Формы отражения особенности психического отражения. Специфика психического отражения: определения психики и сознания - реферат

Индивид – единичное природное существо, живая особь как представитель своего вида, как носитель индивидуально своеобразных черт, как субъект своей жизнедеятельности.Индивидом от рождения является любая индивидуальная особь животных или человека.

Субъект– индивид как носитель активности . Субъектом активности может быть и животное, и человек (см. Активность ). В некоторых случаях субъектом может выступать группа (например, нация, общество и т.п.).

Человек живое существо, представляющее высшую ступень развития жизни, субъект социальных отношений и деятельности; обладает способностью трудиться, создавая орудия труда и продукты труда, способностью устанавливать и развивать социальные отношения, опосредствованные социальными нормами и речью, способностью к логическому мышлению, воображению и сознательному отражению. Как личность человек способен к свободному волеизъявлению, т.е. к осуществлению поведения, которое детерминируется только собственным сознательным решением и волевыми усилиями, направленными на реализацию принятого решения.

Активность всеобщая характеристика живых существ, выражающаяся в поддержании и преобразовании ими жизненно значимых связей с окружающим миром , т. е. во взаимодействии. Активность характеризуется обусловленностью производимых актов (действий) в большей степени внутренними состояниями субъекта непосредственно в момент действования, чем предшествующими внешними воздействиями. В этом смысле активность противостоит реактивности . У животных активность выступает в форме адаптивной жизнедеятельности , у человека – в форме деятельности .

Поведение – свойственное живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью, система отличающаяся целенаправленным характером последовательных действий , благодаря которым организм осуществляет практический контакт с природой. Попытки научного объяснения П. в разное время опирались на механистический детерминизм (по аналогии с взаимодействием физических тел) и на биологический детерминизм (Ч. Дарвин, И.П. Павлов). Бихевиоризм ограничил П. совокупностью лишь внешне наблюдаемых двигательных реакций в ответ на внешние стимулы, и тем самым противопоставил П., доступное внешнему наблюдению, сознанию, т.к. по мнению бихевиористов, интроспективные методы познания являются недостоверными и необъективными. Такая позиция бихевиоризма привела к тому, что целостная активность живых существ была разъединена на внешнюю (двигательную) и внутреннюю (психическую), которые соответственно стали изучаться и различными методами. Поэтому в современной психологии под поведением довольно часто понимают ту активность живых существ (включающую также и моменты неподвижности), которую можно наблюдать извне, а для обозначения целостной активности живых существ в единстве ее внешних и внутренних компонентов используются термины «деятельность» (у человека) и «жизнедеятельность» (А.Н.Леонтьев).

Отражение – философская категория, обозначающая всеобщее свойство материи, заключающееся в способности объекта (отражающего) воспроизводить в собственных характеристиках и в с соответствии со своей природой свойства другого объекта (отражаемого). Отражение возникает только в результате взаимодействия между объектами. Характер отражения зависит от уровня организации материи , поэтому оно качественно различается в неорганической и органической природе. На уровне организма отражение может выступать в форме раздражимости (как возникающей под воздействием внешних и внутренних стимулов способности живой материи отвечать на воздействие избирательной реакцией, соответствующей особенностям стимула) и чувствительности (как способности иметь ощущения – первичные психические образы среды, возникающие в процессе адекватной экологическому своеобразию данного организма и его потребностям активности и служащие целям регуляции этой активности).

Раздражимость -- (англ. irritability ) - Элеменатрная допсихическая форма отражения, свойственная всем живым системам. Выражается в способности живых систем (организмов) реагировать на биологически значимые внешние воздействия определенными функциональными и структурными изменениями. Проявляется по-разному, в зависимости от сложности живой системы. Охватывает широкий круг явлений (диффузные реакции протоплазмы у простейших живых существ, фототропизмы, хемотропизмы, механотропизмы, сложные, высокоспециализированных реакций организма человека). Эти изменения в живой системе и составляют суть допсихического отражения – раздражимости (синоним – возбудимость).

Комментарии. В свете современных научных данных психика в своей зачаточной форме (чувствительности ,т. е. способности ощущения) возникла из раздражимости живых существ как активное отражение ими жизненно важных для них изменений окружающей среды , регулирующее их поведение .

Леонтьев выделил основные стадии развития психики (чувствительности) в процессе эволюции (сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект, сознание ) и, опираясь на культурно-историческую теорию Л . С . Выготского ,показал общественно-историческую специфику развития психики человека (переход к сознанию).

Чувствительность (англ. sensitivity ) – способность к элементарной форме психического отражения - ощущению .Именно с чувствительности, согласно гипотезе А . Н . Леонтьева и А . В . Запорожца ,начинается развитие психики в филогенезе .В отличие от раздражимости в понятии «Чувствительность» используется критерий сигнальности: чувствительность - отражение организмом таких воздействий, которые непосредственно не являются биологически значимыми (напр., в силу своей энергетической слабости), но могут сигнализировать о наличии (изменении) др. условий среды, которые являются жизненно важными (необходимыми или опасными). Чувствительность позволяет направить (вести) организм к жизненно необходимым компонентам среды или от неблагоприятных и опасных компонентов окружающей среды. Для обеспечения чувствительности. требуются специальные органы (рецепторы ),которые реагируют на биологически незначимые воздействия.

Психика – особое свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом окружающего мира. На основе возникающей в ходе такого отражения субъективной картины мира осуществляется саморегуляция поведения. Психика свойственна живым существам, обладающим чувствительностью (в отличие от раздражимости , А.Н.Леонтьев). Высшим животным (некоторым из млекопитающих) свойственны предпосылки идеальной формы психического отражения. Но только у человека психика может выступать в своей высшей форме – в форме сознания.

Сенсорная психика – простейшая из форм психического отражения (элементарная чувствительность ), описанная А.Н. Леонтьевым. Состоит в отражении отдельных свойств объективной действительности. Для животных, обладающих сенсорной психикой, характерны инстинктивные формы поведения – жестко запрограммированные реакции на отдельные свойства окружающей среды. Сенсорная психика аналогична психическому процессу ощущения у человека. Однако у человека ощущения имеют культурно-историческую специфику, обладают свойствами осознанности, произвольности, опосредствованности (см. Высшие психические функции ).

Перцептивная психика -- вторая по сложности форма психического отражения (чувствительности), описанная А.Н. Леонтьевым. Состоит в отражении предметов и явлений в целом, в совокупности их свойств, т.е. в форме образов. Эта стадия развития психики позволяет осуществлять субъекту предметное восприятие . Для животных, способных отражать в форме образов характерны навыки, т.е. формы поведения, которые приобретаются в индивидуальном опыте в ходе упражнения (в отличие от инстинктов). Перцептивная психика аналогична психическому процессу восприятия Высшие психические функции ).

