Подростковый возраст. Почему подростки по-разному проходят кризис взросления

«На первое в жизни порно я наткнулась лет в десять, когда искала в интернете какую-то детскую игру типа «вырасти котенка», - рассказывает 18-летняя Яна. - Вдруг посреди картинок с котятами выскочило видео, на котором двигались крупным планом женские и мужские гениталии. Я зажмурилась, пыталась убрать «это», но чем больше я кликала на картинку, тем больше их - разных - становилось на экране».

Современные подростки, активные пользователи интернета, стaлкиваются с порно задолго до первого сексуального опыта. 27% наших читателей увидели порноизображение, когда им было меньше десяти лет, 46% - в возрасте от 10 до 14 лет 1 . И почти половина из них затем искали возможность посмотреть его еще раз. 62% европейцев от 14 до 18 лет регулярно заходят на порносайты, смотрят фильмы на DVD, фото, аниме или комиксы 2 . 87% девушек и юношей признаются, что имеют опыт занятий виртуальным сексом (через веб-камеры, ICQ или по телефону) 3 . Как влияют на подростков встречи с (видео)сексуальностью и действительно ли есть повод для волнений?

Опыт инициации

«Просмотр порно и эротики, похоже, стал своеобразной инициацией, обрядом перехода во взрослость, - считает психотерапевт Екатерина Кадиева. - Жесткое изображение полового акта, как и вид обнаженной женщины или мужчины, запускает процесс осознания собственной сексуальности: своих фантазий, ощущений, желаний». Кроме того, молодые люди, чрезмерно опекаемые родителями, все дольше остаются подростками. Даже среди 30-летних лишь 46% женщин (и 31% мужчин) считают себя взрослыми людьми.

Почувствовать себя старше им помогают активное агрессивное поведение (оно кажется проявлением независимости) и «запретная» сексуальность, добавляет психоаналитик Серж Тиссерон. Порнография - как раз на пересечении того и другого. Рассматривая кадры, предназначенные только для взрослых, подростки ощущают себя «большими».

«Мне казалось, я смогу так же долго, как на экране, заниматься сексом с тем, кого полюблю...»

Риск поверить

Иногда знакомство с порно и ограничивается просмотром фильма категории ХХХ. «Эротическое зрелище действует на подростков как предохранительный клапан: позволяет разрядить подавленные влечения и тем самым уменьшает вероятность того, что социально неприемлемые желания реализуются», - говорил сексолог Игорь Кон. Опасным же порно становится, когда девушка начинает верить: сексуальная жизнь происходит именно так, как показывают в этих фильмах.

«Модели поведения актеров нередко становятся своего рода наглядным пособием, эталоном секса, - говорит возрастной психолог Наталья Авдеева. - Начав собственную интимную жизнь, девушка ориентируется на экранный образ и переживает болезненное разочарование».

Когда ожидания (неминуемо) расходятся с реальностью, оба партнера чувствуют обескураживающую растерянность, неудовлетворенность. Эти переживания могут быть настолько сильны, что у юной женщины нарушается естественный процесс зарождения чувственно-эротических представлений и ощущений. Подобный опыт в ранней юности пережила и 23-летняя Ирина:

«Мне казалось, что я смогу так же долго, как актеры на экране, заниматься сексом с тем, кого полюблю. Когда мой парень пригласил меня домой и показал пару «любимых» эпизодов, я очень старалась соответствовать... Он вел себя как эти, в порно - те же движения, слова. А я была почти в истерике: мне было стыдно за него, что у него нет воображения, ну и за себя, потому что я не могла так долго выдержать однообразную долбежку! Об удовольствии не было и речи».

«Сценаристы порнофильмов не учитывают чувств и желаний своих персонажей, - комментирует сексолог Наида Добаева. - Порно, эротика всегда механистически подходят к интимным отношениям, это исключительно техническое и генитальное восприятие сексуальности».

Беречь воображение

«Из порно я узнала о том, что такое тело мужчины, но главное - некоторые сцены на меня очень сильно действовали, возбуждали», - признается 20-летняя Оксана. «Подростки ищут такие изображения в первую очередь для того, чтобы ощутить сексуальное возбуждение», - подтверждает Наида Добаева. Порнография расширяет их «видеотеку» сексуальных фантазий: фильмы - короткий путь к тому, чтобы немедленно ощутить максимум сексуального удовольствия, не выстраивая реальных отношений с конкретным человеком. «Порнография губит воображение подростков, потому что сводит сценарии интимной жизни к стереотипным картинкам и сюжетам, которые якобы исчерпывают все, что происходит между партнерами, - продолжает сексолог. - Между тем именно воображение, фантазии делают удовольствие женщины насыщенным».

