Психологическое здоровье ребенка в детском саду. От чего зависит психологическое здоровье? К экспериментированию детей могут побуждать

Решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Но, в ней говорится, так же и о том, что «если забота о физическом здоровье ребенка в том или ином виде отражается во всех документах, регламентирующих работу воспитателя, то требование «психологического благополучия ребенка» звучало как бессмысленное словосочетание». Подчеркивается важность создания условий, обеспечивающих и физическое, и психическое здоровье ребенка.

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Под термином «психическое здоровье» мы понимаем состояние душевного благополучия, психического комфорта, обеспечивающего адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения деятельности. Психическое здоровье зависит от огромного числа факторов, которые сливаются в огромный поток информации и постоянно влияют на человека на протяжении всей его жизни (от зачатия до смерти). А. А. Чуркин (1995) выделяет факторы, влияющие на психическое здоровье, и приписывает им процентное выражение, в зависимости от силы их влияния. На 50-55% психическое здоровье зависит от условий и образа жизни, на 20-25% - от состояния окружающей среды, на 15-20% - от генных особенностей и лишь на 10-15% от деятельности учреждения здравоохранения эти факторы в той же пропорции влияют и на общее здоровье.

Организм психически здоров, если наблюдается его адаптивность и адекватность ко всему объему получаемой информации. Имея определенную и уникальную способность восприятия информации, у организма существуют резервы для защиты от неблагоприятных последствий, резких изменений количества и качества информации. Специфическими защитными механизмами, можно назвать минимальную способность воспринимать информацию детьми (самосознание личности формируется до 3-х лет, а так же стресс (это некий химический ответ на информационный дисбаланс среды). Определенный уровень стресса необходим для нормальной реакции организма, но при объеме выше оптимального стресс приводит к различного рода психическим нарушениям.

Обеспечение же психологической безопасности детей во время их пребывания в дошкольном учреждении предполагает предупреждение и устранение различного рода угроз и опасностей, способствующих возникновению психоэмоционального напряжения детей, снижающих их уровень естественной активности и настроения. Перечислим основные, на наш взгляд, причины кризиса психического равновесия ребенка - дошкольника, ведущего к психическим нарушениям, переходящих после на соматический уровень: действия педагога с недостаточной психологической подготовкой ; неподготовленность детей к предлагаемым физическим и учебным нагрузкам; завышенные ожидания со стороны взрослых в отношении детей; отрицательная оценка воспитателя, заметим, невольно выраженная им в неконтролируемой реплике. Нерациональное, скудное питание, дефицит свободы движений, реакция организма на погоду, неправильная организация сна и отдыха. Вот, так мы считаем, не разрешение детских проблем может представлять угрозу психологическому благополучию малышей.

Психосоматика современного ребенка совершенно иная, чем у детей прошлых поколений. Дети имеют больший кругозор, больший словарный запас, эрудированны, начитанны. Но эти дети оказываются более незащищенными, неадаптированными перед степенью быстроразвивающегося потока информации. Степень «жестокости» этого потока увеличивается и ускоряется от социально-экономических условий жизни. Достигнув высокого уровня, она приводит среди всего положительного к дезорганизации природных основ эффективной жизнедеятельности растущей личности ребенка, кризису эмоциональности, а, как следствие, к стрессам, эмоциональной дисгармонии, отчужденности и незрелости чувств. Все эти проявления влекут к ухудшению состояния психического здоровья, росту показателей детской заболеваемости, детской смертности. Для нас не будет шокирующим известие о том, что рождается крайне мало здоровых детей. Причин много: болезни родителей, патологические беременности, родовые травмы, увеличение операций Кесарево сечения и т. д. Статус детской инвалидности (психические расстройства, врожденные аномалии, заболевания нервной системы) совсем не редкость. Кроме нарушений осанки, зрения к концу дошкольного возраста у детей наблюдается повышение случаев депрессий, агрессивности, тревожности.

И вот, здесь своей основной задачей мы выделяем просвещение родителей о наличии, предупреждении, да и вообще о существовании такой проблемы, как проблема сохранения психического здоровья их ребенка в уже дошкольном возрасте.

Первые признаки «психического нездоровья» могут появиться у младших дошкольников под влиянием разлуки с матерью, отцом, при поступлении в детский сад, помещении в санатории, больницу, дом ребенка. У детей старшего дошкольного возраста - под влиянием длительной неблагополучной обстановки дома (ссоры в семье, жестокое обращение, боязнь родителей, разводы родителей, неполные семьи, боязнь и неприятие воспитателей. И, как бич времени – отсутствие телевизионной культуры, бесконтрольный просмотр современных мультфильмов, компьютерных игр, только усугубляет положение. Утратило свою силу и актуальность совместное творчество родителей и детей, совместное времяпровождение, без присутствия новомодных гаджетов. Это выливается в длительное подавленное состояние, тоскливое настроение, ощущение неполноценности и недостаточности, однообразие представлений, заторможенность движений.

Среди психических болезней депрессии выходят на первое место и составляют 80% от общего числа психических расстройств. Депрессия как настроение, более или менее глубокого уныния, знакомо почти каждому взрослому человеку, пережившему кризис. Риск заболеть депрессией в течении всей жизни составляет 20%. Депрессия как расстройство отличается от депрессии как состояние или слишком большой продолжительностью и интенсивностью или же отсутствием стресса перед ее началом. Депрессивные расстройства у детей дошкольного возраста возникают гораздо чаще, чем их диагностируют. Их признаки (детские страхи, тревожность, неуверенность в себе) неоднократно описывались в работах А. Р. Лурия, Э. Л. Славина, Н. Вайзмана, А. Бобенко и др. В отличие от депрессий у взрослых, у которых она проходит на всех уровнях (интеллектуальном, эмоциональном и моторном, у детей симптомы этого заболевания «маскируются» многочисленными неприятными соматическими ощущениями или поведенческими нарушениями. Наиболее часто дети жалуются на боли в животе, головные боли, усталость, плохой сон, отсутствие аппетита и прочее. Они становятся капризными, плаксивыми, теряют интерес к играм, общению. Изменяется внешний вид ребенка: отмечаются бледность кожных покровов, вялость, шаркающая походка, они могут производить впечатление человека, страдающего тяжелым заболеванием.

Так, в рекомендациях педагогам по сохранению и укреплению психического здоровья дошкольников желательно включать то, что мальчики и девочки развиваются с определенными особенностями мышления, восприятия. Учитывая более высокую поисковую активность мальчиков и их эмоциональную чувствительность, излагать свои требования кратко и точно. Для девочек важно спокойно разобрать их ошибки, помнить об их эмоционально бурной реакции на критику. Когда капризничают мальчики, идет снижение активности левого, рационально – логического полушария, ругать за это – бесполезно и безнравственно. Девочки капризничают из-за усталости, истощения правого эмоционального полушария. Важно никогда не сравнивать детей. Обучая, не разрушать «врожденную грамотность». Наша оценка детей всегда субъективна. Край не важно не столь научить ребенка, а развить у него желание учиться. Для ребенка норма – ошибаться. Свои требования нужно превращать в желания ребенка. Самое важное – не навредить. К такой сложной работе по вопросам психического здоровья детей необходимо приобщать и родителей, так же обращаться за консультациями к педиатру, психиатру, психологу, дефектологу.

