Выбор читателей
Популярные статьи
Каждая молодая мама должна вовремя вместе с врачом уметь обнаружить проблемы с ушами у своего малыша. Чем раньше будут выявлены нарушения слуха у ребенка, тем больше у него шансов получить своевременное лечение и вырасти здоровым.
Врачами-отоларингологами замечено, что больше рискуют появиться на свет с нарушениями слуха дети, которые:
Расстройства звуковосприятия бывают как врожденными, так и приобретенными. С учетом области повреждения слухового анализатора выделяют нарушения следующих видов:
Хотя то, как слышит грдничок, проверяется врачом несколько раз в течение первого года жизни, мама должна внимательно наблюдать за реакцией ребенка на окружающие звуки, которые делятся на 2 вида:
Тяжелые нарушения слуха, когда малыш родился совсем глухим, легко выявляются при обследовании в роддоме. С небольшими отклонениями дело обстоит труднее. Такие дети хорошо воспринимают низкочастотные звуки, но совсем не реагируют на высокочастотные. При проверке слуха у новорожденных с начальными степенями патологии нередко медики получают ложноотрицательные ответы, т. е. отклонения в слуховом восприятии не обнаруживаются, хотя они присутствуют.
Иногда родители тоже долго не подозревают, что у их крохи есть проблемы со слухом. Однако нужно знать, что хорошо слышащий ребенок:
Если вы заметили, что сверстники вашего малыша обходят его по каким-либо показателям, следует насторожиться: возможно, он плохо слышит.
Развитие слухового восприятия начинается со дня появления ребенка на свет. Одни звуки новорожденный слышит, другие пока нет. Это происходит по причине незрелости некоторых областей головного мозга и невосприимчивости их к отдельным звукам.
На третьем-четвертом месяце жизни у грудничка уже вырабатывается реакция на окружающие звуки. Двухмесячный младенец поворачивает голову на знакомый голос и прислушивается, а от внезапного резкого шума вздрагивает. К полугоду диапазон воспринимаемых ребенком звуков расширяется.
Слух у младенца развивается в течение первого года жизни постепенно. С каждым месяцем нервная система ребенка становится все более совершенной. Его уши начинают правильно воспринимать внешние сигналы и передавать полученную информацию в мозг. Грудничок реагирует на звуки соответственно: услышав родной мамин голос или детскую песенку, он выражает положительные эмоции, радость. В ответ на громкие неприятные звуки он, наоборот, сжимается и плачет.
Если ребенку уже исполнился год, его слух можно проверить следующим образом:
С детьми 2-3 лет можно поиграть в игру, которая требует от них знания частей тела животного или человека. Постепенно удаляясь от малыша, шепотом просите его показать, где у мишки носик, у собачки хвостик, у куклы глазки и т. п. При нарушении слуха ребенок не будет реагировать на сказанные ему слова и просьбы.
В норме дети в 1-3 года должны услышать слова, сказанные голосом разговорной громкости с расстояния 5-6 м. При этом нужно быть уверенными, что словарный запас вашего крохи позволяет ему понять, о чем речь.
Слух ребенка 3-5 лет можно оценить по его реакции на шепот с расстояния в шесть метров.
Врожденные нарушения слуха имеют широкую палитру выраженности – от слабой тугоухости до полной глухоты. Впервые врач-сурдолог проверяет слух новорожденного еще в родильном доме. С этой целью через 3 дня после появления на свет младенец проходит 2 обследования:
Родителям нужно знать, что эти методы не способны определить слабые степени тугоухости у ребенка. И если даже новорожденный оба теста прошел, то это не дает 100%-ной гарантии, что он обладает нормальным слухом.
Присутствие у ребенка врожденного рефлекса Моро – свидетельство того, что младенец слышит. Для этого нужно искусственно вызвать у него легкий испуг, который безвреден для психического здоровья малыша.
Чтобы самостоятельно выявить это явление:
Слышащий ребенок реагирует на громкие звуки растопыриванием пальчиков или вскидыванием ручек. Этот рефлекс врожденный. Он проходит к 3-4 месяцу и проявляется в виде защитной реакции организма при испуге или приближении опасности. Если же у новорожденного нет рефлекса Моро, то это может быть признаком тугоухости или родовой травмы шеи, либо головы.
