Внебольничная пневмония у детей раннего возраста. Для возникновения пневмонии у ребенка, кроме бактериальных или вирусных агентов, необходим определенный комплекс факторов

И даже определении ее тяжести является цвет кожных покровов и видимых слизистых: цианоз губ и носогубного треугольника, синевато-сероватая окраска лица являются убедительным признаком, как говорилось выше, кислородной или дыхательной недостаточности. Очень ценным симптомом при осмотре детей является резкое вздутие грудной клетки вследствие обширной эмфиземы передних частей легких. Эмфизема легких - это ранний признак развивающейся пневмонии, а происхождение ее чисто неврогенного характера, поскольку развитие эмфиземы связано с изменением тонуса блуждающего нерва. У новорожденных вздутие грудной клетки и цианоз могут быть единственными, но достаточно достоверными признаками пневмонии. Довольно характерными для пневмонии новорожденных являются быстро развивающиеся отеки лица, губ, языка, что связано с нарушением сосудистой проницаемости. Отеки могут распространяться на все туловище.

Определенным симптомом пневмонии является, конечно, одышка, которая в раннем детстве имеет некоторые особенности. Свойственная маленькому ребенку так называемая охающая, или кряхтящая, одышка или стонущее дыхание с учащением до 60-80 в минуту бывают хорошо выражены только после 5-6-го месяца жизни. Благодаря быстро возникающей иррадиации раздражения резко изменяется соотношение пульса и дыхания даже независимо от температуры.

Для пневмонии у детей первых месяцев жизни и у новорожденных характерно рано возникающее поверхностное, прерывистое, неравномерное дыхание.

Перкуссия обычно применяется тихая и лучше непосредственная, т. е. тихими постукиваниями пальцем по грудной клетке; нередко скорее осязанием, чем слухом, удается уловить изменение перкуторного звука. При выслушивании вначале улавливается нечеткая бронхофония, преимущественно при плаче ребенка, и только в дальнейшем, при распространении процесса, выслушивается нерезкое бронхиальное дыхание. Для детей первых месяцев жизни довольно типично несоответствие тяжести общего состояния, одышки, цианоза и скудных данных перкуссии и аускультации . Объясняется это развитием многочисленных мельчайших очажков пневмонии, граничащих с участками эмфизематозно измененной ткани.

Точно так же улучшение состояния ребенка не идет параллельно процессу разрешения в легких, а связано с восстановлением функций других органов и систем. Особенностью пневмоний раннего детского возраста является быстрое возникновение легочно-сердечной или выраженной легочной и сердечно-сосудистой недостаточности.

Как говорилось выше, кислородная недостаточность в раннем детском возрасте носит смешанный характер - респираторный и сердечно-сосудистый. По существу состояние сердечно-сосудистой системы, как и реакция нервной системы, определяет тяжесть течения пневмонии. Чрезвычайно ценным вспомогательным методом диагностики пневмонии является рентгенологическое исследование больного.

Рентгенодиагностика пневмоний именно у детей раннего возраста имеет ряд особенностей, и при всей ценности этого метода исследования нельзя переоценивать его значения для раннего распознавания пневмоний. При рентгеноскопии нормальные легкие грудного ребенка представляются темными, малопрозрачными, с нежным расплывчатым, почти гомогенным рисунком. Помимо этого, изменение кровенаполнения, связанное с дыханием и криком ребенка, значительно изменяет обычный легочный рисунок. Сами легкие вследствие большого объема и малого добавочного дыхательного пространства при вдохе мало расправляются и почти не просветляются на экране. Затрудняет рентгеноскопию и обширная тень средостения, а также его легкая смещаемость и часто встречающаяся увеличенная тень зобной железы. Все это нередко дает основание для недооценки изменений в легких или же неправильного толкования нормальных физиологических явлений.

Необходимо учитывать, что одним из частых морфологических изменений в легких при пневмонии раннего детского возраста является эмфизема, которая, с одной стороны, затрудняет как рентгеноскопию, так и рентгенографию грудной клетки, а с другой - более или менее резко изменяет форму грудной клетки. Поэтому рентгеноскопию следует проводить в момент спокойного состояния ребенка, так как при плаче диафрагма поднимается кверху, а средняя тень сердца и больших сосудов увеличивается, вследствие чего легочный рисунок становится малопрозрачным (застойное полнокровие легких). Нередко получаемые данные при рентгеноскопии оказываются гораздо более скудными, чем клинические. Нужно иметь в виду, что рентгеновы лучи могут проходить через несколько очагов сразу, но их изображения на экране иногда совпадают между собой.

Для детского врача чрезвычайно важно лично присутствовать при рентгеноскопии своего больного и указывать на те области легких, где клинически определяются максимальные изменения. При этом для большей точности рентгеноскопии необходимо проводить так называемое многоосевое просвечивание, т. е. исследование ребенка в нескольких положениях при разных поворотах.

К числу особенностей пневмоний раннего возраста относится и появление вторичных ателектазов, дающих иногда на рентгеновском снимке обширное затемнение. Небольшие ателектазы ускользают при рентгеноскопии, более обширные, сопровождающиеся изменением объема легких, дают своеобразную рентгенологическую картину: средостение смещается в больную сторону, грудная клетка западает. Несоответствие между клинической картиной и данными рентгеноскопии объясняется также значительными сосудистыми расстройствами. Анатомически они проявляются при пневмониях чаще всего в виде периваскулярных инфильтраций, которые могут быть установлены только при квалифицированной рентгенографии.

Рентгенодиагностика при так называемых первичных интерстициальных пневмониях также бывает трудной, поскольку инфильтрация межуточной ткани легких дает слишком нежные, трудно уловимые не только при рентгеноскопии, но и при рентгенографии структурные изменения, несмотря на тяжесть клинического течения.

Рентгенодиагностика имеет громадное значение не только в установлении диагноза пневмоний, но и для суждения о динамике их развития, поскольку она позволяет следить за обратным развитием патологического процесса, который отличается большей стойкостью по сравнению с клиническими проявлениями заболевания.

Из всего вышесказанного видно, что в раннем детском возрасте рентгенологическое исследование грудной клетки является только вспомогательным средством диагностики и отнюдь не может иметь для клинициста решающего значения, особенно в ранних стадиях заболевания.

Под пневмонией следует понимать острый или хронический инфекционно-воспалительный процесс, развивающийся в легочной ткани и вызывающий синдром дыхательных расстройств.

Пневмония относится к тяжелым заболеваниям дыхательной системы у детей. Заболеваемость носит спорадический характер, но в редких случаях могут возникать и вспышки заболевания среди детей в одном коллективе.

Уровень заболеваемости пневмонией у детей до 3 лет составляет около 20 случаев на 1 тысячу детей этого возраста, а у детей старше 3 лет - около 6 случаев на 1 тысячу детей.

Причины пневмонии

Пневмония – полиэтиологичное заболевание: для разных возрастных групп более характерны различные возбудители этой инфекции. Зависит вид возбудителя и от состояния , и от условий и местонахождения детей при развитии пневмонии (в стационаре или дома).

Возбудителями пневмонии могут быть:

  • пневмококк – в 25% случаев;
  • – до 30%;
  • хламидии – до 30%;
  • (золотистый и эпидермальный);
  • кишечная палочка;
  • грибки;
  • микобактерия ;
  • гемофильная палочка;
  • синегнойная палочка;
  • пневмоцисты;
  • легионелла;
  • вирусы ( , парагриппа, аденовирус).

Так, у малышей в возрасте со второго полугодия жизни и до 5 лет, заболевших дома, чаще всего пневмонию вызывают гемофильная палочка и пневмококк. У ребятишек дошкольного и младшего школьного возраста пневмонию может вызвать микоплазма, особенно в переходный летне-осенний период. В подростковом возрасте причиной пневмонии может стать хламидия.

При развитии пневмонии вне стационара чаще активируется собственная (эндогенная) бактериальная флора, находящаяся в носоглотке. Но может возбудитель поступать также и извне.

Факторами, способствующими активации собственных микроорганизмов, являются:

  • развитие ;
  • переохлаждение;
  • аспирация (попадание в дыхательные пути) рвотных масс при срыгивании, пищи, инородного тела;
  • в организме ребенка;
  • врожденный порок сердца;
  • стрессовые ситуации.

Хотя пневмония в основном является бактериальной инфекцией, ее могут вызывать и вирусы. Особенно это характерно для деток на первом году жизни.

При частом срыгивании у детей и возможном попадании рвотных масс в дыхательные пути пневмонию может вызвать и золотистый стафилококк, и кишечная палочка. Причиной пневмонии может также стать микобактерия туберкулеза, грибки, в редких случаях – легионелла.