Насколько здоровье является жизненно важной ценностью для каждого из нас, помогут результаты анкеты-опросника «Что я, зная о себе, могу рассказать окружающим».

Цель: определение внешних причин кризиса психического равновесия человека. Участникам опроса предлагается вписать в 1-ую графу свои нравственные пороки, во 2-ую графу свои физические недомогания.

Анкета - опросник «Что я, зная о себе, могу рассказать окружающим».

Что я, зная о себе, могу рассказать окружающим. Предлагается разделить листа на 2 части:

Мои нравственные пороки. Мои физические недомогания

Участники вписывают в те сведения о себе, которые часто без принуждения обсуждаются у себя дома в кругу семьи, на работе с коллегами или в других общественных местах.

Что же оказывается принятым и приличным в нашем современном обществе? Не обсуждая с окружающими свои нравственные пороки, что естественно, мы можем говорить о своих болезнях всем, везде и всюду – этот уровень культуры каждый человек может оценить лично, обратившись к анкете. С неправильным, неточным и неполным пониманием определением «здоровье», с пассивным отношением к собственному здоровью, невозможно сформировать осознанное отношение к здоровью у наших воспитанников. Рассуждая о здоровье, мы чаще и легче говорим о физическом здоровье, а мало и с меньшим пониманием о здоровье психическом, в то время как одно без другого не существует и главной целью дошкольного образования обозначено «охрана физического и психического здоровья». Проблемы психического здоровья должны быть рассматриваемы внутри, а не вне человеческого существа, ведь она зависит от него самого и его сознания. К осознанию этого мы, взрослые и должны подготавливать и подводить детей.

www.maam.ru

Консультация "Психологическое здоровье дошкольников" - Детский сад комбинированного вида №102

"Нельзя врачевать тело, не врачуя души"

Фернандо де Рохас

Психологическое здоровье является необходимым условием функционирования и развития ребенка в процессе жизнедеятельности; представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями человека и общества, являющихся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной задачи. С одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает ему возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

Критерии психологического здоровья:

Состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта;

Адекватное социальное поведение;

Умение понимать себя и других;

Более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;

Умение делать выбор и нести за него ответственность

Причины нарушения психического здоровья

К отклонениям в состоянии психического здоровья детей приводит сочетание неблагоприятных внешних факторов (семейные, взаимоотношения со сверстниками) с индивидуальной предрасположенностью:

1. Соматическое заболевания (дефекты психического развития) .

2. Неблагоприятные факторы, стрессы, воздействующие на психику.

Психологически здоровый дошкольник - это дошкольник, у которого наблюдается сбалансированность внутренних (познавательных, эмоциональных, физиологических) и внешних (требования социального окружения) особенностей развития его личности. Но когда дошкольник испытывает продолжительные нервные перегрузки: стресс, обиду, не справляется с заданиями, происходит истощение возможностей, и могут возникать различного рода нервно-психические расстройства (невроз) .

Наиболее типичный невроз у детей дошкольного возраста – это неврастения.

Признаками неврастении являются:

Материал с сайта solnyshko102.ru

Из всех аспектов воспитанья Подумала ль она хоть раз,

Хотим мы взрослым в назиданье Что делает проклятый ящик

Ответить, что любая мать Из них кретинов настоящих?

Должна и близко не пускать Что губит он, как лютый тать,

Детей к экрану голубому. Потребность мыслить и мечтать?

А лучше и совсем из дому Что душу юного создания

Убрать зловредный агрегат Он засоряет всякой дрянью

Он не окрепший детский мозг

Что, мир чудес избрав мишенью,

Он пыл живой воображенья

Роальд Даль.

Трудно представить жизнь современной российской семьи без телевизора. Но чем опасно телевидение для ребенка?

Во-первых, необходимо учитывать особую впечатлительность детейи способность детской психики к внушению: чувство опасности, ужаса возникают у ребёнка в результате просмотра таких кинокадров, как надвигающийся на зрителей поезд, убийство внутри закрытого помещения, ключ в замке с внутренней стороны двери, громкий напряжённый звук с экрана и т.п. Защищаясь от неприятных эмоций, ребёнок вытесняет их в бессознательную часть психики. Взрослый сразу может и не заметить каких-либо явных изменений в поведении ребёнка, однако страшные образы или звуки, могут беспокоить его в виде снов, повышенной тревожности или невротических симптомов.

Во-вторых, нельзя забывать об эффекте привыкания и заразительностьагрессивного поведения: постоянный просмотр сцен насилия притупляет эмоциональные чувства детей, они привыкают к жестокости, становятся равнодушными к человеческой боли и через некоторое время ребёнок начинает воспринимать насилие как норму, как эталон эмоционального реагирования.

В-третьих, настораживает романтизация отрицательных героев художественных фильмов. Иногда родители считают, что дети воспринимают фильм так, как взрослые. Однако это не соответствует действительности.

Мышление дошкольника наглядно-образное. Он улавливает лишь основную линию сюжета и конкретное поведение действующих лиц.

Ребёнку не доступно понимание мук совести или душевных метаний героев фильма, следовательно, он не видит и не осознаёт несоответствия их поступков и слов. Именно поэтому ребёнок копирует не благородные слова героя, а его конкретные действия.

В-четвертых, необходимо отметить, что современное телевидение не способствует умственному развитию детей. На долю развивающих программ отводится от 1,5 до 3 процентов эфирного времени; на рекламу 23 процента.

На экране практически отсутствуют передачи, ориентированные на детей дошкольного возраста. Ребёнок лучше всего запоминает ту информацию, которая показана в начале или конце передачи.

А в современном законе о рекламе разрешается включать в начало или конец детской программы рекламные видеоролики. Поэтому ребёнку больше запомниться рассказ о шампуне, чем содержание мультика. Кроме того, телевидение способствует интеллектуальной пассивности детей.

Информация подаётся в готовом виде, она не требует усилий воображения и анализа. У детей тормозится развитие психических функций: замедляется развитие речи и мышления, нет стимула для формирования воображения, нет эмоционального контакта с родителями, не развивается связная речь, дети не могут сконцентрироваться на тексте.

В-пятых, следует отметить опасное воздействие рекламы на психику дошкольника.Постоянный просмотр рекламы формирует у ребёнка психологическую зависимость, которая возникает в результате искусственного стимулирования и перевозбуждения нервной системы. Эффект мелькания видеокадров может привести к дисгармонии мозговых ритмов, их сбою.

Телевидение во многом определяет и выбор игрушек. Самые популярные – те же черепашки-ниндзя, роботы и т.д. Такая тенденция опасна для детской психики.

