Что внешняя политика государства. Внешняя политика и международные отношения

Сегодня в мире существует более 200 государств, между которыми складываются отношения. Международные отношения - это совокупность политических, экономических, социальных, правовых, дипломатических, военных, гуманитарных, идеологических, культурных и других связей между субъектами, действующими на мировой арене.

Субъектами международных отношений принято считать народы, государства, межгосударственные объединения и союзы, всемирные и региональные политические правительственные и неправительственные организации.

В современной мировой политике действует огромное количество различных участников. Преобладающим является взгляд, что основными субъектами мировой политики являются государства и группы (союзы) государств.

Роль других субъектов остается пока несоизмеримой с ролью государств. Государство - единственный общенациональный институт, имеющий легитимные полномочия участвовать в отношениях с другими государствами, заключать договоры, объявлять войну, подписывать мирные соглашения, решать задачи обеспечения суверенитета, безопасности, территориальной целостности.

Важнейшей стороной политической жизни любого государства является его внешняя политика. Внешняя политика - это деятельность государств на международной арене, регулирующая их отношения с целью реализации национальных интересов. Схематично внешняя политика государства может быть охарактеризована следующим образом:
1. Взаимодействие как минимум двух сторон.
2. Деятельные субъекты - народы, государства, общественные движения.
3. Обусловленность широким спектром международных норм и ценностей
Цели внешней политики государства:
1. Обеспечение благоприятных внешнеполитических условий для внутриполитического курса.
2. Реализация внешнеполитических задач, обусловленных системой международных отношений.

На состояние международных отношений влияют следующие факторы:
1. Мировая финансово-экономическая ситуация.
2. Военно-стратегическая ситуация.
3. Воздействие отдельных государств.
4. Влияние природной среды, состояние сырьевых и природных ресурсов.

Силу государства, его положение в системе международных отношений обуславливает целый ряд факторов. Главным среди них является военный потенциал, который отражает могущество страны и во многом определяет соответствующее положение ее на международной арене.

Однако это не единственный фактор. К ним принято относить величину территории, природные и людские ресурсы, структуру национальной экономики, объем и качество промышленного и сельскохозяйственного производства, темп поступательного развития страны, гарантирующий финансово-экономическую безопасность граждан, а также способность страны оказывать влияние на мировой арене.

Деятельность государства по достижению поставленных целей на международной арене опирается на различные ресурсы, которые концентрируются в определенных сферах внутренней и внешней деятельности: политические, экономические, военные, информационно-пропагандистские, научно-технические.

N К политической сфере относится, в первую очередь, дипломатия. Дипломатия - это официальная деятельность государства в лице специальных институтов и при помощи специальных мероприятий, приемов,методов, допустимыхс позициймеэюдународного права и имеющих конституционно-правовой статус. Дипломатия осуществляется в виде визитов, переговоров, специальных конференций и совещаний, встреч, подготовки и заключения двухсторонних и многосторонних соглашений, дипломатической переписки, участия в работе международных организаций.

Экономическая сфера внешней политики подразумевают использование экономического потенциала данной страны для достижения внешних политических целей. Государство, обладающее сильной экономикой, финансовой мощью, занимает прочное положение на международной арене. Даже небольшие по территории государства, небогатые материальными и людскими ресурсами, могут играть видную роль на мировой арене, если у них сильная экономика, которая базируется на передовых технологиях и способна распространять свои достижения далеко за пределы страны. Действенными экономическими средствами являются эмбарго, или наоборот, режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставление инвестиций, кредитов и займов, другой экономической помощи или отказ в ее предоставлении.

К военной сфере внешней политики принято относить военную мощь государства, которая включает в себя армию, ее численность и качество вооружения, моральное состояние, опыт успешных военных действий, наличие военных баз, обладание ядерным оружием. Военная мощь может использоваться как средство прямого воздействия, так и косвенного. К первым относятся войны, интервенции, блокады. Так за последние 55 веков человечество жило в мире всего 300 лет. На протяжении этих веков произошло 14,5 тыс. войн, в которых погибло 3,6 млрд человек.

Информационная сфера включает в себя весь арсенал современных средств массовой информации, пропаганды и агитации, которые используются для укрепления авторитета государства на международной арене, обеспечивают доверие со стороны союзников и возможных партнеров. С помощью средств массовой информации формируется положительный образ государства, чувство симпатии к нему, а в случае необходимости - антипатии и осуждения по отношению к другим государствам. Часто пропагандистские средства используются, чтобы завуалировать те или иные интересы и намерения.

Сфера науки, культуры и спорта всегда была предметом особого внимания во внешней политике государств. Достижения в этих областях всегда были предметом гордости того или иного народа, вызывали симпатии со стороны мировой общественности. Неслучайно сотрудничество представителей разных народов в этих областях достигло очень высокого уровня при необходимости сохранять право на ноу-хау.

Громадное воздействие на принятие политических решений оказывает личное общение лидеров, сфера личностных связей. Этим обусловлено то внимание к саммитам руководителей ведущих стран мира, которое демонстрируют специалисты в области международной политики.