Возбудители попадают в дыхательные пути и извне, воздушно-капельным путем (с вдыхаемым воздухом). При этом пневмония может развиться как первичный патологический процесс (крупозная пневмония), а может быть вторичной, возникать как осложнение воспалительного процесса в верхних дыхательных путях (бронхопневмония) или в других органах. В настоящее время чаще регистрируются вторичные пневмонии у детей.

При проникновении инфекции в легочную ткань развивается отек слизистой мелкого бронха, в результате чего затрудняется подача воздуха в альвеолы, они спадаются, нарушается газообмен, развивается кислородное голодание во всех органах.

Выделяют еще госпитальные (внутрибольничные) пневмонии, которые развиваются в условиях стационара во время лечения у ребенка другого какого-либо заболевания. Возбудителями таких пневмоний могут быть устойчивые к действию антибиотиков «госпитальные» штаммы (стафилококки, синегнойная палочка, протей, клебсиелла) или микроорганизмы самого ребенка.

Развитию госпитальной пневмонии способствует получаемая ребенком антибактериальная терапия: она губительно действует на обычную микрофлору в легких, и вместо нее в них заселяется чуждая для организма флора. Возникают больничные пневмонии через двое и более суток пребывания в стационаре.

Пневмонию у новорожденных в первые 3 суток жизни можно считать проявлением госпитальной пневмонии, хотя в этих случаях трудно исключить и внутриутробное инфицирование.

Пульмонологи выделяют еще крупозную пневмонию, вызванную пневмококком и захватывающую несколько сегментов или всю долю легкого с переходом на плевру. Чаще она развивается в дошкольном и школьном возрасте детей, редко до 2-3 лет. Типичным для крупозной пневмонии является поражение левой нижней доли, реже – правой нижней и правой верхней долей. В грудном возрасте она проявляется в большинстве случаев бронхопневмонией.

Интерстициальная пневмония проявляется тем, что воспалительный процесс преимущественно локализуется в межуточной соединительной ткани. Чаще встречается у детей первых 2 лет жизни. Отличается особой тяжестью у новорожденных и грудничков. Чаще встречается в осенне-зимний период. Вызывается она вирусами, микоплазмой, пневмоцистами, хламидиями.

Помимо бактериальной и вирусной, пневмония может быть:

  • возникать при ;
  • связанной с действием химических и физических факторов.

Почему пневмонией чаще болеют маленькие дети?

Чем меньше ребенок, тем выше риск развития пневмонии и тяжести ее течения. Частому возникновению пневмонии и хронизации ее у малышей способствуют такие особенности организма:

  • дыхательная система полностью не сформирована;
  • дыхательные пути более узкие;
  • легочная ткань незрелая, менее воздушна, что тоже снижает газообмен;
  • слизистые в дыхательных путях легко ранимы, имеют много кровеносных сосудов, быстро при воспалении;
  • реснички эпителия слизистых тоже незрелые, не справляются с удалением мокроты из дыхательных путей при воспалении;
  • брюшной тип дыхания у малышей: любая «проблема» в животе (вздутие живота, заглатывание воздуха в желудок при кормлении, увеличение печени и др.) еще больше затрудняет газообмен;
  • незрелость иммунной системы.

Способствуют возникновению пневмонии у крохи также такие факторы:

  • искусственное (или смешанное) вскармливание;
  • пассивное курение, возникающее во многих семьях: оказывает токсическое действие на легкие и снижает поступление кислорода в детский организм;
  • гипотрофия, рахит у ребенка;
  • недостаточное качество ухода за малышом.

Симптомы пневмонии

Согласно существующей классификации, пневмония у детей может быть одно- или двухсторонней; очаговой (с участками воспаления 1 см или больше); сегментарной (воспаление распространяется на весь сегмент); сливной (процесс захватывает несколько сегментов); долевой (воспаление локализуется в одной из долей: верхней или нижней доле легкого).

Воспаление легочной ткани вокруг воспаленного бронха трактуется как бронхопневмония. Если процесс распространяется на плевру – диагностируется плевропневмония; если в плевральной полости накапливается жидкость – это уже осложненное течение процесса и возникший .

Клинические проявления пневмонии в большей степени зависят не только от вида возбудителя, вызвавшего воспалительный процесс, но и от возраста ребенка. В старшем возрасте детей заболевание имеет более четкие и характерные проявления, а у малышей при минимальных проявлениях может быстро развиться тяжелая дыхательная недостаточность, кислородное голодание. Предположить, как будет развиваться процесс, достаточно сложно.

Вначале у малыша могут появиться легкое затруднение носового дыхания, плаксивость, снижение аппетита. Затем внезапно повышается температура (выше 38°С) и удерживается 3 дня и дольше, появляется учащение дыхания и , бледность кожных покровов, выраженная синюшность носогубного треугольника, потливость.

В дыхании участвует вспомогательная мускулатура (видно невооруженным глазом втяжение межреберной мускулатуры, над- и подключичных ямок при дыхании), раздуваются («парусят») крылья носа. Частота дыханий при пневмонии у грудничка – более 60 в 1 минуту, у ребенка до 5 лет - более 50.

Кашель может появиться на 5-6 день, но его может и не быть. Характер кашля может быть разным: поверхностный или глубокий, приступообразный малопродуктивный, сухой или влажный. Мокрота появляется только в случае вовлечения в воспалительный процесс бронхов.

Если заболевание вызвано клебсиеллой (палочкой Фридлендера), то признаки пневмонии появляются после предшествующих диспепсических проявлений ( и рвоты), а кашель может появиться с первых дней болезни. Именно этот возбудитель может вызвать эпидемическую вспышку пневмонии в детском коллективе.

Кроме учащенного сердцебиения, могут отмечаться и другие внелегочные симптомы: мышечные боли, высыпания на коже, понос, спутанность сознания. В раннем возрасте ребенка возможно появление при высокой температуре .

Врач при выслушивании ребенка может обнаружить ослабление дыхания в области воспаления или асимметричные хрипы в легких.

При пневмонии у школьников, подростков практически всегда имеются предшествующие незначительные проявления . Затем состояние нормализуется, а спустя несколько дней появляются и боль в груди, и резкий подъем температуры. Кашель возникает в течение 2-3 последующих дней.

При пневмонии, вызванной хламидиями, отмечаются катаральные проявления в зеве и увеличенные шейные . А при микоплазменной пневмонии температура может быть невысокой, отмечается сухой кашель и осиплость голоса.

При долевой пневмонии и распространении воспаления на плевру (то есть, при крупозной пневмонии) дыхание и кашель сопровождаются сильной болью в грудной клетке. Начало такой пневмонии бурное, температура поднимается (с ознобами) до 40°С. Выражены симптомы интоксикации: , рвота, вялость, может быть бред. Могут появиться боль в животе и понос, вздутие живота.

Нередко появляются на стороне поражения герпетические высыпания на губах или крыльях носа, покраснение щеки. Могут быть . Дыхание стонущее. Кашель болезненный. Соотношение дыхания и пульса 1:1 или 1:2 (в норме в зависимости от возраста 1:3 или 1:4).

Несмотря на тяжесть состояния ребенка, в легких при выслушивании выявляются скудные данные: ослабленное дыхание, непостоянные хрипы.

Крупозная пневмония у детей отличается от проявлений ее у взрослых:

  • обычно не появляется «ржавая» мокрота;
  • не всегда поражается вся доля легкого, чаще процесс захватывает 1 или 2 сегмента;
  • признаки поражения легких появляются позже;
  • исход более благоприятный;
  • хрипы в острой фазе выслушиваются только у 15% детей, и практически у всех – в стадии разрешения (влажные, стойкие, не исчезающие после кашля).

Особо следует выделить стафилококковую пневмонию , учитывая ее склонность к развитию осложнений в виде формирования абсцессов в легочной ткани. Чаще всего она является вариантом внутрибольничной пневмонии, причем золотистый стафилококк, вызвавший воспаление, обладает устойчивостью к Пенициллину (иногда и к Метициллину). Вне стационара она регистрируется в редких случаях: у детей с иммунодефицитным состоянием и у младенцев.

Клинические симптомы стафилококковой пневмонии отличаются более высокой (до 40°С) и более продолжительной лихорадкой (до 10 дней), трудно поддающейся действию жаропонижающих средств. Начало, как правило, острое, симптоматика ( , синюшность губ и конечностей) нарастает быстро. У многих детей отмечается рвота, вздутие живота, понос.

При задержке с началом антибактериальной терапии в легочной ткани формируется абсцесс (гнойник), представляющий опасность для жизни ребенка.

Клиническая картина интерстициальной пневмонии отличается тем, что на первый план выступают признаки поражения сердечно-сосудистой и нервной систем. Отмечается нарушение сна, ребенок сначала беспокоен, а потом становится безучастным, малоподвижным.

Частота сердечных сокращений до 180 в 1 минуту, может отмечаться . Выраженная синюшность кожных покровов, одышка до 100 дыханий за 1 минуту. Кашель, вначале сухой, становится влажным. Пенистая мокрота характерна для пневмоцистной пневмонии. Повышенная температура в пределах 39°С, волнообразного характера.

