Выбор читателей
Популярные статьи
Муниципальное казённое образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детско-юношеская спортивная школа»
Яковлевского района Белгородской области
Методическая разработка
«Боковое (периферическое) зрение и его роль в тактике игры»
Тренер-преподаватель:
Уткина Т.В.
Высокое тактическое мастерство всех игроков является залогом победы. Принято считать, что совершенная тактика должна опираться на высокий технический уровень игроков (без техники не может быть тактики!), и это положение не вызывает сомнения, однако, высокая техника игры автоматически не рождает тактики грамотных игроков. Не редко мы видим на площадках команды самого высокого ранга, где технические подготовленные игроки в сложной, а иногда и в самой простой игровой обстановке сплошь и рядом допускают грубые тактические ошибки: посылают передачу на удар игроку передней линии, лежащему на земле после приема трудного мяча; нападающий производит обманный удар прямо в руки страхующего игрока; связующий делает передачу на удар в зону, где находятся трое блокирующих и так далее. Следовательно, дело не только в уровне технической подготовки, но и еще в каких-то качествах игроков, на которые не достаточно обращается внимание в учебной работе. Этим «таинственным» качеством является умение игроков видеть поле, перемещение своих игроков и роков противников, и умение быстро ориентироваться в игровой обстановке, исходя из этих наблюдений. Это не просто, так как во время игры волейболист за редким исключением должен все время смотреть на мяч. Попробуйте нанести нападающий удар, сделать передачу, подать подачу не глядя на мяч... Ничего не получится!
Умение видеть поле осуществляется за счет бокового (периферического) зрения, которое в сочетании с технической подготовкой является основой тактического мастерства волейболистов. По нашему имению, тактически - грамотный игрок должен обладать хорошо развитым периферическим зрением и высокой технической игры: первое поможет игроку разобраться в игровой обстановке, какой бы сложной она не была, и подскажет, что он должен делать в данный момент игры, а втрое - позволит эти объективные наблюдения реализовать.
Периферическое зрение - это функция сетчатки вне желтого пятна.
Основное правило в волейболе гласит: «В игре взор игрока все время должен быть направлен на мяч!» Если игрок нарушает это правило, мяч будет проигран. Впрочем, есть единственное исключение: блокирующий во время удара должен в прыжке смотреть не на мяч, а на нападающего.
Некоторые игроки непосредственно перед выполнением нападающего удара смотрят на площадку противника, создавая у зрителей впечатление, что нападение будет построено, исходя из этих наблюдений. Если нападающий после этого проводит удачный удар, то действительно такое впечатление может создаться. Но можно прямо сказать, что целесообразность таких действий сомнительна: расстановка блокирующих и защитников на площадке противника, который нападающий видит перед выполнением удара, моментально измениться за то время, когда он вынужден будет смотреть только на мяч.
Покажем роль периферического зрения при выполнении отдельных приемов игры.
Передача мяча. Связующий вышел с задней линии на переднюю. Трое нападающих стремительно разбегаются, готовясь нанести нападающий удар. Для того, чтобы выполнить передачу на удар в наиболее выгодном направлении, связующий игрок за счет бокового зрения (ведь основная зрительная ось глаза должна быть направлена на мяч!) должен оценить, где находятся блокирующие и в какой зоне им труднее организовать групповой блок. Если он разберется в игровой обстановке правильно, нападающий удар будет правильным.
Нападающий удар. Велико значение бокового зрения в индивидуальной тактике нападения: благодаря этому зрению игрок должен увидеть свободную от блока зону над сеткой и направить удар именно туда; увидеть расположение страхующих, что позволит ему правильно выбрать свободную зону дня обманного удара.
Игра в защите, Важную роль играет боковое зрение и в этом приеме игры. Благодаря ему защитник ориентируются в расположении своих игроков и правильно выбирает направление выполняемой им передачи; определяет, идёт ли подача или удар противника е аут или мяч надо принимать, и т.д.
В итоге надо подчеркнуть: если тактическое мастерство основано на высоко - развитом боковом зрении, то в основе технике игры лежит центральное зрение.
