Развивают ли шахматы мозги и мышление людей? Миф или польза: зачем на самом деле нужны шахматы.

Человеческий мозг ничем не отличается от нашего тела и способен к умственным тренировкам и наращиванию «мыслительных мускулов». Шахматы в данном случае выступают универсальным тренажером, который не имеет аналогов по степени своей эффективности. Особенностью игры является то, что она воздействует сразу на два полушария человека, заставляя использовать серое вещество на максимум. Рассмотрим пользу от игры в шахматы детальнее.

Особенности игры

Шахматы являются игрой с многовековой историей, которая отличается сложной многослойной логикой и неординарным игровым миром, работающим по строгим законам. Однако преимущество игры заключается в том, что данные законы в большинстве случаев можно нарушать (речь идет не о правилах шахмат), в результате чего нарушитель получает победу. Феномен шахмат заключается в развитии нестандартного мышления.

Это проект, одобренный нашими читателями, в котором вы или ваш ребенок сможете повысить мастерство игры, выполнить шахматный разряд, за короткий срок вырасти до призера региональных турниров. В преподавателях – мастера FIDE, обучение онлайн.

Рассмотрим ситуацию: в ходе игры участник намеренно жертвует одной, двумя и даже тремя фигурами. Стратегия игрока хорошо скрыта, а бдительность противника усыплена. В один момент ситуация на шахматной доске резко меняется и первый игрок наносит матовую атаку. Всего несколько ходов способны разительно изменить положение дел, сокрушив противника. В этом и заключается очарование и высшая логика игры.

Игра позволяет одновременно задействовать логическое и абстрактное мышление. Игроку приходится продумывать шаги наперед, строить предположительные варианты развития событий. Во время партии у человека одновременно задействуется оперативная и долговременная память. Мало какая деятельность способна вызывать данные состояния. Предельная нагрузка сказывается на умственных способностях самым благоприятным образом.

Что развивают шахматы:

  • Логика – все ходы игрока взаимосвязаны и подчиняются общему плану. Ходы могут меняться в процессе игры, так как необходимо ориентироваться на существующее положение дел и динамичность развития партии. Логическое мышление в данном случае развивается само собой, без необходимости прилагать усилия. Игра сама обеспечивает способность использовать логические конструкции постоянно, даже после окончания партии;
  • Анализ – способность оценить ситуацию на игровой доске и на ее основе построить план действий. Достичь поставленных целей в жизни без проведения анализа и работой над ошибками невозможно;
  • Память – к главным преимуществам шахмат, безусловно, относится развитие памяти. Игроку необходимо запомнить свои шаги наперед, рассчитать множество вариантов развития событий от противника, запоминание типовых позиций – все это заставляет человеческий мозг выкладываться на максимум;
  • Концентрация внимания – успех в шахматах невозможен без внимательности. Ведь неосторожно переместив фигуру без прикрытия, ее можно попросту потерять. Даже если Вы не отличаетесь усидчивостью – не беда, регулярные занятия помогут развить эту черту. Прогресс наступает не сразу, но от партии к партии возможность полного сосредоточения и внимания будет открываться и расти;
  • Выработка характера – единственной целью партии является победа над противником, поэтому волевая борьба неизбежна. Поиск лучшего пути решения, умение отразить внезапную атаку, возможность сохранить хладнокровие в самые критические этапы партии и продолжить сражение – все это закаляет и формирует характер;
  • Развитие целеустремленности – любой план на время игры имеет свою цель, к которой стремятся оба участника. Шахматы учат Вас достигать намеченных целей, встречая сопротивление противника. Шахматы позволяют участникам научиться находить самые краткие пути достижения желаемого, не отвлекаясь на уводящие в сторону варианты игры;
  • Повышение обучаемости – никому не нравится проигрывать в игре, поэтому рано или поздно человек обратится к дополнительным материалам в книгах или интернете. Но это далеко не все, ведь в учебниках дается поверхностный обзор и рекомендации. Человеку необходимо самостоятельно проанализировать полученные данные и научиться их применять в различных партиях. Используя рекомендации в каждой уникальной партии;
  • Развитие творческих задатков – человек, практикующий игру в шахматы, достаточно часто испытывает прилив вдохновения. Это является парадоксальным явлением, ведь шахматы – это интеллектуальная игра. Несмотря на это, она способна развивать творческие навыки и нестандартное мышление;
  • Системное мышление – многие люди не умеют мыслить организовано. Шахматы приучают человека к дисциплине, учат выстраивать логические цепочки ходов с учетом имеющихся обстоятельств. Шахматы так же способны выводить игроков за очерченные рамки, раздвигать горизонты и проделывать сложные комбинированные ходы.

Польза игры – подтверждение исследованиями

Положительное влияние шахмат подвергается ежегодным исследованиям и экспериментам. Так в 2008 году в Германии ученики начальных классов среди 4-х школ были разделены на две тестируемые группы.