У старших детей (в дошкольном и школьном возрасте) клиника скудная: умеренная интоксикация, одышка, кашель, субфебрильная температура. Развитие болезни может быть и острым, и постепенным. В легких процесс имеет склонность к развитию фиброза, к хронизации. Изменений в крови практически нет. Антибиотики малоэффективны.

Диагностика


Аускультация легких позволит заподозрить пневмонию.

Для диагностики пневмонии используются различные методы:

  • Опрос ребенка и родителей позволяет выяснить не только жалобы, но и установить сроки заболевания и динамику его развития, уточнить перенесенные ранее заболевания и наличие аллергических реакций у ребенка.
  • Осмотр пациента дает при пневмонии врачу очень много информации: выявление признаков интоксикации и дыхательной недостаточности, наличие или отсутствие хрипов в легких и другие проявления. При простукивании грудной клетки врач может выявить укорочение звука над участком поражения, но этот признак отмечается не у всех детей, и его отсутствие не исключает пневмонию.

У маленьких детишек клинических проявлений может быть мало, но интоксикация и дыхательная недостаточность помогут врачу заподозрить пневмонию. В раннем возрасте пневмонию «видно лучше, чем слышно»: одышка, втяжение вспомогательной мускулатуры, цианоз носогубного треугольника, отказ от еды могут свидетельствовать о пневмонии даже при отсутствии изменений при прослушивании ребенка.

  • Рентгенологическое обследование (рентгенография) назначается при подозрении на пневмонию. Этот метод позволяет не только подтвердить диагноз, но и уточнить локализацию и обширность воспалительного процесса. Эти данные помогут назначить правильное лечение ребенку. Большое значение этот метод имеет и для контроля за динамикой воспаления, особенно в случае развития осложнений (деструкции легочной ткани, ).
  • Клинический анализ крови также информативен: при пневмонии повышается число лейкоцитов, увеличивается число палочкоядерных лейкоцитов, ускоряется СОЭ. Но отсутствие таких характерных для воспалительного процесса изменений в крови не исключает у детей наличие пневмонии.
  • Бактериологический анализ слизи из носа и зева, мокроты (по возможности) позволяет выделить тип бактериального возбудителя и определить его чувствительность к антибиотикам. Вирусологический метод дает возможность подтвердить причастность вируса к возникновению пневмонии.
  • ИФА и ПЦР используются для диагностики хламидийной и микоплазменной инфекции.
  • В случае тяжелого течения пневмонии, при развитии осложнений назначаются биохимический анализ крови, ЭКГ и др. (по показаниям).

Лечение

Лечение в условиях стационара проводится детям младшего возраста (до 3 лет), и в любом возрасте ребенка при наличии признаков дыхательной недостаточности. Родителям не следует возражать против госпитализации, так как тяжесть состояния может нарастать очень быстро.

Помимо этого, при решении вопроса о госпитализации следует учитывать и другие факторы: гипотрофия у ребенка, аномалии развития, наличие сопутствующих заболеваний, иммунодефицитное состояние ребенка, социально незащищенная семья и др.

Детишкам старшего возраста можно организовать лечение на дому, если у врача есть уверенность в том, что родители будут тщательно выполнять все назначения и рекомендации. Наиболее важный компонент лечения пневмонии – антибактериальная терапия с учетом вероятного возбудителя, поскольку точно определить «виновника» воспаления практически невозможно: у маленького ребенка не всегда удается получить материал для исследования; кроме того, ожидать результатов исследования и не начинать лечение до их получения невозможно, поэтому выбор препарата с соответствующим спектром действия основывается на клинических особенностях и возрастных данных маленьких пациентов, а также опыте врача.

Эффективность выбранного препарата оценивают через 1-2 суток лечения по улучшению состояния ребенка, объективных данных при осмотре, анализа крови в динамике (в некоторых случаях и повторной рентгенографии).

При отсутствии эффекта (сохранении температуры и ухудшении рентгенологической картины в легких) препарат меняют или комбинируют с препаратом другой группы.

Для лечения пневмонии у детей применяют антибиотики из 3 основных групп: полусинтетические пенициллины (Ампициллин, Амоксиклав), цефалоспорины II и III поколений, макролиды (Азитромицин, Ровамицин, Эритромицин и др.). При тяжелом течении заболевания могут назначаться аминогликозиды, имипинемы: комбинируют препараты из разных групп или в сочетании с Метронидазолом или сульфаниламидами.

Так, новорожденным для лечения пневмонии, развившейся в раннем неонатальном периоде (в течение первых 3 дней после рождения) применяют Ампициллин (Амоксициллин/клавуланат) в сочетании с цефалоспоринами III поколения или аминогликозидом. Пневмонию в более позднем сроке возникновения лечат комбинацией цефалоспоринов и Вакомицина. В случае выделения синегнойной палочки назначают Цефтазидим, Цефоперазон или Имипинем (Тиенам).

Деткам в первые 6 месяцев после рождения препаратом выбора являются макролиды (Мидекамицин, Джозамицин, Спирамицин), ибо чаще всего у младенцев вызвана хламидиями. Сходную клиническую картину может давать и пневмоцистная пневмония, поэтому при отсутствии эффекта и для лечения применяется Ко-тримоксазол. А при типичной пневмонии применяются те же антибиотики, что и для новорожденных. Если с вероятным возбудителем трудно определиться, назначают два антибиотика из разных групп.

Пневмонию, вызванную легионеллой, предпочтительно лечат Рифампицином. При грибковой пневмонии необходимы для лечения Дифлюкан, Амфотерицин В, Флюконазол.

При нетяжелой внебольничной пневмонии и при сомнениях у врача о наличии пневмонии начало антибактериальной терапии можно отложить до получения результата рентгенологического обследования. У детей старшего возраста в нетяжелых случаях лучше применять антибиотики для внутреннего приема. Если вводились антибиотики в инъекциях, то после улучшения состояния и нормализации температуры врач переводит ребенка на лекарства внутреннего приема.

Из таких препаратов предпочтительно использовать антибиотики в форме Солютаб: Флемоксин (Амоксициллин), Вильпрафен (Джозамицин), Флемоклав (Амоксициллин/клавуланат), Юнидокс (Доксициклин). Форма Солютаб очень удобна для детей: таблетку можно растворить в воде, можно глотать целиком. Эта форма дает меньше побочных действий в виде поноса.

Фторхинолоны можно применять детям только в крайне тяжелых случаях по жизненным показаниям.

  • Одновременно с антибиотиками или после проведенного лечения рекомендуется прием биопрепаратов для предупреждения дисбактериоза (Линекс, Хилак, Бифиформ, Бифидумбактерин и др.).
  • Постельный режим назначается на период лихорадки.
  • Важно обеспечить необходимый объем жидкости в виде питья (вода, соки, морсы, травяные чаи, овощной и фруктовый отвар, Оралит) – 1 л и больше, в зависимости от возраста ребенка. Ребенку до года суточный объем жидкости равен 140 мл/кг массы тела, учитывая грудное молоко или смесь. Жидкость обеспечит нормальное течение и, в какой-то мере, дезинтоксикацию: с мочой будут выводиться токсические вещества из организма. Внутривенное введение растворов с целью дезинтоксикации применяется только в тяжелых случаях пневмонии или при возникновении осложнений.
  • При обширном воспалительном процессе, с целью профилактики деструкции легочной ткани в первые 3 суток могут применяться антипротеазы (Гордокс, Контрикал).
  • При выраженной гипоксии (кислородной недостаточности) и тяжелом течении болезни применяется кислородотерапия .
  • В некоторых случаях врач рекомендует витаминные препараты .
  • Жаропонижающие средства назначают при высокой температуре детям при угрозе развития судорог. Систематически давать их ребенку не следует: во-первых, лихорадка стимулирует защитные силы и иммунный ответ; во-вторых, многие микроорганизмы гибнут при высокой температуре; в-третьих, жаропонижающие средства затрудняют оценку эффективности назначенных антибиотиков.
  • При возникновении осложнения в виде плеврита могут применяться коротким курсом, при упорной лихорадке – (Диклофенак, Ибупрофен).
  • При наличии у ребенка упорного кашля применяются средства, разжижающие мокроту и облегчающие ее выделение. При густой, вязкой мокроте назначаются муколитики: АЦЦ, Мукобене, Мукомист, Флуимуцин, Мукосалван, Бизолвон, Бромгексин.

Обязательным условием для разжижения мокроты является достаточное питье, так как при дефиците жидкости в организме вязкость мокроты повышается. Не уступают этим препаратам по муколитическому эффекту ингаляции с теплой щелочной минеральной водой или 2% раствором питьевой соды.