Подготовительные упражнения для развития бокового (перифернческого) зрения.
1 .Игроки выстраиваются в две шеренги. У каждого в руке волейбольный мяч. По сигналу тренера игроки подбрасывают и ловят мяч одной рукой, не глядя на него.
2.Тоже, но игроки перебрасывают мяч из одной руки в другу.
3 .Игроки парами, передавая мяч друг другу верхними передачами, перемещаются по контурам площадки, проходя под сетку и преодолевая другие препятствия (гимнастические скамейки, стулья). Движение происходит сначала по часовой стрелке, затем - против.
4. Ведение баскетбольного мяча ударами об пол без зрительного контроля.
5. Игроки располагаются в двух - трёх шагах от гладкой стенки. На каждого игрока - один мяч. Не глядя на мяч игроки ударяют его о стенку и ловят. Постепенно расстояние до стенки увеличивается.
6. Перебрасывание мяча в парах, не глядя на него. Упражнение сначала выполняется двумя руками, затем одной. На следующих занятиях расстояние между игроками увеличивается.
7.Игроки располагаются попарно на расстоянии двух метров от гладкой стены, на которой на высоте двух с половиной метров чертится круг диаметром полметра. Один игрок делает передачу второму игроку, который должен верхней передачи попасть мячом в цешр круга. Периодически игроки меняются ролями.
8. Игроки располагаются в две шеренги так, чтобы первые игроки в шеренгах находились бы на линии штрафного броска боком к баскетбольному щиту. Один из игроков первой пары выполняет верхнюю передачу своему партнеру, который не поворачиваясь лицом к щитку, с верхней передачи старается в кольцо. За тем то же упражнение проводится в виде соревнования на лучший результат по десяти попыткам.
9. Игроки выстраиваются в колону по одному. Первый игрок находится на линии штрафного броска напротив баскетбольного щитка. Тренер стоит под кольцом. По его сигналу первый игрок, глядя все время только на кольцо, после сильного разбега делает под кольцом высокий прыжок. Если тренер поднял обе руки вверх (блок), игрок должен имитировать в прыжке обманный удар, если тренер руки не поднял - надо ладонью достать кольцо.
Специальные упражнения.
1 .Игроки располагаются попарно, один игрок делает высокие передачи своему партнеру и сразу же меняет своё местонахождение, перемещаясь в разных направлениях и на разные расстояния. Второй игрок должен дать обратную верхнюю передачу точно в то место, куда переместился первый игрок. После нескольких таких передач игроки меняются ролями. Желательно, чтобы первый игрок располагался у стенки, а второй - имитировал бы разбег нападающего при различных тактических комбинаций.
В этом случае ответная передача первого игрока должна Ьыгь передачей на удар в ту зону, куда переместился второй игрок.
2.Игроки располагаются в три колоны в зонах 2,4 и б. Игроки зоны б выполняют первую передачу в зону 2. Левый нападающий делает разбег для удара либо с края стенки в зоне 4, либо дня удара с низкой передачи в зоне 3. Игрок зоны 2 должен выполнить передачу на удар в зону, где будет наносить удар его партнёр. Упражнение проводится с выполнением наподдающих ударов и блокированием.
3 То же, но игрок зоны б делает первую передачу игроку зоны 4. Остальные условия выполнения упражнения те же, но нападающий выполняет удары в зоне 2 или 3.
Мало кто знает, что такое периферическое зрение. И лишь единицы людей пользуются им ежедневно. А ведь с помощью периферического зрения можно расширить границы видения окружающего мира. Та область картинки, которая находится по краям поля обзора, и является периферией. За четкость ее изображения отвечают периферические отделы сетчатки глаза. Основным показателем продуктивности такого зрения является угол обзора человека. Он включает в себя ту часть пространства, которую охватывает человеческое зрение при неподвижном фиксировании взгляда на предмете. Основной функцией периферического зрения считается ориентация в пространстве.
Взгляните на какой-нибудь предмет и отметьте, сколько информации вы получили за одну секунду обо всех видимых объектах. А теперь представьте, сколько всего нового вы для себя откроете, если сможете видеть предметы, находящиеся за областью фактического видения. О том, как можно развить такую полезную способность, поговорим далее.
