Самые талантливые люди в мире. Примеры известных одаренных детей

Кажется, что врождённый талант – это большое везение. Но вместе с талантом приходит и ряд проблем, которые могут сильно затруднить человеку жизнь и помешать ему быть по-настоящему счастливым.

История знает много примеров одарённых людей, которые никогда не были счастливы. Это касается и государственных деятелей – таких как Авраам Линкольн и Уинстон Черчилль, и писателей – таких как Вирджиния Вульф и Чарльз Диккенс. Эти талантливые люди, кажется, имели всё, что им было нужно, однако часто впадали в глубокую депрессию. По-видимому, одарённость имеет и обратную сторону.

Вот восемь причин, почему одарённым людям трудно быть счастливыми:

1. Одарённые люди думают о многих вещах

Большинство талантливых людей проводят много времени, погрузившись в собственные мысли. Они всё глубоко анализируют, поэтому их мозг может устать от перенапряжения. По этой же причине они бывают медлительными – талантливый человек считает, что трудно сделать выбор между различными вариантами. Таким образом, одарённым людям сложно решиться на действия, и они, возможно, чувствуют, что не в состоянии найти достойное применение своим талантам.

2. Одарённые люди чаще волнуются

Эта проблема вытекает из первой. Александр Пиней из канадского Университета Макуон, опрашивая студентов университетского городка на различные темы, обнаружил, что студенты с более высоким IQ часто бывали взволнованными. Пиней обнаружил, что одарённых студентов совершённые ими действия, как правило, беспокоят больше, чем студентов со средним интеллектом.

3. Одарённым людям бывает трудно приспосабливаться

Одарённые люди верят в свои собственные идеи, и им бывает трудно поддержать те идеи, которые они находят менее инновационными. Из-за этого в работе одарённым людям бывает сложно прийти к консенсусу с другими людьми. Кроме того, окружающие не всегда понимают идеи более талантливых людей и предпочитают более традиционные подходы. Другим фактором является то, что талантливые люди часто менее заинтересованы в традиционных системах вознаграждения. Для них идеи и творчество важнее соблюдения сроков или целевых показателей.

4. Одарённым людям часто бывает скучно

Одарённым людям для поддержания интереса необходима работа мозга. При выполнении рутинных задач они часто начинают скучать и испытывать разочарование. При такой работе им бывает трудно оставаться сосредоточенными, особенно, если они не видят никакого реального смысла или пользы в своей деятельности. Другим людям тоже часто бывает трудно работать рядом с одарёнными людьми, потому что они не успевают уследить за их мыслями.

5. Одарённые люди очень чувствительны

6. Одарённые люди весьма проницательны

Одарённые люди, как правило, весьма проницательны, и это может вызвать проблемы при работе с другими. Одарённый человек быстро замечает, когда другие пытаются манипулировать им. Они легко различают поддельные мотивации. Одарённые люди во взрослом возрасте постоянно стоят перед дилеммой: стоит ли им скрывать свои мысли и проявлять внешнее согласие или пойти на риск и жить в соответствии с собственными представлениями. Кроме того, другие люди могут почувствовать, что тонкое восприятие одарённых людей представляет для них угрозу, поэтому начинают проявлять враждебность по отношению к ним.

7. Одарённые люди имеют высокие стандарты

Одарённые люди часто бывают очень требовательными как к себе, так и к другим. Это может приводить к переутомлению и истощению. Это также может повлиять на их отношения с другими людьми, которые считают их стандарты и требования слишком завышенными. Талантливые люди часто ставят перед собой большие цели и ищут смысл во всём, что они делают. Это означает, что они не в состоянии снизить свой темп и наслаждаться жизнью, в конечном итоге это приводит их к выгоранию и отсутствию ощущения счастья.

8. Одарённые люди жаждут серьёзных отношений

У одарённых людей часто бывают глубокие и сложные мысли, которые трудно понять окружающим. Это приводит к тому, что одарённым людям бывает трудно найти людей, отношения с которыми строятся на чувстве глубокого взаимопонимания. В то же время им трудно поддерживать отношения, которые находятся на поверхностном уровне. В результате, если они не смогут найти близких по духу людей, то часто остаются в одиночестве.

Таким образом, жизнь одарённых людей вовсе не так проста, как это может показаться на первый взгляд. Тем не менее, такие люди могут быть счастливыми. Они просто должны найти работу и людей, которые понимают и принимают их глубокие мысли и идеи. Кроме того, одарённые люди могут стать намного счастливее, если они постараются понизить свои требования и научиться немного чаще отдыхать и расслабляться.

В жизни бывает всякое. Часто работа не по душе, район проживания не тот или семья не относится к человеку так, как ему хотелось бы. Закрадывается мысль, что это явно не самое полное раскрытие нашего потенциала. Так сказать, жизнь на «тройку» свойственна многим людям в наше время. Чем это вызвано и как это изменить, расскажет эксперт Bright. О том, кто такой талантливый человек ниже.

