Минимальная мозговая дисфункция — полная корзина неврологических диагнозов. Все о минимальной мозговой дисфункции у детей: симптомы, диагноз и лечение ММД

У некоторых детей возникают трудности с освоением школьной программы, и многие педагоги и психологи склонны называть это школьной дезадаптацией, т.к. не могут найти веских причин для подобного состояния.

При более детальном обследовании ребенка, можно выявить, что его способности и навыки страдают из-за не грубых нарушений высших психических функций. Совокупность таких нарушений, на данный момент принято называть синдромом минимальной мозговой дисфункции или ММД.

Данное понятие появилось сравнительного недавно – в середине прошлого века, и оно охватывает ряд симптомов, объединённых в синдром, который проявляет себя нарушениями со стороны центральной и вегетативной нервной системы, и затрагивает различные сферы психики ребенка: эмоциональную, поведенческую, двигательную, интеллектуальную и пр.

Также наблюдается неврологическая симптоматика, но практически все нарушения исчезают или значительно сглаживаются с возрастом.

Что провоцирует развитие синдрома у детей

Основные причины, из-за которых развивается минимальная мозговая дисфункция, воздействуют еще на плод во время беременности, или же после родов, очень редко в раннем детстве. Основными факторами, влияющими на появление церебральной дисфункции, являются:

Комплекс синдромов при на почве ММД

Минимальная мозговая дисфункция наиболее ярко начинает проявлять себя в пору подготовки детей к школе или в младших классах.

Можно наблюдать, что ребенок плохо усваивает новую информацию и тяжело ее запоминает, у него проблемы с почерком и в целом с письмом.

И дело вовсе не в том, что ваш ребенок обладает низким интеллектуальным уровнем или не хочет учиться, проблема в том, что ММД затрагивает каждую сферу жизнедеятельности.

При минимальной мозговой дисфункции наблюдаются следующие симптомы и синдромы:

  1. Сфера внимания : нарушено произвольное запоминание, снижена концентрация и объем. Проявляется в основном в том, что ребёнок рассеянный, не может долго заниматься одним и тем же делом, особенно, если оно требует умственных нагрузок.
  2. Речевая сфера : на первое, что стоит обратить внимание – это артикуляция ребёнка — нечеткое произношение слов, звуков. Также можно заметить, что ребенок порой плохо воспринимает чужую речь, и не усваивает информацию на слух (нарушение слухоречевой памяти). Проявляется это в бедности речевого запаса, трудности пересказа услышанного или прочитанного, присутствую сложности с построением длинных предложений.
  3. : проявляются в основном в сложностях механического запоминания, т.е. путем многократного повторения.
  4. Двигательная сфера : у таких детей часто можно наблюдать нарушения мелкой моторики рук. В основном это проявляется в общей неловкости движений и обращении с предметами. Ребёнку сложно застёгивать мелкие пуговицы, завязывать шнурки, пользоваться ножницами, шить, в школе возникают трудности с аккуратностью почерка и скоростью чтения.
  5. Пространственное ориентирование : такие дети часто путают «лево» и «право», могут писать все буквы зеркально и пр.
  6. Эмоциональная сфера : . У детей с подобным расстройством быстро меняется настроение от депрессивного к эйфоричному. Могут возникать беспричинные вспышки агрессии, гнева, раздражительности, как к окружающим, так и к себе. Можно наблюдать черты инфантильности (капризности), несамостоятельности.

У младенцев основные симптомы синдрома следующие:

  • повышенная плаксивость и капризность;
  • учащённое сердцебиение, потоотделение, частота дыхания;
  • наличие спазмов и ;
  • расстройства ЖКТ (желудочно-кишечного тракта): частое срыгивание, понос и пр.;
  • трудности со сном и засыпанием.

Основные синдромы, которые возникают у детей школьного возраста, на почве минимальных мозговых дисфункций:

  • (ерзание на стуле, невозможность усидеть на одном месте);
  • ребенок бросает игры и прочие дела неоконченными, не может долго концентрироваться на одном деле, начинает сразу много действий;
  • часто теряет вещи, падает, сталкивается с предметами и окружающими;
  • вступает в конфликты, капризничает, агрессивен по отношению к близким и себе;
  • возникают проблемы с предметами, требующими высокой концентрации внимания, длительных мыслительных операций (математика, сочинения, заучивание стихотворений).

Симптомы у взрослых:

  • трудности в усвоении новой информации и навыков;
  • неловкость в движениях (неуверенная походка, частые падения);
  • импульсивность поведения;
  • высокая раздражительность;
  • нарушение произвольного внимания;
  • быстрая и неожиданная смена настроения в течение непродолжительного отрезка времени.

Гиподинамический синдром, как проявление МЦД

По статистике у каждого четвёртого ребёнка, страдающего мозговой дисфункцией, наблюдается гиподинамический синдром.

Проявляется данное расстройство в общей вялости и заторможенности ребёнка. Дело в том, что по причине родовой травмы, затрагиваются подкорковые структуры мозга, из-за этого стимуляция коры головного мозга недостаточная, что и проявляется сонливостью, заторможенностью и т.д.

