные эмоции, умеренные физические нагрузки, красивые пейзажи и приятное общение. Таким образом в сбалансированное состояние приходят организмы всей семьи.
Эмоциональный стресс и эмоции всегда находятся рядом. Психоэмоциональные напряжения излишней силы или длительного времени воздействия, приводят губительным последствиям. Профилактические меры способны снизить негативный эмоциональный фон и в значительной мере снизить вероятность проявления эмоционального стресса для организма.

Среди пополняющегося с каждым годом огромного количества научных публикаций, посвященных стрессу (в основном эти работы носят физиологическую и медицинскую направленность), в последние годы появляется все больше работ, касающихся психологических проявлений стрессовой реакции. Как отмечает в своем исследовании Л.А. Китаев-Смык, в библиотеке Интернационального института стресса собрано более 150 тысяч публикаций, посвященных данной проблеме.

В 1980 г. «фондом Селье» начато издание тематического журнала «Стресс».

Основными проблемами, которые обсуждаются как на страницах печатных изданий, так и на различных конференциях и психологических форумах являются: стресс и жизнь, социологические проблемы стресса, студенты и стресс, психолого-демографические проблемы стресса и т.д.

Психологическими расстройствами, наиболее часто связываемыми с чрезмерным стрессом, называются беспричинное состояние тревожности, маниакальные формы поведения, нарушения сна, депрессивные проявления и пр. Так, рядом исследователей доказано, что повышенный уровень тревожности может возникнуть в результате симптоматической и проприоцептивной импульсации на кору головного мозга.

Как отмечают Дж. Эверли и Р. Розенфельд, чрезмерное возбуждение, связанное со стрессом, восходящее через ретикулярную активирующую систему к лимбической области и неокортексу, приводит к возникновению неорганизованной и нефункциональной нервной импульсации, проявляющейся в наличии симптомов нарушения сна, неопределенной тревоги, а в некоторых случаях и мало целенаправленного маниакального поведения. При этом необходимо отметить, что активация психологической стрессовой реакции всегда предшествует проявлению диффузной беспредметной тревоги.

Еще одним психологическим проявлением чрезмерного стресса являются депрессивные реакции. Установлено, что стрессирующие события, приводящие человека к представлению о том, что он находится в безвыходном положении, ученые связывают с психофизиологическим стрессовым возбуждением. Активацией проявления этого стрессового возбуждения и является депрессия.

Существуют также данные, свидетельствующие о связи между стрессом и шизофренией (т.е. органическими изменениями мозга). Одна из бихевиористических гипотез шизофрении рассматривает это заболевание как нарушенный адаптивный механизм избегания при столкновении с провоцирующей тревогу ситуацией.

Вопросы для самоконтроля

    Каковы основные проблемы, обсуждаемые в области изучения психологии стресса.

    К каким функциональным расстройствам может привести стресс.

Эмоциональный стресс и механизмы его развития

Эмоции человека как фактор регуляции поведения. Наиболее изученным в области психологических проявлений стресса, является эмоциональный стресс. Вместе с тем, понять сущность эмоционального стресса невозможно не поняв сущности эмоциональных проявлений человека. Ведь эмоции непрерывно сопровождают жизнь человека, являются мощными стимулами в удовлетворении человеком как социальных, так и биологических потребностей. При этом необходимо отметить, что у большинства людей (в силу общественно-социального характера деятельности человека) наибольшего развития достигли социальные потребности, с которыми и связано большинство эмоциональных переживаний. Если цель достигнута и потребность, таким образом, удовлетворена, возникают положительные эмоции, которые способствуют, как отмечает в своем исследовании К.В. Судаков, прекращению целенаправленной деятельности и вызывают «состояние душевного покоя».

Если же потребность остается неудовлетворенной, то вполне естественно возникновение отрицательных эмоциональных состояний.

Как доказано физиологами и психофизиологами, от того, какие эмоции испытывает человек (положительной или отрицательной модальности), во многом зависит его душевное и физическое состояние.

Обращаясь к исследованиям, посвященным изучению эмоциональной сферы личности (работы Л.С. Выготского, В.П. Зинченко, А.Г. Ковалева, А.Н. Леонтьева, А.А. Люблинской, А.В. Петровского, П.М. Якобсон и др.) необходимо отметить, что в своих исследованиях ученые отмечают, что эмоции и чувства – это особый класс психических процессов, детерминированных воздействием окружающей среды.

Изучая особенности эмоционально-личностной сферы, в своих исследованиях ученые, в первую очередь, предпринимают попытку дать определение данному понятию. Так, А.А. Люблинская отмечает, что эмоции следует понимать как относительно кратковременные процессы, носящие отчетливо выраженный характер, т.е. ярко демонстрирующие отношение человека к различным ситуациям, к своей деятельности, к поступкам и т.д..

А.В. Петровский под эмоциями предлагает понимать непосредственное, временное переживание какого-нибудь более постоянного чувства и определяет эмоции как «душевное волнение, душевное движение».

Одним из фундаментальных исследований психологов в области изучения эмоций и чувств является исследование П.М. Якобсона. Изучив природу возникновения эмоций и чувств, ученый делает вывод о том, что первопричиной их возникновения являются потребности (на что мы указывали ранее). Развитие и изменение потребностной сферы, влечет за собой изменения и в сфере чувств и эмоций, изменение переживаний человека. Большое значение при этом имеет не только сила этих переживаний, но и их направленность. Переживания зачастую могут стать побудителем, мотивом поступка, активных действий человека.

Преобладание эмоций положительной или отрицательной модальности эмоций, как считает С.Л. Рубинштейн, будет оказывать влияние на все сферы жизни и деятельности формирующейся личности, на активацию всей системы отношений человека с миром. Причем, активность эту исследователь видит не только в проявлении активности мысли, но и в активных проявлениях эмоций и чувств. Чувственное познание ученый рассматривает не только как отправной пункт познания, но и как его необходимый компонент.