Позднее большинство женщин постепенно освобождаются от стереотипов. Они узнают что-то из книг, что-то - из разговоров с родителями или из обсуждений с друзьями увиденного на сайтах. Верить или не верить в то, что они видят в фильмах категории ХХХ, - зависит во многом от того, есть ли у них возможность про это говорить, считают наши эксперты. Если подростки не могут сопоставить свой взгляд с мнением друзей или взрослых, они рискуют остаться в плену своих предрассудков.

Только кино

17-летняя Ксения еще не вступала в сексуальные отношения, но уже попадала по ссылкам на порносайты. «Это просто кино, где все исполняют команды режиссера»,– считает она. Некоторые ее ровесницы тоже сомневаются в правдоподобии таких фильмов: собственный опыт создания изображений с помощью мобильного, цифрового фото или видеокамеры помогает им лучше понимать, как «делается» кино.

Но немало и тех, кто увиденное воспринимает буквально. «Было ощущение ужаса, отвращения, - вспоминает 22-летняя Яна. - Я, конечно, уже знала, откуда дети берутся, но чтоб так, крупно, как какое-то мясо... А еще было что-то вроде чувства вины: я плохая, я смотрела гадость, гадость меня испортила. Эти картинки, как в «Лолите» Набокова сказано, скорее «оглушили», чем разбудили во мне женщину. И кажется, я до сих пор не освободилась от этого чувства».

«Если рядом нет взрослого, которому подросток доверяет и с кем может обсудить то, что его волнует, порно действительно способно травмировать его психику, надолго затормозить (или чрезмерно активизировать) его сексуальное развитие», - считает Наталья Авдеева. Ведь в сексуальном взрослении диалог - единственная защита от заблуждений и опасных толкований.

Женщинам это не нравится?

30% потребителей порнопродукции в интернете - женщины. Почти 17% из них признают свою зависимость от порно и пытаются от нее освободиться*. И все же (в сравнении с мужчинами) их интерес к сексу на экране не так велик. «Многим не нравится порно вовсе не из-за особой стыдливости (речь не о тех, кто еще не имел сексуального опыта), - объясняет сексолог и психоаналитик Катрин Блан (Catherine Blanc). - Прежде всего на них влияют веками складывавшиеся этические нормы, согласно которым откровенные изображения и высказывания на темы секса неприличны и недопустимы. Кроме того, важны и представления женщин о своих половых органах: ведь их не видно, они скрыты и всегда остаются областью тайны. Порнофильмы, в отличие от эротических, устраняют это пространство намеков: все показано детально. Такие съемки больше отвечают сексуальным фантазиям мужчин, что вполне объяснимо их физиологией: их органы можно увидеть, прикоснуться к ним». Однако в порнофильмах воплощаются и типично женские фантазии: вуайеризм, доминирование, подчинение... Порой возбуждение, которое женщины испытывают при просмотре, помогает им отделить сексуальную сферу от других отношений с партнером. Ведь иногда, придавая огромное значение чувствам, женщина оказывается скованной в сексе, стесняется наслаждаться близостью, проявлять силу своего влечения. А то, что она видит на экране, перекликается с ее сексуальными желаниями, раскрепощая ее».

Быть подростком - это не только пользоваться почти законным правом разрушать все на своем пути, но и испытывать сложные изменения на биологическом уровне. Если раньше причиной проблемного поведения назывались «недостаток воспитания», «социальная неустроенность» или «психологическая травма», то последние данные нейробиологии говорят, что все дело в особенностях развития мозга. О юношеских тревогах и тяге к неизвестному рассказывается в статье The New York Times , а T&P перевели из нее основные тезисы.

Слово «юность» в нашей культуре воспринимается почти так же, как «риск», «эмоциональная драма» и ассоциируется со всеми формами странного поведения. До недавнего времени было принято объяснять подростковые метания с точки зрения психологии. По мере развития молодые люди должны решать ряд социальных и эмоциональных проблем, таких как отделение от родителей, завоевание своего места в группе сверстников, и осознание того, кто же они на самом деле. Не надо быть специалистом, чтобы понять, насколько это тревожные вопросы.

Но до сих пор остаются темные пятна в анализе подросткового возраста: например, тот внезапный всплеск тревоги и страха, который испытывают все тинейджеры и который не наблюдается ни у детей, ни у взрослых. Его причина кроется в особенностях развития мозга, а следствием является уйма времени, потраченного на то, чтобы научиться не бояться.