Гиподинамический синдром сказывается на большинстве сфер здоровья ребёнка:

  • страдают мышечные структуры, в результате чего наблюдается гипотонус мышц, их неразвитость, что влияет на координацию движений и силу;
  • из-за сниженного мотивационного уровня, страдает внимание, память и когнитивные способности;
  • эмоциональная сфера обеднена, чаще лицо такого ребёнка безучастно, не наблюдается ярких эмоциональных реакций в повседневной жизни.

Детей с подобным нарушением ни в коем случае нельзя заставлять делать что-то на том уровне, который им на данный момент недоступен. Важно с терпением относится к их темпу мышления, реагирования и действий.

Например, в подвижных играх нужно придерживаться максимальной скорости реакции ребенка, но потом обязательно давать передышку и всячески поощрять. Таких детей в первую очередь надо увлекать тем, что им интересно, и основываясь на их интересах строить образовательную программу, программу физического развития и досуг.

Лечение и коррекция

Коррекция нарушений при ММД ведется на трем направлениям: психотерапевтическое, медикаментозное и физическое.

При лечении минимальной мозговой дисфункции у детей редко применяются лекарственные препараты, — их в основном используют в качестве поддерживающей терапии. Основным методом терапии будет являться определенная физическая активность и психотерапевтическое воздействие.

Среди прочего, необходимы следующие методы коррекции:

Обычно прогнозы при минимальной мозговой дисфункции более благоприятные, чем при грубых нарушениях психики. Если диагноз удалось поставить точно и вовремя, родители и педагоги взаимодействуют активно и смогли выработать нужную тактику общения с ребёнком, то с возрастом у человека компенсируются практически все нарушения, и он сможет жить полноценной жизнью.

В некоторых случаях могут возникнуть негативные последствия ММД, они в основном связаны с неправильной постановкой диагноза или негативным влиянием близкого окружения. В этих случаях у ребёнка может развиться депрессия, комплексы и прочие психические расстройства.

Минимальная мозговая дисфункция диагностируется у детей дошкольного возраста в 22% случаев и в 5% у учеников младших классов. Неврологическое расстройство относится к легким формам церебральной мозговой патологии. Для минимальной мозговой дисфункции свойственно наличие слабовыраженных неврологических симптомов, которые проявляются в виде различных функциональных нарушений. Синдром считается обратимым явлением - в 30-50% случаев ребенок «перерастает» нарушение. Однако без своевременного лечения, симптомы ММД со временем становятся более выраженными, усугубляются и могут привести к развитию осложнений.


Причины развития минимальной мозговой дисфункции у детей

Минимальная мозговая дисфункция (ММД) относится к наиболее распространенным видам нервно-психических нарушений, которые развиваются в детском возрасте. С учетом 10 версии Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), это явление относится к гиперкинетическим расстройствам поведения с кодом F90.

В современной педиатрии ММД считается последствием ранних повреждений различных участков головного мозга, которые проявляются возрастной незрелостью определенных высших психических функций и их неправильным формированием. В зависимости от тяжести проявлений, данный синдром принято классифицировать на субнормальный, активный, ригидный (медлительный), астеничный и реактивный тип.

К причинам развития ММД у детей относятся следующие факторы:


По каким симптомам можно заподозрить нарушение?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Первые проявления синдрома могут появиться как после родов, так и в дошкольном или школьном возрасте малышей. В большинстве случаев симптомы этого вида мозговой дисфункции проявляются неожиданно. Зачастую клиническая картина на протяжении первого года жизни ребенка характеризуется минимальными неврологическими симптомами.

В возрасте от 1 года до 3 лет у малышей, которые страдают ММД, наблюдаются следующие отклонения:



У детей старше 3 лет ММД проявляется в виде неуклюжести, быстрой утомляемости, импульсивности и агрессивности в ответных реакциях. Также может наблюдаться непереносимость яркого света и громких звуков, проблемы с вестибулярным аппаратом. Ребенку может быть тяжело находиться в душных помещениях, он может плохо переносить жаркую погоду.

Дети с ММД зачастую очень плохо учатся в школе, у них проблемы с поведением. Кроме того, у таких малышей могут наблюдаться нарушения речевых навыков и моторики, а также нехарактерные для здорового ребенка невротические состояния.

Дети, которые страдают минимальной мозговой дисфункцией, часто переключаются с одного занятия на другое, не способны надолго увлечься каким-либо видом деятельности.

Такие малыши обладают повышенной раздражительностью, иногда переходящей в агрессию, слишком эмоциональны и легко возбудимы.

Для ММД характерны следующие общие симптомы:


Появление одного или нескольких перечисленных признаков совсем не означает, что малыш нуждается в лечении. Диагноз ставится только после тщательного обследования ребенка и выявления хотя бы 8 из указанных симптомов.

Диагноз ММД: как лечить ребенка?

Лечение ММД назначается исключительно после постановки точного диагноза. Диагностика включает следующие мероприятия:

  • сбор анамнеза;
  • проверка рефлекторных способностей и мелкой моторики;
  • позитронно-эмиссионная и магнитно-резонансная томография;
  • реоэнцефалография (РЭГ);
  • ультразвуковое исследование;
  • электроэнцефалография (ЭЭГ);
  • эхоэнцефалография (ЭхоЭГ);
  • нейросонография.