Эксперт

Антарам Егиазарян

коуч, тренер, лецензиат Международного Прикладного Образования.
Консультант в области карьеры и образования

Не зарывайте то, что дано вам природой.

Cегодня отводила свою девятилетнюю родственницу в поликлинику. По дороге она мне что-то оживлённо рассказывала, а я прилежно делала вид, что слушаю, в голове же крутились потенциальные формулировки и предложения, которые в будущем должны были стать частью этой статьи. Чтобы поддержать беседу, я спросила у девочки, что, по её мнению, означает слово «талант»?
К моему удивлению, она вдруг стала страшно серьёзной и заявила, что талант – это особый дар, которым наделены все люди без исключения. Кто-то талантливо рисует, кто-то вышивает, кто-то поёт, а кто-то помогает другим. «А если никаких видимых признаков таланта не наблюдается? – спрашиваю я. – Ни голоса, ни слуха, ни художественного вкуса, вообще никаких отличительных особенностей?» «Нет, такого не бывает, талант обычно проявляется сам по себе ещё в детстве, но он может прятаться, и тогда родители должны ребенку помочь отыскать его. Если они этого не сделали, то талант спит, пока человек сам его не разбудит, ну или пока он не станет добрым. Это тоже талант. Но людей без талантов не бывает». Вот так, понимаете? Людей без талантов не бывает. Мнение ребенка девяти лет, которое поразило меня. Многие уверены, что люди делятся на тех, кому дано и кому не дано, искренне веря в афоризм «талантливый человек – талантлив во всём», а если не во всём - то и не талантливый вовсе. Они не допускают мысли, что талант – обязательная составляющая любого человека, как нос, сердце или кожа, а не привилегия избранных везунчиков. Новое понимание проблемы ставит ряд вопросов: что же тогда на самом деле есть талант? Правда ли, что люди изначально уже рождаются талантливыми, но просто не все реализуют свой потенциал? И если талантами обладают все без исключения, то как найти в себе свой талант, как его развить?

О таланте как таковом

Итак, начнём с начала, «талант» — это… У древних греков талант – это высшая единица веса и монеты, измеряемая в золоте. Происхождение современного определение «таланта» уходит корнями в Новый Завет, в притчу о трёх рабах и трех монетах - «талантах», одна из которых была закопана, другая разменяна, а третья – приумножена. Оттуда и пошло крылатое выражение «зарыть талант в землю», но имеют в виду под этим не монету, а Божественное дарование. Словарь Брокгауза даёт следующее определение: талант - это высокое природное дарование, выдающаяся способность к деятельности в какой-либо области. Талантливый человек, соответственно, тот, кто обладает этими выдающимися способностями. А кто именно? В какой области? На ум сразу приходят имена знаменитых актеров, певцов и писателей, само собой. Но выделить кого-то одного попросту не удается. Трудно представить, например, современный Голливуд без таких актеров как Том Хэнкс, Анджелина Джоли, Брэд Питт, Эдвард Нортон, Кевин Спейси и без многих других. Кто из них талантливей? Каждый по-своему. Суть Вы улавливаете? Талант — это показатель одарённости, но не избранности, это то, что может отличать не только одного, а многих людей даже в пределах одной профессиональной области. А как насчет тех, кто не является представителями бомонда? Легко применять слово «талантливый» к тому, чьё имя на слуху, а лицо, извините за пошлость, на виду. Но ведь в обычной жизни мы тоже часто слышим и употребляем сами этот эпитет относительно вроде бы заурядных людей самых заурядных профессий. Чего далеко ходить за примером? Пока я пила свой кофе и размышляла о статье, за барной стойкой началось представление: бармен подкидывал бутылки, вытворял что-то невероятное с шейкером, поджигал, замораживал, заставлял коктейли извергать клубы белого плотного пара. И вроде бы, ничего тут такого. Многие бармены это умеют, есть мастера, которые в два счета заткнут его за пояс. Однако все посетители искренне и долго аплодировали пареньку, а женщина за соседним столиком восхищалась дольше остальных и в итоге резюмировала: «Талантливый мальчик». А ведь и правда, талантливый парень, и трюки тут, в общем-то, ни при чём. Его талант заключался в нём самом, а не в отработанных и выточенных навыках. Прежде всего, в обаянии и умении очаровывать, что он и продемонстрировал. Искренняя улыбка, адресованная всем и каждому в отдельности, приятельский, но сдержанный тон и сверхвнимательность. Даже во время трюков он умудрялся наливать кофе, не забывая положить маленькую зефирку на блюдце возле чашки и пожелать приятного вечера каждому новому гостю. Разве это не талант? Он самый. Это наблюдение натолкнуло меня на вполне логичный вывод. Можно разделить талантливых людей на две большие группы, которые, впрочем, отнюдь не исключают друг друга. Есть люди, которые своим упорством, совершенствованием навыков, трудолюбием развивают изначально заложенные в них задатки. И тогда получаются талантливые юристы, незаменимые экономисты, выдающиеся химики и физики-ядерщики, поражающие воображение дизайнеры, оскароносные актеры, певцы-грэммивцы и писатели-пулитцеровцы. А есть вторая категория, на мой взгляд, не менее значимая. В наше неоднозначное время особым талантом является умением оставаться порядочным, отзывчивым, справедливым, верным и добрым человеком, сталкиваясь при этом ежедневно с безнравственностью и дикостью. Даже быть приветливым и доброжелательным – уже какой-то отдельный талант. Воспитание в себе этих качеств требует не меньших усилий и труда, чем профессиональные навыки. Хорошо это или плохо, но быть сегодня настоящим сочувствующим человеком – это большой и редкий талант. Однако повторюсь, что одно не исключает другого. Талантливый юрист вполне может быть отзывчивым благодетелем, как и талантливый физик-ядерщик – верным другом. Так что же получается? Значит, талант – это не только врожденная одарённость, это то, что зависит целиком и полностью от нашего желания и упорства. Будь то беспрецедентная доброта к людям или писательское мастерство.

