Выбор читателей
Популярные статьи
Психологическая травма — это вред, нанесенный психике, который возникает при реакции человека на неблагоприятные факторы внешней среды и экстремальные ситуации. Причиной психологической травмы может стать стресс или сильное эмоциональное потрясение. Часто психотравмы случаются именно в детском возрасте. Из этой статьи вы узнаете, как определить, что случилась психологическая травма, а также, как помочь человеку с ней справиться.
Каждый из нас рано или поздно сталкивается с жизненными трудностями, унижением человеческого достоинства, трагедиями и утратами. При неблагоприятном стечении обстоятельств драматические события нашей жизни могут существенно отразиться на психическом здоровье. Понятие психологической травмы впервые появилось в 80-х годах прошлого века.
Психотравма случается, когда яркое внешнее явление или событие в жизни влечет за собой устойчивые и длительные негативные переживания человека.
На сегодняшний день это явление достаточно хорошо изучено. Причину психологической травмы всегда следует искать во внешней среде. Иногда в травме повинны другие люди, иногда она случается просто по неблагополучному стечению обстоятельств, а иногда травмирующее событие возникает в результате действий самого человека.
Семейные конфликты, увольнение с работы, развод с супругом, смерть родственника или внезапная хирургическая операция — все это может стать причиной психологической травмы. Восприятие травмирующего фактора очень субъективно. Кому-то определенное негативное событие в жизни, такое, как развод или смена работы, покажется незначительным, а для кого-то оно станет причиной психологической травмы.
Стоит также отметить, что существуют люди, которые наиболее склонны к переживанию психологических травм, и есть люди, которые склонны к этому в гораздо меньшей степени. К группе риска, безусловно, относятся дети и подростки: психологические травмы у ребенка — это не редкость. Также, по статистике, женщины страдают от психологических травм намного чаще, чем мужчины. В целом, наиболее подвержены психологическим травмам люди с незрелым мышлением, открытые и эмоциональные. Особенно остро протекает первая психологическая травма .
Результатом психотравмы могут стать как пограничные, так и клинические состояния психики. К первой группе относятся:
Вторая группа включает в себя различные расстройства психики, которые может диагностировать врач.
Справиться с клиническими последствиями психологической травмы невозможно без помощи специалистов и принятия медикаментов.
Пограничные состояния поддаются коррекции — в этом случае человек может справиться с травмой вместе с психологом, с поддержкой близких друзей и родственников или даже самостоятельно. Тем не менее, для решения проблемы нужно правильно себя вести, чтобы ситуация не усугубилась.
Каковы виды и особенности разных психологических травм ? Специалисты классифицируют психологические травмы по степени их силы и по длительности их воздействия. Выделяют четыре основные категории:
Существует и другая классификация, которая позволяет разделить психотравмы по характеру причин, которые к ним приводят. В данной классификации выделяют:
Первый и главный признак психологической травмы — наличие травмирующего фактора. Если человек погрузился в депрессию или просто переживает негативное эмоциональное состояние, но травмирующего фактора во внешней среде при этом нет, эти проблемы нельзя назвать психологической травмой. Тем не менее, далеко не всегда негативные внешние воздействия приводят к психотравме.
Психологическую травму можно определить по ряду симптомов. Некоторые считают, что последствия психологических травм находят отражение только в нашем эмоциональном состоянии, однако часто перенесенная человеком психологическая травма негативно сказывается и на его здоровье. Таким образом, симптомы психологической травмы можно разделить на эмоциональные и физические.
Эти симптомы при психологической травме являются наиболее ярко выраженными. Однако при отсутствии внешнего травмирующего фактора они могут свидетельствовать и о других психологических проблемах. Многие симптомы характерны и для простого стресса, и для психологической травмы . Если же вы знаете, что травмирующее событие произошло, и наблюдаете у человека несколько из перечисленных ниже симптомов — скорее всего, у него случилась психологическая травма.
К эмоциональным симптомам относятся следующие проявления:
К сожалению, сильные эмоциональные потрясения приводят не только к психологическим проблемам, но и к существенным недомоганиям и проблемам со здоровьем. После перенесенной психологической травмы стоит говорить не только об эмоциональных, но и о физических симптомах.
Физические симптомы не являются специфичными именно для психотравмы — они могут возникать по множеству различных причин. Поэтому, если вы пытаетесь определить, случилась ли у человека психотравма, на физические симптомы стоит ориентироваться, как на второстепенные. Тем не менее, если вы знаете, что произошло травмирующее событие, наблюдаете несколько эмоциональных симптомов и несколько физических, это повод для беспокойства.
