Как вести себя с врачом в современных условиях. Как вести себя с конфликтными пациентами

Международный кодекс медицинской этики

Принят З-ей Генеральной Ассамблеей Всемирной Медицинской Ассоциации, Лондон, Великобритания, октябрь 1949, дополнен 22-ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Сидней, Австралия, август 1968 и 35-ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Венеция, Италия, октябрь 1983

ОБЯЗАННОСТИ ВРАЧЕЙ ПО ОТНОШЕНИЮ ДРУГ К ДРУГУ

1. Врач должен вести себя по отношению к своим коллегам так, как хотел бы, чтобы они вели себя по отношению к нему.

2.Врач должен не переманивать пациентов у своих коллег.

3.Врач должен соблюдать принципы «Женевской Декларации», одобренной Всемирной Медицинской Ассоциацией.

9. Каким видам ответственности подлежит врач за совершение врачебной ошибки.

Врачебная ошибка- неправ. действие мед.работника, кот. нанесло ущерб здоровью пациента при добросовестном отношении мед. работника к своим проф. обязанностям. При этом врач испытывает только моральную ответственность, наличие невиновности врача, отсутствие отв-ти.

10. Какими тремя качествами должен обладать человек, чтобы стать настоящим врачом, по мнению Мудрова.

Человек должен обладать следующими качествами:

1.способностями

2.желанием

3.условиями

(Черты характера настоящего врача:

Скромный,честный,благоразумный

Сдержанный в образе жизни

Обращать внимание на внешний вид и одеваться чисто

Следить за своим цветом лица и быть здоровым).

11.Какой из принципов является основным в модели медицинской этики Парацельса?

Принцип «делай добро»

12. Качество, которым должен обладать настоящий врач, по мнению древнегреческих врачей (работа «Закон») Врач должен быть врачом не только по званию, но и на деле. Врачу должны быть свойственны «трудолюбие, презрение к деньгам, совестливость, скромность... решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необходимо для жизни, отвращение к пороку». Он должен делать свое дело «спокойно и умело, скрывая от больного многое в своих распоряжениях, приказывая с веселым и ясным взором то, что следует делать, и отвращая больного от его пожеланий с настойчивостью и строгостью».

13.Кем и когда был предложен термин «деонтология»?

Понятие деонтологии получило широкое распространение после издания в 1789 г. книги английского философа И.Бентама “Деонтология как наука о морали”.

14.Кем и когда был предложен термин «биоэтика»?

Термин “биоэтика” введен американским биологом В.Р.Поттером, выпустившим в 1969 г. книгу “Биоэтика – мост в будущее”.

16. Комиссивная и омиссивная врачебные ошибки?

По отношению к действию врачебные ошибки бывают:

Комиссивные – врач сделал что-то, но неправильно.

Омиссивные – врач не сделал что-то, а надо было.

Врачебные ошибки - неправильные действия или бездействие врача при исполнении им своих профессиональных обязанностей, не являющиеся следствием его недобросовестности и не содержащие состава преступления или признаков проступка.

17. Кто в РФ имеет право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью?

Статья 54. Право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности.

18.Кто и когда предложил термин «этика»?

Термин “этика” предложен греческим философом-энциклопедистом Аристотелем (от греческого ethos – привычка, мораль, обычай)

20.Международный кодекс медицинской этики. (ВМА, Венеция, октябрь, 1983)

Обязанности врача по отношению к больному. Врач должен:

23. Виды отвественности: административная и дисциплинарная, моральная, уголовная.

Вид ответственности зависит от вида действия, в результате которого нанесен ущерб и от тяжести нанесенного ущерба.

24. Тезис: «Врач-философ подобен Богу».

25. Медицинские последствия ятрогений –длительная утрата здоровья и инвалидизации, увеличение показателей заболеваемости, летальности.

26. Социальные последствия ятрогений – снижение авторитета медицины, недоверие к врачу, обращение в альтернативным источникам лечения, возрастание количества жалоб и исков от пациентов.

27. экономические последствия ятрогений- увеличение стоимости лечения и ухода; снижение трудоспособности, трудовые потери; затраты на социальное обеспечение.

28. Неблагоприятный исход-аномалия в клинической практике, когда врач делал как положено и никак не мог предотвратить ущерб пациенту.

Общие черты между врачебной ошибкой и неблагоприятном исходе:

Нанесение ущерба пациенту

Добросовестное отношение врача

Невинность врача

Отсутствие какой-либо ответственности, кроме моральной.

Отличия: исходя из определений правильность или неправильность действия. Врачебная ошибка – неправильное действие врача, неблагоприятный исход – врач делал всё правильно .

29. Объективная врачебная ошибка обусловлена внешними обстоятельствами; сложностью данного клинического случая; недостаточностью научных и медицинских уровней знаний; отсутствием достаточно точных и объективных диагностических критериев; атипичностью заболевания.

30. Обязанности врача по отношению к пациенту:

Постоянно помнить о своем долге сохранения человеческой жизни;

Обращаться к более компетентным коллегам, если необходимое пациенту обследование или лечение выходят за рамки его собственных профессиональных возможностей;

Хранить врачебную тайну даже после смерти своего пациента;

Всегда оказывать неотложную помощь любому в ней нуждающемуся, за исключением только тех случаев, когда он удостоверился в желании и возможности других лиц сделать все необходимое.