Вместе с тем сегодня обозначилась объективная тенденция расширения участников международных отношений. Все более заметную роль в международных отношениях начинают выполнять международные организации. Они подразделяются на межгосударственные (или межправительственные) и неправительственные организации.

Межгосударственные организации являются стабильными объединениями государств, основанными на договорах, и обладают определенной согласованной компетенцией и постоянными органами.

Неправительственные организации могут быть и чисто неправительственными, а могут иметь смешанный характер, т.е. включать и правительственные структуры, и общественные организации, и даже индивидуальных членов.

Число международных организаций постоянно растет. Они охватывают самые разные аспекты международных отношений: экономический, политический, культурный, национальный.

Самую значительную роль в системе международных отношений играет Организация Объединенных Наций (ООН). Она стала практически первым в человеческой истории организационным механизмом широкого многогранного взаимодействия различных государств в целях поддержания мира и безопасности, содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов. Созданная в 1945 г., ООН превратилась в неотъемлемую часть международной политики. Ее членами являются 185 государств, что свидетельствует о том, что она достигла практически полной универсальности. Ни одно крупное событие в мире не остается вне поля зрения Организации Объединенных Наций.

В последние годы огромное влияние на мировой арене приобретают международные монополии или транснациональные корпорации (ТНК). К ним относятся предприятия, учреждения и организации, целью которых является получение прибыли и которые действуют через свои филиалы одновременно в нескольких государствах. Крупнейшие ТНК обладают огромными экономическими ресурсами, дающими им преимущества в этом отношении не только перед малыми, но даже и крупными державами.

Главной особенностью международных отношений является отсутствие в них единого центра власти и управления. Поэтому в международных отношениях большую роль играют естественно-исторические процессы, от научного понимания которых во многом зависят успехи и поражения государств на мировой арене.

Общий курс, регулирующий отношения одного государства с другими, называется международной (внешней) политикой. Способы и методы, реализующиеся в международных делах, соответствуют принципам и целям, которые это государство преследует. Внешняя политика тесно связана с внутренней и отражает характер общественного и государственного строя. В ней сочетаются национальные ценности и интересы с общечеловеческими, решаются вопросы сотрудничества, безопасности, укрепления мира, разбираются международные проблемы, иначе невозможен социальный прогресс.

Понятие

Общий курс внешней политики никак не может быть выработан без становления политики внутренней, до созревания потребностей общества. Когда объективные потребности сложатся и будут ясно определены цели, сформируется внешняя политика как необходимость вступить во взаимоотношения с остальным миром, другими обществами, народами, государствами. Здесь важен обыкновенный человеческий интерес: что есть у соседей такого, чего нет у нас?

По мере осознания он превращается в стратегию, то есть в конкретные действия по реализации интереса. Теорий внешняя политика имеет множество, все они по-разному трактуют её задачи и цели, функции и сущность. Однако общая теория составляет базу для самых эффективных методов и средств достижения политических целей, с её помощью планируются и координируются различные внешнеполитические акции и мероприятия.

Международная политика

Большую роль играет план разработки на перспективу всех конкретных действий, которые будут предприняты на международной арене. Внешняя политика государства должна быть продуманной до мелочей, потому планирование включает в себя несколько стадий. Сначала составляются прогнозы вероятного развития международных отношений данной страны с другими государствами и отдельными регионами. Это один из самых сложных видов политического прогнозирования, где непременно анализируются все тенденции возможных изменений элементов всей системы отношений между странами.

Планируемые внешнеполитические действия получают достаточно точную оценку своих последствий. Затем нужно определить размеры средств и ресурсов, которых данные задачи внешней политики потребуют для полного решения. И напоследок необходимо установить главные цели экономических и политических интересов государства по всем направлениям. После прохождения этих этапов можно разрабатывать комплексную программу внешнеполитических мероприятий, которые и имеют название международная политика. Все мероприятия должны быть утверждены правительством данной страны.

Теория Моргенау

Конкретные теории, в которых рассматривается внешняя политика, кратко обрисовывают труды политолога из Америки Г. Моргенау. Он определил главным свойством внешней политики прежде всего силу, где национальные интересы гораздо выше любых международных норм и принципов. Поэтому любая сила - финансовая, экономическая, военная - служит основным средством достижения любых поставленных целей.

Отсюда появляется и выведенная им формула: цели внешняя политика определяет в рамках национальных интересов и поддерживает их силой. Звучит знакомо. Вся современная внешняя политика США (особенно на Ближнем Востоке и в Северной Африке) построена на этом постулате. Немного другим смыслом наполнена максима, также знакомая людям очень давно: хочешь мира - готовься к войне. И вот по этой формуле строится внешняя политика России.

Приоритеты

Задачами национальных интересов обозначены следующие:

  1. Общая ориентация цели внешней политики.
  2. Критерий выбора в конкретной ситуации.