Позиции о регулирующей функции эмоций придерживается и Л.С. Выготский, который отмечает, что именно эмоции организуют поведение человека. По мнению исследователя, происходит это по аналогии с механизмом «стимул – реакция». Ученый полагает, что эмоции необходимо рассматривать как систему предварительных реакций, сообщающих организму ближайшее будущее его поведения и организующих формы этого поведения.

В исследованиях ученых предпринята попытка определить подходы к классификации эмоций и чувств человека (исследования Г.И. Батуриной, Б.И. Додонова, П.М. Якобсона). Так, за основу своей классификации П.М. Якобсон берет идею о том, что эмоции и чувства человека представляют собой синтез индивидуально-типического (врожденного) и социокультурного (приобретенного) опыта. Ученый отмечает, что чувства человека, будучи его личным «откликом» на окружающее, порождены в своем содержании прежде всего характером того явления, той стороны действительности, на которую они направлены. Затем они определяются характером того отношения, которое выработалось у людей к данной стороне действительности в процессе длительной общественной практики. И, наконец, они определяются природой индивидуальных потребностей человека. Исходя из этого автор предлагает различать чувства:

    по объекту действительности, на который они направлены (реальный, воображаемый и т.д.);

Вместе с тем, П.М. Якобсон предлагает в отдельную категорию выделять высшие чувства. К ним он относит: моральные , эстетические , интеллектуальные и праксические .

Проблеме классификации эмоциональных состояний посвящено и исследование Б.И. Додонова. Автор все эмоциональные состояния делит на специфические, которые отражают характер и состояние конкретной, определенной потребности, и неспецифические, которые выступают отражением общего состояния человека и характеризуют его потребностную сферу в целом. В свою очередь, к числу специфических эмоций ученый относит следующие десять эмоциональных состояний человека:

1. Альтруистические эмоции. Это переживания, возникающие на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям. Как отмечает автор, возможно, генетически эта потребность ведет свое происхождение из «родительского инстинкта». Альтруистические эмоции люди могут испытывать и не помогая другим реально, а лишь отождествляя себя в воображении с тем или иным благородным героем. Инвентарием альтруистических эмоций является желание приносить другим радость, чувство беспокойства за судьбу кого-либо, забота, сопереживание удачи и радости другого человека, чувство нежности или умиления, чувство преданности, чувство участия и жалости.

2. Коммуникативные эмоции. Эти эмоции возникают на основе потребности в общении. Однако автор указывает на то, что не любая эмоция, возникающая в процессе общения, может рассматриваться как коммуникативная. К коммуникативным эмоциям необходимо относить только те, которые обеспечивают реализацию потребности в эмоциональной близости с другими людьми. Инвентарием этих эмоций выделяется: желание общаться, делиться мыслями и переживаниями, найти им отклик, чувство симпатии, расположения, чувство уважения, чувство признательности, благодарности, чувство обожания, желание заслужить одобрение от близких и уважаемых людей.

3. Эмоции самоутверждения и честолюбия. Эти эмоции связаны с потребностью в самоутверждении, славе.

4. Праксические эмоции. Как отмечает Б.И. Додонов, термин «праксические чувства» введен в употребление П.М. Якобсоном, предложившим называть так переживания, вызываемые деятельностью, изменением ее в ходе работы, успешностью или не успешностью ее, трудностями ее осуществления и завершения. Инвентарием данного вида эмоций Б.И. Додонов выделяет следующие проявления: желание добиться успеха в работе, чувство напряжения, увлеченность работой, любование результатами своего труда.

5. Эмоции борьбы. По мнению автора, данные эмоции происходят от потребности в преодолении опасности, и инвентарием данных эмоций являются жажда острых ощущений, упоение опасностью, риском, решительность, чувство сильного волевого и физического напряжения, мобилизации своих физических и умственных способностей.

6. Романтические эмоции. По мнению исследователя, данные эмоции можно рассматривать как стремление к необычному, таинственному. Однако Б.И. Додонов отмечает, что чувство таинственности как типичная «романтическая эмоция» появляется у нас в связи не с любой тайной, а только там, где мы живо «ощущаем» свою включенность в число объектов, на которые распространяется действие загадочного фактора, особенно когда ему приписывается сознательная воля, одухотворенность. Чувство таинственного почти всегда включает в себя ожидание: вот сейчас что-то произойдет. Эти эмоции проявляются в стремлении к необычайному, неизвестному; ожидании чего-либо необыкновенного и очень хорошего, чувстве особой значимости происходящего и пр.

7. Гностические эмоции (или интеллектуальные чувства). По мнению исследователя, рядополагать данные категории не следует. Автор отмечает, что гностические эмоции человек связывает не просто с потребностью в получении любой новой информации, а с потребностью в «когнитивной гармонии». Суть ее в том, чтобы в новом, неизвестном отыскать знакомое, привычное, понятное, приведя, таким образом, всю наличную информацию к одному общему знаменателю. Инструментарием данных эмоций могут выступать: стремление чего-либо понять, проникнуть в сущность явления, чувство удивления или недоумения, чувство догадки и пр.

8. Эстетические эмоции. Несмотря на то, что данная категория чувств изучается давно, как отмечает Б.И. Додонов, вопрос о природе и даже о самом составе эстетических переживаний до настоящего времени остается еще далеко не выясненным. Сложность вопроса, по мнению исследователя, заключается в том, что эстетическое отношение к изображаемому проявляется через все другие чувства: радость, гнев, тоску, отвращение, страдание, горе и т.д. Однако неясно, что представляет собой эстетическое чувство в чистом виде, без тех чувств, которые ему сопутствуют.

9. Гедонические эмоции. Сюда относятся эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте. Инвентарием данных эмоций является: наслаждение приятными ощущениями от вкусной пищи, тепла и пр., чувство беззаботности, чувство веселья и пр.

10. Эмоции приобретения, накопления. Как отмечает автор, эти эмоции возникают в связи с интересом к накоплению, «коллекционированию» вещей, выходящему за пределы практической нужды в них. Возможно, эта страсть генетически родственна инстинктам животных, побуждающих их делать запасы на зиму.