Выделяют несколько наиболее частых физических симптомов:
То, насколько тяжелыми будут последствия психологической травмы, зависит от силы травмирующего фактора, продолжительности травмирующего воздействия, восприятия события конкретным индивидом, а также от поддержки близких и оказания своевременной помощи.
Многие задаются вопросом, если у близкого человека случилась психологическая травма, как помочь ему? Лучший вариант при первых признаках психологической травмы — обратиться за помощью к специалистам. Если такой возможности нет или если до посещения психолога требуется первая помощь, следующие советы вам помогут. Эти простые советы позволят помочь близкому человеку, страдающему от психологической травмы или поработать с собственными эмоциями, если лечение психологической травмы требуется вам:
К сожалению, дети и подростки наиболее подвержены психотравмам. Детская психологическая травма — частое и опасное явление, поскольку, если своевременная и грамотная помощь не будет оказана, последствия такой травмы окажут влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Более того, некоторые психологи считают, что психологические травмы могут передаваться по наследству. Их логика проста: человек, переживающий психотравму, не может полноценно воспитывать собственных детей.
Поэтому лечение психологических травм очень важно. Особенно это касается детей — ведь они обычно не могут решить проблему собственными силами. В помощи ребенку после психологической травмы есть свои сложности:
Частая ошибка родителей заключается в том, что они начинают обвинять ребенка в его проблемах и давать ему советы с позиции взрослого человека. Из-за этого ребенок, переживший психологическую травму, может еще больше замкнуться в себе. Чтобы оказать ребенку поддержку при психотравме, важно, прежде всего, его выслушать, а также окружить заботой и любовью. Однако, если в течение длительного времени с последствиями травмы не удается справиться своими силами, стоит обратиться к детскому психологу.
Психологическая травма опасна не только для эмоционального, но и для физического здоровья. Более того, если с ней не справиться, негативные последствия будут влиять на всю дальнейшую жизнь человека. Особенно это касается психологических травм детства , так как дети воспринимают все наиболее болезненно. Поэтому, если вы или ваш близкий получили психотравму, очень важно наполнять жизнь положительными событиями и общаться с близкими людьми, чтобы быстрее избавиться от негативных воспоминаний.
Психологическая травма - это мощное эмоциональное потрясение, вред, причиненный психическому здоровью в результате внезапных и тяжелых стрессовых событий. По аналогии с определением физической травмы как телесных повреждений, в результате которых происходит нарушение физиологических функций органов и тканей, можно говорить о том, что такое психологическая травма. Это поражение ментально-эмоциональной сферы, приводящее к сбою в нормальном функционировании психики. Способ лечения психологической травмы зависит от ее вида, симптомов.
В отличие от физических повреждений тела, психологическую травму не так легко распознать. Посторонний наблюдатель может догадаться о ее наличии лишь по косвенным признакам - изменениям в поведении, мимике, манере речи, идеомоторике.
Ключевым симптомом психологической травмы точно так же, как и физической, выступает боль. При этом душевная боль может переноситься так же тяжело, как и физическая. По субъективным ощущениям интенсивные эмоциональные страдания буквально раздирают тело части. Воспоминания о психотравмирующем происшествии с годами не теряют свою актуальность и болезненность в отличие от событий, не имеющих травматического содержания. Иногда человек готов даже пойти на самоубийство, чтобы избавиться от психологических страданий, вызываемых этими воспоминаниями. Увы, вкладывая огромные денежные ресурсы в развитие хирургических служб и травматологических пунктов, мы все еще не придаем при психологических травмах.
Стоит отметить, что психологическая травма не всегда находит свое отражение в психике как болезненное переживание или непроизвольное воспоминание. Переживания, которые не смогли переработаться и усвоиться сознанием, находят разрядку в телесной сфере. Происходит то, что в психологии носит название «конверсия».
У подавляющего числа конверсионных расстройств легко обнаруживается символическая связь с характером психологической травмы. Так, гинекологические заболевания развиваются у женщин в результате травматического сексуального опыта или на почве чувства вины после аборта. События, которые человек не смог «переварить», приводят к заболеваниям органов пищеварительной системы; слишком близко «принятое к сердцу» проявляется в виде кардиалгического синдрома.
Психологическая травма приводит к потере здорового сна. Человек может страдать от бессонницы, прерывистого сна или повторяющихся кошмарных сновидений, в которых он заново переживает шокировавшие его происшествия. В дневное время травматическое событие проигрывается в сознании в виде навязчивых фантазий и мыслей. Все это повторяется до тех пор, пока человек не войдет в контакт с вытесненными эмоциями и не интегрирует болезненный опыт.
