Стресс. Что такое «стресс»

stress) В наиболее общем смысле термин "С." употребляется для ссылки на ситуацию, в к-рой чел. испытывает перенапряжение. Однако внутри этой общей концепции выделилось неск. более конкретных определений, подчеркивающих разные аспекты этой ситуации перенапряжения, но в целом согласующихся между собой. Каждое из этих определений тж содержит эксплицитную или имплицитную ссылку на деформацию - отрицательное или патологическое последствие С. Первый тип определения формулируется исходя из реакции организма на к.-л. ситуацию. В формулировке Ганса Селье акцентируется роль стрессоров как стимулов, к-рые, в силу их чрезвычайной важности для организма, приводят к реакции, названной им общим адаптационным синдромом. Первой фазой этого синдрома является реакция тревоги, т. е. индивид реагирует на сигнал вхождением в состояние тревоги. Следующая фаза - реакция сопротивления, посредством к-рой организм пытается ограничить воздействие данного стрессора. Эта фаза подготавливает организм либо к нападению, либо к бегству от стрессора. Если какая-либо из этих реакций не приводит к успеху, индивид переходит в фазу истощения, к-рое может повлечь за собой полный упадок сил организма или даже вызвать смерть. Др. словами, продолжающийся С. может приводить к физ. повреждениям организма. Реакция организма на С. проявляется в повышении кровяного давления, увеличении уровня адреналина, учащении сердцебиения, увеличении количества эритроцитов, замедлении пищеварения и т. д. Однако Селье утверждал, что нек-рый С. может быть положительным опытом; слишком мало С. - тоже плохо. Второй тип определения С. фокусируется на ситуации, или на стимулах, определяемых независимо от реакции человека на них, и даже независимо от того, как они им воспринимаются. Как правило, эти ситуации оказываются настолько серьезными, что представляют собой испытание для большинства людей, поэтому не будет большой ошибкой пренебречь вариациями в их восприятии различными людьми. Разнообразие таких ситуаций влечет за собой значительные трудности при их описании и измерении. Тем не менее было установлено, что эти С. приводят к таким видам деформации, как болезни (напр., язвы и инфаркты), биохимические изменения в организме (напр., уровня мочевой кислоты) и изменение кровяного давления, депрессия, тревога, алкоголизм и даже смерть. Третье определение фокусируется на восприятии людьми требований различных ситуаций. Томас Холмс и Р. Г. Раэ измеряли индивидуальное восприятие различных типов событий, предлагая респондентам оценить степень своего приспособления к каждому из них. Респондентов просили тж указать частоту возникновения этих событий в их собственной жизни. После этого частота встречаемости каждого события (для каждого респондента в отдельности) умножалась на соотв. оценку адапт. и полученные произведения суммировались. Оказалось, что эти суммарные показатели, названные показателями соц. приспособления (Social Readjustment Scores, SRS), коррелировали с такими видами деформации, как хронические болезни (включая сердечно-сосудистые заболевания, диабеты и язвы; алкоголизм); несчастные случаи и травмы; трудности в обучении; неудачи в профессиональной деятельности и ситуациях соревнования (конкурса). Более того, в нек-рых случаях показатели SRS позволяли предсказать такие деформации. Четвертый - интерактивный - подход представлен концепциями Джозефа Мак-Грэта, Ричарда Лазаруса и Джона Френча, к-рые еще в большей степени сконцентрировались на анализе реакций индивидуума на ситуацию перегрузки. Этот подход был сформулирован в своем наиболее общем виде Френчем как неудовлетворительное соответствие между ресурсами индивидуума и требованиями окружения. Такое понятие С. сходно с представлением Селье о том, что слишком низкий уровень стимуляции тж может приводить к С. Френч и его коллеги обнаружили, что работники, чьи способности не до конца использовались, испытывали неудовлетворенность. С др. стороны, ситуация может предъявлять требования, выходящие за пределы возможности индивидуума справиться с ними, даже при наличии необходимых для этого ресурсов. Очевидно, степень С. является функцией от способности данного индивидуума справляться с этими требованиями ситуации. Неудовлетворительное соответствие может выражаться либо в восприятии чел. собственной неспособности справиться с требованиями данной ситуации и удовлетворить личные мотивы, либо в действительной неспособности данного чел. решить проблему. Отдельные люди с высоким уровнем притязаний могут сами ввергать себя в С., ставя перед собой чрезмерно высокие цели. Нек-рые исследователи классифицируют людей на А-тип и В-тип, при этом для людей А-типа характерно стремление прилагать усилия и фокусироваться на все больших и больших достижениях. Такие люди характеризуются более высокой степенью риска сердечно-сосудистых заболеваний, включая ранний инфаркт, по сравнению с подвергающими себя меньшему напряжению людьми B-типа. Точный процесс, посредством к-рого С. вызывает деформацию, остается до сих пор не вполне понятным. Кроме того, мы мало знаем о том, почему эта деформация приобретает у разных людей столь различные формы. Для одних она может выражаться в специфических, преходящих, физиолог. изменениях, таких как изменения кровяного давления и концентрация кислот в крови. У др. она может быть связана с серьезными нарушениями здоровья: сердечно-сосудистые заболевания, рак, повышенное кровяное давление или язвенная болезнь. У третьих она может обнаруживать себя в психич. проблемах, таких как приступы тревоги, депрессия или даже психозы. А у кого-то могут возникать поведенческие проблемы: алкоголизм, преступность, употребление наркотиков или суицид. Виды, к-рые принимает деформация, могут зависеть как от типа С., так и от склонности индивидуума проявлять перенапряжение присущими ему специфическими способами. Связи между этими различными формами деформации тж остаются не вполне понятными. Как выяснилось, нек-рые из факторов способны ослаблять степень деформации в личной жизни, хотя остается неясным, снижают ли эти факторы С. или его последствия (т. е. деформацию), либо то и др. вместе. Наиболее значимым из них является соц. поддержка со стороны людей своего круга, супруга или даже непосредственного руководителя. Др. важный фактор - физ. упражнения или, в более широком смысле, физ. нагрузка. См. также A-тип личности, В-тип личности, Общий адаптационный синдром, Последствия стресса Э. Стотленд

СТРЕСС

понятие, введенное Г.СЕЛЬЕ в 1936г. для обозначения состояния психического напряжения, обусловленного выполнением деятельности в особенно сложных условиях. В зависимости от выраженности стресс может оказывать на деятельность как положительное влияние, так и отрицательное (до ее полной дезорганизации).