31. Преступление – виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом под угрозой наказания.

32. Врачебная ошибка – неправильное действие (или бездействие) медицинского работника, которое нанесло ущерб здоровью пациента при добросовестном отношении к профессиональным обязанностям.

33. Под врачебной халатностью следует понимать неспособность провести стандартные медицинские вмешательства при данном состоянии пациента, недостаток квалификации или небрежность в лечении больного, нанесшие прямой ущерб пациенту.

Ст.172 УК РФ дает определение халатности: «Невыполнение или ненадлежащее выполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие небрежного или недобросовестного к ним отношения, причинившие существенный вред... охраняемым законам правам и интересам граждан»

34. Преступная халатность весьма многообразна. Она может выразится: а) в недостаточном обследовании больных и невыполнении специальных диагностических исследований; б) в небрежном уходе и наблюдении за детьми; в) в несвоевременной госпитализации или преждевременной выписке; г) в недостаточной подготовке и небрежном выполнении хирургических операций и других лечебных мероприятий; д) в недостаточной организации лечебного процесса; е) в несоблюдении и нарушении различных медицинских инструкций и правил; ж) небрежное применение лекарственных веществ; з) небрежность в ведении истории болезни и другой медицинской документации; и) в невежестве.

35. Ятрогенные заболевания – любые нежелательные последствия медицинских вмешательств, процедур, которые приводят к нарушению функции органа или системы, ограничению деятельности, появлению патологических процессов, инвалидности или смерти пациента.

36. Биоэтическая модель - «Автономия личности пациента и уважение его прав»

37. «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении», «Наставление». III в. до н.э.

38. Последствия ятрогений:

Медицинские (длительная утрата здоровья и инвалидность; увеличение показателей заболеваемости и летальности)

Экономические (увеличение стоимости лечения; затраты на социальное обеспечение; трудовые потери)

40. Статья 66. Лечащий врач может отказаться по согласованию с соответствующим должностным лицом медицинской организации (ее подразделения) от наблюдения и лечения пациента, если это непосредственно не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих.

41. ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОГО ВРАЧА

Утвержден 4-ой Конференцией Ассоциации врачей России, Москва, Россия, ноябрь 1994г.

Статья 7. Врач имеет право отказаться от работы с пациентом.

Врач может отказаться от работы с пациентом, перепоручив его другому специалисту в следующих случаях:

Если чувствует себя недостаточно компетентным, не располагает необходимыми техническими возможностями для оказания должного вида помощи;

Данный вид медицинской помощи противоречит нравственным принципам врача;

Врач не в состоянии установить с пациентом терапевтическое сотрудничество.

    Причины увеличения количества жалоб населения на халатное обращение врачей к своим профессиональным обязанностям по мнению ВМА.

Увеличение количества жалоб на халатное отношение врачей к своим обязанностям может быть связано с:

a) Увеличением объема профессиональных знаний и совершенствованием медицинских технологий, что позволяет врачам предпринимать такие медицинские вмешательства, какие были невозможны в прошлом, а это предполагает увеличение степени риска.

b) Навязыванием врачам обязанности при оказании медицинской помощи укладываться в некоторую ограниченную сумму.

c) Ошибочным смешением понятий права на получение медицинской помощи (что возможно) и права на достижение и поддержание здоровья (чего нельзя гарантировать).

d) Возбуждением средствами массовой информации недоверия к врачам, ставящего под сомнение их квалификацию, знания и поведение, что побуждает пациентов подавать жалобы на врачей.

е) Побочными последствиями "оборонительной позиции",которую занимают медики в связи с увеличением количества исков.

    Пути профилактики врачебных ошибок.

    Полная компетентность (по отношению к имеющимся терапевтическим средствам) как высшая форма профессиональной честности;

    Необходимость постоянного внимательного ухода (не только при тяжелых состояниях);

    Рациональная осторожность: принося пользу, не нанеси вреда;

    Способность принимать решения и брать за них ответственность даже в экстремальных ситуациях (риск в интересах пациента);

    Постоянная добросовестность в отношении к профессиональным обязанностям.

В предупреждении врачебных ошибок надо исходить также из определенных критериев профессионального долга: признание ошибок и их объективный анализ; постоянное совершенствование клинического чувства врача, т.е. его способности полно и правильно оценить болезненное состояние пациента, уровень его теоретической подготовки, практического опыта, адекватности суждений, пользование техникой без преклонения перед ней и наличие этико-психологического контакта с больным.

    Работа Гиппократова сборника «Наставления»

«Наставления» входят в Гиппократов сборник.