Значит, национальный интерес определяет всё: и долговременную стратегию, и направления внешней политики на тактические краткосрочные цели. Оправданием использования силы служит термин известный со времён Возрождения как баланс сил.

Под этим подразумевается расстановка военной силы, действительное состояние сил в мировой политике, более или менее равное распределение сил на международном уровне - это всё задачи внешней политики. При таком подходе, надо сказать, взаимовыгодному сотрудничеству развиваться довольно трудно, поскольку здесь целиком и полностью царствует конкуренция, а к её услугам присягнула только борьба, в том числе и политическая.

Война как средство

В современном мире война никак не должна была быть главным инструментом внешней политики, но, к сожалению, пока она таким средством достижения целей является. Именно поэтому ни одна страна не может гарантировать равенство государств, недопустимость захвата чужих территорий, самоопределение народов относительно выбора пути развития, установление взаимовыгодных и справедливых хозяйственных и экономических связей. Направления внешней политики, проявляющиеся сейчас в мировых международных отношениях, не могут гарантировать безоблачность завтрашнего дня ни в одной стране мира.

Международная безопасность может быть обеспечена только тремя известными мировой практике способами:

  1. Сдерживание прогнозируемой агрессии путём давления: психологического, политического, экономического и любой другой формы.
  2. Наказание агрессора конкретными практическими действиями.
  3. Достижение мирных целей с помощью политического процесса без силовых решений: переговорами, совещаниями, встречами на высшем уровне и так далее.

Цели и функции

Основными целями внешняя политика называет как минимум три:

  1. Обеспечение государственной безопасности.
  2. Увеличение потенциала политического, материального, интеллектуального, военного и так далее.
  3. Рост престижа государства в международных отношениях.

Реализовать цели внешней политики можно, развивая международные отношения с учётом конкретной ситуации в мире. Деятельность государства не может не учитывать деятельность, интересы и цели других государств, поскольку тогда внешняя политика не станет эффективной, напротив, затормозит социальный прогресс.

Внешняя политика должна быть действенной. Функции её включают в себя следующие:

  1. Оборонительная функция, которая противодействует любым проявлениям милитаризма, реваншизма, агрессии со стороны остальных государств.
  2. Представительно-информационная функция имеет двойное назначение: информирование о политике своего государства руководителей других стран и информирование о событиях и положении в других странах собственного правительства.
  3. Торгово-организационная устанавливает, развивает и укрепляет научно-техничесике и торгово-экономические связи с другими государствами.

Дипломатия как средство

Этот внешнеполитический термин пришёл к нам из античности. Сдвоенные дощечки с письменами древние греки выдавали посланцам вместо современных верительных грамот, подтверждающий полномочия. Они назывались дипломами.

Дипломатия является одним из главнейших средств внешнеполитических отношений. Она представляет собой совокупность практических мероприятий невоенного плана, приёмы и методы, которые применяются, согласно поставленным задачам, и учитывают конкретные условия. Дипломатическую службу несут специалисты, обучавшиеся в специальных вузах. Внешняя политика России, например, устанавливается выпускниками Дипломатической академии и МГИМО.

Дипломат - государственное должностное лицо, представляющее интересы своей страны за рубежом в миссиях или посольствах, а также на внешнеполитических международных конференциях, защищая права людей, их имущества, то есть всех граждан своего государства, находящихся за границей. Здесь необходимо знать искусство ведения переговоров, чтобы предотвратить или урегулировать международный конфликт, найти согласие (консенсус), компромисс или взаимоприемлемое решение, чтобы расширять и углублять взаимовыгодное сотрудничество по всем направлениям.

СССР

Деятельность, которую проводил Народный комиссариат иностранных дел, а позже министерство (то есть внешняя политика СССР), основывалась на красивую идею мировой революции, затем просто мирное сосуществование. Государство сразу поставило себе множество задач:

  1. Подписание мирных договоров (Германия и другие страны).
  2. Московский договор 1921 года.
  3. Рапалльский договор 1922 года.

Эти договорённости стали прорывом из дипломатически изолированного пространства, к тому же завершили войну с уже независимыми соседями на западе: Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, сохранился только спор с Румынией из-за Бессарабии.

Далее дипломатические отношения были восстановлены с Великобританией в 1924 году, а в 1923-м создана концессия с Главным концессионным комитетом. Последовал ряд договоров, в том числе Пекинский и Берлинский, создан Коминтерн, в 1932-м пакты о ненападении с Польшей и Францией, в 1933-м созданы дипломатические отношения с Соединёнными Штатами Америки. В 1934-м внешняя политика СССР была направлена на вступление в Лигу Наций. В 1940 состоялась советско-финская война, и с Лигой Наций пришлось проститься. История внешней политики СССР богата материалами и чрезвычайно интересна.

