Как выявить у ребенка задержку психического развития и помочь? Что делать, если ребенок отстает в развитии.

Родителей иногда обескураживает, когда у их ребенка диагностируется задержка психического развития (ЗПР). Чаще всего это нарушение хорошо корректируется при правильном подходе родителей и педагогов. Но для этого надо выявить пораньше у ребенка это отклонение от нормы. Тесты в статье помогут это сделать, а уникальная таблица поможет определить вид ЗПР у ребенка. Также в этом материале приведены советы родителям малышей с задержкой психологического развития.

Что означает диагноз ЗПР — кому и когда ставят задержку психологического развития?

Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального развития психики, которое характеризуется отставанием в развитии отдельных психических функций (мышления, памяти, внимания).

Диагноз ЗПР, как правило, ставится детям до 8 лет. У новорожденных детей задержку психического развития выявить невозможно, поскольку нормально. Когда ребенок подрастает, родители не всегда обращают внимание на ограничение его умственных способностей или списывают это на маленький возраст. Но некоторым детям в младенчестве могут ставить . Он указывает на некоторые нарушения в работе головного мозга, которые в более взрослом возрасте могут проявиться в виде ЗПР.

Посещая детский садик, ЗПР у ребенка не всегда удается диагностировать, поскольку там от ребенка не требуется какая-либо интенсивная умственная деятельность. Но при поступлении в школу ребенок с задержкой психического развития будет явно выделяться на фоне остальных детей, потому что ему:

  • тяжело сидеть на уроках;
  • тяжело слушаться учителя;
  • концентрировать свое внимание на умственной деятельности;
  • нелегко учиться, так как он стремится играть и развлекаться.

Физически дети с ЗПР здоровы, основная трудность для них – это социальная адаптация. У детей с ЗПР может преобладать задержка развития либо эмоциональной сферы, либо интеллекта.

  • При задержке развития эмоциональной сферы умственные способности детей относительно нормальные. Эмоциональное развитие таких детей не соответствует их возрасту и соответствует психике более младшего ребенка. Эти дети могут неутомимо играть, они несамостоятельны и любая умственная деятельность для них очень утомительна. Таким образом, посещая школу им тяжело концентрировать внимание на учебе, слушаться учителя и подчиняться дисциплине в классе.
  • Если у ребенка наблюдается з амедленное развитие интеллектуальной сферы , то он наоборот будет спокойно и терпеливо сидеть на уроках, слушать учителя и подчинятся старшим. Такие дети очень робкие, стеснительные и любые трудности принимают близко к сердцу. Они попадают на консультацию психолога не из-за дисциплинарных нарушений, а по причине трудностей с обучением.

Тесты на выявление ЗПР — 6 способов определить задержку психического развития у ребенка

Если у родителей появляются сомнения относительно умственного развития их ребенка, то существую некоторые тесты, которые помогут определить нарушения психического развития.

Не стоить трактовать результаты этих тестов самостоятельно, поскольку этим должен заниматься только специалист.

Тест №1 (до 1 года)

Физическое и психологическое развитие ребенка должно соответствовать его возрасту. Начать держать головку он должен не позже, чем в 1,5 месяца, переворачиваться со спины на живот — в 3-5 месяцев, сидеть и вставать — в 8-10 месяцев. Стоит также обратить внимание на . Ребенок в 6-8 месяцев должен лепетать, а к 1 году проговаривать слово «мама».

Шкала KID-R для оценки развития ребенка в возрасте от 2 до 16 месяцев — и

Тест №2 (9-12 месяцев)

В таком возрасте у ребенка начинают формировать простые мыслительные навыки. К примеру, вы можете на глазах у ребенка спрятать под коробочку игрушку и с удивлением спросить «Где игрушка?», малыш в ответ должен убрать коробочку и с восторгом показать, что он нашел игрушку. Ребенок должен понимать то, что игрушка не может исчезнуть бесследно.

Тест №3 (1-1,5 года)

В таком возрасте у малыша проявляется интерес к окружающему миру. Ему интересно познавать что-то новое, пробовать новые игрушки на ощупь, проявлять радость при виде мамы. Если такой активности за малышом не наблюдается, это должно вызвать подозрение.

Шкала RCDI-2000 для оценки развития ребенка в возрасте от 14 месяцев до 3,5 лет — скачать бланк анкеты в формате PDF и инструкцию для родителей по заполнению

Тест №4 (2-3 года)

Существует детская игра, где нужно вставлять фигуры в соответствующие им отверстия. В возрасте двух-трех лет малыш должен это делать без проблем.

Тест №5 (3-5 лет)

В таком возрасте у ребенка начинает формироваться кругозор. Он называет вещи своими именами. Ребенок может объяснить, что такое машина или какую роботу делает доктор. Не стоит в таком возрасте требовать от малыша много информации, но тем не менее, узкий словарный запас и ограниченный кругозор должны вызвать подозрения.

Тест №6 (5-7 лет)

В этом возрасте малыш свободно считает до 10 и делает вычислительные операции в пределах этих цифр. Он свободно называет названия геометрических фигур и понимает, где один объект, а где много. Также ребенок должен четко знать и называть основные цвета. Очень важно обратить внимание на его творческую деятельность: дети в таком возрасте должны рисовать, что-то лепить или конструировать.

Факторы, вызывающие ЗПР

Причин задержки психического развития у детей может быть несколько. Иногда это социальные факторы, а в других ситуациях причина ЗПР – врожденные патологии головного мозга, которые определяют при помощи различных обследований (например, ).

  • К социальным факторам ЗПР относятся несоответствующие условия воспитания ребенка. Такие дети часто не имеют родительской или материнской любви и заботы. Их семьи могут быть антисоциальными, неблагополучными или же эти дети воспитываются в детских домах. Это оставляет тяжкий след на психике малыша и часто сказывается на его психическом здоровье в будущем.
  • К физиологическим причинам ЗПР относят наследственность, врожденные заболевания, тяжелую беременность матери или же перенесенные в раннем детстве болезни, которые повлияли на нормальное развитие головного мозга. В этом случае из-за поражений головного мозга страдает психическое здоровье малыша.

Четыре типа задержки психологического развития у детей

Таблица 1. Виды ЗПР у детей

Тип ЗПР Причины Как проявляется?
ЗПР конституционального происхождения Наследственность. Одновременная незрелость телосложения и психики.
ЗПР соматогенного происхождения Ранее перенесенные опасные заболевания, которые влияют на развитие головного мозга. Интеллект в большинстве случаев не страдает, но функции эмоционально-волевой сферы значительно отстают в развитии.
ЗПР психогенного происхождения Несоответствующие условия воспитания (дети-сироты, дети с неполных семей и др.). Снижение интеллектуальной мотивации, несамостоятельность.
Церебрально-органического происхождения Грубые нарушения созревания головного мозга из-за патологий беременности или после перенесенных тяжелых заболеваний на первом году жизни. Самая тяжелая форма ЗПР, присутствуют явные задержки развития эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы.

В большинстве ситуаций родители очень болезненно воспринимают диагноз ЗПР, часто не понимая его значения. Важно осознать, что задержка психического развития не значит, что ребенок психически больной. ЗПР означает, что ребенок развивается нормально, только немного отстает от своих одногодок.

При правильном подходе к этому диагнозу уже к 10 годам можно устранить все проявления задержки психического развития.

  • Изучите это заболевание с научной точки зрения . Прочитайте врачебные статьи, проконсультируйтесь с психиатром или психологом. Родителям будут полезны статьи: О.А. Виноградова «Развитие речевого общения дошкольников с задержкой психического развития», Н.Ю. Борякова «Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития», Д.В. Зайцев «Развитие навыков общения у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в семье».
  • Обратитесь к специалистам . Детям с ЗПР необходима консультация врача-невролога, психоневролога, а также помощь учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда.
  • Полезным будет использование в обучении дидактических игр . Подбирать такие игры нужно исходя из возраста и умственных способностей ребенка, они не должны быть тяжелыми и непонятными для малыша.
  • Дети старшего дошкольного или младшего школьного возраста должны посещать занятия по ФЭМП (формирование элементарных математических представлений). Это поможет им подготовиться к усвоению математики и точных наук, улучшить логическое мышление и память.
  • Выделите конкретное время (20-30 мин) на выполнение уроков и ежедневно в это время садитесь с ребенком за уроки. Изначально помогайте ему, а потом постепенно приучайте к самостоятельности.
  • Найдите единомышленников . Например, на тематических форумах можно найти родителей с такой же проблемой и поддерживать с ними общение, обмениваясь своим опытом и советами.

Родителям важно понимать, что ребенок с ЗПР не считается умственно отсталым, поскольку он прекрасно понимает суть происходящих событий, осознанно выполняет поставленные задачи. При правильном подходе, в большинстве случаев интеллектуальные и социальные функции ребенка со временем приходят в норму.