Поднимаются след-щие проблемы: вопрос о гонораре, о коллегиальности, о профессиональной независимости врача. (в интернете написано лишь, что НАСТАВЛЕНИЯ есть, и всё)

    Как назвалась первая работа М.Я.Мудрова, посвященная медицинской этике

«Слово о благочестии и нравственных качествах Гиппократова врача»

    С чем сравнивается медицина в работе «Гиппократова сборника» «О благоприличном поведении». Что между ними общего

В работе "О благоприличном поведении" Гиппократ говорит не только о правилах

поведения врача в обществе, но и о положении медицины в системе других наук и

связи медицины с философией. "Ведь врач философ равен богу. Да и немного в

самом деле различия между мудростью и медициной и всё, что ищется для

мудрости всё это есть и в медицине, а именно: презрение к деньгам,

совестливость, скромность, простота в одежде, уважение, суждение,

решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и

необходимо для жизни, отвращение к пороку, отрицание суеверного страха перед

богами, божественное превосходство. То, что они имеют, они имеют против

невоздержанности, против корыстолюбивой и грязной профессии, против

непомерной жажды приобретения, против алчности, против хищения, против

бесстыдства..."

    Советский период в развитии медицинской этики в России

Мед этика – обоснование и утверждение корпоративно-сословной морали, чуждой классовым интересам и пролетариата; новое понимание социальной роли врача, пересмотр многих этических положений его деятельности; нет курса медицинской этики; упразднено факультетское обещание.

1969 г. – конференция по проблемам деонтологии;

1971 г. – утвержден текст «Присяги врача Советского Союза»;

1993 г. – клятва Российского врача.

    Субъективные врачебные ошибки

К наиболее частым встречающимся субъективным причинам врачебных ошибок относят: поверхностное, небрежное обследование; недостаточная степень подготовки врача и неуверенность его в своих знаниях; логические ошибки: поспешное обобщение, неправильное заключение, ошибочное некритическое применение аналогии; самоуверенность и т.д. Субъективные причины не могут быть этически оправданы. Когда речь идет о здоровье и жизни человека – высших его ценностях – необходимо принять во внимание даже самый минимальный риск, объективно и всесторонне измерить имеющийся риск, тщательно его контролировать, принимая все меры к его уменьшению.

    Кто считается отцом античной этики и почему

Отец древней этики – Сократ; ввел понятие добродетели – направленности человека на то, чтобы делать добро.

    Тактические врачебные ошибки

Неправильный выбор методов исследования для установления диагноза, а также неправильная оценка его результатов; ошибочное установление показаний и (или) противопоказаний к тому или иному методу лечения или профилактики, ошибки в организации лечебного процесса и т.д.

    Технические врачебные ошибки

Неправильное выполнение диагностических или лечебных манипуляций и процедур, неправильное оформление медицинской документации и др.

    Факторы формирования биоэтики

1)научно-технический прогресс и его последствия

2)развитие демократических свобод и прав личности в современном обществе, которое порождает в свою очередь большой круг биоэтических вопросов: право на жизнь или смерть, право на здоровье, права пациента и права врача и т.д.

3)наличие морального плюрализма в мультикультурном обществе

4)медикализация

Ф-ры актуализации: медиизация (влияние СМИ на человека), глобализация биоэтических проблем, наличие и решение которых затрагивает всё человечество.

55. Характеристика патерналистской модели поведения…. Патерналистская модель (от лат. paternus –отцовский) предполагает, что врач, тщательно исследовав состояние больного, устанавливает наиболее приемлемое для каждой конкретной ситуации лечение, направленное на полное выздоровление. Последнее слово в выборе мер лечения остается за врачом. Подразумевается, что больной может быть не согласен с назначенными процедурами, однако он не вполне компетентен в этом вопросе и впоследствии поймет правильность выбора, сделанного врачом, то есть при расхождении мнения пациента с объективными медицинскими показаниями предпочтение отдается последним. В рассматриваемой модели врач действует как опекун (отец), обеспечивая наиболее адекватное, с его точки зрения, лечение. Автономия больного сводится к его согласию с врачебным усмотрением.

56. Хар-ка информационной и совещательной модели поведения . В соответствии с информационной моделью(ее можно объединить с «либерационной») врач обязан предоставить пациенту всю существенную информацию, касающуюся заболевания. Пациент самостоятельно осуществляет выбор лечения, которому врач должен последовать, несмотря на вероятность некоторой необъективности больного. Именно на пациента в конечном счете возлагается ответственность за выбор лечения. Таким образом, концепция автономии больного по этой модели заключается в контроле за формированием врачебного решения.

Последняя из моделей – совещательная . Врач в совещательной модели действует как друг или учитель, вовлекая пациента в диалог для выявления лучшего способа действия. Он разъясняет пациенту все возможные варианты лечения и один из них, являющийся, по мнению специалиста, наиболее подходящим. Концепция автономной воли больного заключается в том, что он имеет возможность выбора метода лечения на основе детального суждения с врачом всех альтернативных вариантов и определение оптимального.

57. Что нужно, чтобы стать настоящим врачом по мнению древнегреческих врачей. Надо хорошо учиться, быть прилежным, получать зачеты и учить медэтику)

58. Что считал Пирогов по поводу врачебной ошибки. Я считал… своим священным долгом откровенно рассказать читателям о своей врачебной деятельности и её результатах, так как каждый добросовестный человек, особенно преподаватель, должен иметь своего рода внутреннюю потребность возможно скорее обнародовать свои ошибки, чтобы предостеречь от них других людей, менее сведущих. Н. И. Пирогов

59.Что такое этика? Э́тика -философское исследование морали и нравственности . Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности . По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести , сострадания , дружбы , смысла жизни , самопожертвования и т. д

Термин этика иногда употребляется также для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы.

