Лечение всд - лечение вегетососудистой дистонии. Нейрогенные расстройства дыхания: гипервентиляционный синдром

Многие считают зевоту совершенно безвредным и даже полезным рефлексом: когда человек зевает, его мышцы расслабляются, а мозг насыщается кислородом. Специалисты же предупреждают - частое беспричинное зевание может быть симптомом опасных болезней. Как отличить безобидную сонливость от недомогания и понять, что пора обратиться к врачу?

Почему мы зеваем?

Человек зевает по нескольким причинам. Это может быть психологическая «цепная» реакция, усталость, нехватка кислорода, эмоциональное и физическое перенапряжение. Чаще всего зевнуть хочется, когда «нечем дышать»: как правило, в таких случаях человек долгое время находится в душном помещении. Зевая, человек обеспечивает насыщение мозга кислородом, вентилирует его и помогает лучше работать. «Обратите внимание: стоит вам сладко зевнуть, и вскоре вам в голову придет решение проблемы, которая занимала вас с утра, или же у вас появится идея, которая принесет успех, - отмечает врач-терапевт Александр Зубарев . - Это происходит потому, что мозг в результате глубокого вдоха получил большую порцию кислорода и заработал активней».

Часто человек начинает зевать, когда нервничает перед каким-либо важным событием. Во время стресса люди на уровне рефлекса задерживают дыхание, даже не замечая этого. Уровень кислорода в крови падает, и организм «заставляет» человека зевать и обеспечить приток воздуха.

Правда, у зевания есть не только положительные стороны. Порой частая зевота без видимых причин может говорить о наличии у человека серьезных заболеваний - от гормональных нарушений в организме до сахарного диабета и рассеянного склероза.

Зевать - вредно?

Если в помещении проветрено, а ночью вы выспались, но все равно не прекращаете зевать, для вас не будет лишним провериться у врача. Регулярная зевота может быть признаком серьезных заболеваний - например, сахарного диабета. Дело в том, что при этом недуге глюкоза не попадает в клетки организма и не вырабатывает энергию. Больной чувствует при этом страшную усталость, ему постоянно хочется спать - отсюда и частое зевание.

Сонливость в сочетании с зевотой может быть симптомом и другого опасного заболевания - абструктивного ночного апноэ, или длительной задержки дыхания во сне. Обычно в зоне риска находятся храпуны. Порой в процессе храпа человек внезапно перестает дышать, а потом - через несколько секунд - снова начинает. Такие задержки дыхания могут достигать минуты. Некоторые не придают этому особого значения, но на самом деле апноэ носит существенный вред организму. Пока человек не дышит, кислород не поступает внутрь, и все органы начинают работать хуже. Днем организм стремится компенсировать недостаток кислорода, и человек беспрестанно зевает.

Как понять, что пора к врачу?

Зевота появляется и при пониженном давлении. «Резкое снижение давления - симптом серьезных патологий, - предупреждает терапевт. - В том числе это может быть аневризма аорты, очень опасное заболевание, которое протекает практически бессимптомно и чревато негативными последствиями». Также многократное зевание может указывать на рассеянный склероз - заболевание, при котором повреждается нервная система.

Врач напоминает: сама по себе зевота не может быть самостоятельным признаком заболевания. Любая болезнь проявляется несколькими симптомами. Так, при рассеянном склерозе, помимо зевоты, это нарушение координации движения, расстройство зрения, слабость в мышцах.

«Частое зевание в совокупности с другими симптомами может являться признаками как эмоционального стресса или депрессии, так и гормональных нарушений или неправильного кровообращения и других болезней, - говорит Зубарев. - Если вы часто зеваете и испытываете при этом другие виды дискомфорта, обратитесь к врачу. Зевота от усталости свидетельствует лишь о том, что вам нужно получше выспаться! Часто человек зевает и просто потому, что зевает его сосед, такая «цепная реакция» всем известна. Насчет ее природы существует много разных мнений, но абсолютно точно можно сказать, что это не приносит никакого вреда. Так что, если ваш коллега или друг сладко зевает, не стесняйтесь составить ему компанию: подарите мозгу порцию кислорода!».

Хозиева М.В. Что такое шкала Апгар?

Психологи на консультации могут задать маме вопрос: «А помните ли вы баллы по шкале Апгар?». Для понимания причин, например, гиперактивности или, напротив, эмоциональной инертности, а также особенностей развития особое внимание обращается на период беременности, родов и послеродового периода. В выписке из роддома должна быть графа «Шкала Апгар» с двумя цифрами. Эта шкала для быстрого выявления у ребенка тяжелых физических или неврологических отклонений, которые требуют немедленного медицинского вмешательства, разработана Вирджинией Апгар еще в прошлом веке. Состояние новорожденного оценивают по пяти стандартным характеристикам: сердечному ритму, дыханию, мышечному тонусу, цвету и рефлекторной возбудимости. По каждой из характеристик ставят от 0 до 2 баллов, которые затем суммируются. В результате ребенок может набрать от 0 до 10 баллов. Чем выше балл, тем лучше состояние новорожденного. Тест обычно повторяют через 5 минут, чтобы отследить динамику состояния ребенка. Новорожденные, набравшие в ходе этой повторной оценки 7 и более баллов, находятся в хорошем физическом состоянии, тогда как 4 и менее баллов означают, что с ребенком не все в порядке, и он нуждается в срочной медицинской помощи.