Детская речь, особенно речь детишек первых трех лет жизни из-за несовершенства артикуляционных способностей, имеет много особенностей: малыши искажают и пропускают некоторые звуки, какие-то звуки не произносят вообще. Нередко только мама может понять детское бормотание, когда малыш, захлебываясь, очень быстро, проглатывая слоги, делится с ней своими впечатлениями о чем-то для него очень важном или же, наоборот, растягивает слова так, что утрачивается смысл произносимого. Очень важно, чтобы родители знали, что является специфической особенностью для данного возраста, что отклонением от правильного развития речи, а что относится к ее расстройствам.

Важно разделить два понятия: недоразвитие речи и нарушение речи.

Под недоразвитием (отставанием) речи специалисты понимают качественно более низкий уровень сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом.

Под нарушением речи подразумевается отклонение от нормы (расстройство), вызванное изменениями в строении или работе речевой или слуховой системы или задержкой общего психического развития ребенка.

Недоразвитие или отставание речи, прежде всего, связано с воспитанием и условиями жизни ребенка, в то время как нарушение речи является серьезным, но исправимым дефектом, вызванным патологическими изменениями, происходящими в организме малыша.

В данной работе разговор пойдет о недоразвитии (отставании) речевого развития.

Почему может возникнуть отставание в речевом развитии?

Приведем такой пример: Ирочка (1 год 6 месяцев) играет с куклой. Мама, включаясь в игру, спрашивает: "Как зовут твою куклу, Ирочка?" Ирочка в ответ: "А-А-А!" "А где у куклы глазки, покажи мне глазки", - продолжает мама. Ирочка, показывая на глазки, радостно выкрикивает: "А!А!А!" На мамину просьбу дать куклу, Ирочка протягивает игрушку, сопровождая свое действие звуками "аа-аа-аа!" С чем мы имеем дело в этом случае, когда здоровый ребенок в полтора года, вместо того чтобы произносить слова, использует только простой и хорошо освоенный им звук "а"?

У ребенка, развивающегося нормально (по заключению наблюдающих за ним врачей), к году появляется от 2 до 10 слов. Количество слов к концу второго года жизни малыша возрастает до 100-300 и является индивидуальной характеристикой для каждого ребенка. Однако некоторые дети до 2 лет практически не произносят слов, а пользуются жестами и отдельными звуками, количество которых тоже невелико. Большинство родителей не придают большого значения этому факту, считая главным, что ребенок их понимает и подтверждает это жестами. Это представление ошибочно, и родители поступают неправильно, если пытаются по жестам угадать желания своего ребенка. Так как малыша понимают, у него не появляется необходимости в голосовых реакциях. Понимание же речи происходит у ребенка путем установления связи между словом, произнесенным взрослым, и предметами, окружающими малыша.

Таким образом, одним из объяснений приведенного примера отставания в речевом развитии может быть недостаточное общение ребенка со взрослым, при котором взрослый уделял бы важное значение развитию голоса у ребенка и выражению своих желаний и действий не только посредством жестов, но и при помощи слов. Для малыша очень важно общение со взрослым. Чем меньше ребенок, тем больше его зависимость от мамы. Только при взаимодействии с мамой ребенок полноценно познает окружающий его мир. Чем эмоциональнее общение с малышом в первые месяцы его жизни, тем комфортнее он себя чувствует, успешнее развивается и растет. Малыш произносит больше звуков и звукосочетаний при взаимодействии с мамой, чем находясь в одиночестве. Дети, которые растут в условиях отсутствия мамы, например в Домах малютки, отстают в вокально-речевом развитии. Стадии гуления и лепета у них наступают гораздо позже, чем у малышей, живущих в семьях. Депривированные младенцы позже начинают улыбаться и смеяться, а нередко отстают от своих домашних сверстников по показателям веса и роста.

Вторая причина задержки в раннем речевом развитии ребенка может быть вызвана недостаточностью развития и функционирования двигательной (моторной) сферы.

В своих исследованиях ученые показали, что точное выполнение ребенком упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает движения артикуляторных органов: губ, языка, нижней челюсти. Выявлена тесная связь между становлением речи и развитием движений пальцев рук (тонкая моторика).

В соответствии с возрастом ребенка и его возможностями необходимо развивать общую и тонкую моторику.

Как развивать общую моторику

На примере простых упражнений на развитие общей моторики - движений рук и ног, поворотов головы, наклонов туловища можно научить малыша выслушивать и запоминать задания, а затем и выполнять их. На этом этапе общения ребенку очень важна помощь взрослого. Взрослый должен сначала:

Показать малышу определенные движения;
- затем объяснить, как их лучше выполнить;
- сделать их вместе с малышом;
- и только после этого предложить ребенку сделать их самому.

Важно, чтобы вы набрались терпения и не сердились на малыша, если у него что-нибудь не получается. Если вам предлагают прочитать что-нибудь на иностранном языке, а у вас это плохо получается, или съехать с горы на горных лыжах, на которых вы не умеете стоять, вы всегда сможете объяснить, что после тренировки у вас все получится лучше. Так и вашему ребенку обязательно нужно время, чтобы он научился правильно двигаться и правильно говорить.

Ежедневно повторяйте названия действий и движений, которые совершает ребенок. Начинайте с простых инструкций (вы можете начать заниматься уже с двухлетним малышом):

Иди в ванну.
- Зажги свет.
- Подойди к раковине.
- Открой кран.
- Возьми мыло.
- Намыль руки.
- Вымой руки под краном. Закрой кран. Возьми полотенце. Вытри руки. Загаси свет и выйди из ванны. А теперь подойди ко мне, и я дам тебе яблоко.

При развитии общей моторики очень полезны для ребенка упражнения, в которые вовлечены руки. Эти упражнения можно начинать делать с полуторалетнего возраста ребенка.

Руки в стороны;
- вперед;
- вверх;
- руки в стороны, затем уронить их как "веревочки".

Можно предложить малышу поиграть вместе с вами:

1. "Дерево на ветру" - раскачивается с поднятыми руками.

2. "Балерина" - упражнение выполняется стоя. Широкий взмах руками, разведенными в стороны. Подняться на носочки и взмахнуть кистями рук. Обязательно сначала сами покажите, как правильно выполнить это упражнение.

Дети в возрасте 2,5-3 лет могут изображать то, что видят дома. Например "бытовые сценки": "стираем", "подметаем пол", "варим кашу". Но эти движения должны осуществляться без употребления предметов, только с помощью жестов. Можно предложить малышу понаблюдать за домашними животными и повторить их движения. Как ходит ежик, как потягивается кошечка. Такое подражание позволит развить точность и выразительность движений, пластичность и грацию.

Игры в мяч - одни из самых древних. В мяч любят играть даже самые маленькие дети. Малыш, еще не умея как следует ходить, ползет и катит мяч перед собой. После года он учится подбрасывать и удерживать мяч. Перекидывая мяч друг другу, начните сначала с близкого расстояния и постепенно его увеличивайте.

Можно предложить ребенку игры с кубиками: собрать и разобрать какие-либо предметы из кубиков - домик, паровозик.

Если сопровождать движения стихотворением, то игра станет более эмоциональной.

Выше ножки!
Топ, топ.
Веселее!
Гоп, гоп!

На своих коротких ножках
Ходит утка по дорожке.
Вперевалочку похаживает,
Куцым хвостиком помахивает.

Утка плавать мастерица,
Доберется до водицы,
Ловко лапками гребет,
По воде легко плывет!

Упражнения для развития тонкой моторики

У ребенка необходимо развивать общую моторику рук и моторику пальцев. Умение свободно и непринужденно пользоваться движениями рук - начальный этап, предшествующий развитию тонкой моторики.

Гимнастика для пальчиков (после 1 года):

2. Ладони на столе. Ребенок сидит за столом. Руки лежат на столе ладошками вверх. На счет "раз" - пальцы врозь, "два" - вместе.

3. "Пальчики здороваются". Малыш сидит, руки перед собой. На счет "раз" - соединяются большие пальцы обеих рук, "два" - указательные пальцы, "три" - средние, "четыре" - безымянные, "пять" - мизинцы.

4. "Человечек". Сидя за столом - изображать человечка. Сначала бегают указательный и средний пальцы правой руки по столу, затем - левой руки.

5. "Наперегонки". Обе руки выполняют предыдущее движение одновременно.

6. "Коза". Вытянув указательный палец и мизинец одной, затем второй руки, изображаем козу.

7. "Козлята". Эти движения выполняются одновременно двумя руками.

8. "Очки". Изобразить очки, образовав 2 кружка из большого и указательного пальцев обеих рук. Соединить их.

9. "Зайчик". Вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, безымянный и мизинец, соединить.

10. "Деревья". Поднять обе руки ладонями к себе - "деревья стоят", широко развести пальцы - "ветки раскинулись".

11. "Флажок". Большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе.

12. "Гнездо". Соединить обе руки в виде гнезда, пальцы плотно сжать.

13. "Корни растения". Прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз.

14. "Солнечные лучи". Скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы.

15. "Паук". Согнуть пальцы и медленно передвигаться по столу.

16. "Стол". Правую руку согнуть в кулак, на нее сверху положить левую руку.

17. "Ворота". Соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх и согнуть внутрь.