Первая должна была в течение года заниматься игрой на протяжении одного часа в неделю. Вторая использовала это время для занятий математикой. Ученики обеих групп ранее испытывали сложности в усвоении школьной программы и отставали от своих сверстников.

В результате эксперимента стало известно, что участники первой группы существенно опередили своих «коллег» по вычислительным способностям, которые были проверены в ходе тестов. Подобные исследования были проведены и в Италии в 2013 году.

Участниками эксперимента стали 500 школьников, разделенных на группы. Первой группе было предложено регулярно играть в шахматы. Спустя полгода ученные провели математические тесты между группами, первая группа показали наилучшие результаты. Ученные так же выяснили, что рост интеллектуальных способностей школьников растет по мере увеличения нагрузки в шахматную игру.

Игра в шахматы – как правильная модель восприятия мира

Ключевым преимуществом шахмат является то, что игра обучает игрока думать на перспективу и использовать необходимые для достижения цели ресурсы максимальным образом. Сегодня игра в шахматы – это своего рода бизнес-модель мира, где мы учимся выигрывать, принимать поражение или соглашаться на временный компромисс. Игра формирует правильное отношение к достижению целей и умение принимать проигрыш, закаляет дух целенаправленности.

Не важно, играет взрослый или ребенок, в процессе умственных баталий вырабатывается привычка размышлять подобным образом всегда. Иными словами просчитывать свои ходы в жизни, смотреть дальше линии сегодняшнего дня. Шахматы учат ставить перед собой краткосрочные и долгосрочные цели, вырабатывать тактику и стратегию их достижения. Предусматривать возможные затраты и «жертвы». Все это необходимо современному человеку для достижения успеха в жизни.

Дополнительные преимущества:

  • улучшение вербальных навыков – во время игры общение между соперниками сводится к минимуму, однако одновременно задействуются участки мозга, отвечающие за коммуникацию и умение владеть языком;
  • развитие критического мышления – проведенные исследования показали, что люди, занимающиеся шахматами, отличаются более развитой логикой и критическим мышлением на 19% больше, чем другие;
  • нормализация эмоционального фона – во время игры используется холодный расчет, который предусматривает сведение эмоций к минимуму. Шахматы учат владеть собой и своим эмоциональным состоянием всегда, сохраняя спокойствие и внутреннюю гармонию в любой ситуации;
  • защита от возрастных недугов – медицинские исследования показали, что люди преклонного возраста, которые практикуют шахматы, подвержены меньшему риску развития синдрома Альцгеймера.

После рассмотренных особенностей игры можно смело утверждать, что шахматы полезны для людей любого возраста и социального положения. Они, в отличие от физических нагрузок, не имеют противопоказаний и ограничений. Шахматы представляют собой уникальный тандем приятного времяпровождения и развития умственных способностей.

То, как в последнее время усиливается внимание к шахматам, подтверждает: роль интеллекта в экономической гонке возросла.

Это мог бы быть очередной текст во славу шахмат – выдающейся интеллектуальной игры. Ведь несмотря на то, что прошло почти 20 лет, как компьютер Deep Blue обыграл Гарри Каспарова и установил вычислительное превосходство над человеком, шахматные турниры сохраняют свою аудиторию – как среди зрителей, так и среди игроков.

Это могла бы быть статья о том, что важнее шахмат для ребенка вообще ничего нет. Тогда я рассказал бы вам о нескольких исследованиях.

К примеру, в 2008 году в четырех немецких начальных школах провели эксперимент. Дети с проблемами в обучении (их IQ был на уровне 70-85) были случайным образом распределены в две группы. Одной – экспериментальной – предстояло в течение года 1 час в неделю заниматься шахматами, другая – сравнительная – этот час дополнительно занималась математикой. По итогам выяснилось, что первая группа значительно обогнала сравнительную по вычислительным способностям.

В 2013 году в Италии взяли 568 обычных школьников и тоже поделили их на группы. Экспериментальная, помимо основных занятий, занималась шахматами. Результаты показали, что уровень результатов экспериментальной группы в математических тестах оказался выше и возрастал тем больше, чем больше они занимались шахматами.

И таких исследований только за последние годы существует десятки. Но я хотел бы сказать о другом.

Главный миф звучит так: "шахматы – это панацея для интеллектуального развития". Многие критики этой игры не понимают инициативы ввести школьный шахматный всеобуч (как, например, в Армении) – и небезосновательно.

Шахматы не заменяют традиционные общеобразовательные предметы, они – не вещь в себе, а всего лишь еще один инструмент, который столетиями доказывает свою эффективность. Выдающийся шахматист Михаил Ботвинник говорил: "Никогда не сможет стать чемпионом мира тот, кто не имеет высшего образования". Замкнутый только на шахматах игрок, скорее, наоборот деградирует в социальной жизни. Ведь единственное, что он улучшает – это навык играть в шахматы. Всего лишь заточка инструмента, который так и не применяется в реальной жизни.