  • Для облегчения отхождения мокроты назначают отхаркивающие средства , которые усиливают выделение жидкого содержимого мокроты и усиливают моторику бронхов. С этой целью применяются микстуры с корнем алтея и йодида , нашатырно-анисовые капли, Бронхикум, «Доктор Мом».

Есть еще группа препаратов (карбоцистеины), которые и разжижают мокроту, и облегчают ее отхождение. К ним относятся: Бронкатар, Мукопронт, Мукодин. Эти препараты способствуют восстановлению слизистой бронхов и повышению местного иммунитета слизистой.

В качестве отхаркивающих средств можно применять настои растений (корень ипекакуаны, корень солодки, трава крапивы, подорожника, мать-и мачехи) или препараты на их основе (Мукалтин, Эвкабал). Средства, подавляющие кашель, не показаны.

  • Для каждого конкретного ребенка врач принимает решение о необходимости противоаллергических и бронхорасширяющих средств. Горчичники и банки в раннем возрасте детей не применяются.
  • Применение и общестимулирующих средств не оказывает влияния на исход заболевания. Рекомендации по их назначению не подкреплены доказательными фактами их эффективности.
  • Могут использоваться физиотерапевтические методы лечения (СВЧ, электрофорез, индуктотермия), хотя некоторые пульмонологи считают их неэффективными при пневмонии. Лечебную физкультуру и массаж подключают в лечение рано: после исчезновения лихорадки.

Воздух в помещении (палате или квартире) с больным ребенком должен быть свежим, увлажненным и прохладным (18°С -19°С). Насильно кормить дитя не следует. По мере улучшения самочувствия и состояния появится аппетит, это своего рода подтверждение эффективности лечения.

Особых ограничений в питании при пневмонии нет: питание должно соответствовать возрастным требованиям, быть полноценным. Щадящая диета может назначаться в случае нарушения стула. В остром периоде болезни лучше давать ребенку легкоусвояемые продукты небольшими порциями.

При дисфагии у грудничков с аспирационной пневмонией нужно подбирать положение ребенка во время кормления, густоту пищи, размер отверстия в соске. В особо тяжелых случаях иногда используется кормление ребенка через зонд.

В период выздоровления рекомендуется проводить комплекс оздоровительных мероприятий (реабилитационный курс): систематические прогулки на свежем воздухе, употребление кислородных коктейлей с соками и травами, массаж и лечебная физкультура. Питание старших детей должно включать свежие фрукты и овощи, быть полноценным по составу.

Если у ребенка имеются какие-либо очаги инфекции, нужно их пролечить (кариозные зубы, и др.).

После перенесенной пневмонии ребенок в течение года наблюдается участковым педиатром, периодически проводится анализ крови, осмотры ЛОР-врача, аллерголога, пульмонолога, иммунолога. При подозрении на развитие хронической пневмонии назначается рентгенологическое обследование.

При рецидивах пневмонии проводится тщательное обследование ребенка с целью исключения иммунодефицитного состояния, аномалии органов дыхания, врожденных и наследственных заболеваний.


Исход и осложнения при пневмонии

Дети имеют склонность к развитию осложнений и тяжелому течению пневмонии. Залогом успешного лечения и благоприятного исхода болезни является своевременная диагностика и раннее начало антибактериальной терапии.

В большинстве случаев полное излечение неосложненной пневмонии достигается за 2-3 недели. В случае развития осложнения, лечение длится 1,5-2 месяца (иногда и дольше). В особо тяжелых случаях осложнения могут стать причиной смерти ребенка. У детей может отмечаться рецидивирующее течение воспаления легких и развитие хронической пневмонии.

Осложнения при пневмонии могут быть легочными и внелегочными.

К легочным осложнениям относятся:

  • абсцесс легкого (гнойник в легочной ткани);
  • деструкция ткани легкого (расплавление ткани с образованием полости);
  • плеврит;
  • бронхообструктивный синдром (нарушение проходимости бронхов вследствие их сужения, спазма);
  • острая дыхательная недостаточность (отек легких).

К внелегочным осложнениям относятся:

  • инфекционно-токсический шок;
  • , эндокардит, (воспаление мышцы сердца или внутренней и наружной оболочки сердца);
  • сепсис (распространение инфекции с кровью, поражение многих органов и систем);
  • или менингоэнцефалит (воспаление оболочек мозга или вещества мозга с оболочками);
  • ДВС-синдром (внутрисосудистое свертывание крови);

Наиболее частыми осложнениями являются деструкция легочной ткани, плеврит и нарастающая легочно-сердечная недостаточность. В основном эти осложнения возникают при пневмонии, вызванной стафилококками, пневмококками, синегнойной палочкой.

Такие осложнения сопровождаются нарастанием интоксикации, высокой стойкой лихорадкой, повышением числа лейкоцитов в крови и ускорением СОЭ. Обычно они развиваются на второй неделе заболевания. Уточнить характер осложнения можно с помощью повторного рентгенологического обследования.

Профилактика

Различают первичную и вторичную профилактику пневмонии.

Первичная профилактика включает следующие меры:

  • закаливание организма ребенка с первых дней жизни;
  • качественный уход за ребенком;
  • ежедневное пребывание на свежем воздухе;
  • профилактика острых инфекций;
  • своевременная санация очагов инфекции.

Существует также вакцинация против гемофильной инфекции и против пневмококка.

Вторичная профилактика пневмонии заключается в предупреждении возникновения рецидивов пневмонии, профилактике повторного заражения и перехода пневмонии в хроническую форму.


Резюме для родителей

Пневмония – частое среди детей тяжелое заболевание легких, которое может угрожать жизни ребенка, особенно в раннем возрасте. Успешное применение антибиотиков значительно снизило смертность от пневмонии. Однако несвоевременное обращение к врачу, запоздалая диагностика и позднее начало лечения могут привести к развитию тяжелых (даже инвалидизирующих) осложнений.

Забота о здоровье ребенка с раннего детства, укрепление защитных сил малыша, закаливание и правильное питание – лучшая защита от этого заболевания. В случае заболевания не следует родителям самим пытаться ставить диагноз ребенку, а тем более лечить его. Своевременное обращение к врачу и четкое выполнение всех его назначений убережет ребенка от неприятных последствий заболевания.

К какому врачу обратиться

Обычно пневмонию у ребенка диагностирует педиатр. Лечится она в стационарных условиях врачом-пульмонологом. Иногда необходима дополнительная консультация инфекциониста, фтизиатра. Во время восстановления после перенесенного заболевания полезно будет посетить физиотерапевта, специалиста по лечебной физкультуре и дыхательной гимнастике. При частых пневмониях необходимо обратиться к иммунологу.

Предлагаем вашему вниманию видеоролик о данной болезни.

Под пневмониями у детей и взрослых подразумевается обширная группа легочных заболеваний, отличающихся и клинической картиной, и патогенезом, и этиологией. У каждого из них свои рентгенологические признаки, и терапия также имеет отличительные особенности. У новорожденных болезнь может возникнуть из-за перинатальных патологий и требует длительного наблюдения у неонатолога.

Почему ребенок более пневмонией: причины возникновения заболевания у детей

Пневмония представляет собой воспалительный процесс в ткани легких. Эти заболевания у детей могут быть внутриутробные и приобретенные. Заболевание может, как возникать первично, так и быть осложнением других болезней. Если за основной принцип классификации берутся морфологические изменения, то различают пневмонии мелкоочаговую (очаговую), сегментарную, полисегментарную, крупозную, интерстициальную. По клиническим формам принято различать простую пневмонию, токсическую, токсико-септическую.

Почему ребенок болеет пневмонией и какие факторы предрасполагают к развитию данного заболевания? В зависимости от того, какова причина заболевания пневмонией у детей, заболевания подразделяют на микробные, вирусные, грибковые, пневмонии, которые вызваны простейшими, а также - вызванные воздействием каких-либо механических или химических агентов. В ряду микроорганизмов, деятельность которых может стать причиной пневмонии у детей, следует назвать стафилококков, стрептококков, пневмококков, кишечную палочку (ее патогенные штаммы), палочку Фридлендера, энтерококков, вирусов, патогенных грибов (вроде аспергилл, кандид), микоплазму пневмоний, хламидий и пр.

Факторами, предрасполагающими к развитию данного заболевания, могут быть плохие социально-бытовые условия, в которых находится ребенок, хронические погрешности питания, анемия, рахит, патология со стороны органов дыхательной системы, пороки сердца, часто повторяющиеся острые респираторные инфекции и так далее. Также причинами возникновения пневмонии у детей могут быть наследственные заболевания. Пути проникновения возбудителя болезни в легкие - аэрогенный, бронхогенный; нередко возбудитель заболевания заносится в легкие с током лимфы или крови. Локализуется возбудитель в одном или нескольких сегментах легких.

Симптомы острой очаговой и крупозной пневмонии у детей

Острая очаговая пневмония у детей развивается в дошкольном и школьном возрасте. Как правило, данное заболевание является осложнением острой респираторной инфекции.