Перестройка

С её началом во внешней и внутренней политике СССР начали происходить огромные и зачастую необратимые изменения. В основу внешней политики легла концепция философско-политическая, крайне выгодная странам Западной Европы и США. Новое политическое мышление отказывалось от классовой и идеологической конфронтации в построении многообразного, но взаимозависимого и целостного мира. Из Восточной Европы советские войска были выведены. Видимо, для того, чтобы там сразу же были обустроены американские базы. То же самое произошло и с Афганистаном. Война прекращена, войска покинули территорию страны и собственные базы. Немедленно в тех же местах появились американские.

Но, как это ни странно, стержнем советской внешней политики времён Горбачёва были советско-американские отношения: М. С. Горбачёв и Р. Рейган с ДЖ. Бушем очень полюбили друг друга. Подписание договора о ликвидации ракет меньшей и средней дальности в 1987-м - это не самое значительное событие, апофеозом стало соглашение о сокращении стратегических наступательных вооружений, причём значительных. А как интересно разграничили морские пространства Соглашением 1990 года между США и СССР! Немудрено, что в результате такой внешней политики СССР перестал существовать.

Современность

Роль России в международном политическом процессе при формировании новой государственности получилась, естественно, проблемной, если учесть взаимозависимость основных субъектов политического процесса, которым удалось расчленить сильнейшую страну и сразу же её разорить, разрушив все производственные наработки. Мировой исторический процесс значительнейшим образом ускорился в связи с распадом СССР и началом формирования СНГ на бывших его территориях. Сменились цели внешней политики, изменились приоритеты и ориентиры. Россия стала вести себя во внешней политике и в мировом сообществе совершенно иначе.

Приоритетными стали и заняли центральное место отношения вовсе не с США и Японией, Англией и Францией, а с Германией. Непримиримые противники Второй мировой войны, которая принесла огромное количество горя и разрушений обеим сторонам, вдруг установили взаимовыгодные связи в научно-технической, экономической и, как это ни странно, в военной сферах. Угроза развязывания войны против России и теперь не потеряла актуальности. Это обусловило определение краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных интересов безопасности РФ.

Безопасность

Долгосрочные интересы безопасности:

  1. Проведение внешней политики, способствующей сохранению стабильности в мире, без локальных или межрегиональных конфликтов.
  2. Предотвратить или ликвидировать любые очаги напряжённости неподалёку от территории России.
  3. Установить и сохранять нормальные отношения со всеми государствами, даже если в них царит политический режим или общественный строй нежелательной формы.
  4. Укреплять и развивать миротворческие возможности РФ по линии ООН и многих международных организаций, чтобы быстро политически урегулировать конфликты, угрожающие вооружёнными столкновениями.
  5. Восстановить в полной мере международный престиж РФ как правопреемника СССР, который был признан мировым сообществом.

Среднесрочные интересы безопасности предполагают нормализацию и стабилизацию обстановки Ближнего зарубежья. Единое экономическое пространство требует пересмотра вопросов о границах и между странами СНГ, и по периметру бывшего СССР. Иначе страны будут захлёстывать экономические диверсии, вырастет преступность, коррупция и так далее.

Краткосрочные интересы - решение вопросов относительно террористических группировок на Кавказе, недопущение локальных войн вдоль юго-западных границ, где поднял голову нацизм. Необходимо противостоять конфликтам, основанным на клановой, националистической или религиозной почве. Для этого внешняя политика России координируется со странами СНГ в общую, а также конкретизируются действия, обеспечивающие взаимную безопасность.

Международные отношения есть продолжение в условиях межна­ционального общения тех общественных отношений, которые уже существуют на национальной основе. Ни в коем случае нельзя выде­лять «внешнюю политику» из политики вообще или тем более проти­вополагать внешнюю политику внутренней, поскольку это противоре­чит всему объективному развитию.

Внешняя политика - это политика, призванная регулировать взаимоотношения между государствами и, народами, курс того или иного государства, его представителей на международной арене, на­правленный па достижение целей, выражающих совокупные интересы господствующих классов.

Для определения сущности внешнеполитического курса любой стра­ны крайне необходим учет господствующих внутренних социальных отношений. Будучи «перенесенными» на международную арену гос­подствующим классом в лице государства, они становятся государст­венной внешней политикой, направленной на сохранение и упрочение данной структуры общественных отношений и форм собственности. Любое государство стремится к тому, чтобы превратить свою между­народную политику в важный инструмент укрепления своих позиций и достижения своих классовых целей. В основе внешней политики любого цивилизованного государства лежат национальные интересы. Внешняя политика тем самым выражает национальные интересы на международной арене, избирает адекватные средства и методы их реализации.

Основными субъектами внешней политики являются:

1. Государство, его институты, а также политические лидеры и главы государств. Государству принадлежит определяющая роль в формиро­вании внешнеполитического курса.

2. Неправительственные организации, так называемая «народная, дипломатия», которая включает деятельность как политических пар­тий и движений, так и неполитических объединений и союзов.

Успех внешней политики зависит от объективности и реальности от­ражения насущных общественных интересов, а также от адекватно выработанных средств и методов реализации этих интересов и дости­жения поставленных целей.