Развивая свою функциональную область зрения, вы сможете быстро и в большем объеме воспринимать информацию. Умение видеть периферию пригодится фотографам, водителям, и просто тем людям, которые стремятся ко всему новому и интересному. Кроме того, в экстремальной ситуации периферическое зрение может спасти вам жизнь, ведь способность вовремя увидеть опасность позволит предотвратить тяжелые последствия. С помощью такого зрения вы сможете легче ориентироваться в пространстве.
Оказывается, сделать это не так уж и сложно. Все, что от вас требуется, - ежедневно уделять внимание простой и очень эффективной гимнастике для глаз . Упражнения для развития периферического зрения выглядят следующим образом:
Итак, мы выяснили, что периферическое зрение дает нам возможность получать и запоминать большее количество информации; улучшает скорость чтения; помогает в стрессовых ситуациях; позволяет лучше ориентироваться в пространстве. Поэтому разрабатывать такую уникальную способность не помешает никому.
Удачи вам и прекрасных результатов!
Функционирование зрительной системы человека определяется деятельностью двух видов фоторецепторов - палочек и колбочек. Она устроена так, что в «обычном режиме» (без концентрации взгляда в определенном месте) сектор обзора измеряется примерной цифрой в 120. Этот сектор просматривается в общих деталях, без подробностей (например, вы смотрите на парковый ландшафт, видите скамейки, деревья, но не различаете их породы). Но стоит присмотреться к одному из деревьев, чтобы узнать в нем, к примеру, дуб, как все остальные детали выпадают из сектора обзора. Так работает центральное зрение, за работу которого в сложной системе глаза отвечают колбочки.
Центральное зрение позволяет определить следующие функции предмета:
Все то, что выпадает из поля зрения при концентрации на предмете, но обозримо в общем режиме - результат работы второго вида фоторецепторов, палочек. Его принято называть периферическим зрением. Оба этих вида - центральное и периферическое вместе формируют процесс психофизиологической обработки предметов, окружающих нас и, взаимодействуя, обеспечивают получение основной информации о них - размеры, формы, расположение предметов относительно друг друга и т.д.
Периферическое зрение не позволяет определять точные формы и оттенки предметов - человек видит все в общих чертах. Чем дальше предметы из поля обзора находятся от точки, в которой фокусируется взгляд (в нашем примере это дуб), тем размытее их границы. Таким образом зрительная система формирует приоритетную точку обзора. В мозг в первую очередь поступает информация именно о тех предметах, которые находятся в этой точке и ближе всего к ней. Если бы мозг в одинаковой степени «считывал» информацию о всех объектах, присутствующих в поле зрения, это дало бы слишком большую нагрузку на сознание и подсознание.
Поле обзора периферического зрения и его качество - величины изменяющиеся. Их можно значительно повысить, если целенаправленно тренировать периферическое зрение. Выгоды, которое дает его развитие, неоспоримы. «Прокачка» периферического зрения позволяет расширить рамки обзора, что влияет на объем информации, поступающей в мозг за одну фиксацию взгляда.
В первую очередь она будет полезна школьникам, студентам, и всем, кто по роду деятельности имеет дело с текстовой подачей информации. Давно сформировалась т.н. методика скорочтения - значительное повышение объемов обработки текстов при использовании специальных методов восприятия информации. Овладевший скорочтением человек способен читать и, что немаловажно, усваивать, до 500 слов в минуту (скорость чтения среднестатистического человека составляет максимум 180 слов). Суть методики заключается в уменьшении количества фиксаций («захватов» взглядов на одной строке текста). Не натренированный в скорочтении человек видит и воспринимает только те слова, которые находятся в середине строки. Остальные находятся в «темной зоне», и для их восприятия нужен очередной «захват». Скорочтение же позволяет свести количество захватов до минимума - фокусируя внимание на центре строки, читатель видит и воспринимает все слова в ней.