Врач приступает к разработке плана лечения исключительно после постановки диагноза. Устранение признаков ММД возможно только при комплексном подходе.

Наряду с медикаментозной терапией обязательно назначается курс физиотерапевтических процедур.

Медикаментозное лечение

Лекарственные средства назначают курсом, продолжительность применения зависит индивидуальных медицинских показаний. Чаще всего для симптоматического лечения ММД назначаются следующие медикаментозные препараты:

  • лекарства с седативными свойствами – таблетки «Диазепам», раствор для внутривенного или внутримышечного введения «Седуксен» и «Релиум»;
  • снотворные средства в таблетках – «Нитразепам», «Эуноктин», «Труксал»;
  • психостимуляторы – в основном используется «Метилфенидат»;
  • антидепрессанты или транквилизаторы – применяются в редких случаях, в основном препараты со слабовыраженным эффектом, например, «Тиоридазин» и «Амитриптилин».

Вместе с медикаментозной терапией для лечения детей используются различные витаминные комплексы, обязательно содержащие следующие витамины:


Врач должен назначать витаминные комплексы с учетом особенностей здоровья и возраста маленького пациента. Категорически запрещено самостоятельно принимать решение о том, чем лучше лечить ребенка - неправильно подобранные лекарства и дозировки могут серьезно усугубить проблему.

Курс физиотерапии

Достаточно часто избавиться от признаков нарушения можно и без применения медикаментозных препаратов. Однако ни в одном из случаев выздоровление невозможно без использования физиотерапевтических процедур. Продолжительность и методы физиотерапии зависят от каждого конкретного случая. В курс физиотерапии могут входить следующие процедуры:


По мнению известного педиатра Е.О. Комаровского, в лечении ММД обязательно должны участвовать родители малыша. Это поможет ему быстрее справиться с нервно-психическими нарушениями. От взрослых членов семьи требуется соблюдение определенных рекомендаций:

  • контроль приема ребенком назначенных лекарственных препаратов;
  • соблюдение режима дня;
  • организация дневного отдыха;
  • теплая атмосфера в семье;
  • постоянное общение с ребенком;
  • отстранение малыша (полное или частичное) от досуга за компьютером или у телевизора;
  • ежедневные физические занятия с ребенком;
  • работа с ребенком на мелкую моторику;
  • запрет на выяснение отношений в семье на глазах у ребенка.

Профилактические меры

Для того, чтобы предупредить это нервно-психическое нарушение, родителям нужно выполнять следующие правила:

  • на этапе вынашивания ребенка будущая мама должна правильно питаться и избегать стрессовых ситуаций;
  • будущей матери нужно отказаться от вредных привычек - курение, алкоголь и т.д.;
  • в семье нужно обеспечить благоприятную обстановку;
  • в присутствии ребенка нельзя ссориться и конфликтовать;
  • для развития способностей малышей, нужно регулярно заниматься с сыном или дочерью;
  • своевременное посещение педиатра для профилактического осмотра.

Минимальная мозговая дисфункция встречается у детей достаточно часто. По разным данным, минимальная мозговая дисфункция страдают от 2 до 25 % детей. Под минимальной мозговой дисфункцией подразумевают ряд состояний у детей неврологического характера: нарушение координации движений, эмоциональная лабильность, небольшие речевые и двигательные нарушения, повышенная отвлекаемость, рассеянность, нарушения поведения, трудности в обучении и др.

Не понятно? Ничего, сейчас мы с вами эту абракадабру попытаемся расшифровать.
Сразу оговоримся, что врачи могут «обозвать» ММД самыми разными диагнозами: гиперактивность, дефицит внимания, хронический мозговой синдром, органическая мозговая дисфункция, легкая детская , задержка психомоторного развития и др. Кроме того, дети с ММД являются предметом пристального внимания психологов, педагогов, дефектологов, логопедов, как дети, трудно обучаемые или педагогически запущенные. У каждого ребенка проявления ММД могут быть свои, но в основе всего - некогда пережитые вредные воздействия, немного повредившие головной мозг.

Причины минимальной мозговой дисфункции у детей

К незрелости мозга на момент рождения или нарушению обменных процессов головного мозга приводят различные факторы.

Факторы, действующие до рождения ребенка:

  • Наследственная предрасположенность. Кто-то из близких родственников ребенка страдает подобными расстройствами.
  • Патология беременности и родов:

Недоношенность.
- Болезни и токсикозы беременной.
- Угроза прерывания беременности.
- Плохое питание во время беременности. Анемия беременной.
- Гипоксия плода и асфиксия новорожденного.
- .
- Патология родов (скорые роды, слабая родовая деятельность и др.).

Факторы, действующие в раннем детстве:

  • Недоедание в раннем детстве.
  • Заболевания, перенесенные в раннем детстве, особенно те, при которых мозг испытывает постоянный дефицит кислорода. Например, когда больные легкие не могут полноценно обогатить кровь кислородом. Или врожденный , когда ущербная сердечная деятельность не способна обеспечить достойный кровоток в мозге. И другие.

Симптомы минимальной мозговой дисфункции у детей

Проблемы у детей, связанные с ММД, расцветают пышным цветом в период подготовки к школе и в начальной школе, когда обнаруживается, что ребенок, как оказывается, совершенно не способен учиться: плохо запоминает, отвлекается, отвратительно пишет, да к тому же и характером обладает несносным. Учителя и родители бьются над неуправляемым чадом, а оно их мучит: уговоры и воспитательные беседы о пользе знаний не приносят успеха.