Какие рефлексы у новорождённого ребенка можно проверить самим?

Важным показателем уровня развития новорожденного, как физического, так и психического является набор необходимых для жизни рефлексов. Рефлекс - это непроизвольный ответ организма на внешний стимул, например, автоматическое закрытие глаз в ответ па дуновение воздуха. В литературе по неврологии, психологии, педиатрии можно встретить следующие описания рефлексов у доношенных новорожденных.

Рефлексы, обеспечивающие жизнедеятельность ребенка:

Дыхательный – постоянное повторение вдоха и выдоха воздуха, значение его состоит в обеспечении организм кислородом и способствует удалению углекислого газа.

Мигательный - закрытие глаз или моргание, данный рефлекс защищает глаза от яркого света и попадания инородных частиц.

Зрачковый - сужение зрачков при ярком свете; расширение в темноте или при слабом освещении; защищает глаза от яркого света, адаптирует зрительную систему к условиям слабой освещенности.

Сосательный - сосание объекта, помещенного (или взятого) в рот, данный рефлекс позволяет ребенку питаться.

Глотательный - глотание позволяет ребенку питаться.

Рефлексы, наличие которых при рождении и их исчезновение в течение первого года жизни свидетельствует о нормальном развитии нервной системы ребенка.

Хватательный – ребенок смыкает пальцы вокруг объектов (например, пальца), прикасающихся к ладошке ребенка. Исчезает в первые 3-4 месяца жизни. И хотя именно из этого рефлекса вырастает акт хватания, тем не менее, не следует путать его с произвольным и целенаправленным действием хватания после 3-4 месяцев в норме.

Рефлекс Бабинского - растопыривание, а затем сгибание пальцев ног в ответ на легкое постукивание по стопе ребенка. Обычно исчезает в первые 8-12 месяцев жизни.

Реакция Моро - громкий шум или резкое изменение положения головы ребенка заставляет его выставить вперед ручки, выгнуть спину и затем свести руки, как будто он за что-то держится. Движение рук и выгибание спины исчезают в первые 4-6 месяцев жизни ребенка; тем не менее, на неожиданный шум или исчезновение поддержки тела ребенок продолжает реагировать рефлексом ожидания, который не исчезает.

Плавательный - погруженный в воду ребенок активно двигает руками и ногами, непроизвольно задерживает дыхание (придавая, таким образом, телу плавучесть); этот рефлекс помогает ребенку удерживаться па плаву некоторое время. Исчезает в первые 4-6 месяцев жизни. В связи с этим можно научить ребенка плавать в течение первых 4 месяцев после появления на свет.

Шагательный - ребенок, которого держат вертикально так, что он касается ножками ровной поверхности, совершает шагательные движения. Этот рефлекс исчезает в первые 8 месяцев жизни. Не путать с ходьбой!

Особенности сна и бодрствования у новорожденных детей.

К сожалению родителей, сон маленького ребенка обычно очень короткий, и длится от 45 минут до 2 часов. Эти периоды сна чередуются с периодами сонливости, активности и бездеятельности, а также плача.

Например, в сутки ребенок в общей сложности находится в состоянии медленного сна примерно 8-9 часов. Ребенок в это время спокоен, его глаза закрыты и не двигаются. Дыхание медленное и регулярное. Но это не означает, что ребенок сможет так проспать беспрерывно все 9 часов. Данное состояние отмечается разными «вкраплениями»: сонливостью, активностью, кормлением, плачем и т.д.

Быстрый сон - глаза ребенка закрыты, но двигаются под опущенными веками (явление, известное как быстрые движения глаз). В ответ на прикосновение ребенок может вздрагивать, двигаться во сне. Данное состояние может длиться в общей сложности в сутки 8-9, опять-таки не все 8-9 часов подряд!

Сонливость - ребенок засыпает или пробуждается. Его глаза открываются и закрываются. Когда глаза открыты, они выглядят тусклыми и безжизненными. Дыхание регулярное, но более быстрое, чем в фазе медленного сна. В этом состоянии ребенок может сосать грудь. В общей сложности в сутки это может длиться от получаса до 3 часов.

Бдительное бездействие - глаза ребенка широко открыты, яркие, исследуют разнообразные объекты окружающей его среды. Дыхание ровное, тело пребывает в относительном бездействии. В таком состоянии ребенок может находиться от 2 до 3 часов.

Бдительная активность - глаза ребенка открыты, дыхание нерегулярное. Ребенок может прийти в возбуждение и начать проявлять диффузную двигательную активность. На бдительную активность новорожденный может «выделить» в общей сложности от часу до трех в сутки.

О плаче новорожденного.

Можно выделить разные виды плача новорожденных. Чуткий родитель умеет различать плач ребенка при разных обстоятельствах – при голоде, при холоде, при боли (при этом необходимо учитывать, что причины боли бывают разные), при появлении желания спать, реализовать естественные младенческие потребности (например, горшок), просто «пообщаться» и т.д.

Плач при боли отличается от остальных видов плача резкостью и пронзительностью. Вообще, если ребенок здоров, то он просыпается, как правило, без плача. При голоде обычно происходит «нарастание» плача от похныкивания до громкого. При желании ребенка спать плач может постепенно стихать: от громкого до устало-хриплого. В норме ребенок может плакать в сутки (если суммировать весь плач) до 2 часов.

