Выбор читателей
Популярные статьи
Почему проектировщики считают новые нормы проектирования доступной среды взятыми с потолка
Недавно коллега, у ребенка которой проблемы с опорно-двигательным аппаратом, поделилась: «Представляешь, вожу ребенка в специализированную школу. Школа замечательная, все предусмотрено: и пандусы, и вместительный лифт, и удобная санитарная комната на первом этаже, — но буквально один неприятный факт перечеркивает все остальное…»
Оказывается, в специализированной школе для «опорников» нет… парковки. А любой мало-мальски подходящий для этой функции клочок земли снабжен табличкой: «Парковка запрещена». Бедным родителям приходится тащить больного ребенка чуть ли не на себе через два перекрестка и длиннющий двор.
«Вот так у нас все и делается, — кипятилась коллега. — Системы нет! Здания кое-как еще научились приспосабливать к нуждам маломобильных групп. А вот городская среда пока серьезно провисает».
Проблемы «безбарьерного города» горячо обсуждались на недавней конференции «Проектирование комфортной, безопасной и доступной среды. Актуальные вопросы нормирования». Мероприятие это было организовано для строителей и проектировщиков. Поэтому больше всего вопросов было к автору новой редакции Свода правил (СП 59.13330 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»), директору по научной работе ОАО «Институт общественных зданий» Анатолию Гарнецу .
Обновленный СП «завис» где-то на стадии подписания у министра. Между тем специалисты, занимающиеся проблемами инвалидов, полагают, и не без основания, что многие нормы нового СП, что называется, взяты с потолка, не подкреплены базовыми отечественными исследованиями. Кроме того, они не учитывают целый ряд современных реалий, в которых приходится существовать человеку с теми или иными ограничениями мобильности.
— Почему, например, в новом СП высота порогов должна соответствовать именно 1,4 см, а не 2 см, как раньше? А уклон пандуса — один к двенадцати, а не один к двадцати? Почему для маломобильных групп теперь разрешены двустворчатые двери, где одна из створок обязательно должна равняться 90 см? Чем это обусловлено? Кто проводил такие исследования? — размышляет вице-президент НБФ «Город без барьеров» Сергей Чистый .
Действительно, если за границей такие выкладки существуют, то в российских условиях применительно к нашим реалиям никаких замеров не проводилось. Апофеозом дискуссии вокруг нового СП стал вопрос, заданный проектировщиком-практиком из зала: «Так какой же ширины, по вашему мнению, должны быть пути эвакуации для маломобильных групп, например, в торгово-развлекательном комплексе?». Ответ создателя нормативного документа многих не просто удивил — ошарашил: «А вы как думаете?».
Так что же такое доступное здание в современном понимании? Оказывается, даже если «впихнуть» туда весь 59-й СП, оно таковым может и не стать. Важен так называемый «сигнальный набор» доступностей. Этот набор, между прочим, включает и такое понятие, как связанность городских объектов и среды в целом. То есть насколько человеку с ограниченными возможностями в принципе удобно и комфортно передвигаться по городу.
За рубежом эту проблему научились решать десятками способов. Там, например, существует специальная программа приспособления исторических и культурных памятников «под посещение» инвалидами. Пристраиваются специальные входные группы — если невозможно это сделать, не нарушив облик здания, проектируются пандусы или подъемники на минус-первом этаже. Используются временные сооружения: фальшполы и фальшлестницы для инвалидов-колясочников, оборудуется система акустической навигации. Для слабовидящих предусмотрены специальные тактильные дорожки. Причем все эти «удобства» начинаются уже с улицы.
— Мы же сначала увлекаемся приспособлением здания, а потом думаем, как к нему подойти инвалиду, — делится своим мнением Сергей Чистый.
Между прочим, грамотным подходом к созданию доступной среды, диктуемым мировым опытом, считается обязательная адаптация прилегающих территорий и путей движения общественного транспорта под человека с ограниченной мобильностью.
— Во многих крупных городах мира сейчас составляются специальные карты доступности, где отмечены участки безбарьерной среды, — замечает руководитель проектов направления «рынок недвижимости» Фонда «Институт экономики города» Мария Сафарова . — Наше градостроительное законодательство, увы, пока ничего не говорит о территориях общего пользования.
Правда, по словам Марии Сафаровой, законодатели все же намерены исправить положение. Разработан законопроект, направленный на увеличение доступности общественных пространств. Один из главных его постулатов: любое новое благоустройство в городе должно проходить параллельно с оборудованием доступной среды для людей с ограниченными возможностями.