Шахматы – не модель жизни, хоть именно так утверждает Гарри Каспаров в одной из своих книг. Попытки экстраполировать шахматы на все сферы подряд выглядят искусственно и нежизнеспособно. С таким же успехом можно говорить о го, нардах или картах, как о таких моделях. Тем более, что в двух последних вариантах присутствует элемент случайности, которого шахматы лишены, но которым полна реальная жизнь.

Однако посмотрим на другой аспект.

Интеллектуальные игры, незначительно видоизменяясь, пришли в современность через столетия. Шахматы в первом своем исполнении появились еще в начале эры в Индии, а пятьсот лет назад правила и положения игры более-менее устоялись. Многие исторические оценки указывают на то, что шахматы с момента своего появления были игрой для элит: правителей, знати, военачальников, религиозных деятелей (которые, кстати, мирянам долго их запрещали).

Задумывались ли наши предки о том, что шахматы развивают интеллект и разные полушария мозга? Была ли у них достаточная практическая и теоретическая база, чтобы оценить полезность этой игры? Едва ли – они даже не владели таким дискурсом. Значит, основания были другими. Подсказка лежит в самой первой версии шахмат – индийской чатуранге. Она представляла собой модель битвы с участием четырех родов войск – пешки, слоны, кони, колесницы-туры – и велась до полного уничтожения соперников. А тогда на одной доске сражались целых четыре "войска".

Поэтому есть у шахмат очень полезная функция, применимая к сегодняшнему дню.

Несмотря на многовековые преобразования, шахматная игра представляет из себя всё то же – великолепную модель конфликта, в которой, казалось бы, используется ограниченное число ресурсов со своими возможностями и жесткие стартовые условия, но присутствует огромное многообразие вариантов развития. В главной степени это площадка для тренировки умения конкурировать с практически равным соперником (учитываем право первого хода за белыми).

Как и любой конфликт, шахматы тренируют психологическую устойчивость. Вряд ли тот, кто не способен мыслить ясно и длительное время выдерживать нервное напряжение, может одержать победу, особенно в вариантах с ограничением времени. Умение обуздать эмоции и включить холодный стратегический расчет – побочный эффект от игры.

Почему же сейчас, в 21-м веке, нашим детям нужны интеллектуальные игры и шахматы в частности?

Потому что конкурентность среды растет.

В современном динамичном мире, наполненном высокими технологиями, умение думать на далекую перспективу и грамотно использовать ресурсы при движении к ней – чуть ли не самое главное качество человека будущего.

Есть и еще один, менее заметный фактор. Шахматный спорт тренирует главную "мышцу" – мозг, поэтому ребенок раньше других приобретает умение преобразовывать первобытные физические конфликты в интеллектуальные. Шахматы сегодня – это одна из моделей бизнес-борьбы, где возможны либо победа, либо поражение, либо временный компромисс. Навык выигрывать и проигрывать правильно, обязательно учась и делая выводы, воспитывает в ребенке здоровое отношение к поражению и дух целеполагания.

Я вовсе не говорю о том, что физический спорт не развивает. Он обязателен в любом случае, и большинство шахматистов занимается плаванием, гимнастикой, игровыми видами. Без крепкого тела нечего и говорить о выносливости, физические усилия тренируют навык преодолевать, держаться до последнего. Однако в развитых странах, в число которых стремится попасть Украина, главный запрос сформирован на интеллектуальную молодежь. Именно она – двигатель прогресса, именно на нее делают акцент. И именно это пока не до конца понимают в нашем государстве.

Но это временно. Перенасыщенный некомпетентными руководителями социум давно и остро нуждается в людях, которые могут стать локомотивами инноваций и являются экспертами в своей сфере. Поэтому умный и разносторонне развитый человек, умеющий грамотно "сражаться" за ценности, расширяет диапазон своих возможностей. Помочь своему ребенку стать таким – серьезная миссия каждого родителя.

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

Общая тренировка

Наш мозг так же восприимчив к тренировке и накачке «мыслительных мускулов», как и тело. Шахматы можно назвать универсальным тренажером для мозга , причем по эффективности им нет аналогов. И вовсе не потому, что они мощно воздействуют на мозг. Нет. Дело в другом. Игра полностью загружает оба полушария, то есть заставляет усердно трудиться все наше серое вещество. И это медицинский факт. Мало в какой сфере человеческой деятельности такое возможно.

Логика

Шахматы - логичная игра. Все ходы взаимосвязаны, подчинены общему плану и вытекают из существующего положения. Умение логически мыслить развивается от партии к партии, от учебника к учебнику. Причем процесс этот идет как бы сам собой, без особых усилий. Игра сама обучает ваш мыслительный аппарат умению строить логические конструкции.