18. "Мост". Поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединив кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук. (Упражнение сложное для ребенка, поэтому покажите ему несколько раз, как правильно его выполнить!)

19. "Ромашка". Соединить обе руки и прямые пальцы развести в стороны.

20. "Ежик". Ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх (колючки у ежика).

21. "Бочонок с водой". Слегка согнуть пальцы левой руки в кулак и оставить сверху отверстие.

Выполнение этих упражнений требует от вашего ребенка усидчивости, что не каждому ребенку доступно в младшем возрасте. Поэтому попробуйте обратить занятия в игру.

На основе длительных наблюдений за детьми специалисты рекомендуют давать малышам, начиная с 10-месячного возраста, возможность катать шарики из пластилина, давать рвать бумагу, давать перебирать деревянные бусы и пуговицы. С полутора лет - застегивать пуговицы, завязывать и развязывать узлы.

Бусинки-горошки

Покатаю я в руках
Бусинки, горошки
Станьте ловкими скорей,
Пальчики, ладошки.
(В.И.Мирясова)

Игра с горошком

Дома я одна скучала,
Горсть горошинок достала.
Прежде чем игру начать,
Надо пальчику сказать-
- Пальчик, пальчик, мой хороший,
Ты прижми к столу горошек,
Покрути и покатай
И другому передай.
(В.И.Мирясова)

Хорошую тренировку для пальчиков обеспечивают игры с пальчиками.

Игры с пальчиками:

"Сорока-белобока"

Сорока - белобока кашу варила, детей кормила
(взрослый щекочет ладошку ребенка)
Этому дала,
(загибает мизинец ребенка)
Этому дала,
(загибает безымянный палец)
Этому дала,
(загибает средний палец)
Этому дала,
(загибает указательный палец)
Этому не дала -
(вертит большой палец)
Ты сын мал,
Круп не брал,
По воду не ходил
Тебе каши не дадим!
(щекочет ребенка)

"По грибы" - малыш поочередно сгибает пальцы, начиная с мизинца.

Раз, два, три, четыре, пять.
(маленькому ребенку помогает взрослый, держа перед собой левую руку малыша ладонью к себе)
Мы идем грибы искать:
Этот пальчик в лес пошел,
(загибает мизинец)
Этот пальчик гриб нашел,
(загибает безымянный палец)
Этот пальчик чистить стал,
(загибает указательный пальчик)
Этот пальчик все съел,
От того и потолстел.
(загибаем большой пальчик и щекочим ладошку)

"Пальчики" - это более сложная игра, так как дети должны проделывать движения самостоятельно.

Этот пальчик хочет спать,
(дети поднимают левую руку ладонью к себе, правой рукой берут мизинец левой руки и загибают его после слов "хочет спать")
Этот пальчик лег в кровать,
(то же с безымянным пальчиком)
Этот пальчик чуть вздремнул,
(со средним пальцем)
Этот пальчик уж заснул.
(с указательным пальцем)
Этот крепко, крепко спит.
(большой палец)
Тише! Тише, не шумите!
Солнце красное взойдет,
Утро ясное придет,
(поднимают левую руку и распрямляют пальцы на слове "вставать")
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!

"Прятки" - направлена на сжимание и разжимание пальцев рук.

В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так.
И головки убирали.

"Сороконожки"

Две сороконожки
Бежали по дорожке,
(пальчики бегут по столу, перебирая "ножками")
Как друг друга повстречали,
(руки встречаются и пальчиками трогают друг друга)
Так друг друга обнимали,
Так друг друга целовали,
(пальчики соединяются в замок и покачиваются)
Еле-еле их разняли.
(разъединяем руки и показываем ладони)

"Апельсин" - малыш поочередно разжимает пальцы, сжатые в кулачок, начиная с мизинца.

Мы делим апельсин.
Апельсин всего один.
Эта долька для кота,
Эта долька для ежа,
Эта долька для бобра,
Эта долька для чижа,
Ну а волку - кожура.

"Ну-ка, братцы, за работу!" - Ребенок разжимает пальцы на одной руке, поочередно постукивая по ним указательным пальцем другой руки.

Ну-ка, братцы, за работу!
Покажи свою охоту.
Большому - дрова рубить,
Печи все - тебе топить.
А тебе - воду носить.
А тебе - обед варить.
А малышке - песни петь,
Песни петь, да плясать,
Родных братьев забавлять.

Кто так медленно ползет,
Дом свой на себе несет.
(одна ладошка накрывает другую - улитка ползет)
Проползет еще немножко,
Высунет и спрячет рожки.
(указательный и средний пальцы высовываются из-под ладошки)
По листу, по ветке гибкой
Медленно ползет улитка.
(улитка ползет с высунутыми рожками)

Эта ручка - правая, эта ручка - левая,
Я на мячик нажимаю и зарядку делаю.
Будет сильной правая,
Будет сильной левая,
Раз, два, три, раз, два, три,
Я играю, посмотри!

Раз - кружок, два - кружок.
Раз - шажок, два - шажок.
Наши пальчики шагают,
На кружочки наступают.
(поочередно нажимают каждым пальцем на соответствующий кружок)
Раз, два, три, четыре, пять,
Ходят пальчики опять.
От мизинца - до большого,
А потом к мизинцу - снова,
Раз, два, три, четыре, пять,
Пальцы будут отдыхать!

Птичка крылышки сложила,
Птичка перышки помыла,
Птичка клювом повела,
(выпрямленными и соединенными мизинцами изобразить клюв)
Птичка зернышко нашла,
(соединенные мизинцы стучат по столу)
Птичка песенку запела,
Птичка крылышки раскрыла -
(кисти рук скрещены, шевелятся - "машет крыльями")
Полетела, полетела!

Совмещая занятия с игрой, вы сможете заинтересовать своего ребенка, и тогда он сам с удовольствием будет ожидать занятий.

Дополнительные игры и упражнения для развития общей и тонкой моторики у детей можно найти в следующих разделах:

Помощь в развитии речевого аппарата ребенка

Другим важным занятием, которое необходимо проводить с детьми, отстающими в речевом развитии, является гимнастика для развития речевого аппарата.

Гимнастика для развития речевого аппарата:

Эту гимнастику можно проводить с малышами от 1 года.

Выберите удобное время для занятий, например после прогулки и кормления малыша. Постарайтесь проводить занятия в одно и то же время. Чтобы ребенок мог настроиться на занятия, постарайтесь выделить для этого специальное место или помещение.

1. Сложить губы трубочкой и подуть слабо (как тихий ветерок), затем - сильно (сильный ветер).

2. Улыбнуться, показав зубы.

3. Высунуть язык и повернуть его вправо и влево.

4. Провести кончиком языка по твердому нёбу от мягкого нёба до зубов и обратно.

5. Поцокать языком, как лошадка (лошадка едет медленно по грязной дороге, ее копыта застревают, потом дорога стала лучше, лошадка поскакала быстрее).

6. Надуть воздушный шарик (надуваем щеки) и, сделав губы трубочкой, резко выпускаем воздух (шарик сдулся).

7. Провести языком (по возможности широким и расслабленным) по верхней губе, стараясь достать как можно выше. Попытайтесь дотянуться языком до носа.

Стихи для произношения сложных звуков:

На сосне сидит сова,
Под сосной сидит лиса.
На сосне сова осталась.
Под сосной лисы не стало.
Вот со звуком "с" считалка:
Сани, сок, сова, скакалка,
Выходи на слово стук,
Назови в нем первый звук!

Назову слова я быстро,
Вы произносите чисто:
Сахар, сад, салат, сапог.
Назовите первый слог!
Быстро, чисто называй:
Сало, сам, салют, сарай,
Сайка, санки, сажа, снова
Повтори все слово в слово.
Поезд катится по рельсам,
Поезд быстро мчится к лесу,

Остановка, сосны, лес,
Выходи на букву "С"!
Слушай и запоминай,
И красиво называй
Все слова со слогом "са":
Полоса, коса, оса,
Все слова со слогом "со":
Соня, сода, колесо,
Все слова со слогом "сы":
Косы, бусы и весы!
(Ребенок взмахом или ударом руки должен отмечать ударный слог.)

Как проверить уровень речевого развития ребенка

При оценке звукового развития ребенка необходимо знать, в чем конкретно заключается отставание в речевом развитии в каждый возрастной период жизни ребенка.

Ниже приведена диагностическая шкала, с помощью которой можно определить, развивается ребенок нормально или отстает в речевом развитии.

Таблица 1. Диагностическая шкала оценки этапов довербального и начального вербального развития.

Возраст
(месяцы)

Основные показатели довербального и вербального развития

Реакция сосредоточения на речевое общение с ребенком.

Улыбка при общении.

Комплекс оживления при общении со взрослым, гуление.

Дифференцированность комплекса оживления, смех.

Дифференциация направления звука, певучее гуление.

Готовность к совместной игровой деятельности, ориентация на колокольчик - вызванная реакция.

Реакция на незнакомое лицо, повторение одинаковых слогов (ба-ба и т. д.).