Однако, как указывает Б.И. Додонов, данную классификацию можно назвать открытой и по необходимости дополнить новыми категориями эмоциональных переживаний.

Результатом психологических исследований также явилось изучение свойств эмоций: реактивность , то есть способность к ответной реакции на раздражители; острота и глубина воспринятого и переживаний; долговременность воздействия, когда человека длительное время не покидают его сильные переживания; устойчивость , результатом которой является сложность замены одних эмоций другими (особенно это касается детей дошкольного возраста); дифференцированность .

Системная организация эмоций и ее роль в поведении человека. Согласно теории функциональных система П.К. Анохина, эмоции играют решающую роль в организации целенаправленного поведения человека. Непрерывно «окрашивая» разные этапы поведения, эмоции, в первую очередь, как нами отмечалось выше, мобилизуют организм на удовлетворение ведущих биологических или социальных потребностей. Биологическая значимость эмоций не только сохранилась и закрепилась эмоциями, но и получила наибольшее развитие в поведенческой и трудовой деятельности человека. Это объективно обусловлено, в первую очередь, развитием социальных форм мотивации поведения и деятельности.

Биологический смысл эмоций, как полагают ученые, заключается в следующем. Эмоции позволяют субъективно оценить существующую в организме потребность, ее величину, качественные характеристики, позволяют определить в соотношении с биологическими или социальными потребностями как благоприятные, так и вредные для жизнедеятельности человека факторы, которые воздействуют на его организм. Именно эмоции позволяют из одновременно существующих в организме человека разнообразных потребностей выделить наиболее значимые и направить поведенческую активность человека именно на их удовлетворение.

По мнению К.В. Судакова, на основе потребности в мозге человека формируется мотивация (мотивация возбуждения), которая является специфическим информационным нейрофизиологическим эквивалентом существующей потребности. Мотивация как специфическое состояние мозга побуждает человека к действию, то есть к формированию целенаправленного поведения, которое, в конечном счете, призвано удовлетворить данную потребность.

Теория функциональной системы П.К. Анохина характеризует разные узловые механизмы поведенческой деятельности человека и позволяет определить те этапы поведения, которые сопровождаются отчетливыми эмоциональными реакциями.

По мнению ученого, наиболее эмоционально окрашенной необходимо считать первую стадию поведенческого акта – афферентный синтез , при котором в центральной нервной системе происходит взаимодействие комплекса мотивационных, обстановочных и пусковых стимулов на основе предшествующего опыта. Согласно «информационной теории эмоций» П.В. Симонова, степень выраженности эмоциональной реакции зависит от прогнозируемой вероятности удовлетворения существующей потребности. Как считает ученый, в том случае, если имеет место дефицит информации и предшествующий опыт человека не позволяет принять решение о целесообразном поведенческом акте, гарантирующем достижение необходимого результата, то в этом случае появляется отрицательная эмоциональная реакция, степень выраженности которой будет обратно пропорциональна вероятности достижения результата.

В том случае, когда на основе прежнего опыта при принятии решения прогнозируется абсолютная возможность достижения полезного результата, эмоциональные реакции не возникают и поведенческий акт приобретает автоматизированный характер.

Таким образом, уже при принятии решения организм прогнозирует в акцепторе результатов действия не только параметры будущего результата, но и вероятность его достижения.

Как отмечают П.В. Симонов и К.В. Судаков, анализ последующих этапов целенаправленного поведенческого акта свидетельствует, что наиболее выраженная отрицательная эмоциональная реакция возникает при «рассогласовании», несоответствии полученных результатов результату прогнозируемому и необходимому для удовлетворения биологической или социальной потребности человека. Как полагает К.В. Судаков, степень рассогласования и, следовательно, эмоциональная реакция при этом зависят от исходно прогнозируемой возможности достижения желаемого результата при помощи реализуемого поведенческого акта. Чем меньше исходно оцениваемая вероятность достижения результата, тем менее выражена реакция рассогласования и связанные с ней эмоциональные проявления.

Таким образом, необходимо отметить, что в стадии оценки результативности поведения наибольшая эмоциональность проявляется при максимальной уверенности в успехе.

Обращаясь к исследованиям П.К. Анохина, необходимо отметить, что своими работами ученый доказал, что в благоприятном для организма случае, когда параметры достигнутого результата соответствуют свойствам акцептора результата действия, возникает эмоция положительной модальности, которая как бы «венчает», является завершением удачного поведенческого акта, особенно в том случае, когда исходно существовала и прогнозировалась не абсолютная вероятность достижения приспособительного результата.

Сильные отрицательные эмоции, следовательно, возникают в процессе формирования поведения при малой вероятности удовлетворения потребности и неэффективности поведения или, когда на пути к поставленной цели появляются определенные препятствия. При этом возникает конфликтная ситуация, не позволяющая привести к положительному достижению поведенческого результата.

Вместе с тем, как полагают ученые, исследующие данную проблему, чем сильнее отрицательные эмоции на стадии формирования и реализации поведения, тем более выраженными будут положительные эмоции в случае успешного завершения поведенческого акта и удовлетворения доминирующей потребности.

Вместе с тем, необходимо отметить, что эмоции положительной модальности не могут возникать без предшествующих им отрицательных эмоций. В естественных условиях стремление человека к положительным эмоциям означает формирование под стимулирующим влиянием отрицательных эмоций такого целенаправленного поведения, с помощью которого, несмотря на большое число препятствий, все же удается достигнуть необходимого или желаемого результата.