Игрушка имеет колоссальное значение для развития детей. Кукла, герой мультфильма выступает в качестве заместителя идеального друга ребёнка, она несёт в себе эталон нравственного поведения. Действуя с ней, ребёнок приобретает моральный опыт. Поэтому важно контролировать какими игрушками играет ребёнок, и не идти у него на поводу, покупая героев из низкопробных зарубежных мультфильмов.

Не поддавайтесь искушению облегчить себе жизнь, усадив малыша перед телевизором и занявшись в это время своими делами. Помните, что психика ребенка формируется только в совместной деятельности со взрослым.

2- четко регламентируйте просмотр ребенком телепрограмм. Максимальное количество времени у экрана не должно превышать возрастные нормы (от 15-20 мин до одного часа в день) .

4- старайтесь отслеживать содержательность и художественность детских программ, чтобы исключить низкопробную видео- и телепродукцию.

5- обсуждайте с ребенком сюжеты просмотренных фильмов. Важно понять, что он думает, чувствует, как бы поступил в той или иной ситуации. Научите ребенка анализировать и оценивать поступки и понимать чувства других людей.

Совместное обсуждение позволит им понять что такое успех, победа, взаимопомощь, боль, предательство, сформировать свой способ поведения в конкретной ситуации. После обсуждения можно предложить ребенку нарисовать героев фильма или вылепить их из пластилина. Все это поможет ребенку пережить положительные или отрицательные эмоции и сформировать свой личный осознанный эмоциональный опыт.

Таким образом, признавая огромную роль телевидения мы должны помнить о той ответственности, которая лежит на взрослых: сделать все возможное, чтобы исключить негативное влияние информационного потока на психику ребенка.

Предварительный просмотр:

Подготовка ребёнка к детскому саду

Необходимо учить общаться с чужими взрослыми; не бояться их, входить в контакт.

Должен быть опыт разлуки с родителями: понятие того, что родители могут уходить и приходить.

Необходимо учить общаться со сверстниками.

Учить коллективному использованию игрушек.

Необходимо формировать культурно- гигиенические навыки.

Необходимо учить играть со взрослыми и с детьми.

За несколько месяцев приблизить свой режим к режиму детского сада.

Хорошо прийти на прогулку.

Начинать нужно с короткого дня – 2-3 часа.

Исключить дома лишние раздражители (громкая музыка, бурные игры, частые гости и тд.)

Предварительный просмотр:

Материал с сайта nsportal.ru

Особенности формирования ЗОЖ у дошкольников: возрастные особенности

Детидошкольноговозрастанаходятся в «критическом» периоде: они часто раздражаются, плаксивы, гиперактивные и наоборот, вялые и апатичные, могут быстро уставать и быть невнимательными.

В этот период проявляются и формируются различные аллергические реакции и соматические заболевания. Еще неокрепший и полностью не сформировавшийся организм ребенка в большей степени подвержен инфицированию, а частота простудных заболеваний очень высока.

Но не только имеющие хронические заболевания дети, но и абсолютно здоровые должны находиться под пристальным вниманием родителей и воспитателей дошкольных учреждений.

Сформированное в сознании ребенка понятие «личноездоровье» можно распознать по некоторым предпосылкам:

  1. Дети пытаются сохранять и показывать правильную осанку.
  2. Развиты навыки самообслуживания, старательность в выполнении бытовых поручений.
  3. Проявляют физическую активность в игре, чтобы достичь поставленной цели.
  4. Психические процессы развиваются быстро.
  5. Дети умеют сохранять контролировать собственные эмоции.
  6. Становление удетейдействительно значимых жизненных целей.

Как дети определяют понятие «самосохранения»

Удетеймладшегодошкольноговозрастаотсутствует определение даже самой элементарной характеристики понятия «здоровье», несмотря на то, что они понимают, что такое болезнь. Поэтому никакого отношения к самосохранению дети пока иметь не могут.

Удетейсреднегодошкольноговозрастаформируется отношение к болезни, как к чему-то негативному, вызванному окружающей средой или их собственными действиями. Например, дети понимают, что нельзя мочить ноги, сидеть на сквозняке и есть мороженое. В их пониманииздоровье– нечто абстрактное, а быть здоровым – это просто не болеть.

У детей старшего дошкольноговозрастаформируется более отчетливое понятие возможной угрозы собственными действиями. Именно в старшем дошкольном возрасте, дети начинают понимать, чтофизическое здоровьеочень важно, но при этом им трудно удержаться от получения возможного удовольствия (съесть вкусную, но холодную еду, например) .

Здесь «самосохранениедетей» во многом зависит от мотивации со стороны родителей. Закрепление правил гигиены и регулярная зарядка, воспитание, обучение и мотивация со стороны родителей поможет быстро сформировать у детей потребность в здоровом образе жизни.

Принципы ухода за детьми

Только при правильном уходе за детьми они вырастут сильными и здоровыми. Какие же принципы ухода за детьми? Прежде всего, это правильное питание, занятия физической культурой, закаливание, поддержание психического здоровья, правильный режим дня и регулярные врачебные осмотры.

К перечисленным принципам можно еще отнести соблюдение правил осторожности на улице и дома. Некоторые советы о том, как поддержатьздоровье детей.

Здоровое питание

  • Ограничение потребления сладостей, мучного, приводящих не только к лишнему весу, но и порче зубов.
  • Забота о получении питательных веществ в соответствии с возрастными требованиями, пища должна быть разнообразной. Основы заложенного в детстве правильного питания и избирательный подход к здоровой еде сохраняются и в зрелом возрасте.

Физическое здоровье

  • Поощрять физические нагрузки нужно с самого раннеговозраста, а также участие в подвижных играх с другими детьми.
  • Ежедневная утренняя гимнастика укрепляет легкие и сердце детей, развивает мышечную силу. К тому же гимнастика и упражнения развивают детскую волю и познавательные способности.

Закаливание детей дошкольного возраста

  • Главные требования при закаливаниидетей дошкольного возраста– это систематичность и постепенность. Важно учитывать общеездоровьеребенка и егофизическоеразвитие.
  • Полезно купание в открытых водоемах, хождение босиком, воздушные ванны, обтирания и контрастное обливание.
  • Перед началом закаливания нужно настроить ребенка положительно к этому процессу.

Поддержание психического здоровья

  • Важна спокойная обстановка в семье, отсутствие ссор и выяснения отношений между взрослыми.
  • Детидошкольноговозрастаособенно нуждаются в проявлении заботы и ласки, совместном веселом времяпровождении с родителями.
  • Не менее важно общение со сверстниками и игры.

Регулярные медицинские осмотры

  • Профилактические осмотры участкового педиатра и узких специалистов помогут следить за общим состоянием ребенка, а также вовремя заметить и распознать отклонения в развитии.
  • Профилактические прививки против инфекционных заболеваний – часть программы по сохранению здоровьядетей.