Метод Калмыковой позволяет с помощью баночек с сухой крупой проверить слух ребенка первых месяцев жизни. Способ проведения:
На первом месяце жизни нормой считается, если малютка будет поворачиваться хотя бы к баночке с горохом: этот продукт издает при тряске самые громкие звуки. Шум от всех 3 круп здоровый ребенок начинает воспринимать к 5 месяцам.
В качестве аппарата для проверки слуха детей в домашних условиях можно использовать игрушки – музыкальные инструменты, погремушки или вышеупомянутые баночки с крупой. Издавать звуки для малыша могут сами родители: разговаривая с ним или хлопая в ладоши.
На видео советы доктора:
Здоровый младенец первого-второго месяца жизни при громких звуках вздрагивает и просыпается. На третьем-четвертом месяце можно наблюдать, как он, услышав обращенные к нему слова мамы, поворачивает головку в ее сторону и улыбается. В этом возрасте дети уже узнают голоса членов своей семьи. В ответ на звуковой раздражитель грудничок, если не спит, перестает двигаться и широко открывает глазки.
Можно проверить слух новорожденного в домашних условиях, когда он плачет. Если в это время издать неожиданный звук (позвонить в колокольчик или подудеть в дудочку), малыш замолчит и замрет.
После 2 месяцев ребенок будет реагировать на погремушку. Можно постучать ею около каждого уха младенца. Он будет поворачивать личико в направлении источника звука.
Дождавшись, когда кроха заснет, негромко хлопните в ладоши или покашляйте. При этом спящий малыш с нормальным слухом делает сосательные движения ртом или вздыхает.
Дети в возрасте от 1 до 3 лет реагируют на звуки так же, как и взрослые. Они хорошо слышат и понимают шепотом сказанные фразы с расстояния 6 м. После года малыши начинают разговаривать, и если ваш ребенок в 2 года еще не говорит, то стоит задуматься о проверке его слуха. Проблемы с речью – частое следствие тугоухости.
Малышу 3 лет можно проверить слух таким образом:
Так вы поймете, какие звуки и как хорошо слышит ваш ребенок.
Проверка слуха у дошкольника в 4 года и старше должна быть интересной для ребенка и выглядеть как игра. Например, можно дать ему книжку с крупными цветными картинками. Взрослый с расстояния 6 м шепотом называет какого-либо сказочного героя, а ребенок находит в книжке его изображение и показывает.
Для проверки слуха у детей 3-4 лет можно использовать разноцветные кубики. Взрослый с расстояния 6 м просит выбрать из груды кубиков, например, синий, и кинуть ему. Ребенку 5-6 лет уже можно дать кубики с буквами, и пусть он показывает названную взрослым букву на игрушке.
Проверка слуха у младших школьников производится с помощью сказанных шепотом слов из подобранных врачами нижеследующих списков.
Высокочастотные:
Низкочастотные:
Лучшие методики диагностики фонематического слуха ребенка использует врач-сурдолог совместно с отоларингологом поликлиники (детским лором). Второй специалист проверит состояние наружного, среднего и внутреннего уха, а первый – проведет слуховую аудиометрию с аудиограммой. При этой процедуре ребенку надевают наушники, а перед глазами у него появляется видеоизображение. В возрасте от 6 месяцев до 2 лет по реакции малыша врач определяет, слышит ли кроха. Ребенка 3-6 лет просят нажать кнопку, когда он услышит звук.
Показать малыша сурдологу нужно, если:
Независимо от возраста, нужно обратиться к врачу, если ребенок раньше слышал, но теперь перестал. Если малыш постоянно переспрашивает и не понимает окружающих, разговаривает чрезмерно громко. Жалобы на боль или шум в ухе – повод для немедленного визита к отоларингологу.
Слух у новорожденных проверяется в родильном доме в первые дни жизни. Своевременно выявленная патология позволит вовремя принять нужные для правильного развития ребенка меры.
Способность слышать звуки мира позволяет человеку вовремя определить опасность, изучать окружающее пространство и общаться с окружающими людьми. Запоздалое определение того, что ребенок плохо слышит, будет виновным в появлении больших проблем. Развившаяся от бездействия родителей глухота, будет иметь последствием немоту – малыш не сможет повторять обращенные к нему слова и говорить.
В прошлом веке несвоевременное определение невозможности ребенка воспринимать звуки нередко влекло за собой постановку диагноза «слабоумие» детям при нормальном уровне интеллекта.