Изложенное выше свидетельствует о том, что эмоции сопровождают разные стадии системной организации поведенческих актов: процесс афферентного синтеза, принятия решения и оценки результативности поведения (при сравнении обратной афферентации от результата с акцентом результатов действия). В процессе целенаправленного поведенческого акта, между положительными и отрицательными эмоциями существует определенная взаимосвязь. Эмоции представляют собой специфическое субъективное состояние человека, целиком (как качественно, так и количественно) зависящее от характера социальной или биологической потребности, возможности и реальности ее удовлетворения при целенаправленном поведении и характеризующееся комплексом соматовегетативных реакций. Основной биологический смысл эмоций заключается в том, что они способствуют достижению поведенческого результата и связанного с ним удовлетворения социальной или биологической потребности. Данные идеи были положены в основу синтетической теории возникновения положительных и отрицательных эмоциональных реакций на разных этапах поведения, разработанной Е.А. Юматовым.

Эмоциональный стресс: общая характеристика . Как отмечалось выше, впервые представление о стрессе как общем неспецифическом адаптационном синдроме организма было сформулировано в работах Г. Селье. По определению ученого, стресс – это реакция напряжения, возникающая как неспецифический ответ организма на действие чрезвычайных, неблагоприятных факторов среды – стрессоров, – которыми являются различные болезнетворные, токсичные и чужеродные вещества, физические факторы и пр. По мнению Г. Селье, стресс по своей биологической природе имеет адаптационную направленность и активирует защитные механизмы организма человека для предотвращения патогенного воздействия на него со стороны этих неблагоприятных факторов. Как было отмечено выше, стресс характеризуется рядом последовательно сменяющих друг друга стадий (состояний):

  • резистентности;

    истощения, после чего может наступить гибель организма.

Наряду с общим понятием о стрессе в науке сформировалось представление об эмоциональном стрессе как первичной психоэмоциональной реакции субъекта на действие стрессоров, которая также характеризуется комплексом неспецифических (по отношению к инициирующему фактору) проявлений.

Основы представлений об эмоциональном стрессе заложены У. Кенноном и впоследствии развиты К. Леви. В их исследованиях показано, что при эмоциональном стрессе активируются симпатико-адреналовые механизмы, которые на определенном этапе развития стресса несут адаптационную функцию, а затем, в случае последовательного развития фаз стресса, переходят в свою противоположность, характеризующуюся нарушением соматовегетативных функций.

Таким образом, необходимо отметить, что уже в первых исследованиях, посвященных изучению эмоционального стресса, обнаружена его двойственная природа, проявляющаяся, с одной стороны, в адаптационном, а, с другой – в патогенном значении.

Если касаться отечественных исследований, то необходимо отметить, что проблема эмоционального стресса (история становления и развития научных представлений об эмоциональном стрессе, его механизмах, предпосылках его развития и т.д.) подробно раскрывается в работах К.В. Судакова и Е.А. Юматова. В качестве методологической основы своих исследований эмоционального стресса учеными используется функциональный подход, предложенный П.К. Анохиным.

В отличие от рефлекторного подхода, теория функциональных систем фиксирует внимание не на физиологических реакциях, возникающих в ответ на действие соответствующих раздражителей, а на достижении организмом адаптивных результатов. Именно на основе теории функциональных систем сформулировано представление об определяющей роли конфликтной ситуации в генезисе эмоционального стресса. Необходимо отметить, что под конфликтной понимается такая ситуация, при которой субъект при наличии у него сильной потребности длительное время не может ее удовлетворить. Систематическая неудовлетворенность потребности и связанная с этим неудовлетворенность результатами поведения, обусловленные отсутствием возможности достижения субъектом приспособительного результата, порождает длительное непрерывное отрицательное эмоциональное напряжение, которое ученые и обозначают как эмоциональный стресс. При этим эмоциональные реакции утрачивают свой адаптивный характер и в результате суммирования вызывают, стимулируют нарушение физиологических функций организма, что приводит к возникновению различных психосоматических заболеваний.

Таким образом, анализ исследований, посвященных психологии эмоций, позволяет сделать вывод о том, что слабые, короткие по времени и разнообразные эмоции, приводящие к несильным стрессам, могут оказывать позитивное воздействие практически на все органы и системы организма. Учеными даже вводится термин «эмоциональный массаж органов». Вместе с тем, сильные по величине и короткие по продолжительности, а также слабые и длительные по времени эмоции могут рассматриваться как причина различных функциональных нарушений в организме человека. Так, сильный гнев может привести к поражению печени; постоянное чувство страха, печаль поражают почки; длительная тоска – легкие; постоянное чувство тревоги вызывает органические изменения селезенки и поджелудочной железы; избыточная, неуемная радость, ревность или зависть негативно сказывается на функционировании сердца.

Ученые также обращают внимание на тот факт, что именно эмоции являются важнейшими стимулами поведения человека, а само поведение максимально ориентировано на достижение положительных эмоций. Будучи связанными с жизненно важными потребностями живого организма, эмоции, как полагают ученые, сформировались в процессе эволюции как важнейший компонент выживания живых существ.

Вместе с тем, бурное развитие цивилизации, научно-технический прогресс привели, как это ни парадоксально, к нежелательной дисгармонии в жизни человека. Как нами отмечалось выше, ряд ученых именно технический прогресс рассматривают как основную предпосылку для значительного увеличения психоэмоциональных нагрузок, падающих на человека. И это не случайно. Современная жизнь характеризуется стремительными темпами, информационными перегрузками, снижением физической активности, определенной монотонностью, с одной стороны, и необходимостью работать, порой, в экстремальных ситуациях, повышенным уровнем шумов и социальных конфликтов и т.д. с другой. Систематическая неудовлетворенность собой, неуверенность, а подчас безысходность в решении поставленных задач, социально обусловленная потребность сдерживать свои эмоции и чувства и т.д. привели к тому, что современный человек достаточно редко обретает состояние душевного покоя и психоэмоционального равновесия. Современная жизнь его «приводит» к повышению психоэмоционального напряжения, а в итоге – к изменению духовного мира человека и эмоциональному стрессу. У человека, без видимых на то причин, начинают превалировать негативные эмоциональные состояния, у него развивается дисбаланс между положительными и отрицательными эмоциями. Кроме того, эмоциональный стресс приводит к нарушениям функционирования различных органов и систем организма человека. Следствием эмоционального стресса, как показывают современные исследования, являются иммунодефицитные, гормональные, онкологические и другие психосоматические заболевания. Именно эмоциональный стресс рассматривается медиками и физиологами как одна из основных причин увеличения смертности.