СТРЕСС

англ. stress - давление, напряжение) - состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации.

СТРЕСС

понятие, введенное Г. Селье в 1936 г. для обозначения обширного круга состояний психического напряжения, обусловленных выполнением деятельности в особенно сложных условиях и возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия - стрессоры. Первоначально понятие возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма ("общего адаптационного синдрома") в ответ на любое неблагоприятное воздействие (Г. Селье), позднее оно стало использоваться для описания состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях.

В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяются различные виды стресса, в самой общей классификации - стресс физиологический и стресс психологический. Последний подразделяется на стресс информационный и стресс эмоциональный.

Стресс информационный возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда субъект не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе - при высокой ответственности за последствия решений.

Стресс эмоциональный появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и пр. При этом различные его формы - импульсивная, тормозная, генерализованная - приводят к изменениям в протекании процессов психических, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного и речевого поведения.

В зависимости от выраженности стресс может оказывать и положительное, мобилизующее, и отрицательное влияние на деятельность - дистресс, вплоть до полной дезорганизации. Поэтому оптимизация любого вида деятельности должна включать комплекс мер, предупреждающих причины появления стресса.

СТРЕСС

англ. stress - давление, напряжение) . Состояния человека, неспецифические его реакции на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях, возникающие в ответ на чрезвычайно сильные экстремальные раздражители. Основные виды С. - физиологический и психологический. Последний разделяется на информационный и эмоциональный. Аффективная окраска ситуации, вызвавшей С., несущественна. Это могут быть и отрицательно, и положительно окрашенные события, явления. Например, С. может возникнуть при получении радостного известия о том, что считавшийся погибшим близкий человек жив. С. может оказывать положительное, мобилизующее влияние, но может проявляться негативно, приводя к дезорганизации деятельности организма. С. с отрицательным воздействием обозначается как дистресс (англ, distress - несчастье, недомогание, нужда). Отсюда положительная оценка и важная роль, по H. Selye, С. без дистресса.

См. Селье синдром адаптации.

СТРЕСС

состояние человека, неспецифические его реакции на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях, возникающие в ответ на чрезвычайно сильные экстремальные раздражители. Основные виды стресса - физиологический и психологический. Последний разделяется на информационный и эмоциональный. Аффективная окраска ситуации, вызвавшей стресс, несущественна. Это могут быть и отрицательно, и положительно окрашенные события, явления. Например, стресс может возникнуть при получении радостного известия. Стресс может оказывать положительное, мобилизующее влияние, но может проявляться негативно, приводя к дезорганизации деятельности организма. Стресс с отрицательным воздействием обозначается как дистресс.

СТРЕСС

в психологии) (англ. stress) - состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах, напр, во время космического полета, при подготовке к выпускному экзамену или перед началом спортивных соревнований. Понятие С. было введено канадским физиологом Г. Селье (1936) при описании адаптационного синдрома. С. может оказывать как положительное, так и отрицат. влияние на деятельность, вплоть до ее полной дезорганизации, что ставит перед исследователями задачу изучения адаптации человека к сложным (т. н. экстремальным) условиям, а также прогнозирования его поведения в подобных условиях. См. Стрессоры.

СТРЕСС

внутреннее психическое давление, позитивное или негативное, чаще всего связанное с тягостным внешним событием (конфликт, траур и т.д.), а также с любой ситуацией изменения жизненного стереотипа (брак, отпуск и т.д.). Используя работы Селье (1956), Холмс установил шкалу стресса (1967). Накопленный стресс ослабляет иммунную систему и благоприятствует возникновению болезней (рак и т.д.). Выражение эмоций, приветствуемое Гештальт-подходом, уменьшает напряжение и стресс.

Стресс

Существует несколько различных определений стресса: 1. Как стимул: стресс может рассматриваться как характеристика окружающей среды (нехватка времени, нездоровая обстановка на работе и т. д.). 2. Как реакция: стресс рассматривается как состояние психического напряжения, возникающее в ответ на сложные обстоятельства. Отсутствие равновесия в отношениях между человеком и окружающей обстановкой (модель взаимодействия для стрессовой ситуации). Человек испытывает стресс, когда предполагаемые требования обстановки становятся более высокими, чем предполагаемая способность удовлетворять эти требования. Важным аспектом этой модели является акцент на предполагаемых способностях и требованиях обстановки, а не на фактических требованиях и реальных способностях. Вполне может существовать настоящий разрыв между требованиями и способностями, но если человек не осознает этого, он не испытывает стресса. Стресс имеет различные последствия, включая следующие: а) Субъективные эффекты: чувство общей усталости, апатия, низкая самооценки. б) Поведенческие эффекты: злоупотребление алкоголем, потеря аппетита и суетливость. в) Когнитивные эффекты: чрезмерно острая реакция на критику и неспособность сосредоточивать внимание. г) Физиологические эффекты: повышенное кровяное давление и содержание глюкозы в крови, учащенное сердцебиение, затрудненное дыхание. д) Проблемы со здоровьем: коронарная недостаточность, язва желудка, головные боли. е) Организационные последствия: неудовлетворенность работой, плохие отношения с коллегами и прогулы.

СТРЕСС

stress) - любой фактор, который может нанести вред здоровью человека или негативно сказывается на функции его организма (к таким факторам относятся, например, травма, болезнь или сильное волнение). Существование какого-либо одного вида стресса приводит к ослаблению сопротивляемости человеческого организма к другим видам стресса. Длительный стресс вызывает различные гормональные изменения в организме человека.

Стресс

Словообразование. Происходит от англ. stress - напряжение.

Специфика. Обусловлен выполнением деятельности в особенно сложных условиях. В зависимости от выраженности стресс может оказывать на деятельность как положительное влияние, так и отрицательное (до ее полной дезорганизации). К возникновению стрессовых состояний могут приводить, например, сильные физические и психические травмы, кровопотеря, мышечные нагрузки, инфекции.