60. Что такое биоэтика? Биоэ́тика наука о нравственности) - учение о нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии.

61. Деонтология - учение о проблемах морали и нравственности, раздел этики . Термин введен Бентамом для обозначения теории нравственности как науки о морали. Основы деонтологии в отечественной медицине заложил заслуженный советский онколог Н. Н. Петров .

Впоследствии наука сузилась до характеристики проблем человеческого долга, рассматривая долг как внутреннее переживание принуждения, задающегося этическими ценностями. В ещё более узком смысле деонтология была обозначена, как наука, изучающая конкретно медицинскую этику, правила и нормы взаимодействия врача с коллегами и пациентом .

Главные вопросы медицинской деонтологии - это эвтаназия , а также неизбежная смерть пациента.

Отношение к медицине и ее верным слугам в России неодно­значное. За глаза врачей принято ругать: учились плохо, диагнозы путают, от шоколадки в конверте не отказываются. Но если дело худо и подорожник больше не помогает, граждане все равно отправляются в поликлинику – и требуют чуда и нежности. Доктора в свою очередь тоже разрываются: профессиональный кодекс велит быть чуткими и никогда не ошибаться, да только то зарплату срежут, то пациенты спорят с назначениями, то министры чудят. Взаимное раздражение не лучшее лекарство при недомогании, поэтому настало время назвать болевые точки и поучиться не нервировать друг друга.

В общении с врачами больше всего раздражает:

  • 32,6% непрофессионализм
  • 22,1% высокомерный тон
  • 19,3% хамство
  • 12,6% материальная заинтересованность
  • 6,4% ничего
  • 5,7% цинизм
  • 1,3% попытки флиртовать

Источник: опрос WH

«Проблемы в общении специалиста с пациентом чаще всего случаются в рамках ОМС, – комментирует результаты опроса Олег Бородин, врач-терапевт Клинического госпиталя на Яузе. – За 12 минут врач должен оформить документацию, понять проблему, назначить анализы, а непосредственно на общение с пациентом, объяснение подробностей его состояния времени остается очень мало. В таких условиях немудрено, что больные часто ругают нас за недостаточную внимательность. Изменить это сложно, но и пациенты должны понимать, что требовательный тон в общении с врачом вряд ли добавит коммуникации продуктивности.

В рамках частной медицины клиенты настороженно относятся к дополнительным назначениям: многим кажется, что анализы, лекарства и исследования – пустая трата денег. Однако право пациента – получить подробные разъяснения, для чего именно нужны внеочередные расходы, а компетентный специалист всегда даст исчерпывающий ответ. Интересоваться этим совсем не стыдно».

«Обычно пациенты демонстрируют негативные эмоции по вполне уважительным причинам, – с пониманием говорит Михаил Копосов, директор по медицине сети клиник «Альфа-Центр Здоровья». – Люди плохо себя чувствуют, нервничают, если прием задерживается, боятся услышать страшный диагноз или имеют неудачный опыт общения с врачами в прошлом. Все это, конечно, не оправдывает хамский тон, но профессионал постарается погасить негатив. Впрочем, требовать от доктора, то есть такого же живого человека, хорошего настроения несмотря ни на что – тоже нельзя».

Чтобы не стать жертвой плохого настроения гражданина в белом халате, обрати внимание на список того, что врачей особенно злит в общении с пациентами.

В общении с пациентами больше всего раздражает:

  • 45,7% когда он считает себя умнее врача
  • 14,6% непунктуальность
  • 11,2% хамство
  • 10,6% ничего
  • 9,6% вторжение в личное пространство
  • 8,3% несоблюдение элементарных правил гигиены

Источник: опрос WH

«Одна из наиболее актуальных современных проблем заключается в том, что пациент, начитавшись интернета, считает себя достаточно компетентным в лечении и просит врача только прокомментировать анализы, – сокрушается терапевт Олег Бородин. – И при этом не считает необходимым делиться информацией о своем самочувствии, а зачастую вообще преувеличивает тяжесть симптомов. В таких условиях правильно трактовать результаты обследования специалисту трудно, отсюда и неточные назначения.

Еще одна проблема – давно сложившийся и до сих пор существующий у пациентов стереотип, что к врачу надо обращаться только в самом крайнем случае. Часто люди считают себя не настолько больными, чтобы принимать лекарства.

Конечно, человека можно понять, если ранее он попал к некомпетентному специалисту, который назначил лишние препараты или, наоборот, недолечил. Но миссия современного врача – переломить это мнение, напомнить о недопустимости самолечения, пригласить пациента к диалогу, в котором его мнение тоже будет учитываться. Больной вправе высказать своему доктору сомнения насчет любого этапа лечения или назначенных препаратов и получить исчерпывающие ответы или альтернативные рекомендации».

Флирт или показалось?

43% врачей, принявших участие в опросе WH, заявили, что сталкивались с флиртом и заигрыванием со стороны пациентов, и никто из опрошенных не выразил большой радости по этому поводу – скорее недоумение от неуместности происходящего. Больные на домогательства медиков жалуются гораздо реже: всего 1,3% респондентов когда-либо получали двусмысленные знаки внимания на приеме и были этим раздражены. Однако психологи утверждают, что показания сторон не стоит воспринимать слишком серьезно: не исключено, что пациенты ошибочно трактуют внимательность и любезность доктора как призыв к чему-то большему. В защиту якобы похотливых больных скажем, что визит к врачу, тем более с раздеванием, для многих изрядный стресс, а в такой ситуации, бывает, ведешь себя странно.