По определению О.В. Дашкевич, М.А. Костюхина, К.В. Судакова, эмоциональный стресс является целостным состоянием организма, представляющим собой «висцеральный синдром» и формирующийся в результате суммирования длительных отрицательных эмоциональных состояний, порождаемых конфликтными поведенческими ситуациями и характеризующийся комплексом соматовегетативных нарушений.

Социальные факторы развития эмоционального стресса . В основе возникновения и развития эмоционального стресса, как считают ученые, всегда находится конфликтная поведенческая ситуация, при которой человек не может удовлетворить свои социальные или биологические потребности (об этом мы уже говорили выше).

Возникновение конфликтной поведенческой ситуации всегда субъективно, поскольку зависит от наличия у индивидуума исходной потребности, мотива и возможности для ее удовлетворения и реализации в определенной среде.

Таким образом, важнейшей предпосылкой развития эмоционального стресса является конфликт между потребностями человека и реальными возможностями их удовлетворения . В основе конфликта могут быть столкновения разных общественных интересов. Множество конфликтных ситуаций провоцируется низким социокультурным уровнем людей, неумением отстаивать свои интересы не прибегая к эмоциям и чувствам, нежеланием считаться с мнением окружающих, объективно оценивать результаты своего поведения и контролировать свои эмоции.

Вместе с тем, можно выделить целый ряд «внутренних» конфликтов, при которых человек мучительно переживает уже непоправимые, драматические события своей жизни, испытывает угрызения совести, раскаяние, определенную неудовлетворенность своей жизнью.

Вторая предпосылка развития эмоциональных стрессов – значительное расширение спектра социального общения . Интенсификация социально-экономической деятельности на современном этапе развития общества, привела к резкому усилению межличностных воздействий, активации и обогащению спектра форм социального общения, которое предполагает широкий обмен информацией, координацию с большим числом людей, решение сложных, нередко противоречивых задач и т.д. Все это потребовало резкого повышения уровня эмоциональной активности человека, породило множество конфликтных ситуаций (лидерство, соперничество, неуверенность в себе и пр.).

Еще одним существенным фактором возникновения и развития эмоционального стресса, напряжения является дефицит времени для решения ответственных задач на фоне высокой заинтересованности в достижении поставленных целей .

Следующий фактор – несоответствие современных условий производства физиологическим возможностям человека . Например, работая на конвейере со сложными техническими установками человек вынужден «подстраиваться» под навязанный им машиной ритм производства, не всегда являющийся для него индивидуально оптимальным, что, естественно, вызывает умственное и физическое переутомление и как следствие – постоянное эмоциональное перенапряжение.

Сказывается и отсутствие у людей ряда профессий фиксированных, упорядоченных периодов отдыха; нагрузка в течение всего рабочего дня постоянна и максимальна.

Также необходимо отметить, что эмоциональный дисбаланс и, как результат, - стресс, вызывает потребность (в силу специфики профессиональной деятельности) постоянного переключения внимания с одного вида деятельности на другой (например, сосредоточенная работа с документами и вынужденные отвлечения на телефонные звонки).

Как следующий фактор необходимо отметить особую подверженность стрессовым состояниям городского населения . Как нами отмечалось выше, возрастающая урбанизация, стремительное увеличение объемов информации, бесчисленные вынужденные контакты с другими людьми, дефицит времени – все это резко сокращает пребывание человека в состоянии эмоционального равновесия, покоя. Нарушают покой и такие городские факторы, как шум, загрязнение атмосферы и т.д. Как считают такие ученые как П.К. Анохин, Г.И. Косицкий, А.Л. Мясников, Е.И. Соколов, К.В. Судаков и многие другие, ускоряющийся ритм жизни, усложнение социальных отношений, нарушение филогенетически сложившихся биоритмов, появление множества химических и физических факторов отрицательно воздействующих на организм, необходимость быстрой адаптации к этим факторам также играют определенную негативную роль в развитии эмоционального перенапряжения.

Еще одним стрессовым фактором ученые выделяют значительное снижение двигательной активности современных людей (гипокинезию). Установлено, что гипокинезия, вызывая снижение энергетического обмена, оказывает влияние на различные функции организма, в том числе, уменьшает возможности адекватного физиологического реагирования организма человека на эмоции.

Еще одним фактором, способствующим развитию стресса, ученые выделяют личные драматические события, происходящие в жизни человека . Учеными установлена прямая связь между длительным психологическим дискомфортом, нервно-психической травмой и развитием эмоционального перенапряжения.

Также необходимо отметить, что развитию эмоционального стресса способствует и сужение круга общения, замыкание человека на собственных повседневных потребностях и интересах .

Сущностные особенности эмоционального стресса. Итак, как особое психическое состояние стресс непосредственно связан с зарождением и проявлением эмоций и чувств человека. На эту взаимосвязь и взаимообусловленность обращал внимание еще родоначальник научного подхода к изучению проблемы стресса Г. Селье, который выделял три вида эмоций и чувств, лежащих в основе проявления стрессовой реакции:

    положительные;

    отрицательные;

    индифферентные.

Если обратиться к исследованиям различных ученых, то необходимо отметить, что термином «эмоциональный стресс» принято обозначать различные состояния организма и личности: от состояний, находящихся в пределах физических и психических границ психоэмоциональной напряженности, до состояний на грани патологии, психической дезадаптации и развивающегося как следствие длительного или повторного эмоционального напряжения.

В исследованиях Г.Н. Кассиль, М.Н. Русалова, Л.А. Китаев-Смык и других ученых под эмоциональным стрессом понимается широкий спектр изменений психических и поведенческих проявлений, сопровождающихся выраженными неспецифическими изменениями биохимических, электрофизиологических и других показателей.