СТРЕСС

1. Вообще – любая сила, которая, будучи примененной к системе, вызывает некоторое значительное изменение ее формы, обычно с коннотацией того, что это изменение представляет собой деформацию или искажение. Этот термин употребляется в отношении физических, психологических и социальных сил и давлений. Обратите внимание, что стресс в этом смысле относится к причине; стресс является антецедентом некоторого эффекта. 2. Состояние психологического напряжения, вызванное видами сил или давлений, указанными в значении 1. Обратите внимание, что в этом смысле стресс – это эффект; стресс – результат других давлений. Когда имеется в виду значение 2, термин стрессор обычно используется для обозначения причинного агента.

Стресс

Состояние эмоционального напряжения. Чаще всего с ним связывались негативные последствия. Но Ганс Селье, изучая механизмы стресса, установил, что стресс играет адаптационную роль, помогая человеку активней и плодотворней включаться в новую (или изменившуюся) деятельность. Повышение уровня возбуждения дает возможность быстрее и точнее воспринимать раздражитель (ситуацию), оценивать его и адекватно реагировать.

Но не всякий стресс, как это обнаружил Селье, является "помощником человека". Все дело в том, что развитие напряжения происходит в три стадии, сопровождающиеся биохимическими изменениями в организме.

Первая стадия – активизация организма. Она характеризуется повышением умственной и физической работоспособности, активности, что помогает быстрее ориентироваться и адаптироваться в новых условиях, сложных работах, достижении цели и т.д.

Вторая стадия эмоционального напряжения – максимальная мобилизация всех ресурсных возможностей организма. Психологически это проявляется как злость, ярость, одержимость.

Третья стадия – астенизации – возникает в ситуациях истощения ресурсов организма и не достижения цели. Психологически она сопровождается "букетом" отрицательных эмоций – тревоги, тоски, ужаса.

Если первые два уровня стресса помогают человеку в его деятельности, то наличие третьей стадии в деятельности личности сигнализирует о "завышенном выборе", для достижения которого явно не достаточны индивидуальные потенции. Именно на этой стадии стресс негативно может влиять на весь организм. Известен ряд заболеваний, называемых "психогенными" (язва желудка, гипертония и др.). Если возникающее препятствие кажется человеку непреодолимым, напряжение усиливается. Такое состояние называют фрустрацией.

СТРЕСС

от англ, stress - давление, напряжение) - термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры). Используется для описания состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Стресс может оказывать как положительное, мобилизующее, так и отрицательное влияние на деятельность (дистресс).

Стресс

МКБ 308) - термин, введенный в физиологию человека Кенноном в начале 20-х годов нашего столетия для обозначения всех физических, химических и эмоциональных раздражителей, которые превышают некоторый критический уровень и нарушают равновесие во внутренней среде организма. В "общем адаптационном синдроме", описанном Селье (1950), термин изменил свое значение и стал общим названием для неспецифических реакций организма на такие раздражители. В настоящее время используется в различных значениях для описания ряда аверсивных стимулов чрезмерной интенсивности; физиологических, поведенческих и субъективных реакций на них; контекста, опосредующего соприкосновение субъекта со стимулами, вызывающими стресс, или всего вышеописанного как "системы". Термин явно слишком широко распространен и должен использоваться более осторожно.

Психическое состояние общего возбуждения, психического напряжения при действиях в трудных, необычных, экстремальных ситуациях; неспецифическая реакция организма на резко изменяющиеся условия среды.

Мы привыкли воспринимать его как нечто негативное, что врывается в нашу жизнь, ломает планы и портит настроение. На самом деле это не совсем так. Говоря о том, что такое стресс, нельзя не отметить следующее - это не что-то внешнее, а наша собственная реакция на ситуацию, несколько отличающуюся от повседневной рутины. Само по себе это понятие нейтральное, эмоционально окрашенной является лишь наша с вами реакция.

Надо заметить, что в небольших дозах стресс имеет положительное значение. Представьте, рутинная работа, середина дня, чувство легкой расслабленности, и вдруг вы замечаете сообщение, что едет комиссия с проверкой. Моментально появляется собранность и возрастает работоспособность, оставшееся время вы проведете, работая с максимальной эффективностью. Но сильные удары судьбы, следующие один за другим, способны привести к катастрофическим последствиям для психики. К счастью, до определенной степени стрессом можно управлять, обучением этому искусству мы сегодня и займемся.

Определение стресса

Итак, что такое стресс? Это способ физической реакции, ответа на внешний стимул. Этот механизм хорошо рассмотрен сторонниками бихевиорального подхода в психологии. «Стимул-реакция» - именно так обозначен их главный постулат. Реакцию на стресс они рассматривают через призму инстинктов. У животного может быть две реакции на стресс, то есть появление реальной опасности для своей жизни. Это действие (бегство или сражение) или маскировка: животное замирает, падает на землю, сливаясь с ней. Человек унаследовал те же самые реакции, вот только изменилась окружающая ситуация.

Сегодня, если мы испытываем стресс, достаточно редко это несет прямую угрозу нашей жизни. Тем не менее реакция запускает такие же механизмы, что и миллионы лет назад. Кровь приливает к лицу, сердце колотится, давление повышается, дыхание учащается. За это отвечают гормоны адреналин и кортизон, именно они увеличивают физическую выносливость и силу, готовя организм к борьбе или бегству. Другим вариантом может быть прямо противоположная реакция: человек бледнеет, кровь отливает от лица, кожные покровы холодеют, наступает ступор.

Почему сегодня эти физиологические изменения работают не на нас? Потому что изменилась окружающая ситуация. Мы не можем драться с начальником, равно как и убегать от него по коридору офиса. Поэтому, оставшись без выхода, энергия начинает наносить нам вред.

Это примерное определение того, что такое стресс. Но это только одна сторона медали, которая рассматривает стресс как явление однократное, кратковременное, мобилизующее. Представьте ситуацию, что в течение месяца человек ежедневно попадает в пиковые ситуации. Сложные отношения на работе, проблемы в семье и тому подобное. Психика до поры до времени сглаживает негативное влияние стресса, но потом все больше начинает проявляться нервозность, бессонница, угнетенное настроение. Дальше наступает черед депрессии. Это явление называется дистресс, и оно крайне разрушительно. Необходимо вовремя заметить, что больше ваша психика не может бороться самостоятельно. И обратиться за помощью к профессионалам.

