Почему становится трудно дышать? Психосоматические причины развития бронхиальной астмы. Проблемы в семье

Бронхиальная астма - заболевание, для которого характерна обструкция (закупорка) мелких дыхательных путей по причине хронического воспаления и повышенной реакции на различные аллергические стимулы. Типичное проявление бронхиальной астмы - это одышка с сухими «жужжащими» хрипами. Если же хрипы влажные, «булькающие», то мы имеем дело с так называемой сердечной астмой, причина которой - сердечная недостаточность.

Бронхиальная астма - нередкое заболевание, которым страдают сотни миллионов людей по миру. Среди знаменитых астматиков: кубинский революционер Че Гевара и олимпийский чемпион-штангист американец Томми Коно по кличке Железный гаваец, английский писатель Чарльз Диккенс и американский президент Джон Кеннеди, у которого была аллергия на шерсть.

Почему возникает бронхиальная астма?

Болезнь чаще всего развивается в детстве после инфекции верхних дыхательных путей и при столкновении с различными аллергенами, чаще всего с пыльцой растений. Как правило, в развитии болезни присутствуют пять патофизиологических компонентов:

  1. Спазм гладкой мускулатуры дыхательных путей, обычно мелких бронхиол.
  2. Отек слизистой дыхательных путей.
  3. Повышенная секреция легочной мокроты.
  4. Клеточная, чаще всего эозинофильная, инфильтрация стенок дыхательных путей.
  5. Повреждение и слущивание эпителия дыхательных путей.

Ранее большое внимание уделялось элементу спазма бронхов, и основу лечения болезни составляли бронхолитики - препараты, расслабляющие гладкую мускулатуру дыхательных путей. Затем акцент сместился на воспалительный процесс. Теперь же врачи все чаще обращают внимание на психологическую подоплеку заболевания.

Психологические аспекты бронхиальной астмы

Связь эмоциональных состояний с бронхиальной астмой впервые была отмечена еще Гиппократом, которому принадлежит изречение: «Астматик должен защитить себя от своего собственного гнева». Классическая работа Рисса (1956) говорит, что в генезе бронхиальной астмы аллергические факторы повинны в 36 % случаев, инфекционные - в 68 % и эмоциональные - в 70 %. Не пытайтесь складывать эти проценты, так как бронхиальная астма - это болезнь множественной этиологии и сочетанных факторов.

Какие же эмоциональные состояния вызывают приступы астмы?

Наиболее часто это тревожное состояние с нервным напряжением. На втором месте, как ни странно, - ожидание приятного возбуждения. Да-да, и предвкушение радостного события может закончиться астматическим приступом. Известна так называемая «астма первой брачной ночи», от которой пострадали многочисленные новобрачные и женского, и мужского пола. Вам будет полезно узнать, что даже смех может вызвать астматический приступ. Соответственно не спешите развлекать астматика анекдотами.

В обострении болезни также могут быть повинны фрустрации, чувство вины, унижение, обида. Нередко астма появлялась после смерти близкого человека, при разводах и разрывах романтических взаимоотношений.

Психоаналитики полагают, что центральный конфликт больного бронхиальной астмой возник еще в период грудного вскармливания, когда ребенку приходилось сдерживать свой плач из-за страха, что мать будет им недовольна и отлучит от груди. Что ж, оставим эту неслабую идею на совести поклонников Фрейда.

Пациенты, прячущие злобу внутри…

Насколько был прав Гиппократ, который искренне считал, что астма - это болезнь злобных людей! Отмечено, что больные бронхиальной астмой в самом деле испытывают вспышки сильной агрессии, однако они стараются удержать себя в рамках приличия и, как говорится, не выпускают гнев наружу. Сдерживание гнева всегда сопровождается напряжением мускулатуры, в том числе и дыхательных мышц, что ведет к нарушению естественного ритма дыхания. Сдерживанию внешних проявлений эмоций астматики научились в детстве, когда им постоянно твердили, что не нужно плакать, кричать, ругаться и вообще чем меньше бурных эмоций, тем лучше.

Что теперь делать несчастному астматику?

Может быть, не стоит сдерживаться, а лучше весь негатив выплескивать на окружающих? Мысль вполне логичная, но явно запоздалая и как минимум неумная… Когда механизм приступа бронхиальной астмы уже сформирован, ваши громогласные выражения эмоций только усугубят ситуацию и вообще вы рискуете получить астматический статус, т. е. приступ, длительность которого затянется не только на часы, но и дни. Госпитализация на неделю-другую гарантирована.