Ю.А. Александровский с эмоциональным стрессом связывает напряжение барьера психический адаптации.

По мнению А.В. Вольдман, М.М. Козловской, О.С. Медведева в явлении эмоционального стресса следует различать:

а) комплекс непосредственных психологических реакций, который, в общей форме, можно определить как процесс восприятия и переработки личностью значимой информации, содержащейся в сигнале (воздействии, ситуации) и субъективно воспринимаемый как эмоционально-негативная (сигнал «угрозы», состояние дискомфорта, осознание конфликта и т.д.);

б) процесс психологической адаптации к эмоционально-негативному субъективному состоянию;

в) состояние психологической дезадаптации, обусловленной эмоциональными для данной личности сигналами вследствие нарушения функциональных возможностей системы психической дезадаптации, что ведет к нарушению регуляции в поведенческой активности субъекта.

Взаимосвязь эмоционального состояния и состояния стресса. Как показывают результаты экспериментальных исследований, многие люди в силу определенных объективных (человек попадает в экстремальную ситуацию) и субъективных (индивидуально-типические и личностные особенности) причин склонны к быстрой смене эмоциональных состояний.

Однако наряду с быстро меняющимися, оперативными, как их называют, эмоциями, высшие животные организмы, к которым относится и человек, обладают системой обеспечения достаточно длительных эмоциональных состояний, которые получили название «эмоциональный фон» и характеризуют настроение человека. Устойчивые эмоциональные состояния возникают в результате реагирования на длительные, носящие неизменный, стабильный характер воздействия внешней или внутренней среды.

Как считает В.М. Кроль, настроение представляет собой некоторую постоянную составляющую эмоций, то есть величину, на фоне которой происходят эмоциональные колебания. Роль настроения в процессе регуляции поведения ученый видит в добавлении некоторой достаточно длительной компоненты положительной или отрицательной модальности к величине текущих оперативных эмоциональных реакций.

Принято выделять периоды веселого, жизнерадостного, оптимистического, повышенного настроения, эмоционального состояния и периоды грустного, подавленного, пессимистического настроения, которые в силу определенных обстоятельств может переживать человек.

Частым следствием длительных периодов угнетенного эмоционального фона являются стрессовые состояния. Не случайно Р. Лазурс говорит о том, что психологический стресс – это обусловленное «угрозой» эмоциональное переживание, которое оказывает влияние на способности человека эффективно осуществлять свою деятельность.

Таким образом, можно проследить прямую, непосредственную связь между эмоциональным состоянием и стрессовой реакцией.

Как показали результаты клинических исследований, стрессовые состояния, как правило, развиваются в результате длительного воздействия на человека трудных для жизни условий, шоковых психических напряжений и эмоциональных перегрузок. Длительно переживаемый стресс рассматривается как причина дезорганизации деятельности человека, нервных срывов, устойчивых невротических состояний и проявлений, различных функциональных расстройств деятельности органов и систем организма человека. Именно поэтому стресс современными учеными рассматривается как один из основных факторов риска, к проблеме стресса обращено внимание многих ученых (психологов, социологов, физиологов и т.д.).

Вместе с тем, ученые полагают, что эмоциональная реакция при стрессе у разных людей будет неодинаковой. Обращаясь к истории психологической мысли, можно отметить, что еще Гиппократ отмечал, что при душевном возбуждении и расстройстве одни люди склонны к маниакальному, другие – к депрессивному поведению. Дифференциация индивидуальных различий подобного ряда соответствует широко распространенной на Востоке концепции о двух началах – «ян» и «инь» в человеке. Первое («ян») реализуется в активности поведения, в силе характера; второе («инь») – в пассивности или, при чрезмерности своих проявлений, даже в депрессивности.

Подобное дихотомическое разделение индивидуальных различий поведения можно найти и в работах современных исследователей. Так, как свидетельствуют результаты исследований В.А. Китаева-Смык и его коллег, одним из показателей состояния эмоционального стресса у людей является изменение эмоционально-поведенческой активности при стрессе, ее усиление или ослабление. При этом назначение активных поведенческих реакций – способствовать за счет ускоренных и усиленных защитных (агрессивных) действий предотвращению неблагоприятного развития стрессогенной ситуации. Вместе с тем, как показали результаты исследования, чрезмерная активизация поведения может привести к ошибочным действиям и даже к полной дезорганизации деятельности.

Также необходимо отметить, что активизация поведения при стрессе, как отмечают ученые, может быть как адекватной, так и неадекватной решению задачи выхода из стрессогенной ситуации и предотвращения неблагоприятного воздействия стрессора.

Вопросы для самоконтроля

    С чем связана постановка проблемы эмоционального стресса?

    Назовите социальные факторы, стимулирующие возникновение эмоционального стресса.

    Раскройте сущностные особенности эмоционального стресса.

    В чем заключается взаимосвязь стресса и конфликтной ситуации?

    В чем заключается связь эмоций и стресса?

    Что обусловливает активность или пассивность поведения человека при стрессе?

Жизнь современного человека невозможна без стрессов. Социально-бытовые условия, работа, переутомляемость – все это вызывает эмоции. Иногда человек подвергается резкому выходу из зоны комфорта, что влечёт за собой необходимость психологической адаптации. Это и есть психоэмоциональный стресс.

Эмоциональный стресс

Нельзя недооценивать опасность стрессов, так как они могут стать причиной многих заболеваний внутренних органов и систем. Следует своевременно выявлять стрессоры и исключать их влияние, чтобы защитить собственное здоровье.

Понятие стресса и этапы его развития

Понятие эмоционального стресса впервые выделил физиолог Ганс Селье в 1936 г. Этим понятием обозначали несвойственные организму реакции в ответ на какое-либо неблагоприятное воздействие. Из-за влияния раздражителей (стрессоров) адаптационные механизмы организма пребывают в напряжении. Сам процесс адаптации имеет три основных этапа развития – тревога, резистентность и истощение.