Показывает 5 частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов, понимает двухэтапную инструкцию, неадекватно использует местоимения "я", "ты", "мне"; предложения строит из двух слов.

Адекватно использует местоимения "я", "ты", "мне"; повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие "один".

Словарный запас 250 слов, использует предложение из трех слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст, понимает значение простых предлогов; выполняет задания типа "положи кубик под чашку", "положи кубик в коробку".

К группе риска относят детей, отстающих на один возрастной период!

Ребенок понимает название обозначения действий в различных ситуациях ("покажи, кто сидит, кто спит"), двухступенчатую инструкцию ("пойди в кухню и принеси чашку"), значения предлогов в привычной конкретной ситуации ("на чем ты сидишь").Ребенку доступно установление причинно-следственных связей (2 года 6 месяцев).

5 уровень

Ребенок понимает прочитанные короткие рассказы и сказки со зрительной опорой и без нее (2 года 6 месяцев - 3 года).

6 уровень

Ребенок понимает сложноподчиненные предложения, значения предлогов вне конкретной, привычной ситуации (к 4 годам).

При выявленном отставании ребенка необходимо дополнительно проверить, как он воспринимает жесты и мимику. Если вы обнаружили отставание в развитии своего малыша, вам необходимо обратиться в специальные коррекционные детские учреждения, где подберут специальные упражнения для вашего ребенка.

Уважаемые родители и педагоги! Если вы еще не знаете о существовании сайта games-for-kids.ru , то мы очень рекомендуем вам его посетить прямо сейчас. Это лучший в интернете сайт с невероятно большим количеством бесплатных развивающих игр и упражнений для детей. Здесь вы найдете игры на развитие мышления, внимания, памяти у дошкольников, упражнения на обучение счету и чтению, поделки, уроки рисования и многое другое. Все задания разработаны при участии опытных детских психологов и педагогов-дошкольников. Если вас интересует тема развития речи у детей, обязательно посмотрите специальный раздел сайта "Сюжетные картинки для развития речи" . Здесь вы сможете скачать готовые наборы сюжетных картинок для составления рассказов. Каждый набор включает в себя две или три картинки, связанные общим сюжетом или причинно-следственными связями. Приведем для ознакомления примеры некоторых заданий:

Каждый ребенок развивается со своей индивидуальной скоростью, кто-то в 8 месяцев уже начинает ходить, а кто-то почти не , некоторые дети в 1,5 года уже разговаривают, а кто-то молчит вплоть до трех лет или даже дольше.

Но, тем не менее, у врачей есть ряд норм, и если ребенок не соответствует им, то может быть поставлен диагноз – задержка в развитии.

Родители таких детей должны понимать, что наличие диагноза – это вовсе не приговор.

Отставания могут быть слабыми и никак не влиять на интеллект ребенка. Эти дети точно так же смогут пойти в школу и в детский сад, просто с ними нужно больше работать и помочь им в преодолении трудностей.

Ребенок развивается согласно норме, если:

  • уровень развития соответствует уровню большинства его ровесников;
  • его поведение подходит требованиям общества: ребенок не асоциален, не агрессивен;
  • он развивается соответственно индивидуальным наклонностям.

Говоря о нормах развития ребенка, нужно понимать, что они бывают разных видов.

Среднестатистическая норма – средний показатель, полученный в результате наблюдения за здоровыми детьми, среднеарифметическим путем. То есть количество детей с одинаковыми показателями делят на общее количество обследованных детей. Эта норма является лишь ориентиром, достижения ребенка могут сильно варьироваться как в меньшую, так и в большую сторону. Например, дети начинают ходить в год.

Чтобы определить динамическую норму развития, используются те же данные, но получают не конкретное значение, а диапазон, в пределах которого развитие ребенка соответствует норме. Например, дети начинают ходить в возрасте 9-15 месяцев.

Должная норма – это идеальная норма развития ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей, наследственности, среднестатистической и динамической норм. Высчитать должную норму может только врач, руководствуясь комплексными обследованиями.

Отклонения в развитии ребенка

  1. Физические. К этой группе относятся дети, имеющие нарушения слуха, и опорно-двигательной системы, затруднения в движении и выполнении различных действий.
  2. Психические. В эту группу относят детей с нарушениями речи, психического и умственного развития.
  3. Педагогические. Наверное, самая малораспространенная группа детей, которые по какой-то причине не получили среднее образование.
  4. Социальные. Эту группу составляют дети, которые в процессе воспитания не получили должную социальную функцию, которая влияет на поведение ребенка в обществе. Сложность таких отклонений заключается в том, что очень тяжело отличить социальное отклонение ( , страхи, слабоволие) от проявлений характера.

Стоит отметить, что отклонения от нормы не всегда несут в себе отрицательное значение. Так, одаренные дети составляют отдельную группу детей с отклонениями.

Причины отставания в развитии

Отставания в психическом и физическом развитии могут иметь несколько причин:

  • Во-первых , это неправильный педагогический подход. Здесь отклонения от нормы зависят не от работы мозга и физических особенностей, а заключаются в или неправильном поведении родителей/педагогов в этом процессе. Эта проблема легко устраняется при регулярных занятиях с педагогом, который сможет подобрать правильный подход к ребенку. Со стороны родителей требуется уделять своему ребенку больше внимания, мотивировать его к учебной деятельности, восхвалять любые достижения ребенка, поощрять его к умственной деятельности.
  • Во-вторых , к отставанию ребенка в развитии могут привести и биологические факторы. К ним можно отнести нарушения в работе организма, употребление алкоголя, курение, инфекционные заболевания матери во время беременности, родовые травмы, перенесенные инфекционные заболевания в младенчестве, наследственность, проблемы в работе эндокринной системы, гормональный сбой.
  • В-третьих , не стоит забывать и о социальных факторах. Тотальный контроль со стороны родителей, недостаток внимания, нехватка общения, агрессивные взаимоотношения и насилие в семье, психические травмы, перенесенные в раннем возрасте, могут повлечь за собой серьезные отклонения в развитии ребенка.

К каким специалистам обращаться?

В первую очередь при подозрении задержки в развитии вашего ребенка, необходимо пройти комплексное обследование.

Есть ряд врачей, которых обязательно нужно посетить:

  1. Неонатолог – врач, который занимается контролем .
  2. Невролог поможет выявить и вылечить патологии со стороны центральной нервной системы, проверит рефлекторные особенности ребенка.
  3. Эндокринолог проверит общее состояние ребенка, гормональный фон и работу щитовидной железы.
  4. Психолог скорректирует нежелательное поведение ребенка, выявит его причины, поможет повысить уровень обучаемости.
  5. Дефектолог занимается с малышами старше двух лет, помогает развить внимание, память, мышление и мелкую моторику.
  6. Логопед работает с детьми с 4-х лет. Не только отрабатывает труднопроизносимые звуки, но и проводит логопедический массаж речевой мускулатуры для улучшения дикции, учит правильно составлять предложения.

Что делать?

Чтобы сделать выводы по существующим симптомам и определить уровень развития ребенка, на базе всех детских медицинских учреждений создаются психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК), где работают узконаправленные доктора в области детского развития, которые обследуют ребенка, разъяснят ситуацию родителям и совместно составят план коррекции.

Если вашему ребенку все же поставили диагноз задержка развития, не нужно отчаиваться и паниковать. Лечение нужно начинать как можно раньше и действовать комплексно, то есть использовать в лечении широкий спектр специалистов, вместе с постоянной работой родителей.

Распространенные методы лечения задержки развития:

  • Микротоковая рефлексотерапия – воздействие минимальными электрическими импульсами на биологически активные точки. Эти импульсы восстанавливают работу центральной нервной системы там, где она была нарушена. Такая терапия разрешена к применению детям с 6 месяцев.
  • Занятия с дефектологом и логопедом. Их работа направлена на развитие памяти, мелкой моторики, мышления, правильной артикуляции и на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи.
  • Лекарственная терапия. Медикаменты при задержке развития может назначать только врач-невропатолог или невролог. Он выявляет с помощью обследований (МРТ, КТ или ЭЭГ) патологии в работе ЦНС и подбирает индивидуальный план лечения. Никакого самостоятельного лечения!

Применяются и дополнительные способы коррекции отставания в развитии:

  1. Работа с детским психологом. Крайне необходима, когда задержка связана с социальными факторами, психологическими травмами.
  2. Альтернативные подходы к лечению, такие как иппотерапия, дельфинотерапия, арттерапия и музыкотерапия, развитие моторики – крупной и мелкой, различные развивающие упражнения.
  3. Остеопатия. Это метод альтернативной терапии, но, тем не менее, показывающий хорошие результаты. Остеопат мануально воздействует на биологически активные точки ребенка, регулирует работу нервной системы.

При своевременном лечении и квалифицированной помощи можно добиться хороших результатов и значительного прогресса в развитии, главное – обратиться за помощью к специалистам при первых проявлениях симптомов.