Интеллект (практический) – свойственная высшим млекопитающим форма психического отражения(чувствительности), описанная А.Н. Леонтьевым. Состоит в отражении предметов и явлений в их связях и отношениях (отражение межпредметных связей ) Для живых существ, обладающих этой формой психики, характерны сложные формы поведения, обеспечивающие большие возможности приспособления и переноса навыков на новые условия. Эта форма психики аналогична психическому процессу мышления у человека. Однако у человека восприятие имеет культурно-историческую специфику, обладает свойствами осознанности, произвольности, опосредствованности (см. Высшие психические функции ).

Сознание – высшая, свойственная только человеку форма психического отражения и саморегуляции. Эмпирически сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем опыте, которые предвосхищают и регулируют деятельность человека. Сознание позволяет человеку отражать объекты и явления действительности в их объективных и устойчивых свойствах, а также свое субъективное отношение к ним («я» и «не-я»). По своему происхождению сознание социально и возникает в совместной деятельности людей. Сознательное психическое отражение опосредовано языком и произвольно . Структуру сознания составляют: чувственная ткань сознания, система значений и система личностных смыслов (А.Н. Леонтьев). Сознание обеспечивает возможность объективного познания и произвольного преобразования окружающей действительности благодаря тому, что оно составляет внутренний план человеческой деятельности.


Похожая информация.


Многочисленные теоретические и экспериментальные исследования познавательных процессов позволяют выделить три основных уровня психического отражения: сенсорно–перцептивный, представлений, вербально–логический.

Сенсорно–перцептивный уровень. В системе образного отражения этот уровень является базовым. Формируясь на самых начальных ступенях психического развития индивида, он не теряет своего значения в течение всей его жизни. Конечно, при переходах от одних возрастных ступеней к другим он изменяется, обогащается и трансформируется.

Ощущение и восприятие как исходные формы образного отражения возникают при непосредственном воздействии предметов и явлений объективной действительности на органы чувств. Именно в этих формах, как отмечал В. И. Ленин, осуществляется превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания. Основная характеристика сенсорно–перцептивного отражения в том и состоит, что оно возникает в условиях непосредственного воздействия предметов и их свойств на органы чувств человека и развертывается в реальном масштабе времени. Человек воспринимает предмет в том месте, в котором тот находится, и в тот момент, когда тот действует на органы чувств. Формирующийся сенсорно–перцептивный образ выступает как "навязанный нашему уму извне" (Сеченов). В этом проявляется "непосредственность действительности" сенсорного отражения, на котором основано доверие к показаниям органов чувств.

В процессе эволюции у человека сформировалась разветвленная система специализированных аппаратов (органов чувств), каждый из которых обеспечивает отражение определенных свойств окружающих предметов (ощущения разных модальностей): зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, вкусовые, кинестетические и т.д. Сенсорно–перцептивная сфера - это действительно богатейшая совокупность разнообразных ощущений. Однако они выступают не как некоторая пестрая мозаика несвязанных элементарных образов.

В процессе индивидуального развития у человека складывается определенная сенсорно–перцептивная организация (по Ананьеву), объединяющая совокупность органов чувств в целостную систему. Эта сложная система включает многообразные постоянные и переменные связи между сенсорными модальностями. На их основе формируются своеобразные функциональные органы (по Ухтомскому), обеспечивающие различные виды сенсорно–перцептивной ориентировки человека в окружающей среде.

К числу важнейших принадлежит та система связей между разными органами чувств, которая обеспечивает пространственную ориентировку. Ведущая роль в ней принадлежит зрительному анализатору, лабиринтному аппарату статокинестетического анализатора и кинестезии, но включает и другие анализаторы.

Основой восприятия пространства можно считать ориентацию человека относительно вертикального направления, совпадающего с действием силы гравитации. Направление гравитации - это главная ось системы отсчета, относительно которой оцениваются так или иначе все характеристики окружающего пространства.

Поскольку в обычных условиях перемещения человека по поверхности земли гравитация постоянна по силе и направлению, вся система анализаторов подстраивается к этой константе; благодаря связям анализаторов с теми, которые обеспечивают отражение гравитации, все они "заземляются". Формируются достаточно жесткие однозначные связи - стереотипы, благодаря которым в обычных условиях ориентировка в пространстве не требует специальных целенаправленных сознательно контролируемых действий; она осуществляется на неосознаваемом уровне, автоматически. Однако в тех случаях, когда между сигналами от разных анализаторов (ощущениями разных модальностей) возникают рассогласования относительно сложившегося стереотипа, это неизбежно приводит к искажению пространственного образа. Следствием такого рассогласования являются, например, хорошо известные в летной практике и подробно описанные иллюзии крена, противовращения, кабрирования, пикирования, пространственного положения, горизонтального полета. Все эти и другие аналогичные иллюзии возникают при определенных условиях закономерно: как следствие расхождения между сложившимся стереотипом пространственной ориентировки и текущей афферентацией. Чтобы преодолеть их, требуется специальная целенаправленная деятельность, сознательный контроль возникающих образов, формирование нового функционального органа (стереотипа) в процессе обучения и тренировки.

Важно отметить, что новый стереотип не требует обязательной ломки старого. Они вполне могут сосуществовать и обычно сосуществуют: в одних условиях "работает" один стереотип, в других - другой.

Второй уровень отражения - это уровень представлений. Представление как ощущение и восприятие - феномен образного отражения. Но если ощущение и восприятие какого–либо предмета или его свойства возникают только при его непосредственном воздействии на орган чувств, то представление возникает без такого непосредственного воздействия. В этом смысле оно является вторичным образом предмета.

К уровню представлений относится широкий круг психических процессов, важнейший среди которых - образная память и воображение. Образная память - это фиксация и последующее воспроизведение образов, возникших при восприятии; воображение - творческий процесс, создание новых образов путем трансформаций и комбинаций тех, которые сохранились в памяти. По своему содержанию образ-представление, также как сенсорно–перцептивный образ, предметен. Но в отличие от ощущения и восприятия, которые "навязаны нашему уму извне" и в силу этого презентируются сознанию как жестко и однозначно отнесенные к объективной реальности, образ-представление имеет как бы самостоятельное существование в качестве феномена "чисто" психической деятельности. Он обладает значительно меньшей четкостью и яркостью, чем сенсорно–перцептивный образ, меньшей устойчивостью и полнотой.

Но вместе с тем формирование представления - это новая ступень в прогрессивной линии развития когнитивных процессов. Здесь появляются элементарные обобщения и абстракции. На основе многократного восприятия предметов одной и той же категории происходит селекция их признаков: случайные признаки отсеиваются, а фиксируются лишь характерные и потому наиболее информативные. На уровне представлений предмет обособляется от фона, и в этой связи возникает возможность мысленно оперировать с объектом независимо от фона.

При переходе от ощущения и восприятия к представлению изменяется структура образа объекта: одни его признаки как бы подчеркиваются, усиливаются, другие редуцируются. Иначе говоря, происходит схематизация предметного образа.