Талантливые детки

Но поговорим вот ещё о чём. Вы заметили, что последнее время на каналах всё больше появляется передач про талантливых детей? Гораздо больше, чем про взрослых. И это неспроста. Ученые уже давно доказали, что практически все дети потенциально обладают незаурядными способностями и имеют склонность к какому-либо виду деятельности, иногда к нескольким. Задача родителей – распознать и помочь развить эти способности. Ярко выраженными они становятся в возрасте 10-13 лет, однако есть детки, которые проявляют себя уже в очень раннем возрасте. Так, лично меня поразил малыш на одном из подобных шоу. В свои три года он уже имел второй разряд по шахматам! А другой мальчик нашёл свое призвание в изучении космоса. Он ориентировался среди звезд и планет так легко, будто изучал их много лет. Или девочка, ещё толком не научившись говорить, уже с легкостью называла столицы всех стран мира. О чём это говорит?
О том, что дети, действительно, проявляют себя довольно рано, и родителям нужно не упустить момент, чтобы помочь ребенку развить в себе эту жилку. Конечно, во многом, именно подобные передачи способствовали всплеску талантливых детей в стране, но это, наверное, даже плюс, так как вдохновленные чужим примером родители стали внимательней смотреть на своих собственных чад, прислушиваться к ним. Но, как было сказано, не все родители могут увидеть, и не каждый ребенок знает, чего хочет. Но это отнюдь не повод считать себя бездарным. Нужно пробовать, испытывать себя. Мы, взрослые, очень боимся казаться смешными, боимся быть осуждёнными, и поэтому не рискуем заглядывать в себя, искать там ту самую ниточку. Мы всегда думаем, что уже поздно. Но поздно – на том свете. Это я к чему. Нельзя бросать попытки найти себя, сколько бы Вам ни было лет, нельзя бояться открыть себя миру с новой стороны. Важно помнить, что человек изначально уже талантлив, нужно просто позволить таланту проявить себя, а затем не лениться работать на него в поте лица.

Итоги

Если резюмировать весь вышеизложенный поток мыслей, то получится примерно следующее.
1) Во всех людях заложен потенциал, уже изначально каждый из нас носит в себе зерно таланта.
2) Талант – это не только доведённые до совершенства навыки, просто быть человеком – тоже большой талант, как и быть дружелюбным или отзывчивым. Вы переживаете, что время идёт, а талант всё не проявляется? Критически взгляните на себя. Если окажется, что Вы добрый и отзывчивый человек, если Вы – душа компании, если к Вам идут за советом, и даже если Вы одеваетесь стильно и со вкусом без советов Эвелины Хромченко, то, поздравляю, Вы уже талантливый человек. Просто не в общепринятом смысле.
3) Научитесь «видеть» своих детей, в них живут великие ученые, астрономы, географы, спортсмены и балерины. И от взрослых во многом зависит, как быстро ребенок сможет проявить себя и начать расти и развиваться, совершенствуя свой талант.
4) Взрослые – это большие трусишки, которые боятся сделать лишний шаг или, не дай Бог, ошибиться. Но делать шаги нужно, прежде всего, внутрь себя. Там живет талантливый ребенок, который ждёт своего часа.
5) Лень губительна, как и страх. Поэтому, как бы ни было трудно, не отказывайтесь от своего дара, тот, кто умеет ждать, – всегда побеждает. Станет легче. И не ленитесь.
У Заболоцкого есть замечательное стихотворение «Не позволяй душе лениться…», мне оно помогает, возможно, поможет и Вам. Есть у таланта и наивысшая точка – это гениальность. Ей страдали такие великие люди как Джексон, Чаплин, Толстой, Менделеев и другие. Вы знаете, помимо самой гениальности, объединяет их и другая общая черта: они все мертвы. Не зря говорят, что гениальными становятся посмертно. Поэтому живите здесь и сейчас, ничего не бойтесь, прислушивайтесь к себе, заглядывайте вглубь, не зарывайте то, что дано Вам природой, и помните: «Людей без талантов не бывает».