Правила осторожного поведения на улице и дома

  • Несчастные случаи в большей степени предотвратимы. Необходимо предпринять меры предосторожности в доме: закрыть розетки специальными заглушками, хранить лекарства и бытовую химию в недоступном месте, ограничить подход к плите и лестницам и пр.
  • Ребенку надо объяснить, какую угрозу несет в себе транспорт, а по возможности обучить правилам перехода через дорогу.
  • Дети всегда должны находиться под присмотром взрослых.

Социальное здоровье

Социальноездоровье– это постоянная адаптация к меняющимся условиям, усвоение правил поведения в обществе, его культуры и традиций. Маленький человек знает и умеет немного, а учить его предстоит родителям и работникам дошкольных учреждений.

В семье, где царит взаимопонимание и уважение, передается накопленный годами ценный опыт и знание,социальноеразвитие ребенка, как правило, в норме.

Социальноестановлениедетейдошкольноговозраста предполагает формирование социальной идентификации, различающейся в зависимости от возраста ребенка. Так, для младшего дошкольноговозраста– это семейная идентификация, для детей среднего дошкольноговозраста– это семейная, половая и видовая идентификация. Дети постарше различают правовую, национальную и этническую идентификацию.

Здоровье физическое

Физическоеразвитиедетейдошкольноговозрастахарактеризуется становлением органов и систем организма. Еще с рождения дети могут отличаться по своей подвижности, силе и уравновешенности.

Но это только заложенные природой особенности: главную роль играет создание максимально благоприятных условий окружающей среды и правильноефизическоевоспитание. Важно заметить, чтофизическоевоспитание не только укрепляет организм, но и учит выразительности движений и правильному восприятию красоты.

В связи с повышенными требованиями к первоклассникам, чрезмерными нагрузками на позвоночник, формироватьфизическоездоровьеи выносливость следует начинать как можно раньше.

Как организовать здоровый образ жизни дошкольника?

От эффективности организации здорового образа жизни зависит полноценное развитие ребенка. В формировании здоровья для каждой возрастной группыдетейдошкольноговозрастаставятся свои цели.

Возрастная группа

Материал с сайта RebenokZdorov.com

Трудно представить жизнь современной российской семьи без телевизора. Телевидение – это окно во внешний мир, и при разумном подходе оно может выполнять функции образовательного, развлекательного и воспитывающего характера. Но почему всё чаще и чаще психологи бьют тревогу, появилось даже выражение «экранные дети»?

Проанализировав сколько времени дети проводят у экрана, мы пришли к выводу, что дошкольники от 4 до 6 лет смотрят телевизор в среднемот2 до 6 часов в день. При этом наибольшее количество времени приходится на вечер. Как выяснилось, домашние дети находятся у экранов телевизоров в два раза больше, чем дети посещающие детский сад, то есть привычку постоянного просмотра телевизионных программ дети приобретают с помощью родителей, прежде всего неработающих мам и бабушек.

При этом дошкольники проявляют интерес не только к детским программам, но и к фильмам, ориентированным на взрослую аудиторию, а также к информационным программам типа «Петровка 38», «Дорожный патруль», «ЧП» и т.д. Какую же информацию получают наши дети?

В среднем на 1 час телетрансляции приходится четыре сцены насилия и эротики. Обращает на себя внимание натуралистичность сцен (окровавленные трупы, похищения людей и т.д.)

Чем опасно такое телевидение для ребёнка?

Во-первых, необходимо учитывать особую впечатлительность детей и способность детской психики к внушению.

Чувства опасности, ужаса возникают у ребёнка в результате просмотра таких кинокадров, как надвигающийся на зрителей поезд, убийство внутри закрытого помещения, громкий напряжённый звук сердцебиения с экрана и т.д. Защищаясь от неприятных эмоций, ребёнок вытесняет их в бессознательную часть психики. Взрослый может сразу и не заметить каких-либо явных изменений в поведении ребёнка, однако страшные образы или звуки, которые воспринимает ребёнок с экрана, могут беспокоить его в видеснов, повышенной тревожности или невротических симптомов.

Выдающийся русский психиатр В. Бехтерев ещё в начале ХХ века отмечал: достаточно иногда неосторожно произнесённого при ребёнке слова о совершении убийства или другом происшествии, чтобы он тревожно спал или даже подвергся ночному кошмару.

В качестве подтверждения этих слов можно привести пример из современной жизни российских детей. После многочисленной трансляции по телевидению трагедии, которая случилась в школе Беслана, многие психологи в России отмечали массовое обращение родителей за врачебной помощью. У дошкольников и младших школьников был сформирован страх посещения образовательных учреждений и страх террористических актов.

Родители не были предупреждены о негативном влиянии такой информации на психику ребёнка.

Во-вторых, нельзя забывать об эффекте привыкания и заразительности агрессивного поведения.

Постоянный просмотр сцен насилия притупляет эмоциональные чувства детей, они привыкают к жестокости, становятся равнодушными к человеческой боли. Если через каждые 15 минут на экране транслируется насилие, то через какое-то время ребёнок начинает воспринимать это как норму. У него формируется эталон эмоционального реагирования.

По мнению психологов, при виде экранных драк у юных телезрителей развивается определённый, ещё не осознанный сценарий агрессивного поведения. Однако, столкнувшись с трудностями во взаимоотношениях с людьми. Ребёнок вспоминает тот способ агрессии.

Который он видел на экране, и начинает действовать так же.

Возникает вопрос: многие дети смотрят телевизор, но не все из них агрессивны. В процессе одной и той же деятельности, могут формироваться различные качества, разные психические процессы, так как ребёнок усваивает из окружающей действительности лишь то, что отвечает его потребностям. Эти потребности во многом определяет семья и общение со сверстниками.

Исследования Х. Хекхаузена показали: дети, которые в семье чаще всего подвергаются наказаниям, в качестве любимых передач отмечают те, в которых присутствуют насилие, а в качестве любимых телегероев выбирают наиболее агрессивных.

В-третьих, необходимо отметить, что современное телевидение не способствует умственному развитию детей.

В современном законодательстве разрешается в начало детских программ рекламное видео и поэтому ребёнку больше запомнится информация о каком-нибудь шампуне, чем впечатления от увиденного мультика. Кроме того, телевидение способствует интеллектуальной пассивности.

Информация подаётся в готовом виде, она не требует усилий воображения и анализа. Большинство родителей отмечают: дети не хотят, чтобы им читали книги, они предпочитают смотреть эти сказки по видео. Но для родителей значительно удобнее поставить для просмотра диск, чем тратить время на книгу. В результате такой подход тормозит развитие психических функций детей: замедляется развитие речи и мышления, нет стимула для формирования воображения и, что очень важно, нет тесного эмоционального контакта ребёнка с родителями.

Этот, казалось бы, лёгкий путь в воспитании приводит к плачевным последствиям при поступлении в школу. Они не приучены к книге, не могут сконцентрироваться на тексте, у них не развита связная речь.

И наконец, следует остановиться на воздействии рекламы на психику дошкольника.

Однако постоянный просмотр рекламы формирует у ребёнка психологическую зависимость, которая возникает в результате искусственного стимулирования и перевозбуждения нервной системы. Эффект мелькания видеокадров может привести к дисгармонии мозговых ритмов, их сбою.