«Поведенческий парадокс помогает объяснить, почему тинейджеры так склонны причинять вред себе и другим. В их мире три врага - несчастные случаи, убийство и суицид»

Разные отделы мозга развиваются с разной скоростью. Оказывается, область, ответственная за обработку страха, миндалевидное тело, намного обгоняет в этом префронтальную кору, ответственную за рассуждения и функцию контроля. Это означает, что подростки имеют мозг, который наделен повышенной способностью испытывать тревогу и, вместе с тем, не так хорош, когда дело касается самоуспокоения и сознательной остановки неприятных мыслей.

У вас, возможно, возникнет вопрос: раз уж подростки такие пугливые, почему же они все время ищут новых ощущений и больше всего любят риск? Эти два утверждения входят в противоречие друг с другом. Ответ кроется в том, что центр удовольствия, так же, как и область, ответственная за обработку страха, развивается раньше, чем префронтальная кора. Этот поведенческий парадокс помогает объяснить, почему тинейджеры так склонны причинять вред себе и другим. В их мире три врага - несчастные случаи, убийство и суицид.

Конечно, у большинства подростков неврозы не развиваются, а напротив, формируется умение работать со своими страхами - к 25 годам префронтальная кора вполне развита для этого. Но все же до 20% тинейджеров в США имеют диагностированный невроз страха и страдают паническими атаками, что, возможно, является следствием влияния сразу и генетических, и средовых факторов.

Миндалевидное тело, или миндалина, находится глубоко под корой и посылает сигналы об опасности в префронтальную зону еще до того, как мы смогли бы ее осознать. Вспомните тот мгновенный выплеск адреналина, когда, гуляя по лесу, вам вдруг показалось, что в траве ползет змея. Это то, что делает миндалина. Вы еще раз оглядываетесь на место опасности, и префронтальная кора успокаивает вас: это всего лишь палка.

Схематично происходящее напоминает улицу с двусторонним движением: миндалина повышает уровень страха, а спустя время префронтальная кора дает нам информацию о том, как все обстоит на самом деле. Но у подростков эти процессы не идут так слаженно, потому у них гораздо хуже получается управлять своими эмоциями.

Б. Дж. Кейси, профессор психологии в Корнелльском университете, исследовал страх в группе детей, подростков и взрослых. Участникам показывали цветной квадрат и при этом включали вызывающие страх звуки. Квадрат, до этого нейтральный стимул, начинал ассоциироваться с неприятными звуками, а затем вызывал те же эмоции, что и музыка. Во всех группах показатели в этом эксперименте были одинаковы.

Интересное открылось в другом. Когда профессор Кейси тренировал в участниках отсутствие страха перед стимулом, то есть показывал просто цветной квадрат, то оказалось, что подростки дольше не могли «разучиться» испытывать те же чувства, что и в эксперименте с пугающей музыкой. Подросткам гораздо труднее, однажды запомнив что-то как небезопасное, отказаться от своих убеждений.

Юность - это время исследований, когда молодые люди отвоевывают все большую автономию, а растущая способность чувствовать страх и цепкая память в отношении небезопасных ситуаций помогают им пройти этот период адаптации и развивают чувство самосохранения. Разница в развитии миндалины и префронтальной коры была обнаружена не только у человека, но и у всех млекопитающих и классифицируется как эволюционное достижение. Такое новое, нейробиологическое, понимание подростковых проблем может изменить наш взгляд на терапию невроза.

Одно из наиболее распространенных направлений сегодня - когнитивно-поведенческая психотерапия, во время которой стимул, воспринимавшийся до этого как опасный, предъявляется многократно в новых, безопасных, условиях, что тренирует у пациента способность не испытывать страх. Если вы, к примеру, боитесь пауков, вам их шаг за шагом покажут в разных спокойных ситуациях, так чтобы вы наконец избавились от своей акарофобии. Но парадокс заключается в том, что подростки, хотя и нуждаются в терапии по причине плохого контроля негативных эмоций, могут быть к ней мало восприимчивы - по той же причине.

Недавнее исследование подростков с тревожными расстройствами показало, что только 55-60% из них вылечиваются в ходе когнитивно-поведенческой терапии или при приеме антидепрессантов, тогда как если эти методы совместить, то есть кроме психологического оказывать и фармакологическое воздействие, цифра увеличивается до 81%.