И как бы неприемлемые для Эго психические содержания ни вытеснялись в бессознательное, они все равно остаются в психике и находят свое выражение в периодических с трудом контролируемых приступах тревоги и гнева, возникающих без особых на то внешних причин.
В качестве признака психологической травмы отдельного внимания заслуживают различные формы ограничительного и избегающего поведения - определенных ситуаций, мест, отношений. Ведущим мотивом личности с травмированной психикой становится мысль: «Это никогда больше не должно повториться!». Тяжелые психологические травмы приводят к развитию социальной фобии, паническим атакам. Одной из форм избегающего поведения (в частности, мыслей и воспоминаний) является алкоголизм и наркомания, а также игровая зависимость.
Форма психопатологии зависит не только от характера психологической травмы, но и от возраста, на который пришлось стрессовое воздействие. У детей до 12 лет чаще всего наблюдается посттравматическое стрессовое расстройство с выпадением из памяти информации о травмирующих событиях, энурез, неврологические нарушения, тики, расстройства речи. Почти в 50 процентах случаев начиная с подросткового возраста также диагностируется большое депрессивное расстройство или дистимия (хроническая депрессия). Переживание психологической травмы способно также выступить провокатором ухода человека от норм социальной жизни (пренебрежению социальным престижем, потере значимости уважения со стороны близких людей).
Выраженность симптомов может колебаться в диапазоне от легкой до очень тяжелой степени страдания, вплоть до инвалидности. Разрушительная сила психологической травмы зависит от уровня стрессоустойчивости человека, значимости произошедшего события. Но все же большинство травмированных находят в себе силы вести полноценную жизнь, особенно если им была своевременно оказана
Никому еще не удавалось избежать психологических травм хотя бы легкой степени тяжести. Можно утверждать, что жизнь исходно травматична. Любое неожиданное и угрожающее ценностям человека событие способно спровоцировать возникновение психологической травмы.
В некоторых случаях для получения психологической травмы необязательно лично быть участником трагедии. Порой достаточно оказаться посторонним наблюдателем сцен насилия или несчастного случая, произошедшего с другим человеком, чтобы психике был причинен вред.
При этом само по себе наблюдение или участие в драматических событиях является обязательным, но недостаточным условием для травматизации. В принципе любое происшествие может пройти как незамеченным для психической жизни одного человека, так и спровоцировать развитие психопаталогии любой степени тяжести у другого. Исход обуславливается тем, насколько человек оценивает событие, как угрожающее его целостности и жизни. Так как способность рационально осмысливать происходящее в детском возрасте еще недостаточно развита, большая часть психических травм формируется именно в этот период.
Катализатором выступают не внешние события, а способ реакции на них. Например, сами по себе удары при физическом наказании ребенка - не гарантия развития у него психологической/эмоциональной травмы. Все зависит от того, как ребенок воспринимает поведение родителей - как справедливую реакцию на его проступок или и реальную угрозу для своей жизни.
Для развития психопатологии существенно то, была ли возможность в момент стрессогенного воздействия энергично отреагировать на него. При невозможности перевести психическое напряжение в действие, вынужденном подавлении эмоциональной реакции риск психического срыва существенно возрастает. Когда пострадавший отреагировал на событие соответственно своему темпераменту (от плача до акта мести), аффект убывает. Оскорбление, на которое удалось ответить обидчику хотя бы на словах, вспоминается иначе, чем то, что пришлось стерпеть.
В психологии существует несколько классификаций психотравм. В зависимости от интенсивности и продолжительности воздействия негативных факторов на психику рассматривают следующие типы.
В зависимости от характера травмирующих событий выделяют следующие виды психологических травм.
В динамике состояния лиц, оказавшихся под ударом внезапных стресогенных факторов, выделяют следующие стадии реагирования.
В результате длительного травмирующего воздействия наблюдаются следующие стадии психологической травмы.
В процессе психотерапевтической будут полезны приемы арт-терапии, юнгианского анализа, семейной системной терапии, гипноза. Одним из ведущих специалистов является
Психическая травма - это реакция организма на травмирующее событие, как избыточное и превышающее по силе психической нагрузки ресурсы организма, необходимые для его переживания.
Причиной травмы может стать любая значимая для человека остроэмоциональная стрессогенная ситуация: акты насилия, сексуальные нападения, смерть или тяжелая болезнь близких, собственная болезнь, транспортные аварии, плен, войны, террористические акты, природные и техногенные катастрофы, и многие другие экстремальные ситуации.