Есть разные способы успокоить ребенка:

Прежде всего, необходимо понять причину плача ребенка. Если ребенок голоден – естественно, покормить. Если мокрый – сменить подгузник или пеленку. Если что-то болит, понять, что именно может болеть. Как правило, колики в кишечнике вызывают бурю плача, в таком случае необходимо легкое (!) поглаживание животика тыльной стороной ладони по часовой стрелке, чтобы спровоцировать выход газов. И, конечно же, потом, легко прижав к себе ребенка, поносить его по комнате.

Если малыш хочет спать – дать ему такую возможность. Помогают в таком случае (если, конечно, ребенок сыт) аккуратное ритмическое похлопывание по спинке или нежное поглаживание ее, аккуратное плавное покачивание ребенка на руках из стороны в сторону, ношение ребенка на руках, аккуратное плавное укачивание в люльке или коляске (если не помогли все перечисленные способы).

Если причины плача непонятны, то можно делать следующее:

Взрослый вокализирует в такт плача ребенка. Например, ребенок плачет, а взрослый «подстраивается» под новорожденного с помощью гласного: а-а-а-а, а-а-а-а. Ребенок затихает – взрослый тоже, ребенок снова начинает плакать – взрослый снова вокализирует и т.д.

Взрослый плачущего ребенка быстро и высоко поднимает и держит наклонно на своих руках, приблизительно под углом в 45° к горизонтали. Ребенок должен успокоиться в тот момент, когда его высоко поднимают или вскоре после изменения положения.

Взрослый негромко шумит погремушкой около кровати ребенка. Ребенок должен успокоиться во время шума или по окончании его.

Взрослый тихонько посвистывает (короткие тихие свистки), естественно, не в свисток!!! Плачущий ребенок должен замереть хотя бы на какой-то период времени.

Колыбельная песня в исполнении взрослого с одновременным ношением малыша может также успокоить плачущего новорожденного. И не беда, если у родителя нет слуха, а также познаний в области народного фольклора. Достаточно под один и тот же мотив (желательно плавный, не рэповый) петь все, что видится в данный момент времени, например: баю-баюшки-баю, песенку тебе спою, про собачку на окне, про машину на дворе, а еще про киску в доме, про цветочек на балконе и т.д. Думается, что родителю, мечтающему успокоить ребенка, творческие идеи будут приходить одна за другой.

Войдите в систему, чтобы комментировать

Различают три степени глубины нарушения сознания:

1. Сонливость : ребенок находится в дремотно-сонном состоянии, не интересуется окружающим, однако реагирует на непосредственные раздражители и отвечает на вопросы. Могут быть и фазы с ясным сознанием. Крайнюю степень сонливости называют летаргией.

2. Сопор : нарушение сознания, преодолеваемое лишь на короткие время сильными раздражителями. Ребенок не может жевать пищу и держит ее во рту.

3. Кома : глубокая потеря сознания, которую невозможно преодолеть, даже сильными раздражителями. Рефлексы кожные, слизистых оболочек, сухожильные, а также глоточный не вызываются. Ребенок мочится и испражняется под себя.

Причинами могут быть:

Отравления .

Нарушения обмена веществ :
- сахарный диабет;
- гипогликемия;
- уремия;
- обезвоживание;
- несахарный диабет;
- нарушение функции печени.

Эндотоксический шок .

Церебральные расстройства сознания :
- судорожный статус;
- статус малой эпилепсии;
- повышение внутричерепного давления;
- обморок;
- психогенное сумеречное состояние.

Отравления

Во всех случаях нарушения сознания у ребенка следует прежде всего исключить отравление. Лишь после этого надо подумать о других возможных причинах. У здорового ребенка нарушение сознания может быть вызвано недостатком сна или истерической реакцией. При отсутствии возможности тотчас провести лабораторные исследования, предполагая отравление, врач вынужден полагаться исключительно на данные анамнеза и исходить из теоретической вероятности отравления тем или иным веществом в соответствии с возрастом ребенка. Острое начало на фоне полного здоровья, быстро развивающиеся психомоторные и иногда желудочно-кишечные нарушения весьма характерны для отравления. Следует учитывать и специфические возрастные факторы риска:

1. На первом году жизни (реже в более позднем возрасте) передозировка ребенку медикаментов слишком беспокойными или недостаточно осведомленными родителями в надежде на более быстрый эффект (жаропонижающих, седативных, противокашлевых препаратов).

2. В возрасте 2-4 лет самостоятельный прием медикаментов или хозяйственных химикатов при хранении этих средств в доступном месте; иногда их могут давать старшие братья и сестры.

3. Начиная со школьного возраста, преднамеренный прием медикаментов. Иногда в процессе игры ребенок употребляет в пищу ягоды и плоды, не зная об их токсичности.

4. В препубертатном и пубертатном возрасте: злоупотребление лекарствами, вдыхание органических растворителей (толуола, бензина и т. п.); попытки суицида, чаще всего при помощи снотворных средств.

Сбор анамнеза часто затруднен дачей заведомо неправильных сведений из страха перед возможной юридической ответственностью. По этой причине отрицают даже нечаянную передозировку и возможность принятия ребенком внутрь небрежно хранимых лекарств. Ребенок часто отрицает прием медикаментов из чувства солидарности или от стыда. Попытки самоубийства, напротив, часто предпринимают демонстративно, в таких случаях на видном месте оставляют пустые пакеты от медикаментов или прощальные письма. Однако родственники иногда это скрывают, так что приходится полностью ориентироваться на симптомы отравления:

Алкоголь : запах выдыхаемого воздуха.