Видео на тему

Диагноз задержка психического развития ставится преимущественно в дошкольном или школьном возрасте, когда ребенок сталкивается с проблемами в обучении. При своевременной коррекции и медицинской помощи возможно полное преодоление проблем в развитии, но ранняя диагностика патологии довольно затруднительна.

Что такое задержка психического развития?

Задержка психического развития, сокращенно ЗПР, являет собой отставание в развитии от принятых для определенного возраста норм. При ЗПР страдают отдельные когнитивные функции – мышление, память, внимание, эмоциональная сфера.

Причины отставания в развитии

ЗПР может возникнуть вследствие различных причин, условно их можно разделить на биологические и социальные.

К биологическим причинам относятся:

  • поражения ЦНС в период внутриутробного развития: травмы и инфекции во время беременности, вредные привычки матери, гипоксия плода;
  • недоношенность, симптомы желтухи;
  • гидроцефалия;
  • пороки развития и новообразования головного мозга;
  • эпилепсия;
  • врожденные эндокринные патологии;
  • наследственные заболевания – фенилкетонурия, гомоцистинурия, гистидинемия, синдром Дауна;
  • тяжелые инфекционные заболевания (менингит, менингоэнцефалит, сепсис);
  • заболевания сердца, почек;
  • рахит;
  • нарушение сенсорных функций (зрения, слуха).

К социальным причинам можно отнести:

  • ограничение жизнедеятельности малыша;
  • неблагоприятные условия воспитания, педагогическая запущенность;
  • частые психотравмы в жизни ребенка.

Симптомы и признаки отставания в развитии

Признаки ЗПР можно заподозрить, обратив внимание на особенности психических функций:

  1. Восприятие: замедленное, неточное, невозможность сформировать целостный образ. Дети с задержкой психического развития лучше воспринимают информацию зрительно, нежели на слух.
  2. Внимание: поверхностное, нестойкое, кратковременное. Переключению внимания способствуют любые внешние стимулы.
  3. Память: преобладает наглядно-образная память, мозаичное запоминание информации, низкая мыслительная активность при воспроизведении информации.
  4. Мышление: нарушение образного мышления, абстрактное и логическое мышление только при помощи педагога или родителя. Дети с ЗПР не могут сделать выводы из сказанного, подытожить информацию, сделать заключение.
  5. Речь: искажение артикуляции звуков, ограничение словарного запаса, трудности в построении высказывания, нарушение слуховой дифференциации, задержка речевого развития, дислалия, дислексия, дисграфия.

Психология детей с задержкой психического развития

  1. Межличностное общение: дети без отклонений в развитии общаются с отстающими малышами редко, не принимают их в игры. В группе сверстников ребенок с ЗПР практически не взаимодействует с окружающими. Многие детки предпочитают играть отдельно. На уроках дети с ЗПР работают в одиночестве, сотрудничество бывает редко, общение с другими ограничено. Отстающие дети в большинстве случаев общаются с детьми младше себя, которые лучше их принимают. Некоторые малыши вовсе избегают контакта с коллективом.
  2. Эмоциональная сфера: дети с ЗПР эмоционально неустойчивы, лабильны, внушаемы и несамостоятельны. Они часто пребывают в состоянии тревоги, беспокойства, аффекта. Им присущи частые смены настроения и контрастность в проявлении эмоций. Может наблюдаться неадекватная жизнерадостность и подъем настроения. Дети с ЗПР не могут охарактеризовать свое эмоциональное состояние, затрудняются при идентификации эмоций окружающих, часто бывают агрессивными. Таким детям присуща заниженная самооценка, неуверенность, привязанность к кому-то одному из сверстников.


В результате проблем в эмоциональной сфере и сфере межличностных отношений дети с ЗПР часто предпочитают одиночество, они разуверены в себе.

Виды ЗПР

Согласно классификации К. С. Лебединской по этиопатогенетическому принципу ЗПР бывает следующих видов:

  1. Задержка развития конституциональной этиологии – неосложненный психофизический инфантилизм, при котором когнитивная и эмоциональная сфера находятся на раннем этапе развития.
  2. ЗПР соматогенной этиологии – возникает вследствие тяжелых заболеваний, перенесенных в период раннего детства.
  3. ЗПР психогенной этиологии – является результатом неблагоприятных условий воспитания (гиперопека, импульсивность, лабильность, авторитаризм со стороны родителей).
  4. ЗПР церебрально-органической этиологии.

Осложнения и последствия ЗПР

Последствия ЗПР больше отражаются на психологическом здоровье личности. Если проблема не корректируется, малыш продолжает отдаляться от коллектива, у него снижается самооценка. В будущем социальная адаптация таких детей затруднительна. Вместе с прогрессированием ЗПР ухудшается письмо, речь.

Диагностика ЗПР

Ранняя диагностика ЗПР затруднительна. Это обусловлено тем, что для подтверждения диагноза необходим сравнительный анализ психического развития ребенка с нормами возраста.

Степень и характер задержки развития определяется коллегиально врачом психотерапевтом, психологом, логопедом, дефектологом.

Психическое развитие включает оценку следующих критериев:

  • речевое и предречевое развитие;
  • память и мышление;
  • восприятие (знание предметов и частей тела, цветов, форм, ориентация в пространстве);
  • внимание;
  • игровая и изобразительная деятельность;
  • уровень навыков самообслуживания;
  • коммуникабельность и самосознание;
  • школьные навыки.

Для обследования используют денверовский тест, шкалу Бейли, тест IQ и другие.

Дополнительно могут быть показаны следующие инструментальные исследования:

  • КТ и МРТ головного мозга.

Как вылечить ЗПР

Основная помощь детям с ЗПР заключается в длительной психолого-педагогической коррекции, которая направлена на улучшение эмоционально-коммуникативной и когнитивной сферы. Суть ее заключается в проведении занятий с психологом, логопедом, дефектологом, психиатром.

Если психокоррекции недостаточно, ее подкрепляют медикаментозным лечением с ноотропными препаратами в основе.

Основные препараты для медикаментозной коррекции:

  • Пирацетам, Энцефабол, Аминалон, Фенибут, Церебролизин, Актовегин;
  • Глицин;
  • гомеопатические препараты – Церебрум композитум;
  • витамины и витаминоподобные средства – витамин В, Нейромультивит, Магне В6;
  • антиоксиданты и антигипоксанты – Мексидол, Цитофлавин;
  • общетонизирующие препараты – Когитум, Лецитин, Элькар.

Профилактика проблем с развитием

Чтобы избежать ЗПР, нужно придерживаться простых правил:

  • создать благоприятные условия течения беременности и родов;
  • создать дружественную обстановку в семье;
  • пристально следить за состоянием ребенка с первых дней жизни;
  • своевременно лечить любого рода заболевания у малыша;
  • заниматься с ребенком и развивать его с раннего возраста.

Немаловажное значение в профилактике ЗПР отводится телесно-эмоциональному контакту мамы и малыша. Объятия, поцелуи, прикосновения помогают ребенку чувствовать себя спокойно и уверенно, ориентироваться в новой обстановке, адекватно воспринимать окружающий мир.

Доктор обращает внимание

  1. Существует 2 опасные крайности, в которые впадают многие родители детей с ЗПР – гиперопека и безразличие. И в первом, и во втором варианте развитие личности тормозится. Гиперопека не позволяет малышу развиваться, так как все за него делают родители, относятся к школьнику как к маленькому. Безразличие со стороны взрослых отбирает у ребенка стимул и стремление развиваться и учиться чему-то новому.
  2. Существуют специальные школы для детей с ЗПР или отдельные классы в общеобразовательных школах, имеющие в основе коррекционно-развивающую модель обучения. В спецклассах созданы оптимальные условия для обучения особенных детей – малая наполняемость, индивидуальные занятия, которые позволяют не упустить психологические особенности ребенка, полезные для его развития.

Чем раньше родители обратят внимание на отставание в психическом развитии или перестанут его отрицать, тем выше вероятность полной компенсации недостатков эмоциональной и когнитивной сферы. Своевременная коррекция предотвратит будущие психологические травмы, связанные с осознанием своей несостоятельности и беспомощности в потоке общего обучения.

Видео к статье

21.02.2008, 23:29

Мой сын, 2 г. 1 мес., заметно отстает в развитии от сверстников. Невропатолог в районной поликлинике по результатам обследования (см. ниже) сказала, что до трех лет его лучше не лечить, а только наблюдать; возможно, отставание – его особенность, и позже он нагонит. Прописала Эдас-306 для улучшения сна и энцефабол "для общего развития".

Несколько дней спустя ребенка осмотрели логопед, психолог и невролог из логопедического детского садика. Они подтвердили, что развитие мальчика не соответствует возрасту. Невролог нас отругала, сказала, что ребенок нелеченный и ему грозит умственная отсталость. Прописала курс из 20 уколов церебролизина по 1 кубику, 10 уколов витамина В6 по 1 кубику и занятия с логопедом. Цель – стимулировать развитие ребенка.