Анализ и планирование

Одна из главных составляющих шахмат - анализ позиции. В силу своих знаний игрок проводит более-менее глубокий анализ и на его основе составляет план игры. Способности к анализу есть у любого человека, но благодаря шахматам они развиваются гораздо быстрей и эффективней.

Память

Также к неоспоримым достоинствам шахмат можно отнести великолепную тренировку памяти. Расчет множества вариантов и удержание их в голове, запоминание типовых позиций заставляют наш мозг трудиться с максимальной нагрузкой. Причем работает вся память - и дальняя, и ближняя. Правда, существует еще так называемая шахматная память. Игрок помнит все: десятки дебютных схем, сотни эндшпильных позиций и тысячи сыгранных партий, как своих, так и чужих. И в то же время он абсолютно рассеян в повседневной жизни и «не помнит с утра, как его зовут». Но такая специфическая память в большей мере присуща людям, обладающим выдающимися способностями в этой игре. Обычный, рядовой любитель шахмат обходится стандартным запоминающим устройством, которое хорошо развивается при помощи шахмат.

Концентрация и внимание

Игра в шахматы невозможна без собранности и внимательности. Но если они у вас отсутствуют, не беда. Регулярное участие в шахматных баталиях однозначно откроет и усилит в вас эти черты. Для того чтобы не потерять нити игры, обязательно требуется полная концентрация на партии. Конечно, все это приходит не сразу, но с каждой игрой нужные качества будут прогрессировать. Со временем вы сами почувствуете, как легко вам удается сосредоточиться на каком-то деле. И причем это будет касаться не только шахмат.

Выработка воли и характера

Конечная цель любой шахматной партии - победа. А если учесть, что вам противостоит враждебный интеллект (во всяком случае, на время партии), то волевые усилия по преодолению его сопротивления неизбежны. Поиск наилучшего хода, умение хладнокровно отбить неожиданный тактический удар, собрать самого себя в кулак в критической ситуации и продолжить сражение - все это и есть воспитание характера и силы воли. Как правило, все серьезные шахматисты имеют крепкий внутренний стержень, хорошие волевые навыки. И для выработки таких качеств совершенно необязательно становиться гроссмейстером. Вполне достаточно периодически играть серьезные партии с равным или более сильным партнером, пусть даже это будет сосед по лестничной площадке. Хотя в наше время отсутствие живого противника уже некритично - наличие компьютера снимает все вопросы по поиску подходящего соперника.

Развитие целеустремленности

Еще одно качество, которое совершенствуется при помощи шахмат. И для его появления совсем необязательно ставить для себя цель стать чемпионом мира, хотя такой подход вызывает всяческое уважение. Игра сама по себе способствует развитию целеустремленности. Любой стратегический (генеральный) план в партии имеет конечную цель, к которой стремится игрок, преодолевая сопротивление противника. В свою очередь, глобальная стратагема делится на множество мелких тактических задач, решение которых также способствует воплощению задуманной идеи. Поэтому умение идти к цели, отбрасывая все ненужное, не отвлекаясь на уводящие в сторону варианты, вырабатывается от игры к игре и в конечном итоге выковывает целеустремленность и настойчивость в достижении поставленной задачи.

Развитие способности к обучению

Никому не нравится постоянно проигрывать. Однако если, например, в домино вам вряд ли придет в голову искать учебник по забиванию всем известного животного, то в случае с шахматами начинающий игрок рано или поздно отправится к книжной полке со специальной литературой или обратится к компьютеру. И тут начинается самое интересное. Дело в том, что мало прочитать и запомнить то, что написано в умной книжке. Следует все это проанализировать, разобрать варианты - как правило, в большинстве учебников дается поверхностный анализ, с далеко не полными расчетными выкладками. Делается это и для экономии печатного места, и для побуждения новичка к самостоятельному размышлению. Ну и, естественно, как и везде, необходимо полученные знания применить на практике, что тоже не так просто. В общем, изучение шахмат является полноценной и многоэтапной учебой, ничем не уступающей хорошему институтскому курсу. Тем более что шахматист большую часть времени познает законы древней игры в гордом одиночестве (шахматные тренеры обычно задают общее направление), а такая система вырабатывает самодисциплину и ответственность. Поэтому после окончания «шахматных университетов» вам, без сомнения, будет по плечу одолеть любой другой учебный курс.

Развитие творческих возможностей

Каждый человек хоть раз в жизни испытывал удивительное чувство, вырывающее нас из обыденности и повседневной серости, - вдохновение. И неважно, чем вы занимались в этот момент - пели, играли в футбол или решали сложную математическую задачу. Просто в определенный миг рутинная работа неожиданно превращалась во что-то яркое, сверкающее, и казалось, что для вас нет ничего невозможного. Человек, играющий в шахматы, испытывает такие эмоции очень часто. Типичный пример. У вас грозная позиция. Все фигуры сконцентрировались напротив вражеского короля. Требуется найти всего один ход, смертельный удар, приводящий к разгрому противника. Однако напряженный поиск не дает результата, и мыслительный процесс постепенно переходит из разряда приятного в категорию мучительного. Знакомая картина? Это так и называют - муки творчества. Но неожиданно, как озарение, вспышка - ход найден! А за ним, как будто сами собой, сыплются убийственные варианты, не оставляющие ни одного шанса сопернику. В этот момент вы становитесь творцом, человеком, способным решить любую задачу. И такое случается в шахматных партиях сплошь и рядом. Соответственно, ваше творческое начало получает постоянную тренировку.