Разные способы реакции

Теперь примерно понятно, что такое стресс. Идем дальше. Реакцию на стресс сложно распознать, потому как человек зачастую привыкает к своему состоянию и даже не замечает тяжести, которая постоянно давит на него. Это проявляется в излишней раздражительности, но списывается на усталость, родственников, которые «сами виноваты», безысходность: «Ну что я могу изменить, какая есть, а все-таки работа». На самом деле нужно учиться распознавать, когда уровень стресса выходит из-под контроля. Проведите простой эксперимент, найдите в своем городе уголок, где практически не бывает людей, постарайтесь выбраться туда на пару часов. Это может быть заброшенная часть парка или набережная. Если в голове продолжают звенеть голоса и вертеться проблемы и хочется навсегда остаться здесь, не возвращаясь обратно, это однозначно свидетельствует о том, что у вас сильный стресс.

Такое состояние сильно влияет на вас и имеет тяжелые последствия. Стресс влияет на умственную способность, физическую активность и поведение во многих отношениях. Поэтому профилактика стресса - это важный момент, которому нужно уделять больше внимания.

Как стресс может маскироваться

Не всегда можно сразу понять, что человек находится в стрессе. Мы уже говорили сегодня про физиологические корни его, но реакция, которая заложена в нас природой, сегодня социально неприемлема. И мы начинаем подавлять свои эмоции, сублимировать, рационализировать и выдвигать прочие психологические защиты. На самом деле это словно надевать крышку на кипящую кастрюлю. Из-за этого мы можем наблюдать три типа людей, находящихся в стрессе.


Профилактика стресса

Ниже мы поговорим про способы борьбы с сильным стрессом, а пока нужно понять, что делать, чтобы не допустить его развития. Первое и самое важное - научитесь переключаться. Это первый шаг, который нужно сделать, изучая управление стрессом. У нас есть привычка приносить личные проблемы на работу, а профессиональные стрессы - домой. Мы портим вечер друг другу, вернувшись поздно вечером домой, что вовсе не способствует релаксу. Поэтому примите за правило: переступив порог дома, старайтесь сначала уделить себе 15 минут. Вы можете посидеть в любимой позе в тишине, принять ванну, заварить ароматный чай и выпить его не спеша и смакуя. Хорошим вариантом станут дыхательные упражнения. Закройте глаза и на счет от одного до пяти вдыхайте через нос весь уют и теплоту родного дома. Нужно почувствовать, как вас заполняет теплая энергия. Теперь на счет от одного до семи медленно выдыхайте воздух, направляя при этом всю отрицательную энергию через ноги в пол. Состояние стресса медленно рассеивается, и вы возвращаетесь домой. Такая ежедневная практика будет первым шагом на пути к здоровой жизни.

Выгорание под воздействием стресса

День за днем, испытывая на себе стресс, мы все сильнее меняемся. Это и называется выгоранием. Внимательно прочитайте этот список, чем больше симптомов вы отметите у себя, тем сильнее вам требуется помощь.

  • Страдает интеллектуальная деятельность. Психологический стресс приводит к проблемам с памятью, неспособности сконцентрироваться, человек фиксируется только на плохом, у него тревожные мысли, постоянное беспокойство.
  • Сильно меняется эмоциональная сфера. Это проявляется в капризности, раздражительности и вспыльчивости без причины и повода. Присоединяется чувство перегруженности, одиночества.
  • Поведенческие симптомы тоже не отстают, часто психологический стресс выражается в нарушениях пищевого поведения (недоедании или переедании). Второй момент - это нарушение сна. Здесь тоже не все однозначно: может появиться бессонница или, наоборот, сильная сонливость. Человек изолирует себя от остальных, пренебрегает обязанностями. Пытается расслабиться с помощью алкоголя или наркотиков. Демонстрирует нервное поведение, щелкает пальцами или грызет ногти.
  • Физические симптомы - с ними часто обращаются к медикам, пытаясь найти решение. Это различные боли, запоры, тошнота, сильное сердцебиение, боли в груди, частые простуды и потеря сексуального влечения.

Поскольку эти симптомы могут быть связаны и с физиологическими заболеваниями, рекомендуется пройти обследование у врача, а затем обращаться за помощью к психотерапевту. Конечно, чем больше симптомов, тем проще предположить, что стресс развивался уже достаточно долгое время. А что делать, если сегодня вы оказались в стрессовой ситуации? Как разрешить ее сегодня, а не тащить за собой долгие годы и ждать, пока на нее нацепляются другие стрессы? На самом деле способ есть.

Первая помощь при остром стрессе

Произошло неприятное событие, взыскание на работе, у вас случилась ссора дома? Вам необходимо взять тайм-аут и пережить это событие, чтобы дальше жить с чистого листа, без тайного «вынянчивания» стресса.

  • Постарайтесь любыми способами покинуть территорию, где произошло неприятное событие. Выйти туда, где нет людей, где никто не отвлекает.
  • Если ситуация позволяет, смените деятельность на противоположную той, которой вы занимались в момент возникновения стресса.
  • Включите успокаивающую музыку или обратитесь к любому постороннему человеку с темой, которая не касается стрессовой ситуации.
  • Постарайтесь притормозить необдуманную реакцию и внимательно осмотрите помещение, отмечая каждую деталь. Цвет мебели, штор, мысленно проговаривайте про себя все, что видите.
  • Выйдите туда, где вам никто не может помешать, и сделайте дыхательную гимнастику. Через нос делайте глубокий вдох, задержите дыхание на 2-3 секунды и медленно выдохните через рот.
  • Минутная релаксация тоже поможет. Постарайтесь расслабить уголки рта, расслабить плечи, почувствовать, как они были напряжены. Посмотрите в зеркало и сосредоточьтесь на выражении своего лица. Что оно выражает? Какие эмоции прячутся в глубине души и отражаются в глазах? Злость, ненависть? Покажите их своему отражению, а затем улыбнитесь. Управление стрессом начинается с принятия себя, всех переживаемых вами эмоций.