Болезнь характеризует острое начало. Температура тела сначала субфебрильная, потом может быть и фебрильной. Общее состояние ребенка довольно быстро ухудшается. Одни из симптомов острой пневмонии у детей – нарушение сна и аппетита. Маленький ребенок беспокоен, иногда возбужден. Отмечаются насморк, заложенность носа; ребенок чихает. Потом присоединяется кашель. В связи с нарастанием кислородной недостаточности появляется цианотичность (синюшность) носогубного треугольника. Постепенно меняется характер кашля: в начале заболевания ребенка беспокоит скорее покашливание, затем кашель становится все более частым, изнуряющим; при этом мокрота отходит трудно. Частота сердцебиений при острой очаговой пневмонии у детей увеличивается. Во время выслушивании легких - дыхание ослабленное или жесткое, сухие и влажные хрипы. В общем анализе крови: анемия, лейкоцитоз; СОЭ увеличена умеренно.

Крупозная пневмония у детей развивается при ослаблении сопротивляемости организма на фоне сенсибилизации к пневмококкам (именно этот микроорганизм чаще всего становится причиной развития заболевания). Пневмония крупозная в большинстве случаев наблюдается у дошкольников и школьников, значительно реже - у детей раннего возраста.

Какие признаки пневмонии у ребенка говорят о том, что заболевание имеет крупозную форму? Для этого заболевания характерно внезапное начало. Температура тела может повыситься до 40 ᵒС. Общее состояние ребенка быстро ухудшается. Также могут иметь место такие признаки крупозной пневмонии у ребенка, как озноб и головная боль. У ребенка дошкольного возраста могут отмечаться бледность кожных покровов, нездоровый румянец - обычно на стороне поражения. При дальнейшем ухудшении состояния - бред, ригидность затылочных мышц (ребенок не может наклонить голову вперед), даже и. На губах, на крыльях носа обнаруживаются высыпания по типу герпетических. Есть одышка. При осмотре ребенка врач видит участие в акте дыхания вспомогательных мышц.

Как видно на фото, при крупозной пневмонии у детей наблюдается западение надключичной ямки на стороне поражения:

Кашель у ребенка частый и болезненный, мокрота отделяется плохо. Та мокрота, какую больной ребенок выплевывает, - вязкая, светлая, но может быть и «ржавого» цвета. Если попросить ребенка сделать глубокий вдох, то ребенок жалуется на боль в боку. При выслушивании легких - дыхание ослаблено, могут быть непостоянные хрипы, имеющие крепитирующий характер. Со стороны анализа периферической крови клиническими симптомами крупозной пневмании у детей являются лейкоцитоз, нейтрофилез, ускорение СОЭ.

Как лечить пневмонию у детей: режим, питание, лекарства и физиотерапия

Выявив симптомы пневмонии у детей для лечения необходима госпитализация. Ребенка должен лечить врач с помощью медикаментозных средств. При терапии острых пневмоний учитывается этиологический фактор, клиническая форма болезни, а также течение болезни и индивидуальные особенности больного ребенка. В процессе того как лечить пневмонию у детей, важно соблюдение правильного режима дня, здоровое питание, эффективные лекарства и действенная физиотерапия.

Помещение, в котором находится больной ребенок, регулярно проветривается. Если есть возможность, в теплый период года ребенка выносят на свежий воздух; продолжительность таких прогулок может быть до 2 ч. (и до 30 мин. в прохладный период года). Температура воздуха в помещении поддерживается на уровне 18-20ᵒ С. При лечении пневмонии у детей необходим постельный режим; причем положение заболевшего ребенка в постели - несколько возвышенное. Положение ребенка в постели рекомендуется чаще менять. Если ребенок маленький - систематически носить его на руках. Обеспечить покой: чтобы ни шум, ни яркий свет, ни суета не раздражали больного.

Организуется полноценное питание ребенка. В пищевой рацион в необходимом соотношении включаются продукты, являющиеся для организма источниками белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ. Количество кормлений грудного малыша сохраняется прежним либо к обычному количеству кормлений добавляются одно и даже два (при необходимости). Пищевой рацион питания при пневмонии у детей старшего возраста разнообразится за счет мяса, рыбы, молочных продуктов, яиц, сыров, овощей, фруктов, соков и т.д. Если ребенок отказывается от еды, не нужно принуждать его принимать пищу. В первые дни болезни (когда температура тела часто повышена) количество предлагаемой ребенку пищи можно уменьшить, зато следует чаще предлагать малышу питье - фруктовые и овощные соки, морсы, кисели, слабо заваренный черный байховый чай. Обильное питье не только способствует скорейшему очищению организма больного ребенка, но и благоприятствует отхаркиванию (кашель становится продуктивным).

Медикаментозное лечение назначает врач. Методы и средства фитотерапии показаны детям после года жизни. В сборах назначаются растения, которые обладают дезинфицирующим и отхаркивающим действием, а также растения, способные смягчать кашель. Проводится симптоматическое лечение. Во время повышенной температуре тела лекарства от пневмонии для детей дают жаропонижающие, при судорогах - противосудорожные, при сердечной недостаточности - сердечные средства. Поскольку витаминный баланс при пневмонии нарушается (развивается так называемая эндогенная витаминная недостаточность), требуется назначение наиболее важных витаминов в дозах, превышающих физиологические потребности в несколько раз. Так, для приема внутрь назначаются витамины А, С, Е, витамины группы В.

Применение физиотерапии при пневмонии у детей ускоряет выздоровление, особенно показаны такие физиотерапевтические процедуры, как УВЧ, СВЧ, электрофорез с лекарственными препаратами. В период выздоровления назначают УФО (ультрафиолетовое облучение); особенно показана эта процедура детям, у которых выявлены признаки рахита. Хорошо повышают сопротивляемость организма общий массаж грудной клетки, лечебная физкультура, дыхательная гимнастика, а также общие гигиенические ванны, которые ребенок принимает по 3-5 мин. (температура воды 36-38 °С).

После того как воспалительный процесс в легких завершится выздоровлением, ребенок еще довольно долгое время должен наблюдаться врачом. Может проводиться общеукрепляющее лечение (с активным использованием методов и средств фитотерапии). Важное значение имеют закаливающие процедуры. Иммунитет у ребенка быстро повышается при регулярном использовании натуральных овощных, ягодных и фруктовых соков.

Как лечить пневмонию у ребенка дома народными средствами

Перед тем как лечить пневмонию у ребенка дома, нужно посоветоваться с лечащим врачом. Родители не должны заниматься лечением этого грозного заболевания на свой страх и риск. Средства, рекомендуемые народными целителями и фитотерапевтами, имеют только вспомогательное значение. О том, какие из народных средств и фитосредств родители применяют для лечения малыша, необходимо доводить до сведения педиатра, который за лечение ответственен.

Для лечения пневмонии у детей народными средствами, чтобы облегчить состояние ребенка, с разрешения врача можно воспользоваться следующими домашними препаратами:

  • сок лука репчатого с медом; приготовление: отжать из луковицы сок (можно с помощью чесночницы), смешать с медом в пропорции 1:1; давать ребенку после 3 лет по 1 чайной ложке 2-3 раза в день за 15 мин. до еды; старшему ребенку можно давать это эффективное средство по 1 чайной ложке 3-4 раза в день за 15 мин. до еды;
  • молочный отвар плодов инжира; приготовление отвара: 2 сушеных плода инжира измельчить, залить стаканом молока и варить 10-12 мин., процедить; маленькому ребенку принимать отвар теплым по трети стакана 3 раза в день; ребенку старше 6 лет пить отвар горячим по 1 стакану 2 раза в день после приема пищи;
  • мазь из гусиного жира и воска; приготовление мази: 4 части гусиного жира и 1 часть воска растереть и хорошенько смешать - получится густая мазь; применение мази: 1-2 раза в день втирать ребенку эту мазь в грудь или спину; гусиный жир можно заменить жиром куриным, также в качестве заменителя можно использовать овечье сало.

При лечение пневмонии у детей народными средствами для смягчения кашля можно использовать отвары, обладающие эффективным отхаркивающим действием. Готовят их на основе следующих сборов лекарственных растений:

  • корней алтея лекарственного - 3 части, травы душицы обыкновенной - 3 части, листьев мать-и-мачехи обыкновенной - 2 части, травы мяты перечной - 1 часть; приготовление отвара: 1 столовую ложку сухой, тщательно измельченной смеси залить стаканом воды и варить при слабом кипении примерно 5 мин., после чего настаивать полчаса, процедить; ребенку до 3 лет принимать по 1 чайной ложке средства каждые 2-3 ч.; ребенку от 3 до 7 лет - по 1 десертной ложке каждые 2-3 ч.; ребенку старше 7 лет - по 1 столовой ложке каждые 2-3 ч.;
  • почек сосны обыкновенной - 25 г, травы тимьяна ползучего - 25 г, травы сушеницы топяной - 20 г, травы фиалки трехцветной - 20 г, листьев подорожника большого - 15 г; приготовление отвара: 1 столовую ложку сухой, тщательно измельченной смеси залить 200 мл воды и варить при слабом кипении 5-7 мин., после чего настаивать до получаса и процедить. Это народное средство от пневмонии детям до 3 лет нужно принимать по 1 чайной ложке каждые 2-3 ч.; ребенку от 3 до 7 лет - по 1 десертной ложке через каждые 2-3 ч.; детям старше 7 лет - по 1 столовой ложке каждые 2-3 ч.