Сущность внешней политики определяется целями, которые она ста­вит перед собой, и средствами их достижения, что зависит от многих обстоятельств:

Социально-политического устройства государства,

« политического режима,

Уровня социально-экономического развития,

»участия в международных организациях и военно-политических блоках,

Политической динамики государства,

Основными целями внешней политики государства можно назвать:

Повышение материального и духовного уровня жизни населения;

Повышение экономического и политического могущества государ­ства;

Обеспечение безопасности государства, его национального сувере­нитета и территориальной целостности;

Недопустимость вмешательства во внутренние дела извне;

Повышение престижа и роли государства в международных отно­шениях;

Защита определенных политических и экономических позиций во внешнем мире.

Все перечисленные цели тесно взаимосвязаны между собой. Успеш­ная реализация каждой из них способствует благоприятным условиям реализации всех остальных.

Практическая значимость внешней политики выражается через реа­лизацию ее функций.

1. Охранительная функция связана с охраной прав и интересов госу­дарства и его граждан на международной арене, защитой от возмож­ной опасности вторжения извне, стремлением к мирному решению спорных проблем.

2. Представительно-информационная функция заключается в дея­тельности по изучению внешнеполитических процессов, накоплению, обработке и анализу достоверной информации, доведению ее до сво­его правительства с выдачей рекомендаций и предложений для ус­пешной реализации целей внешней политики. Успешная реализация этой функции уменьшает вероятность ошибок и негативных последст­вий внешнеполитической деятельности государства. Практическая значимость данной функции состоит в том, что посредством предста­вительства интересов, обмена информацией, личных контактов основ­ных субъектов политики в желаемом направлении формируется меж­дународное общественное мнение, оказывается определенное влияние на политические круги др. стран.

3. Организаторская функция раскрывает взаимосвязь внугренней и внешней политики и состоит в инициативных действиях, направлен­ных на поиск взаимовыгодных контактов с другими странами.

4. Идеологическая функция состоит в пропаганде социальных пре­имуществ своей системы, своего образа жизни на международной аре­не, т. е. идеологическое обоснование существующего строя. Соперни­чество непримиримых идеологий может привести к неразрешимым политическим конфликтам . Недопустимо, чтобы идеологический спор между различными государствами (или системами) разрешался воен­ными, экономическими или политическими средствами. Он должен быть решен только путем открытой демонстрации очевидных пре­имуществ или только на основе идейно-политических споров и дос­тижения соглашений. Идеологическая функция по мере укрепления доверия и сотрудничества между народами должна изменить свое со­держание.

5. Координация усилий государств по решению глобальных проблем. Эта функция проявилась во внешней политике сравнительно недавно, начиная с конца 70-х гг. нашего столетия, Но по своей значимости она не уступает всем предыдущим. Проблемы, затрагивающие будущее всего человечества, могут быть разрешимы только совместными уси­лиями всех государств и народов.

Функции внешней политики, несмотря на различные их проявления, имеют универс&1ьный характер, т. е. распространяют свое действие на все составляющие внешней политики. Основными органами, способ­ствующими реализации функций внешней политики, являются МИД, посольства, консульства, представительства, культурные и научные центры. Специфические функции возложены на органы разведки, контрразведки и КГБ.

Практическая реализация внешней политики достигается е помощью разнообразных средств, к которым относятся:

Информационно-пропагандистские или идеологические, в первую очередь средства массовой информации, пропаганды и агитации, которые играют важную роль в укреплении позиций государства, способствуют обеспечению доверия, развитию контактов, форми­руют международное общественное мнение, а в отдельных случаях способствуют сокрытию истинных интересов и целей государств;

Политические, которые используются в сфере дипломатических отношений и выступают в форме переговоров, визитов, конферен­ций, совещаний, встреч, заключения договоров, участия в между­народных организациях и движениях. Сама по себе дипломатия - это официальная деятельность государств и правительств, служб министерств иностранных дел, дипломатических представительств за рубежом;

Экономические средства представляют использование экономиче­ского потенциала страны для достижения внешнеэкономических целей и оказания влияния на другие государства. Экономический потенциал во многом определяет место данной страны и ее поли­тические позиции в системе международных отношений . Основ­ными экономическими средствами являются: внешняя торговля, энергетическая и сырьевая база, импорт, экспорт, эмбарго или ре­жим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставле­ние лицензий, займов, кредитов, инвестиций, процентное налого­обложение и т. д.;

Военные средства связаны с тем, что обеспечивает военную мощь государства. Это наличие армии с учетом ее численности, видов вооружения и вооруженных сил, ее боеготовности и морального состояния, наличия военных баз и их расположения. Они могут быть использованы как для прямого давления (война, блокада, ин­тервенция), так и для косвенного (учения, испытания нового ору­жия, маневры).

Внешняя политика, являясь продолжением внутренней политики, за­висит от множества факторов, выполняет в обществе разнообразные функции и использует различные средства для достижения своих це­лей. Она направлена на создание наиболее благоприятных условий для решения внутриполитических задач и укрепление международных позиций государства.