Ваша личная «планка» стресса

Она у каждого разная. Кто-то год за годом будет жить среди стрессовых ситуаций различного накала, умело лавируя между ними. Для другого человека первая же неурядица покажется катастрофой, которую нельзя пережить. Способность переносить стресс - это черта, которую до определенной степени можно выработать, хотя она зависит от характера, общего взгляда на жизнь, надежности взаимоотношений с родными и друзьями. Влияние стресса также обусловлено индивидуальными качествами человека.

Стрессоустойчивость: что это и как ее развить

Сегодня это модное слово. О таком качестве, как стрессоустойчивость, часто спрашивают на собеседовании, о нем пишут соискатели в своем резюме. Это способность личности адекватно отреагировать на стрессовую ситуацию, эффективно выполнить свои задачи и не понести при этом ущерба для собственной психики. На самом деле эмоциональный стресс - это явление, к которому надо подготовиться и адаптироваться. Это то, что сопровождает нас постоянно, независимо от того, положительная или отрицательная у него окраска.

Знание и подготовка - это главное оружие. Кроме форс-мажорных ситуаций есть и те, которые мы можем заранее просчитать и проиграть различные варианты развития событий. Будь то собеседование, переговоры или вызов к начальнику. Чем больше вы будете знать, тем легче будет переиграть ситуацию. Вторым мощным инструментом является способность управлять своими эмоциями. Человек очень уязвим, когда не знает, как успокоить себя в момент, если он волнуется, боится или гневается. Эмоциональный стресс достаточно легко пережить с помощью дыхательных техник, визуализации (как только я начинаю волноваться, в голове включается картинка самого спокойного места на земле) и других, описать все в короткой статье возможности нет.

Причины стресса

Их очень много, причем факторами, вызывающими стресс, могут являться вступление в семейную жизнь или развод, трудоустройство или потеря работы, переезд в другой город, беременность и материнство (отцовство), смерть ближайших родственников и еще десятки, если не сотни различных событий. Все их предугадать невозможно, но нужно быть готовым справиться с последствиями. Можно лишь разделить причины на внешние и внутренние. К первым относятся серьезные изменения в жизни, трудности в отношениях, финансовые проблемы, высокая занятость.

Вторая группа причин - это отсутствие уверенности в себе, постоянное стремление к совершенству, нереалистичные ожидания, пессимизм. Если первая группа сложно поддается контролю, то вторая полностью в вашей власти. Если вы не можете справиться самостоятельно, то обратитесь к психологу, он более подробно расскажет, как стресс снять.

Синдром хронической усталости

Это следующая ступенька, когда множество мелких стрессов собрались в один большой. Теперь стресс человека значительно усилился, он чувствует полную апатию, постоянную сонливость, причем не помогает даже несколько отгулов, взятых подряд. Здесь требуется анализ причин происходящего, поиск истоков стрессов. Для этого хорошо подходят дневниковые записи, в которых каждый день ведется тщательный разбор всех ситуаций. Исходя их результатов анализа уже можно сделать выводы, как стресс снять и какие изменения для этого должны произойти.

Жизнь в борьбе со стрессом

Если вы постоянно испытываете нервный стресс, и методы самопомощи (медитация, дыхательная гимнастика) уже не работают, то пора обратиться к психотерапевтам. Особенно хорошие результаты дает когнитивная психотерапия, она является эффективным инструментом в борьбе с тревожными расстройствами, депрессиями и сильным стрессом. Не бойтесь обратиться за помощью, если чувствуете, что сами справиться не в состоянии.

Еще одна обширная область состояний человека объединяется понятием стресс.

Под стрессом (от англ. stress — “давление”, “напряжение”) понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на всевозможные экстремальные воздействия.

При стрессе обычные эмоции сменяются беспокойством, вызывающим нарушения в физиологическом и психологическом плане. Это понятие было введено Г. Селье для обозначения неспецифической реакции организма на любое неблагоприятное воздействие. Его исследования показали, что различные неблагоприятные факторы — усталость, страх, обида, холод, боль, унижение и многое другое вызывают в организме однотипную комплексную реакцию вне зависимости от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент. Причем эти раздражители необязательно должны существовать в реальности. Человек реагирует не только на действительную опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. Например, нередко стресс возникает не только в ситуации развода супругов, но и в тревожном ожидании разрыва брачных отношений.

Поведение человека в ситуации стресса отличается от аффективного поведения. При стрессе человек, как правило, может контролировать свои эмоции, анализировать ситуацию, принимать адекватные решения.

В настоящее время в зависимости от стрессового фактора выделяют различные виды стресса, среди которых ярко выражены физиологический и психологический . Психологический стресс в свою очередь можно разделить на информационный и эмоциональный . Если человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности, т.е., когда возникает информационная перегрузка, может развиться информационный стресс. Эмоциональный стресс возникает в ситуациях, опасности, обиды и т.д. Г. Селье выделил в развитии стресса 3 этапа. Первый этап — реакция тревоги — фаза мобилизации защитных сил организма, повышающая устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. При этом происходит перераспределение резервов организма: решение главной задачи происходит за счет второстепенных задач. На втором этапе — стабилизации всех параметров, выведенных из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. Внешне поведение мало отличается от нормы, все как будто налаживается, но внутренне идет перерасход адаптационных резервов. Если стрессовая ситуация продолжает сохраняться, наступает третий этап — истощение, что может привести к значительному ухудшению самочувствия, различным заболеваниям и в некоторых случаях смерти.

Этапы развития стрессового состояния у человека:

  • нарастание напряженности;
  • собственно стресс;
  • снижение внутренней напряженности.

По своей продолжительности первый этап строго индивидуален. Одни человек “заводится” в течение 2-3 минут, а у другого нарастание стресса может проходить в течение нескольких дней и даже недель. Но в любом случае, состояние и поведение человека, попавшего я стресс, меняется па “противоположный знак”.

Так, спокойный сдержанный человек становится суетливым и раздражительным, он может стать даже агрессивным и жестоким. А человек, в обычной жизни живой и подвижный, становится мрачным и неразговорчивым. Японцы говорят: “Человек теряет свое лицо” (утрачивает самообладание).