Лучше не сдерживание, а контроль эмоций

Имейте в виду, что любая сильная эмоция - это частичное безумие. Даже положительная эмоция «сносит голову», не говоря уж о страхе, гневе, тревоге. Рассмотрим подробнее эмоцию ГНЕВА, если уж ее обвинял сам Гиппократ. Гнев - это всегда эмоция «праведника», т. е. гневающийся человек на 100 % уверен, что он абсолютно имеет право порвать врага, как Тузик грелку. Секрет контроля гнева заключается в допущении, что «праведник» хотя бы на 1 % ошибся или был неточен в своей оценке ситуации. Всего лишь одного процента неправоты достаточно, чтобы надутый злобный пузырь сдулся. Будете в очередной раз злиться, задайте себе вопрос: «А я на 100 % прав?».

Лечиться все же лучше у нормальных врачей, специализирующихся по астме. Или хотя бы почитайте литературу по различным видам дыхательной гимнастики. Системы Бутейко и Стрельниковой описаны в интернете. Они противоположны по сути и, несмотря на это, все равно работают. Потому что эффект не в технике, а в самодисциплине, которую эти методы развивают. Кстати, свою психику тоже можно отрегулировать самому, и не обязательно бежать к психологу по каждому поводу.

Сергей Боголепов

Фото istockphoto.com

Болезни органов дыхания, мучающие многих людей, часто бывают вызваны психологическими проблемами. Неудивительно, что походы по врачам в лучшем случае дают лишь временное облегчение – нужно искать причины, а не бороться с последствиями, только так можно выздороветь. Вполне вероятно, что «корень зла», то есть, болезни, таится в сфере чувств и эмоций.

Причины возникновения болезней.

Рассмотрим психологические причины возникновения бронхиальной астмы и гипервентиляционного синдрома.

Что делает человек, обнаруживший неполадки со здоровьем? Идет к врачу. Это в идеале – многие думают: «Само пройдет», запускают болезнь, и… все равно идут к врачу – когда, что называется, «припрет». Так что, в первую очередь, конечно же, нужно показаться врачу – в данном случае пульмонологу. Если при обследовании проблем не обнаружилось, но симптомы в виде приступов удушья, недостатка воздуха и необходимости делать глубокие вдохи все равно присутствуют, есть все основания думать, что тело таким образом «говорит» о наличии психологических проблем.

Дыхание, помимо физиологической функции, отражает состояние эмоционального фона человека, помогает ему выражать свои чувства и устанавливать равновесие между собой и окружающим миром. Всевозможные нарушения внутренней или внешней среды приводят к временным сбоям в работе органов дыхания, однако затянувшаяся неправильная реакция на временные трудности может привести к расстройствам дыхательной системы.

Теперь о конкретных причинах конкретных заболеваний. Возьмем, например, бронхиальную астму. Главной причиной этой болезни является конфликт с матерью , проистекающий из материнского отвержения. Которое, в свою очередь, может быть вызвано собственной эмоциональной незрелостью матери, неразрешенными проблемами из ее жизни, конкретнее – из детства. Следствием непростых отношений между матерью и ребенком становится назревание внутренних конфликтов у последнего – такие люди часто разрываются между близостью и потребностью сохранять дистанцию, между агрессией и нежностью. Людям, страдающим бронхиальной астмой, часто свойственна инфантильность, они недостаточно устойчивы к стрессам, склонны блокировать эмоциональные переживания. Закономерным является то, что обострение заболевания происходит, когда нужно проявить независимость, смелость, ответственность, остаться наедине с печалью или одиночеством. И, будучи не в силах справиться с чувствами, человек реагирует болезнью. Схема такова: эмоциональная буря→ обострение болезни.

Разобраться с этой проблемой может лишь квалифицированный психотерапевт. Работа со специалистом будет заключаться в проработке отношений с матерью, также клиент будет учиться принимать свои чувства , не бежать и не прятаться от них, а проживать то, на что он привык реагировать приступами болезни. Человек учится не бояться собственных эмоций и эффективно справляться с трудностями. Результат: жизнь начинает радовать, а это то, к чему все стремятся.