По сути, любое событие, переживаемое как некий кризис, при условии, что психических возможностей человека, для его переработки и ассимиляции не достаточно, влечет за собой психическое застревание на той или иной стадии кризиса. Не выраженное, остановленное и саккумулированное в теле и психике напряжение вытесняется в бессознательное и начинает жить и воздействовать на человека как психическая травма. В телесной метафоре - это воспаленный нарыв, покрывающийся на поверхности коркой, и разрушающий ткани организма изнутри.
По мнению Питера Левина травматические симптомы возникают в результате накопления остаточной энергии, которая была мобилизована при встрече с травматическим событием и не нашла выхода и разрядки. Смысл симптомов травмы заключается в том, чтобы удерживать эту остаточную энергию. (Важно сказать, что любое из перечисленных выше стрессовых событий может и не повлечь за собой последствие в виде психической травмы, при условии, что у человека хватает внутренних возможностей для восстановления). Человек, подвергшийся воздействию травматического события, не обязательно является его непосредственным участником; иногда к травме может приводить косвенное участие, позиция свидетеля чужого насилия. Даже в виде просмотра репортажа о террористическом акте по телевизору.
Травмы бывают острые (шоковые) и хронические. К первым относятся часто разовые случаи очень сильной и внезапной травматизации и остановка возбуждения и переживания на уровне шока. Такая травма может долгие годы быть забытой и вспомниться при повторении похожих событий в жизни человека. Или человек диссоциирует свои переживания и избегает говорить о травме, чтобы остановленные чувства себя не обнаружили.
Часто шоковая травма разворачивается в ходе терапии, когда чувствительность к себе увеличивается, и человек начинает «размораживаться» в тех местах своего опыта, где раньше у него была надежная анестезия.
Сложность определения хронической травмы в том, что она состоит из большой череды более слабых по силе травмирующих событий, но повторяющихся на протяжении длительного времени и так же снижающих общую чувствительность человека. Например: регулярные наказания с применением физического насилия часто воспринимаются взрослыми жертвами как «норма».
1) Наличие травмирующего, трагического события, переживаемого в объективном или субъективном состоянии беспомощности или ужаса, либо отягощающие жизненные условия, которые негативно воздействуют на человека длительное время.
2) Возвращающиеся, внезапные воспоминания о случившемся (кошмары, «флешбеки»). Иногда воспоминания фрагментарные: запахи, звуки, телесные ощущения, которые на первый взгляд не имеют ничего общего с пережитым.
3) Избегание всего, что напоминает или может напомнить травму. Так, например, взрослый, подвергавшийся в детстве избиению под одеялом, может бояться ездить в лифте, поскольку в закрытом пространстве ему становится тяжело дышать и появляется почти физическое ощущение боли и ужаса. Позиция избегания со временем часто увеличивается.
4) Повышенная возбудимость и пугливость. Любая новая ситуация требует очень много усилий для адаптации, вызывает сильную тревогу, даже если не связана с травмой. Автономная нервная система, регулирующая жизненные функции выживания у человека, находится в постоянной готовности к тревоге. Это подобно мотору, работающему на всех оборотах и при этом не проехавшему ни метра.
Эти четыре признака образуют картину нарушения, которая внешне выражается как тревожное расстройство, вызванное воздействием травматического события.
Психическая травма проявляется в виде нарушения целостности функционирования психики человека, когда значительная часть психического материала вытесняется или диссоциируется, результатом становится внутреннее расщепление. Травма нарушает нормативную психическую организацию и может приводить к возникновению нервно-психических расстройств непсихотического (неврозы) и психотического (реактивные психозы) типов, названные Ясперсом - психогении.
Здесь речь идет о пограничных или клинических состояниях, которым характерны как устойчивое ослабление иммунитета, работоспособности и адаптивных способностей мышления, так и более сложные изменения (посттравматический эффект с обоснованием) приносящие вред здоровью, социальной жизни человека, приводящие к психосоматическим заболеваниям, неврозам. Психогении рассматривают как опосредованное всей личностью (на сознательном и бессознательном уровнях) формирование переживания при развитии патологических форм психологической защиты или их срыве.
В силу того, что психическая травма влечет за собой в своем роде некоторое патологическое приспособление организма в виде выстраивания чрезмерных психологических защит, травматизация может способствовать нарушению связей между психикой и телом. Так, что последнее просто «перестает ощущаться», что в итоге и приводит к потере связи с реальностью. Восстанавливать эту связь эффективно помогает психотерапия.