«Работу психолога клиенты часто ошибочно трактуют как знаки симпатии, внимания, флирта, – заступается за коллег телесно-ориентированный психотерапевт Дарья Сучилина. – Специалисты действительно используют особые техники, чтобы создать доверительную атмосферу – так человеку проще обсуждать личные проблемы. Но иногда наивный клиент считает, что психотерапевт тянется к нему или даже, может, заигрывает. Поэтому людей, которые пытаются вывести своего врача на более интимный уровень общения и даже влюбляются, увы, немало.

Особенно щекотливы те виды психотерапии, в которых специалисты работают с телом. В некоторых упражнениях необходимы прикосновения, а это узкое место, в котором врачу легко нарушить личные границы и законы профессиональной этики. Собственно, поэтому кодекс чести у телесноориентированных терапевтов особенно строг. Первое правило – контракт на прикосновение: перед тем как щупать клиента, психолог должен объяснить, зачем это нужно, куда именно он положит руку, и свериться, нормально ли это для человека. Если твой терапевт этого не делает – есть повод задуматься. Второе правило – характер прикосновений: они должны быть совершенно «однозначными», то есть без поглаживаний, пощипываний и прочих игривостей. Если нужно сжать крепче, это заранее оговаривается, а клиент вправе регулировать процесс или вообще отказаться от экспериментов. И никаких скольжений и массажа – за таким ходят к другим специалистам.

Все перечисленные правила применимы и к работе врачей других специальностей, особенно тех, где для проведения осмотра человека необходимо раздеть. А что касается влюбленностей и флирта: медики и их пациенты – обычные люди, и большое чувство может случиться где, когда и с кем угодно. Но в такой ситуации обоим участникам романа необходимо понимать, что терапевтические отношения на этом прекращаются раз и навсегда. Никаких платных консультаций, никаких часовых монологов о наболевшем».

Ласковое слово

Поведение пациента не должно влиять на настроение врача, но в твоих силах сделать ваше общение приятнее. Сами доктора признались, что ценят в клиентах:

  • умение принять информацию от врача и довериться рекомендациям;
  • соблюдение назначений и обратную связь по поводу лечения;
  • обращение к врачу по имени-отчеству;
  • открытость, готовность совместно искать причину болезни и подходящие способы лечения.

Хороший врач должен быть очень тактичным. Умение разговаривать с пациентами - это основной навык, который вам нужно будет развить.

Шаги

Часть 1

Основные стратегии
  1. Перед тем, как сказать что-то, подумайте, что именно вы хотите сказать. Когда вы будете знать, что конкретно нужно сказать, подумайте, как лучше выразиться, прежде чем пациент войдет в ваш кабинет.

    • Вам не нужно записывать все, что вы будете говорить, но если вы будете иметь общее представление о том, что нужно сказать, вам будет легче запомнить все необходимые детали. Это также даст вам возможность подумать, как лучше выразиться.
  2. Слушайте внимательно. Задавайте пациентам вопросы об их проблемах. Обращайте пристальное внимание на реакцию пациентов и отвечайте им так же.

    • Обращайте внимание как на вербальные, так и на невербальные реакции.
    • Повторяйте ответы пациента. Это поможет вам лучше понять ситуацию, пока вы уверяете своих пациентов, что ее или его проблемы решаемы.
  3. Рассматривайте потребности пациента в целом. Пациент - это больше, чем просто медицинский случай. Вы должны смотреть на него, как на личность со своими уникальными страхами, убеждениями и обстоятельствами.

    • Уважайте все убеждения вашего пациента, даже если вы не согласны с ними.
    • Поощряйте пациентов задавать вопросы.
  4. Говорите с пациентом на доступном языке. По возможности, откажитесь от медицинской терминологии, не говорите с пациентами на профессиональном языке. Говорите медленно и четко, чтобы избежать ненужной путаницы.

    • Разделите важную информацию о состоянии или лечении на маленькие части. Убедитесь, что пациент понял одну часть, прежде чем переходить к другой.
    • Предоставляйте техническую информацию, только если спросят. Слишком много сложной информации может привести многих пациентов в уныние.
    • Некоторые говорят, что понимание прочитанного застряло на уровне 6-ого класса. Попытайтесь заменить слова, которые вы употребили бы для описания ситуации в разговоре с другим доктором, на слова понятные шестикласснику.
  5. Стройте ваши обсуждения на опыте прошлого. Описывая значение конкретных действий, постарайтесь использовать слова, которые были понятны вашим предыдущим пациентам.

    • Если пациент выписался недавно, объясните, что пренебрежение назначенным лечением может привести к повторной госпитализации.
    • Если член семьи или друг пациента страдал той же болезнью, говорите о хороших и плохих способах ухода за любимым человеком.
  6. Объясните пациенту все тщательно и точно. Информация о его болезни, состоянии и лечении, которую вы предоставляете, должна быть полноценной и точной.