Рано или поздно вопрос "что делать, если ребенок смотрит видео для взрослых?" задается в любой семье. Кто-то из родителей случайно увидел в истории браузера соответствующие запросы, кому-то дети сами задали вопрос о том, что их интересует. Но как все-таки правильно реагировать? Советы дает сексотерапевт Мария Тихонова .

Почему дети смотрят видео для взрослых?
Сейчас все происходит быстрее и раньше. Современные дети раньше знакомяться с интернетом, и поэтому, нередко случается так, что возраст первого знакомства с порнографическим контентом сдвигается к 6-8 годам. Тема вызывает у детей интерес, потому что это некая запретная область, про которую они ничего не понимают, а с помощью электронных устройств они легко находят эти знания. Да, мы можем ограничивать доступ к Всемирной паутине, но дети все равно найдут способ посмотреть этот контент, не на своем смартфоне, так на смартфоне соседа по парте или на компьютере родителя. Таким образом, просмотр детьми «запретного» видео становится своеобразной нормой современного общества, от которой мы в шоке и к которой не можем привыкнуть.

Надо понимать, что в большинстве случаев просмотр взрослого видео в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте - это познавательный интерес. Ребенок пытается разобраться, как всё устроено в жизни: как он появился на свет, что происходит за закрытыми дверьми в спальне родителей, как выглядит тело у противоположного пола. Это как раз тот возраст, когда раньше, до появления гаджетов, мальчики и девочки показывали друг другу, что у них в трусиках. Современным детям уже не за чем раздеваться, теперь всё есть на экране. Получается, что это повтор той реальности, которая уже была, только в новом формате, и связано это с естественным формированием сексуальности.

Конечно, совершенно не значит, что если ваш 6-7 летний ребенок не интересуется порно - то это не норма. И, естественно, не нужно ему такое видео показывать в качестве просвещения.

Для подростков просмотр видео - это фаза вхождения в сексуальность, связанная с половым созреванием, возникновением привязанностей и появлением первых серьезных чувств. Тема взаимоотношений между полами уже перестает быть просто детским любопытством, а носит личную заинтересованность. Причем, речь здесь скорее идет о фантазиях. Видеоряд разогревает возбуждение, помогает разобраться с импульсами, желаниями. Не нужно считать, что просмотр взрослого видео приведет к каким-то отклонениям в формировании сексуальности. Исследования показывают, что подростки хорошо понимают, что на экране они видят имитацию, что кино и реальная жизнь - разные вещи.

В подростковом возрасте сложно определить «допустимую» норму просмотра видео . Она значительно отличается у разных детей, у мальчиков и девочек. Даже у одного и того же ребёнка, в зависимости от времени года или гормонального уровня.
Да, есть ситуации, требующие особого внимания, о них мы поговорим отдельно (см. раздел «Когда нужна помощь специалиста»), но, в целом, к этому нужно относиться спокойно. Современные дети смотрят взрослое видео и будут находить способы его посмотреть, потому что это этап их взросления.

Когда и как обсуждать с ребенком эту тему?
Говорить о вопросах сексуальности мы начинаем тогда, когда ребенок сам начинает задавать вопросы. Причем это может быть прямой вопрос с его стороны, или невербальный посыл - когда ребенок заинтересован, но не готов об этом сказать напрямую. Здесь важно доверять своей родительской интуиции, но всегда нужно спрашивать ребенка, хочет ли он поговорить. Не настаивайте на разговоре, если ребенок не готов.

Обсуждать тему нужно на том уровне языка, который доступен ребенку, углубляясь в детали в зависимости от возраста. Конечно, не существует стандартных фраз, которые будет уместно сказать ребенку в той или иной ситуации. Здесь важнее то, как это будет сказано. Интонации должны быть ровными, голос спокойным, очень важно деликатно относится к этой теме.

Если ребенок посмотрел порно, родителю важно оценить свои силы и готовность адекватно на эту тему говорить.

Если родитель понимает, что способен выстроить доверительный разговор, обсудить вопрос спокойно и осознанно, то важно выяснить, что происходит с ребенком, почему он заинтересовался таким видео, при каких условиях это произошло, был ли это единичный случай или это происходит на регулярной основе. Нужно понимать, что как правило это проходящий, познавательный интерес. Не нужно сильно застревать на этой теме.

Как родителям справиться со своими эмоциями? Что на самом деле травмирует ребенка?
Какая бы ситуация не произошла, в первую очередь важен посыл родителя.
Cамая главная ошибка - это очень эмоциональная, неадекватная реакция на произошедшее. Ни в коем случае не нужно осуждать ребенка, стыдить его. Если родитель не будет бурно реагировать, удивляться, таращить глаза, хватать ребенка за руки или еще хуже - бить по рукам, то ребенок подобных эпизодов, скорее всего, даже не запомнит, поскольку они укладываются в этапы естественного развития сексуальности.