Гипервентилляционный синдром

Гипервентилляционный синдром (невротический дыхательный синдром). Этот недуг также имеет психологическую природу. Характерные ощущения: стеснение в груди, зуд в руках и ногах, головокружение, чувство страха. Это недомогание часто встречается у сдержанных, ответственных людей, имеющих сильно развитое чувство долга. Следствие: депрессивность, неспособность переживать и выражать агрессивные чувства. Приступ гипервентиляции настигает в ситуациях, когда человек испытывает обиду, ощущает страх из-за возможного прекращения зависимых отношений, дарующих ему ощущение безопасности. Бывает и так, что сбои в дыхании следуют за ситуациями, требующими от человека агрессивной активности, которую он не в силах проявить из-за довлеющего над ним чувства беспомощности и бессилия, корнем которого является страх потери значимого лица, гарантирующего ему безопасность и вместе с тем лишающего его власти.

Что делать и куда идти?

Налаживать эмоциональное состояние. А идти за этим можно и нужно к психологу или психотерапевту. Совершенно очевидно, что самостоятельно с подобными проблемами не справиться. Лечение психосоматических (да и любых других) заболеваний лучше доверить профессионалам, иначе можно наставить себе миллион ложных диагнозов и вконец запутаться. Способов взаимодействия с психологом сейчас много – это и скайп консультация, и консультация онлайн и работа «вживую» — все действенно, т.е. приносит результат: человек испытывает колоссальное внутреннее облегчение, ему буквально становится легче дышать. Поэтому, если беспокоят подобные проблемыне стоит затягивать , лучше поскорее обратиться к специалисту и сделать свою жизнь радостней.