Работа с травмой направлена на завершение травматической реакции, разрядку оставшейся энергии и восстановление нарушенных процессов саморегуляции. Часто людей, переживших травму, сопровождает высокая степень телесного напряжения, которое может слабо осознаваться. В попытке справиться человек, защищаясь от страха, теряет контроль над своим телом и психикой путем подавления, вытеснения своих чувств. Свободная вербализация, осознание и отреагирование чувств способствуют исцелению. Происходит глубинное принятие не принятого ранее – травматические переживания, отношение к последствиям произошедшего получают возможность не подавляться, а трансформироваться. Вырабатывается новое отношение к психотравмирующему событию и к себе. Психотерапия позволяет ассимилировать этот непростой опыт и встроить его в свою картину мира, выработать новые адаптационные механизмы для дальнейшей жизни с учетом прожитой травмы.
Левин рассматривает травму как экзистенциальную данность человеческого существования, его бытия, которую необходимо принять, пережить и трансформировать на благо себя и своей жизни.
Психологическая травма — это след от не до конца пережитых неприятных событий. Как правило, психологические травмы появляются в детстве. Ребенок еще не в состоянии справиться со многими вещами: с оставлением без родителей, с невниманием родителей, чем бы оно ни было вызвано; с эмоциональным и физическим насилием; со смертью или разводом родителей.
Психологическая травма возникает, когда ребенку или взрослому человеку не помогают справиться с эмоциями, чрезмерными для них. Например, ребенку, пережившего смерть родителя, часто вообще ничего не рассказывают про это или врут, что мама или папа уехали.
Ребенок чувствует, что произошло что-то плохое, ведь окружающие грустны, плачут и смотрят на него с жалостью. Однако, поскольку никто не говорит с ним об этом или плохо реагирует на выражаемые им эмоции, ребенок остается с ними наедине и вынужден справляться с ними самостоятельно.
Часто окружающим кажется, что ребенок вообще не заметил того, что случилось, например, что папа больше не живет с ними вместе, однако это не так. Внутри ребенка в этот момент происходит борьба с травмой оставления, не видная снаружи.Каждый ребенок в такой ситуации думает, что папа ушел, потому что он был плохим, хотя большинство людей считают, что перенесли развод родителей хорошо и почти его не заметили.
После потери или катастрофического происшествия психика пытается залечить душевную рану, но если она не справляется со своей задачей, то строит вокруг этого места психологически защиты, чтобы неосторожные слова других людей или воспоминания не воздействовали на болезненное место. Такие защиты требуют много внутренних ресурсов, поэтому ребенок может начать плохо учиться, потерять ко всему интерес, замкнуться в себе, стать тревожным.
В случае слишком сильного подавления у ребенка возникают неврозы, а если он не стремится слишком сильно подавить свои чувства (например, чтобы не огорчать мать), то тогда исход лучше, но это место в душе остается ахиллесовой пятой навсегда. Например, мужчина, потерявший в детстве мать, может все время влюбляться в женщин, которые бросают его. Такую психологическую травму можно излечить, пережив заново детские эмоции по поводу потери. Где-то в глубине души они хранятся, даже если об этом нет воспоминаний.
У взрослых людей психологическая травма может возникнуть в результате катастрофических событий, связанных с опасностью для жизни: природных катаклизмов, нападений и т. д. У взрослых психологическая травма приводит к формированию посттравматического стрессового расстройство, если она настолько сильна, что человек не в состоянии с ней справиться.
Посттравматическое расстройство возникает спустя примерно полгода после события и выражается в депрессии, апатии, снижении работоспособности. Вот почему сразу после травматических событий стоит обратиться к психологу, чтобы проработать сложные эмоции, связанные с событием.
Психологическая травма может быть результатом воздействия на психику таких событий, как военные действия, сексуальное нападение или природная катастрофа.
Определение психологической травмы вызывает споры в научном мире, в частности, между учеными пока нет консенсуса по вопросу о том, что считать психологической травмой: объективные свойства травмирующей ситуации, субъективную оценку травматического события или острый/хронический дистресс как ответ субъекта на воздействие стрессора.
Согласно руководству DSM-III, психологическая травма — это стрессор, который находится за пределами повседневного человеческого опыта, провоцирует дистресс у большинства людей и вызывает интенсивный страх, ужас и беспомощность.
Хотя психологический травмы существовали в течение всей истории человечества, самому понятию не больше 150 лет.
Впервые изучением психологической травмы занялись в середине 19 века, когда из-за частых аварий на железных дорогах страховые компании стали выплачивать компенсации пострадавшим. Оказалось, что были пассажиры, которые не пострадали физически, однако их трудоспособность нарушилась после аварии. Такого рода последствия считались в то время результатом повреждения спинного мозга.