Тот факт, что родитель шокирован, является очень мощным невербальным посылом для ребенка о том, что сексуальность - это плохо, грешно и грязно. Бывает, что запрет и протест родителей приводит к тому, что даже во взрослом возрасте тема секса для человека останется табу, и это негативно отразится на его попытках строить отношения с противоположным полом, создать семью.

Если родитель, столкнувшись с подобными вопросами, чувствует беспомощность, возмущение или отвращение, то в первую очередь ему важно задаться вопросом о своей собственной сексуальности. Если эти ситуации и разговоры о сексе доставляют вам дискомфорт, не бойтесь сходить к специалисту, разобраться со своей интимной жизнью и решить этот вопрос. Главное, что нужно сделать - это привести себя в адекватное состояние и успокоиться.

Когда нужна помощь специалиста?
Если родитель понимает, что он не готов говорить на тему сексуальности, лучше ее и не обсуждать, чем высказывать что-то негативное или, наоборот, говорить невразумительное и выставлять себя некомпетентным человеком. Хорошо если есть возможность «поручить» этот разговор близкому к семье взрослому, которому вы доверяете и с которым у ребенка хороший контакт - тетя, крестная, мамина близкая подруга, возможно, кто-то из адекватных учителей или другой взрослый одного пола с ребенком. Но на такое общение обязательно должен быть запрос со стороны ребенка.

Конечно же, существуют особые ситуации, когда без помощи специалиста не обойтись.
Родителям нужно уметь эти ситуации распознавать.

На что стоит обратить внимание:
Дети младшего возраста: «застревание» ребенка, когда обнаруживается, что он просматривает видео для взрослых регулярно, проявляет слишком высокий интерес к этой теме.

Дети подросткового возраста: навязчивость (ребенок постоянно стремится вернуться к просмотру); нет других интересов (хобби); резкое снижение успеваемости в школе; отсутствие романтического интереса к сверстникам, извращенная и противоестественная тематика видео.

Если у ребенка наблюдаются эти «симптомы», то он, скорее всего, пытается справится через просмотр видео с какой-то своей проблемой.

К сожалению, ребенок не всегда готов рассказать о неприятностях, которые с ним произошли, потому что ему стыдно об этом говорить или он считает, что сам в этом виноват. Если поведение ребенка изменилось: он стал более замкнутым, стал хуже спать, меньше улыбаться, выглядит рассеянным, он наносит себе порезы бритвой (часто случается у подростков), начались непонятные кожные реакции (экземы, дерматиты) - всё это показатели того, что в жизни ребенка произошло что-то травмирующее.

Если разговор о просмотре видео происходит в очень доверительной обстановке, возможно, ребенок расскажет о каких-то вещах, с которыми нужно будет идти к специалисту.

Если родители решили обратиться к специалисту, не нужно говорить ребенку, что с ним что-то не так. Важно спокойно подвести к этой теме, и позиционировать психолога как другого взрослого с соответствующим образованием, способного помочь.
Опытный психолог предложит ребенку специальные упражнения, задания в зависимости от возраста (например, порисовать, полепить из пластилина), побеседует с ним, и если была травма, она проявится. Очень важно уметь выбирать правильного специалиста, особенно с темой сексуальности, и особенно в России, потому что в нашей стране тема секса очень сильно табуирована. Сексотерапевт не должен перегружать ни вас, ни ребенка специфической информацией, давить или спекулировать этой темой. Сексотерапевт должен быть очень деликатен, чуток, уметь правильно подбирать слова. И главное вы должны помнить, что любая проблема разрешима.

Не пропусти молнию! Подписывайся на нас в Telegram

Читайте все новости по теме " " на OBOZREVATEL.

Зачем презерватив второкласснице и почему подростки смотрят порно?

"Это стыдная тема. О ней приличней молчать". Такую позицию занимают многие родители, когда ребёнка начинает интересовать секс.

В этой публикации мы попытались обобщить рекомендации специалистов папам и мамам. Что отвечать на неудобные вопросы детей? Как вести себя, если ваш сын или дочь имеет запретные увлечения?

Все ситуации, о которых речь пойдет ниже, - реальные. Мы попросили психолога Людмилу Русину прокомментировать типичные реакции взрослых на них. Госпожа Русина - специалист по детско-родительским отношениям психологического центра "Gestalt" (gestalt-r.kz) и по совместительству психолог отделения по разрешению кризисных ситуаций центра "Ульба".