Умение мыслить системно и нестандартно

Неорганизованность мыслительного процесса - вполне обычная вещь для большинства людей. И здесь шахматы оказывают неоценимую помощь. Сама игра и ее изучение обязательно приводят к дисциплине мышления. Хотите вы этого или нет, но регулярные шахматные баталии выработают у вас умение мыслить системно, выстраивая стройные логические цепочки в зависимости от обстоятельств. Они избавят вас от хаотического разброса мыслей при решении возникших задач. Однако умение думать в какой-то системе координат вовсе не означает невозможность принятия решения, выходящего за пределы этой системы. Как раз шахматы и учат тому, как выходить за флажки. Ситуации, когда следует применить оригинальный, нестандартный ход или план, встречаются чуть ли не в каждой партии. А разбор и анализ партий сильных мастеров только помогают совершенствовать эту сторону интеллекта.

Шахматы – отличная и интересная игра тоже относится к разряду спорта, как неудивительно. В последнее время популярность этого вида спорта резко возросла. Миллионы человек людей искренне любят эту стратегическую игру. Но мы заметили, что существует плюсы и минусы этой занимательной игры. Начнем с хорошего.

Итак, плюсы:
- Здорово, что при игре в шахматы происходит одновременная работа сразу двух полушарий мозга. В процессе игры также происходит не только бурное развитие логического мышления, но и ещё игрок учиться мыслить абстрактно. Всем известно, что левое полушарие головного мозга отвечает за логику и построение всевозможных алгоритмов. Вкупе с левым полушарием, правое полушарие, отвечающее за прогнозирование и построение картины событий в целом, совершает процессы, позволяющее предугадывать дальнейшие действия соперника.

Шахматы полезны для детей, из которых вы желаете вырастить будущих гениев. Увлекшись этой игрой, дитё учиться размышлять и вырабатывать концентрацию. Ребенок получает такие навыки как просчитывание всевозможных ходов и их последствие, предсказание последующих событий, умение делать корректные шаги. Формируются не только умственные показатели, но и личностные качества характера. Ребенок, играющий в шахматы почти всегда спокоен, уравновешен, тверд и решителен.

Поначалу, кажется, будто шахматы не приносит ничего кроме пользы. Однако, это ошибочное мнение.

Давайте рассмотрим минусы этой игры.
- Целиком, отдавшись этой игре, человек перестает вести подвижный образ жизни. Чтобы избежать последствия этой проблемы, старайтесь чаще бывать на улице и больше двигаться.

Бывает так, что шахматами занимается человек с неуравновешенной нервной психикой. Помните, что в шахматах бывают не только победы, но и проигрыши. Такой человек вероятнее всего впадет в глубокую депрессию и надолго.

Шахматист мало проводит время в кругу друзей, отдавшись чтению очередному пособию, посвященному шахматам. Это приводит к тому, что шахматист перестает иметь друзей вообще.

Для того, чтобы извлечь из этой великолепной игры одни лишь плюсы, помните, что все в мире должно происходить в меру. Поэтому старайтесь слишком не зацикливаться на игре, а вместо этого укрепить свое здоровье прогулкой или приятно провести вечер в кругу друзей и насладиться общением с ними.

3.764705

Средняя: 3.8 (17 votes)