Барбитураты : глубокая потеря сознания, вплоть до комы, легкий цианоз, открытый рот, отсутствие сухожильных и корнеального рефлексов, очень сильно суженные или, наоборот, расширенные зрачки, мышечная и артериальная прогрессирующая дыхательная недостаточность, локальные нарушения кровоснабжения кожи (пролежни).

Транквилизаторы : потеря сознания вплоть до комы. При медикаментах ряда фенотиазина дистонические реакции произвольной мускулатуры, иногда ригидность затылочных мышц, спастическая, кривошея, тризм, опистотонус.

Отравление салицилатами : летаргия, переходящая в кому, частая рвота, гипервентиляция, респираторный алкалоз, сильное обезвоживание.

Во всех случаях при подозрении на отравление ребенка необходимо срочно госпитализировать, чтобы при прогрессировании явлений интоксикации, которые невозможно предвидеть, поддерживать жизненные функции до тех пор, пока не будет поставлен окончательный диагноз. Мочу и рвотные массы необходимо сохранить
дли анализа!

Нарушения обмена веществ

Сахарный диабет . 1. Кетоацидотическая кома (наиболее частая форма). Глубокое учащенное дыхание (Куссмауля), сильный запах ацетона изо рта, легкая гиперемия кожи лица, сухость кожных покровов, сильное обезвоживание, мягкие глазные яблоки, частый мягкий пульс, снижение или отсутствие сухожильных рефлексов.

Тщательный осмотр и лабораторные данные лишь дополняют клиническую картину и служат для дифференциации форм диабета.

2. Гиперосмолярная неацидотическая кома (особенно при первой манифестации у детой): азотемия отсутствует или легкая, выраженное обезвоживание, очень высокое содержание сахара в крови (более 1000 мг%), гипернатриемия, содержание мочевины в крови постепенно нарастает (азотемия). Вследствие этого осмолярность внеклеточной жидкости повышается настолько, что приводит к осмотическому диурезу, значительной потере внутриклеточной жидкости. Высокое содержание сахара в крови повышает также осмотический градиент (отношение концентрации сахара в крови к содержанию сахара в спинномозговой жидкости). В связи с относительным снижением осмотического давления спинномозговой жидкости резко возрастает уровень натрия, что в конечном итоге приводит к отеку мозга. При гиперосмолярной коме быстро наступают ступор, кома и судороги.

3. Гипогликемическая кома : нормальное дыхание, резкая бледность лица, влажная кожа, в особенности на кистях и стопах, которые большей частью бывают холодными. Пульс замедленный, жесткий, иногда неритмичный, глазные яблоки обычно напряжены, сухожильные рефлексы сохранены, иногда оживленные. У детей гипогликемия может быть связана с передозировкой инсулина или врожденным нарушением углеводного обмена, а в периоды бурного роста бывают также эпизоды утренней гипогликемии вследствие длительного (в течение всей ночи) отсутствия поступления пищи. Поскольку утренние эпизоды обычно возникают в то время, когда ребенок встает с постели, их часто принимают за ортостатические синкопальные приступы. Однако в отличие от последних гипогликемический обморок можно предотвратить, если ребенок за 10 мин до того, как встать с постели, выпьет стакан 5% раствора глюкозы. При других формах гипогликемии детского возраста потеря сознания не является ведущим симптомом.

Уремия . При коме почечного происхождения в анамнезе имеется достаточно указаний на почечную патологию, лежащую в основе нарушения. Однако нарастающую жажду, поллакиурию и никтурию у детей рассматривают как возрастные особенности. Врач иногда не замечает небольшой отечности бледного лица и нерезко выраженного отека в области нижней трети большеберцовых костей, так что симптомы уремии кажутся ему неожиданными. Затем, однако, выдыхаемый ребенком воздух и его тело приобретают характерный запах мочи, углубляется дыхание (компенсаторная гипервентиляция при метаболическом ацидозе). Зрачки сужены, рефлексы повышены вплоть до судорожной готовности. Во многих случаях на фоне потери сознания определяется высокое артериальное давление, что уже само по себе может быть расценено как указание на нефрогенную этиологию комы еще до того, как анализ мочи или выявление повышенного содержания мочевины, мочевой кислоты и креатинина в сыворотке крови подтвердят диагноз.

Лабораторные данные очень важны дли диагностики гипохлоремической азотемической комы, которая как раз у детей с больными почками на фоне слишком строгой бессолевой диеты особенно легко развивается в результате тяжелых приступов рвоты без возмещения соли или вследствие некорригируемого вливания жидкости и может фенотипически копировать нарушение функции почек. Дефицит хлорида натрия может маскироваться сильным обезвоживанием с высокими показателями гематокрита. Регидратация и введение поваренной соли в этих случаях быстро нормализуют содержание мочевины и восстанавливают сознание.

Обезвоживание . Само по себе обезвоживание может быть причиной потери сознания у детей раннего возраста. В подобных случаях, однако, не следует забывать о возможности нераспознанного несахарного диабета, при котором недостаточное поступление жидкости у детей раннего возраста особенно быстро приводит к гиперосмолярности и развитию комы.