Ситуация 1

Второй класс, дети восьми лет. Мама нашла у дочери записку: "Петя, я хочу тебя. Давай займёмся сексом". В записку вложен презерватив. Дочь ответила, что записка - это шутка, а презерватив - жевательная резинка.

Родители: Не заострять внимания, это игра, дети сами потеряют интерес к теме.

Людмила Русина: Если ребёнок обозначил интерес, он не успокоится, пока не получит необходимую информацию. Все его вопросы нужно прояснить, не откладывая в долгий ящик.

Разговор на столь деликатную тему не должен быть для ребёнка неприятным, не должен пугать и настораживать. Ведите себя спокойно и естественно. Прежде чем начать разговор, спросите у ребёнка, что означают слова "хочу", "секс". А то наговорите лишнего.

АНЕКДОТ В ТЕМУ

Мама, а что такое аборт?

Доченька, это так ужасно, так аморально и так больно,.. - мать в красках описывает причины аборта, ход операции.

Завершив рассказ, спохватывается, откуда её маленькая девочка узнала это слово.

Ребёнок с полными слёз глазами тычет пальчиком в книжку:

Здесь написано: "А волны бились о борт корабля".

Родители: Провести разъяснительную беседу на тему, откуда берутся дети, как использовать презерватив и со скольки лет возможны половые отношения между мужчиной и женщиной.

Людмила Русина: Не стоит разом выдавать ребёнку всю информацию от "а" до "я". Расскажите только о том, что его интересует именно в этот момент. Можно начать так: "Что такое "хочу"? Это чувства. Это про любовь. Это когда двое друг другу нравятся. Когда вместе жить договорились. Семью создали. Ребёночка родили". Я специально делаю паузы. По реакции ребёнка вы поймёте, в каком месте нужно остановиться. Если не поняли, спросите прямо: "О чём из перечисленного ты бы хотел узнать подробнее?"

Вся беда в том, что сейчас дети начинают узнавать об интимных отношениях между мужчиной и женщиной с конца. Сразу - секс. Интернет, телевидение навязывают упрощённую модель отношений. Родителям следует восстановить упущенные звенья цепи, вернуться к началу. Остановиться на ответственности и на смысле взаимоотношений - создании семьи. Словом, переключить ребёнка с секса на любовь.

В восемь лет рассказывать непосредственно о половом акте всё-таки рано. Необходимо раскрыть смысл эмоций, чувств. В этом возрасте дети переходят от эмоций дружбы к эмоциям привязанности, симпатии, но не знают, как их правильно выражать. Вот и "выстреливает" что-то, выхваченное в молодёжном сериале.

Объясните, что "хочу" - это желание видеться, сидеть за одной партой, держаться за руку, заботиться друг о друге, делиться конфетами, быть всегда вместе.

Рисуйте для детей правильные картинки любви, чтобы у них была альтернатива.

Родители: Беседа в духе "ай-яй-яй". Обвинить ребёнка в аморальном поведении. Наказать.

Людмила Русина: Так вы навсегда закроете эту тему для ребёнка в своей семье. Он будет знать, что родители такое любопытство не приветствуют, - считает психолог. - Значит, надо узнавать у друзей, в интернете. Готовьтесь, что полученная таким образом информация может быть сильно искажённой.

Напирать: "Где ты этого нахватался?! Зачем ты это написала?!!" - тоже не к месту. Ребёнок находится в познавательной стадии развития, только учится определять, что хорошо, что плохо. Показывают по телевизору - запомнил, попробовал применить фразу в записке. О том, что это неправильно, он может догадаться только по вашей осуждающей интонации.

Ещё один момент. У некоторых детей половое созревание начинается уже в 10-12 лет. Действуют гормоны. Девочка сама не понимает, что происходит, почему тянет к мальчикам. А тут мама допрос устраивает. Кто кому должен объяснять происходящее и подсказывать, как себя вести?

Ситуация 2

Мама обнаружила, что сын десяти лет систематически посещает порносайты. Причём их содержание "не для слабонервных". Мама в этот же вечер отправляет ребёнка к бабушке на две недели. Не объясняя ему причину, оторвав от учёбы.

Женщина испытывает отвращение, ей противен собственный ребёнок.

Родители: Высказать ребёнку всё, что о нём думаешь: извращенец, ты мне противен и т.д.