Существенной особенностью представления является его панорамность, дающая субъекту возможность как бы выхода за пределы наличной (актуальной) ситуации.

При переходе от восприятия к представлению происходит преобразование сукцессивного перцептивного процесса в симультанный образ. То, что человек воспринимал последовательно, трансформируется в одновременную целостную умственную картину. В частности, как показал Н.Ф. Шемякин, при формировании топографических представлений "карта-путь" трансформируется в "карту-обозрение".

В процессе умственного развития человек овладевает также особыми способами мысленного оперирования представлениями: мысленного расчленения объектов и объединения их (и их деталей) в одно целое, комбинаций и рекомбинаций, масштабных преобразований, умственного вращения и др.

Уровень представлений имеет решающее значение при формировании образов–эталонов "когнитивных карт", концептуальных моделей, наглядных схем, планов и других "когнитивных образований", необходимых для выполнения любой деятельности.

Третий уровень когнитивных процессов - это вербально–логическое мышление , речемыслительный процесс.

В отличие от первых двух, относящихся к образному отражению, чувственному познанию, этот уровень - уровень понятийного отражения, рационального познания. Решая ту или иную задачу на этом уровне, субъект оперирует понятиями и логическими приемами, сложившимися в историческом развитии человечества, в которых зафиксирована общественно–историческая практика. На уровне понятийного мышления как бы разрываются ограниченные рамки индивидуального опыта, а точнее: в индивидуальный опыт включается огромный багаж знаний, выработанных человечеством. Благодаря этому индивид как бы освобождается от «рабского подчинения изначальным "здесь" и "теперь"» (Ж. Пиаже). Предметная область индивидуального познания на этом уровне приближается к той, которая раскрывается общественно–исторической практикой, т.е. становится практически безграничной. В процессе понятийного мышления человек оперирует абстракциями и обобщениями, зафиксированными в знаках и знаковых системах. Наиболее развитой и всеобщей знаковой системой является язык. Но в процессе понятийного мышления используются и другие исторически сложившиеся знаковые системы: математические, графические и других знаков, а также правил их применения.

В определенном отношении образная и понятийная формы психического отражения действительности противоположны. Они обычно и противопоставляются как чувственное и рациональное в познании, но в реальном когнитивном процессе органически взаимосвязаны: непрестанно переходят одна в другую.

Образ, регулирующий сознательную целенаправленную деятельность человека, включает так или иначе все три уровня психического отражения. Чтобы у человека сформировался такой образ, который обеспечил бы ему возможность эффективно действовать в различных ситуациях, находить в каждом конкретном случае адекватное решение, недостаточно только чувственных данных, т.е. сенсорно–перцептивной информации. Необходимо раскрыть значение этих данных, выявить существенное, общее, закономерное. Иначе говоря, с точки зрения требований деятельности образ становится только тогда, когда его "чувственная ткань" (термин А.Н. Леонтьева) органически объединяется со значением, т.е. когда чувственное и рациональное образует единый сплав. Образ, отражающий только то, что в данный момент непосредственно воздействует на органы чувств, не мог бы обеспечить целенаправленности действий; в этом случае окружающая среда полностью управляла бы поведением субъекта (такой случай можно представить только теоретически).

Но и образ, имеющий обедненную чувственную основу, также не может обеспечить эффективную регуляцию действий, особенно в сложных условиях.

Это значит, что при обучении человека какому–либо виду деятельности необходима определенная мера сочетания методов, формирующих чувственные и логические компоненты образа, его "чувственную ткань" и его "семантику".

Эффективность образа - в плане его регулирующей функции по отношению к деятельности субъекта - существенно определяется тем, насколько он обеспечивает антиципацию, т.е. опережающее отражение (по П.К. Анохину).

Антиципационные процессы свойственны всем перечисленным выше уровням отражения. Однако дальность антиципации на разных уровнях существенно различна. На сенсорно–перцептивном уровне она ограничена рамками актуального текущего действия. На уровне представлений появляется возможность антиципации также и в отношении потенциальных действий. На уровне вербально–логического мышления антиципация достигает своего наиболее полного проявления, ее дальность практически не ограничена. Антиципация этого уровня обеспечивает планирование деятельности в целом. При этом в вербально–логическом плане человек может достаточно легко и свободно переходить от настоящего к будущему и прошлому, от начального момента деятельности к конечному и от конечного к начальному и т.д.

Благодаря многоуровневости образа отражаемый в нем предмет (объект) презентируется человеку в многообразии своих свойств и отношений. Это в свою очередь обеспечивает возможность в ходе деятельности использовать то одно, то другое, то третье и т.д. свойство предмета или его отношение к другим предметам; возможность таких переходов - важнейшее условие творческих решений.

В каждый момент деятельности человеком осознается только небольшая часть того предметного содержания, которое презентовано в образе. При переходе от одного действия к другому (и даже от одного элемента к другому внутри действия) изменяется и осознаваемая часть содержания. Полноценный с точки зрения регуляции деятельности образ подобен айсбергу - в каждый момент на поверхности видна лишь его небольшая часть.

А.А. Обознов выделяет два уровня содержания психического образа, регулирующего предметное действие:

1) актуально значимое и

2) потенциально значимое.

Им присуща разная степень осознанности, и они играют разную роль в регуляции конкретных действий. Это исследование показало также, что только от актуально значимого содержания зависит способ выполнения действия и его смысл. Наиболее полно осознается, конечно, актуальная часть предметного содержания образа.

Проблема осознаваемого и неосознаваемого в психическом отражении принадлежит к числу сложнейших и, к сожалению, слабо разработанных. Не вдаваясь в анализ состояния этой проблемы и подходов к ее решению, отметим только, что ведущая роль в формировании осознанного отражения принадлежит вербально–логическим процессам: прежде всего осознается то, что включается в их сферу. В ходе реальной деятельности в зависимости от конкретных условий соотношения между разными уровнями отражения изменяются, а соответственно меняется и степень осознанности разных компонентов предметного содержания образа.

Выше отмечалось, что у человека в процессе его развития формируются определенные функциональные органы, объединяющие разные анализаторы в единую систему: эти системы состоят из жестких, однозначных связей - стереотипов. Компоненты образа, которые формируются по законам работы стереотипных звеньев, обычно не осознаются. Однако они могут стать осознаваемыми при специальной направленности познавательной активности, а также необычной (извращенной с точки зрения соответствия стереотипу) афферентации, создаваемой экспериментально или возникающей в некоторых специфических условиях деятельности.