Процедура проверки слуха носит название аудиометрии, ее проводит врач сурдолог. Нарушения слуха в той или иной форме обнаруживают в 1 месяц жизни у 3-5 младенцев из тысячи.
Для проверки возможности младенца слышать наблюдают за его ответной реакцией на определенный звук. Новорожденный ребенок в 1 месяц будет реагировать на него:
Такая, внешне несложная процедура, требует подготовки – нужен достаточный опыт, чтобы различить реакцию ребенка на звук от обычного желания подвигаться. Если при проверке слуха у грудничка, он себя плохо чувствует – у него болит животик или ребенок простужен, тест может быть некорректным из-за того, что малыш раздражен из-за дискомфорта.
При нарушении слуха у деток раннее выявление патологии – залог успешной реабилитации ребенка, поэтому диагностирование уровня слуха новорождённых все время усовершенствуется.
Все методы проверки слуха делятся на три группы и их выбор зависит от возраста человека:
Компьютерная диагностика нарушения слуха позволяет наиболее точно определить изменения в организме новорожденного ребенка в первый месяц жизни.
Для исследования чуткости слуха у новорожденных деток от нескольких месяцев и до трех лет жизни целесообразной является методика поведенческой аудиометрии.
При использовании игрового метода можно определить качество слуха у детей от 36 месяцев до пяти лет.
Зрение и слух формируются во внутриутробном развитии и совершенствуются в первые годы жизни. Чтобы контролировать развитие и остроту слуха у новорожденных и выявлять отклонения, педиатры настаивают на проверке его уровня специалистами, начиная с первых дней жизни в роддоме, затем при периодических осмотрах.
В домашних условиях родители могут контролировать формирование слуха у новорожденных, применяя хорошо разработанные методики, для которых не нужно использовать специальную аппаратуру.
Скрининг позволяет достаточно точно определить нарушение возможности недавно появившегося ребенка слышать еще в роддоме. По результатам процедуры врач может определить, где в организме ребенка произошли изменения, мешающие воспринимать звук.
Правильно проведенное обследование, профессионализм врача позволяют точно определить, на каком именно участке слухового отдела возникли изменения, выстроить эффективную и результативную схему лечения.
Первое скрининговое обследование проводят до выписки ребенка из роддома на протяжении первой недели жизни. Это обследование является стандартным и входит в программу обследования новорожденных
Для обследования детей применяют 2 различных способа:
Тест, которым проверяют слух у новорожденного, избирается, исходя из методики, применяемой в лечебном учреждении, наличия аппаратуры и уровня профессиональной подготовки врача. Оба способа не травмируют ребенка и являются точными, но различаются по технологии проведения. В некоторых случаях новорожденному необходимо пройти оба теста.
При помощи этого способа определяется уровень развития слуховой системы ребенка, для этого отслеживается уровень реакции ЦНС на звуковые колебания, которые передаются в мозг по слуховому нерву.
Как проверяют слух таким методом? На головке младенца закрепляют электроды и через наушники транслируют специально подобранные звуки.
Установленная на компьютере программа обрабатывает полученную информацию и выводит ее на монитор. Врач может узнать, какой самый тихий звук доступен ребенку.
Контрольным сигналом, который позволяет определить проблемы со слухом у деток, является «щелчок». Это сочетание, которое позволяет одновременно комплексно протестировать весь слуховой аппарат. Если программа прохождения звука фиксирует адекватный ответ – тест считается пройденным успешно. Скрининг занимает по времени до четверти часа.
Чтобы проверить, как реагирует на звук непосредственно слуховой аппарат, используют метод отоакустической эмиссии, определение этого проводят на специальном диагностическом аппарате.
Для получения правильного результата ребенок должен спать. Прибор, состоящий из динамика и микрофона вкладывают в ушко грудничка. Звук передается через устройство в мозг, параллельно генерируется еще один звук, который не транслируется по нерву. Этот эффект носит название отоакустической эмиссии.
Программа тестового компьютера позволяет определить, на какие звуки слуховой аппарат ребенка дал ответ, качество и количество этих ответов.
По результатам теста ребенок должен реагировать на силу звука, которая позволяет различить тихую речь. Скрининг проводится на протяжении 10 минут.