Людмила Русина: В этой ситуации мама правильно сделала, что не стала проявлять эмоций при сыне. Но лучше было не его отправлять в ссылку, а самой на некоторое время уединиться. Дети догадливые, всегда найдут, с чем соотнести поведение родителей. Но не всегда верно смогут его трактовать, оказавшись с проблемой один на один. Могут расценить это как предательство.

Наедине с собой можно поплакать, дать выход эмоциям. А потом сделайте глубокий вдох и начинайте выяснять, в какой именно информации возникла потребность у вашего чада.

Не смогли сдержаться? Объясняем почему: "Я сейчас разозлилась. Прости меня. Просто я люблю тебя, волнуюсь за тебя. Сейчас я спокойна, давай поговорим".

Родители: Провести с ребёнком разъяснительную беседу об интимных отношениях между мужчиной и женщиной, что в них приемлемо, что - нет, когда позволительно начинать их.

Людмила Русина: Если дело дошло до таких сайтов, придётся обозначить границы нормы в отношениях. Начинаем очень осторожно, выказывая желание обсудить, поддержать: "У меня тут выскочила ссылка на такой-то сайт. У тебя тоже так было? Давай обсудим, что там изображено". Стоит оговорить, что такая информация выложена на сайте незаконно. Показаны ненормальные отношения, таких в жизни не бывает. Так можно причинить боль, унизить, оскорбить. Это плохо. Дальше начинаем восполнять пробелы в чувственно-эмоциональной цепочке: рассказываем о влюблённости, семейных ценностях.

Заметьте, мальчики всегда будут искать информацию о физических отношениях. Обратитесь к специальной литературе, детской энциклопедии, к примеру. Эти книги написаны понятным детям языком. Почитайте их вместе. Там есть рисунки, некоторые дети ищут именно визуального объяснения.

Вообще о физиологическом строении тела, зачатии ребёнка мальчикам и девочкам следует рассказать накануне полового созревания. Сейчас этот возраст снизился: 10-13 лет - девочки, 11-14 - мальчики.

Родители: Отключить интернет и в дальнейшем держать ребёнка в строгости.

Людмила Русина: Это годится, когда у ребёнка появилась зависимость от таких сайтов, а разговоры не помогают. Но в этом случае хорошо ещё обратиться за консультацией к специалистам.

Вообще родители должны научиться определять, когда ребёнок делает что-то по незнанию, а когда очень даже осознанно. Иначе дети быстро смекнут, что, изображая незнание, можно манипулировать родителями. Чётко объясняйте, что именно плохо, почему плохо и к каким последствиям может привести.

В описанной ситуации меня удивляет, что мама заметила увлечение сына так поздно. После первого же просмотра однозначно была реакция. Либо мальчик был эмоционально подавлен, либо - излишне возбуждён. Словом, что-то в его поведении было не так. Если в семье внимательны к детям, это бы сразу же обнаружилось.

Во всех подобных ситуациях главное - не отбить у ребёнка желание разговаривать об этом с вами, родителями. Здесь не только моральная сторона дела. Это - вопрос безопасности ваших детей. Если ребёнок знает, что к чему, он не пойдёт за дяденькой, пообещавшим конфету. Или за пацаном из подворотни, посулившим сказку. Потому что поймёт, когда приглашают посмотреть на Луну, а когда – совсем для другого, - резюмирует Людмила Русина.

Светлана Иваненко, директор областного центра поддержки семьи и детства:

Не обсуждать с ребёнком неудобные темы - вредить и себе, и ему. Дефицит внимания к детям встречается не только в неблагополучных семьях. Но и в тех, где родители увлечены карьерой или активно устраивают личную жизнь. От детей откупаются подарками, походами в кино, позже карманными деньгами.

Сейчас многие родители против того, чтобы дети водили друзей в гости. А зря. Они лишают себя возможности ненавязчиво контролировать компанию, интересы ребёнка. Да, пока он маленький, его можно не пустить к друзьям или следить из окна, как он играет во дворе. Подростка дома вы уже не удержите. Как ведут себя юноши и девушки, дорвавшиеся до запретной свободы, думаю, объяснять не нужно.

Круглосуточный телефон доверия Центра поддержки семьи и детства: 262-313.

Ирина Шведунова, директор молодёжного инструкторского центра ВКО (организация готовит вожатых и программы для трёх детских оздоровительных лагерей области):

Исключите телевизор из членов семьи. Бывают семьи, где и поговорить друг с другом не о чем, если он выключен. Где слушают ребёнка, параллельно глядя на экран. Это невнимание. Детей необходимо слушать, какие бы глупости они ни говорили. Иначе вы не будете знать, чем они живут. А ребёнок найдёт недостающее внимание на стороне.