Вот это последнее обстоятельство и побудило нас уделить особое внимание проблеме многоуровневой структуры образа. Дело в том, что в своей практической деятельности человек–оператор иногда вынужден работать в условиях извращения рецепции внешних воздействий, точнее, ее несоответствия сложившимся стереотипам. В частности, такие условия обычны для летчика: оптические искажения (необычный ракурс видения предметов, расположенных на земле, большая удаленность от видимых ориентиров, ослабленная видимость в тумане, в сумерках и т.д.), а также воздействие "негравитационной вертикали"; в этих условиях сохранение предметного содержания образа составляет для человека специальную задачу.

Практически важным является вопрос о том, как человек может решить эту задачу, в частности, может ли, он обеспечить сохранение содержания образа при помощи сознательного контроля сенсорно–перцептивных процессов и волевого усилия.

Другое, не менее важное обстоятельство состоит в том, что человек–оператор часто не имеет возможности воспринимать реальный объект, которым он управляет. Информация об объекте передается при помощи инструментальных сигналов в виде информационной модели. Образ этой модели, возникающий при ее восприятии, не совпадает, конечно, с образом реального объекта. При этом могут возникать противоречия между представлением и понятием, с одной стороны, и сенсорно–перцептивным образом - с другой. У человека–оператора возникает особое состояние: отчуждение от объекта управления, теряется чувство реальности физического объекта, которым он управляет. Сам процесс управления воспринимается им как "обнуление" абстрактных сигналов. Человек не управляет машиной (самолетом), а только "сводит стрелки", не представляя себе, какие реальные эволюции совершает самолет, какие процессы возникают в машине. Это происходит в связи с тем, что восприятию оператора представлен не реальный объект во всем многообразии его сенсорных свойств, а абстрактная модель объекта, воплощенная в обобщенной, но чувственно обедненной форме. Отчуждение от объекта управления, утрата непосредственности в восприятии и оценке его реальных свойств могут привести к снижению личностной значимости выполняемых действий и, отсюда, к притуплению ответственности, интереса и т.д., а в конце концов к снижению надежности.

Один из способов элиминации негативного влияния отчуждения - это формирование у оператора такого яркого, четкого и дифференцированного образа - представления, который позволял бы ему мысленно видеть за показаниями приборов реальные изменения управляемого объекта.

В условиях отчуждения особенно опасны нарушения привычных, ставших стереотипными связей между разными сенсорными модальностями.

Выше уже отмечалось, что стереотипизированные сенсорно–перцептивные компоненты образа, как правило, не осознаются. Однако они тотчас становятся предметом сознания, как только возникает нарушение или извращение рецепции внешних воздействий. Человек при этом способен дифференцировать отражаемый в понятиях реальный объект и специфическое состояние сенсорно–перцептивной сферы. Влияние на поведение человека несовпадения этих составляющих образа изучалось в специальных психологических экспериментах. Была выявлена возможность адаптации к искажению визуальных сигналов (псевдоскопическое восприятие и инверсия сетчаточного отображения) и показано, что адаптация заключается в восстановлении предметного содержания зрительного образа на фоне измененной "чувственной ткани", и происходит она в форме приобретения неких новых перцептивных новообразований, но не вместо старых, а наряду с ними.

Выявление механизмов регуляции действий человека в условиях изменения афферентации имеет принципиальное значение, например, для проектирования деятельности летчика, у которого в структуру образа пространственного положения

самолета включаются необычные с точки зрения земных условий сенсорно–перцептивные компоненты, что провоцирует формирование неадекватного, ложного образа пространства, возникновение иллюзий пространственного положения. В этом случае происходит дезинтеграция уровней психического отражения. Чтобы преодолеть такую дезинтеграцию, т.е. снова привести в соответствие сенсорно–перцептивные, "представленческие" и понятийные компоненты образа, требуются специальные сознательные усилия. При этом важно, чтобы возникшее рассогласование между уровнями отражения и соответствующими им компонентами образа стало предметом специального субъективного анализа. Как известно, сенсорно–перцептивные компоненты образа чрезвычайно динамичны. Они изменяются при изменении освещенности (если речь идет о зрительном образе), ракурса наблюдения, состояния органов чувств и т.д. В то же время значение, фиксирующее предметное содержание образа, остается неизменным. Это и создает возможность сохранить адекватный образ при искажениях его сенсорно–перцептивных компонентов. При определенных условиях вербально–логический уровень отражения может выполнить организующую и регулирующую функцию в построении образа и его стабилизации. В процессе подготовки операторов, вынужденных работать в условиях, вызывающих необычные сенсорно–перцептивные эффекты, целесообразно обучать их методам самонаблюдения, формировать субъективную установку на осознание необычности "чувственной ткани" образа, с тем чтобы уменьшить вероятность возникновения ложного образа.

Но самонаблюдение - лишь частный случай и специфический вариант более общей формы познавательной активности субъекта: целенаправленного познания действительности. Его результативность в плане стабилизации образа существенно зависит от того, как и насколько знания, получаемые в ходе самонаблюдения, соотносятся со знаниями о самом объекте, отражаемом в этом образе (в рассматриваемом случае - необычные сенсорно–перцептивные эффекты с представлением реальных изменений управляемого объекта).

В этой связи подчеркнем, что в любой деятельности значительная роль принадлежит процессам познания. Чем более полно познан предмет деятельности, тем большими возможностями располагает человек в отношении выбора средств и способов действий с ним. В любом конкретном действии знания о его предмете реализуются частично; само действие раскрывает этот предмет также лишь частично. Поэтому совершенствование деятельности необходимым образом должно включать познавательную активность. "Помимо непосредственного функционирования вещи, в предметном действии существенное значение имеет сознательная установка на созерцание, которая компенсирует ограниченность предметного действия в отношении восприятия", - писал Б. Г. Ананьев, подчеркивая не только наличие когнитивной составляющей предметного действия, но и сознательную направленность на нее человека, выполняющего это действие.

В процессе созерцания, а точнее целенаправленного наблюдения, развивается и обогащается образ, осуществляющий регуляцию деятельности. При формировании такого образа накапливается и как бы запасается впрок информация о предмете деятельности, средствах, способах и условиях ее выполнения. Эта информация может длительное время не использоваться, но в какой–то момент (например, в сложной ситуации) она окажется крайне необходимой. Одно из важнейших качеств личности мастера - это профессиональная наблюдательность, позволяющая ему непрестанно накапливать впрок информацию о предмете его деятельности.

Все сказанное позволяет заключить, что образ, регулирующий деятельность, имеет сложное строение. Он многомерен и включает ряд уровней. В процессе его формирования так или иначе синтезируются сенсорные данные разных (практически всех) модальностей. Однако ведущая роль среди них обычно принадлежит визуальной, так как именно зрение дает симультанную пространственную дифференцированную картину окружающего.

По мнению Б.Г. Ананьева и С.Л. Рубинштейна, образное отражение действительности человеком носит по преимуществу зрительный характер. Особая роль зрительной системы в процессах чувственного отражения определяется тем, что она выступает как интегратор и преобразователь сигналов всех модальностей. Как отмечал Ананьев, "универсальность ее по интеграции и переинтеграции любых по модальности сигналов поразительна". Зрительный образ вещи как бы вбирает, синтезирует, организует вокруг себя данные остальных органов чувств. Экспериментально это подтверждено В.Е. Бушуровой.