Развитое периферическое зрение может сослужить хорошую службу и вне области текстов, позволяя лучше ориентироваться в окружающем пространстве. Так, у шаолиньских мастеров боевых искусств оно отточено до максимума.
Другие названия этой методики - астральная и «метод ясного зрения». С помощью элементарных упражнений, которые легко выполнять и дома, и на работе, можно добиться значительных успехов в развитии периферического зрения. Результат можно оцентить уже после месяца регулярных тренировок. Главный инструмент тибетской методики яснозрения - обычный карандаш. Схема тренировки остается неизменной, остается лишь наблюдать, насколько четче и острее становится боковое зрение.
В комплексе эти упражнения позволяют тренировать периферическое зрение по всем направлениям. В начале тренировок очертания карандашей будут размытыми, но с каждым днем вы будете видеть их все четче и четче.
Еще один простой и эффективный способ повысить остроту бокового зрения, подаренный тибетцами - т.н. тибетский графический символ. Можно тренироваться, созерцая данный символ на экране компьютера, но проще распечатать его в хорошем разрешении.
Если вы носите , во время тренировок периферийного зрения их необходимо снимать. Регулярное использование вышеописанных тибетских методик позволяет добиться не только значительного повышения остроты зрения, но и основательно укрепить мышцы глаза.
В настоящее время самой популярной методикой развития периферического зрения считается работа с таблицами Шульте. Их применяли для обучения скорочтению десятилетия назад, однако до сих пор альтернатива по эффективности этой простой методике не найдена.
Стандартная таблица Шульте представляет собой квадрат, разделенный на ячейки 5х5, в которых в хаотичной последовательности заключены числа от 1 до 25. Суть работы с ней - найти все числа в нужной последовательности как можно быстрее. Акцент в выполнении данного упражнения заключается именно во времени, которое затрачивается на поиск чисел - по мере развития периферического зрения оно сокращается. Если в начале работы с таблицами Шульте взгляд фокусируется на каждой из 25 цифр, то по мере продвижения точка фиксации взгляда находится в центре таблицы, остальные цифры легко определяются периферическим зрением. Горизонтальные и вертикальные движения глазами практически отсутствуют.
В классической таблице Шульте 25 ячеек с цифрами, расположенные на белом фоне. Но есть и другие разновидности этого простого зрительного тренажера, предназначенные для тех, кто достиг определенных успехов в работе с классической таблицей:
Существуют также таблицы Шульте, адаптированные для развития скорочтения у детей. Принцип работы с ними точно такой же, как и с классическими, но они содержат всего 9 ячеек.
Весь окружающий мир, по сути, является большим тренажером для тренировки бокового зрения. Выполнять несложные упражнения можно даже находясь в дороге: старайтесь читать вывески, дорожные знаки и т.п. боковым зрением, не фокусируя на них взгляд.
Еще одно простое и результативное упражнение - наблюдая с определенного расстояния за толпой людей, пытайтесь периферическим зрением следить за движениями каждого из них.
Упражнение для пассажиров (выполнять его целесообразно, когда вы путешествуете на переднем пассажирском сиденье авто, при этом машина движется по прямой). Сфокусируйте взгляд на любом объекте, расположенном на значительном расстоянии (дерево, здание и т.п.). Как только концентрация взгляда станет достаточной, чтобы различить детали, сразу переведите взгляд влево, на другой объект и фокусируйтесь уже на нем. На некоторое время фокус взгляда раздваивается - вы продолжаете четко видеть и первый, и второй объекты.
Главным плюсом любых способов тренировки периферического зрения, будь то тибетская методика, таблицы Шульте или другие является то, что они работают безотказно - прогресс будет в любом случае. Важно только соблюдать систематичность тренировок и не прерывать их после нескольких занятий, даже если они кажутся легкими и скучными.
Периферическое зрение человека обеспечивает более широкий обзор окружающего мира. Способность различать предметы, расположенные вне поля прямого зрения, в минуты опасности может спасти человеку жизнь.