Лечение пневмонии у детей народными средствами в домашних условиях

А как лечить пневмонию у ребенка народными средствами, если заболевание принимает затяжное течение? В этом случае фитомедицина рекомендует в течение продолжительного времени использовать отвары, приготовленные из таких сборов:

  • травы медуницы лекарственной - 1 часть, цветков календулы лекарственной - 1 часть, цветков коровяка скипетровидного - 1 часть, травы первоцвета весеннего - 1 часть, листьев мать-и-мачехи обыкновенной - 1 часть; приготовление отвара: 1 столовую ложку смеси залить стаканом воды и варить при слабом кипении 5-7 мин., затем настаивать полчаса, процедить; ребенку до 3 лет пить по 1 чайной ложке средства каждые 2-3 ч.; ребенку от 3 до 7 лет принимать по 1 десертной ложке каждые 2-3 ч.; ребенку старше 7 лет можно принимать и по 1 столовой ложке каждые 2-3 ч.;
  • листьев мать-и-мачехи обыкновенной - 2 части, цветков бузины черной - 2 части, травы медуницы лекарственной - 2 части, травы иссопа лекарственного - 1,5 части, цветков липы сердцелистной - 1 часть; приготовление отвара: 1 столовую ложку сухой, измельченной смеси залить 200 мл воды и варить на слабом огне примерно 5 мин., потом настаивать 30-40 мин., процедить; принимать - как предыдущее средство.

Не исключено, что врач назначит какое-нибудь общеукрепляющее лечение. Чтобы лечить пневмонию у детей народными средствами в целях повышения сопротивляемости организма помогут витаминные чаи, приготовленные из таких сборов лекарственных растений:

  • плодов шиповника коричного - 5 частей, плодов рябины обыкновенной - 3 части, травы крапивы двудомной - 2 части, травы череды трехраздельной - 2 части, листьев малины садовой - 1 часть; приготовление средства: все названные компоненты нужно по возможности тщательнее измельчить, смешать, 1 столовую ложку сырья залить 200 мл крутого кипятка и настаивать в закрытой посуде, хорошо укутав полотенцем, от 45 мин. до 1 ч., процедить; ребенку до 3 лет пить по 25 мл чая 4 раза в день; ребенку старше 3 лет принимать по 50 мл средства 4-6 раз в день; пить этот чай нужно в теплом виде; можно добавлять мед по вкусу;
  • плодов смородины черной - 30 г, плодов шиповника коричного - 30 г; приготовление средства: все сушеные плоды тщательно измельчить, поместить сырье в предварительно прогретый термос, залить 400 мл кипятка и настаивать несколько часов, процедить; ребенку до 3 лет пить по четверти стакана чая 3 раза в день; старшему ребенку дозу можно увеличить до половины стакана 3 раза в день; чай пить нужно в теплом виде, в промежутках между приемами пищи.

Как ещё лечить пневмонию у детей народными средствами

При лечении пневмонии у детей в домашних условиях прекрасными источниками витаминов для ребенка с ослабленным иммунитетом могут служить отвары, которые готовят на основе следующих простых сборов:

  • плодов брусники обыкновенной - 1 часть, плодов шиповника коричного - 1 часть; приготовление отвара: 1 столовую ложку сухой смеси залить 2 стаканами воды и варить при слабом кипении 8-10 мин., потом настаивать 4 ч., процедить; ребенку до 3 лет принимать по четверти стакана средства 3 раза в день; ребенку старше 3 лет пить по полстакана отвара 3 раза в день; пить отвар теплым;
  • плодов шиповника коричного - 5 частей, плодов черники обыкновенной - 3 части, плодов малины садовой - 3 части, плодов облепихи крушиновидной - 2 части; приготовление отвара: тщательно измельчить сухое сырье, смешать, 1 столовую ложку смеси залить 2 стаканами воды и варить на слабом огне не более 5 мин., потом настаивать, хорошо укутав полотенцем (а можно и в термосе), 2 ч., процедить; ребенку 2-3 лет принимать по четверти стакана теплого отвара 3 раза в день; ребенку старше 3 лет - по полстакана отвара 3 раза в день; пить отвар следует в промежутках между приемами пищи.

Сопротивляемость организма ребенка быстро повысится в результате регулярного употребления внутрь различных овощных, фруктовых и ягодных соков. Иммунитет укрепится за счет поступления в организм большого количества витаминов и минеральных веществ. Во время лечения пневмонии у детей в домашних условиях систематическое употребление соков также способствует скорейшему очищению организма от шлаков, оставшихся после болезни; чем быстрее удастся вывести эти шлаки, тем меньше они будут угнетать организм и отнимать у него энергию. В рацион ребенка должны чаще вводиться такие соки, как томатный, морковный, апельсиновый, лимонный, яблочный, черносмородиновый и др.

Первичная профилактика пневмонии у детей раннего возраста

Профилактика пневмонии у детей раннего возраста начинается задолго до рождения малыша: организуется правильное питание будущей мамы, проводятся меры по предупреждению респираторных и инфекционных заболеваний, строго ограничивается прием женщиной некоторых лекарственных препаратов (в частности, антибактериальных средств). Эффективной профилактической мерой можно считать борьбу за естественное вскармливание малыша. Ребенок, с первых дней жизни получающий с молоком мамы антитела, менее подвержен заболеваниям, чем тот малыш, который с самого рождения вскармливается молочными смесями. Важным моментом профилактики пневмонии является своевременное выявление рахита и лечение этой болезни. Также как меры профилактики пневмонии у детей могут рассматриваться своевременные диагностика и лечение анемии, хронических расстройств питания.

Сопротивляемость организма ребенка хорошо повышают . Если закаливание проводится регулярно, вероятность заболевания малыша пневмонией становится минимальной. Среди используемых закаливающих процедур нужно назвать воздушные ванны, солнечные ванны, влажные обтирания, обливания (сначала - ног, потом - всего тела).

Для первичной профилактики пневмонии у детей постепенно и очень осторожно ребенок должен приучаться к употреблению холодного молока, мороженого, холодных напитков. Это делает ребенка более устойчивым к заболеваниям простудного характера и к пневмонии. Хронические очаги инфекции - кариозные зубы, увеличенные аденоиды, гипертрофированные миндалины - требуют санации.

Статья прочитана 3 942 раз(a).

Н. П. Шабалов, доктор медицинских наук, профессор
Детская клиника ВМА, Санкт-Петербург

Пневмония - это острый инфекционно-воспалительный процесс, поражающий преимущественно респираторный отдел легочной ткани, как правило, имеющий бактериальную этиологию и проявляющийся разной степени выраженности симптомами:

Общей реакцией организма на инфекцию (признаки интоксикации - ухудшение общего состояния, аппетита; лихорадка и др.); локальными изменениями в легких при физикальном обследовании (очаговые: укорочение перкуторного тона, ослабление дыхания, хрипы и др., см. ниже); инфильтративными затемнениями на рентгенограммах, обусловленными заполнением альвеол экссудатом, содержащим преимущественно полинуклеарные нейтрофилы; кашлем; дыхательной недостаточностью - ДН (одышка, участие вспомогательной мускулатуры в акте дыхания и др., см. ниже).

Заболеваемость пневмониями составляет в год около 15-20 на 1000 детей первых трех лет жизни и примерно 5–6 случаев на 1000 детей старше 3 лет. Предрасполагающими факторами к развитию пневмонии у детей раннего возраста являются перинатальная патология, аспирационный синдром как следствие синдрома рвот и срыгиваний, врожденные пороки сердца, рахит, другие гиповитаминозы и дефицитные состояния, в том числе иммунодефициты. Фактором, непосредственно предрасполагающим к развитию пневмонии, является охлаждение.

Смертность от пневмонии у детей в России, согласно данным Государственной статистики МЗ РФ, в 2001 году составила 116±3 на 100 000.

Этиология. Подавляющее большинство внебольничных («домашних», «уличных») пневмоний - результат активации эндогенной бактериальной флоры носоглотки, хотя возможно и экзогенное инфицирование. Многочисленные исследования показали, что клинически здоровые дети в 10-20% случаев при обследовании оказываются транзиторными носителями пневмококков, в 3-7% - гемофильной палочки или микоплазмы, хламидии пневмонии, в 20-45% - различных стафилококков. При острой респираторной вирусной инфекции (ОРВИ), охлаждении или действии других стрессорных факторов эта флора может «активироваться», приводя к развитию пневмонии.