На первом этапе исчезает психологический контакт в общении, появляется отчуждение, дистанция в деловых отношениях с коллегами. Люди перестают смотреть друг другу в глаза, резко изменяется предмет разговора: с содержательно-деловых моментов он переходит на личные выпады (например, “Ты сам (а) — такой (такая)...”).

Но самое главное заключается в том, что на первой стадии стресса у человека ослабевает самоконтроль: он постепенно теряет способность сознательно и разумно регулировать свое собственное поведение.

Второй этап развития стрессового состояния проявляется в том что у человека происходит потеря эффективного сознательного самоконтроля (полная или частичная). “Волна” деструктивного стресса разрушительно действует на психику человека. Он может не помнить, что говорил и делал, или осознавать свои действия, довольно смутно, и не полностью. Многие потом отмечают, что в стрессовом состоянии они сделали то, что в спокойной обстановке никогда бы не сделали. Обычно все впоследствии очень жалеют об этом.

Также как и первый, второй этап по своей продолжительности строго индивидуален — от нескольких минут и часов — до нескольких дней и недель. Исчерпав свои энергетические ресурсы (достижение высшего напряжения отмечено в точке С), человек чувствует опустошение, утомление и усталость.

На третьем этапе он останавливается и возвращается “к самому себе”, часто переживая чувство вины (“Что же я сделал”), и дает себе слово, что “этот кошмар” больше никогда не повторится.

Увы, через некоторое время стресс повторяется. Причем, у каждого человека есть свой индивидуальный сценарий стрессового поведения (по частоте и форме проявления). Чаще всего этот сценарии усваивается в детстве, когда родители конфликтуют на глазах у ребенка, вовлекая его в свои проблемы. Так, одни переживают стресс, чуть ли не каждый день, но в небольших дозах (не слишком агрессивно и без существенного вреда для здоровья окружающих). Другие — несколько раз в год, но чрезвычайно сильно, полностью теряя самоконтроль и находясь как бы “в стрессовом угаре”.

Стрессовый сценарий, усвоенный в детстве, воспроизводится не только по частоте и форме проявления. Повторяется также направленность стрессовой агрессии: на самого себя и на окружающих. Один винит во всем самого себя и ищет, прежде всего, свои собственные ошибки. Другой обвиняет всех вокруг, но только не себя.

Усвоенный в детстве стрессовый сценарий происходит почти автоматически. В этих случаях достаточно незначительного нарушения привычного ритма жизни и работы, как “включается” стрессовый механизм и начинает разворачиваться практически против воли человека, как “маховик” какого-то мощного и убийственного “оружия”. Человек начинает конфликтовать по причине какой-либо мелочи или пустяка. У него искажается восприятие действительности, он начинает придавать негативное значение происходящим событиям, подозревая всех “в несуществующих грехах”.

Стрессовые состояния существенно влияют на деятельность человека. Люди с разными особенностями нервной системы по-разному реагируют на одинаковые психологические нагрузки. У одних людей наблюдается повышение активности, мобилизация сил, повышение эффективности деятельности. Это так называемый “стресс льва”. Опасность как бы подстегивает человека, заставляет его действовать смело и мужественно. С другой стороны, стресс может вызвать дезорганизацию деятельности, резкое снижение ее эффективности, пассивность и общее торможение (“стресс кролика”).

Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но, прежде всего от психологической подготовки человека, включающей умение быстро оценивать обстановку, навыки мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях.

Методы борьбы со стрессом

— это ощущение, которое испытывает человек, когда полагает, что не может эффективно справиться с возникшей ситуацией.

Если вызывающая стресс ситуация зависит от нас, необходимо более рационально сконцентрировать усилия на том, чтобы изменить ее. Если ситуация не зависит от нас, нужно смириться и менять свое восприятие, свое отношение к этой ситуации.

В большинстве ситуаций стресс проходит несколько стадий.

  1. Фаза тревоги. Это мобилизация энергетических ресурсов организма. Умеренный стресс на этой стадии полезен, он ведет к повышению работоспособности.
  2. Фаза сопротивления. Это сбалансированное расходование резервов организма. Внешне все выглядит нормально, человек эффективно решает встающие перед ним задачи, однако если эта стадия продолжается слишком долго и не сопровождается отдыхом, значит, организм работает на износ.
  3. Фаза истощения (дистресс). Человек ощущает слабость и разбитость, снижается работоспособность, резко возрастает риск заболеваний. Непродолжительное время с этим еще можно бороться усилием воли, однако потом единственный способ восстановить силы — это основательный отдых.

Одна из наиболее часто встречающихся причин возникновения стрессов — противоречие между реальностью и представлениями человека .

Стрессовая реакция одинаково легко запускается как реальными событиями, так и существующими лишь в нашем воображении. В психологии это называется «закон эмоциональной реальности воображения». Как подсчитали психологи, порядка 70 % наших переживаний происходят по поводу событий, которые существуют не в реальности, а лишь в воображении.

К развитию стресса могут приводить не только отрицательные, но и положительные жизненные события. Когда что-то резко меняется в лучшую сторону, организм тоже реагирует на это стрессом.

Стресс имеет свойство накапливаться. Из физики известно, что ничто в природе не может исчезнуть в никуда, вещество и энергия просто перемещаются или переходят в другие формы. То же самое касается и душевной жизни. Переживания не могут исчезнуть, они или выражаются вовне, например в общении с другими людьми, или накапливаются.

Существует несколько правил, которые помогут бороться со стрессом. Во-первых, не нужно запускать ситуации, которые приводят к накоплению стресса . Во-вторых, следует помнить о том, что стресс особенно хорошо накапливается тогда, когда мы полностью концентрируем внимание на том, что его вызывает. В-третьих, нужно помнить, что существует много способов снятия стресса , например физические упражнения, массаж, сон, пение, ванны с солью и расслабляющими маслами, баня, ароматерапия, расслабляющая музыка, аутотренинг и другие.

Доброго времени суток, дорогие читатели!

В данной статье мы рассмотрим с Вами такие важные вопросы на тему стресса, как: понятие стресса, причины, симптомы и развитие стресса, стрессовые ситуации, а также как снять стресс и не допустить его проявления . Итак…

Понятие стресса

Стресс (англ. stress) – неспецифическое (аномальное) состояние или реакция организма на различные неблагоприятные факторы (стрессоры), воздействующие на него. Среди наиболее популярных стрессоров выделяют – страхи, конфликты, недостаток денежных средств.