Как бы то ни было, Россия, как известно, не так давно ратифицировала Конвенцию о защите прав инвалидов, в которой, наряду со всем прочим, декларируется недопустимость дискриминации по признаку инвалидности. Так что, хочешь не хочешь, теперь нужно соответствовать мировым стандартам доступности городской среды для людей с ограниченными возможностями. Хотя пока у нас с этим, мягко говоря, не очень.
Елена МАЦЕЙКО
Фото: fotki.yandex.ru, nnm.me, neinvalid.ru
КСТАТИ
Безбарьерная среда — это среда, в корой реализован комплекс архитектурно-планировочных, инженерно-технических, экономических, организационных мероприятий, призванных обеспечить удобные условия для маломобильных граждан. Актуальность проблем доступности среды в современном мегаполисе растет. По самым скромным подсчетам, в Российской Федерации сегодня свыше 25% населения относится к этой группе.
В последние годы в России начала формироваться система мер, направленных на создание безбарьерной среды. Сегодня насчитывается 16 нормативно-технических документов в области доступности среды для маломобильных граждан. СП 59.13330 считается базовым нормативно-техническим документом. Требования этого документа необходимо учитывать при проектировании, реконструкции и капитальном ремонте зданий и сооружений.
Например, есть специальные международные требования к созданию интернет- сайтов, выполнение которых обеспечивает доступность информации для любого пользователя, в том числе для инвалида по зрению.
Доступными должны быть не только здания и сооружения, но также общественный транспорт и транспортная инфраструктура (парковки, остановочные комплексы, автозаправки и т. п.).
Кроме обеспечения физической доступности зданий, необходимо обращать внимание и на эксплуатацию. Нельзя загромождать входы и подходы к оборудованию (столу, телефону и т. п.). Во время влажной уборки пола в общественном помещении нужно ставить предупреждающую табличку «Осторожно, скользкий пол», дворнику необходимо своевременно очищать от снега пандус и т. д.
Эта статья посвящена вопросам архитектурной доступности среды.
Доступная (безбарьерная) архитектурная среда - это такая среда , в которую могут свободно, то есть без посторонней помощи, заходить, попадать и которую могут использовать все МГН (в том числе инвалиды с разными формами нарушений, вне зависимости от тяжести заболевания и степени ограничений).
Термин «доступность» означает возможность беспрепятственно воспользоваться всеми имеющимися услугами людям с инвалидностью, то есть отсутствие дискриминации. Спортивное сооружение должно быть ориентировано на потребности как инвалидов- зрителей, так и инвалидов-спортсменов, тренирующихся в спорткомплексе. В культурно- зрелищных учреждениях необходимо обеспечить свободный доступ для инвалидов не только в зрительный зал, но и на сцену (фото 1.2).
Защита прав на доступность - это фактически борьба за гражданские права людей. Недоступность здания (отсутствие пандуса, перил, туалета для инвалидов, лифта, пониженного бордюра и т. п.) - это не просто отсутствие свободного доступа, а это отказ человеку с инвалидностью в равном доступе к образованию, работе, отсутствие условий для полноценной жизни. Только равные возможности создают равные права.
Доступность (безбарьерность) среды определяется уровнем ее возможного использования соответствующей группой населения.
Здание может быть недоступно для инвалидов-колясочников, но одновременно на 100 процентов приспособлено для инвалидов по слуху.
Создание доступной среды для разных категорий инвалидов предполагает активное участие непосредственно самих инвалидов с разными видами физических и сенсорных ограничений на всех стадиях этого процесса: при разработке техзадания, проектировании, строительстве, сдаче объекта и последующей эксплуатации. Только они сами знают свои возможности и могут рассказать о своих потребностях, оценить эффективность предлагаемых решений.
Архитекторы, владельцы зданий в США и других странах в первые годы формирования доступной среды обращались за консультациями в различные общественные организации инвалидов. Общение носило стихийный характер, эти услуги не оплачивались. Представители организаций инвалидов могли также влиять на формирование доступной среды через участие в создаваемых рабочих группах, советах, комитетах по доступности.
Однако со временем пришло понимание, что консультантами могут работать только подготовленные и обученные люди с инвалидностью (слабовидящие, инвалиды-колясочники и др.), имеющие специальные знания и большой жизненный опыт преодоления трудностей. Таких людей за границей называют пользователи-эксперты (User/Expert). На сегодня они привлекаются к работе не как любители, а как специалисты своего дела, осознающие ответственность за принимаемые решения. В США они получают зарплату, потому что их профессионализм и экспертное мнение позволяют принимать взвешенные решения, избегать дорогостоящих ошибок, особенно на ранних этапах проектирования.
Повышение качеств доступной архитектурной среды для нужд отдельных категорий инвалидов и других маломобильных групп населения не должно ущемлять права и возможности других граждан; ограничивать условия жизнедеятельности тех, кто в этом не нуждается.