Отдельно рассмотрим телевидение с точки зрения демонстрации мультипликационных фильмов.

Классические российские мультипликационные фильмы, показывают в основном с 6 – 8 часов утра, когда основная масса детей ещё спит. А вот зарубежные мультфильмы транслируют днём, при этом их эфирное время увеличивается почти в два раза. Не случайно любимыми героями современных дошкольников стали Человек-паук, Терминатор, черепашки ниндзя, Бэтмен и другие - ведь эти монстры представлены как самые романтические герои, которым хочется подражать.

Телевидение во многом определяет и выбор игрушек. Самые популярные – те же, что и герои мультиков. Такая тенденция опасна для детской психики.

Кукла (традиционная или герой мультфильма) выступает в роли друга ребёнка, она несёт в себе эталон нравственного поведения. Действуя с ней, дошкольник приобретает моральный опыт. Поэтому так важно контролировать, какими игрушками играет ребёнок, и не идти у него на поводу, покупая героев низкопробных зарубежных мультфильмов.

Мы не призываем исключить телевидение из жизни дошкольников. Ведь с помощью этого окна в мир можно сформировать понятие о добре и зле, справедливости и дружбе.

Психическоездоровьедошкольникаителевизор.

Не поддавайтесь искушению облегчить себе жизнь, усадив малыша перед телевизором и занявшись в это время своими делами. Помните, что психика ребёнка формируется только в совместной деятельности со взрослым.

Чётко регламентируйте просмотр ребёнком телепрограмм. Максимальное количество времени у экрана не должно превышать возрастные нормы (при просмотре художественной сказки в старшем дошкольном возрасте от 15-20 минут до 1 часа в день) .

Старайтесь отслеживать содержательность и художественность детских программ, чтобы исключить низкопробную видео- и телепродукцию.

Обсуждайте с ребёнком сюжеты просмотренных фильмов. Важно понять, что он думает, чувствует как бы поступил в той или иной ситуации. Научите ребёнка анализировать и оценивать поступки и понимать чувства других людей.

После обсуждения можно предложить ребёнку нарисовать героев фильмов, вылепить из пластилина.

Таким образом, признавая необходимость телевидения в жизни каждого родители должны помнить о той ответственности, которая лежит на взрослых: сделать всё возможное, чтобы исключить негативное влияние информационного потока на психику ребёнка.

Клавдия Петровна Дроздетская
Формирование психологического здоровья дошкольников

Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является обеспечение психического здоровья детей , которое одновременно является условием благоприятного личностного развития ребенка. Прежде всего, следует рассмотреть понятие «психологическое здоровье » .

Необходимо различать понятия «психическое » и «психологическое » здоровье .

Педагогические показатели психического здоровья и благополучия дошкольников следующие :

Поведение, мысли и чувства ребенка, адекватные окружающим условиям и событиям;

Социально приемлемые способы самоутверждения и самовыражения;

Положительный эмоциональный фон, оптимистический настрой, способность к эмоциональному сопереживанию;

Равномерное и своевременное развитие основных психических процессов , устойчивая познавательная активность;

Доброжелательное отношение к окружающим, полноценное общение, характер которого соответствует возрастным нормам.

В теории и практике дошкольного воспитания встречается термин «эмоциональное благополучие» , содержание которого несколько уже, чем содержание термина «психическое здоровье » . Согласно исследованиям Л. А. Абрамян, М. И. Лисиной, Т. А. Репиной, «эмоциональное благополучие» можно определить как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей : биологических и социальных. Один из основных показателей эмоционального благополучия детей – физическое здоровье .

Относясь к сфере эмоционального развития, эмоциональное ощущение становится тем базисом, который «питает» все проявления активности ребенка, усиливая и направляя эту активность или же, наоборот, ослабляя и даже блокируя её.

Термин «психологическое здоровье » введен в научный лексикон И. В. Дубровиной. Этот термин подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке . В качестве иллюстрации можно привести результаты исследований Джюэтта, изучавшего психологические характеристики людей, благополучно доживших до 80-90 лет. Оказалось, что всем им присущи оптимизм, эмоциональное спокойствие, способность радоваться, самодостаточность и умение адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам.

Обобщенный портрет психологически здорового человека – это , прежде всего творческий, жизнерадостный, весёлый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Такой человек берет ответственность за свою жизнь, прежде всего на самого себя, его жизнь наполнена смыслом. Он находится в постоянном развитии.

Ключевым словом для его описания является «гармония» или «баланс» . Прежде всего, это гармония между эмоциональным и интеллектуальным, между телесным и психическим . А также гармония между человеком и окружающими людьми, природой, космосом. По мнению И. В. Дубровиной, основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах. Авторы утверждают, что психологическое здоровье следует рассматривать с точки зрения духовного богатства личности, ориентации на абсолютные ценности (добро, красота, истина) . Таким образом, если у человека нет этической базы, то невозможно говорить о его психологическом здоровье .

Обеспечение психологического здоровья в дошкольном возрасте возможно с помощью реализации психологической поддержки детей .

Задачи психологической поддержки :

1. обуение положительному взаимоотношению и принятию других людей;

2. обучение рефлексивным умениям;

3. формирование потребности в саморазвитии.

Основными педагогическими формами и методами формирования психологического здоровья детей являются :

1. проведение специально разработанных психологических занятий с детьми ;

2. упражнения;

3. психологические игры ;

5. решение проблемно-практических ситуаций;

6. элементы арттерапии;

7. игры-драматизации;

8. подвижные игры;

9. чтение и анализ сказок;

10. беседы;

11. творческие игры;

12. сочинение сказок;

13. коллекивное рисование.

Само формирование психологического здоровья включает в себя несколько структурных компонентов :

Положительный эмоциональный фон развития, включённый во все виды деятельности;

-формирование и развитие познавательной сферы;

Чёткое определение в развитии черт характера и темперамента;

-формирование личности , как таковое.

Психологическое здоровье у дошкольника ассоциируется со счастьем, добром, красотой, силой ума, с весёлым, хорошим настроением. Поэтому очень важно в дошкольном возрасте формировать все аспекты душевного покоя для положительной динамики личностного роста детей.

Психологического здоровья детей в дошкольном учреждении строится :

На положительном эмоциональном состоянии ребёнка;

На дозволенности ребёнку само реализовываться и само утверждаться;

На развитии у ребёнка коммуникативной и интеллектуальной сфер жизнедеятельности ребёнка;

На развитии и формирование эмпатии (сопереживании) ;

На частичной «ликвидации» или «подавлении» определённых черт характера : агрессивность, страхи, робость, застенчивость, эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость.

Развивайте у детей эмоциональную сферу;

Способствуйте развитию у ребёнка правильно распознавать собственные эмоции и владеть ими;

Помогите ребёнку овладеть способностями распознавания чувства и эмоции других;

Развивайте у ребёнка чувства эмпатии (сопереживания) ;

Дайте понять ребёнку, что вы всегда готовы оказать ему личную поддержку и прийти на помощь, что бы не случилось. Так, ребёнок будет знать, что он может вам довериться и всё рассказать о своих чувствах и переживаниях. А вы, в свою очередь, сможете ему помочь!