Не зарывайте то, что дано Вам природой!

Что такое история? Прежде всего это время, место и, конечно же, люди. Причем далеко не обыкновенные и далеко не простые вершили судьбы и создавали нашу историю, а самые гениальные, самые великие, самые талантливые люди на свете! Кто же они? Перечислять имена и говорить об их талантах можно часами, сутками, наверное, даже месяцами, настолько много их было за всю Однако сегодня хочется остановиться на десяти самых, наверное, известных, самых знаменитых, тех, чьи имена чаще всего звучат на устах современников независимо от их гражданства, вероисповедания и уровня образования.

Итак, самые талантливые люди планеты…

Уильям Шекспир - величайший и драматург эпохи Возрождения. Его многогранные и глубокие пьесы переведены на все основные языки мира и по сей день включаются в репертуары всех мировых театров чаще, чем произведения любых других авторов.

Микеланджело - гениальный итальянский архитектор и скульптор, живописец и поэт, художник и мыслитель, величайший деятель и творец эпохи Ренессанса. Достиг при жизни в своих произведениях истинного совершенства, однако, умирая, он все же сожалел о том, что уходит, лишь только научившись читать по слогам свою профессию.

А разве не самые талантливые люди на свете - зодчие, создавшие такое чудо света, как египетские пирамиды? Их сложнейшие математические и инженерные расчеты, на основе которых воздвигнуты пирамиды, просто потрясают, особенно если учесть, что строительство не было для них основным занятием. Талантливые люди, как известно, талантливы во всем.

Гармоничны, грандиозны и величественны творения великого древнегреческого скульптора и архитектора Фидия. Именно ему принадлежит в Олимпии, впоследствии названная одним из чудес света.

Альберт Эйнштейн - это имя часто упоминают, когда говорят об очень умных и одаренных людях. Великий физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии является автором более трехсот научных работ, а также полутораста книг по философии, истории и публицистике.

Список можно продолжать ещё долго: Нострадамус, Сократ, Фрейд, Ницше, Ломоносов, Иисус Христос, Гомер, Коперник, Бетховен. Все эти воистину самые талантливые люди в мире внесли неоценимый вклад в историю развития общества, в многогранность и насыщенность современного мира.

В силу своих индивидуальных особенностей одаренные дети намного сложнее адаптируются в окружающем мире. Если в семье есть такой ребенок, – это не только повод для гордости, но и величайшая ответственность. И родители, и педагоги должны учитывать особенности обучения и воспитания одаренных детей, чтобы не допустить ситуации, когда малыш со своими уникальными способностями оказывается «за бортом» детского коллектива, как правило, негативно относящегося к «белым воронам в серой стае».

Типы одаренности детей и их особенности

Психологи и педагоги выделяют несколько типов одаренности у детей:

  • интеллектуальную;
  • творческую;
  • лидерскую;
  • художественную;
  • практическую;
  • академическую;
  • психомоторную.

Ребенок с интеллектуальной одаренностью наблюдателен, легко учится, умеет применять свои знания на практике, быстро запоминает, отлично решает те или иные виды задач.

Одаренные дети с типом творческих способностей могут подолгу заниматься одним и тем же делом, ищут необычные подходы, имеет склонность к изобретательской деятельности.

Ребенок с лидерской одаренностью способен принимать на себя ответственность, не соответствующую его возрасту. Легко общается как со своими сверстниками, так и с взрослыми.

Ребенок, имеющий художественную одаренность, обладает хорошей зрительной памятью, много времени проводит за рисованием и лепкой или страстно увлекается музыкой. Особенности развития таких одаренных детей – осознанное построение композиции. Часто работы детей с художественной одаренностью отличаются индивидуальностью и оригинальностью.

Ребенок, обладающий практической одаренностью, учится средне, но у него есть способность привлекать и организовывать людей на то, чего он сам не может делать или делает плохо.

Ребенок, имеющий академическую одаренность, более избирателен. Он может прекрасно ориентироваться в одних предметах, но плохо знать другие. С таким ребенком часто бывают проблемы, потому что он не может учиться одинаково хорошо по всем предметам.

Ребенок с психомоторной одаренностью проявляет интерес к тем видам деятельности, которые требуют точной скоординированной моторики. Такой ребенок физически более развит, чем его сверстники.

Действительно ли дети с тем либо иным видом одаренности обладают перечисленными чертами или им свойственно что-то еще? Одно известно точно: личность одаренного ребенка под единый стандарт подогнать невозможно, да и не нужно.

Примеры известных одаренных детей

Если ребенок одаренный, это еще не значит, что у него все в порядке с учебой. Об особенностях образования одаренных детей известно не понаслышке. Д. И. Менделеев, например, не очень «дружил» с химией, а А. Эйнштейн - с физикой. Учителя Н. В. Гоголя вообще определяли его так: «В обучении туп, в прилежании слаб, в поведении резв».