Итак, у ребенка с ММД встречаются следующие особенности:

Повышенная двигательная активность, сочетающаяся с неловкостью. Дети неусидчивы, непоседливы, долго не могут выполнять одну работу. Их все время куда-то несет, они могут громко кричать, бесцельно бегать в неподобающей обстановке (например, вскакивать и начать ходить посреди урока или бесцеремонно перебивать взрослых во время серьезного разговора). Они неуклюжи и «сбивают все углы» на своем пути, могут быть неустойчивы при ходьбе, и легко падать, а уж если что-то попадает в их руки, непременно оказывается сломанным. Эти проявления носят название гиперактивность. Нередко гиперактивность сочетается с дефицитом внимания.

Дефицит внимания. Сразу возникает аналогия с тем, что ребенку не хватает внимания со стороны взрослых, поэтому он такой запущенный. Да, действительно, внимания ему не хватает, только своего собственного. Такие дети очень легко отвлекаются на любые раздражители, не могут сосредоточиться на чем-либо, рассеянны, им сложно дается запоминание.

Нарушения сна. Обычно дети плохо спят, часто просыпаются, вскрикивают во сне.

Особенности характера. Настроение ребенка быстро меняется и легко переходит от приподнятого к депрессивному (эмоциональная лабильность). Иногда у него возникают беспричинные вспышки ярости и гнева, причем не только к окружающим, но и к себе. Ребенок инфантилен, предпочитает играть с детьми младшего возраста.

Нарушения мелкой моторики. У таких деток плохо работают пальчики, им проблематично завязать шнурки и застегнуть пуговицы, а в более старшем возрасте - пользоваться ножницами, писать, шить. Сложности в письме проявляются в плохом почерке (пишет мелко или крупно), а также в том, что ребенок быстро устает писать.

Нарушения речи. Страдает артикуляция речи, слухоречевая память и восприятие. Таким детям сложно строить длинные предложения, их речь бедна, они с трудом рассказывают и пересказывают текст, плохо пишут сочинения.

Нарушение пространственного восприятия. Плохая ориентировка между «правым» и «левым», зеркальное написание букв и др.

Нарушения памяти. Сложно дается механическое запоминание.

Сложности в обучении. Учитывая все выше перечисленное, ни у кого не останется сомнения в том, что ребенку будет сложно учиться. Обычно у детей имеется неполный набор симптомов ММД, поэтому в зависимости от особенностей течения болезни один ребенок будет испытывать сложности в письме, другому тяжело дается чтение, третьему - счет и т. д. При этом не нужно думать, что ребенок глупый, хотя такой вариант, конечно, тоже возможен. При ММД знаковую роль в наличии сложностей в обучении имеют не интеллектуальные способности ребенка, а невозможность их реализации.

Об этом, прежде всего, говорит то, что более 70 % детей с ММД при правильной организации занятий и грамотном медикаментозном лечении догоняют своих сверстников и учатся в обычной нормальной школе. Если превратить процесс обучения в увлекательную игру, увеличить мотивацию (поощрять ребенка, хвалить и т. д.) и, что очень важно, включить над ним контроль (следить за выполнением задания, проговаривать его действия вместе с ним, заставлять отчитываться о проделанной работе), такие проявления, как гиперактивность и дефицит внимания, снижаются или исчезают вовсе.

Внимание! Симптомы, схожие с проявлениями ММД, наблюдаются и при некоторых других заболеваниях (олигофрения, психозы и др.), поэтому полную правильную оценку состоянию больного может дать только совместное длительное наблюдение ребенка неврологом, психиатром и педагогом. Консультация детского психиатра обязательна.

Лечение ММД

Лечение ребенка с минимальной мозговой дисфункцией длительное и требует терпения. Понятно, что больному ММД необходимо уделять гораздо больше внимания и времени, чем обычному здоровому ребенку.

1. Создание доброжелательной спокойной обстановки дома, в детском саду, школе. Необходимо понимать, что состояние ребенка связано не с испорченностью характера, эгоизмом и капризами, а с заболеванием и его неадекватные поступки не умышленны.

2. Воспитание и занятия.

  • Ведущее слово в воспитании ребенка с ММД - контроль. Вы постоянно должны находиться рядом и контролировать действия ребенка.
  • Нельзя допускать в воспитании крайностей: с одной стороны быть с ребенком чрезмерно строгими и требовательными, наказывать, с другой - излишне опекать. В речи, обращенной к ребенку, избегайте слов «нет» и «нельзя», говорите с ним сдержанным, спокойным тоном.
  • Частое изменение настроения родителей негативно отражается на больном, как и расхождение в указаниях (минуту назад говорят одно, через некоторое время - прямо противоположное или мнения родителей относительно действий ребенка расходятся).
  • Нельзя давать ребенку одновременно несколько заданий: он не сможет их выполнить и расстроится, вы тоже останетесь недовольны. Нужно дать только одно задание и ограничить его выполнение определенным временем. После того, как ребенок его сделает, проконтролируйте выполнение и похвалите.
  • Для ребенка с ММД предпочтительны занятия, требующие концентрации внимания и развивающие мелкую моторику рук: рисование, лепка, аппликация, вышивание, вязание.
  • Режим дня должен быть очень четким. Обязательно придерживайтесь его: время пробуждения, отхода ко сну, выполнение уроков, приемы пищи должны ежедневно строго соблюдаться.
  • Ограничьте контакты ребенка с большим скоплением народа (шумные гости, массовые детские игры), это излишне возбуждает и способствует рассеиванию внимания. Лучше пусть ребенок играет или общается только с одним человеком.
  • Ограничьте телевизор и компьютер.
  • Физическая активность - необходимое условие. У ребенка с ММД огромное количество избыточной энергии, которую необходимо куда-то расходовать. Самое подходящее применение ей - физкультура.