Проникнитесь чувством искреннего уважения к тому, что создаётся самим ребёнком. Восхищайтесь инициативой, самостоятельностью – это способствует формированию и развитию у него чувства собственного достоинства и развитию в потребности личностного роста.

Развивайте у ребёнка коммуникативные способности (навыки общения) . Это поможет ребёнку сплотиться с группой, а также настроит ребёнка на адекватное мировоззрение любой непредвиденной ситуации.

Повышайте самооценку ребёнка;

Хвалите ребёнка за правильно выполненную работу, за хорошее поведение;

Научите детей относиться к себе с уважением;

Окружайте детей тем, что имеет на них положительное влияние;

Постоянно выражайте вслух свою уверенность в возможностях и перспективах ребёнка;

Чаще говорите при детях и взрослых о его достоинствах;

Педагог является одним из главных звеньев в воспитании детей. Он может достаточно профессионально найти подход к каждому ребёнку и сформировать в нём те качества , которые в дальнейшем послужат более благополучному и успешному формированию личностного развития ребёнка, что приводит к формированию полноценного психологического здоровья детей !

Список литературы

1. Стожарова М. Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников / М . Ю. Стожарова. – Ростов н/Д : Феникс, - 2007. – 208с. (Школа развития)

2. Практическая психология для педагогов и родителей. – СПб.: Дидактика Плюс, 2000.

3. Хухлаева О., Хухлаев О., Первушина И. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника . – М.: Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 2001.

Дошкольный возраст оказывает значимое влияние на развитие психики. Не удивительно, учитывая, что в это время формируются навыки и привычки, вырабатываются черты характера, определяется манера поведения. Психологическое здоровье детей дошкольного возраста, часто становящееся темой бесед педагогов и родителей, подразумевает состояние душевного благополучия . Впоследствии именно оно оказывает влияние на полноценное формирование личности. Здоровый в психологическом плане ребенок – это ребенок веселый, спонтанный, творческий, познающий большой мир разумом и интуицией .


Фото: Развитие здорового ребенка

Полезно о возрасте

К категории дошколят относят детей 3-6(7) лет . Младшими дошколятами считаются малыши 3-4 лет, средними — 4-5 лет, старшими — 5-6(7) лет. В любом случае, это период игры, которая считается ведущей деятельностью ребенка. При этом в младшем дошкольном возрасте очевидна нацеленность на воспроизведение предметных действий окружающих, направленных на сюжет или партнера. Средний период подразумевает игру, главной темой которой выступают межчеловеческие отношения. В это время ребенок максимально заинтересован ролевыми играми. Игра старшего дошколенка базируется на принятии правил. Ребенок не перестает увлекаться ролевыми сюжетами, но они приобретают условный характер.


Фото: Игра для детей младшего дошкольного возраста

На игре интересы не заканчиваются. Дошколенку свойственны другие формы деятельности, включая рисование, лепку и конструирование. В этот период уже можно наблюдать стремление к учебе и труду. Если ребенок развивается гармонично, с легкостью охватит вниманием все характерные для периода сферы. А вот обеспечить его психологическое здоровье, без которого ранее указанный момент невозможен, должны взрослые.

Как определить, что ребенок адаптирован?

Специалистами выделен ряд критериев, позволяющих установить адаптированность дошколенка к окружающему миру. Для начала следует взглянуть на поведение малыша. Не характерны ли для него крайности? Если ребенок не проявляет гиперактивности, но и не выглядит слишком пассивным, беспокоиться не о чем.

Следующий критерий – отсутствие стремления возвратиться к бывшим привычкам . Находящийся в гармонии с собой и миром ребенок не станет просить бутылочку спустя год пользования чашкой. Он спокойно кушает, прекрасно засыпает и избегает истерик, а значит, его душевный комфорт непоколебим.


Фото: Критерии адаптации ребенка к окружающему миру

Важно обратить внимание и на соответствие чада установленным нормам касательно развития . При желании родители могут ознакомиться с требованиями, выдвигаемыми к дошколенку. Таковые затрагивают физическую и интеллектуальную сферы. Если родители сомневаются касательно правильности собственной оценки, можно обратиться за помощью к психологу.

И еще, ребенок, особенно находящийся в старшем дошкольном периоде, должен быть самостоятелен и самокритичен . Он должен уметь давать оценку собственным поступкам и пытаться выносить из них уроки, понимать других, делать выбор и отвечать за него.


Фото: Знания ребенка старшего дошкольного возраста

От чего зависит психологическое здоровье?

На эмоциональное состояние дошколенка, а значит, на его гармоничное развитие и ощущение себя в мире, воздействуют 2 группы факторов – внешние (психосоциальные) и внутренние . Первые включают среду, в которой растет ребенок, эмоциональную привязанность к родителям и взаимодействие с родными и близкими. Внутренние факторы представляют собой состояния, особенности и качества, присущие каждому человеку.

Психологическое здоровье определяет уровень развитости основных социальных потребностей дошколенка, его самооценку, способность адекватно выражать эмоции и чувства, при этом осознавая и анализируя их. Не менее важна система представлений ребенка о самом себе.

Эмоциональное здоровье детей дошкольного возраста в первую очередь зависит от внутрисемейного климата. Взрослым, желающим вырастить здоровую во всех отношениях и адаптированную личность, рекомендуется:

  • Быть доброжелательными к ребенку
  • Уважать его чувства и желания
  • Постоянно проявлять интерес к делам ребенка, давать ему возможность высказаться
  • (вести себя воспитанно по отношению к посторонним, держаться открыто и дружелюбно)
  • Не оскорблять и не унижать ребенка даже в шутку
  • Не нагружать ребенка секциями и кружками
  • , при этом поощряя его обособленную игру
  • Поддерживать успехи ребенка
  • Контролировать питание Поддерживать успехи ребенка
  • Справедливо разрешать конфликты
  • Правильно организовывать режим дня
  • Контролировать питание


Фото: Необходимо чаще уделять ребенку внимание

Родители должны испытывать к ребенку безусловную любовь , то есть любовь, существующую несмотря ни на что. При этом очень важно, чтобы чувство имело внешние проявления. Очень важно чаще обнимать ребенка. Психологи рекомендуют осуществлять объятия не менее восьми раз в день!

Как улучшить ситуацию?

Случается, что дошкольники 3-4 лет бывают слишком активны или, напротив, регулярно проявляют плаксивость, а семилетки не в состоянии организовать свой досуг и выглядят совершенно неуправляемыми. Если в какой-то момент родители сталкиваются с одной или несколькими проблема в отношении душевного равновесия своего чада, не стоит пытаться разрешить ситуацию самостоятельно. Своевременное обращение к психологу – правильный выход.