Жизнь, психическое здоровье и развитие личности одаренного ребенка подвергается постоянному риску. Природа, щедро одарив их интеллектом, нередко забывает дать таким детям способность сохранять равновесие между напряженной умственной деятельностью и отсутствием навыков приспособляемости к миру реальному. В случае явного нарушения этого равновесия одаренный, тонко чувствующий человек заболевает. Продолжительность жизни художников, писателей, музыкантов, артистов в среднем на 10-15 лет меньше, чем обычных людей. Чем выше одаренность, тем выше риск.

Чем объясняются такие психологические особенности одаренных детей, несоответствие между талантами в сфере умственной, интеллектуальной деятельности с одной стороны, и полной неприспособленностью к обыденной жизни с другой?

Ответ на этот вопрос заключается в том, что высокая одаренность, гениальность - это всегда отклонение в строении мозга, в психическом развитии. Она выпадет примерно одному из 1000, формируется в нужной степени у одного из миллиона, а действительно гением становится один из 10 млн человек. Случаи раннего проявления одаренности доказывают роль наследственности в существовании каких-либо способностей человека. Примеров одаренных детей предостаточно: к примеру, А. С. Грибоедов в 11 лет поступил в Московский университет, сочинял блестящие стихи, музыку, знал много языков.

Выдающийся физик Л. Д. Ландау стал студентом в 13 лет. К вундеркиндам творческого типа можно причислить Михаила Лермонтова, Константина Батюшкова и Андрея Вознесенского. Ещё несколько фактов из биографии известных одаренных детей: Федор Тютчев поступил в университет в 15 лет и закончил его за 2 года, Робертино Лоретти, итальянский певец, стал знаменитым на весь мир в 14 лет.

Так называемая нормальная одаренность - это наиболее благоприятный вариант, при котором ребенок наделен всем необходимым: и высокими академическими способностями, и хорошей приспособляемостью к окружающей среде, и коммуникабельностью, и физическим здоровьем, и разумными родителями, способными дать ребенку адекватное воспитание.

Индивидуальные особенности развития личности одаренных детей

Особенности личности одаренного ребенка привлекает становятся предметом пристального изучения многих психологов и педагогов. К настоящему времени наука располагает глубоким и точным описанием этого феномена. Исследуются как отдельные черты детской одаренности, так и структура, динамика развития детской одаренности в целом.

Этапы эмоционального развития, которые ребенок проходит в течение первых лет жизни, отражают последовательность формирования основных механизмов организации его реакции на окружающий мир, свидетельствуют о благополучии его аффективного развития. Задержка развития того или иного из этих механизмов, трудность включения его в налаживающуюся систему эмоциональной регуляции поведения, остановка на стадиях использования их преимущественно в целях самораздражения без дальнейшей трансформации в необходимый способ приспособления приводят к неизбежным нарушениям эмоционального развития разной степени тяжести.

Для ученых не секрет, что выдающиеся способности в определенных областях (как правило, либо в искусстве, либо в точных науках) нередко сопровождаются проблемами развития одаренных детей, отклонениями от общепринятых норм. Так, согласно данным статистики, процент гениев (т. е. людей, способности которых существенно выше средних) среди людей с расстройствами аффективного развития составляет не менее 20%. «Если мой ребенок гений, значит, он будет лучше всех в школе», - так думают если не все, то значительная часть родителей одаренных детей. Это не совсем верно, особенности в обучении одаренных детей прослеживаются очень ярко.

Ребенок с высоким уровнем интеллекта, конечно, будет опережать своих сверстников в учебе, здесь у него проблем не возникнет. Но одаренных детей ждут психологические проблемы, связанные с возрастным развитием. Повышенный интерес к получению знаний может вызвать тревогу среди учителей. Ребенок читает, решает, конструирует… На взгляд обыкновенного человека - это слишком. Чему учить ребенка, который знает больше учителя? Естественно, что в обычной средней школе такому ребенку делать нечего. Конечно, и в простых школах встречаются одаренные дети. Одлнако при обучении одаренных детей возникают проблемы, и от этого никуда не деться.

Проблема работы одаренными детьми: особенности образования и развития

Одаренный ребенок выполняет все задания быстрее своих одноклассников, а это значит, что учителю нужно найти ему занятие повышенной сложности. Не все учителя готовы пойти навстречу такому ребенку. Она из проблем при обучении одаренных детей – использование обязательного индивидуального подхода, а у педагогов просто нет на это времени. Ведь в классе не меньше 20 человек, которым нужно дать знания.

Некоторые учителя, конечно, вводят на своих уроках усложненные элементы. Это может быть интересно ребенку, но только некоторое время, потому что не решает проблемы в целом. Оценивать таких детей тоже сложно.