Методики имеют некоторое количество ошибочных результатов. ABR дает до 4% ложных результатов, более простой и быстрый ОАЭ – до 21% при проверке в первые три дня после рождения. Причина расхождения – остатки внутриутробных вод в ушах младенца, которые блокируют прохождение звука и создают ложную глухоту. В таком случае назначается повторный тест через неделю.
Если у врача формируются подозрения на то, что ребенок страдает определенными нарушениями слуха, предписывается полное диагностическое обследование. В результате всестороннего обследования даются ответы на вопросы:
Диагностика проводится по методу ABR с применением большего спектра раздражителей и занимает до часа.
Все родители должны знать, как проверить слух у новорожденного в домашних условиях.
Детки после рождения еще не способны реагировать на тихие низкие звуки и откликаются только на высокие и резкие. В сторону звука ребенок сможет осознанно поворачивать голову только к четырем – пяти месяцам. Если ребенок хорошо слышит, после полугода он окликается на звук и четко поворачивает голову в направлении источника.
Определить, что у малыша развивается нарушение слуха, очень трудно на первых месяцах жизни – кроха может , что дезинформирует неопытных родителей.
К 8-9 месяцам жизни у ребенка появляется возможность осознавать звуки и пытаться воспроизводить самые простые их сочетания, возможность говорить в этом возрасте зависит от слуха.
Самая простая методика носит название рефлекса Моро, она позволяет определить наличие слуха у младенца и выявить развившиеся нарушения, но не дает представления об уровне восприятия звука.
Для проверки младенца:
Хорошо слышащий ребенок начинает сильно двигать ручками и ножками или плакать от испуга. Если реакции нет – ребенка необходимо срочно показать врачу
Более сложная методика разработана врачом Калмыковой и предполагает использование предметов, которые создают различный по силе звук. Для изготовления анализаторов используют одинаковые банки из пластика, на треть заполненные в каждом доме манкой, гречкой и горохом.
С малышом работают 2 человека – один играет с малышом, показывая ему красивую, ярко раскрашенную игрушку, второй – на расстоянии 10-15 сантиметров трясет банкой с крупой над ухом ребенка. На каждом этапе проверки используют различные банки. Первой используют емкость с манкой, затем с гречкой, в последнюю очередь – с горохом. Между тестами делают минутный перерыв. В каждом периоде развития младенец реагирует на разную интенсивность звука – до 6 месяцев это 70 децибел.
Нормальный ребенок заинтересуется игрушкой, но одновременно будет реагировать на звук банки с гречкой и горохом, если реакция не появится – это должно насторожить родителей.
Если у ребенка обнаружен дефект слуха – это не повод впадать в отчаяние. Современные методики лечения и протезирования позволяют такому малышу быть полноценным членом общества.
Слух для ребенка – одна из наиболее важных функций. Ведь благодаря слуху малыш учится говорить, у него развивается речь, пополняется запас слов. Поэтому потеря слуха, то ли полная, то ли частичная, представляет собой огромную проблему и для самого малыша, и для его родителей. Сбой в слухе может произойти на любом этапе развития ребенка, а своевременное обнаружение этого сбоя может бесследно устранить его.
Заподозрить неладное со слухом можно по поведению ребенка, его реакциям на шум, громкие звуки, а также по врожденным дефектам ушной раковины, если таковые имеются. В возрасте, начиная с годика, патологию слуха можно приметить по нарушению речи. Как только подозрения появились, нужно тут же начинать проверку, сразу в домашних условиях с помощью подручных средств. Если результаты проверки подозрительны, то обращаются к специалистам.
Чтобы определить, есть ли у малыша проблемы со слухом, начинают его обследование.
Определение слуха у ребенка в домашних условиях не составляет никаких трудностей. При этом особое внимание уделяется различным условно-двигательным реакциям малыша в ответ на издаваемый другим человеком или предметом звук.
Для более полного обследования рекомендуется отобрать несколько разных игрушек, издающих звуки с разной частотой. К примеру, барабан отлично подойдет для низкочастотных звуков, дудка и гармошка – играют средними частотами, а всякого рода погремушки издают звуки высоких частот. Помимо посторонних предметов, нельзя забывать и о естественном голосе человека: при подозрении на нарушение слуха у малыша необходимо проследить, как он реагирует на обычную разговорную речь, на тихий говор, шепот, причем с неодинакового расстояния.