3. Питание ребенка должно соответствовать возрасту, быть полноценным и богато витаминами.

4. Работа с педагогом.

5. Работа с логопедом.

6. Работа с психологом.

7. Работа с родителями дома (очень активная).

8. Медикаментозное лечение:

Препараты, улучшающие питание и обменные процессы мозга: ноотропил, пирацетам, цереборлизин, фенибут, энцефабол, инстенон и др.

Препараты, улучшающие кровоснабжение мозга: кавинтон, циннаризин и др.
Витамины группы В, поливитамины.

БАД и препараты, улучшающие работу мозга, содержащие лецитин, карнитин, таурин.
Успокаивающие средства: валериана, пустырник, новопассит и др.

Внимание! Курс лечения и доза назначается врачом индивидуально и зависит от течения болезни. Все лекарственные препараты можно давать ребенку только по рекомендации специалиста.

Синдром ММД или, как еще его называют в МКБ-10, «гиперкинетические расстройства поведения» с кодом F-90, проявляется уже в раннем детстве. Минимальная мозговая дисфункция предполагает наличие расстройств неврологического характера, которые обнаруживаются в поведении и в психологических реакциях ребенка. Например, это могут быть нарушения речевой деятельности, плохая координация движений, гиперактивность, трудности в обучении.

В психологическом плане расстройства выражаются в эмоциональной лабильности (неустойчивости), повышенной отвлекаемости, рассеянности. Родителям нужно отнестись очень серьезно к проявлениям ММД, так как по последним медицинским данным такой диагноз имеют до 25% детей.

Выраженная гиперактивность ребенка может быть одним из признаков наличия ММД

Что является причинами возникновения ММД?

К причинам неврологических расстройств, вызывающих минимальную мозговую дисфункцию, относят различные факторы - например, специалисты отмечают, что на ребенка еще до рождения воздействуют:

  • наследственная предрасположенность;
  • патология беременности (недоношенность, угроза прерывания беременности, анемия, болезни и плохое питание будущей матери, гипоксия плода и пр.);
  • патология родов (скорые роды, слабая родовая деятельность, асфиксия новорожденного).

Кроме указанных факторов, появление дисфункции у детей могут провоцировать:

  • неполноценное питание и даже недоедание;
  • различные заболевания, связанные с дефицитом кислорода (например, при бронхиальной астме легкие плохо обогащают кровь кислородом).

Дефицит внимания

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Родители, которые воспитывают дошколят, должны быть внимательны к поведенческим и психическим реакциям малыша, чтобы вовремя распознать неврологические расстройства.

Стоит учитывать, что внешне минимальная мозговая дисфункция может проявляться по-разному - это зависит от тяжести расстройств и особенностей психики ребенка. Важно не спутать нарушение с нормальными проявлениями детской активности или обычными нарушениями речи.

И все же определить наличие этого синдрома не так сложно. Специалисты классифицировали симптомы, которые проявляются при минимальной мозговой дисфункции. К их основным признакам относят дефицит внимания, импульсивность и гиперактивность детей.


Ребенок с дефицитом внимания часто переключается между разными занятиями, не готов слушать и выполнять указания и просьбы, испытывает сложности с запоминанием

Сущность проявляется в ярко выраженной невнимательности и имеет следующие характеристики:

  • малыш не реагирует на обращение, хотя слышит его;
  • не может долго сосредоточиться даже на интересном занятии (игре, чтении сказки, фильме);
  • старший дошкольник охотно начинает выполнять задание, но не заканчивает его;
  • при подготовке к обучению и во время самого обучения ребенок испытывает трудности, связанные в основном с организацией деятельности (игры, выполнения задания);
  • в любом возрасте не может сосредоточиться на занятиях, требующих внимательности и определенных умственных усилий, отвергает такие занятия;
  • для них характерна частая потеря вещей;
  • малышам сложно дается запоминание даже самых простейших текстов или стишков.

Гиперактивность, как симптом дисфункции

При минимальной мозговой дисфункции проявляется уже с младенчества следующими действиями:

  • малыш спит беспокойно или очень мало;
  • с раннего возраста дошкольник становится неусидчивым, находится в постоянном движении;
  • даже в спокойном состоянии он совершает бесцельные движения руками и ногами;
  • наблюдается неустойчивость при ходьбе, возможны частые падения;
  • ребенок постоянно задевает предметы, ударяется об углы;
  • характерно проявление беспокойства в различных ситуациях, особенно тревожащих его;
  • малыш может часто ломать вещи, игрушки;
  • плохо развита мелкая моторика, что в дальнейшем может проявиться в плохом почерке, быстром уставании руки при письме;
  • хотя наблюдаются минимальные нарушения в речи, часто ребенок очень говорлив, перебивает, вмешивается в разговоры взрослых;
  • при проблемах в артикуляции речи им трудно строить длинные предложения, поэтому есть сложности в пересказе текста.