Визуальный характер образа имеет большое значение в процессе регуляции действий человека–оператора: Успешность принятия решения во многом зависит от способности человека "визуализировать проблемную ситуацию", наглядно представлять ее и оперировать наглядными образами.

Методологический смысл работы «образ мира» в значительной степени состоит в том, что она снабжает психолога знанием о том, чего он не знает.

В системно-деятельностном подходе к изучению психических процессов все явственнее обозначается переход от анализа отдельных чувственных впечатлений, вырванных из реального процесса жизни и представляющих собой искусственные продукты лабораторных ситуаций, к разработке представлений об Образе мира, регулирующего поведение индивидов в объективной действительности. Ориентация в различных ответвлениях психологии познания смещается в направлении от психофизики чистых ощущений - к психофизике сенсорных задач, от мира образов - к образу мира. В отечественной психологии фундаментальное значение для изменения общей стратегии изучения познавательных процессов приобрела работа А.Н.Леонтьева «Образ мира». По словам Леонтьева «... В психологии проблема восприятия должна ставиться как проблема построения в сознании индивида многомерного образа, образа реальности... Психология образа... есть конкретно-научное знание о том, как в процессе своей деятельности индивиды строят образ мира - мира, в котором они живут, действуют, который сами переделывают и частично создают; это - знание о том, как функционирует образ мира, опосредствуя их деятельность в объективно реальном мире».

Основные положения, выделенные Леонтьевым:

1. Деятельностная, социальная природы образа «в процессе своей деятельности индивиды строят образ мира – мира, в котором они живут, действуют, который они сами переделывают и частично создают»

2. Идея активности субъекта при построении образа мира (тесно связанная с предыдущей идеей, т.к. деятельность рассматривается А.Н. Леонтьевым как «специфическая форма человеческой активности»).

3. Опосредованность образа мира – предметными значениями. Данное положение реализуется через введение категории «пятое квазиизмерение», т.е. «наполнение картины мира значениями». Сам факт включения значения в качестве «пятого квазиизмерения» образа мира говорит о возможности распространения этого понятия и на область познания. «Пятое квазиизмерение – это переход через чувственность за границы чувственности, через сенсорные модальности к амодальному миру» следовательно, и переход от восприятия к познанию. Роль значений также подчеркивается применительно к процессу категоризации, который является «самым общим способом работы с социальной информацией» Значение - важная, но не единственная единица, характеризующая глубинные структуры Образа мира. Дело заключается в том, что если на относительно ранних этапах жизненного пути личности операциональные характеристики деятельности, связанные со значениями, определяют построение Образа мира, в частности - мотивы и цели конкретной деятельности определяют, что будет запомнено, то впоследствии взаимоотношения между личностью и деятельностью меняются; сама личность, ее мотивационно-смысловые ориентации на будущее становятся основой выбора мотивов и целей конкретной деятельности, в которой идет дальнейшей строительство Образа мира.

4. Амодальный характер Образа мира (А.Н.Леонтьев). Образ мира так же амодален, неразложим на слуховую, зрительную, тактильную и другие сенсорные модальности, как и объективный мир, изображенный в этом образе. Всякая наличная стимуляция вписывается в амодальный Образ мира как некоторое целое и, лишь будучи включена в Образ мира, обеспечивает ориентировку поведения субъекта в предметной действительности. У Асмолова все про память, и по его мнению, вклад памяти в Образ мира прежде всего связан с ориентацией во времени (физическое, биологическое, социальное, психологическое время).

Дальнейшее изучение и разработка понятия «образ мира» в общей психологии в основном характеризовалось выходом за пределы восприятия, акцентированием на социальной и деятельностной природе образа, а так же включением в образ мира таких сфер как эмоции, мотивации, и т.д.

В работах С. Д. Смирнова под образом мира понимается – «некоторая совокупность или упорядоченная система знаний человека о мире, о себе, о других людях, которая опосредует, преломляет через себя любое внешнее воздействие» [Смирнов, 1985 стр. 142]. Особое внимание Смирнов уделял различиям между «миром образов», миром отдельных чувственных впечатлений и целостным образом мира, того в котором мы живем и действуем (что определило непосредственный выход данного подхода за пределы восприятия).

Вследствие данного разделения (образ мира и мир образов), он выделил в образе мира две структуры : поверхностную и ядерную.

1. Поверхностная структура (представления о мире) – это процессы непосредственного восприятия объектов в различных модальностях. Это то, что Леонтьев назвал чувственной тканью (или полем восприятия), которая обладает следующими функциями на этом уровне: 1) непосредственная связь человека с внешним миром, придание реальности образам; 2) Служит тем материалом, в котором выражена вторая образующая человеческого сознания – значения «чувственная ткань образа может быть представлена в сознании двояко: либо как то, в чем существует для субъекта предметное содержание, либо сама по себе» [Леонтьев, 1975, стр. 137].

В.В. Петухов при описании поверхностных структур, делает некоторые дополнения и утверждает, что «поверхностные структуры образа мира могут оформляться не только чувственно, но и рационально» [Петухов, 1984, стр. 15]. Данные структуры связаны с познанием мира «как специальной целью» (там же, стр. 15), с построением того или иного представления о нем (более или менее глубокого). Если соотнести эту мысль с психологией социального познания, в частности с теорией С. Московичи, то именно на поверхностном уровне происходит конструирование образа социального мира, как совокупности социальных представлений.

2. Ядерная структура (представление мира) - это отражение более глубоких, существенных характеристик мира (значения). Этот уровень (или уровни) символической знаковой репрезентации мира формируется в индивидуальной психике субъекта на основе усвоения системы общественно выработанных значений, закрепленных в языке, предметах культуры, нормах и эталонах деятельности. Система этих значений и образует отраженное пространство деятельностей человека в реальном мире, которые строятся по законам этого мира, а не произвольно конструируются субъектом [Смирнов, 1985, стр.149]. Здесь уместно напомнить высказывание А. Н. Леонтьева, что значение выступает «не как то, что лежит перед вещами, а как то, что лежит за обликом вещей - в познанных объективных связях предметного мира, в которых они только и существуют, только и раскрывают свои свойства» [Леонтьев, 1983, стр. 254]. Таким образом, на ядерном уровне не происходит непосредственного конструирования социального мира, хотя данный уровень, несомненно, влияет на то, как строятся представления на поверхностном уровне «представление мира является основой познания мира человеком (исторического, культурного и др.) в филогенезе и онтогенезе» [Петухов, 1984, стр. 15]. Данный тезис также подтверждается Смирновым, который говорит о том, что «единицей изучения образа мира является единство ядерных и поверхностных структур, в которых оно проявляется и психологически закрепляется» [Смирнов, 1985, стр. 147].