Реализация внутренних функций государства приобретает различные форма в зависимости от складывающихся обстоятельств на международной арене. Можно выделить некоторые виды внешней политики, характерные для тех или иных государств в современных условиях.

Одним из таких видов является пассивная внешняя политика , которая присуща экономически слабым государствам, вынужденным приспосабливаться к международной конъюнктуре.Агрессивная внешняя политика заключается в формировании собственной внутренней политики и в стремлении приспособить (посредством внешней политики) или принудить к изменениям во внутренней и внешней политике другие государства.Активная внешняя политика заключается в интенсивных поисках равновесия между внутренней и внешней политикой.Консервативная внешняя политика заключается в активной или даже агрессивной охране достигнутого ранее равновесия между внутренней и внешней политикой. Такая политика характерна для некоторых бывших супердержав. В качестве примера можно привести действия Великобритании в ответ на аргентинское вторжение в 1984 г. на Фолькленды-Мальвины.

Внешняя политика призвана регулировать взаимоотношения между государствами и народами, курс того или иного государства, его представителей на международной арене, направленный на достижение национально-государственных интересов. Для определения сущности внешнеполитического курса любой страны крайне необходим учет господствующих внутренних социальных отношений. Будучи "перенесенными" на международную арену в лице государства, они становятся государственной внешней политикой, направленной на сохранение и упрочение данной структуры общественных отношений и форм собственности. Любое государство стремится к тому, чтобы превратить свою международную политику в важный инструмент укрепления своих позиций и достижения своих классовых целей. В основе внешней политики любого цивилизованного государства лежат национальные интересы. Внешняя политика тем самым выражает национальные интересы на международной арене, избирает адекватные средства и методы их реализации.

Основными субъектами внешней политики являются:

    Государство, его институты, а также политические лидеры и главы государств. Государству принадлежит определяющая роль в формировании внешнеполитического курса.

    Неправительственные организации, так называемая "народная дипломатия", которая включает деятельность как политических партий и движений, так и неполитических объединений и союзов.

Успех внешней политики зависит от объективности и реальности отражения насущных общественных интересов, а также от адекватно выработанных средств и методов реализации этих интересов и достижения поставленных целей.

Цели внешней политики

Сущность внешней политики определяется целями, которые она ставит перед собой, и средствами их достижения, что зависит от многих обстоятельств: социально-политического устройства государства, формы правления, политического режима, уровня социально-экономического развития, участия в международных организациях и, прежде всего, военно-политических блоках, политической динамики государства, уровня политической культуры и т.д. Основными целями внешней политики государства можно назвать: повышение материального и духовного уровня жизни населения, экономического и политического могущества государства, обеспечение безопасности государства, его национального суверенитета и территориальной целостности, недопустимость вмешательства во внутренние дела извне, повышение престижа и роли государства в международных отношениях, защита определенных политических и экономических позиций во внешнем мире. Все перечисленные цели тесно взаимосвязаны между собой. Успешная реализация каждой из них способствует благоприятным условиям реализации всех остальных.

Цели внешней политики весьма разнообразны. Их формулирование и разработка обусловлены различными обстоятельствами: социально-политическим устройством страны, формами правления, уровнем развития экономики, союзами с другими государствами. Можно выделить следующую группу целей внешнеполитической деятельности современных государств. Это - обеспечение национальной безопасности, возрастание экономического и политического могущества государства, укрепление его международных позиций.

Укрепление национальной безопасности – одна из важнейших задач государства. В периоды наибольшей угрозы национальной безопасности государства обычно подчиняют все другие цели обеспечению своей безопасности с тем, чтобы создать эффективные гарантии от любой внешней угрозы. В истории государств немало примеров, иллюстрирующих эту закономерность. Классическим примером является Великая Отечественная война СССР против гитлеровского фашизма.

Одной из важнейших целей внешней политики государства является обеспечение роста его экономического и политического потенциала. Отстаивание национальных интересов тесно связано с обеспечением оптимальных условий функционирования государства. Могущество государства зависит от его внутренней политической стабильности, способности регулировать противоречия различных слоев общества. Государство через свою внешнюю политику может способствовать эффективному экономическому развитию страны, повышению уровня жизни населения. Государство способно приумножить свое национальное достояние через участие в различных экономических и политических группировках.

Важной задачей государства является создание позитивного международного имиджа, престижа и прочных международных позиций среди государств мирового сообщества. Перечисленные цели внешней политики тесно взаимосвязаны. Так, формирование положительного имиджа страны на международной арене невозможно без реализации двух предыдущих целей. Например, политическая дестабилизация общества серьезно подрывает национальную безопасность государства, ослабляет его международные позиции. Понятно, что достигнуть идеального состояния, при котором обеспечивается оптимальная реализация всех целей государства, весьма трудно, а порой и просто невозможно. Необходимо также помнить, что цели внешней политики всегда являются производными от экономического потенциала страны, уровня развития демократии и политической культуры. Поэтому рациональная внешняя политика всегда состоит в поиске баланса условий, при которых отсутствие успехов в реализации целей на одном из направлений политики компенсируется достижениями на других направлениях.