Почитав здесь на форуме темы об энцефаболе и церебролизине, мы с мужем решили их не давать, а ограничиться занятиями с логопедом. Кроме того, мы хотели бы тщательнее обследовать ребенка и попытаться выяснить причину отставания в развитии. Возможно, его действительно нужно лечить, и мы попросту теряем время. С чего нам лучше начать? Мы хотели бы показать ребенка опытному неврологу. Куда лучше обратиться? Может быть, имеет смысл определить его кариотип? На всякий случай прилагаем фотографии ребенка: [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] Что еще можно сделать в нашей ситуации?
Мы будем очень благодарны участникам форума за советы!

ИНФОРМАЦИЯ О РЕБЕНКЕ:
Беременность и роды:
беременность 1я, наступила в 40 лет ("старая дева"), мужу 48 лет, токсикоза не было, принимала дексаметазон (гиперандрогения смешанного генеза), анализ на TORCH-инфекции выявил IgG к ВПГ и токсоплазме (виферон на 23 неделе), на 29й неделе лежала на сохранении (матка в тонусе, подозрение на ЗВУР, давали актовегин и магнезию в/в, КТГ – в норме). Роды на 39й неделе, без стимуляции, схватки начались в полночь, родила в 10 утра. Простой плоский таз. Эпизиотомия. Ребенок закричал после шлепка акушерки, 8/9 по шкале Апгар. Выписали из роддома на 5й день.

Антропометрические данные:
При рождении: 3250 г, 50 см, ОГ 35, ОГр 34
3 мес.: 5820 г, 61 см, ОГ 41, ОГр 39
9 мес.: 9300 г, 70 см, ОГ 44, ОГр 46
1 год: 9570 г, 77 см, ОГ 46, ОГр 48
1 год 9 мес.: 11200 г, 86 см

Развитие ребенка:
Научился сидеть – в 8 мес., ползать – в 11 мес., стоять – в 1 год, ходить – в 1 год 5 мес., бегать – в 2 года. Начал фиксировать взгляд на ярких игрушках – в 5 мес., гулить – в 6 мес., отзываться на имя – в 1,5 года. Ребенок веселый, озорной, любит шалости, в глаза смотрит, улыбается в ответ на улыбку. Много лепечет на своем языке, но очень редко обращает "речь" к взрослому. Исключение - подходит ко мне, тянет за рукав и зовет: "Мамамама". Если хочет пить – подает мне бутылочку, если качаться – тянет за штанину к качелям. Очень любознательный, активный, во всем принимает участие. Копирует какие-то действия взрослых (рвется мыть пол шваброй, пилить пилой), недавно начал повторять услышанные слова (редко). Выполняет многие просьбы (иди сюда, дай, нельзя и т.п.), но многих не понимает: например, если показать на что-то пальцем, он смотрит на палец, а не на предмет. Кладет кубик на кубик, мисочку в мисочку, закрывает банку крышкой, ставит в стакан карандаш, берет мелкие предметы двумя пальцами, нажимает кнопки, открывает завинчивающиеся крышечки. Оживленно реагирует на собственные фотографии и отражение в зеркале, но равнодушен к картинкам в книжках. Не показывает носик-глазки-ушки, не машет рукой "пока-пока", не собирает пирамидку. В возбужденном состоянии часто "танцует" на цыпочках и делает круговые движения кистями рук. Плохо засыпает (укачиваем). До 1,8 года спал всю ночь, а теперь просыпается часа в три, перелезает к нам в постель и еще 2-3 часа безостановочно крутится в полудреме. Иногда засыпает сам, но чаще расходится, смеется, плачет; тогда мы его укачиваем. Днем спит час – полтора. Даем ему ежедневно по 1 капле аквадетрима.

Результаты обследования в поликлинике:
ЛОР: слух в норме. На всякий случай направила к сурдологу.
Окулист: непостоянное косоглазие, глазное дно в норме.
Ортопед: Х-образные голени, плоско-вальгусная стопа.
Невропатолог: задержка психофизического развития.
Результаты ЭхоЭГ: Смещения срединных структур не выявлено, легкие гидроцефально-гипертензионные признаки, ширина III желудочка 4.38 мм, пульсация не более 50%.

22.02.2008, 20:55

Из перечисленных Вами препаратов ни один ребенку не нужен - они "не стимулируют и не лечат". Необходимы активные занятия с логопедом.
Показать опытному неврологу - это разумно. Тем более, что в Москве с этим проблем нет.
С уважением, Черебилло В.Ю.

22.02.2008, 22:19

22.02.2008, 23:01

Большое спасибо за ответы. Гадости ребенку давать не будем. А как быть с витамином В6, который также прописала врач? Имеет смысл его колоть или тоже нет?

К сожалению, найти невролога - для меня проблема. Может быть, уважаемые участники форума посоветуют, куда или даже к кому нам стоило бы обратиться в Москве?

Имеет ли смысл также обратиться к генетику и определить кариотип ребенка? Или это уже избыточная информация?

22.02.2008, 23:05

Не надо ребёнка колоть. Это же больно.

22.02.2008, 23:26

Кстати, мой муж считает, что у нашего сына понижена чувствительность к боли.

22.02.2008, 23:30

Не повод, чтобы колоть ребёнка шприцами с ненужными препаратами.

23.02.2008, 00:14

Конечно, не повод. Это так, наблюдение. То есть вы считаете, что В6 тоже бесполезен? Хорошо, теперь мы по крайней мере знаем, чего делать не нужно: колоть ребенку церебролизин и В6 и поить его энцефаболом. Мы также знаем, что делать нужно: активно заниматься с логопедом (уже договорились) и показать опытному неврологу (надеюсь на помощь участников форума). За эти советы огромное спасибо! Но достаточно ли этих мер или можно уже сейчас предпринять что-нибудь еще? С чего обычно начинают обследование таких непонятно почему отстающих в развитии детишек?

23.02.2008, 01:23

Ольга, вне темы, но к слову - запомните, как правило - колоть нужно только те препараты, которых не бывает в таблетках (а таких, раз, два и обчелся).
Исключение - ситуации, когда пациент объективно не может принимать лекарства через рот.
Но уж витамин В - то....

Больно - не значит хорошо.

23.02.2008, 12:13

достаточно ли этих мер или можно уже сейчас предпринять что-нибудь еще? Достаточно. Любые уточнения и дополнения должны обсуждаться на приеме и доступно объясняться Вам. Родители должны понимать логику действий врача.

23.02.2008, 12:32

По другим сведениям, в Москве проблема с детскими неврологами, не назначаюшими всякую гадость типа актовегина и церебролизина. :(Знаете ли вы таких? Много ли таких в Санкт Петербурге?
Главное - не попадать в лапы "неврологам" центра "Прогноз".

И в Москве и в Питере грамотных неврологов много и при желании найти их не проблема. Конечно если идти к первому попавшемуся в ЦРБ, то может повезти, а может и нет. Лучше все-таки четко представлять к кому ты идешь.

23.02.2008, 12:33

В Питере поликлинические невропатологи направляют в "Прогноз". :(

23.02.2008, 12:35

Во-первых, даже поликлинические абсолютно не все и не всегда. А во-вторых, я и говорю - лучше четко представлять куда и к кому ты идешь.

23.02.2008, 12:41

А как пациенту получить нужное представление?

23.02.2008, 13:25

23.02.2008, 13:40

Нас невропатологи вообще никуда не направляют. В поликлинике говорят, что, раз ЭхоЭГ и глазное дно более-менее в норме, значит ребенок здоров. А в детском садике - что надо срочно лечить, только не говорят, что именно. Ну и как тут быть бедному пациенту? (риторический вопрос)

23.02.2008, 13:44

К сожалению в нашей стране не получится иначе как через коллег и по рекомендации. Отчасти можно по публикациям и работам. Все остальные критерии - имя, звание, вывеска и т.п. не пойдут. Все очень относительно.
Именно поэтому я и начала такую тему! Может быть, участники форума посоветуют врача в Москве, который занимается подобными детишками?

23.02.2008, 13:51

Я вообще совсем не уверен, что Вам нужен невролог. Отставание в развитии может требовать коррекции, в Москве есть много центров, где этим занимаются. См. [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]

23.02.2008, 15:56

Большое спасибо!

12.03.2008, 18:47

Мы побывали на очной консультации у невролога (Dr. W.N.). Он заключил, что в неврологическом статусе очаговых нарушений нет, и порекомендовал проверить ребенку слух (сделать аудиограмму), постоянно заниматься с логопедом/дефектологом и сходить на консультацию к генетику в Медико-генетический центр. Мы уже всюду записались, пока ждем...

12.03.2008, 19:34

Невролога зовут Василий Юрьевич!

12.12.2008, 19:09

Ребенку уже 2 г. 11 мес. Мы проверили слух в сурдологическом центре на Вернадского (норма). Занимаемся в Центре лечебной педагогики.