Нарушение функции печени . Гепатогенность нарушения сознания на основании одних только клинических симптомов диагностировать трудно. Задача облегчается, если кома развивается на фоне заболевания печени или при наличии желтухи, а также неприятного печеночного запаха (сырой печени) изо рта; увеличенная, твердая и болезненная при пальпации печень, признаки асцита, пальпируемая селезенка, форсированное дыхание и кровоточивость. Для больных с хроническим заболеванием печени характерны ладонная эритема, "сосудистые звездочки" на коже, иногда красноватая экзантема лица и верхней части тела, тенденция к артериальной гипотонии и тахикардии.

Диагностика : содержание трансаминаз, билирубина и аммония в крови повышено, холестерина и его эфиров - снижено.

Эндотоксический шок . В начальной фазе инфекционного заболевания потеря сознания может быть симптомом септического шока, особенно если возбудителем являются грамотрицательные бактерии. Появляющиеся вскоре признаки сепсиса облегчают постановку диагноза.

Церебральные расстройства сознания

Среди церебральных причин нарастающего или острого нарушения сознания у детей на первом месте по частоте стоят эпилепсия с постконвульсивной фазой и эпилептический статус.

Состояние после эпилептического припадка . Если мы не располагаем соответствующим анамнезом, то на постконвульсивное состояние указывают: нерегулярные миоклонические подергивания, преходящее угнетение рефлексов и постгипнотический сон, который может прерываться рвотой; в течении короткого времени после припадка может быть субфебрильная температура. Диагноз подтверждаются, если развивается сумеречное состояние с сильным возбуждением, эмоциональной разрядкой и агрессивностью.

Эпилептический статус . Если потеря сознания сопровождается серией больших припадков, диагностика не представляет трудностей. В то же время эпилептическое сумеречное состояние как эквивалент статуса диагностируют главным образом по ЭЭГ; диагноз облегчается, если сумеречное сознание завершается развернутыми судорогами. Следующие данные облегчают постановку диагноза: билатеральные синхронные миоклонии, кивки или эпизоды внезапного резкого снижения мышечного тонуса. Аналогичная симптоматика на фоне нарушенного сознания может быть и первым признаком повышения внутричерепного давления.

Диагностика : при малейшем подозрении на церебральный генез нарушения сознания показано электроэнцефалографическое исследование.

Обморок . Бессознательное состояние длится недолго и обычно не сопровождается судорогами. Обмороки часто провоцируются аффектом, кашлем, сдавлением, нарушением регуляции кровообращения, связанным с быстрым ростом или сердечными заболеваниями. Следует выяснить, не бывает ли у больного приступов пароксизмальной тахикардии.

Психогенное сумеречное состояние . В каждом случае длительного нарушения сознания, особенно у девочек препубертатного возраста, следует подумать о возможности психогенных нарушений сознания, на фоне которых обычно бывает истерический припадок при совершенно нормальной ЭКГ. На такой генез припадка и сумеречного состояния указывают психопатическая структура личности, нормальные рефлексы во время приступа (реакция зрачков на свет!) и демонстративное поведение.
Женский журнал www.. Эвербек

Право на сон и условные рефлексы: колыбельные песни в советской культуре 1930–1950-х годов Богданов Константин Анатольевич

Рефлекс сна

Рефлекс сна

В истории отечественной науки специализированное изучение состояния сна и сновидений связывается с именем Марии Михайловны Манасеиной-Коркуновой (1843–1903), автора фундаментального для своего времени труда «Сон как треть жизни, или Физиология, патология, гигиена и психология сна» (1889; 2-е изд.: 1892). Приводя разрозненные наблюдения и догадки европейских мыслителей и ученых о природе сна, Манасеина соотнесла их с экспериментальными результатами исследований над собаками. Опыты Манасеиной, проводившиеся ею в физиологической лаборатории Военно-медицинской академии профессора князя И. Р. Тарханова (известного первооткрывателя так называемого «кожно-гальванического рефлекса», занимавшегося помимо прочего проблемами нормального сна у животных), обнаружили характерную закономерность: все животные, которых насильственно лишали сна, умирали в течение пяти суток, причем, как бы их ни кормили, щенок умирал тем быстрее, чем он был моложе. На основании таких опытов Манасеина утверждала, что сон для организма в физиологическом отношении является более важным, чем пища, поскольку его нарушение вызывает патологические изменения в жизнедеятельности мозга. Саму эту жизнедеятельность исследовательница соотносила со сном, как необходимым временем «отдохновения сознания». Другим важным выводом из тех же экспериментов стало предположение о том, что во время сна мозг «не бездействует весь целиком, а засыпанию подпадают только те части его, которые составляют анатомическую основу, анатомический субстрат сознания». Заявленный таким образом Манасеиной подход к изучению сна стал основой специализированной сомнологической парадигмы, которая, с одной стороны, содержательно осложняла восходящее к Аристотелю представление о сне как неком лиминальном состоянии между жизнью и смертью, а с другой - оппонировала авторизованной Фрейдом концепции охранительной роли сновидений, препятствующих преждевременному пробуждению.