    • Объясните суть диагноза на доступном языке.
    • Опишите курс лечения и ожидаемый результат. Если есть альтернативные методы лечения, объясните и их суть тоже.
  7. Убедитесь, что вас поняли. После того как вы сказали всё, что пациенту нужно знать, попросите его повторить ваши слова. Это поможет вам убедиться, понял ли вас пациент.

    • Сразу же устраняйте любые недопонимания.
    • Вы можете также предоставить источники дополнительной информации, если пациент стремится узнать больше.

    Часть 2

    Знакомство с новыми пациентами
    1. Представьтесь. При первой встрече с пациентом, вы должны представиться и объяснить, что, как врач, ваша главная задача заботиться о пациенте наилучшим образом.

      • Дайте пациенту понять, что вы внимательны к его тревогам и убеждениям, и постараетесь учитывать их при выборе метода лечения.
      • Убедите пациента в том, что он может обсуждать все, не боясь осуждения и насмешек.
      • Предстаньте в качестве союзника пациента. Это помогает установить хорошие отношения между врачом и пациентом.
    2. Растопите лед при помощи короткого разговора. Короткий разговор создает непринужденную дружескую атмосферу, в которой ваш пациент будет чувствовать себя комфортнее. Вы также можете добиться этого, закончив разговор на беззаботной ноте.

      • Короткий разговор может быть полезен при первой встрече с пациентом и в случаях, если вам придется общаться с ним в дальнейшем.
      • Отвлеченными темами для разговора могут стать погода, экономика, свежие медицинские новости или текущие события.
      • Если вы думаете, что установите долгосрочные профессиональные отношения с пациентом, то можете также перейти на личные темы. Расскажите о своей семье и спросите о семье пациента. Обсудите карьеру вашего пациента, его образование, что он любит и не любит.
    3. Дважды просмотрите историю болезни пациента. Вы должны заранее иметь на столе историю болезни вашего пациента, в разговоре вы можете уточнить сомнительные моменты.

      • Просите уточнить все непонятные для вас пункты в истории болезни.
      • Просмотрите историю болезни членов семьи вашего пациента и узнайте, есть ли у них в роду люди с заболеваниями, имеющими отношение к диагнозу.
      • Прежде чем прописать какие-либо лекарства, спросите нет ли у пациента аллергии на них.
    4. Спросите о ценностях и идеях пациента. Спросите, есть ли у пациента какие-либо убеждения, которые вы должны принять во внимание с самого начала. Независимо от ответа, вы должны оценить ценности и цели пациента в процессе работы.

      • Задавайте вопросы, чтобы убедиться, что пациент верит вам. Работая со смертельно больными пациентами, спросите ради чего стоит жить? Из ответа вы поймете, на что готов пациент ради продления жизни.
      • Продолжайте задавать вопросы, пока вы не будете иметь полного представления о точке зрения пациента.

    Часть 3

    Использование невербальных коммуникаций

    Часть 4

    Обсуждение сложных вопросов
    1. Обсудите сложные темы прежде, чем наступит кризис. Вы должны обсудить некоторые сложные вопросы, которые могут возникнуть, как только будет поставлен диагноз или если появится опасение, что состояние может ухудшиться.

      • Это может касаться чего угодно: от радикальных методов лечения до пожизненного ухода за больным.
      • Идеальное место для обсуждения сложных задач - это ваш кабинет, а не больница. Пациентам свойственно принимать мудрые решения в непринужденной обстановке.
    2. Уделите время обсуждению важных решений. Некоторые вопросы могут потребовать немедленного решения, но, как правило, у пациентов бывает несколько дней или недель, чтобы подумать.

      • Настаивайте на важности принятия решения, но дайте пациенту максимальное количество времени на раздумья.
      • Люди часто жалеют о решениях, принятых в спешке. Постарайтесь свести к минимуму ваши сожаления и сожаления ваших пациентов.

1. СОЗДАТЬ ПРИЯТНУЮ АТМОСФЕРУ ПРИ РАЗГОВОРЕ.

утомлять и напрягать Ваши глаза и глаза пациента. Будет ли мешать шум Вам или больному сконцентрировать внимание на вопросах? Если Вы не можете его устранить, предложите перейти в другое помещение для

про­должения разговора. Ваш пациент может вести себя скованно, если

по­чувствует, что разговор кому-нибудь мешает. Если возможно, попробуйте спланировать знакомство так, чтобы соседа по палате в этот момент не было. Попросите посетителей выйти временно в холл, но дайте возмож­ность присутствовать друзьям или членам семьи, если больной этого по­желает.

Готов ли пациент к разговору? Если он устал, боится чего-либо, у не­го что-то болит, он будет слишком удручен и будет неразговорчив. Пере­несите знакомство. При наличии у пациента боли, выполните манипуля­ции, назначенные врачом. Отведите на разговор не меньше 15 минут. Не спешите; для хороших результатов беседа может продлиться и час. Пред­положим, что у Вас нет времени для непрерывного разговора. Разделите его на несколько частей и объясните больному, почему Вы это делаете.