Выберите оценку Сброс рейтинга Ужасно Плохо Удовлетворительно Хорошо Отлично

Ваша оценка: Ничего

Комментарии

Вт, 11/02/2014 - 12:48 - Гость

Профессиональный вред шахмат

Современные шахматы вредны тем, что на профессиональном уровне формируют УЗКОПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ БЕЗДУХОВНОСТЬ. Шахматисты в основной своей массе смотрят на своих соперников как на безжалостных машин, добывающих любой ценой очки, и которых надо обязательно во чтобы то ни стало сломать, обыграв их. Профессиональные шахматисты практически не ходят в театры, консерватории, филармонии, в кино, в цирки, на шоу, спектакли, балеты. Всё это приводит к тому, что у этих спортсменов по сравнению с людьми-неспортсменами сильно или значительно обеднена духовная и эмоциональная жизнь. Профессиональная зацикленность на шахматах с малых лет действительно приводит очень часто к тому, что люди, став взрослыми, не имеют друзей. Из-за всего этого, что очень часто не осознаётся и не замечается, страдают не только они, но и их близкие и друзья (если они есть).
Возьмём теперь профессию Социальный работник. Социальные работники заботятся о пенсионерах, одиноких женщинах и других имеющих какие-либо социальные затруднения. Они помогают и учат людей решать свои социальные проблемы и связанные с ними бездуховность и бедность эмоциональной жизни, формируют намного более гармоничную жизнь. Это в свою очередь повышает резко эффективность людей на работе, от чего вся страна в целом только выигрывает. Современные профессиональные спортсмены-шахматисты в отличие от хотя бы социальных работников ГАРМОНИЗАЦИИ ЖИЗНИ СТРАНЫ В ОСНОВНОМ НИКАК НЕ СПОСОБСТВУЮТ.
Кроме этого, чем больше профессиональных спортсменов-шахматистов, тем больше нагрузка ложится на экономику страны. Предположим почти все стали профессиональными спортсменами-шахматистами. Кто в этом случае в промышленности будет работать за станком, а в сельском хозяйстве выращивать хлеб?! РАБОТАТЬ БУДЕТ НЕКОМУ И В СТРАНЕ НАЧНЁТСЯ МАССОВОЕ ВЫМИРАНИЕ ОТ ГОЛОДА И БОЛЕЗНЕЙ.
Подумайте обо всём этом и ВЫ сами всё поймёте тогда.
Автор- Голованов В. В., профессиональный социальный работник и по совместительству Международный Мастер по шахматам.

Сб, 25/11/2017 - 11:24 - Гость

Профессиональный вред шахмат

– Надежда, насколько серьезна проблема игровой зависимости? Сравнима ли она, к примеру, с проблемами наркомании, алкоголизма? Или угроза, мягко скажем, преувеличена?
– Прежде всего, скажу, что серьезность этой проблемы растет с каждым годом. Сами судите – технический прогресс остановить невозможно. Компьютер, хотим мы того или нет, прочно вошел в нашу жизнь. А значит, в нее вошли и те угрозы, которые он неизбежно несет. Вот лишь несколько фактов.
189 миллионов интернет-пользователей США, по сведениям New York Times, страдают от компьютерной зависимости. В Финляндии людей, больных интернет-зависимостью, не берут в армию. Организация Smith & Jones Addiction Consultants, занимающаяся лечением алкоголизма и наркомании, собирается открыть в Европе клинику для лечения игровой зависимости. Эта клиника станет вторым заведением такого рода. В Китае клиника для лечения игровой и интернет-зависимости открылась еще в 2005 году.
Мне кажется, эти факты говорят сами за себя. Да, конечно, пока масштабы игромании не сравнимы с масштабами наркомании и алкоголизма, но тенденция налицо.
– А можно ли разделить компьютерные игры на более и менее вредные, исходя из критерия психического здоровья?
– Хотя исследования на эту тему и не проводились, но логично предположить, что игры, в которых играющий отождествляет себя с героем, значительно глубже проникают в психику. С другой стороны, можно так же самозабвенно “резаться” в тетрис, но здесь уже держит не зависимость, а, скорее, игровой азарт. Вспомним феномен “пингвина”. Примитивная игрушка, суть которой сводилась к тому, чтобы ударом дубины зашвырнуть пингвина как можно дальше. Огромное количество людей, работающих в офисах за компьютером или имеющих доступ к компьютеру, бросали работу и неделями пинали пингвина. Если перевести эти игры в человеко/часы и посчитать затраты, то ущерб от игрушки выйдет больше, чем от самой мощной диверсии.
– Но могут ли компьютерные игры при каких-то условиях быть полезными для развития детей и подростков? Или они однозначно вредны, и вопрос лишь в степени этого вреда?
– Могут. Есть масса прекрасных обучающих и развивающих программ, да и любая игрушка развивает определенные навыки. Хорошая игрушка может воспитывать, учить чему-то. Например, есть игры, в которых маленькие дети знакомятся с православным храмом, с его архитектурой, убранством. Кстати, на одну такую игру в “Фоме” была рецензия. По сути, это не столько игры, сколько обучающие программы, использующие игровые элементы. Так что польза, безусловно, возможна. Даже змеиный яд в малых дозах – лекарство, а в больших – смерть. Но здесь важно чувство меры.
С точки зрения медицины, все это совершенно безвредно до тех пор, пока не угрожает здоровью физическому либо психическому.
Для психического здоровья самая большая опасность компьютерных игр заключается в возникновении зависимости. Компьютерные игры являются уходом от реальности. Полностью погружаясь в игру и достигая в ней определенных успехов, человек реализует таким образом (виртуально) большую часть имеющихся потребностей и игнорирует остальные.
– Существуют ли методы избавления от игровой зависимости?
– Говорить об эффективных, “стопроцентных” распространенных методах лечения пока рано. Здесь ведь все упирается в мотивацию пациента, в серьезность его желания избавиться от своей зависимости – а мотивацию чисто медицинскими методами не изменить.
Решительно и сразу отказываться от компьютера не нужно, да и невозможно в наши дни. Компьютерная грамотность необходима на любом рабочем месте. Даже биржа труда уже предлагает бесплатные компьютерные курсы для всех желающих. Нужно в первую очередь научиться смотреть на компьютер как на инструмент, а не как на заменитель реальности. А это самая тяжелая задача, и без квалифицированной помощи тут не обойтись.
Ведь компьютер заменяет “геймерам” реальный мир, их реальное Я – на виртуальное, придуманное. Это уход от страхов и проблем, которые окружают зависимого человека. Тут надо разбираться, почему именно человек ушел в другую реальность. Неуверенность ли в себе, неумение общаться с другими людьми, конфликты – есть масса предпосылок. И психологу в первую очередь надо устранить причину, а потом уже следствие.
И, наконец, скажу о том, что во многих случаях детской игровой зависимости работать нужно в первую очередь с родителями. Зачастую ребенок потому так самозабвенно погружается в мир компьютерных игр, что ему не хватает родительской любви, родительского внимания. Родителям следует пересмотреть свой образ жизни и отношение к ребенку. Пока этого не произойдет, психолог ничем помочь не сможет.