Синдром импульсивности

Минимальная мозговая дисфункция при синдроме импульсивности характеризуется следующими проявлениями:

  • очень резко проявляется эмоциональная лабильность (смены настроения от приподнятого к депрессивному);
  • у детей могут возникать необоснованные вспышки гнева не только по отношению к окружающим, но и к себе;
  • дошкольник быстро отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав инструкцию;
  • допускает деструктивное поведение во время занятий;
  • ребенок не умеет проигрывать, во время проигрыша может быть агрессивным, вступать в драки с другими детьми;
  • не может ждать отдаленного вознаграждения, требуя немедленной выдачи;
  • не подчиняется правилам (поведения, игры);
  • совершает опасные для себя и окружающих действия, хотя не понимает этого;
  • во время выполнения заданий у ребенка такое нестабильное поведение легко меняется от спокойного к агрессивному (злится, если задание не получается).

Каковы критерии диагностики синдрома ММД? Диагноз ставится при наличии не менее шести симптомов, которые наблюдаются на протяжении последних шести месяцев. Родителям нужно учитывать, что при обучении в школе дети испытывают большие сложности, но помнить, что значительную роль играет не уровень развития интеллектуальных способностей, а невозможность их реализовать.

Лечение детей с синдромом ММД

Родителям детей с синдромом ММД не надо отчаиваться или ждать, что все пройдет по мере взросления ребенка. Как правило, те из них, которые активно занимаются со своими детьми, выполняют все назначения специалистов, получают хорошие результаты. Главное, чтобы была проведена своевременная диагностика и назначено правильное лечение. По данным специалистов, 70% детей в результате активно проведенных лечебных мероприятий догоняют в развитии своих сверстников и своим поведением не отличаются от них.

При лечении ММД необходимо понимать, что оно должно проходить во взаимодействии специалиста, ребенка и окружающих его людей, чтобы создать положительную атмосферу вокруг него. Основными направлениями при лечении являются психолого-педагогическая коррекция, медикаментозное лечение, терпение и последовательность родителей.

Корректирующая программа лечебных мероприятий может быть построена следующим образом:

  1. Медикаментозные препараты назначаются только специалистом. Лекарства, курс, дозы ‒ все должно находиться под наблюдением врача.
  2. В психолого-педагогическую коррекцию должны входить занятия, игры, психогимнастические упражнения, учитывающие все проблемы детей с ММД. Система коррекции составляется специалистами (логопедом, психологом, педагогом) и проводится под их наблюдением. Задания должны быть направлены на концентрацию внимания, развитие мышления, памяти, мелкой моторики, иметь четкие инструкции с неоднократным повторением, ведь малышу трудно сосредотачиваться на словесных объяснениях. На первых порах лучше использовать наглядность - например, при выполнении графических диктантов карандашом показать начало работы. Также необходимо учитывать, что дошкольникам трудно сразу усваивать учебный материал, поэтому нужны повторения, возвращение к пройденному.
  3. Дети с ММД должны соблюдать четкий режим дня , который организуют и поддерживают окружающие взрослые. Они просто обязаны следить за тем, чтобы малыш просыпался, получал полноценное питание, ходил на прогулки, занимался играми, ложился спать в одно и то же время. Такое выполнение режима делает работу нервной системы синхронной, в то время, как отступления расшатывают нервные процессы.
  4. Скорректировать двигательную активность ребенка поможет физическая терапия, при которой рекомендуются посильные упражнения, спортивные игры, плавание, езда на велосипеде, катание на коньках.

Продуманная физическая активность - лучший способ для выхода накопившейся энергии малыша. Подойдут занятия спортом, групповые секции, плавание, велосипед, роликовые коньки

Воспитание в семье ребенка с ММД

  1. В семейной обстановке родители должны помнить, что их частая перемена настроения, семейные ссоры плохо отражаются на эмоциональном самочувствии малыша и могут усугубить течение мозгового расстройства, поэтому необходимо единство требований между родителями, адекватность и понятность действий, медлительная и доброжелательная речь. Родителям следует проявить внимательность при общении малыша с его сверстниками. Нужно поощрять дружбу с медлительным ребенком, чтобы убавить эмоциональные всплески.
  2. С этой же целью дети не должны находиться среди большого скопления людей, например, в массовых городских мероприятиях.
  3. Специалисты также советуют вместо заграничных поездок в жаркие страны организовать летний отдых в знакомом месте, например, на даче. Включать в детский досуг подвижные игры на воздухе, плавание в водоеме, прогулки в лесу, так как это успокаивает нервную систему.
  4. Для коррекции мелкой моторики, развития внимательности, памяти рекомендуется вместе с ребенком дома заниматься творчеством: рисовать, лепить, вырезать, клеить. Полезно читать сказки, в игровой форме заучивать стихи, слушать музыку, детские песенки.
  5. Психологи не рекомендуют в это время посещать секции, кружки до тех пор, пока не закончится лечение. Когда дошкольник начнет учиться, о диагнозе нужно сказать учителю, чтобы обеспечить ему индивидуальный подход.