Одышка
Функция дыхания - это снабжение организма кислородом, выделение углекислого газа, поддержание гомеостаза (постоянства внутренней среды организма). Любая эмоция - страх, гнев, ярость, волнение, радость - приводит к учащению дыхания. Ужас, внезапное потрясение могут вызвать кратковременную остановку дыхания. Приятная ситуация, уравновешенное настроение обеспечивают спокойное дыхание. Вздох иногда может указать на состояние человека: вздох при вдохе - «горестный», при выдохе - «облегченный», как при снятии тяжести (Е. Straus, 1954 г.).
Заболевание, при котором кардинальным симптомом является одышка, - это бронхиальная астма - типичное психосоматическое расстройство.
«Астматическая» личность характеризуется:
- скрытым желанием нежности, любви, поддержки при всей видимости агрессии;
- повышенной чувствительностью к запахам;
- повышенной реакцией на непорядочное поведение окружающих;
- стремлением к чистоте во всем (в поведении, помыслах, быту).
Энурез
Энурез - это непроизвольное мочеиспускание, как во время ночного, так и дневного сна. Ночной энурез представляет собой сложный синдром, включающий в себя непроизвольное мочеиспускание во сне, нарушение процессов сна, изменение двигательной активности днем, нарушения поведения, неадекватное отношение к своему дефекту, терапевтическую резистентность к самопроизвольному излечению.
В развитии нормального мочеиспускания у детей выделяют несколько периодов:
- новорожденные мочатся автоматически;
- между 1-м и 2-м годами жизни появляется чувство наполненного мочевого пузыря;
- к 3-му году развивается способность удерживать мочу в течение короткого времени, когда мочевой пузырь полон или почти полон;
- к 4-5-и годам дети начинают мочеиспускание при полном мочевом пузыре;
- в 6-6,5 лет ребенок может мочиться при любой степени наполнения мочевого пузыря.
Причины энуреза
Различают первичный и вторичный энурез: первичный проявляется со дня рождения, вторичный возникает после некоторого периода, когда ребенок не мочился в постели. Причина первичного энуреза - задержка развития в сочетании с психосоциальными факторами; вторичный развивается за счет психосоциальных причин, к которым относят:
- дефекты воспитания;
- неблагоприятные бытовые условия;
- воспитание ребенка вне семьи;
- различные психические травмы.
Психической травмой могут являться:
- контрольная в школе;
- ссора с родителями или друзьями;
- перемены в жизни: первое расставание с родителями, например при поступлении в детский сад, школу, переезд, разлука с близкими людьми (например, в связи с разводом родителей).
Важно, что недержание мочи представляет для ребенка проблему, психически его подавляющую; проблему, которая при неправильном уходе может обостриться.
Ребенок страдает и стыдится этого, может скрывать это от родителей.
Он боится поехать в лагерь, пойти в поход, опасаясь, что там с ним случится «неприятность» и другие дети будут над ним смеяться.
Это замкнутый круг, когда заболевание, ухудшая психическое состояние ребенка, в результате этого все более обостряется.
Среди нарушений сна у больных ночным энурезом необходимо выделить нарушения процесса засыпания, глубокий («мертвый») сон, вздрагивания, ночные страхи, сноговорения.
Виды энуреза
Если рассматривать ночной энурез как психоневротическую проблему, то можно выделить следующие варианты:
- астеноневротический вариант возникает у эмоционально лабильных, легко астенизируемых детей после психотравмы в период возрастных кризов (3 года, 7 лет);
- истероидный вариант отмечается у грацильных, темпераментных, артистичных девочек;
- реактивный вариант представляет собой форму невротического энуреза, когда случайный эпизод энуреза вызывает у ребенка тяжелую реакцию с фиксацией как на состоянии энуреза, так и на последующих переживаниях.
Энурез при астеническом неврозе и неврозе навязчивых состояний характеризуется следующими клиническими особенностями:
- регистрируется редко, непостоянно и нерегулярно;
- бывает чаще ночью, реже наблюдается днем;
- появляется после «сухого» периода;
- в спокойной обстановке проходит;
- дети переживают его, огорчаются из-за своего состояния;
- сон бывает чаще поверхностным (много сновидений, часто кошмарных).
Генетически обусловленный энурез (патология центральной нервной системы, аномалии мочевыделительной системы, приводящие к энурезу, снижение секреции или активности ночью гипофизарного гормона вазопрессина): при данном виде энуреза у ребенка, помимо недержания мочи, также имеет место никтурия (преобладание ночного энуреза над дневным).
Энурез при неврозоподобных состояниях характеризуется следующими клиническими особенностями:
- энурез регулярный, почти каждую ночь;
- эпизоды недержания мочи повторяются до нескольких раз за ночь;
- ребенок не просыпается;
- эпизоды энуреза учащаются при утомлении;
- ребенок «не переживает», не огорчается;
- энурезу сопутствуют такие симптомы, как головная боль, головокружение, утомляемость;
- сон глубокий (ребенок не видит и не помнит снов; будучи мокрым, не просыпается);
- при объективном исследовании часто выявляется нейрогенный мочевой пузырь.
Нейрогенный мочевой пузырь - дисфункциональное расстройство (гипер- или гипорефлекторного типа), проявляющееся дизурией (расстройством мочеиспускания): мочеиспускание частыми и малыми порциями, нередко наблюдаются дневное недержание мочи (гиперрефлекторный мочевой пузырь), парадоксальная ишурия (моча отходит каплями), редкие мочеиспускания - гипорефлекторный мочевой пузырь.
Диагностика энуреза
При энурезе следует провести комплексное плановое клиническое и инструментальное обследование:
- общий анализ мочи (троекратно);
- накопительные пробы (анализ мочи, по Нечипоренко, Аддис-Каковскому);
- бактериологический анализ мочи (для исключения микробного воспаления в мочевыделительной системе);
- исследование спонтанного ритма диуреза;
- функциональные пробы (пробы Зимницкого, Реберга);
- УЗИ, экскреторная урография, микционная цистоуретрография, цистоскопия для исключения аномалий развития;
- неврологическое исследование - осмотр невропатологом, РЭП, ЭХО-ЭС, ЭЭГ, психологическое тестирование.
По мнению W. Franzak (1969 г.), наиболее ценными диагностическими методами исследования больных с энурезом являются микционная цистоуретрография и психологическое тестирование.

Психосоматика бронхиальной астмы предусматривает взаимодействие психогенного и психоэмоционального факторов при развитии бронхолегочных заболеваний. Многочисленные обследования доказали, что между удушьем и внешним психогенным раздражителем существует тесная взаимосвязь.

Практически каждый пациент отмечает, что астматический приступ осложняется при волнении, эмоциональном стрессе или душевном напряжении. Бронхиальная астма, как раз и является характерным примером психосоматической природы развития, который напрямую зависит от устойчивости психики. Практически каждый пациент, страдающий бронхиальной астмой, отмечает ухудшение состояния во время сильных эмоций.