Среди симптомов стресса выделяют – раздражительность, гнев, бессонница, пассивность, вялость, недовольство окружающим миром и другие признаки.

Интересным фактом является то, что небольшие стрессовые ситуации необходимы человеку, т.к. они играют важную роль в дальнейших благоприятных изменениях в жизни самого человека. Это связано с выбросом во время стрессовой ситуации в кровь человека адреналина, а также другими биохимическими реакциями, которые способствуют человека решать ту или иную задачу, которая возможно длиться в жизни человека не один год.

Один из примеров, который ярко отображает данную картину: В 90х годах один человек прогорел на бизнесе, причем таким образом, что остался еще и в больших долгах, примерно в 1 млн. долларов. Эта стрессовая ситуация заставила человека мобилизировать все свои умственные и другие способности для решения данного вопроса. Через некоторое время он решил сделать несколько видов салатов и предложить их на реализацию в один из столичных магазинов. Его салаты быстро раскупили, и уже буквально через год он поставлял салаты во многие столичные супермаркеты, что позволило ему отдавать долг.

Другой пример, который часто называют «инстинктом самосохранения» — когда человек находиться в смертельной опасности, он может решить этот вопрос таким образом, что в нормальном состоянии это просто невозможно.

Конечно, ситуации различные, и пути решения также, но думаю, в целом, картину Вы понимаете.

Помимо положительного эффекта, стресс может способствовать и негативным последствиям. Когда человек постоянно подвержен стрессовым ситуациям, его организм усиленно растрачивает свои силы (энергию), что приводит к его быстрому истощению. Поскольку все органы находятся в напряженном состоянии, они более подвержены к вторичным неблагоприятным факторам, например – болезням.

Ярким примером является ситуация, когда под стрессом человек заболевает , нарушается речевой аппарат () и др.

Кроме всего, сильный стресс или внезапная стрессовая ситуация иногда приводит человека к .

Также при сильном, длительном и частом стрессе, развивается ряд патологических изменений, выражающихся в различных заболеваниях психической, нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, иммунной и других системах. Организм истощается, слабеет, теряет способность решать или выходить из стрессовой ситуации.

Таким образом, ученые установили два основных вида стресса – эустресс (положительный стресс) и дистресс (отрицательный стресс) . О видах поговорим позже, а сейчас перейдем к рассмотрению симптомов (реакций) организма на стрессовые ситуации.

Среди наиболее популярных реакций организма на стресс, выделяют:

— беспричинные и частые приступы раздражительности, злобы, недовольства окружающими человека людьми, обстановкой, миром;

— недоверие к себе и окружающим людям, суетливость;

— частое желание плакать и рыдания, тоска, самосожаление;

— отсутствие желания употреблять пищу, или же наоборот, чрезмерное желание покушать;

— нервный тик, неспецифические для пациента желания кусать себе ногти, прикусывать губы;

— повышенная потливость, повышенная возбудимость, расстройства пищеварительной системы ( , ), кожный зуд, учащенное сердцебиение, дискомфорт в грудной клетке, проблемы с дыханием, чувства удушья, резкое , онемение или покалывание в конечностях;

— повышенный интерес к алкоголю, наркотикам, курению, компьютерным играм и другим вещам, которые ранее человека особо не интересовали.

Осложнения стресса

Среди осложнений выделяют:

— постоянная бессонница и головные боли;
— употребление наркотиков, алкоголя;
— расстройства пищеварительной системы – , ;
— сердечно-сосудистые заболевания ( , );
— депрессия, ненависть, суицидальные желания.

Причин стресса великое множество, т.к. у каждого человека свой индивидуальный организм, психика, образ жизни, поэтому, один и тот же фактор на одного человека может не повлиять вовсе, или произвести незначительное воздействие, в то время как другая личность буквально заболевает, например – конфликт с другим человеком. Поэтому, рассмотрим наиболее популярные причины и/или факторы стресса:

— конфликтная ситуация с другим человеком – на работе, дома, с друзьями или вовсе с посторонними людьми, ссора;

— недовольство – своим внешним видом, окружающими людьми, успехами на работе, самореализацией в мире, окружающей обстановкой (дом, работа), уровнем жизни;

— маленький прожиточный минимум, нехватка денег, долги;

— длительное отсутствие отпуска и полноценного отдыха от повседневных дел, быта;

— рутинная жизнь с отсутствием или маленьким количеством положительных эмоций, перемен;

— длительные хронические заболевания, особенно влияющие на внешний вид, а также болезни родственников;

— избыточный вес;

— смерть родственника или просто близкого или знакомого человека;

— недостаток в организме и микроэлементов;

— просмотр душевных фильмов, или наоборот, фильмов ужасов;

— проблемы в сексуальной жизни;

— частые страхи, особенно перед смертельными заболеваниями (), мнением окружающих людей, старостью, маленькой пенсией;

— одиночество;

— чрезмерная физическая активность, или же неблагоприятные условия окружающей среды (холод, жара, дождливая погода, повышенное или пониженное атмосферное давление);

— резкая мена окружающей обстановки – переезд на другое место жительства, смена работы;

— тяжелая музыка;

— другие причины или ситуации, способные зацепить или раздражать человека.

Виды стресса

  • По типу раздражителя:

Физический стресс. Возникает в последствии воздействия на организм неблагоприятных условий внешней среды – солнца, холода, жары, дождя, облучения и т.д.

Биологический стресс. Возникает в последствии сбоя в работе различных систем организма, болезней, травм, чрезмерной физической нагрузки на организм.

Психологический или психический (эмоциональный, нервный) стресс. Возникает в последствии воздействия на человека различных положительных или отрицательных эмоций/переживаний. Чаще всего обусловлен социальными проблемами – деньги, ссоры, условия жизни.

  • По типу реакции организма на стрессовую ситуацию:

Эустресс. Спровоцирован положительными эмоциями, переживаниями.

Дистресс. Негативная форма стресса, при которой организму сложно справиться в проблемой. Является частой причиной различных заболеваний, иногда даже смертельных, таких как – рак.