Поскольку симптомы «железнодорожного синдрома спинного мозга» оказались похожими на симптомы истерии, которая, согласно тогдашним представлениям, была свойственна только женщинам, подобные нарушения считались следствием слабости воли (ведь женщины в то время считались слабым полом). Лечение этого расстройства было весьма жестоким и заключалось часто в создании пострадавшему таких условий существования, чтобы он, наконец, отбросил свои симптомы и взял себя в руки.
Работа Зигмунда Фрейда с истеричками также способствовала развитию понятия психологической травмы. В самом начале своей деятельности Фрейд обнаружил, что симптомы истерии связаны с сексуальным насилием в детстве, которое чаще всего совершалось отцами или опекунами пациенток. Фрейд сделал вывод, что истерия является результатом психологической травмы, случившейся в детстве.
Однако уже через год Фрейд отказался от своего вывода под давлением общественности, которая возмутилась тому, что достопочтенных отцов семейств обвиняют в развращении своих дочерей. Тогда Фрейд выдвинул гипотезу о существовании комплекса Эдипа и комплекса Электры, в результате чего истерия стала следствием внутреннего конфликта, а не внешних событий. Такая точка зрения господствовала в психологии достаточно долго, до середины 20 века.
Первая мировая война принесла с собой множество свидетельств того, что человек может быть не ранен физически, но стать совершенно недееспособным и испытывать сильные психологические страдания вследствие переживания увиденных им ужасов и сильного страха. Однако и «военный невроз» долго считался следствием слабости силы воли, а выводы, сделанные о его истинных причинах — посттравматическом стрессовом расстройстве — забылись уже через какое-то время после войны.
Отмечалось, что физически раненные, побывавшие в плену и офицеры почти не страдали этим расстройством. Вероятнее всего, это объяснялось тем, что «военные невроз» вызывался, в основном, сильным страхом смерти, а первые две категории находились уже вне опасности. По поводу офицеров выдвигалась ошибочная версия, что высшие классы обладают более сильным характером и сложением, тогда как на самом деле, вероятнее всего, на офицерах лежала большая ответственность за других людей, что было для них важнее возможной смерти, а добровольцы, бывшие солдатами, проходили короткое обучение и были непривычными к военным условиям и поэтому сильно подверженными ПТСР.
Только вторая мировая война, изучение влияния холокоста на переживших его людей, а затем война во Вьетнаме и ее влияние на психику прошедших ее людей привели к включению посттравматического стрессового расстройства в руководство по диагностике психических расстройств DSM-III в 1980 году.
Описанием, что такое психологическая травма, занимались многие психологи, но одной из наиболее понятных и развернутых теорий на этот счет можно считать модель психологической травмы Марди Горовитца.
Горовитц занимался изучением травмы более 30 лет и применял свою гипотезу к лечению различных травмирующих факторов, от утраты до участия в бою. Он применял комбинацию из психодинамического и когнитивного подходов.
Модель психологической травмы Горовитца основана на предположении, что человек, переживающий травму, переполнен информацией, которая не соответствует его прежним схемам действительности и остается в активной памяти до тех пор, пока не будет включена в обновленные схемы восприятия действительности. Находящаяся в активной памяти информация время от времени привлекает к себе внимание человека, так как связана с сильными эмоциями и ее удержание там требует затраты психических ресурсов.
Горовитц выделял в процессе восстановления после психологической травмы две фазы: отрицание (или избегание) и вторжение.
Фаза отрицания характеризуется эмоциональным оцепенением, избирательной невнимательностью, полной или частичной амнезией и ассоциативным ходом мыслей. Фаза избегания, по Горовитцу, призвана уберечь личность от полного распада вследствие затопления сильными эмоциями.
Фаза вторжения включает тревожность, нарушения сна, навязчивые мысли, спутанность, возбужденность и эмоциональные страдания. Существование этой фазы Горовитц связывает с тем, что травматический материал, находящийся в активной памяти, требует рассмотрения, и с тем, что существует врожденное побуждение полностью интегрировать поступившую информацию, которое и вытаскивает в сознание необработанный материал.
Горовитц считал, что реакция на травматический фактор не является патологической, она становится таковой только если определенная предрасположенность или обстоятельства порождают характерный паттерн переполнения эмоциями и дезадаптивного отрицания.