Фото: Работа психолога с детьми

В процессе работы с дошколенком специалисты используют различные психологические воздействия, приемы и техники. Прекрасно зарекомендовала себя сказкотерапия , подразумевающая работу над ценностным развитием. В ходе знакомства с новой сказкой, часто составленной психологом под конкретного ребенка, маленький пациент самостоятельно выбирает пути решения проблемы.

Консультационные беседы не менее эффективны. Во время разговора с ребенком специалист диагностирует его личностные качества, таким образом устанавливая тесный контакт. Всего несколько встреч дают неплохой результат, заключающийся в спаде эмоционального напряжения.


Фото: Модель работы психолога

Случается, что проблему, с которой столкнулся дошкольник, удается решить в процессе подвижной игры с другими детьми, совместного со специалистом чтения книг и их обсуждения . Все это позволяет эмоциональной сфере дошколенка обогатиться эмоциями. Он воспитывает волю, расширяет кругозор, внимание и мышление, тренирует память. А главное, ребенок приобщается к ценностям и нормам общества, в котором ему предстоит существовать в дальнейшем.

Одной из главных задач в воспитании детей является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление их здоровья.

Традиционно выделяют следующие компоненты здоровья:

Психическое здоровье;

Социальное здоровье;

Физическое здоровье.

В качестве одной из составляющих здоровья человека в целом выделяют психологическое здоровье. Оно является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, психологическое здоровье является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

В зависимости от адаптированности человека в социальной среде выделяют три уровня психологического здоровья:

1) креативный уровень;

2) адаптивный уровень;

3) дезадаптивный уровень.

Применительно к детям дошкольного возраста основными показателями сформированности психологического здоровья являются процесс адаптации при поступлении в ДОУ, уровень развития коммуникативных навыков, уровень положительной мотивации к социально важной для данного возраста деятельности, отсутствие отклонений в поведении.

Каковы же условия приобретения и сохранения психологического здоровья детьми?

Если в младенчестве основное влияние на развитие личности малыша осуществляется матерью, в раннем возрасте существенную роль играет эмоционально и физически доступный отец, то в дошкольном детстве на ребенка воздействует семейная система в целом. Для нормального развития ему необходимо уже не только собственное общение с матерью и отцом, но и наличие теплых, доброжелательных отношений между родителями. Конфликтные взаимоотношения или их крайний вариант – развод нарушают процесс идентификации. Кроме того, важен и опыт общения с воспитателями детского сада, который ляжет в основу восприятия ребенком последующих чужих значимых фигур.

Важны также и следующие условия:

1. Содействие формированию активности ребенка, которая особо необходима ему для саморегуляции. Очень важно, чтобы в сензитивный период активность ребенка получила возможность реализации в условиях позитивного общения и соответствующим образом организованного обучения. Неадекватная организация блокирует активность, снижает ее уровень или придает ей другую направленность.

2. Наличие опыта самостоятельного преодоления препятствий. Широко распространенное мнение о необходимости полного эмоционального комфорта абсолютно неверно.

3. Всемерная поддержка развития рефлексии, когда взрослый побуждает ребенка к пониманию себя, своих особенностей и возможностей, причин и последствий своего поведения.

4. Наличие ценностных ориентаций в развитии ребенка, когда он получает возможность приобщиться к идеалам взрослых, их жизненным устремлениям и соответственно этому строить свое миропонимание.

Взаимосвязь психологического и физического здоровья детей. Чем младше ребенок, тем более выражена эта взаимосвязь. Так, повторяющиеся инфекции, отиты и бронхиты, астма, расстройства питания, нарушения сна рассматриваются как реакции ребенка на плохо переносимые внешние условия.

Психосоматические проявления имеют не только соматические симптомы. Известный французский психиатр приводит следующую классификацию психопатологий младенчества, в появлении которых основная роль принадлежит психологическим факторам:

1) соматически проявляющиеся расстройства: бессонница, анорексия, булимия, рвота, запор, понос, расстройства дыхания;

2) нарушения развития: задержки и дизгармония в овладении речью, двигательными навыками, социальными отношениями;

3) расстройства, проявляющиеся в моторике: чрезмерная двигательная активность или инертность, ритмические движения корпуса, вращение головы;

4) умственно-душевные расстройства: депрессия, возбужденность, апатия. Фобические расстройства и т.п.

Работа, связанная с сохранением психологического здоровья, включает в себя несколько этапов: диагностику, определение какому уровню психологического здоровья соответствует ребенок, групповую, психопрофилактическую или индивидуальную коррекционную работу и заключительную диагностику с целью оценки эффективности психолого-педагогических воздействий. При этом следует отметить, что положительный результат возможен только в том случае, если имеются определенные психолого-педагогические условия, обеспечить которые могут окружающие ребенка, взрослые – педагоги и родители.

Родители должны преследовать цель формировать у детей такие качества, как:

А) Умение любить себя и другого человека.

Б) Личностная рефлексия.

В) Потребность в саморазвитии.

Как можно научить любить себя и другого человека? Прежде всего, ребенок должен чувствовать доброжелательное отношение к себе. А для этого по возможности нужно акцентировать внимание на тех позитивных качествах, которые вы в нем замечаете. К сожалению, взрослые склонны акцентировать внимание преимущественно на недостатках детей, а не на их достоинствах. А поскольку в словаре взрослых преобладает негативная лексика. Ею активно пользуется и ребенок, он просто не умеет словами «погладить» другого. Здесь можно использовать такую игру: ребенку предлагается подойти к другому ребенку или члену своей семьи и, глядя ему в глаза, закончить фразу: «Мне в тебе нравится...»

Важно отметить, что общение в семье должно строиться не по типу «родитель - ребенок», а по типу «взрослый - взрослый». То есть похвала не должна быть высказана с позиции родителя. Приведем примеры воодушевляющих высказываний: «Я уверен, что ты сам в этом разберешься», «Я уверен, что ты сможешь сделать это», «Ты придумал, как сделать, чтобы у тебя получилось» и т.п.

Следующее важнейшее направление сохранения психологического здоровья детей – содействие развитию у них рефлексии. Старших дошкольников полезно побуждать к содержательному оцениванию результатов своих учебных действий, т.е. рефлексированное оценивание того, «кем я был» и «кем я стал», каких результатов добился и каким путем я шел к этим достижениям, какие трудности я испытывал и как их преодолевал. Необходимо учить ребенка определять границы своего незнания и вырабатывать у негох потребность обращаться к различным источникам информации (к взрослым, сверстникам, литературе). И, конечно же, самое главное привить детям потребность самооценивания.

Очень важно, если родитель понимает и может выразить словами чувства ребенка в той или иной ситуации. Так он помогает ребенку лучше понять самого себя и показывает, что понимает его состояние. Например, «Я понимаю, что ты расстроен, что у тебя не получилась работа, и тебе обидно, что это произошло именно с тобой». Чтобы увидеть, что происходит в душе ребенка, нужно отодвинуть в сторону собственные переживания и ожидания.