Главнейшим фактором, определяющим развитие сообщества, является отношение в нём к инвалидам. Всемирные исследования показали, что на нашей планете проживает десять процентов людей от всего количества, страдающих заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Именно для них, а также слабовидящих и слабослышащих граждан должна быть организована безбарьерная среда.
В настоящий момент в нашем государстве действует программа " ", которая подразумевает организацию общей доступности ко всем социально значимым местам для МГН. Иными словами, она рассчитана на то, что к 2020 году маломобильное населения будет способно посещать любое место, будь то государственное учреждение или торговый центр и перемещаться по любому маршруту с использованием общественного транспорта.
Безбарьерная среда для инвалидов обустраивается в нашей стране довольно-таки быстро, тем не менее до полной реализации программы ещё далеко. Это обусловлено как перебоями с финансированием, так и отсутствием грамотных подрядчиков, способных произвести работы качественно и в кратчайшие сроки.
Доступная среда может быть обустроена как на строящемся объекте, так и при реконструкции. При правильном подходе подобные работы не отнимут много времени, сил и денег. Все действия необходимые для формирования приемлемых условий для маломобильных групп населения могут быть выполнены сотрудниками нашей фирмы.
Безбарьерная среда для инвалидов организовывается совокупностью следующих действий:
Создание безбарьерной среды предоставляющей доступ на любой объект может быть осуществлено при выполнении следующих строительно-монтажных работ:
Доступность созданная сотрудниками нашей организации отвечает всем нормам и требованиям законодательства. Здания и сооружения, обустроенные нами с лёгкостью, пройдут любую проверку.
Если вас заинтересовали наши услуги рекомендуем обратиться за помощью к консультантам нашей фирмы. Для этого вам нужно позвонить по номеру телефона указанному на главной странице сайта. Стоит отметить, что выезд наших сотрудников на места, для изучения степени сложности, абсолютно бесплатен для клиентов.
Мы оказываем все перечисленные услуги на территории всей страны, таким образом являясь федеральной компанией. Сотрудничество с нами оставит только положительные эмоции.
Среди 146-миллионного населения Российской Федерации 9% граждан имеют инвалидность, у многих она диагностирована с детства. Это ставит перед государством и обществом сложные задачи адаптации этих людей в современную жизнь. Для этого в 2008 году была разработана Программа «Доступная среда» для инвалидов. Действие ее впоследствии было продлено до 2025 года.
Давайте разберем ее основные параметры, а также промежуточные итоги реализации по состоянию на 2019 год.
Так как мероприятия реализуются уже довольно длительное время, то некоторые этапы считаются выполненными, другие либо действуют сейчас, либо ждут своей очереди.
В настоящее время программа включает пять этапов:
Точный перечень мероприятий будет определяться в ходе бюджетирования в соответствующие бюджетные периоды.
Ответственным исполнителем программы заявлено Министерство труда РФ. На это ведомство возложена задача по координации дельности иных многочисленных исполнителей мероприятий. К примеру:
Мероприятия задумывались с тем, чтобы:
То есть ФЦП имеет два направления воздействия, сводящиеся к одному: преодолению разделения населения по критериям физических возможностей.
Цели мероприятий правительство видит в следующем:
Основная
Дополнительные:
Разработчики мероприятий поставили перед властными структурами и обществом такие задачи:
Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.
В области выделения средств программа основана на принципах софинансирования. То есть деньги выделяются из федерального и местных бюджетов. В настоящее время действует следующее правило вливания средств из центра:
Сложные задачи необходимо делить на сегменты, чтобы конкретизировать и детализировать их реализацию.
Для этого в ФЦП выделены следующие подпрограммы:
Для достижения поставленных целей разработаны и внедряются следующие мероприятия:
Подпрограмма № 1:
3. Проведение культурных и массовых мероприятий с привлечением инвалидов и стимулированием их активности.
4. Строительство нового жилья под потребности лиц с ограничениями.
Подпрограмма № 2:
Подпрограмма № 3:
Реализация такой сложной задачи, как доведение качества жизни инвалидов до уровня здорового гражданина, является трудоемким процессом.
Иной раз кажется, что полностью добиться заявленной цели не получится.
Однако действительность показывает сдвиги в общественном сознании в нужном направлении.
В Российской Федерации инвалидность имеет порядка 1,5 миллиона детей. Часть из них обучается в специализированных образовательных учреждениях (90%). А это, в свою очередь, создает преграды для их социальной адаптации.
Дети лишены возможности общаться со здоровыми сверстниками, что затрудняет нормальное восприятие их проблем подрастающим поколением без отклонений. Однако попытки организовать совместное обучение положительных результатов не показали.