В 1920-х годах отечественные исследования, посвященные проблемам сна, ведутся преимущественно с опорой на изучение физиологических рефлексов. Одна из таких работ - статья М. П. Денисовой и Н. Л. Фигурина «Периодические явления во сне у детей» (1926), описывавшая учащение дыхания и движения глазных яблок спящих детей (от 2 месяцев до 2 лет), сочетающиеся со снижением общей двигательной активности, - станет отправной для важнейшего открытия фазы быстрого сна (или «сна с быстрыми движениями глаз» - rapid eyes movement, REM-sleep), которое в 1953 году будет сделано американскими учеными - родившимся в России Натаниэлем Клейтманом (1895–1999) и его тогдашним аспирантом (родители которого также родились в России) - Юджином Азеринским (1921–1998). В 1936 году Клейтман опубликует труд, ставший одним из наиболее фундаментальных вкладов в современную сомнологию (sleep medicine), - монографию «Сон и бодрствование», сформулировав в нем концепцию так называемого «основного цикла покоя-активности» (basic rest-activity cycle, BRAC), определяющего днем чередование сонливости и бодрости, голода и жажды, а ночью - смену медленного и парадоксального сна.

Советские физиологи знали об исследованиях Клейтмана уже в 1920-х годах, когда он проводил на себе эксперименты по лишению сна, как некогда их проводила на собаках Мария Манасеина (в 1930-х годах схожие «эксперименты» войдут в практику НКВД и их испытают на себе сотни, если не тысячи арестованных, принуждаемых к самооговору). Упоминал о них и академик И. И. Павлов, полагавший проблему сна одной из ключевых проблем в изучении высшей нервной деятельности. Но ко времени появления обобщающей работы Клейтмана шансов на ее продуктивное прочтение у советских ученых уже практически не было: ко второй половине 1930-х годов научные концепции, исходившие с Запада, заведомо предполагали не столько научную, сколько идеологическую оценку. В данном случае такая оценка была тем более предопределена, поскольку содержательно соотносилась с приоритетными направлениями советской физиологии в лице того же академика Павлова.

Теоретическая и экспериментальная основа исследований советских ученых по проблемам сна и сновидений была сформулирована И. П. Павловым на Конференции психиатров, невропатологов и психоневрологов в Ленинграде в 1935 году, а также в предшествующих этому выступлению статьях «Торможение и сон», «Материалы к физиологии сна» (в соавторстве с Л. Н. Воскресенским), «К физиологии гипнотического состояния собаки» (в соавторстве с М. К. Петровой). Павлов был убежден и не уставал убеждать своих оппонентов в том, что «чем совершеннее нервная система животного организма, тем она централизованней, тем высший ее отдел является все в большей и большей степени распорядителем и распределителем всей деятельности организма». В павловской теории сна это убеждение предопределило критику любых теорий, допускавших гипотетическое наличие особого психофизиологического центра, ответственного за состояние сна. В отличие от Фрейда, «расслоившего» психику человека в соответствии с различными уровнями ее физиологической детерминации, Павлов настаивал на тотально-централизованной зависимости всех психофизиологических функций у высших животных от работы больших полушарий мозга. В структуре такого - содержательно механистического - моно-каузализма сон описывался Павловым как рефлекторный по своей природе тормозной процесс, обязательный для всех клеток организма. Но «когда мы видим сон каждой клетки, почему говорить о какой-то специальной группе клеток, которая производит сон? Раз клетка есть - она производит тормозное состояние, а оно, иррадируя, переводит в недеятельное состояние и ближайшие клетки, а когда оно распространяется еще больше, то оно обусловливает сон».

Физиологизация сна распространялась Павловым и на психологию сновидений, объяснявшихся им как своего рода эпифеномен торможения «отдела словесной деятельности больших полушарий» (или «второй сигнальной системы действительности)», приходящего в недеятельное состояние, и «отдела, общего с животными» («первой сигнальной системы»), ответственного за «впечатления от всех падающих на нас раздражений». Содержание сновидения результирует в этих случаях заторможенное состояние работы первой и второй сигнальной системы, но в любом случае является вторичным к благодетельности самого сна, имеющего охранительное значение для деятельности центральной нервной системы.

Павловское убеждение в том, что «торможение и сон есть одно и то же», оказалось доктринальным для последующих работ советских физиологов и психиатров, надолго задержав изучение психологии сновидений, но зато стимулировав разработку методов гипнотического и сомнологического лечения нервно-психических и соматических заболеваний. Защитную функцию сна, состоящую в том, что нервные клетки мозга в состоянии торможения не воспринимают раздражений, идущих из внешней среды, и утрачивают способность реагировать на интерорецептивные влияния, идущие из других органов, Павлов полагал возможной усиливать и контролировать искусственно. В 1930-х и 1940-х годах методами такого контроля - углубляющего и удлиняющего физиологический сон - выступали преимущественно медикаментозный сон (т. е. вызываемый снотворными лекарствами, лучшим из которых сам Павлов считал бром) и так называемый электросон (основанный на воздействии на нервную систему импульсного тока с определенной частотой колебаний при слабой силе тока), а также гипнотерапия, пик интереса к которой придется на конец 1940-х - начало 1950-х годов.

Отвлекаясь от превратностей собственно научной истории гипнологической терапии в СССР, отметим лишь то, что общим контекстом, объединяющим в данном случае риторику павловской физиологии (и, в свою очередь, психологии, которую сам Павлов полагал дополнением к той же физиологии) и дискурсивные тактики сталинской идеологии, может считаться мотив «контролируемого сна», причем контроль над сном распространяется в известном смысле и на контроль над сновидениями. Суть радикального отличия западноевропейского психоанализа от (пост)павловских концепций лечения сном состоит при этом именно в том, что, тогда как психоанализ имеет дело с рассказом об уже состоявшихся (и потому - неуправляемых ) снах, вторые были призваны вызывать состояние сна, сопровождаемое предсказуемыми сновидениями. Уверенность Павлова в том, что «объективное изучение высшего животного» в физиологии неизбежно приведет к «абсолютно точному предвидению при всех условиях поведения этого животного», а «деятельность всякого живого существа до человека включительно» будет обязательно мыслиться как «одно нераздельное целое» (заключительный пассаж павловского выступления на XIV Международном физиологическом конгрессе 1932 года), оказывается при этом вполне созвучной медиальному дискурсу сталинской пропаганды, вольно или невольно переносившей риторику павловской физиологии в сферу идеологии.