Полезно освоить так называемые «Я - высказывания», переносящие акцент в той или иной трудной ситуации с осуждения ее виновника на чувства, которые вызвала данная ситуация у педагога. Например, реплики типа «Ты опять ударил Машу?» нужно заменять фразами: «Я огорчена, что ты не можешь поладить с Машей» или «Я беспокоюсь, что ты не можешь подружиться с детьми» и т.п.

Потребностно-мотивационное направление связано с сохранением психологического здоровья детей и предполагает формирование у них потребности в саморазвитии. Это, пожалуй, самое трудное, т.к. связано с собственным развитием родителей.

Эта тема, бесспорно, является актуальной. И особенно хорошо, что о поддержании и формировании психологического здоровья рассуждают педагоги дошкольного образования – люди, окружающие ребенка с первых его шагов. Через нас, взрослых, ребенок постигает мир, от нас зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взрослый мир. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическое здоровье дошкольников

Одной из главных задач в воспитании детей является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление их здоровья.

Традиционно выделяют следующие компоненты здоровья:

Психическое здоровье;

Социальное здоровье;

Физическое здоровье.

В качестве одной из составляющих здоровья человека в целом выделяют психологическое здоровье. Оно является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, психологическое здоровье является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

В зависимости от адаптированности человека в социальной среде выделяют три уровня психологического здоровья:

1) креативный уровень;

2) адаптивный уровень;

3) дезадаптивный уровень.

Применительно к детям дошкольного возраста основными показателями сформированности психологического здоровья являются процесс адаптации при поступлении в ДОУ, уровень развития коммуникативных навыков, уровень положительной мотивации к социально важной для данного возраста деятельности, отсутствие отклонений в поведении.

Каковы же условия приобретения и сохранения психологического здоровья детьми?

Если в младенчестве основное влияние на развитие личности малыша осуществляется матерью, в раннем возрасте существенную роль играет эмоционально и физически доступный отец, то в дошкольном детстве на ребенка воздействует семейная система в целом. Для нормального развития ему необходимо уже не только собственное общение с матерью и отцом, но и наличие теплых, доброжелательных отношений между родителями. Конфликтные взаимоотношения или их крайний вариант – развод нарушают процесс идентификации. Кроме того, важен и опыт общения с воспитателями детского сада, который ляжет в основу восприятия ребенком последующих чужих значимых фигур.

Важны также и следующие условия:

1. Содействие формированию активности ребенка, которая особо необходима ему для саморегуляции. Очень важно, чтобы в сензитивный период активность ребенка получила возможность реализации в условиях позитивного общения и соответствующим образом организованного обучения. Неадекватная организация блокирует активность, снижает ее уровень или придает ей другую направленность.

2. Наличие опыта самостоятельного преодоления препятствий. Широко распространенное мнение о необходимости полного эмоционального комфорта абсолютно неверно.

3. Всемерная поддержка развития рефлексии, когда взрослый побуждает ребенка к пониманию себя, своих особенностей и возможностей, причин и последствий своего поведения.

4. Наличие ценностных ориентаций в развитии ребенка, когда он получает возможность приобщиться к идеалам взрослых, их жизненным устремлениям и соответственно этому строить свое миропонимание.

Работа, связанная с сохранением психологического здоровья, включает в себя несколько этапов: диагностику, определение какому уровню психологического здоровья соответствует ребенок, групповую, психопрофилактическую или индивидуальную коррекционную работу и заключительную диагностику с целью оценки эффективности психолого-педагогических воздействий. При этом следует отметить, что положительный результат возможен только в том случае, если имеются определенные психолого-педагогические условия, обеспечить которые могут окружающие ребенка, взрослые – педагоги и родители.

Родители должны преследовать цель формировать у детей такие качества, как:

А) Умение любить себя и другого человека.

Б) Личностная рефлексия.

В) Потребность в саморазвитии.

Как можно научить любить себя и другого человека? Прежде всего, ребенок должен чувствовать доброжелательное отношение к себе. А для этого по возможности нужно акцентировать внимание на тех позитивных качествах, которые вы в нем замечаете. К сожалению, взрослые склонны акцентировать внимание преимущественно на недостатках детей, а не на их достоинствах. А поскольку в словаре взрослых преобладает негативная лексика. Ею активно пользуется и ребенок, он просто не умеет словами «погладить» другого. Здесь можно использовать такую игру: ребенку предлагается подойти к другому ребенку или члену своей семьи и, глядя ему в глаза, закончить фразу: «Мне в тебе нравится...»

Важно отметить, что общение в семье должно строиться не по типу «родитель - ребенок», а по типу «взрослый - взрослый». То есть похвала не должна быть высказана с позиции родителя. Приведем примеры воодушевляющих высказываний: «Я уверен, что ты сам в этом разберешься», «Я уверен, что ты сможешь сделать это», «Ты придумал, как сделать, чтобы у тебя получилось» и т.п.

Следующее важнейшее направление сохранения психологического здоровья детей – содействие развитию у них рефлексии. Старших дошкольников полезно побуждать к содержательному оцениванию результатов своих учебных действий, т.е. рефлексированное оценивание того, «кем я был» и «кем я стал», каких результатов добился и каким путем я шел к этим достижениям, какие трудности я испытывал и как их преодолевал. Необходимо учить ребенка определять границы своего незнания и вырабатывать у него потребность обращаться к различным источникам информации (к взрослым, сверстникам, литературе). И, конечно же, самое главное привить детям потребность самооценивания.

Очень важно, если родитель понимает и может выразить словами чувства ребенка в той или иной ситуации. Так он помогает ребенку лучше понять самого себя и показывает, что понимает его состояние. Например, «Я понимаю, что ты расстроен, что у тебя не получилась работа, и тебе обидно, что это произошло именно с тобой». Чтобы увидеть, что происходит в душе ребенка, нужно отодвинуть в сторону собственные переживания и ожидания.

Полезно освоить так называемые «Я - высказывания», переносящие акцент в той или иной трудной ситуации с осуждения ее виновника на чувства, которые вызвала данная ситуация у педагога. Например, реплики типа «Ты опять ударил Машу?» нужно заменять фразами: «Я огорчена, что ты не можешь поладить с Машей» или «Я беспокоюсь, что ты не можешь подружиться с детьми» и т.п.

Потребностно-мотивационное направление связано с сохранением психологического здоровья детей и предполагает формирование у них потребности в саморазвитии. Это, пожалуй, самое трудное, т.к. связано с собственным развитием родителей.

В каждом детском саду должен работать психолог - это, прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но так же и в индивидуальных вариациях этих особенностей.

Искусство психолога заключается в том, чтобы помочь воспитателям и родителям превратить свою программу обучения и воспитания ребенка в его собственную. А главный путь к этому - вовлечение ребенка в доступные и интересные ему формы деятельности, которые изменяются в зависимости от возраста, индивидуальности ребенка, а в значительной мере определяются опытом, знаниями и умениями взрослого.

Психологи в детском дошкольном учреждении связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка.




gastroguru © 2017