Вслед за А. Н. Леонтьевым С. Д. Смирнов обращает внимание на деятельностную, социальную природу образа мира «Первичное становление мотива в целях и целей в средствах деятельности невозможно без ориентировки в плане образа <…> будучи начатой, деятельность все время оказывает обратное влияние на образ мира, обогащая и модифицируя его. Поэтому в плане развития образа мира деятельность всегда выступает как первичное и ведущее начало» (там же, стр. 146).

Роли эмоциональной сферы в построении образа мира достаточно большое внимание уделяет в своей концепции В.В. Петухов, который утверждает, что открытие индивидом для себя представлений мира, «происходит преимущественно в форме переживаний, чувстве внутренней неопределенности, самоочевидности чего – либо» [Петухов, 1984, стр. 16]. Эмоциональные переживания сопровождают представление предмета сознанию субъекта, т.е. являются фактором построения образа мира. В.В. Петухов подчеркивает также и социальное содержание образа мира «образ (или представление) мира отражает тот конкретно-исторический – экологический, социальный, культурный – фон, на котором (или в рамках которого) разворачивается вся психическая деятельность человека».

Появление собственной активности живого существа (в том числе ответной, т.е. реактивной) открывает новые возможности для взаимодействия с окружающими объектами, представленными субъекту активности предметами поля его действия (полезными или вредными). Теперь живое существо может стремиться обеспечить намеренный физический контакт с некоторыми объектами (например, пищей) или избегать физического контакта с объектами опасности для живого. Возникает возможность перехода от случайной встречи с объектом к намеренному поиску объекта или уходу от физического контакта с ним. Эта поисковая активность вызывается не внешними, а внутренними причинами живого существа, его жизненными задачами (потребностями).

Другими словами, возникает задача определения наличия и местоположения в пространстве нужного объекта и различения его как отличного от других предметов.

Помочь в решении этой задачи может способность объектов непосредственно вступать в физический контакт с живыми объектами, самостоятельно излучать некоторую энергию либо отражать внешние излучения, т.е. энергию какого-либо посредника (например, излучение Солнца и других светящихся объектов, звуковые и ультразвуковые излучения и т.д.). При этом живое существо часто само генерирует энергетические потоки (ультразвук, электромагнитное поле и т.д.). Эти излучения, отражаясь от объектов, начинают нести в себе признаки этих объектов и могут вступать в контакт с органами чувств живых существ до реального физического контакта объектов и живого существа, т.е. дистантно. Но биологическое отражение, способное создать лишь сигнал воздействия на живое существо, дает информацию только о наличии в среде источника физического (химического) воздействия. Оно часто не может указать ни направление, ни месторасположение воздействующего объекта в поле действия живого существа, ни форму и размер объекта. Нужна новая форма отражения. Возможность ее появления задается способностью нервной ткани к трансформации биологических сигналов (биотоков) в субъективные чувствования (переживания или состояния). Необходимо предположить, что нервные импульсы, благодаря особенностям нервных клеток, могут быть трансформированы в субъективные состояния самого живого существа, т.е. в световые, звуковые, тепловые и другие чувствования (переживания).

Теперь нам предстоит понять следующее.

  • 1. Каким образом происходит эта трансформация нервных импульсов в субъективные переживания и какими особенностями отличаются нервные клетки, чтобы давать субъективные состояния (переживания)?
  • 2. Остается ли субъективное переживание только состоянием живого существа или оно способно разделять носителя переживания и внешний мир? Если субъективное переживание (состояние) изначально неспособно разделять субъекта и внешний мир, то каков механизм такого разделения и как он формируется?
  • 3. Каково участие субъективных чувствований (результат трансформации нервных импульсов) в обеспечении локализации нужного сконструированного субъектом предмета в пространстве? Как создается это субъективное пространство? Как определяются направление и месторасположение в нем предмета? Как вообще строится образ объекта, т.е. предмет как представитель объекта, на основе субъективного чувствования?

Не все ответы нам сегодня видны, но без них ценность представлений о трансформации биологических сигналов в субъективные состояния (чувствования) оказывается небольшой. Мы знаем, что возникшая в эволюции способность к субъективным переживаниям (состояниям) как чувствованиям каким-то образом участвует в обеспечении живого существа информацией о форме, размерах и местоположении нужного объекта в пространстве, его передвижениях и других свойствах. Для объяснения этих процессов мы вынуждены вступить в область предположений, имеющих лишь частичные основания для их подтверждения либо не имеющих их совсем.

Сегодня мы достаточно определенно знаем, как образуются первичные следы взаимодействия в органах чувств. Более или менее подробно известно, как происходит вторичная трансформация первичных следов в биологические импульсы (например, в нервные импульсы от органов слуха, зрения, температурных и тактильных рецепторов и т.д.). Но мы не знаем механизма перевода (трансформации) нервных импульсов в субъективное состояние. Мы не знаем, каков механизм разделения в порождаемых образах состояния живого существа и информации о внешнем мире.

С другой стороны, мы понимаем, что субъективное чувствование (звук, например) и колебание воздуха – это не одно и то же. Первое остается сигналом внешнего события, хотя и изоморфным ему. Но мы также понимаем, что за способностью объекта устойчиво отражать свет зеленого спектра (или красного, желтого и др.) скрывается постоянное объективное качество самого объекта. Поэтому хотя субъективное переживание цвета воздействующей на организм волны электромагнитного излучения есть лишь сигнал, значок внешнего воздействия, ощущение цвета предмета есть отражение объективного свойства объекта. И когда мы получаем от одного и того же предмета три разных субъективных переживания – блеск при освещении, скользкость при тактильном ощупывании и холод при температурном ощущении, – то понимаем, что это три разных описания одного и того же качества предмета – его гладкости. Здесь чувствования начинают выполнять функции языка описания реальности, существующей вне нас, становятся чувственным языком, на котором мы (живые существа) пытаемся описать для себя внешний мир. А это означает, что субъективные переживания и ощущения есть результат двух различных процессов: первые возникают как трансформация биоимпульсов, а вторые строятся субъектом восприятия как простейшие образы объектов.

При этом мы должны помнить еще про одну функцию субъективных переживаний – на их основе и с их помощью живое существо открывает для себя расположенные в пространстве объекты, т.е. предметное поле, в котором оно действует. Как строится этот процесс, мы сегодня можем описать лишь в самом общем виде или, наоборот, в отдельных мелких деталях, не дающих общей картины формирования того, что называется образом объекта, образом ситуации и образом мира, т.е. того, что называется психическим образом.

Давайте в общем виде посмотрим, как формируется зрительный образ объектов, чтобы увидеть те нерешенные проблемы, которые до сих пор существуют при анализе психического отражения. Вспомним нашу схему отражения (рис. 2.4).