Неустанная работа Павлова по выработке у подопытных собак условных рефлексов предстает экспериментальным подтверждением возможности выработки таких же рефлексов у человека. Семантические аналогии поддерживались при этом и вполне экспериментально: изучением условных двигательных рефлексов у человека на основе исследования глотательного рефлекса у детей специально занимался ученик И. П. Павлова - Н. И. Красногорский; в начале 1920-х годов работы по исследованию условных дыхательных рефлексов и методике двигательного условного рефлекса на животных и на людях велись В. М. Бехтеревым и его сотрудниками - В. Я. Анфимовым, И. П. Спиртовым, В. П. Протопоповым, Н. И. Добротворским, А. Г. Молотковым и др. Тот же Бехтерев стал автором монографии с характерным заглавием «Коллективная рефлексология» (Пг., 1921), в которой делалась попытка соотнесения 23 физических законов с сущностью и закономерностями общественно-исторических процессов - типологией социальных групп, трансмиссией культурных традиций, динамикой коллективного взаимодействия, ролью личности и т. д. В объяснение словосочетания «коллективной рефлексологии» Бехтерев характерно оговаривал его отличие от «обычного употребляемого термина общественной или социальной психологии», как более точно указывающего на органистическую объективность определяемого им предмета: «возникновения, развития и деятельности собраний и сборищ <.. > проявляющих свою соборную соотносительную деятельность как целое, благодаря взаимному общению друг с другом входящих в них индивидов».

В 1926 году павловское учение о рефлексах удостоится кинематографической рекламы - фильма Всеволода Пудовкина «Механика головного мозга» (снятого на студии «Межрабпом-Русь»), суггестивно совместившего показ подопытных животных со сценами надлежащего воспитания детей и пациентов психиатрических больниц. В 1933 году появился еще один научно-популярный фильм об опытах по выработке условных рефлексов у шимпанзе, с которыми работал ученик Павлова - П. К. Денисов («Роза и Рафаэль», студия «Леннаучфильм», режиссер А. Николаи).

Если учесть, что сам Павлов возлагал известные надежды на генетическое закрепление условных рефлексов (т. е. на превращение условных рефлексов в безусловные), то аналогия между физиологическим экспериментированием Павлова (оправданно описываемым некоторыми исследователями в терминах фабричного производства) и идеологически прокламируемым созданием «нового человека» не покажется слишком эксцентричной. Заявление о наследственном закреплении условных рефлексов Павлов сделал на Международном конгрессе физиологов 1913 года. Впоследствии он неоднократно возвращался к своей гипотезе, вызвавшей резкую критику американских генетиков, и в частности Моргана. В 1927 году в газете «Правда» (от 13 мая) была опубликована статья Павлова, в которой он специально подчеркивал, что «первоначальные опыты с наследственной передачей условных рефлексов при улучшении методики <.. > не подтверждаются» и он «не должен причисляться к авторам, стоящим за эту передачу». Но в последней сводной статье, написанной для Большой медицинской энциклопедии в 1935 году, Павлов утверждал, что условные рефлексы обеспечивают все то, что необходимо для благосостояния отдельного организма и целого вида.

В 1949 году на экраны страны вышел кинофильм Г. Рошаля «Академик Павлов», патриотически освещавший научную деятельность великого физиолога, и в том числе его открытия в области гипнотерапии (в одной из сцен фильма проспавшаяся пациентка со слезами благодарности припадает к руке ученого, а о другом пациенте сообщается, что он спит уже шестые сутки). На следующий год фильму Рошаля была присуждена Сталинская премия первой степени, и в этом же году состоялась посвященная учению Павлова объединенная научная сессия Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР. О том, насколько внимательно относился к ее работе Сталин, говорит уже то, что текст основного доклада, с которым на этой сессии выступил академик K. M. Быков, был им внимательно прочитан и лично отредактирован. Основным пафосом павловской сессии стало осуждение всех тех направлений физиологии, которые развивались вне формальной связи с учением о рефлексах. Козлом отпущения при этом стал академик Л. А. Орбели (возглавлявший Институт эволюционной физиологии и патологии высшей нервной деятельности АМН СССР в г. Колтуши (в фильме Рошаля Колтуши именуются «Столицей условных рефлексов») и снятый после сессии со всех административных постов), а триумфатором - академик Быков, возглавивший в августе того же года новоучрежденный Институт физиологии им. И. П. Павлова АН СССР, объединивший, помимо названного института в Колтушах, Физиологический институт АН СССР и Институт центральной нервной системы АМН СССР. Эта же сессия дала зеленый свет возрождению гипотезы о генетической передаче условных рефлексов, о чем поспешил заявить тот же Быков, а вслед за ним и его научные сотрудники. Скупые предположения Павлова о превращении условных рефлексов в безусловные приобрели при этом не только директивный смысл, но и обнаружили идеологическое согласие с высказыванием Сталина из «Краткого курса Истории ВКП(б)»: «Каков образ жизни людей - таков образ их мысли». В середине 1950-х годов о возможности наследственного закрепления «приобретаемых форм временных связей» писал член-корреспондент АМН, директор Института экспериментальной медицины Д. А. Бирюков в издававшемся под его редакцией «Физиологическом журнале СССР», где, искажая мысли Павлова, вольно или невольно напоминал читателю о «теоретических» основах советского естествознания, призванного прежде всего не к изучению, но к изменению природы. Рискнем сказать поэтому, что павловская схема, объясняющая поведение высших животных формулой «стимул - реакция» (каких бы идеологических убеждений ни придерживался сам Павлов), ни в чем не противоречит коммунистическому проекту, подразумевающему автоматическую безотчетность социальной реакции на внешние раздражители (голод, телесный дискомфорт) и идеологически заданные сигналы.