В регионах развивают иные виды поддержки детей-инвалидов:
На уровне субъектов федерации тоже идет работа по созданию для людей с ограничениями достойных условий.
Например:
Каждое из зданий адаптировано для удовлетворения нужд инвалидов.
Дорогие читатели!
Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.
Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.
Внесены изменения в подпрограмму о совершенствовании критериев качества МСЭ: дополнена возможностью проведения независимой оценки качества услуг, оказываемых федеральными учреждениями МСЭ. Также изменился порядок субсидирования региональных бюджетов в рамках данной программы и формула расчетов выделяемых субсидий.
Десять лет назад приняли государственную Программу «Доступная среда» для инвалидов, направленную на создание комфортной жизни в населенных пунктах. Среди многомиллионного населения нашей страны 8,2% жителей – это люди с заболеваниями, как следствие — ограниченными возможностями. У многих из них инвалидность диагностируется в раннем возрасте. Этот факт ставит перед властью и государством серьезные вопросы адаптации этой категории людей.
Организация безбарьерной среды для инвалидов — проект, проработанный органами власти, первоочередная цель которого в защите, поддержке слоев общества, если они в силу любых причин ограничены в действиях.
Это меры, поддерживаемые государством в момент реализации программы как на федеральном, так и на областном уровне. Они оказывают помощь в реабилитации больных. Внимание уделяется людям, которые относятся к малоподвижной группе. Необходимость помощи им обусловлена множеством различных причин.
Государственная программа была первоначально утверждена осенью 2008 года после документа, исходящего от Правительства РФ. Это стало очередным подтверждением: в стране готовы бороться за права инвалидов. Общество волнует предоставление доступа инвалидов к государственным услугам, обслуживанию в клиниках, иным услугам, которые для простых граждан привычны, поскольку у них отсутствуют проблемы, связанные со сложностью их получения. Первоначально организацию доступной среды для инвалидов запланировали на минимальный срок, однако положительное отношение граждан к ней доказало необходимость продолжения.
В стране среди граждан с ограниченными в разной степени возможностями огромная доля талантливых лиц. До принятия закона отсутствовал доступ в Российской Федерации к объектам социальной жизни, к праву на занятие творческим делом. Это было связано с абсолютным отсутствием базы для осуществления практики. Принятие новых нормативно-правовых актов стало возможностью заниматься любимым делом и не чувствовать себя, обделенными в обществе.
Дмитрий Медведев во время недавнего разговора с представителями узкого круга организаций отметил: «Любого нестандартные ситуации могут застать врасплох. Общество с государством обязаны быть готовыми к тому, чтобы люди, оказавшиеся в нестандартной ситуации, не остались наедине с заболеванием».
Первоочередные задачи:
Исходя из списка основных целей, федеральные законы ставят перед всеми действующими в стране учреждениями две главные задачи:
На федеральном, областном уровне органы управления обязаны проводить целый список важных действий в рамках действующей федеральной программы. Важно повышать действующее значение установленных показателей. Должны быть доступны для всех инвалидов услуги и объекты в любой сфере деятельности. Четкие временные границы, конкретный порядок разработки данных мер законодательно утверждены нормативно-правовыми актами, вступившими в законную силу относительно недавно, в 2016 году. Регионы также с 2016 года самостоятельно реализуют на своих территориях требования всех ФЗ и иных законов в рамках проекта.
Губернатор каждого региона лично контролирует все действия, происходящие в рамках данной программы. Именно он задает верный вектор развития в данном вопросе. Граждане, нуждающиеся в поддержке — всегда могут рассчитывать на ее получение в минимальный срок.
Недавно заместитель председателя Комитета ГД РФ по труду и социальной политике отметил: » Благодаря реализации проекта почти сразу удалось четко определить нюансы комплексного подхода. В каждом городе уже прописан план мероприятий на ближайшее будущее до 2020 года».
В одном из столичных законов, касающегося доступности для инвалидов объектов для социализации, отмечается: каждый обязательно должен быть оснащен оборудованием:
На сколько в Вашем городе реализована программа "Доступная среда"?
Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.
Статьи по теме: | |
Душевнобольное искусство
О том, что психическими расстройствами страдали Ван Гог и Камилла... Расторопша — лечебные свойства уникальной травы и продуктов из нее Расторопша семена полезные свойства и противопоказания
Довольно высокое растение, которое имеет крупные пурпурные или лиловые... Сценарий на юбилей любимой маме Угадай мелодию их кинофильмов
За плечами долгий брак,Он не шутка, не пустяк!Шестьдесят он длится лет,В... |