Психосоматические причины развития бронхиальной астмы

Астматическое заболевание может возникнуть не только в результате эмоционального фактора. Его основной причиной является повышенная чувствительность иммунной системы к различным раздражителям, поступающим в организм. Нередко спровоцировать астматический приступ может и нервное перенапряжение.

К психосоматическим причинам развития заболевания относятся:

  • сильный эмоциональный стресс;
  • психологическая неустойчивость нервной системы;

У детей бронхиальная астма может передаться генетически, однако это не является показателем обязательного возникновения заболевания. В этом случае немаловажную роль играет эмоциональная устойчивость и общее восприятие ситуации. Если эмоциональное напряжение своевременно снимать, вероятность появления астматического приступа может снизиться в несколько раз.

Как правило, физическое и психосоматическое развитие болезни имеют тесную взаимосвязь, что является причиной острого приступа, которым может сопровождаться бронхиальная астма.

Статистика заболевания

Наибольшее количество бронхолегочных заболеваний встречается у детей, старше 5 лет. Мальчики болеют гораздо чаще девочек, что объясняется с точки зрения психосоматики более строгим воспитанием. Как правило, большая часть пациентов избавляется от астмы в период гормонального созревания, когда происходит перестройка эндокринной системы.

Немаловажную роль в развитии заболевания играет социальная обстановка в семье. Доказано, что болезнь может встречаться у каждого 3 пациента, выросшего в неполной семье. Нередко отмечаются случаи, когда заболевание у ребенка резко развивается в пьющих семьях, кроме того на ухудшение психосоматики ребенка может повлиять развод родителей.

У взрослых астматиков пик заболеваемости приходится на 23-36 лет. В этом возрастном периоде отмечается наиболее высокий рост психологической напряженности. Характерно, что в этой группе пациентов наиболее часто заболевают женщины.

Симптоматика заболевания

К основным признакам бронхиальной астмы относятся:

  • нарушение дыхательной деятельности;
  • свистящие хрипы;
  • чувство сдавленности в области грудной клетки;
  • мучительный кашель.

Помимо характерной симптоматики, могут наблюдаться психосоматические симптомы, которые связаны с эмоциональным состоянием больного и особенно ребенка.

К ним относятся:

  • невозможность сконцентрировать внимание;
  • иногда может присутствовать немотивированная агрессия и эмоциональные срывы.

При появлении любого из этих признаков, помимо аллерголога и пульмонолога, требуется консультация профессионального психолога, который способен оценить тяжесть симптоматики и принять необходимые меры к облегчению состояния больного.

Психологический портрет астматика

Тяжесть психосоматики определяется поведением пациента. Для определения психологического портрета человека, страдающего этим заболеванием, проводится оценка его состояния по следующим критериям:

Уединение и самореализация

Как правило, в этот период времени больной старается уединиться, скрывая свои эмоции. При хроническом течении бронхиальной астмы самоизоляция больного наблюдается более сильно.

Капризность

Больной становится капризным, ему трудно понравиться и угодить. Поведение в быту становится чрезмерно педантичным, с повышенными требованиям к окружающим. В случае малейшего нарушения его требований, больной замыкается и отстраняется от происходящего. Чаще всего этот такое поведение встречается у ребенка, что затрудняет психодиагностику.

Затруднения в принятии решения

При возникновении конфликтных ситуаций, пациент не способен принять быстрое решение или совершить поступок. Внешне он вполне может принять точку зрения оппонента, но внутренне он не меняет своего мнения.

Нервозность и обидчивость

При психосоматике у астматиков наблюдается быстрая речь, которая нередко окрашена негативной эмоциональностью. Они утверждают, что окружающие люди не могут оценить их состояние. Как правило, астматики достаточно тяжело переносят стрессовые ситуации, что приводит к острому приступу заболевания.

Тактика лечения

Психосоматическое лечение направлено, в первую очередь на обучение пациента выражать свои эмоции, не сдерживая их. Важно научить человека делиться с близкими людьми своими проблемами и переживаниями. Главным в психосоматическом лечении является умение справляться со стрессовыми ситуациями, избегая нервного перенапряжения.

Как правило, самостоятельно выяснить психологические причины заболевания достаточно сложно, особенно у ребенка. Поэтому требуется помощь высококвалифицированного психоаналитика, который сможет выяснить истоки заболевания, в том числе и у ребенка.