Воспитывая ребенка с ММД, родители должны помнить, что справиться с проблемами в короткие сроки поможет комплексное лечение. Как считает известный доктор Комаровский, повлиять на детей, имеющих минимальную мозговую дисфункцию, можно собственным примером, терпением и правильным воспитанием. Так родители быстрее найдут подход к своему чаду.

Минимальная мозговая дисфункция у детей (ММД у детей) - это недифференцированный синдром легких неврологических расстройств, преимущественно в виде двигательных, речевых и поведенческих нарушений. Синонимами ММД являются легкая детская энцефалопатия, минимальная церебральная дисфункция, легкое повреждение мозга, детская диспраксия, инфантильный психоорганический синдром, минимальный церебральный паралич, минимальная дисфункция мозга (МДМ) . ММД у детей представляет собой наиболее распространенную форму нервно-психических нарушений в детском возрасте. Частота встречаемости среди детей дошкольного и школьного возраста от 5 до 25%.

Минимальная мозговая дисфункция причины

Причины : тяжелое течение беременности (особенно первой ее половины) (гестозы), угроза выкидыша, вредное воздействие на организм беременной женщины химических веществ, радиации, вибрации, инфекционных болезней, некоторых микробов и вирусов. Это преждевременные и переношенные роды , слабость родовой деятельности и ее длительное течение, недостаток кислорода (гипоксия) из-за сдавления пуповины, обвития вокруг шеи . После родов неблагоприятное воздействие на мозг оказывают плохое питание, частые или тяжелые заболевания и инфекции, сопровождающиеся различного рода осложнениями, глистные инвазии и лямблиоз, ушибы мозга, отравления и неблагоприятная экологическая обстановка в регионе. Частой причиной возникновения минимальной мозговой дисфункции ММД является повреждение во время родов шейного отдела позвоночника. Такое повреждение может возникнуть при обвитии пуповины вокруг шеи, наложении щипцов, неправильных акушерских манипуляций.

Почему возникает минимальная мозговая дисфункци ММД?

В настоящее время минимальная мозговая дисфункци ММД рассматривается, как последствие ранних локальных повреждений головного мозга, выражающиеся в возрастной незрелости отдельных высших психических функций и их дисгармоничном развитии. При ММД наблюдается задержка в темпах развития функциональных систем мозга, обеспечивающих такие сложные интегративные функции, как речь, внимание, память, восприятие и другие формы высшей психической деятельности. По общему интеллектуальному развитию дети с ММД находятся на уровне нормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении и социальной адаптации. Вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции тех или иных отделов коры больших полушарий мозга, ММД у детей проявляется в виде и развития, формирования навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия). Распространенным вариантом минимальной мозговой дисфункции ММД является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Синдром минимальной мозговой дисфункции

Термин «минимальная мозговая дисфункция » получил распространение в конце 1950-х годов, когда его начали использовать применительно к группе различных по этиологии и патогенезу состояний, сопровождающихся расстройствами поведения и трудностями обучения, не связанными с общим отставанием в интеллектуальном развитии. Применение нейропсихологических методов при изучении отмечавшихся у детей с ММД поведенческих, познавательных и речевых расстройств позволило установить определенную взаимосвязь между характером нарушений и локализацией очагового поражения ЦНС. Ведущая роль в возникновении ММД принадлежит гипоксии мозга в анте - и интранатальном периодах, особенно у недоношенных детей. Придается значение инфекционным, токсическим и травматическим церебральным расстройствам, особенно в раннем детском возрасте. У детей с минимальной мозговой дисфункцией ММД в 25% случаев выявляется отягощенный анамнез по эпилепсии, олигофрении, шизофрении, мигрени и другим нервно-психическим заболеваниям, что указывает на роль наследственного фактора. В механизме возникновения ММД имеет значение гипофункция серотонин -, дофамин- и адренергических систем.

Как правило, нарастание симптомов минимальной мозговой дисфункции ММД приурочено к началу посещения детского сада или школы. Подобная закономерность объясняется неспособностью центральной нервной системы справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ребенку в условиях увеличения психических и физических нагрузок. Увеличение нагрузок на центральную нервную систему в этом возрасте часто приводит к нарушениям поведения в виде упрямства, непослушания, негативизма, а также к невротическим расстройствам, замедлению психоречевого развития. Максимальная выраженность проявлений ММД часто совпадает с критическими периодами психоречевого развития. К первому периоду относят возраст 1-2 года, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон и активное формирование навыков речи. Второй период приходится на возраст 3-х лет. На этом этапе у ребенка увеличивается запас активно используемых слов, совершенствуется фразовая речь, активно развиваются внимание и память. В это время у многих детей с ММД обнаруживаются задержка развития речи и нарушения артикуляции. Третий критический период относится к возрасту 6-7 лет и совпадает с началом становления навыков письменной речи (письмо, чтение). Для детей с ММД этого возраста характерны формирование школьной дезадаптации и проблемы поведения. Значительные трудности психологического характера нередко обусловливают различные психосоматические нарушения, проявления .