Со времени моего последнего поста мальчик подрос, окреп, стал гораздо лучше понимать обращенную речь, выполнять просьбы, научился показывать пальцем и вообще просить (жестами, мимикой и голосом), расстегивать молнию, кнопки и липучки "велькро", снимать варежки/носки/сандалии/шапку, надевать очки, застегивать сандалии с липучками… Легко залезает на стул, двигает стулья, чтобы с них дотянуться до навесных шкафов. Включает/выключает ТВ, воду, свет. Стал чаще имитировать действия взрослых. Полюбил смотреть мультики (выдерживает минут 15-20), слушать музыку. Ложится спать с игрушкой. Пьет из трубочки, пытается есть ложкой. На горшок не просится.
Что плохо: Много стереотипных движений (когда волнуется, танцует на цыпочках и машет руками), отсутствует речь (лепечет много и сложно, но слов почти нет: мама, папа, баба, дай, на, алло), с трудом засыпает (укачиваем 1-2 часа). И, самое главное, сильно отстает в психическом развитии.

Теперь вопрос: У ребенка подозревают синдром Ангельмана. Как известно, при нем часто бывают судороги. Зная, как сложно распознать проявления эпилепсии, я стала внимательнее наблюдать за ребенком. И вот позавчера ночью проснулась от всхлипываний. Сын лежал рядом на спине, неподвижный, руки на одеяле, с открытыми глазами, рот – скобочкой, из глаз текли слезы, он тихонько всхлипывал. Я начала его успокаивать, он чуть затих, не меняя позы, но минуты через три опять - скобочка, слезы и всхлипывания. Я стала его тормошить, и тут он уже заплакал в голос, повернулся ко мне, прижался, покрутился некоторое время и уснул. Потом я вспомнила, что наблюдала такую же сцену несколько месяцев назад. Утром проснулся как ни в чем не бывало. Может ли это быть проявлением эпилепсии? Если да, то какие исследования нам стоит провести?

22.01.2009, 13:39

Никто не ответил. Видимо, описанное мной странное поведение ребенка не похоже на какой-либо припадок. Ну и слава богу! С тех пор оно больше не повторялось, тьфу-тьфу-тьфу.

22.01.2009, 15:00

В Медико-генетическом центре на Каширке у ребенка взяли кровь на кариотип и синдром Ангельмана. Кариотип оказался без особенностей (46XY), и по синдрому Ангельмана аномального метилирования в 15q11.2 не нашли. Правда, не определяли мутацию гена UBE3A. Насколько я понимаю, при таком результате синдром Ангельмана у сына маловероятен. Мы хотим сделать ЭЭГ и МРТ, чтобы исключить этот диагноз (нормальная МРТ и аномальная ЭЭГ - важные критерии СА [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]).

Но только ради этого мучить ребенка не хотелось бы. Главное - понять, что с ребенком не так. Вдруг ОНО лечится! Поэтому мы хотим сделать ЭЭГ и МРТ, а затем пойти на очную консультацию к неврологу. Или сначала к неврологу, а потом ЭЭГ/МРТ? Мы были прошлой весной у Василия Юрьевича Ноговицына, и он написал, что "в неврологическом статусе очаговых симптомов нет".

22.01.2009, 18:46

Я не вижу в этом смысла. Что бы ни было на ЭЭГ и МРТ, на дальнейшую тактику это не повлияет. В пропущенном мной сообщении состояние на судороги не похоже.

22.01.2009, 19:06

Спасибо, Василий Юрьевич! Ради одного синдрома Ангельмана мы ЭЭГ делать не будем - по крайней мере, пока. Тогда что же нам делать дальше? Прийти к вам на очную консультацию? Если да, то что нужно иметь при себе?

09.02.2009, 20:39

Попробую переформулировать вопрос. Наш ребенок (сейчас ему 3 года) существенно отстает в психическом развитии, не говорит. Ни один врач, к которому мы обращались в поисках причины (педиатр, невролог, психиатр, генетик) не обнаружил у него явных патологий. Слух - в норме, зрение - в норме. В физическом развитии - небольшая моторная неловкость. Что еще мы можем предпринять для постановки диагноза? Кто нам может помочь в определении тактики обследования?

И еще один вопрос. Ребенок сейчас ходит на индивидуальные занятия с психологом и логопедом в логопедический детский сад четыре раза в неделю по 40 минут. Беда в том, что мальчик не может долго удерживать внимание, быстро отвлекается. Если что-то не получается – сразу бросает. Насколько я поняла из литературы, на Западе в таком случае используют стимуляторы типа метилфенидата. Из них в наших аптеках я нашла только клонидин (клофелин). Я про него прочла здесь: [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] На этом же сайте ([Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]) говорится об использовании в тех же целях фолиевой кислоты. Есть ли у наших врачей опыт использования клофелина и фолиевой к-ты при расстройствах внимания?

11.02.2009, 15:34

Неужели никто не ответит?

11.02.2009, 21:10

Вы должны понять, что врачи консультирующие на форуме еще и работают. У них есть и семьи, да и масса других забот. Консультации - это своего рода добровольное хобби. Поэтому Вам отвечают, когда есть свободное время и требовать быстрого ответа некорректно.
Теперь по сути - ребенку показаны развивающие занятия, занятия с логопедом. И терпение родителей. Невозможно дать ребенку "большую красную кремлевскую таблетку" и сразу вылечить от всего. Если бы такая возможность была - мы все были бы рады. Поэтому набирайтесь терпения и занимайтесь.

11.02.2009, 21:29

11.02.2009, 22:15

Точную причину задержки развития не всегда удается установить.
В любом случае лечение - логопед, развивающие занятия. Думаю Вам не стоит "упираться" в многолетние поиски возможных объяснений.

P.S. Если я не права, думаю, меня поправят.

11.02.2009, 22:38

Спасибо за ответ, Babulya! Я осознаю, что причину отставания в развитии удается определить не всегда. Но нередко все-таки удается, и иногда это позволяет вылечить ребенка или хотя бы понять его перспективы. А вдруг это как раз наш случай? Вот и упираюсь...

08.03.2009, 15:49

Добрый день! Оформляем сына (3 г. 1 мес.) на занятия в лекотеку. При оформлении невролог обратила мое внимание на то, что в 11 месяцев у ребенка на НСГ была обнаружена киста сосудистого сплетения слева. Размеры кисты в заключении не указаны. Скажите, пожалуйста, могла ли киста сосудистого сплетения вызвать задержку развития? Я прочла здесь, на форуме много тем о таких кистах. Везде сказано: если ребенок развивается нормально, то игнорировать. А что делать, если ненормально? Заранее благодарю.

08.03.2009, 16:38

Могла ли киста сосудистого сплетения вызвать задержку развития? ....

Нет, не могла.

08.09.2009, 19:44

У меня опять появились вопросы, если можно. Сыну сейчас 3 г. 7 мес., он по-прежнему не говорит и значительно отстает в развитии. Занимаемся в лекотеке. Диагноза нет.

1. Четырехлетнего сына моей знакомой, у которого похожие проблемы, психоневролог в Семашко направила на УЗДГ шейного отдела позвоночника. Обнаружили стеноз позвоночных артерий. Психоневролог сказала, что это и есть основная причина отставания ребенка в развитии и отсутствия речи. Направила к безумно дорогому неврологу в Гута-клиник. Скажите, пожалуйста, может ли стеноз позвоночных артерий вызвать/усугубить ЗПРР? Имеет ли смысл пойти тем же путем или это очередной «честный отъем денег»?

2. Имеет ли смысл массаж воротниковой зоны? Нам «прописал» его… психолог!

2. Возможно, не по адресу: Я очень хочу найти в Москве специалиста по АВА-терапии (Applied Behavior Analysis). Пытаюсь сама применять ее элементы – очень нравится! Занимаются ли у нас где-нибудь по этому методу? Или хотя бы его принятое русское название.

Заранее большое спасибо!

08.09.2009, 20:04

1. Нет. Отъем денег.
2. Нет.
3. Вот об этом не знаю. Возможно кто-то из коллег подскажет.

23.09.2009, 18:10

Добрый день, уважаемые консультанты! Мы опять вынуждены обратиться к вам за помощью. У Илюши (3 г. 8 мес., ЗПРР, аутичные черты, безречевой) с началом учебного года и после недавнего посещения поликлиники (вокруг визжащие дети) обострилась звукобоязнь. Он уже неделю то и дело зажимает уши руками, от любого шума – плачет. Он и раньше был чувствителен к звукам, а сейчас просто впадает в истерику. Мне кажется, он не столько боится звуков, сколько они ему неприятны, невыносимы. Такую реакцию вызывают не обязательно громкие звуки, а в основном высокие: визг детей и даже детские голоса, треск при разматывании скотча, грохот тележек в мебельном магазине. Боится он именно звуков, а не людей, например. Спокойно ведет себя в крупных магазинах, метро, автобусе, поезде, самолете… пока рядом не запищат дети.