Одаренному ребенку трудно учиться в обычной школе. Он будет понимать, что та школьная программа, по которой он занимается, не подходит для него, она слишком простая. Постепенно начнут возникать сложности во взаимоотношениях с учителями и сверстниками. В лучшем случае одаренный ребенок будет вызывать недоумение и непонимание, в худшем - насмешки со стороны одноклассников. Поэтому родителям одаренного ребенка необходимо помнить, что отдавая его в обычную школу, преследуя цель «там он будет лучше всех», нужно быть готовыми к тому, что этот шаг принесет множество проблем, прежде всего ребенку. В такой ситуации единственный выход - отдать ребенка в школу, где есть хотя бы профильные классы. Для старшего подросткового возраста характерным проявлением одаренности является самовыражение в поэтическом и литературном творчестве. В подростковом возрасте также обнаруживается детская одаренность в специальных научных областях.

Одной из основных специфических проблем при воспитании одаренных детей, одной из черт развития эмоциональной сферы такого ребенка большинство исследователей считают повышенную уязвимость. Ее причиной является сверхчувствительность, продиктованная особенностями интеллектуального развития одаренных детей. Эта уязвимость особенно выражена в подростковом возрасте. Способность к анализу и синтезу, сочетающаяся с интенсивной силой восприятия окружающих явлений и событий, вызывает особенно глубокое и тонкое их понимание. Одаренные дети видят и чувствуют в иных масштабах, они способны наблюдать за несколькими явлениями сразу, чутко подмечая их сходство и различие. Способность замечать не увиденное другими, совмещаясь со свойственным одаренным детям эгоцентризмом, обусловливает тот факт, что они все принимают на свой счет. Поэтому внешне обыденные замечания, реплики или поступки могут оказать сильное негативное воздействие на одаренного ребенка, в то время как его нормальные сверстники не обратят на них никакого внимания. Такая реакция одаренного ребенка может привести когда-нибудь к психологической травме или даже психиатрическому заболеванию. Учитывая эту особенность одаренных детей, при воспитании таких малышей к ним нужно относить очень бережно.

Для одаренных детей характерна сильная концентрация внимания, которая выражается высокой степенью погруженности в задачу. Повышенная эмоциональная чувствительность обусловлена более высоким уровнем развития исследовательских способностей. Она создает определенные проблемы при работе с одаренными детьми. Но в контексте личностного роста одаренных детей гораздо более важной является другая особенность - талант наслаждаться самим творческим процессом.

Одной из особенностей работы с одаренными детьми в школе психологи называют сложности в поведении и деятельности таких учеников вследствие нарушений функциональной организации психических процессов. Это проявляется отставанием в учебе, а также проблемами в коммуникативном процессе. Нередко дети, имеющие ярко выраженные признаки одаренности в области специальных способностей или ускоренное интеллектуальное развитие, плохо адаптируются к школьному коллективу, эмоционально неустойчивы и инфантильны. Это может свидетельствовать о нарушениях аффективного развития и в определенных обстоятельствах привести к психическому заболеванию. При этом одаренные дети практически не переносят физической и интеллектуальной нагрузки. Это говорит о проблеме одаренных детей в саморегуляции, так как они способны заниматься только единственным родом деятельности, которая и составляет сущность их одаренности. Эти дети обладают великолепной памятью и с легкостью усваивают практически любой материал, но только в определенной области знаний. Это может быть математика, биология, физика, химия и прочие науки.

Статья прочитана 4 602 раз(a).

Талант – это потенциал или изначально заложенная способность индивида. В толковых словарях значение слова талант определяется, как особые личные предрасположенности человека. С приобретением опыта они формируют навык. В противовес гениальности, когда человек считается одаренным во всем, и что, необходимо отметить, истории известны лишь отдельные случаи, когда личность талантливая имеет высокие способности, касающиеся одной, двух, а реже сразу нескольких сфер.

Значение слова талант интересно раскрывается благодаря греческому корню, который также обозначает меру веса, денежного расчета в древности. Здесь мы припомним притчу о розданных талантах, что повествует не лишь о монетах, но также поучает, как поступать с умениями, которыми природа одарила нас – не «хоронить» их, а всячески приумножать.

Что такое талант?

Талантливость находится выше просто хорошего результата, это особая , заметная даже окружающим как из ряда вон выходящие способности. Например, если у человека высоки способности к игре в шахматы, то тогда он при определенных усилиях показывает хорошую игру. Однако талант к игре станет проявляться, словно сам по себе, будет ощущаться через влечение к шахматам, а результаты будут превосходить результаты тех, кто просто имеет хорошие навыки. Это заметят и окружающие, считая такого игрока особым, словно имеющим сверхспособности от природы. По отношению к талантливости всегда есть какой-то трепет. Однако талант не всегда сразу виден. Если у талантливого человека никогда не было возможности столкнуться с предметом его одаренности, он может вовсе не ведать о своей способности.