Не позволяйте детям всё свободное время проводить у телевизора или в интернете. Необходимо формировать интересы ребёнка, не зацикливаясь на одной только учёбе. Дети испытывают колоссальные нагрузки в школе. Им требуется выплеск эмоций, разрядка. Есть те, кто находит это в интимных отношениях. Но лучше перенаправить эту энергию, записав чадо в секцию или кружок.

Чтобы не произошло, помните, вы по одну сторону с ребёнком. Не прекращаете его ценить, уважать, доверять, верить в него. Ему очень необходимы ваше понимание, поддержка и приятие. Помните также, что каждый имеет право на ошибку. А запретный плод - сладок.

Анастасия Строкова, газета «Мой город» (апрель 2011 года)

На колледж еще предстоит разобраться. В 2002 году в США Секретная служба и Министерство образования изучили десятки . Они выяснили , что большинство подростков, устроивших стрельбу, сами подвергались издевательствам и даже физическому насилию в школах.

Как уловить момент, когда обычные подростковые конфликты перерастают в массовое убийство, можно ли запретить буллинг в школах, в эфире "Вечера с Егором Максимовым" рассказала психолог Светлана Кривцова .

Больше новостей о ситуации в Керчи

– С одной стороны, говорят, что буллинг – это такая неотъемлемая часть взросления, где-то он более жесткий, где-то – менее. Как уловить момент, когда обычные, всеми изведанные подростковые конфликты могут перерасти в массовое убийство?

– Знаете, буллинг действительно существует и очень широко распространен в подростковой среде. И действительно буллинг и убийство, эти расстрелы, shooting школьный распространен не только в США, где оружие, как известно, разрешено к ношению совершеннолетними гражданами, но он распространен и в странах Европы, где нет этого разрешения.

– А где грань между буллингом и массовыми расстрелами? Они же все-таки бесконечно далеки друг от друга. Как они переходят одно в другое?

Отчаявшийся подросток либо убивает себя, либо убивает других

Светлана Кривцова

– В том-то и дело. Представьте себе равносторонний треугольник, у которого три вершины, а вершины такие: буллинг, хомисайд (убийство) и суицид. Буллинг – настолько страшный феномен, страшное явление, что с ним напрямую связан либо суицид, либо хомисайд. То есть отчаявшийся подросток либо убивает себя, либо убивает других – и потом убивает себя. Потому что это тот же самый суицид, только опосредованный и отсроченный.

​Поэтому, на мой взгляд, если говорить про школьные психологические службы, про систему образования, то, мне кажется, на сегодняшний день это очень недальновидно – не замечать этого явления, не заниматься им и не противостоять буллингу в школах самым строжайшим образом.

– А как родителям поступать в этой ситуации, если они узнали, например, что одна вершина этого треугольника – буллинг – затронута?

– Мне кажется, что в каждой школе должна быть система, которая бы позволяла ребенку, который чувствует себя на грани отчаяния, потому что к нему применяется буллинг или его кто-то оскорбил из учителей, чтобы эта система позволяла ребенку прийти куда-то и высказаться.

И буллинг, и суицид – это результат отсутствия диалога, результат глухоты школы

Светлана Кривцова

И буллинг, и суицид – это результат отсутствия диалога, результат глухоты школы как организации, школы как системы. Этого у нас совершенно нет, этим нужно заниматься. И это не сделает только психолог, и здесь недостаточно только родителей. Здесь нужны объединенные какие-то усилия всех взрослых, которые собрали в одном месте такое опасное явление, как много незрелых личностей с разными характерами и с разными психиатрическими, может быть, нарушениями.

– По поводу незрелых личностей. Мы только что обсуждали, как очень многие подростки в социальных сетях берут себе ники, фотографии или просто посвящают посты как раз-таки таким убийцам, например, из 1999 года . Это повод как-то обеспокоиться, или это просто некое бунтарство?

– Психиатрическая тематика долгое время была закрыта, сейчас напротив – почти в каждом сериале какой-нибудь психопат присутствует. И какой-то резонанс переживаний существует. Но, понимаете, он существует и превращается во что-то нездоровое только в том случае, если нет здоровых способов обходиться с существующим конфликтом. Эта немота, отчаяние, ощущение абсурда, которое присутствует в школе, где никто не хочет ничего знать и ничего видеть. На самом деле реформы современного образования привели к такой системе, простите меня.



gastroguru © 2017