Затруднение дыхания может проявляться в виде чувства инородного тела или комка в горле, ощущения нехватки воздуха и одышки. Комок в горле ощущается как застрявшая в нем кость, из-за которой становится тяжело дышать. Этот симптом часто затрудняет прием пищи, при этом больные даже теряют в весе.

Почему затруднено дыхание

Такое чувство может возникать в норме при плаче, страхе или тревоге, но оно временное. В отличие от него ощущение кома в горле при почти постоянно и не исчезает с нормализацией психологического состояния.

Подобное затруднение дыхания объясняется , которые иннервируют глотку и пищевод. Из-за этого формируется ложное ощущение инородного тела. Часто больные пытаются избавиться от комка обильным питьем, что не приносит заметного результата.

Данная проблема может возникать и при некоторых эндокринных патологиях, например, при гипотиреозе. Она также характерна для больных с опухолями и грыжами пищевода, разросшимися миндалинами.

Но если ЛОРом и эндокринологом патология не выявляется, скорее всего, причиной ощущения комка в горле, при котором тяжело дышать, является именно .

Симптомы шейно-грудного остеохондроза

Остеохондроз можно смело назвать болезнью цивилизации, поскольку ни одно животное в природе им не страдает. Именно сидячая работа, отсутствие подвижности в позвоночнике в течение дня приводят к дегенеративным изменениям межпозвоночных хрящей в шейном и грудном отделах. А если малая физическая активность дополняется травмой, избежать появления симптомов невозможно.

Причем если раньше боль в спине и тугоподвижность беспокоили только стариков, сейчас они характерны и для людей 20-25 лет. Но в этом возрасте обнаружить патологию бывает трудно.

Проблема своевременного заключается в том, что он имеет неспецифичные проявления. Это заболевание не всегда начинается с болевого синдрома.

Так, поначалу пациента могут беспокоить такие неспецифичные проявления, как или чувство нехватки воздуха. Из-за этого он часто лечит несуществующие заболевания головы и легких, не догадываясь о наличии остеохондроза. Некорректное лечение приносит массу негативных последствий, а также заставляет остеохондроз прогрессировать.

К наиболее характерным симптомам разрушения хрящей и отделов относят пульсирующую боль в шее с иррадиацией в руки или сердце, затруднение поворотов и наклонов головы, а также головокружение, вызванное перепадами давления. Все эти симптомы объясняются защемлением нервов и сосудов, питающих мышцы и внутренние органы. Нехватка кислорода вызывает боль и рефлекторное напряжение мышц, ведущее к тугоподвижности.

Но помимо названных симптомов встречаются и менее привычные, которые, казалось бы, никак не связаны с патологией позвоночника.

Сюда относится , ощущение комка в горле и одышка. Данные проявления могут появляться как одновременно, так и поодиночке, доставляя значительные неудобства больному. Впервые сталкиваясь с ними, пациент обращается к ЛОРу или офтальмологу, желая найти причину. Но поиски обычно являются неплодотворными, так как каких-либо заболеваний горла или глаз не определяется.

Чувство нехватки воздуха при болезни

Если комок в горле вызван поражением шейного отдела, ощущение нехватки воздуха и одышки более характерно при . Оно связано с ущемлением диафрагмального нерва, который иннервирует главную дыхательную мышцу. Его защемление вызывает спазм диафрагмы, из-за чего ритм дыхания и его глубина нарушаются.

Когда больному становится тяжело дышать, он пытается выйти на свежий воздух, но это не приносит результата, поскольку фактической нехватки кислорода нет.

Длительное затрудненное дыхание приводит к появлению одышки, которая при остеохондрозе развивается компенсаторно (чтобы обеспечить тканям достаточное питание). Но если дыхание не нормализуется за короткий промежуток времени, может наступить даже удушье. Тогда кожные покровы больного синеют, что требует неотложной помощи.

Обычно на этой стадии заболевания пациент уже знает о своей патологии и носит с собой транквилизатор для первой помощи. Но для окружающих его состояние бывает схожим с приступом бронхиальной астмы или стенокардией.

Как избавиться от удушья

Стоит понимать, что одышку при остеохондрозе нельзя лечить симптоматически. Только в случае, если больному настолько тяжело дышать, что это вызывает страх задохнуться и приступ паники, можно в качестве первой помощи применить или спазмолитик. Но для того, чтобы предотвратить появление кома в горле и проблем с дыханием в дальнейшем, нужно направить лечение на первопричину, т.е. на



gastroguru © 2017