Вопросы такие:
1. Можно ли считать «звукобоязнь» чисто психической проблемой? Или ее могло вызвать какое-нибудь заболевание ушей? Или неврологическое заболевание? К кому обратиться с этой проблемой?
2. Если это психическая проблема, то можно ли ее скорректировать? Эта боязнь очень мешает ему адаптироваться в детском коллективе, хотя со взрослыми он охотно идет на контакт. На Западе, насколько я поняла, применяют Auditory Integration Training. Есть ли у нас подобные методы? Томатис?
3. Поможет ли ребенку в такой ситуации успокоительное? Если да, то что можно давать?
4. Мы проверяли слух в государственном сурдологическом центре на проспекте Вернадского. Сказали, что норма. Но от знакомой я слышала, что там определяют только грубую патологию, а этого якобы недостаточно. Имеет ли смысл дополнительно проверить слух, например, в Центре аудиологии и слухопротезирования на Ленинском проспекте 123? У меня ощущение, что Илюша не всегда понимает обращенную речь (иногда кивает в ответ на вопрос, а потом оказывается, что он хотел чего-то совсем другого). Может быть, именно это и мешает ему заговорить?

Заранее большое спасибо!

24.09.2009, 11:42

Нужно показать детскому психиатру. Неврологические проблемы и нарушения слуха маловероятны.

30.09.2009, 12:09

Добрый день, уважаемые консультанты! Сегодня мы сходили к детскому психиатру в Центр психолого-медико-социального сопровождения на ул. Арх. Власова. Врач подтвердила наш диагноз (ЗПРР, аутичные черты), сказала, что ребенок очень тревожный и для снятия этой тревоги выписала тералиджен по 1/2 таблетки утром и вечером. Прочтя дома описание препарата, я обнаружила в противопоказаниях «детский возраст до 7 лет», Илюше сейчас 3 г. 8 мес.! Кроме того, в побочных действиях стоит повышение судорожной активности у детей, а нам даже ЭЭГ ни разу не делали.

Очень не хочется испытывать нейролептик на собственном сыне, поэтому вопрос такой: что нам делать? Отказаться от этой схемы лечения? Но психиатр сказала, что снизить тревожность и гиперакузию у маленьких детей можно только медикаментозно. Это правда? До похода к психиатру мы думали пойти на аудиоинтегративный тренинг (Томатис), т.к., как мне кажется, все Илюшины страхи проистекают из его гиперчувствительности: он боится неприятны ощущений, связанных с определенными звуками.

И еще один вопрос. Всю беременность я принимала дексаметазон (по 1 табл. в день). К сожалению, слишком поздно узнала, что это было бессмысленно и даже вредно, поскольку дексаметазон проникает сквозь плаценту. Мог ли дексаметазон нарушить работу надпочечников плода и привести к тревожности и гиперакузии? Я еще во время беременности читала о подобном, если на ошибаюсь, на сайте ЦИР. Правда, статья там была очень эмоциональная и без единой ссылки на литературу. Так что не знаю, как к ней относиться. Может быть, нам все-таки стоит проконсультироваться с эндокринологом?

14.11.2009, 15:14

Уважаемые модераторы, можно ли пригласить в эту тему детских психиатров? Или мне лучше дублировать свое последнее сообщение в разделе "Психиатрия"? Спасибо!

14.11.2009, 23:59

Добрый вечер!
Про лечение: формально я должен с Вами согласиться - раз до 7 лет нельзя, так нельзя. Проблема в том, что очень многие нейролептики, особенно последние, современные, так называемые "атипичные" (тералиджен, кстати, не из их числа) не одобрены в нашей стране для применения в детском возрасте из-за недостаточного количества исследований. За рубежом эти же препараты могут широко применять у взрослых и детей, они объективно лучше переносятся, а потому понятно должны бы в первую очередь применяться в детском возрасте, но в российских анотациях стоит - "не рекомендован для применения до 15 лет" и точка. Какой-нибудь аминазин (первый изобретенный нейролептик, часто плохо переносимый) можно с 6 месяцев, а более безопасный новый, только с 15 лет... Это по поводу того, что написано про возраст.
Про сам тералиджен. Действующее вещество в нем Алимемазин. Препарат под этим названием разрешен с 1 года жизни. Считается, что этот препарат обладает хорошим противотревожным эффектом. Этот препарат довольно широко применялся за рубежом для лечения нарушений сна.

В одной из тем Вы написали, что водили ребенка в Центр лечебной педагогики. Сейчас продолжаете?
С уважением,
Осин Елисей

15.11.2009, 16:59

Большое спасибо за ответ! Насчет возраста понятно.

В ЦЛП мы сейчас не ходим, т.к. у нас всего один свободный день в неделю. Илюша просто не потянет такую нагрузку. Мы ходим в лекотеку при логопедическом д/с (это занятия с психологом, дефектологом, игротерапевтом и социальным педагогом) и отдельно занимаемся с логопедом. Кроме того, начали водить сына на канис-терапию в «Солнечный пес» (он очень интересуется животными). Но в ЦЛП вернуться планируем, т.к. только там нам доступны групповые занятия.

И еще несколько вопросов, если можно:

1. Мамы более старших детей из нашей лекотеки дружно говорят, что их дети «переросли» подобные страхи. Однако психиатр сказала нам, что у маленьких детей тревожность «лечится» только медикаментозно. Где лежит истина?

2. Действительно ли для снижения тревожности применяют именно нейролептики? Например, на сайте американской National Fragile X Foundation для снижения тревожности у детей предлагают антидепрессанты, в первую очередь Прозак. А нейролептики (Рисперидон) применяют для коррекции поведения при выраженной агрессии, вспышках ярости, психозах. Но ничего этого у Илюши и близко нет! Нас, родителей, даже немного беспокоит полное отсутствие у него агрессии.

3. И, самое главное, не вызовет ли тералиджен снижения познавательной активности? Она у нас и так не очень.

Заранее большое спасибо!

15.11.2009, 17:55

Мамы более старших детей из нашей лекотеки дружно говорят, что их дети «переросли» подобные страхи. Однако психиатр сказала нам, что у маленьких детей тревожность «лечится» только медикаментозно.

Одно другому никак не противоречит. Смотрите, диагнозы, которые ставят Вашему сыну не говорят собственно о болезни с началом, течением, концом. Это измененное, нарушенное, необычное развитие, но именно развитие. При этом развитии наблюдаются некоторые явления, которые с одной стороны могут быть проявлениями нормальных возрастных изменений, с другой стороны - проявлениями нарушенного развития.
Поэтому фармакологическое лечение в этом случае - это не лечение корня проблем (как, например, назначение антибиотиков при пневмонии), а лечение внешних нежелательных проявлений, симптомов.
Как и при всяком развитии что-то появляется и будет появляться новое, а что-то будет уходить. Например, тревога при расставании с родителями - это нормальное возрастное явление на первом году жизни, на третьем оно уже уходит. Желание отделиться и делать, и думать не так родители - нормальное явление подросткового возраста. У взрослых оно проходит, говорят, что взрослый человек - это тот, кто делает что-то даже если этого хочет его мама.

Подобное наблюдается и в случаях с особенным развитием детей. Так например стереотипность в деятельности, "необращенность" к другому в речи, тревожность часто с возрастом значительно уменьшаются и, если и проявляются, то по-другому, совсем не так как в детстве.

И здесь уже стоит другой вопрос - давать или не давать это симптоматическое лечение? Ответ зависит только от степени выраженности этого симптома. Если, например, из-за тревожности пугливости ребенок не может ходить на занятия, не может войти в новое помещение, а каждое занятие превращается в попытки успокоить ребенка - то да.
Если симптом не выражен, если он проявляется именно как некоторая особенность - то нужно думать.
Иными словами, если особенность сильно мешает ребенку и окружающим, то есть смысл на нее воздействовать, если нет - то нет. Судя по тому, что Вы пишите, мешает.

Действительно ли для снижения тревожности применяют именно нейролептики? Например, на сайте американской National Fragile X Foundation для снижения тревожности у детей предлагают антидепрессанты, в первую очередь Прозак.

И нейролептики тоже. Флуоксетин (прозак) в России обычно не назначают, его тоже нельзя давать маленьким детям (по инструкции).

И, самое главное, не вызовет ли тералиджен снижения познавательной активности? Она у нас и так не очень.

Теоретически - может повлиять. Сильно зависит от дозы. В детском возрасте целесообразно небыстро повышать дозу препарата.

15.11.2009, 17:59

Мы ходим в лекотеку при логопедическом д/с (это занятия с психологом, дефектологом, игротерапевтом и социальным педагогом) и отдельно занимаемся с логопедом. Кроме того, начали водить сына на канис-терапию в «Солнечный пес» (он очень интересуется животными). Но в ЦЛП вернуться планируем, т.к. только там нам доступны групповые занятия.
Я думаю, что у психиатра были основания рекомендовать Вашему ребенку именно медикаментозную терапию.
Это не тяжелая артиллерия, не пугайте себя. Это лекарственные средства.

17.11.2009, 15:03

Большое спасибо! Едва ли у психиатра могли быть такие основания. Она видела ребенка от силы пять минут, четыре из которых разговаривала со мной. Просто она сказала мне, что корректировать тревожность у маленьких детей можно только медикаментозно. Я в этом усомнилась и стала задавать вопросы здесь. Теперь с этим багажом пойду к ней за разъяснениями:)

Еще раз огромное спасибо!




gastroguru © 2017