В домашнем обследовании должны принимать участие как минимум двое взрослых (чаще это родители). Один отвлекает малыша, играет с ним, разговаривает, и в то же время тщательно наблюдает за ответными реакциями ребенка на звуковые сигналы от второго взрослого – только так можно проверить у ребенка слух и сделать правильные выводы.
Подавать звуки нужно с разных сторон от ребенка в случайной последовательности и не по порядку: справа, слева, сзади. Другой человек в это время следит за состоянием ребенка, за его ориентировочной реакцией на звук. Реакция эта, как правило, безусловна и проявляется в замирании или активизации движений. Малыш может поворачивать голову или глаза в сторону источника звука, может широко открыть глаза по типу удивления или вовсе заплакать.
Ребенок не должен знать об «эксперименте», источник звука необходимо от него скрывать. Для этого звуки чаще всего подаются из-за спины. Нужно помнить, что малыш может ориентироваться на вибрацию, которая создается во время ходьбы по комнате, поэтому ходить нужно тихонько, особенно при приближении к ребенку.
Начинается проверка слуха у детей с наибольшего расстояния (3-5 метров) и сокращают его до тех пор, пока ребенок не начнет реагировать на подаваемый звук. Первым идет высокочастотный звук. Максимальное расстояние, на котором была получена первая реакция – фиксируют. То же самое проводят и с дудочками, и с барабаном.
Затем нужно проверить, как малыш воспринимает голос. Сразу отмечают реакцию на обычный разговор. Если реакция есть – переходят к более тихому разговору и шепоту. Если же реакции на обычный разговор нет – голос повышают. Также фиксируют, с какого расстояния и на какую громкость реагирует малыш.
Говорят о нормальном слухе, если ребенок отвечает на весь звуковой ряд с расстояния от 3 до 5 метров. Однако нельзя забывать и том, что чем меньше возраст малыша, тем воспринимаемое расстояние будет меньше.
О вероятности наличия тугоухости можно говорить тогда, когда ответная реакция ребенка нестабильна и начинает проявляться с расстояния 1 – 0,5 метра, причем лучше воспринимаются низкочастотные звуки.
Глухой ребенок, как правило, не реагирует на средне- и высокочастотные звуки, на голос, но хорошо воспринимает барабан, даже с расстояния 5ти метров.
Постоянное поворачивание головы только в одну сторону, независимо от направления звука, говорит об одностороннем снижении или потере слуха.
Проводить обследование дома следует тогда, когда ребенка ничего не напрягает, не беспокоит, когда ему спокойно и комфортно, когда он находится в своей обычной обстановке.
А теперь несколько практических советов. Иногда случается так, что подобрать игрушки по спектру звуков просто нет возможности, в таком случае для проверки слуха у ребенка можно воспользоваться обычными жестяными баночками из-под напитков. Для этого одну пустую баночку заполняют на треть целым, не дробленым горохом, во вторую столько же насыпают гречки, в третью – манки. И с их помощью издают звуки, проверяя реакцию малыша. Если реакции нет никакой, ни от одной баночки, то у ребенка есть подозрение на недостаточность слуха.
При первых таких подозрениях необходимо сразу обращаться к сурдологу, который проведет специализированное аудиометрическое исследование. Специалисту необходимо сообщать и полученные при домашнем обследовании результаты. С помощью всех этих данных можно будет установить точный диагноз и начать своевременное лечение.
Лечение врожденных патологий, к сожалению, очень тяжело поддается коррекции, а иногда и вовсе их невозможно исправить. Однако отчаиваться не нужно.
Сегодня существуют различные методы реабилитации детей с нарушениями слуха, где работают опытные сурдопедагоги и логопеды. С их помощью ребенок может не только настроить свою речь, но и на равных общаться с окружающими людьми. Кроме того, существует и масса различных слуховых аппаратов, пренебрегать ими также не стоит. Мифы о том, что эти приспособления ухудшают развитие оставшегося слуха – развеяны современными аппаратами. Они значительно помогают малышу адаптироваться в окружающей среде и помогают развиваться как остальные дети.