Установление конкретной этиологии пневмонии в практической деятельности врача весьма затруднительно, поскольку пневмония - заболевание острое, лечение часто проводится на дому, и, следовательно, существуют технические трудности, связанные с забором материала для микробиологического исследования.

В 70-80% случаев "домашних" пневмоний возбудителем является Streptococcus pneumonia . Вторым по частоте возбудителем пневмонии у детей раннего возраста считают Haemophilus influenzae (около 10-15% больных). При этом у них нередко выявляется сочетанная пневмококко-гемофильная этиология пневмонии. В 60-70-х годах прошлого века довольно распространенными возбудителями пневмоний у детей первых месяцев жизни были стафилококки, но сейчас их как этиологический агент пневмонии идентифицируют гораздо реже. У 10-12% больных детей пневмонию вызывают Mycoplasma pneumoniae, Chlamydia pneumoniae или Chlamydia psitaci . У детей первых месяцев жизни возбудителями афебрильных, но протекающих с упорным кашлем пневмоний является Chlamydia trachomatis . Аспирационные пневмонии у детей раннего возраста, в частности с гастроэзофагеальным рефлюксом, которым обусловлены рвоты и срыгивания, нередко вызываются грамотрицательной флорой (E. coli и др.). Тяжелые пневмонии, как правило, обусловлены смешанной флорой - бактериально-бактериальной, вирусно-бактериальной, вирусно-микоплазменной. Вирусная пневмония - редкое заболевание. Возникает при гриппе (геморрагическая пневмония), возможна при бронхиолите аденовирусной и РС-вирусной этиологии. Диагноз вирусной пневмонии оправдан лишь при выявлении на рентгенограмме негомогенной пневмонической тени без четких контуров, сегментарных неплотных теней, быстро исчезающих без лечения; отсутствии типичных для бактериальной пневмонии сдвигов гемограммы; неэффективности лечения антибиотиками.

Классификация пневмоний у детей представлена в табл. 1.

Очаговая. Очаги чаще бывают размером 1 см и более. Очагово-сливная - инфильтративные изменения в нескольких сегментах или во всей доле легкого, на фоне которых могут быть видны более плотные участки инфильтрации и/или полости деструкции. Сегментарная - в процесс вовлекается весь сегмент, который, как правило, находится в состоянии гиповентиляции, ателектаза. Тяжелая форма пневмонии диагностируется в тех случаях, когда: больной нуждается в интенсивной терапии легочно-сердечной недостаточности или токсикоза; пневмония протекает с осложнениями.

Затяжные пневмонии диагностируют при отсутствии разрешения пневмонического процесса в сроки от 1,5 до 6 мес.

от начала болезни. При рецидивировании пневмонии необходимо обследование ребенка на наличие муковисцидоза, иммунодефицитного состояния, хронической аспирации пищи и др.

Патогенез. Основным путем проникновения инфекции в легкие является бронхогенный с распространением инфекта по ходу дыхательных путей в респираторный отдел. Гематогенный путь возможен при септических (метастатических) и внутриутробных пневмониях. Лимфогенный путь - редкость, однако по лимфатическим путям процесс переходит из легочного очага в плевру.

ОРВИ играют важную роль в патогенезе бактериальных пневмоний. Вирусная инфекция увеличивает продукцию слизи в верхних дыхательных путях и снижает ее бактерицидность; нарушает работу мукоцилиарного аппарата, разрушает эпителиальные клетки, снижает местную иммунологическую защиту, облегчая таким образом проникновение бактериальной флоры в нижние дыхательные пути и способствуя развитию воспалительных изменений в легких.

Начальные воспалительные изменения при бронхогенном пути проникновения инфекции обнаруживают в респираторных бронхиолах. Далее они распространяются на паренхиму легких. При кашле инфицированная слизь из очага воспаления попадает в крупные бронхи, а затем, распространяясь в другие респираторные бронхиолы, обусловливает создание новых очагов воспаления, то есть распространение инфекции в легких, как правило, происходит бронхогенно.

В участке клеточной инфильтрации возможно расплавление ткани с формированием булл или абсцессов. После их опорожнения через бронх в легком остается полость, обычно заживающая в виде небольшого рубца. Прорыв абсцесса в плевральную полость ведет к пиопневмотораксу.

Полное обратное развитие изменений при катаральном и фибринозном формах воспаления занимает в среднем 3 недели. Возникновение ателектаза сегмента или доли обычно связано с выраженным воспалением ветвей приводящего бронха. Развивающаяся в условиях ателектаза сегментарная пневмония имеет тенденцию к формированию фиброзной трансформации.

Патогенез нарушений сердечно-сосудистой системы при пневмонии можно схематично описать следующим образом:

токсикоз и ДН ->спазм артериол малого круга кровообращения -> легочная гипертензия и повышенная нагрузка на правые отделы сердца -> снижение сократительной способности миокарда -> нарушение периферической гемодинамики, расстройство микроциркуляции.

Функциональные нарушения легочного кровотока - более стойкое расстройство, чем изменение паренхимы легких (сохраняется до 6-8 недель).

При тяжелой пневмонии возникают энергетически-динамическая недостаточность миокарда (синдром Хегглина), дегенеративные изменения в мышце сердца и сосудах, повышение проницаемости капилляров.

Дыхательная недостаточность - состояние, при котором либо легкие не в состоянии поддерживать нормальный газовый состав крови, либо последнее достигается за счет ненормальной работы аппарата внешнего дыхания, что приводит к снижению функциональных возможностей организма. Клинико-лабораторная характеристика дыхательной недостаточности при острой пневмонии представлена в табл. 2.

Закономерно у детей, больных пневмонией, нарушаются обменные процессы, и прежде всего:

Кислотно-основное состояние: метаболический либо респираторно-метаболический ацидоз с уменьшением мощности буферных оснований, накоплением недоокисленных продуктов; водно-солевой баланс: задержка жидкости, хлоридов; у новорожденных и грудных детей возможны обезвоживание и гипокалиемия.

Диагностика острых пневмоний

Общая симптоматика является основой клинической диагностики пневмоний, принимая во внимание то, что у детей раннего возраста на первый план при пневмониях выступают признаки ДН, интоксикации, а локальные физикальные изменения в легких чаще появляются позже.

Анализ данных относительно распространенности различных симптомов при пневмонии позволил предложить следующую диагностическую схему при первом осмотре больного с острым респираторным заболеванием (ОРЗ).

Если при осмотре у ребенка, независимо от уровня температуры и при отсутствии обструкции, имеется: учащение дыхания (60 в минуту у детей первых месяцев жизни, 50 в минуту у детей 2 - 12 мес., 40 в минуту у детей 1 - 4 лет); втяжение межреберий; стонущее (кряхтящее) дыхание; цианоз носогубного треугольника; признаки токсикоза («больной» вид, отказ от еды и питья, сонливость, нарушение коммуникабельности, резкая бледность при повышенной температуре тела), то состояние расценивается как тяжелое с большой вероятностью наличия пневмонии.

Этим больным следует назначить антибиотик (см. табл. 3.) и направлять их в стационар Если у ребенка нет признаков, указанных в пункте 1, но имеются: температура 38° C дольше 3 дней; локальные физикальные признаки пневмонии; асимметрия хрипов,

то следует предположить наличие пневмонии.
Этим больным необходимо сделать анализ крови, направить их на рентгенографию; при невозможности ее проведения - назначить антибиотик.

Госпитализации подлежат больные с признаками дыхательной недостаточности Если у ребенка с ОРЗ и признаками бронхиальной обструкции имеются: асимметрия хрипов; «воспалительная» гемограмма,

этом случае cледует исключить пневмонию, назначить рентгенологическое исследование. Госпитализации подлежат больные с признаками дыхательной недостаточности. Если у ребенка фебрильная температура в течение 1-2 дней при отсутствии указанных выше признаков, то его следует наблюдать на дому как больного ОРЗ без пневмонии.

Помимо перечисленных в схеме показаний к госпитализации, следует принимать во внимание такие факторы, как преморбидный фон (гипотрофия, аномалии конституции и др.), низкий социальный статус семьи, психологические особенности родителей.

Особенности клинических проявлений пневмонии зависят от возраста, преморбидного фона, морфологической формы заболевания и возбудителя (табл. 3).

Лечение

Пневмония - инфекционное заболевание, а потому главное в лечении больного - назначение антибиотиков.