Как лечить минимальную мозговую дисфункцию, как вылечить ммд у детей в Саратове?

Таким образом, если в дошкольном возрасте среди детей с минимальной мозговой дисфункцией ММД преобладают , двигательная расторможенность или, наоборот, медлительность, а также моторная неловкость, рассеянность, отвлекаемость, непоседливость, повышенная утомляемость, особенности поведения (незрелость, инфантилизм, импульсивность), то у школьников на первый план выступают трудности в обучении и нарушения поведения. Детям с ММД свойственны слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, неуверенность в себе, заниженная самооценка. Нередко у них также наблюдаются простые и социальные фобии, вспыльчивость, задиристость, оппозиционное и агрессивное поведение. В подростковом возрасте у ряда детей с ММД нарастают нарушения поведения, агрессивность, трудности во взаимоотношениях в семье и школе, ухудшается успеваемость, появляется тяга к употреблению и наркотиков. Поэтому усилия родителей должны быть направлены на своевременное обращение к специалистам и комплексное лечение ММД. Врач Сарклиник знает, как лечить минимальную мозговую дисфункцию, как вылечить ммд у детей!

Минимальная мозговая дисфункция лечение, лечение ммд у детей

Сарклиник успешно применяет комплексные рефлексотерапевтические методы лечения минимальной мозговой дисфункции у детей . В результате лечения ммд у детей нормализуются активность серотонинергической, дофаминергической и адренергической систем, вегетативный тонус, улучшаются внимание, зрительно- пространственное восприятие, пространственное мышление, зрительно-моторная координация, слухоречевая и зрительная память, ликвидируются церебрастенические симптомы, психосоматические нарушения, тревожность, различные виды страхов, навязчивость, двигательные нарушения, нарушения устной речи, эмоционально-волевые нарушения, нарушения поведения, агрессивность и реакции оппозиции, трудности школьного обучения; нарушения чтения и письма, ликвидируются повышенная утомляемость, капризность, плаксивость, колебания настроений, плохой аппетит, головные боли, нарушения сна в виде трудностей засыпания, беспокойного поверхностного сна с тревожными сновидениями. В большинстве случаев наблюдается регресс психосоматических нарушений: беспричинных болей в животе или в различных частях тела, энуреза, энкопреза, парасомний (ночных страхов, снохождения, сноговорения). Нормализовываются нейрогуморальные сдвиги, патологические эндокринные и нейроаллергические реакции, происходит коррекция невротических расстройств, возникающих в течение заболевания.

Лечение ммд у детей в России

Лечение минимальной мозговой дисфункции у детей (Россия, Саратов) приводит к следующей положительной динамике: отмечается уменьшение неуклюжести, неловкости, плохой координации движений и трудностей мелкой моторики, улучшаются характеристики внимания, нарушения которого до лечения обычно проявлялись в виде трудностей его концентрации при выполнении домашних и школьных заданий, во время игр, быстрой отвлекаемости, неспособности выполнять задания самостоятельно, доводить дело до конца, а также в том, что дети отвечали на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца, часто теряли свои вещи в детском саду, школе или дома. Одновременно с этим у многих детей с ММД наблюдается регресс эмоционально-волевых нарушений (ребенок ведет себя несоответственно возрасту, как маленький, стеснителен, боится не понравиться окружающим, чрезмерно обидчив, не может постоять за себя, считает себя несчастным), уменьшается выраженность нарушений поведения (дразнится, поясничает, бывает неряшливым, неопрятным, шумным, непослушен дома, не слушает воспитателя или учителя, хулиганит в детском саду или в школе, обманывает взрослых) и проявлений агрессивности и реакций оппозиции (вспыльчив, поведение непредсказуемо, ссорится с детьми, угрожает им, дерется с детьми, дерзит и открыто не подчиняется взрослым, отказывается выполнять их просьбы, намеренно совершает поступки, раздражающие других людей, сознательно ломает и портит вещи, жестоко обращается с домашними животными). У большинства детей, проходящих лечение в нашей клинике, достоверно отмечается ликвидация нарушений устной речи, трудностей школьного обучения, нарушений чтения и письма, у большинства пациентов к концу курса лечения улучшается речь и школьная успеваемость, нормализуются показатели чтения, письма и счета у детей с такой патологией, как , и .

Эффективное лечение минимальной мозговой дисфункции в Саратове

Эффективность комплексного лечения минимальной мозговой дисфункции (ММД) , которое может включать в себя рефлексотерапевтические, акупунктурные, микроакупунктурные, лазерорефлексотерапевтические, моксатерапевтические, нетрадиционные и другие методики, достигает 95%. Лечение в Сарклиник проводится амбулаторно и индивидуально. Все методики безопасны.

Приходите, и Сарклиник поможет Вам! Врач Сарклиник проводит лечение ммд у детей. Лечение минимальной мозговой дисфункции у детей в Саратове позволяет улучшить память, логику, речь, письмо, ум ребенка. ММД нужно лечить.

Сарклиник знает, как лечить инимальную мозговую дисфункцию !

. Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

Фото: Legaa | Dreamstime.com \ Dreamstock.ru. Люди, изображенные на фото, - модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.



gastroguru © 2017