Нельзя забывать о профилактике нарушений слуха у детей. Ее нужно начинать еще с момента планирования беременности. Здоровый образ жизни – разумеется само собой. Еще нужно помнить, что во время беременности нельзя принимать некоторые , особенно антибиотики (например, сульфанилиамиды), которые целенаправленно нарушают развитие внутреннего уха у плода, и как следствие – врожденная глухота. Очень важно своевременно лечить инфекционные заболевания, но только под контролем врача, строго соблюдая назначенные препараты их дозировки.
Для гармоничного развития ребёнка очень важен хороший слух. Любые, даже малейшие , могут стать причиной таких серьёзных проблем как непонимание окружающих, нарушение речи, психологический дискомфорт и трудности адаптации в коллективе. Поэтому наблюдать за развитием слуха малыша начиная буквально с момента его рождения крайне важно. Если вовремя установить проблему и начать комплексное лечение, положительные результаты не заставят себя ждать. В противном случае проблема может лишь усугубиться, и слух ребёнка может не только стать ещё хуже, но и совсем пропасть.
Обязательно проверяют слух у детей в поликлинике в таких случаях:
Существует 2 вида недостаточности слуха – это тугоухость и глухота. У тугоухого ребёнка слух сильно ослаблен, он тяжело воспринимает речь. Для того, чтобы такой малыш мог лучше слышать необходимо при разговоре подходить к нему как можно ближе, усиливая голос при этом. Также настоящим помощником может стать слуховой аппарат, который способен намного увеличить качество восприятия речи и звуков.
При глухоте, к сожалению, не поможет ни один из вышеперечисленных способов. Однако, как правило, абсолютная глухота встречается крайне редко. Даже глухой ребёнок способен слышать отдельные громкие неречевые звуки или даже некоторые слова, произнесённые очень громко. Это явление называется остаточный слух. Но всё же современная медицина, как не прискорбно это звучит, ещё не научилась восстанавливать слух таким деткам. В отдельных случаях некоторым пациентам помогает кохлеарная имплантация.
Выделяют 3 группы детей со слуховой недостаточностью: тугоухие, глухие (глухонемые), позднооглохшие.
В зависимости от возраста малыша существуют определённые показатели развития слухового аппарата, которые стоит знать каждому родителю. При любых отклонениях обязательно обращайтесь за медицинской консультацией.
Симптомы нарушения слуха у ребёнка до 1 года:
2 -3 неделя – кроха не вздрагивает и не замирает от резких звуков;
от 4 месяцев - ребёнок не поворачивает голову в сторону музыкальной игрушки или погремушки;
4–6месяцев – не появляется лепет, а гуление постепенно исчезает;
9-10 месяцев – малыш абсолютно не воспринимает обращение к нему. Простые слова ему не понятны. Также новые звуки и звукосочетания не появляются в лексиконе крохи.
Симптомы нарушения слуха у ребёнка от 1 года:
Слышит или не слышит ваш ребёнок проверить можно уже буквально с первых дней его жизни. Для этого достаточно наблюдать за реакцией крохи на различные звуки (музыка, шум за окном, громкий разговор, звонок телефона и другое). Положительной считается реакция, когда ребёнок замирает, поворачивает голову, двигает веками, отрывается от груди во время кормления, также у него может участиться дыхание и сердцебиение. Такое поведение маленького человечка обусловлено врождёнными рефлексами, по-другому безусловными рефлексами.
Также проверить слух у младенца можно совсем простым способом. Для этого понадобятся два взрослых человека, музыкальная игрушка или погремушка. Этими игрушками нужно подавать звуки из разных углов комнаты одному взрослому. Второй при этом должен наблюдать за реакцией ребёнка. Если малыш абсолютно никак не реагирует на звуки, стоит насторожиться.
Деток постарше, которые уже научились говорить, проверять можно с помощью речи. Для этого необходимо отойти от ребёнка на расстояние примерно 6 метров и говорить шёпотом ему простые слова, а он их должен повторять. При этом малыш должен стоять сначала одним боком к вам, в противоположное ушко нужно закрыть ваткой. Потом надо повернуться другим боком и повторить процедуру. Таким образом, проверяется слух каждого уха по отдельности. Если он не слышит слова с такого расстояния, потихоньку приближайтесь к нему и продолжайте говорить.
Чем короче дистанция, при которой кроха может повторить ваше слово, тем ниже у него слух. Это повод обратится за консультацией к ЛОРу.