Нормальные реакции на стресс: Патологические реакции:
Событие Событие
Первичный шок: страх, печаль, гнев Переполненность эмоциями
Отрицание, отказ поверить в случившееся Паника или обессиленность в результате сильной эмоциональной реакции
Вторжение: непрошеные мысли о событии Экстремальное избегание, прибегание к лекарствам для отрицания боли
Работа мысли: это действительно случилось Состояние переполненности навязчивыми образами и мыслями о событии
Характерные искажения, долговременная нетрудоспособность
Согласно Горовитцу, травма создает разрывы в Я-схемах, которые определяются как видение себя, не обязательно доступное сознанию, но бессознательно организующее внутренние умственные процессы. Существуют персональные схемы (Я-схема и Другой-схема) и ролевые модели отношений.
Стрессовое событие резко противоречит внутренним схемам, что требует перестройки существующих схем. Это противоречия активируют очень сильные эмоции, для предотвращения повторного появления которых активируются защитные механизмы.
(Из книги «Understanding trauma and emotion: Dealing with trauma using an emotion-focused approach» Colin Wastell)
Увидев человека на костылях, мы с сочувствием сопровождаем его взглядом. Заметив человека с перебинтованной рукой или головой, мы думаем: «Наверняка упал, ударился». Физические травмы, полученные при занятиях спортом или в бытовых условиях, вызывают сострадание. Но мало кто знает, что психологические травмы наносят здоровью человека ничуть не меньший вред. Иногда психологически «травмированного» видно сразу: у него потухший взгляд, злость и обида или апатия на лице и т.д. А иногда, встретив человека, мы даже не подозреваем, что у него «перебинтована душа».
Психологическая травма - это реакция на тяжелое событие в жизни. Человек что-то увидел, услышал, что перевернуло его внутренний мир - и уже с ним что-то не так.
Диагноз «психологическая травма» врачи обычно не ставят. Но психологические «раны» от этого никуда не исчезают. Есть стойкие признаки того, что у человека «кровоточит душа»:
Травмы могут быть одномоментными. Например, Анна сама сшила платье. Ей было важно, чтобы ее приняли в этом платье и оценили ее красоту. Особенно ей хотелось, чтобы кто-то ее похвалил за мастерство. Однако первой это платье заметила женщина-соседка. Она сказала ей: «Что ты нацепила на себя такую дурацкую обновку?» После этого Анна от других людей оскорблений такого рода не слышала. Однако она навсегда запомнила происшедшее и стала более замкнутой.
Но травмы могут быть и длящимися долго. Например, Алла с детства слышала от матери слово «дуреха». Если она ошибалась, то мать всячески подначивала ее и показывала слабые стороны. В основном, это касалось уроков. Так продолжалось всю школьную жизнь, изо дня в день. Когда Алла выросла, она также тяжело стала переживать любые сказанные в ее адрес слова.
Травмы могут быть полученными в детском возрасте («меня не любят папа с мамой», «я самый плохой» и т.д.) или во взрослом (смерть близких, свидетель или участник ДТП, стихийного бедствия). В детском возрасте травмы чаще происходят, потому что у детей мало психологических защит, и малыши более открыты миру.
Есть заблуждение, что травмы чаще наносят чужие люди. На самом деле травму можно получить и от близкого человека. Почему близкие люди травмируют друг друга? Потому что они испытывают друг к другу очень сильные эмоции и потому что они друг перед другом более беззащитны. Они наносят боль, потому что им больно самим, и они надеются: «Ну, он же близкий человек - он должен догадаться, что я чувствую, и понять меня, простить». Однако такие травмы от близких переживаются тяжелее всего: «Ну, как же он мог так поступить со мной, близким человеком!»
Надо иметь в виду, что одна и та же ситуация для одного человека может быть травмирующей, а для другого - нет. То, станет ли ситуация травмирующей или будет перенесена нормально, без последствий, зависит от многих факторов:
Есть типично женские психологические травмы: они связаны с красотой, хозяйственностью, вниманием мужчин и т. д. Женщина, не получившая подтверждения значимых для нее женских качеств, сильно обижается и потом годами может это переживать.
Есть и типично мужские травмы: они связаны с неудачами в карьере, интимной жизни, физической силе. Соответственно, если мужчина испытал унижение в какой-либо из значимых для него сфер, то он переживает это как унижение и чувствует свою неполноценность.
Одни из самых болезненных - сексуальные психотравмы. Они не всегда связаны с насилием или злым умыслом. В детстве ребенок может получить травму от того, например, что увидел половые органы взрослого человека противоположного пола. Травма может оказаться настолько сильной, что в будущем человек не сможет вести нормальную интимную жизнь.