2. ПОЛУЧИТЕ ВСЮ ИМЕЮЩУЮСЯ ИНФОРМАЦИЮ О ВАШЕМ ПАЦИЕНТЕ ДО РАЗГОВОРА С НИМ

Найдите как можно больше информации из доступных источников и предыдущих мест лечения (если они были). Таким образом, Вы сэкономите свое время и не утомите больного. Тем не менее, постарайтесь быстро сде­лать выводы из полученных сведений, так как больной мог не дать полную информацию до этого. Убедитесь, что у Вас есть правильный адрес боль­ного, телефон, возраст, место работы и так далее.

3. ПОПРОБУЙТЕ ДОБИТЬСЯ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ С ВАШИМ ПАЦИЕНТОМ

Прежде чем перейти к сути разговора, поговорите с ним минут 5 на отвлеченные темы. Если Вы стоите, пациент может почувствовать себя подавленным и будет обрывать ответы или упускать важную информацию. Проявите неподдельный интерес к тому, что он Вам говорит. Заинтересо­ванный взгляд и периодическое повторение его слов помогут добиться желаемых результатов. Если Вы выглядите резким, недоступным, безраз­личным - он не доверится Вам. Разъясните цель разговора больному, чтобы он понял, какую пользу он извлечет из этого. Подчеркните необходи­мость в его честности и открытости. Приведите примеры того, как полу­ченная информация помогла определить правильное лечение и уход.

4. ЗАДАЙТЕ ТОН РАЗГОВОРА

Начните разговор с вопроса: "Как Вы себя чувствуете?" или "Что Вас беспокоит больше всего?" Дав ему выговориться о его болезни, Вы можете выявить симптомы, подлежащие обследованию. Это также поможет оце­нить эмоциональное состояние больного и его уровень понимания. Не раз­глашайте информацию, полученную от больного. Дайте возможность больному отвечать на Ваши вопросы свободно, но если он слишком укло­нится от темы - возвратите его к предмету разговора. Чтобы сделать это тактично задайте ему вопрос, касающийся его болезни: "Расскажите еще о боли в ногах". В ходе разговора контролируйте себя, говорите просто и понятно. Избегайте использования медицинских терминов. Ваш пациент не захочет оставаться в неведении относительно их. Не уверены, что боль­ной понял вопросы? Попросите его повторить своими словами то, что Вы сказали. Обратите особое внимание на то, что он ответит. Осознает ли па­циент, что он болен? Таким образом, поняв чувства пациента, Вы поможе­те себе узнать больше о нем.


5. ФОРМУЛИРОВКА ТОЧНЫХ ВОПРОСОВ

Попробуйте задавать вопросы, требующие больших ответов, чем "ДА" или "Нет". "Незаконченные" вопросы концентрируют внимание па­циента и заставляют его давать более полные ответы. Если больной просит обратить внимание на одну из его жалоб, попросите поподробней расска­зать о ней. Детальные описания важны при употреблении больным незнакомой Вам терминологии. Прислушивайтесь к ответам Вашего пациен­та. Они могут повлечь за собой другие вопросы. Например: "Как Ваше зрение?" Если он ответит: «Иногда в глазах меркнет свет», продолжайте задавать вопросы. Спросите: "Как часто это случается и как долго длится?"

6. ДЕЛАЙТЕ ЗАМЕТКИ

Не пытайтесь записать всю информацию, которую Вы получили от больного.

Вместо этого кратко запишите даты, время, ключевые слова или фра­зы и используйте их позже, чтобы дополнить записи.

9. 10 "ДА" ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

1. Беседу с пациентом начинайте с указания Вашего имени и долж­ности, а также сообщения цели беседы. Обращайтесь к Вашему пациенту только по имени-отчеству и на "Вы".

2. Смотрите пациенту в лицо, найдите его глаза, улыбайтесь, одобри­тельно кивайте. Открытое лицо, скрытые мысли.

3. Пользуйтесь исключительно положительной интонацией Вашего голоса. Это очень важно!

4. Говорите внятно, доходчиво, неторопливо, с каждым на его языке.

5. Поощряйте вопросы Вашего пациента.

6. Обеспечьте тишину и конфиденциальность Вашей беседы.

7. Внимательно слушайте.

8. Проявляйте сочувствие, искренний интерес и участие, будьте естественны.

9. Проявляйте непрерывную инициативу в создании психологической атмосферы.

10. Поддерживайте пациента поощрительными замечаниями после каждого удачного действия. Реагируйте на каждое движение. Очень важно при этом прикасаться к пациенту: поглаживать по спине, нежно взять за локоть или за руку, чтобы похвалить.

10 "НЕТ" ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

1. Не следует принимать неточные ответы, повторите вопрос.

2. Не раздражайтесь, если приходится снова и снова задавать один и тот же вопрос.

3. Не всегда можно ожидать блестяще выполненное задание после Ваших инструкций.

4. Не нагружайте больного слишком большой ответственностью.

5. Не требуйте точной идентификации имен мед. персонала, названий предметов или лекарств.

6. Не оценивайте поведение больного, как личное отношение к Вам.

7. Не ругайтесь и не спорьте с пациентами.

8. Говорите с пациентами конкретно - не давайте им возможность большого выбора.

9. Не показывайте своих чувств, особенно если расстроены.

В каком документе ВМА описаны обязанности врача (дата и место его принятия)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОДЕКС МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ

ВМА, Венеция, октябрь, 1983

Виды ответственности за нанесение ущерба здоровью пациента. От чего зависит вид ответственности.