Основные принципы антибактериальной пневмонии следующие:

Антибиотики при установленном диагнозе или при тяжелом состоянии больного назначают незамедлительно, при сомнении в диагнозе у нетяжелого больного решение принимают после рентгенографии; первичный выбор антибиотика проводят эмпирически, ориентируясь на признаки, представленные в табл. 3, но, принимая во внимание этиологическую структуру «домашних» пневмоний, при наличии даже минимальных признаков бактериального токсикоза целесообразно начинать терапию с «защищенных» беталактамов - амоксиклав, аугментин и др. или цефалоспоринов II поколения, а при «атипичных» пневмониях - с современных макролидов (сумамед, макропен, кларитромицин и др.); макролидные антибиотики не следует назначать как препараты первого ряда при обычных - не «атипичных» пневмониях; показаниями к переходу на альтернативные препараты является отсутствие клинического эффекта от препарата первого выбора в течение 36–48 часов при нетяжелой и 72 часов при тяжелой пневмонии; развитие нежелательных побочных эффектов (прежде всего непереносимости - в первую очередь аллергических реакций) от препарата первого выбора; пневмококки устойчивы к гентамицину и другим аминогликозидам, поэтому терапия внебольничных пневмоний антибиотиками данной группы недопустима; при неосложненных нетяжелых пневмониях следует отдавать предпочтение назначению препаратов перорально, переходя на парентеральное введение при утяжелении течения заболевания; если терапия была начата парентерально, после снижения температуры и улучшении состояния больного следует перейти на пероральный прием антибиотика; после курса антибактериальной терапии целесообразно назначение биопрепаратов.

Другие виды лечения

Постельный режим показан на весь лихорадочный период. Питание должно соответствовать возрасту и обязательно быть полноценным. Объем жидкости в сутки для детей до года с учетом грудного молока или молочных смесей составляет 140-150 мл/кг массы. Целесообразно 1/3 суточного объема жидкости давать в виде глюкозо-солевых растворов (регидрон, оралит) или фруктовых, овощных отваров. Диетические ограничения (химически, механически и термически щадящая пища) определяют в зависимости от аппетита и характера стула. В помещении, где находится ребенок, должен быть прохладный (18 - 19°С), увлажненный воздух, что способствует уменьшению и углублению дыхания, а также снижает потерю воды. Жаропонижающие средства систематически не назначаются, так как это может затруднить оценку эффективности антибактериальной терапии. Исключение составляют дети, имеющие преморбидные показания для снижения температуры.

Лихорадку при многих инфекционных заболеваниях, в том числе при острых респираторных инфекциях, следует рассматривать как фактор, стимулирующий защитные силы организма. Многие бактерии и вирусы быстрее гибнут при повышенной температуре, на ее фоне организм отдает полноценный иммунный ответ Th1-типа - продукцию g-интерферона, интерлейкина-2 и фактора некроза опухолей, стимулирующих продукцию IgG-антител и клеток памяти. Необоснованное и частое назначение лекарственных препаратов при любом повышении температуры может привести к различным осложнениям (сенсибилизация к лекарственным препаратам, агранулоцитоз, синдром Рея и др.).

Показаниями к медикаментозной терапии лихорадки являются:

Температура тела выше 39°С; плохая переносимость повышенной температуры (мышечная ломота и/или сильная головная боль и др.); повышение температуры до 38°С у детей младше 3 месяцев, с фебрильными судорогами в анамнезе и заболеваниями центральной нервной системы или хроническими, плохо компенсированными заболеваниями сердца, почек и др.; выраженная централизация кровообращения.

При «красном» типе лихорадки (горячие конечности, гиперемия лица, чувство жара) снижение температуры тела начинают с методов физического охлаждения. Тело ребенка обтирают в течение 5 минут водой 30-32°С. После обтирания ребенка не следует укутывать. Процедуру повторяют каждые 30 минут 3-4 раза.

При отсутствии эффекта от физических методов или при наличии описанных ранее показаний для медикаментозного снижения температуры назначается парацетамол (панадол, тайленол, эффералган и др.) в разовой дозе 10-15 мг/кг.

Препарат дают ребенку не чаще 2-3 раз в сутки. Аспирин в педиатрической практике с целью снижения температуры тела при вирусных инфекциях не применяют ввиду возможного развития синдрома Рея, высокой частоты тромбоцитопатий в популяции (5%). Частое применение анальгина нежелательно из-за опасности развития агранулоцитоза, поражения почек. Из списка жаропонижающих препаратов, применяющихся у детей, в настоящее время исключен и амидопирин.

При наличии у ребенка «бледного» типа лихорадки (озноб, бледность и мраморность кожных покровов, холодные конечности) физические методы охлаждения не применяют. Лечение начинают с сосудистых препаратов в разовой дозе: никотиновая кислота - 1 мг/кг; дибазол - 0,1мг/кг; папаверин - 1 - 2 мг/кг. При потеплении конечностей, появлении чувства жара можно назначить возрастную дозу парацетамола.

При мучительном или упорном кашле у больных пневмонией широко используют мукорегуляторные средства: облегчающие эвакуацию мокроты (отхаркивающие) и разжижающие мокроту (муколитические) средства.

Отхаркивающие средства повышают секрецию жидкого компонента мокроты и улучшают транспорт мокроты за счет усиления моторики бронхов. При назначении отхаркивающих средств необходимо обеспечить достаточную гидратацию, поскольку потеря воды повышает вязкость мокроты. Применяют микстуры на основе настоя корня алтея с добавлением натрия бензоата, калия иодида и нашатырно-анисовых капель. Такие препараты, как бронхикум, «Доктор Мом», также относятся к отхаркивающим средствам.

Муколитические средства способствуют разжижению мокроты путем химического воздействия на молекулу муцина. При заболевании нижних дыхательных путей с образованием густой вязкой мокроты целесообразно использовать препараты, содержащие ацетилцистеин (АЦЦ, мукомист, флуимуцил, мукобене). Механизм действия ацетилцистеина связан со способностью свободных сульфгидрильных групп разрывать внутри- и межмолекулярные дисульфидные связи мукополисахаридов мокроты, что приводит к уменьшению вязкости мокроты. Доказано его антиоксидантное действие, способствующее поддержанию функциональной активности и морфологической целостности клеток респираторного тракта.

Муколитическим действием обладают производные алкалоида вазицина - бромгексин, бизолвон, мукосалван. Эти препараты уменьшают вязкость секрета, восстанавливают мукоцилиарный клиренс, стимулируют синтез эндогенного сурфактанта.

Карбоцистеины (мукодин, мукопронт, бронкатар) обладают одновременно мукорегулирующим и муколитическим эффектом.

Под действием препаратов этой группы происходит регенерация слизистой оболочки бронхов, восстановление ее структуры, уменьшение количества бокаловидных клеток, восстановление секреции IgA, улучшение мукоцилиарного клиренса.

Ингаляции протеолитических ферментов (химотрипсин, химопсин и др.) исключены из арсенала пульмонологии, так как могут провоцировать развитие фиброзных изменений в легких.

Полезны настои трав (подорожник, крапива, мать-и-мачеха, корень ипекакуаны, плод аниса, корень солодки и др.) или лекарственных форм из них - эвкабал, мукалтин.

Ингаляции теплой водой или 2%-ным раствором натрия гидрокарбоната являются хорошими муколитиками и не намного уступают по эффективности муколитическим препаратам.

Антигистаминные препараты и средства, угнетающие кашель, не показаны.

Банки и горчичники в лечении детей раннего возраста, больных пневмониями, в настоящее время не используются.

Физиотерапия. В остром периоде показано назначение СВЧ (5-7 сеансов), индуктотермии; электрофореза с 3%-ным раствором калия йодида (10 сеансов). Массаж и ЛФК целесообразны сразу же после нормализации температуры. В стационаре детей помещают в отдельный бокс. Ребенок может быть выписан из стационара сразу же по достижении клинического эффекта для того, чтобы избежать суперинфекции и перекрестной инфекции. Сохранение увеличенной СОЭ, хрипов в легких или остаточных рентгенологических изменений не является противопоказанием к выписке.

Реабилитацию детей, перенесших пневмонию, обычно проводят в домашних условиях и назначая сочетанные курсы виферона-1 и бифидум-препаратов, комплекса витаминно-минеральных препаратов. У часто болеющих детей полезен курс ИРС-19 или рибомунила.

Профилактические меры включают:

Проведение комплекса социально-гигиенических мероприятий; рациональное питание, закаливание, улучшение экологии жилища; предупреждение ОРВИ, вакцинопрофилактика пневмоний, конъюгированная вакцина против H. influenzae, пневмококка, вакцинопрофилактика гриппа); профилактика внутрибольничных пневмоний (госпитализация в боксы, отказ от необоснованного назначения антибиотиков).

Литература

Практическая пульмонология детского возраста / Под ред. В. К. Таточенко. М., 2000, с. 113-138. Шабалов Н. П. Детские болезни. СПб: Питер, 2002, с. 348-408.



gastroguru © 2017