Так бывает в жизни в неподходящих для развития этой сферы условиях. О выходцах из нижних экономических слоев населения или бедных стран снята не одна кинолента, которые при попадании в новую жизнь становились гениальными боксерами, танцорами, даже учеными, при наличии хоть небольшой подготовки.

Сложность выявления талантливости связана и с другими особыми условиями, не только экономическими – известны случаи, когда ребенка в школе посчитали умственно отсталым, но он при особом обучении не только добился высоких показателей в сфере своей одаренности, но и совершил открытия, был первопроходцем в новой области. Здесь также имеет значение свежесть взгляда, незамыленность знаниями, как правильно, что свойственно обывателям, которые не пытаются посмотреть на предмет изучения или тренировок с иной стороны, а словно по шаблону выполняют необходимые действия.

Талантливый человек сможет достигнуть сверхрезультатов как по обычной методике развития, так и даже часто без нее, либо сам будет стараться внести в нее личный вклад. В том, что делает талантливая личность, всегда виден ее особый почерк.

Не развивая свой дар от природы, человек часто остается просто увлекающимся, например, пением, радует этим хобби себя и знакомых. Но попав в надлежащие условия – на шоу талантов, и получив основы подготовки, он может круто изменить свою жизнь. Однако ярко выраженный талант часто не дает своему носителю спокойно жить, забыв о нем. Он словно рвется наружу, сила таланта иногда даже правит человеком, увлекая его и требуя, чтобы стремлению нашли выход – словно сильное растение пробивается сквозь асфальт.

Существуют истории, когда человеку запрещали следовать своему влечению родители, наставники, общество. Тогда у личности разгорался нешуточный между бессознательным мощным стремлением заниматься любимым делом и запретами на него. Особенно это было характерно для прежних, более деспотичных времен. И здесь даже можно отчасти понять тех, кто накладывал запрет. Например, потомственные врачи могли гарантированно обеспечить своему ребенку достойное и благополучное будущее, обучив его медицине, передав своих клиентов и известное имя. Однако особенно одаренные, талантливые от природы сын или дочь не всегда могли покориться этому ходу событий, чувствуя себя не вправе идти по этому безликому, пустому и несчастливому для них пути. Если помимо таланта человек обладал хоть сколь-нибудь выраженными волевыми качествами, то он мог противостоять давлению окружения и защищать свой дар, получая признание иногда уже только после смерти. Однако какое это признание!

Не один воистину великий человек был непризнанным в своем отечестве и времени. Зачастую — это окружение не хочет, не способно воспринимать нечто новое, отличное от привычного, противится новому веянию или даже агрессивно защищается от него. Некоторые таланты шли настолько вразрез с общественно признанной деятельностью, что и сам носитель не мог себе объяснить, что владеет им, и пытался бороться и искоренять влечения к таланту. Однако ни внешняя, ни внутренняя борьба с истинной талантливостью не приносит желаемых результатов, сила таланта лишь растет от борьбы. Многие выдающиеся, острые талантливые произведения, обычно художественные, были созданы как раз под влиянием этого конфликта, словно на изломе, в них прослеживается душевное колебание и даже страдание создателя. Но, как и в случае со своим творцом, позже они завладели умами и сердцами своих зрителей, а часто даже положили начало новому, революционному направлению, став впоследствии классикой.

Сам по себе, без развития, проб, тренировок, подчас даже мучительных часов, проведенных над ним, без своего проявления – талант не имеет силы, не интересен окружающим. Подобно драгоценному камню, он требует от своего мастера филигранной обработки, дабы из неотесанного куска камня превратиться в сияющую драгоценность. Время и труд, затраченные в направлении развития своего таланта – следующий необходимый шаг, чтобы заложенная способность преобразовалась в нечто большее, нашла свое проявление.

Дабы быть полезным и признанным, надо не только знать, что я талантлив, но и определить, в какой форме мир может воспринимать мой талант сегодня, а затем приложить усилия и затратить время. Работая, основываясь на свою талантливость, ее обладателю нужно догнать тех, кто путем упорного труда в этом направлении сейчас получает наилучшие результаты.

Сегодня талантливость часто имеет практическое применение, является источником заработка и мечтой многих людей – работать в сфере своих интересов. Поэтому понимание рынка как приемника результатов талантливого труда очень важно на сегодняшний день.

Виды таланта

Еще в 1980 году Гарднер в своей книге разделил способности и выделил типы таланта. Они и сейчас хорошо иллюстрируют основные группы талантов, хотя после Гарднера было выделено еще более 30 видов.

Вербально-лингвистический талант – это способность четко формулировать свои мысли и красиво их выражать, острота ума и слова. Этот талант присущ выдающимся журналистам, ораторам, писателям.

Цифровой талант – это умение разбираться с цифрами и различного рода точными символами. Он характерен для математиков, программистов и экономистов, которые воспринимают мир через точные выражения и способны быстро проводить исчисления. Явно одаренные в цифровой сфере люди словно живут в мире абстракций и без развития социальных навыков могут даже выглядеть странно для остальных людей.