Рис. 2.4.

Первый этап – физическое отражение. Но теперь объект А и объект Б взаимодействуют не прямо, непосредственно, а через посредника. Появляется посредник С – источник света. Свет взаимодействует с объектом А (столом) и, отражаясь от него уже измененным (С + а), падает на глаз человека. Структуры глаза взаимодействуют со светом, и мы получаем первичные следы света (С + а) на сетчатке глаза (1). Далее эти первичные следы трансформируются в спайки нервных импульсов (2), идущих по зрительному нерву через подкорковые ядра к затылочным отделам коры головного мозга. Достигая первичных зрительных полей головного мозга, нервные импульсы трансформируются в световое чувствование (3). Но в норме, как известно, в этой ситуации мы видим не свет, а стол А (4), занимающий определенное место в пространстве. Возникает естественный вопрос: "Откуда взялся стол, если глаз взаимодействовал только со светом и в мозгу трансформировались следы света, а не стола? Где искать решение этой загадки – глаз имеет дело со светом, а мы видим стол?!"

Первое, на что обратили внимание пытливые читатели: глаз имеет дело не просто со светом, а со следами взаимодействия света со столом. После такого взаимодействия отраженный от стола свет меняется: по своему спектру, по направлению и расположению лучей в пространстве и другим показателям. Так что объективно – в следах взаимодействия света и стола присутствует информация о столе. Но по законам трансформации следов изображение стола как объемного предмета, расположенного в пространстве, возникнуть не может. Может образоваться картинка цветовых пятен с определенным контуром, но не образ стола, т.е. видение предмета, занимающего свое место в пространстве. Что же делает трансформированную субъективно переживаемую картинку видимым пространством с объемными предметами? Другими словами, мы должны задать себе вопрос: "Каким образом, через какие механизмы и способы зрительное субъективное чувствование (как субъективное состояние, как зрительная картинка) в очередной раз трансформируется в видимое предметное пространство, где расположены объекты желательные и нежелательные?" Ответ может быть только одним – никаким образом и никаким способом эта субъективная картинка не может превратиться в образ объекта. На сегодня единственно похожим на правду ответом является признание таким механизмом собственной направленной активности живого существа, строящего образы предметных условий своего поведенческого пространства, т.е. представляющего субъекту видимый внешний мир; активности, "растягивающей" зрительную чувственную картинку в видимое пространственное поле приспособительной деятельности и создающей в нем образы физических объектов как предметов потребностей или ориентиров. Задача порождения образов объектов возникает перед субъектом активности только тогда, когда приспособительное поведение создает необходимость открытия для субъекта деятельности предметных условий его поведенческого пространства. Другими словами, психика как открытие для субъекта его ноля действий изначально включена в деятельность живого существа как необходимое звено, как составная часть приспособительного поведения, на что обращали внимание И. М. Сеченов, С. Л. Рубинштейн и А. Н. Леонтьев.

Поскольку наряду с ответной активностью на взаимодействие с объектами мира живое существо обладает способностью к поисковой инициативной, т.е. идущей от него самого активности, мы можем предположить, что эта поисковая активность и специальная дополнительная активность обеспечивают создание образов объектов пространственного поля действия живого существа. Каким-то образом в построении образа ситуации участвует и ответная активность живого существа – его поведение, учитывающее наличие реального объекта и его свойства. Другими словами, для формирования образца предметного пространственного поля действия требуется особая активность живого существа, т.е. особое взаимодействие с окружающей средой. Мы еще плохо знаем, как происходит этот процесс психического отражения, но имеем множество свидетельств, что без собственной активности живого существа, направленной на построение образа ситуации (т.е. предметного поля действия субъекта), открытие поведенческого пространства с предметами не формируется. Психическому отражению, как мы видим, соответствует свой вид взаимодействия с миром.

Это положение остается верным не только для простой ситуации построения пространственного образа предмета, но и для более сложных случаев приобретения готовых знаний (обучение) и построения картины мира (наука). Без собственной активной работы ученика или ученого успеха не будет. Возникает естественный вопрос о природе этой особой активности. Пока ответ на этот вопрос только предположительный.

Живое существо – это существо активное. Оно поддерживает свое существование без всяких внешних поводов, обладая программой возобновления самого себя (т.е. программой самостроительства), для реализации которой нужны соответствующие внешние и внутренние условия. Эта изначально существующая активность живого существа в эволюции трансформируется во внешнюю двигательную активность и в активность во внутреннем плане, порождаемом на основе субъективных состояний как чувствований и образов предметных условий поведенческого пространства. Активность проявляется, прежде всего, в ответных адаптивных реакциях, в исследовательском инициативном поведении и в приспособительном поведении по удовлетворению различных потребностей (жизненных задач) живого существа.

Поскольку, как мы видим, образ объектов и ситуации в целом невозможен без самостоятельной активности живого существа, то надо предполагать, что первичная активность проникает и в сферу субъективных переживаний. Она проявляется не только в движениях всего тела, конечностей и органов чувств, "ощупывающих" предмет, но и в особой активности в плане субъективных явлений. Именно такую активность великий Г. Гельмгольц мог обозначить при анализе восприятий как "бессознательное умозаключение". Оценивая результаты своего направленного взаимодействия с объектом, живое существо строит на основе субъективных состояний (чувствований) определенных модальностей образ объекта своего поля действия.

При таком понимании психического отражения возникает серьезный вопрос о содержании понятия "психика". Что считать психикой? Субъективное состояние (переживание как чувствование), образ объекта или все вместе?

Ответ дать непросто, и он не может быть однозначным.

Мы установили, что на основе психического отражения совершается уже не ответная реакция, а поведение – сложно построенная, отсроченная по времени от первичного взаимодействия активность живого существа, решающего свои жизненные проблемы, часто инициируемые самим живым существом.

Биологическое отражение обслуживает реакции живого существа, а сложное, длящееся во времени поведение, с достижением промежуточных результатов, может основываться только на психическом отражении, обеспечивающем знания об условиях поведения и регулирующем поведение.

Понимание психики как одной из форм отражения позволяет говорить о том, что психика не появляется в мире неожиданно, как нечто неясное по природе и происхождению, но является одной из форм отражения и имеет свои аналоги в живом и неживом мире (физическое и биологическое отражение). Психическое отражение можно рассматривать как трансформацию вторичных следов в субъективное состояние (переживание), а на его основе построение субъектом активности предметного пространственного образа поля действия. Мы видим, что в основе психического отражения лежит первичное взаимодействие с окружающим миром, но для психического отражения нужна особая дополнительная активность живого существа по построению образов объектов в ноле поведения субъекта.

Мы уже говорили о том, как над первичными следами взаимодействия объектов (энергетических потоков и объектов), которые мы можем рассматривать как физическое отражение, надстраивается биологическое отражение в виде трансформированных в собственные процессы живого существа первичных следов взаимодействия с внешним миром и в виде адекватных ответных реакций организма.