Политическая деятельность любого государства осуществляется прежде всего в системе внутренних общественных отношений, а потом уже за пределами его границ - в системе внешних отношений. В результате различают внутреннюю и внешнюю политику, хотя это различие в известной мере условно. В конечном счете и внешняя и внутренняя политика призваны решать одну задачу - обеспечивать сохранение и упрочение существующей в данном государстве системы общественных отношений.

Вместе с тем как внутренняя, так и внешняя политика имеют свою специфику. Внешняя политика вторична по отношению к внутренней. Она формируется позже, чем внутренняя, и осуществляется в иных условиях.

Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами, обеспечивает реализацию их потребностей и интересов на международной арене. Внешняя политика - эта деятельность и взаимодействие официальных субъектов, получивших или присвоивших право от имени всего народа выражать и защищать национальные интересы на международной арене,

Избирать адекватные средства и методы их реализации.

Что же такое национальные интересы?

В основе внешней политики любого государства лежат интересы нации. Все цивилизованные страны независимо от их государственного устройства своими национальными приоритетами считают повышение материального и духовного уровня жизни населения; обеспечение безопасности государства, национального суверенитета, территориальной целостности; недопустимость вмешательства во внутренние дела извне; защиту определенных политических и экономических позиций во внешнем мире.

Следовательно, национальные интерес есть адекватность внешней политики государства потребностям общества. Рациональность и эффективность внешней политики заключается в ее соответствии реальным национально-государственным интересам.

Внешнеполитическая деятельность, не выражающая или неадекватно выражающая национальные интересы, неизбежно пробуксовывает. Так, по оценкам многих ученых и политиков, неудачи во внешней политике Республики Беларусь во многом обусловлены ложно понимаемыми нашей политической элитой национальными интересами белорусского народа. Это выражается, во-первых, в поиске каких-то призрачных выгод за далекими морями и океанами и игнорировании своих ближайших соседей, во-вторых, жестком подчинении внешней политики идеологическим постулатам, что означает; поддерживаем и развиваем отношения с теми, кто мыслит как мы. Во внешней политике республики много проявлений субъективизма, волюитарзма, непрофессионализма, что отрицателю сказывается на авторитете белорусского государства.

Ложно понятые и превратно сформулированные наци; опальные интересы могут стать причиной реальных конфликтов на международной арене. Так обстояло дело при принятии руководством СССР решения о введении советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. Подобная позиция нередко просматривается во внешнеполитическом курсе США, которые зоной своих жизненных интересов способны объявить любую территорию Земного шара.

Практическая значимость внешней политики выражается через ее функции, общие для всех государств: охранительную, представительно-информационную, идеологическую, координации усилий государств по решению глобальных проблем, торгово-организаторскую.

Охранительная функция внешней политики связана с обеспечением сохранения и упрочения существующей в рамках данного государства системы общественных отношений от посягательств извне, защитой прав и интересов данной страны и ее граждан в международных делах.

Эффективность этой функции зависит от способности государств, их соответствующих органов и институтов взаимодействовать с другими государствами мирового сообщества так, чтобы сделать мировой порядок более безопасным для жизнедеятельности всех субъектов международных отношений.

Предапавительно-информационная функция заключается в деятельности представительных органов и институтов государства за рубежом по изучению внешнеполитических процессов; накоплению, обработке и анализу достоверной информации о состоянии международных дел; доведению этой информации до своего правительства с выдачей конкретных рекомендаций по ее исполнению.

Практическая значимость этой функции состоит и в том, что посредством переговоров, личных контактов основных субъектов внешней политики на основе полученной и проанализированной информации формируется благоприятное для страны международное общественное мнение, оказывается соответствующее влияние на политические круги тех или иных государств. Эта функция часто реализуется в период проведения международных переговоров, заключения международных договоров.

Идеологическая функция внешней политики состоит в пропаганде философских, политических, экономических, социальных преимуществ своей системы и образа жизни на международной арене. Здесь следует особо подчеркнуть, насколько это дело тонкое. Определенные идеологии, лежащие в основе внешнеполитических действий, могут вызвать крупномасштабные конфликты между государствами, иметь международные последствия. История свидетельствует, что соперничество непримиримых идеологий, внешняя политика, добивающаяся триумфа одной-единственной идеологии, всегда приводили к особенно фанатичным и кровавым войнам, к тяжелому противостоянию. Вспомним, например, вторую мировую войну, годы "холодной войны".

Большинство политологов придерживаются той точки зрения, что идеологический спор между различными системами в конечном счете должен решаться путем не политического, военного, экономического, пропагандистского вмешательства спорящих сторон, а открытой демонстрации очевидных преимуществ.