Группа болезненных состояний, появляющихся в результате взаимодействия психических и физиологических факторов. Представляют собой психические расстройства, проявляющиеся на физиологическом уровне, физиологические расстройства, проявляющиеся на психическом уровне, или физиологические патологии, развивающиеся под влиянием психогенных факторов.

Психосоматика - это направление в медицине (психосоматическая медицина) и психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний.

Психосоматика помогает разобраться в психологических факторах, послуживших толчком к развитию той или иной болезни. Многие недуги, в том числе и бронхиальная астма, тесно взаимосвязаны с эмоциональной сферой человека. Психосоматика астмы обусловлена страхом быть отверженным самыми близкими людьми. Чтобы облегчить течение болезни, а возможно, и избавиться от нее, прежде всего, следует внимательно изучить все причины астмы.

Бронхиальная астма является наиболее ярким примером психосоматических заболеваний. На развитие болезни влияют несколько факторов.

Астма развивается под влиянием:

  • аллергии;
  • воспалительных процессов;
  • негативных психологических и эмоциональных состояний.

Эмоциональные переживания, стрессы являются благоприятной почвой для обострения заболевания. Несмотря на то, что бронхиальная астма в большинстве случаев переходит по наследству, развивается она не сразу же после рождения. Болезнь может дать о себе знать в любом возрасте, а толчком к ее прогрессированию обычно становится неблагоприятный эмоциональный фон.

Эмоциональные переживания способствуют развитию недуга более, чем физиологические факторы. Психологические перегрузки формируют астматическое состояние.

Эмоции, которые приводят к заболеванию

Бронхиальная астма — это болезнь, которая затрагивает органы дыхания. Именно с этими органами и связана психосоматика бронхиальной астмы — дыхание, первый вздох только родившегося ребенка, крик малыша, который зовет мать. Психотерапевт и психолог Линде Николай Владимирович причину астмы связывает с зависимостью ребенка от матери. Согласно его наблюдениям, астма вызывается эмоциональными причинами, которые касаются неправильных отношений, возникающих между матерью и ребенком.

С помощью крика и плача малыш пытается привлечь к себе внимание, так он ищет защиту и безопасность. Если между матерью и ребенком не возникло психологического контакта, ребенок испытывает тревогу и беспокойство, которая остается с ним на протяжении всей его последующей жизни. По мере взросления, человека потребность в защите выражается астматическими приступами. Таким образом, можно сделать вывод, что люди страдающие астмой испытывают недостаток любви и взаимопонимания от своих близких.

Неумение дать выход своим отрицательным эмоциям, является еще одной психосоматической причиной болезни. Астматики не выплескивают агрессию наружу, поэтому они подвержены депрессиям, им приходится подавлять внутренний негатив, который проявляется бронхоспазмами и вызывает удушье.


Психологическая характеристика астматика

По наблюдению психологов, люди, страдающие бронхиальной астмой, могут иметь схожие психологические характеристики. Большинство из них предпочитают уединение и одиночество. И чем тяжелее протекает заболевание, тем больше человек замыкается в себе. Астматикам не хватает решительности, им сложно сделать выбор.

Кроме того характеристику пациента можно дополнить следующими качествами:

  • обидчивость;
  • нервозность;
  • быстрая речь, имеющая некоторый негативный оттенок;
  • подверженность стрессам и депрессиям.

Больные бронхиальной астмой очень чувствительны и эмоциональны, они инфантильны и зависят от мнения окружающих.

Астма на нервной почве

Не каждая стрессовая ситуация приводит к развитию бронхиальной астмы. Это заболевание может появиться на почве сильных переживаний, связанных с проблемами и конфликтными ситуациями в семье. Частые ссоры, враждебная атмосфера в семье, отсутствие взаимопонимания приводит к тому, что у человека начинают все чаще появляться приступы одышки.

Астма на нервной почве возникает по следующим причинам:

  • у детей астматическое состояние может развиться при появлении в семье второго малыша, внимание матери в большей мере направлено в таком случае на новорожденного, первый ребенок страдает от его нехватки в свой адрес;
  • в подростковом возрасте к психологическим причинам бронхиальной астмы относят попытки подавить злобу и агрессию, тревожность, всплеск эмоций.
  • у взрослых спровоцировать болезнь может развод или разрыв отношений, сексуальное искушение, межличностные конфликты;
  • молодая девушка переживает по поводу взросления и отрыва от матери, на нервной почве у нее развивается бронхиальная астма;
  • у юноши болезнь может развиться перед предстоящим браком, когда отношения с матерью меняются на отношение к невесте.