Как видите, проверить слух у ребёнка самостоятельно, совершенно просто. Это не доставит каких-либо болезненных ощущений и дискомфорта. Но откладывать такое мероприятие ни в коем случае не стоит, так как хороший слух очень важен, он на прямую влияет на качество жизни абсолютно каждого человека.
Сегодня родители сталкиваются с проблемой кариеса у детей уже в возрасте 1,5 - 2 года. Бывают и такие случаи, когда у малыша портятся зубки даже несмотря на то, что он не ест сладости и придерживается гигиены полости рта. Мама сначала замечает небольшое темное пятнышко на зубике. Затем пятнышко увеличивается и распространяется на соседние зубы. Постепенно молочные зубки темнеют, стираются и крошатся. |
Ежегодно рождается некоторое число детей с какими-либо нарушениями слуха. Хороший слух необходим для развития речи, поэтому крайне важно своевременное выявление тугоухости. В этой статье мы расскажем вам, как можно проверить слух у маленького ребенка.
У всех детей проверяют слух в первый год жизни. Традиционно между 7 и 9 месяцами патронажная сестра проводит тест с отвлечением внимания, часто это происходит в ходе стандартной оценки развития ребенка в возрасте 8 месяцев.
Тест с отвлечением внимания чтобы проверить слух
Если ребенок простужен или не склонен к сотрудничеству, тест проводят повторно через несколько недель.
Оценка слуха у ребенка от специалиста-аудиолога
На этом этапе в случае сомнений ребенка направляют на консультацию к аудиологу. С помощью отоскопа можно увидеть жидкость в ухе, а отличить проблемы со средним ухом от глухоты, связанной с поражением слухового нерва, позволяет такой прехтой прибор, как импедансный аудиометр.
Проверить слух у ребенка поможет неонатальный тест
Тест с отвлечением внимания в настоящее время постепенно вытесняется неонатальным скрининг-тестом, который позволяет оценить функцию внутреннего уха. Этот безболезненный тест занимает всего пару минут и проводится у новорожденного до выписки из больницы или в первые 3 месяца жизни.
Если сомнения все еще остаются, имеются более сложные способы, позволяющие измерить степень тугоухости.
Дети, которые прошли неонатальный скрининг-тест, обычно не нуждаются в проверке слуха с отвлечением внимания, проводимом в восьмимесячном возрасте. Однако проблемы со слухом могут возникнуть у ребенка и позднее. Поэтому, если родителей беспокоит какой-то симптом или при наличии таких факторов риска, как тугоухость или менингит в семейном анамнезе, этот тест все же рекомендуется провести.
Проблемы со слухом обычно выявляются во время стандартного обследования в возрасте 8 месяцев. До этого времени некоторые родители не знают, что их ребенок страдает тугоухостью, поскольку он реагирует на визуальные раздражители - их лица, а не на голоса.
В каком возрасте проверяю слух у детей?
До недавнего времени можно было проверить слух у ребенка только начиная с шестимесячного возраста. К тому же слуховые аппараты устанавливали в среднем в 18 месяцев. Во многих случаях диагноз ставили, когда ребенку уже было больше 2 лет.
Новейшие технические достижения позволяют проверять слух у новорожденных. Благодаря этому появилась возможность, при необходимости, устанавливать слуховой аппарат ранее шестимесячного возраста, что существенно влияет на раннее развитие речи у слабослышащих детей.
К моменту оценки развития, проводимой в возрасте 6 недель, младенцы с нормальным слухом реагируют на внезапные громкие звуки, моргая или широко раскрывая глаза.
Реакция на звуки
Дети начинают поворачиваться в направлении источника громких звуков примерно с 3 месяцев. К 6 месяцам они реагируют на более тихие звуки, именно эта реакция формирует основу проверки слуха в 8 месяцев. В 9 месяцев малыши начинают издавать лепечущие звуки. Дети чуть старше должны реагировать на простые спокойные фразы и просьбы без визуальных подсказок.
Статьи по теме: | |
Душевнобольное искусство
О том, что психическими расстройствами страдали Ван Гог и Камилла... Расторопша — лечебные свойства уникальной травы и продуктов из нее Расторопша семена полезные свойства и противопоказания
Довольно высокое растение, которое имеет крупные пурпурные или лиловые... Сценарий на юбилей любимой маме Угадай мелодию их кинофильмов
За плечами долгий брак,Он не шутка, не пустяк!Шестьдесят он длится лет,В... |