Одной из специфических функций внешней политики, которую можно выделить как самостоятельную, является координация усилий государств по решению многих сложных проблем, имеющих общечеловеческий, глобальный характер. Глобальные проблемы - это проблемы, затрагивающие жизненные интересы всего человечества, включая его будущее. Они проявляют себя как объективный фактор развития общества в основных регионах мира и требуют для своего решения согласованных международных действий в масштабах мирового сообщества. К глобальным проблемам относятся проблемы войны и мира, взаимодействия человека и природы, преодоления экономической отсталости населения 2/3 Земного шара, борьбы с голодом и нищетой, охраны здоровья людей, роста народонаселения планеты, энергии и природных ресурсов, взаимоотношения человека и общества.

Некоторые политологи выделяют торгово-организаторскую функцию внешней политики, через которую раскрывается взаимосвязь внутренней и внешней политики. Суть этой функции заключается в инициативных организаторских действиях государства, направленных на повышение международной конкурентоспособности промышленной и сельскохозяйственной продукции, расширение экспорта товаров, поиск выгодных торговых сделок, контактов, создание других благоприятных внешнеполитических условий деятельности. Эффективность ее проявления определяется самообеспеченностью или зависимостью от импорта важнейших товаров.

Внешнеполитическая деятельность по достижению поставленных целей реализуется с помощью целого комплекса средств, методов. К ним относятся информационно-пропагандистские, политические, экономические, военные.

Средства массовой информации, пропаганды, агитации играют важную роль в усилении международных позиций государства, помогают укреплять его безопасность, способствуют обеспечению доверия со стороны союзников и возможных партнеров, получению материальной и моральной поддержки с их стороны в критические моменты, формируют у международной общественности симпатию и дружелюбие по отношению к данному государству, а в случае необходимости - гнев, осуждение, возмущение и т.п.

Пропагандистские средства внешней политики способствуют истинных интересов и намерений государства. Примеров тому история знает множество, в частности ложные заверения нацистов в начале второй мировой войны.

Политические средства внешней политики используются прежде всего в сфере дипломатических отношений, где важны правильная оценка расстановки сил, умение точно определить позицию в сложных ситуациях, распознать друзей и противников и т.п.

Дипломатия - это официальная деятельность государств и правительств, служб министерств иностранных дел, дипломатических представительств за рубежом. Наиболее распространенными дипломатическими средствами и методами являются визиты и переговоры, дипломатические конференции, совещания и встречи, подготовка и заключение двух и многосторонних международных договоров и других дипломатических документов, участие в работе международных организаций и их органов, представительства государств за границей, дипломатическая переписка, публикация дипломатических документов. Политические средства внешней политики тесно взаимосвязаны с экономическими.

Под экономическими средствами внешней политики подразумевают использование экономического потенциала данной страны для достижения внешнеполитических целей. Государства, обладающие сильной экономикой, финансовой мощью, имеют и прочные международные позиции. Даже небольшие по размерам территории страны, бедные людскими и материальными ресурсами, могут играть заметную роль на мировой арене, если их экономика базируется на передовых технологиях, способна генерировать научно-технический прогресс. Эффективными экономическими средствами внешней политики являются эмбарго или режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставление лицензий, инвестиций, кредитов, займов, другой экономической помощи или отказ от ее предоставления.

Военным средством внешней политики принято считать военную мощь государства, которая включает в себя наличие армии с учетом ее численности, качества вооружения, боеготовности, морального состояния; наличие военных баз, ядерного оружия.

Военные средства могут быть использованы для оказания как прямого давления на иные страны, так и косвенного. Формами прямого давления могут быть война, интервенция, блокада; косвенного - учения, парады, маневры, испытания новых видов оружия.

Ныне многие политологи придерживаются той точки зрения, что в современных условиях усиливается роль политических, экономических, пропагандистских, культурных и иных факторов при относительном уменьшении удельного веса военной силы даже в отношении достижения такой цели внешней политики, как обеспечение безопасности страны. Теоретики этого направления считают, что углублением и расширением экономических связей и народнохозяйственной взаимозависимости в масштабах региона и всего мира безопасность все более переплетается с международным сотрудничеством, образуя с ним единое целое.

Теоретики противоположного направления отмечают, что фактор силы вовсе не исчез из мировой политики, что национальная безопасность может быть гарантирована только "национальной военной мощью".

Внешняя политика осуществляется строго определенными государственными структурами. Официальными субъектами внешней политики являются государство в лице его представительных учреждений и исполнительно-распорядительных органов, а также должностных лиц: главы государства, парламента, правительства.

Внешнеполитическая деятельность материализуется через специально созданный механизм - систему органов внешних сношений.

Современная система органов внешних сношений, как правило, состоит из двух групп: внутригосударственных и зарубежных, К внутригосударственным органам относятся президент, парламент, правительство, специализированные учреждения (министерства иностранных дел и др.). Зарубежные органы делятся на постоянные (консульства, посольства, постоянное представительство в международных организациях) и временные (участие в международных конференциях, совещаниях, симпозиумах и др.).

Рассмотренные структура, функции, методы внешней политики, система органов внешних сношений, национальные интересы в комплексе обеспечивают функционирование внешнеполитического механизма любого государства.



gastroguru © 2017