Священник Игорь ФОМИН: Любовь не направляют в пустоту
– Отец Игорь, Вам приходилось общаться с людьми, которые фанатично увлекаются шахматами?
– Конечно, приходилось. В основном, это люди молодые, которые всю свою присущую возрасту энергию, все силы души тратили на игры. Доходило до смешного. К примеру, один мой юный родственник так глубоко втягивался в игровые переживания, что мог несколько раз подряд пообедать и даже не заметить того.
То есть человек настолько поглощен иллюзорным миром игры, что тот становится для него идолом. Все силы своей души, всю свою любовь он направляет не на реальность, а, по сути, в пустоту. А когда любовь прилагают к пустоте – душа человеческая разрушается, в ней пустота и возникает. Кстати, это касается не только подростков – приходилось мне видеть и весьма немолодых людей, тратящих весь свой душевный потенциал на игры.
Да, конечно, с нашей, христианской точки зрения, такой человек поглощен страстью. Но сам он этого нередко просто не понимает, не видит. Для него это уход от опостылевшей реальности, от давящей атмосферы бездуховности, материальной наживы, всеобщего недоверия. Бумажке больше доверяют, чем живым людям. И если у человека в сердце нет Бога, если там не живет Христос, то ему нужна отдушина, где бы он мог себя, как ему кажется, реализовать, где мог бы отдохнуть от всей этой рутины.
Есть немало взрослых, которые самозабвенно играют в игры. Я знаю многие семьи, в которых эта проблема стоит острейшим образом. Мужчина, глава семьи, который имеет нескольких детей, приходит с работы и сразу садится за игры. И отрывается только посреди ночи. Есть и такое.
Конечно, если человек осознаёт, что с ним происходит – у него всегда есть шанс вырваться, преодолеть свою игровую зависимость. Увы, не все, даже понимая, что к чему, к этому стремятся. Ведь в игре они испытывают положительные эмоции, там они побеждают, а если нет – там всегда можно все переиграть заново.