Трансформированные в нервные импульсы следы первичного взаимодействия далее трансформируются в субъективные состояния (чувственные переживания) внешних воздействий. Эта субъективная форма отражения становится основой для открытия предметного поля действия живого существа, адекватно действующего в этом предметном пространстве с учетом свойств объектов, или, скажем другими словами, на основе субъективных образов объектов и ситуации в целом.

Понятно, что образы объектов и ситуации можно отнести к психическому отражению. Но возникает вопрос о самом субъективном переживании как чувствовании. Можно ли отнести его к психическому отражению или надо выделить особую форму – субъективное отражение (переживание), которое не есть психика? Чтобы ответить на этот вопрос, надо рассмотреть понятие психики более подробно.

  • Спиноза Б. (1632–1677) – нидерландский философ-материалист.
  • Спиноза Б. Этика // Избранные произведения. Т. 1. М., 1957. С. 429.
  • Там же.
  • Спиноза Б. Этика // Избранные произведения. Т. 1. М., 1957. С. 423.

– субъективное представление о мире с личностной позиции. Переосмысливая действительность, образовывается свое мировоззрение из:

  • уже произошедших событий;
  • актуальной реальности;
  • действий, которые должны произойти.

Накопившийся опыт, воспроизведение усвоенных знаний оседает прочно в прошлом. Настоящее несет информацию о внутреннем состоянии личности. Будущее направлено на реализацию целей, задач, намерений, отображающихся в снах, фантазиях.

Суть мировоззрения, проходящего через психику

1. Активация.

Психика непостоянна, она меняется под влиянием внешних факторов и постоянно совершенствуется в развитии. Каждый обладает собственным мнением о том, как строится мир вокруг. Столкнувшись с противоречием других людей, сознание меняется, преобразовывается в реальности, неся иной смысл.

2. Нацеленность.

Расставляя ориентиры в жизни, человек ставит себе задачи по силам. Никогда не возьмется за дело, противоречащее его принципам и не приносящее ему ни морального, ни финансового удовлетворения потребностей. Происходит намеренное стремление преобразовать существующую субстанцию.

3. Подстройка.

Подход, условия могут меняться, но психическое пластично к временным преображениям, подстраивается под любое изменение.

4. Неповторимость.

Каждый обладает присущими специфичными мотивационными характеристиками и целями для саморазвития. Взгляд на мир преломляется через призму жизненных ориентиров. Это препятствует изучению психологической науки только под одним углом, надо оценивать все качества разных людей в одинаковой степени.

5. Опережение.

Социум создает себе платформу на будущее, отображая окружающие объекты и происходящие события в текущей жизни. Он привлекает только лучшее и значимое для последующего введения в деятельность.

6. Оценка со стороны объекта.

Индивидуальные черты отображаются напрямую в мышлении. Анализируются возможные ситуации, формируется отношение к происходящим событиям.

Существует несколько этапов, проходящие в сознании от телесного к чувственному:

  1. Сенсорный. Физический внешний агрессор действует на познавательные процессы человека, заставляя их реагировать телом и мышлением. Реакция возникает только на значимый побудитель.
  2. Перцептивный. Человек бессознательно стремится в общем виде отобразить комплекс раздражающих элементов.
  3. Индивид ориентируется на совокупное проявление, реагируя на биологически незначимые стимуляторы, провоцирующие возникновение чувствительности к важным раздражителям.
  4. Мыслительный. Устанавливается прочная взаимосвязь между объектами. Человек управляет ей с помощью мозговой функции.

Ступени отражения психики

  • Первая является базовой. Индивид ориентируется на свои ощущения и получающую информацию от окружающих, определяет манеру поведения в будущем. Его действия подвержены влиянию объектов реальности. Пройдя эту ступень, на нее возводятся другие. Этот уровень никогда не бывает пустым, он многогранен и постоянно меняется.
  • Второй уровень обладает основной особенностью в творчестве и проявлении воображения. Это высшая ступень развития психики, на нее человек переходит, когда создается новая модель умозаключений об окружающем мире. Она осмысливает действия и добавляет уже ранее заложенные образы.
  • Творческая личность сложно справляется с эмоциями, ее мышление состоит из сплошных представлений. Художественные способности накладываются на картинки, возникающие в голове, а их усвоение зависит от последующего взаимодействия.
  • Третий — главный его критерий это наличие речи. Логика и общение связаны с мыслительной деятельностью, опирающейся на понятия и методики, используемые предками. Он отодвигает на второй план воображение, память, чувственные образы, полагаясь только на рациональность в мышлении и опыт от предыдущего поколения. Это позволяет планировать и управлять жизненным путем.

Только переосмыслив и включив в свое сознание все этапы, личность может представить мир в обобщающем виде с уникальной точки зрения, отличительной от окружающих. И проявить это через поведение: мимику, жестикуляцию, позу.

Психика – системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляция на этой основе своего поведения и деятельности.

По , сознание = психика.
По , сознание – небольшая часть ума, она включает то что мы сознаем каждый момент.
. Сознание – отражение предметной действительности в ее отделенности от наличных отношений к ней субъекта, т.е. отражение, выделяющее ее объективные устойчивые свойства. В сознании образ действительности не сливается с переживанием субъекта: в сознании отражаемое выступает как «предстоящее» субъекту. Предпосылки такого отражения – разделение труда (задача на осознание своего действия в структуре общей деятельности). Происходит разведение мотива целой деятельности и цели (сознательной) отдельного действия. Стоит особая задача на осознание смысла этого действия, которое не имеет биологического смысла (пр/р.: загонщик). Связь мотива и цели открывается в форме деятельности человеческого трудового коллектива. Возникает объективно-практическое отношение к предмету деятельности. Таким образом между предметом деятельности и субъектом стоит осознание самой деятельности по производству этого предмета.

Специфика психологического отражения

Отражение – изменение состояния объекта, которое начинает нести в себе следы другого объекта.

Формы отражения : физическая, биологическая, психическая.

Физическое отражение – прямой контакт. Этот процесс конечен во времени. Эти следы безразличны для обоих объектов (симметричность следов взаимодействия). По А.Н.Леонтьеву происходит разрушение.

Биологическое отражение особый вид взаимодействия – поддержание существования животного организма. Трансформация следов в определенные сигналы. На основе сигнального преобразования возникает ответная реакция. (на внешний мир или на себя). Избирательность отражения. Отсюда отражение не симметрично.

Психическое отражение – в результате возникает образ предмета (познание мира).

Образы – чувственные, рациональные (знания о мире).

Особенности психического отражения : а) чисто субъективное образование; б) психическое является символом реальности; в) психическое отражение является более или менее правильным.

Условия построения образа мира : а) взаимодействие с миром; б) Наличия органа отражения; в) полноценный контакт с обществом (для человека).



gastroguru © 2017