Пространственный тип таланта есть не что иное, как умение ориентироваться в пространстве и творчески его преобразовывать, что встречается у дизайнеров и художников. Часто у них есть свой особый взгляд на действительность, и они выражают его в предметах искусства. Однако есть и те, кто талантливы именно в передаче реалистичного мира, могут в точности, словно на фотокарточке воссоздать вид.

Физический талант свойственен людям, которые отлично владеют своим телом и органами чувств. Здесь самый широкий спектр занятий от выдающихся работников физического труда до искусных танцоров. Люди этого типа по стилю восприятия противоположны людям математического склада, поэтому обучение для физически одаренных должно быть на практике, через телесность.

Личностный или эмоциональный талант отвечает за способность распознавать свои и чувства, проживать глубокую внутреннюю жизнь. Этот вид талант сродни , наблюдению за своей психической жизнью и противоположен . Его можно заметить, например, у выдающегося писателя Достоевского.

Межличностный талант помогает в общении с другими людьми и нужен учителям, политикам, актерам и общественным деятелям.

В отдельную группу Гарднер выделяет также такой тип, как талант окружающей среды. Это умение гармонично вписываться в природу, окружающий мир и соответствовать ему, оно свойственно прирожденным земледельцам и дрессировщикам животных.

Эти типы таланта могут сочетаться между собой. Например, человек, одаренный пространственным и цифровым типами таланта, может стать хорошим архитектором. А эмоционально и межличностно одаренный – хорошим психологом.

Как найти свой талант?

Распознание таланта похоже на поиск своих сильных сторон, однако найти в себе таланты и способности есть нечто большее.

Как обнаружить талант в себе, своих детях, признать в других людях, помочь в его раскрытии? Для этого следует проанализировать предыдущие достижения или факты, ответив, какие из этих результатов выдающиеся.

У маленького ребенка можно распознать талант, пробуя его в разных видах деятельности: предлагая спеть, станцевать, сконструировать. И может обнаружиться, что ребенок спел прекрасно, с , без специальной подготовки лучше, чем другие дети. Часто даже дети сами тянутся к тому, в чем заключается их талант. Талантливого в пении ребенка не нужно заставлять петь, он наверняка будет напевать часто, с удовольствием, а его родители без труда заметят его любовь и способность к пению. И здесь уже важно правильно распорядиться талантом, данным от природы – дать ему возможность дальнейшего развития, предоставить условия, словно почву, полив, свет и удобрение для цветка.

Как найти в себе таланты и способности? Ниже предлагается методика, благодаря последовательным шагам которой можно определить свои таланты.

Шаг 1. Какая ваша мечта? Припомните свои мечты с детства вплоть до нынешнего момента, выпишите их.

Шаг 2. Разделите их на категории: иметь и быть. Первая категория касается желаний обладания какими-то вещами. Тогда как вторая – желания быть кем-то, стать тем человеком, о ком вы мечтали. В дальнейшую работу по методике мы берем только мечты из второй категории.

Шаг 3. Выпишите те профессии, которые находят в вас отклик. Вспомните тех людей, на чьем месте вы желали быть.

Шаг 4. Чем нравится заниматься вам? Добавьте в перечень те занятия, которые приносят вам истинное удовлетворение, те, что не требуют для вас принуждения, а наоборот, радуют.

Шаг 5. Все выписанные мечты, любимые занятия и профессии объедините, и проверьте, какие вызывают положительные эмоции у вас. Для наибольшей точности представьте себя в каждой роли максимально детально, визуализируйте ее так, словно это есть ваша реальность сейчас. Дайте оценку вашим ощущениям в теле и эмоциям по шкале из 10 баллов.

Шаг 6. Вычеркните из списка те сферы, что получили низкие оценки – это те желания, от которых легко можно отказаться.

Шаг 7. Сгруппируйте получившийся список ваших склонностей, если отдельные из них имеют связь. Например, в одном желании вы хотите петь, а в другом – получить признание и известность, тогда они логически объединяются в стремление стать известным певцом.

Шаг 8. Назовите каждую группу каким-то талантом, например, как в прошлом примере – талант пения.

Шаг 9. Ищите связь между образовавшимися группами. В жизни на практике ваши склонности обязательно поддерживают друг друга или конфликтуют, однако в итоге образуют неповторимое индивидуальное сочетание.

Шаг 10. Какое применение можете найти вы своим способностям? Рассмотрите каждую группу наклонностей, объединенных как талант, и связи между ними, чтобы найти возможные для вас пути реализации этих способностей. Каждой профессии или сфере деятельности дайте оценку по шкале снова из 10 баллов и выделите наиболее перспективные.

Шаг 11. Из конкретных деятельностей выберите ту, что наиболее близка вам, нравится и имеет высокие шансы принести вам успех. Это и будет ваш талант.



gastroguru © 2017