  • По времени:

Кратковременный стресс. Возникает и развивается стремительно. Исчезает также очень быстро, после удаления стрессора (патогенного фактора).

Хронический стресс. Данный вид стресса атакует человека из дня в день, приучая организм к нахождению под ним таким образом, что пациент практически начинает полагать, что это его реальность, не видя выхода. Хроническая форма стресса часто приводит человека к различным сложным болезням, фобиям, суициду.

Фазы стресса

Развитие стресса происходит в три фазы:

1. Мобилизация. Организм реагирует на стрессор тревогой и мобилизирует свои защитные силы и ресурсы для противостояния стрессовому фактору.

2. Противостояние. Организм противостоит стрессовой ситуации, человек активно ищет выход из нее.

3. Истощение. При большой продолжительности влияния на человека стрессового фактора, организм начинает истощаться, и стает уязвимым для вторичных угроз (различные болезни).

Лечение стресса

Как снять стресс? Лечение стресса включает в себя следующие пункты:

— удаление стрессора (фактора стресса);
— физиологические процедуры;
— принятие успокаивающих (седативных) препаратов;
— психологическую коррекцию.

1. Первое, что необходимо сделать для снятия стресса – убрать раздражающий фактор, если это возможно. Например, сменить работу, перестать общаться с конфликтным человеком и т.д. Иногда раздражающим фактором может быть даже красные стены Вашей спальни или офисного помещения.

2. Физиологические процедуры снятия стресса включают в себя:

— здоровый сон;
— полноценный отдых, желательно на природе;
— употребление пищи, обогащенной витаминами и ;
— активный образ жизни – зарядка, катание на велосипеде , плавание;
— расслабляющие ванны;
— расслабляющая музыка;
— прогулка на свежем воздухе перед сном;
— глубокое, спокойное дыхание – вдох носом, выдох ртом;
— расслабляющий массаж.

3. Лекарственные средства против стресса делятся на две группы — седативные средства и транквилизаторы (анксиолитики).

Седативные средства или препараты направлены на успокоение психической системы. Среди них можно отметить:

— седативные препараты: «Барбовал», «Валериана», «Мелисон».
— седативные средства: чай с мелиссой, настойки ( , пиона), отвары ( , душица), расслабляющие ванны (с хвоей).

Транквилизаторы (анксиолитики): «Адаптол», «Ноофен», «Тенотен».

Важно! Перед употреблением лекарственных и других средств против стресс обязательно проконсультируйтесь с врачом!

4. Очень благотворно на организм влияет прием витаминов, особенно это актуально при употреблении однообразной и малополезной пищи, или же при постоянных физических и умственных нагрузках. Особенный акцент необходимо сделать на прием витаминов группы В, которых большое количество находится в орехах, крупах (пшеница, рис, ячмень), черных семечках, кураге.

5. Психологическая коррекция. Консультация психолога может помочь переосмыслить свою жизнь, сменить ежедневные приоритеты, сменить отношение к себе и другим людям. Иногда профессионал, выслушав пациента, может помочь принять правильное решение в той или иной ситуации, или же научить человека самому решать стрессовые ситуации. Во всех случаях все индивидуально, как мы с Вами и говорили в начале статьи.

Не могу также не упомянуть о молитве , т.к. обращение к Богу и Его решения тех или иных вопросов, в том числе стрессовых ситуаций, часто выходят за рамки понимания, а результат обычно превосходит все ожидания человека, который к Нему обращается. Кто как не Творец способен решить вопросы Своего творения и понять всю его горечь, отчаяние, тоску и другие проблемы человека.

Чтобы минимизировать развитие стресса, обратите внимание на следующие рекомендации:

— ведите активный образ жизни;
— употребляйте пищу, обогащенную ;
— старайтесь найти работу, которая Вам нравиться;
— высыпайтесь;
— откажитесь от алкогольных напитков, не употребляйте наркотические средства;
— больше проводите время на свежем воздухе, отдыхайте на природе, не за компьютером;
— ограничьте себя в употреблении кофеина (кофе, крепкий черный чай);
— не смотрите и не слушайте то, что Вам неприятно (фильмы, музыка, новости);
— следите за своим ребенком – что он читает и смотрит, ограничьте его от информации насильственного, потустороннего и оккультного характера;
— делитесь своими переживаниями с друзьями или родственниками, которым доверяете;
— если Вы чувствуете, что не можете или не умеете преодолевать стрессовые ситуации, обратитесь к психологу за консультацией;
— обратитесь к Господу, и просите Его помочь преодолевать стрессовые ситуации.

К какому врачу обратиться при стрессе?

  • Психолог;
  • Психотерапевт.

Видео о стрессе

англ. давление) – обозначает обширный круг состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Приводит к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, нарушениям двигательного и речевого поведения. Различают стресс положительный и стресс отрицательный. Открытие и описание механизма стресса принадлежит канадскому ученому Гансу Селье (1907-1982 гг.).

Отличное определение

Неполное определение ↓

Стресс

англ. – напряжение) – эмоциональная реакция, возникающая в ответ на экстремальные (неожиданные, разрушающие, болевые и др.) воздействия среды. Стресс проявляется как нарушение физиологической, психологической и социальной гармонии личности. Стрессы бывают информационные, эмоциональные, физиологические. Более всего стрессу подвергаются люди с высоким уровнем притязаний, загруженные работой и не умеющие жить в единстве с природой. Признаки стресса: невозможность сосредоточиться, ошибки, ухудшение памяти, чувство усталости, замедленный или ускоренный темп речи, блуждающие мысли, физические боли, повышенная возбудимость, работа без радости, потеря чувства юмора и др. В жизни человека стресс играет двоякую роль. С одной стороны, он разрушает гармонию, подавляет настроение, вызывает страх и раздражение, но, с другой – «проучивает», т.е. формирует терпение и «боевую готовность» и приспособление к новым условиям. Стресс может не только понижать, но и повышать работоспособность, особенно в искусстве, спорте, в творчестве. Стрессогенные ситуации неизбежны в жизни, они позволяют человеку переживать страдания, ведущие к духовному росту, к мудрости, и смирению

Отличное определение

Неполное определение ↓



gastroguru © 2017