В первой стадии фазы отреагирования (тревога) происходит мобилизации ресурсов организма. Вторая, резистентность, проявляется в виде активации защитных механизмов. Истощение же наступает в случае исчерпания психоэмоциональных ресурсов (организм сдаётся). Необходимо отметить, что эмоции и эмоциональный стресс – понятия взаимосвязанные. Но к серьёзным нарушениям психического состояния могут привести только отрицательные эмоции, которые вызывают негативный стресс. Такое состояние Селье назвал дистрессом.

Причины дистресса побуждают организм к исчерпанию своей энергии. Это может привести к тяжёлым заболеваниям.

Понятие стресса может иметь и другой характер. Некоторые учёные уверенны, что проявление эмоционального стресса связано с генерализированным распределением симпатических и парасимпатических возбуждений. А появляющиеся в результате такого распределения болезни индивидуальны.

Дистресс — негативный стресс

Отрицательные эмоции и стресс непредсказуемы. Проявление защитных функций организма на возникающую психологическую угрозу способно преодолевать только небольшие трудности. А, при продолжительном или периодическом повторении стрессовых ситуаций, эмоциональное возбуждение приобретает хронический характер. Такой процесс, как истощение, эмоциональное выгорание, проявляется именно при продолжительном нахождении человека в негативном психоэмоциональном фоне.

Основные причины эмоционального стресса

Положительно эмоциональные реакции редко несут угрозу для человеческого здоровья. А негативные эмоции, накапливаясь, приводят к хроническим стрессам и патологическим нарушениям органов и систем. Информационный и эмоциональный стресс оказывает влияние как на физиологическое состояние больного, так и на его эмоции и поведения. Наиболее распространёнными причинами стресса являются:

  • обиды, страхи и отрицательно-эмоциональные ситуации;
  • резкие неблагоприятные жизненные проблемы (смерть близкого человека, потеря работы, развод и т. д.);
  • социально-бытовые условия;
  • потенциально опасные ситуации;
  • излишнее чувство беспокойство за себя и близких.

Причины стресса

К тому же даже положительные эмоции могут нести вред. Особенно если судьба преподносит сюрпризы (рождение ребёнка, повышение по карьерной лестнице, исполнение мечты и др.). Причинами стресса могут являться и физиологические факторы:

  • нарушение сна;
  • переутомление;
  • патологии ЦНС;
  • плохое питание;
  • гормональные сбои;
  • посттравматические расстройства.

Стресс, как фактор риска для здоровья, непредсказуем. Личность может справиться с его воздействием, но не всегда. В целях облегчения стрессов и их диагностики, специалисты склонны разделять стрессоры на внешние и внутренние.

Искать выход из опасного психоэмоционального состояния следует, исключив влияние беспокоящего фактора на организм. С внешними стрессорами проблем не возникает. Но с внутренними стрессорами требуется долгая кропотливая работа не только психолога, но и других специалистов.

Признаки стрессового состояния

Ресурс сил для борьбы со стрессами у каждого человека индивидуальный. Его называют стрессоустойчивостью. Поэтому стресс, как фактор риска для здоровья, следует рассматривать по возможным симптомам, которые затрагивают как эмоциональное, так и психическое состояние организма.

С появлением дистресса, причины которого связаны с внешними или внутренними факторами, адаптивные функции дают сбой. При развитии стрессовой ситуации, человек может чувствовать страх и панику, действовать неорганизованно, испытывать сложности с умственной деятельностью и т. д.

Сам же стресс проявляется в зависимости от стрессоустойчивости (эмоциональный может быть причиной серьёзных патологических изменений в организме). Проявляется он в виде, эмоциональных, физиологических, поведенческих и психологических изменений.

Физиологические признаки

Самые опасные для здоровья – физиологические симптомы. Именно они представляют угрозу для нормального функционирования организма. Пребывая в стрессе, больной может отказываться от еды и страдать от проблем со сном. При физиологических реакциях наблюдаются и другие симптомы:

  • патологические проявления аллергического характера (зуд, кожные высыпания и др.);
  • расстройство пищеварения;
  • головные боли;
  • увеличенное потоотделение.

Физиологический стресс

Эмоциональные признаки

Эмоциональные признаки стресса проявляются в виде общего изменения эмоционального фона. От них избавиться легче, чем от других симптомов, так как они регулируются желанием и волей самого человека. Под влиянием отрицательных эмоций, социальных или биологических факторов, у человека может появиться:

  • Плохое настроение, тоска, депрессия, беспокойство и чувство тревоги.
  • Гнев, агрессия, одиночество и др. Эти эмоции возникают резко, ярко выражаются.
  • Изменения в характере – усиление интроверсии, снижение самооценки и др.
  • Патологические состояния – невроз.

Эмоциональный стресс

Переживать сильный стресс без проявления эмоций нельзя. Именно эмоции отражают состояние человека, являются основным способом определения ситуаций психологии. И в целях предотвращения опасности для здоровья играет важную роль именно проявление той или иной эмоции и её влияние на поведение человека.

Поведенческие признаки

Человеческое поведение и реакции, которые ему сопутствуют, являются признаками эмоционального стресса. Выявить их несложно:

  • снижение работоспособности, полная потеря интереса к трудовой деятельности;
  • изменения в речи;
  • сложности общения с окружающими.

Эмоциональный стресс, который выражается через поведение, легко определить при длительном наблюдении за человеком и при общении с ним. Дело в том, что он ведёт себя не так, как обычно (он импульсивен, быстро и неразборчиво говорит, совершает необдуманные действия и др.).

Психологические признаки

Психологические симптомы эмоционального стресса чаще всего проявляются при длительном пребывании человека вне зоны психоэмоционального комфорта, его неспособности адаптироваться под новые условия существования. В результате биологические и физические факторы оставляют свой след на психологическом состоянии человека:

  • проблемы с памятью;
  • проблемы с сосредоточенностью при выполнении работы;
  • нарушение сексуального поведения.