Человек при восприятии окружающего мира пользуется двумя видами зрения: прямым и периферическим (боковым). Нормальные границы бокового обзора составляют 120°, но у женщин в силу векового отбора порой видимость расширяется до 180°. Развитие периферического зрения можно осуществить с помощью специальных тренировок и упражнений.
С помощью глаз человек ориентируется в пространстве, оценивая 90% поступающей информации. Полная или частичная потеря зрения изменяет уровень жизни людей, повышая риск возникновения травматизма в быту или на производстве.
Как определить стандарт бокового обзора
При фиксации взгляда на определенной точке нормой считается различие предметов, их окраски, формы, предназначения в сторонах, считая от центра глаза:
С внутренней стороны взгляд ограничивается переносицей, поэтому периферическое зрение определяется параметрами, которые составляют 55°, 55°, 50° соответственно.
Периферийное зрение призвано различать изменения положения объектов, их движение. При этом в сравнении с центральным восприятием предметы видятся не достаточно четко, чем дальше они расположены, тем хуже различаются их цвет и форма.
Простейшая проверка периферического зрения:
Если обзор составляет намного меньшую величину, следует обратиться к врачу. Нарушение может свидетельствовать о заболевании глазной сетчатки, недостаточности витаминов в питании, пораженных тканях зрительного нерва, сбое работы центральной нервной системы.
Почему нарушается периферийный обзор
Последствие после различных глазных заболеваний, травмы головного мозга – значительное сужение периферического зрения, характеризуемое в локальном или концентрическом уменьшении видимых участков, возникновении «слепых пятен», на которых видимость отсутствует вообще. Также в сетчатке глаза существуют физиологические ангиоскотомы, образованные по ходу крупных сосудов, препятствующих отражению света.
При значительных патологиях у человека отмечается полная потеря периферического зрения, остается только трубочное восприятие, при котором можно читать, но трудно ориентироваться в пространстве.
Как видят предметы на периферии женщины и мужчины
Боковое зрение у мужчин и женщин значительно отличается по причине, заложенной генетически:наследственная информация, трансформирующая работу периферических клеток сетчатки (колбочек) откладывается в Х хромосоме, которых в женском организме две, а в мужском – одна.Поэтому одну и ту же картинку представители обоих полов видят по-разному:
Периферическое зрение у обоих полов резко снижается к 65 годам.Возрастные особенности затрагивают и возможность владеть боковым зрением, достаточно сильно сужая обзор.
Периферическое поле зрения влияет на работу мозга, стимулируя его функциональность. Размер поля может изменяться в большую сторону, если регулярно тренировать свои способности.
Как развить периферическое зрение с помощью гимнастики:
Боковое зрение (его еще называют периферическим) – это способность воспринимать предметы, находящиеся в стороне от прямого взгляда. Объекты, воспринимаемые боковым зрением, отбрасывают свет на периферию сетчатки, поэтому человек способен определить наиболее ярко выраженные их свойства, хотя и не видит их четко.
Для чего нужно тренировать боковое зрение? Во-первых, это повышает общую работоспособность мозга, во-вторых, помогает лучше ориентироваться в пространстве, в-третьих, способствует формированию навыка скорочтения. Кроме того, хорошее боковое зрение необходимо для водителей, спортсменов, работников силовых структур, военных и т.д. Даже если природа не наградила вас возможностью хорошо различать предметы вне поля прямого взгляда, комплекс специальных упражнений поможет исправить ситуацию.
В первое время выполнение упражнений по развитию бокового зрения может показаться вам слишком утомительным. Приучать глаза к упражнениям следует постепенно, начиная с 15 минут в день. Между упражнениями делайте паузы, если чувствуете, что глаза болят, поморгайте, сделайте передышку.
Статьи по теме: | |
Душевнобольное искусство
О том, что психическими расстройствами страдали Ван Гог и Камилла... Расторопша — лечебные свойства уникальной травы и продуктов из нее Расторопша семена полезные свойства и противопоказания
Довольно высокое растение, которое имеет крупные пурпурные или лиловые... Сценарий на юбилей любимой маме Угадай мелодию их кинофильмов
За плечами долгий брак,Он не шутка, не пустяк!Шестьдесят он длится лет,В... |