Первый судья врача – собственная совесть(за нарушение этических норм). Второй – медицинское сообщество, которое в лице врачебной ассоциации имеет право наложить на нарушителя взыскание в соответствии со своим уставом и иными документами.

Если нарушение этических норм одновременно затрагивает и положения действующего законодательства Российской Федерации, врач несет ответственность по закону. (административную и уголовную)

Вклад В.А.Манассеина в развитие медицинской этики в России

Он основал газету «врач».где поднимались вопросы о врачебных ошибках, смертной казни,профессиональной ответственности врача.

Вклад В.В.Вересаева в развитие медицинской этики в России

В.В. Вересаев, работая над «Записками», следовал примеру глубоко уважаемого им Н.И. Пирогова, основным правилом которого было ничего не скрывать от своих учеников, откровенно рассказывать обществу о своей врачебной деятельности и ее результатах, а также о своих врачебных ошибках. Свое образие книги Вересаева заключается в том, что это не записки старого, опытного врача, подводящего итоги своим наблюдениям и размышлениям, выработавшего определенные ответы на все сложные вопросы врачебной науки; это также не записки врача-философа, глубоко проникшего в суть науки. «Я, - говорит В.В. Вересаев, - обыкновенный средний врач со средним умом и средним знанием; я сам путаюсь в противоречиях, я решительно не в силах разрешить многие из тех тяжелых, настоятельно требующих решения вопросов, которые возникают передо мною на каждом шагу».

Вклад М.Я.Мудрова в развитие медицинской этики в России

Основоположник мед.этики в россии.предположил моральные качества русского врача в слове «о благочестии и нравственных качествах Гиппократова врача». Выделял 3 качества настоящего врача: способности, условия, желания. Черты характера врача: скромный, честный,сдержанный,опрятный, здоровый, не корыстный, не стыдится обращаться за помощью к коллегам.

Вклад Н.И.Пирогова в развитие медицинской этики в России

Поднял вопрос о врачебных ошибках. считал. что врачебные ошибки неизбежны в практике врача. Не нужно их стыдится, нужно обнародовать, чтобы другие не совершали подобные ошибки

Вклад Н.Н.Петрова в развитие медицинской этики в России

Для замены понятия «врачебная этика», выдающийся хирург Н. Н. Петров, в 1944 г., ввел в русский язык термин «медицинская деонтология»

Как должен вести себя врач по отношению к коллегам согласно Международному кодексу медицинской этики

Обязанности врачей по отношению друг к другу

ВРАЧ ДОЛЖЕН:

Вести себя по отношению к своим коллегам так, как хотел бы, чтобы они вели себя по отношению к нему;

Не переманивать пациентов у своих коллег;

Соблюдать принципы Женевской декларации, одобренной Всемирной медицинской ассоциацией.

Как должен вести себя врач по отношению к коллегам согласно Этическому кодексу Российского врача

Статья 16. Врач обязан поддерживать честь и благородные традиции медицинского сообщества.

В течение всей жизни врач обязан сохранять уважение, благодарность и обязательства по отношению к тому, кто научил его врачебному искусству.

Врач обязан делать все от него зависящее для консолидации врачебного сообщества, активно участвовать в работе врачебных ассоциаций, защищать честь и достоинство коллег, как свои собственные, не применять диагностические и лечебные методы, осужденные ассоциацией врачей.

Моральная обязанность врача – блюсти чистоту рядов врачебного сообщества, беспристрастно анализировать ошибки своих коллег, как свои собственные, активно препятствовать практике бесчестных и некомпетентных коллег, а также различного рода непрофессионалов, наносящих ущерб здоровью пациентов.

Статья 17. По отношению к коллегам врач должен вести себя так, как хотел бы, чтобы они вели себя по отношению к нему.

Во взаимоотношениях с коллегами врач обязан быть честен, справедлив, доброжелателен, порядочен, должен с уважением относиться к их знаниям и опыту, а также быть готовым передать им свой опыт и знания.

Моральное право руководства другими врачами и персоналом дает не административное положение, а более высокий уровень профессиональной и нравственной компетентности.

Критика в адрес коллеги должна быть аргументированной и неоскорбительной. Критике подлежат профессиональные действия, но не личность коллег.

Недопустимы попытки укрепить собственный авторитет путем дискриминации коллег. Врач не имеет права допускать негативные высказывания о своих коллегах и их работе в присутствии пациентов и их родственников.

Врач не может переманивать пациентов у своих коллег. Предложение безвозмездной медицинской помощи коллегам и их близким родственникам – этично и гуманно.

10. Каким видам ответственности подлежит врач за совершение врачебной ошибки. (ответственность только моральная)

За совершение врачебной ошибки врач подлежит только моральной ответственности

11. Какими тремя качествами должен обладать человек, чтобы стать настоящим врачом, по мнению М.Я.Мудрова

скромность, честность, благоразумия. Иметь способности, условия, желания. Хороший внешний вид, быть здоровым, сдержанность, умеренность

12. Какой из принципов является основным в модели медицинской этики Парацельса

делай благо

13. Качества, которыми должен обладать настоящий врач, по мнению древнегреческих врачей (работа «Закон»)

природное расположение

многолетнее прилежание


Похожая информация.




gastroguru © 2017