Ниже мы приведем примеры различных психотравм, взятых из реальной психологической практики. Может, в каких-то из них вы узнаете отголоски вашей собственной судьбы:
Травма «У меня не получится»
Николая уволили без предупреждения с его самой первой работы. Это совпало с кризисом 98-го года. Несколько месяцев он не мог найти работу. Поддержки от родственников у него не было. Он попал в очень тяжелое положение. Нечем стало платить за съемную квартиру. Какое-то время он жил у друзей, но долго не мог их стеснять, ушел от них и оказался практически на улице. Находил временные небольшие подработки, но постоянной работы не было. Через год такой жизни он нашел все-таки работу по специальности, но каждый месяц в день зарплаты его прошибает холодный пот. Он ждет внезапного увольнения и целый день находится в большом напряжении. Николай не женат. Он считает, что «в такой нестабильной экономической ситуации» нельзя создавать семью, рожать детей.
Травма «Есть вещи, которые говорят о моей неполноценности»
Светлана не переносит наручных часов. В детстве ей подарили наручные часы, и она с гордостью их носила. Но однажды она ехала с бабушкой в троллейбусе, и бабушка попросила женщину «уступить место ребенку». Женщина возмутилась: «Балуют детей, места им уступают, часы покупают, - сказала она, глядя на часы Светланы, - а потом из них вырастает неизвестно что!» Светлана почувствовала себя виноватой, дома сняла часы и больше их не надевала. Никогда в жизни она больше не купила себе часов, и отказывалась, когда ей их дарили.
Травма «Однажды мне было тяжело, и больше я такого не переживу»
Ирина никогда не посещает врачей, и, что бы у нее ни заболело, в поликлинику не обращается. В детстве она пережила тяжелую операцию, после которой ее с трудом выходили. А потом оказалось, что диагноз был ошибочный, и операция была не нужна.
Травма «Я не хочу быть ответственным»
Александр не водит автомобиль с тех пор, как попал в аварию, в которой очень пострадала и чуть не погибла его мать, которую он в тот день вез в своем автомобиле. Как ни странно, но в качестве пассажира он себя чувствует совершенно спокойно и полностью доверяет своей жене, которая теперь водит автомобиль. Он страшится не столько аварии, сколько своей ответственности за чужую жизнь.
Травма «Я не повторю прошлых ошибок»
Виктор никогда не знакомится с брюнетками. У него была девушка брюнетка, и друзья ее бывшего парня сильно избили его.
Травма «Я боюсь потерять то, что досталось мне с таким трудом»
У Натальи, прежде чем она смогла родить ребенка, было три недоношенных беременности. Однако спустя много лет после рождения ребенка Наталья находится в постоянном страхе за жизнь своего взрослого сына. Она звонит 20-летнему юноше несколько раз в день, очень обеспокоена его здоровьем, ей все время кажется, что у него нездоровый цвет лица, что он похудел. При этом ее сын - абсолютно здоровый молодой человек.
Любую физическую травму, полученную спортсменом или обычным человеком, можно вылечить или хотя бы минимизировать ее последствия. Это же касается и психологических травм. Если есть возможность - лучше обратиться к психологу, который подскажет, как это сделать вернее. Если такой возможности нет, избавиться от психологической травмы можно самостоятельно:
Существуют случаи, когда самостоятельно избавиться от психологической травмы нельзя и нужно обратиться к специалисту. Например, это ситуации когда человек:
Почему люди наносят друг другу психологические травмы?
Некоторые делают это осознанно, например, чтобы компенсировать ощущение собственной неполноценности, отомстить. Другие делают это неосознанно, потому что не умеют себя вести.
Можно ли научиться не обижать других людей?
Чем более вы счастливы и гармоничны, тем меньше несчастья вы будете приносить другим людям.
Что делать, если травмирующая ситуация повторяется изо дня в день?
Возможно, вы стали зависимы от того человека, который вас травмирует. Кроме того, травмирующая ситуация приносит вам, наряду с болью, выгоды. От этого нужно избавляться.
Есть ли психологические травмы, от которых нельзя избавиться и которые будут мучить всю жизнь?
Самые сильные травмы, несомненно, оставляют какой-то след в жизни человека. Однако при грамотной проработке с психологом человек обучается жить с травмой и снижает ее негативные последствия.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .
Статьи по теме: | |
Душевнобольное искусство
О том, что психическими расстройствами страдали Ван Гог и Камилла... Расторопша — лечебные свойства уникальной травы и продуктов из нее Расторопша семена полезные свойства и противопоказания
Довольно высокое растение, которое имеет крупные пурпурные или лиловые... Сценарий на юбилей любимой маме Угадай мелодию их кинофильмов
За плечами долгий брак,Он не шутка, не пустяк!Шестьдесят он длится лет,В... |