Для того чтобы нервный фактор не оказывал влияние на обострение заболевания, человеку следует работать над собой, учиться преодолевать стрессы, конструктивно решать конфликты. Следует избавиться от привычки обвинять себя и других людей, научиться прощать. Нужно прислушиваться к себе и не поступать против своей воли в угоду окружающим. Не следует все проблем носить в себе, их нужно обсуждать с близкими людьми. При наличии проблем психологического характера не стоит стеснять обращаться за помощью к психологу.

Психосоматика астмы у детей

Психосоматические причины бронхиальной астмы у детей заслуживают особого внимания. Источник проблемы может зарождаться еще в утробе матери, в случаях, когда женщина вынашивает нежеланного ребенка. Если молодая мама и после рождения малыша не уделяет ему достаточного внимания, это может отразиться на состоянии детского здоровья и спровоцировать бронхиальную астму.

Бывает так, что проблема возникает позже, в возрасте от трех до пяти лет. В этом случае причину следует искать во взаимоотношениях. Возможно, взрослые предъявляют ребенку чересчур завышенные требования, с которыми ребенку трудно справиться.

Чрезмерная опека также является неблагоприятным фактором, который может привести к бронхиальной астме. При такой форме воспитания, ребенок вынужден постоянно находиться под влиянием родителей, он не проявляет собственной инициативы. Это приводит к подавлению чувств, эмоций намерений, которые, в свою очередь со временем обернутся в приступы удушья.

Воспитываясь в неблагоприятных условиях, неполной или неблагополучной семья, малыш будет страдать от недостатка внимание со стороны матери, ребенок любым способом будет стараться обратить на себя внимание. Все это является благоприятной почвой для развития заболеваний, связанных с дыхательной системой.

Психосоматический фактор в развитии болезни у ребенка имеет подчас определяющее значение.

Устранение психосоматических причин

Чтобы избавиться от заболевания или облегчить его течение, нужно будет устранить психосоматические причины, послужившие развитию астмы.

В этом направлении хорошо помогают:

  • психотерапевтические процедуры;
  • иглотерапия;
  • климатотерапия.

Чтобы повысить стрессоустойчивость, можно принимать природные седативные препараты, такие, как пустырник, валериана.

Психотерапия при бронхиальной астме

Психотерапевтические процедуры при лечении бронхиальной астмы должны быть направлены на повышение жизненных сил и возможностей, коррекция эмоциональных расстройств, формирование правильного поведения и реакции на стрессообразующие факторы.

Пациенты с бронхиальной астмой часто замкнуты, они испытывают тревожность и недоверчивость, отрицательные эмоции преобладают над положительными. Для астматиков характерны защитные механизмы:

  • отрицание;
  • вытеснение;
  • регрессия.

Хорошее терапевтическое воздействие оказывают групповые занятия с психологом.

В группах организуют:

  • занятия дыхательной гимнастикой;
  • аутогенную тренировку;
  • занятия по функциональному расслаблению.

Особое значение, как уже было сказано выше, имеет психологическая атмосфера в семье. Поэтому, прежде всего, следует обратить внимание именно на этот фактор. Очень важно пересмотреть психологический климат, сформировавшийся между взрослыми и детьми, а также между супругами. Накаленная атмосфера, конфликты и разлады должны уйти из семейных отношений. Здоровая семья – залог не только психического, но и физиологического здоровья.

Статистика

Бронхиальная астма в большинстве случаев диагностируется у детей. Чаще всего она начинает свою активность в возрасте от пяти лет. Психологи отмечают, что мальчики страдают этим недугом чаще, чем девочки, поскольку, их воспитывают в более строгих условиях и требования предъявляют более высокие. Многим удается избавиться от астмы в период полового созревания.

Если болезнь поражает взрослого человека, чаще всего, это случается в период от 22 до 35 лет. В этом случае уже женщины находятся в группе риска.

При астме психосоматика играет не последнюю роль. Астма и психосоматика тесно взамосвязаны. Чтобы избавиться от недуга, важно учитывать этот фактор. Следует научиться адекватно оценивать обстановку, отпускать прошлое, забывать неприятные ситуации. Жизненные силы нужно направить на самосовершенствование, процветание, быть более доброжелательным и открытым людям.



gastroguru © 2017