– Вы именно в этом видите вред компьютерных игр?
– Духовный вред – да, в этом. Человек приучается легко относиться к тем или иным ситуациям. Ведь играя, он знает, что это не по-настоящему, что поражение в игровом бою – это не реальная пуля в реальную голову, что все можно переиграть. С другой стороны, в игре он испытывает сильные эмоции – восторг, раздражение, радость. В игре он бесстрашен – но его бесстрашие основано на безответственности.
Однако это взращенное играми бесстрашие человек переносит и в реальную жизнь – вместе с его оборотной стороной, безответственностью. Знаете, есть даже такой анекдот про заядлого игромана, который, попав в дорожную аварию, недоуменно сказал: “Ну и что? Перегружаемся и едем дальше”. Конечно, в жизни до такого не доходит, но, тем не менее, легко видеть, как люди, чья любовь к компьютерным играм переросла в зависимость, перестают чувствовать ответственность за своих близких, за свою работу, а в случае верующих – еще и за свою душу. Все это для него теряет значимость, а главным становится игровое пространство, где он – всесильный владыка, по сути – бог.
А из этого духовного вреда произрастает и вред социальный. Ведь у человека одна жизнь, один разум, одна душа. Вставая из-за компьютера, он не становится другим человеком. В нем остается все то, что возникло в процессе игры. Как он ведет себя внутри компьютерной игры – так же он будет вести себя и снаружи. У него притупляется чувство самосохранения, он с той же игровой легкостью начинает относиться к окружающим. На этой почве, разумеется, тут же возникают конфликты, потому что жизнь – не игра, в жизни то и дело приходится уступать другим, жертвовать своими интересами.
Нередко мне приходилось видеть, как такой “геймер” чем дальше, тем больше раздражается на близких – на родителей, детей, сослуживцев, соучеников. Он привык в игре, что все должно быть “по его”, а тут люди отказываются соответствовать желаемому шаблону, что-то требуют, заставляют. И человек пытается переделать своих близких, сделать их “удобными”. Разумеется, ничем, кроме регулярных скандалов, это кончиться не может.
– Но ведь это не только из-за игр бывает...
– Верно. Мы ведь, по сути, сейчас говорим о таких общеизвестных человеческих грехах, как властолюбие, себялюбие и сластолюбие. Они в той или иной мере присущи каждому, они были на протяжении всей человеческой истории. Но игровая зависимость их провоцирует. Ситуация в игре вымышленная, но чувства-то человек испытывает совершенно реальные.
– Думаете, игры хуже, чем, скажем, дурные книги или дурные фильмы?
– Да, я полагаю, что дурная игра хуже, чем дурная книга. Даже самая дурная книга все-таки дает пищу для ума, для воображения, заставляет сопереживать героям, внутри себя достраивать изображенный мир. То есть все-таки развивает творческие способности. Игра этого лишена, там все дано в окончательном виде. К фильму это тоже относится, но все-таки и книгу, и фильм мы воспринимаем со стороны, мы не являемся участниками этой вымышленной жизни. А в игре происходит почти полное отождествление игрока с игровым персонажем. Компьютерная игра дает человеку возможность предаться одному из самых страшных пороков – жажде власти. Мне кажется, это куда вреднее, чем самые дурные книги и картины.
– Но есть же и совершенно безобидные, неагрессивные игры. Например, “шахматы”, где герой решает разные задачи на логику и эрудицию...
– Разумеется, нельзя все игры грести под одну гребенку. Есть более вредные, есть менее. Но я не знаю ни одной игры, которая была бы безусловно полезна. Любая игра заставляет человека провести немало времени перед монитором, отключившись от реальности. А сколько за это время можно сделать, прочитать, посмотреть... Да, есть игры, развивающие эрудицию, но я не думаю, что это лучший способ самообразования. Поймите, я не отрицаю игру как таковую, особенно применительно к детям. Ребенок познаёт мир в игре. Нужно ли с детьми строить зайчиков из кубиков? Конечно, нужно. Это развивает. Но заметьте – из реальных, физических кубиков, которые ребенок держит в руках. Куда полезнее, чем манипулировать картинками на экране.
Кроме того, оценивая пользу или вред конкретной игры, нельзя зацикливаться только на одном каком-то параметре. Например, игра развивает логическое мышление. Но попутно она развивает и тщеславие, и раздражительность, и чувство зависимости. Я не знаю таких игр, польза от которых перевешивала бы вред.

Поскольку в шахматы играют два противника, которые изначально находятся в равном положении, становится понятно, что проиграть можно лишь из-за собственных ошибок и непродуманных ходов. Настольная игра имеет множество последователей разного уровня подготовленности, поэтому при обширной практике поражений не избежать.

Рано или поздно приходит понимание ответственности за свои действия. Часто приходится справляться с проблемными ситуациями на доске. Делать это нужно самостоятельно, без чьей-то помощи.

В ходе шахматных партий производится непрерывный расчет вариантов в игровой форме. Что помогает развивать память.

Такая самостоятельность повышает общий уровень ответственности, без которого развитие полноценной личности немыслимо.

Логическое мышление

В свою очередь принятие на себя ответственности и поражения в партиях с более сильным противником ведут к тому, что играющий начинает продумывать шаги (не только свои, но и оппонента) на несколько ходов вперед. Такая последовательность мыслей, связанные с ними действия и результат, развивают стройную логику.

Если ребенок с ранних лет занимается шахматной игрой, то скорее всего у него не возникнет больших трудностей с математикой и физикой в школе.

Аккуратность

При борьбе двух равных по силе противников любая, даже самая ничтожная неточность может решить судьбу партии. Желание интеллектуально победить мобилизует все имеющиеся в наличие силы. Так повышается стремление к безошибочной игре, развивается аккуратность.

Развитие творческой активности

Многие выдающиеся были известными творцами. Например, шестой чемпион мира, Василий Смыслов, прекрасно играл на фортепиано. Михаил Таль, великий комбинаций, добившийся успехов и на мировой шахматной арене, был художником.

В то же время справедлива и обратная картина: многие деятели культуры находили мотивы для творчества в состязании умов на черно-белой доске. Это и режиссер Стэнли Кубрик, и писатель Владимир Набоков, и поэт-исполнитель Владимир Высоцкий. Этот список можно продолжать долго.

Шахматы влияют и на картину мира человека. Многие великие шахматисты имеют уникальное видение политики и социальных процессов. Например, оппозиционеры Фишер, Каспаров.

Во многом такая помощь для творческих людей достигается за счет ассоциативности и бесконечности шахматных стратегий, красоты отдельных сюжетов игры.



gastroguru © 2017