Люди чувствуют себя беспомощными, отдаляются от близких и погружаются в глубокую депрессию.

Глубокая депрессия

С психическими факторами человек поддаётся острым или хроническим травмам психического характера. У человека может возникнуть расстройство личности, депрессивные психогенные реакции, реактивные психозы и т. д. Каждая из патологий – признак, который является являются следствием влияния травм психологического характера. Причинами таких состояний могут стать, как неожиданные известия (смерть близкого человека, потеря жилья и др.), так и длительное влияние стрессоров на организм.

Чем опасен стресс?

Из-за продолжительного стресса, могут возникать серьёзные проблемы со здоровьем. Дело в том, что во время стресса надпочечники выделяют увеличенный объем адреналина и норадреналина. Эти гормоны заставляют внутренние органы работать активнее, с целью защитить организм от стрессора. Но сопутствующие этому явления, такие как повышение давления, спазмы мышц и сосудов, повышение сахара в крови приводят к нарушению функционирования органов и систем. Именно из-за этого, увеличивается риск развития болезней:

  • гипертония;
  • инсульт;
  • язва;
  • инфаркт;
  • стенокардия;

С действием продолжительного психоэмоционального стресса снижается иммунитет. Последствия могут быть разными: от простудных, вирусных и инфекционных болезней до образования онкологии. Самые распространённые патологии связаны с сердечно-сосудистой системой Вторые, по распространённости – заболевания ЖКТ.

Влияние стресса на здоровье

По утверждению медиков, более 60% всех болезней современного человека вызываются стрессовыми ситуациями.

Диагностика эмоционального стресса

Диагностика психоэмоционального состояния проводится только в кабинете психолога. Дело в том, что каждый случай требует детального изучения по тем методикам и условиям, которые ставит специалист с определённой целью. При этом учитывается направление работы, цели диагностики, рассмотрение конкретной ситуации из жизни больного и т. д.

Выявление основных причин стрессового поведения происходит по разным методикам психодиагностики. Всех их можно разделить на классы:

  1. Актуальный уровень стресса, выраженность нервно-психической напряжённости. Используются методы экспресс-диагностики и тестирования Т. Немчина, С. Коухена, И. Литвинцева и др.
  2. Прогноз поведения человека в стрессовых ситуациях. Используются как шкала самооценки, так и опросники В. Баранова, А. Волкова и др.
  3. Негативные последствия дистресса. Используются дифференциальные методы диагностики и опросники.
  4. Профессиональные стрессы. Используют опросы, тесты, «живой» диалог со специалистом.
  5. Уровень стрессоустойчивости. Чаще всего используют опросники.

Информация, полученная в результате психодиагностики, является основной дальнейшей борьбы со стрессом. Специалист ищет выход из определённой ситуации, помогает больному обходить трудности (предупреждение стрессов) и занимается стратегией дальнейшего лечения.

Лечение эмоционального стресса

Лечение психоэмоционального стресса индивидуально для каждого клинического случая. Некоторым больным достаточно самоорганизации, поиска новых увлечений и ежедневного анализа и контроля собственного состояния, другим же требуется приём медикаментов, успокоительных и даже транквилизаторов. По мнению специалистов, первое, что нужно сделать – это обнаружить стрессор и исключить его влияние на эмоциональное и психическое состояние человека. Дальнейшие способы борьбы зависят от тяжести болезни, её фазы и последствий.

Наиболее эффективными методами терапии стресса являются:

  • Медитация. Позволяет расслабиться, успокоить нервы и проанализировать все жизненные трудности и сложности.
  • Физические упражнения. Физическая активность позволяет отвлечься от проблем. К тому же во время занятий вырабатываются гормоны удовольствия – эндорфин и серотонин.
  • Медикаменты. Успокоительные и седативные препараты.

Психологические тренинги. Прохождение групповых занятий со специалистом и домашние методы не только способствуют устранению признаков стресса, но и позволяют улучшить стрессоустойчивость личности.

Психологические тренинги

Терапия чаще всего основывается на комплексных методах. Психоэмоциональный стресс часто требует смены обстановки, поддержки извне (как близкие, так и психолог). При проблемах со сном, врачи могут назначить успокоительные средства. При серьёзных психологических нарушениях могут потребоваться транквилизаторы.

Иногда используются и народные методы, основанные на приготовлении отваров и настоек. Наиболее распространена – фитотерапия. Успокоительным действием обладают такие растения, как валерьяна, душица и мелиса. Главное, чтобы человек сам хотел изменений в жизни и старался исправить своё состояние, вернувшись к своему естественному существованию.

Профилактика стресса

Профилактика психоэмоционального стресса сводится к ведению здорового образа жизни, правильному питанию и занятиям любимым делом. Нужно максимально ограничить себя от стрессов, уметь их предугадывать и «обходить». Психологи уверенны, что риск возникновения стрессовых ситуаций уменьшается, если человек будет:

  • заниматься спортом;
  • ставить перед собой новые цели;
  • правильно организовывать свою трудовую деятельность;
  • уделять внимание своему отдыху, особенно сну.

Главное, мыслить позитивно и стараться делать все во благо собственному здоровью. Если же не удалось оградить себя от стресса, не нужно поддаваться панике или страхам. Следует оставаться спокойным, стараться думать обо всех возможных вариантах развития событий и искать выходы из сложившейся ситуации. Так, последствия стресса будут более «мягкими».

Заключение

Эмоциональным стрессам подвержен каждый человек. Некоторым удаётся быстро побороть чувство тревоги, страха и последующих поведенческих признаков (агрессии, дезориентации и т. д.). Но, иногда, длительный или часто повторяющийся стресс приводит к истощению организма, что опасно для здоровья.

Нужно чутко относиться к собственному психоэмоциональному состоянию, стараться предугадывать стрессы и находить безопасные способы выражения своих эмоций с помощью творчества или занятия любимым делом. Только так, можно сохранить свой организм здоровым и сильным.



gastroguru © 2017